Реорганизация и ликвидация государственного унитарного предприятия

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

Перед тем как переписывать образец, очень советуем хорошо посмотреть напечатенные в нем статьи постановлений. Сейчас они могут потерять свою силу. Хороший образец станет нужным в преодолении задач при сочинении важного документа. Это поможет сэкономить на оплате юриста. Сэкономленные ресурсы обычно не лишние.

Являясь управляющим унитарного предприятия, как директор, вы должны принимать решения, влияющие на дальнейшее развитие или устранение вашего предприятия. Так, возможны три пути развития для принятия решения.

Первый путь, когда унитарное учреждение оставляет свою нынешнюю структуру и не делает никаких изменений в его строении и уставе. Но при плохом истечении обстоятельств и низкой доходности, а также неудовлетворительных продаж товаров и услуг, предприятие окажется неплатежеспособным перед кредиторами.

Предлагается также иной путь развития ситуации, когда компания начинает реорганизовываться. Может происходить следующее действие, когда мелкие фирмы сливаются в одну крупную, а также обратное, когда организация разделяется на другие, таким образом, заканчивая свое существование в прежнем виде. Но предприятие, являясь унитарным, не может учреждать собственное дочернее предприятие согласно ограничению, введенному Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий может производиться в результате решения собственника имущества предприятия в лице государства или муниципальных образований. В условиях реорганизации предприятия существуют возможности его слияния с другим или несколькими унитарными предприятиями либо присоединения. Также возможны варианты разделения на несколько либо два предприятия и выделения из прежнего учреждения одного либо нескольких иных унитарных предприятий.

Если учредителем либо судом принято решение о ликвидации фирмы, то дальнейшие действия будут проходить по третьему варианту.

Ликвидация – это полная приостановка деятельности организации, без права передачи обязанностей третьему лицу. Обычно, это крайние меры, на которые может пойти здравомыслящий управляющий действующей организации по различным причинам, таким как банкротство предприятия, завершение миссии предприятия, установленной при его создании, и т.д.

Процесс ликвидации долгий и порой трудоемкий. Он имеет свой порядок, который определяется и регламентируются относительно федерального закона. Ликвидация или реорганизация предприятий требуют создание ликвидационной комиссии, и далее операции по обеспечению законного устранения предприятия. Существует специальные сроки подачи документов и особые процедуры. Так унитарное предприятие в письменной форме должно разослать уведомления кредиторам о своем решении не позднее 30 дней с начала процедуры реорганизации или ликвидации и поместить эти данные в органы печати. Кредиторы, в свою очередь, могут заявить свои требования к предприятию путем обращения в суд. Рамки исполнения этих дел определяются и рассматриваются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий – это ответственная процедура для каждого заявителя, влияющая на дальнейшую судьбу всего предприятия. Грамотность проведения данной операции сказывается на положительные или отрицательные стороны конечