Регистрация права муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность на землю — Земельное право (Меденцов А.С.)

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления, например муниципальные учреждения).

Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

13. Право государственной и муниципальной собственности на землю

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и её субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

В Советском Союзе в условиях существования исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик. С образованием независимого государства — Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24.12.1993)[40] не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресурсах»[41] были выделены федеральные земли.

Наконец, процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена ФЗ о разграничении собственности на землю. В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности — акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Для того чтобы разграничение было произведено, необходимы точные данные кадастрового учета земель. В отдельных случаях возможно и возникновение спорных вопросов. Поэтому осуществление разграничения государственной собственности на землю займет достаточно длительное время. В связи с этим ФЗ о введении в действие ЗК РФ (п. 10 ст. 3) предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю определен Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (в ред. от 21.11.2003 № 705)[42].

Установленный ФЗ о разграничении собственности на землю порядок проведения разграничения государственной собственности на землю таков:

1) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям (в настоящее время это Роснедвижимость) совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности;

2) подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ;

3) сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

Целый ряд таких перечней к настоящему времени уже утвержден. Например, распоряжением Правительства РФ от 14.02.2003 № 201-р утверждены перечни земельных участков, расположенных на территориях Пензенской и Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности[43].

Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 (в ред. от 03.10.2002)[44]. В соответствии с ними перечни земельных участков подготавливаются по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований. В отдельные перечни земельных участков включаются:

1) земельные участки, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;

2) земельные участки, расположенные на территории одного субъекта РФ, если на них возникает право собственности другого субъекта РФ;

3) земельные участки, расположенные в границах двух и более муниципальных образований;

4) земельные участки, расположенные в границах одного муниципального образования, если на них возникает право собственности другого муниципального образования.

На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формируется дело, содержащее документы, подтверждающие обоснованность внесения земельного участка в этот перечень, и при наличии — кадастровый план земельного участка.

Споры между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участков разрешаются с использованием согласительных процедур. В этих целях Роснедвижимостью или ее территориальными органами создаются согласительные комиссии, в состав которых входят уполномоченные представители Роснедвижимости, заинтересованных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Согласительная комиссия рассматривает разногласия в течение 1 месяца со дня образования. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.

Пункт 1 статьи 17 ЗК РФ почти совпадает с п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 19, посвященных праву собственности на землю субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, ЗК РФ выделяет три способа возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

1) специальное указание в федеральном законе на принадлежность земельных участков. Например, Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»[45] в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

2) акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю — в соответствии с ФЗ о разграничении собственности на землю (см. коммент. к ст. 16 ЗК);

3) приобретение Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗК РФ), конфискованные в порядке ст. 50 ЗК РФ, реквизированные (ст. 51 ЗК РФ). Государственной собственностью становятся земли, национализированные в установленном порядке (ст. 235 ГК РФ), муниципальной собственностью — бесхозяйные земельные участки (ст. 225 ГК РФ).

Кроме того, в государственной, муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность участки из земель, специально указанных в ЗК РФ либо ФЗ о разграничении собственности на землю.

В отношении федеральной собственности на такие земельные участки комментируемая статья дает отсылку к ФЗ о разграничении собственности на землю, который в ст. 3 указывает, что в федеральной собственности могут находиться участки земель:

1) лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального значения, водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности;

2) сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; водного фонда:

а) если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

б) если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ;

в) если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

г) если под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Равноправными субъектами РФ в соответствии с Конституцией считаются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа.

Выделение собственности на землю субъектов РФ в процессе разграничения государственной собственности имеет особое значение. Как уже отмечалось, в советском государстве собственность союзных республик на землю не признавалась. После создания независимого Российского государства в Федеративном договоре от 31.03.1992[46], наоборот, признавалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик, а по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. Сложность проведения разграничения государственной собственности на землю и состоит в том, что все земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, расположены на территориях субъектов РФ. Поэтому до последнего времени необходимой четкости в вопросе о том, какие земли принадлежат субъектам РФ, не было.

Следует обратить внимание, что п. 2 статьи 18 ЗК РФ устанавливает перечень земель, участки которых могут находиться в собственности субъектов РФ, если они не предоставлены в частную собственность, в отличие от п. 2 ст. 17 и ст. 19, которые в отношении, соответственно, федеральной и муниципальной собственности делают отсылку к ФЗ о разграничении собственности на землю. В результате возникли некоторые расхождения текста рассматриваемой статьи и соответствующей статьи указанного ФЗ. Действует в данном случае норма ЗК РФ.

Необходимо отметить, что исключение из общего порядка установлено для двух субъектов РФ: городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ФЗ о разграничении собственности на землю установил, что он применяется в этих субъектах РФ с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами. Этот же ФЗ предусматривает, что в Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства установлен особый порядок: на них распространяются основания внесения земельных участков, на которые у них возникает право собственности, установленные и для субъектов РФ, и для муниципальных образований. Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 19 ЗК РФ: при разграничении собственности на землю в Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются, эти субъекты РФ передают принадлежащие им земли в собственность муниципальных образований на основании принимаемых ими самими законов.

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003))[47]. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

Местное самоуправление в Российской Федерации создано для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).

Следует отметить, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники, в порядке ст. 225 ГК РФ.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установлены особые основания возникновения муниципальной собственности на земельные участки. Поскольку при разграничении государственной собственности на землю в этих субъектах РФ земельные участки в муниципальную собственность не передаются, остаются два из названных в п. 1 статьи 19 ЗК РФ основания: признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности и приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством. Считается, что оба указанных основания распространяются и на случаи возникновения муниципальной собственности в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в п. 4 статьи 19 ЗК РФ и сказано, что право муниципальной собственности на земельные участки здесь возникает при передаче участков из собственности Москвы и Санкт-Петербурга, но нет указания на то, что она возникает только в этом случае.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду, гражданам в пожизненное наследуемое владение, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям — в пользование.

В муниципальной собственности могут находиться также не предоставленные в частную собственность участки земель, перечисленных в ст. 5 ФЗ о разграничении собственности на землю. Это земли:

— особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

— сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;

— водного фонда, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением приватизированного недвижимого имущества, находившегося до приватизации в собственности РФ или ее субъектов; если они предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления (за исключением земельных участков, указанных в ст. 3 и ст. 4 ФЗ о разграничении собственности на землю); под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

— земли запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку передача земельных участков в муниципальную собственность регулируется их собственными законами, то, очевидно, может быть ими предусмотрена и возмездная передача земельных участков.

[40] ВСНД и ВС РФ. 1992. № 3. Ст. 89; № 22. Ст. 1185; 1993. № 6. Ст. 19; № 32. Ст. 1261.

[41] САПП ЗФ. 1993. № 51. Ст. 4932. Утратил силу согласно Указу Президента РФ от 25.02.2003 № 250 (СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 851).

[42] СЗ РФ. 2002. № 32. Ст. 3189; 2003. № 48. Ст. 4677.

Регистрация права муниципальной собственности на землю

Читатели не раз сообщали редакции о множестве проблем, связанных с оформлением прав на земельные участки под объекты похоронного назначения как вновь предоставляемых, так и уже существующих, но не оформленных в установленном порядке. По новым правилам, этот вопрос необходимо согласовывать с большим количеством инстанций. В связи с грядущей приватизацией кладбищ проблема стала еще острее. Каждому похоронщику хочется знать все тонкости, связанные с оформлением земли. Прежде всего, какой пакет документов необходим для осуществления процедуры.
Решение этой и других проблем, возникающих при приватизации земельных участ-ков, обсуждалось на семинаре «Основы земельного законодательства и практика подготовки документов для постановки земельных участков под похоронные комплексы на государственный кадастровый учет при регистрации прав на землю» в рамках выставки «Похоронный сервис» — 2005.
Наибольшую дискуссию вызвал вопрос о предоставлении земельных участков, необходимых для размещения новых мест погребения.
В семинаре принимали участие специалисты филиала Федерального кадастрового центра (ФКЦ) «Земля».

Основным направлением ФКЦ является создание административной системы (АС) государственного земельного кадастра (ГКЗ), включая разработку нормативно-правового, программного и информационного обеспечения автоматизированной системы, проведение исследований и разработок. Центр является головной организацией отрасли по созданию методологических основ ведения ГЗК. Совместно со своими региональными кадастровыми центрами ФКЦ «Земля» осуществляет научно-техническое сопровождение внедряемых информационных технологий и программных средств, а также обеспечение ее эксплуатации, является координатором международных проектов в области земельного кадастра и оценки земель. В сооттребования ветствии с распоряжением Министерства экономики ФКЦ «Земля» является единственным государственным поставщиком работ и услуг по созданию АС ГКЗ.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земельного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1. Без предварительного согласования мест размещения объектов.
2. С предварительным согласованием мест размещения объектов.
В связи с тем, что земельные участки для размещения мест погребения предоставляются как в городском (сельс-ком) поселении, так и за его чертой, возможны две вышеуказанные формы предоставления.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, правилами землепользования и застройки и в других случаях, перечисленных в п. 11 ст. 30 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка юридическим и физическим лицам с предварительным согласованием места размещения объекта предоставляется на праве аренды, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование, а религиозным организациям для строительства зданий (сооружений) — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий (сооружений).
Согласно ст. 31 ЗК РФ, юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строи-тельства объектов захоронения, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города (иного поселения) с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую природную среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами. При этом земельный участок должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения обустраиваются только при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы и должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти обеспечивает выбор земельного участка с учетом положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ и Постановления главного государственного санитарного врача «О введении в действие СанПиН 2.1.1279-03» (вместе с санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения СанПиН 2.1.1279-03») от 08.04.2003 № 35, при этом информирует:
— Население о предстоящем предоставлении земельных участков под места погребения;
— Землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельных участков для государственных нужд в связи с размещением места погребения;
— Собственников земельных участков о возможном выкупе земельных участков для государственных нужд в связи с размещением места погребения.
Результаты выбора земельных участков оформляются актами о выборе земельных участков для строительства и установлении его охранной и санитарно-защитной зоны, к которым прилагаются:
— Проекты границ земельных участков, утвержденные органом местного самоуправления;
— Расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков;
— Расчеты потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждает акты о выборе земельных участков, копии которых выдаются заявителю.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения мест погребения, которому предшествуют мероприятия по территориальному землеустройству и которое действует в течение трех лет [п. 8 ст. 31 ЗК РФ].
После образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства, а также установления на местности границ земельных участков, закрепления этих границ межевыми знаками и определения их координат формируются землеустроительные дела в соответствии с требованиями Росземкадастра.
На основании утвержденной землеустроительной документации подготавливаются документы о межевании в соответствии с приказом Росземкадастра «Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет», от 02.10.2002 г. № П/327.

Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Государственный кадастровый учет является обязательным для всех форм собственности на земельные участки.
Для проведения кадастрового учета необходимо подать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявку, право-устанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, оформленные соответствующим образом. Документы с подчистками, приписками, зачеркнутыми словами, неоговоренными исправлениями, документы, написанные карандашом, имеющие серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, не подлежат приему для проведения кадастрового учета.
Межевание — мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности. Документы о межевании оформляются в соответствии с «Требованиями к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Межевание земельных участков происходит с учетом их расположения в границах территориальной зоны.
Территориальная зона — часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета должно фиксироваться в книге учета документов и подтверждаться выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов.
Государственный кадастровый учет земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов), которые выдаются заявителям, формирование кадастровых дел. Плата за проведение государственного кадастрового учета с заявителей не взимается.
Единый государственный реестр земель предназначен для проведения государственного кадастрового учета и содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. Дата внесения в реестр считается моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Содержит следующие сведения:
— Кадастровые номера;
— Местоположение (адрес);
— Площадь;
— Категорию земель и разрешенное использование земельных участков;
— Описание границ земельных участков, их отдельных частей;
— Зарегистрированные вещные права и ограничения (обременения);
— Экономические и качественные характеристики;
— Наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Кадастровая карта (план) представляет собой документ, в котором в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре: о земельном участке (кадастровая карта земельного участка); о местоположении земельных участков и территориальных зон (дежурные кадастровые карты); обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, социальных, природных и иных, связанных с землей, процессах (производные кадастровые карты).
Кадастровое дело — совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Если в документах, поданных в органы, осуществляющие деятельность по ведению кадастра, содержатся противоречивые сведения или часть сведений вообще отсутствует, проведение учета приостанавливается, заявитель извещается об этом в письменной форме немедленно и с обоснованием причин приостановки, которая может длиться не больше месяца. Если в течение месяца заявитель не устраняет причины приостановления, то ему в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета с указанием причин отказа.
Причины отказа постановки на государственный кадастровый учет:
1. С заявкой о проведении учета обратилось ненадлежащее лицо;
2. Представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
3. При межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться учет, нарушены права смежных землепользователей;
4. Площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отказ в проведении государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения учета могут быть обжалованы в суде.
Если при проведении государственного земельного кадастра были допущены технические ошибки, они долж-ны быть исправлены в пятидневный срок после их обнаружения и только в том случае, если их исправление не причинит ущерба и не нарушит законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц. Если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок приведет к причинению вреда или нарушению законных интересов правообладателей земельных участков или третьих лиц, такое исправление производится на основании решения суда. Информация об исправлении технических ошибок в письменной форме должна быть направлена правообладателям земельных участков или третьим лицам.

ПОСТАНОВКА НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков для размещения мест погребения осуществляется в соответствии с законом «О государ-ственном земельном кадастре» от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ и проводится в течение месяца со дня подачи заявки.
После получения кадастрового плана земельного участ-ка администрация муниципального образования принимает решение о предоставлении земельных участков под размещение мест погребения, а в необходимых случаях и об изъятии земельных участков, попадающих под строительство. В этих случаях условия предоставления земельных участков должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды, а также возмещение потерь сельскохозяйственного производства (лесного хозяйства) при размещении объектов похоронного назначения на землях сельскохозяйственного назначения (лесного фонда).
Решение о предоставлении земельных участков под размещение мест погребения и кадастровые планы земельных участков являются основанием для заключения договора аренды, а для государственных и муниципальных учреждений основанием для выдачи свидетельств о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Религиозной организацией заключается договор безвозмездного срочного пользования земельным участком для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. После окончания строительства религиозным организациям предо-ставляются земельные участки в собственность, согласно ст. 36 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка в собственность для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 30 ЗК РФ.
Согласно п. 4 ст. 30 происходят работы по формированию земельного участка, которые включают в себя:
— Подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
— Определение технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
— Принятие решений о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставления земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
— Публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
После проведения работ по формированию земельного участка, а также установления на местности границ земельного участка, закрепления этих границ межевыми знаками и определения их координат формируются землеустроительные дела на объекты землеустройства в соответствии с требованиями Росземкадастра.
В дальнейшем процедура предоставления земельного участка под строительство без предварительного согласования места размещения объекта совпадает с вышеуказанной процедурой предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отличие состоит только в том, что после получения кадастрового плана земельного участка админи-страция муниципального образования принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя или заключения договора аренды земельного участка.

Следует отметить, что для оформления прав на земельные участки под объекты похоронного назначения существуют особенности, которые будут отражены более детально в методических рекомендациях, разрабатываемых филиалом Федерального кадастрового центра «Земля» Новосибирским региональным кадастровым центром «Земля».

Тамара ЧИСТЯКОВА, заместитель директора по научной и учебно-методической работе Новосибирского регионального кадастрового центра по Сибирскому округу «Земля»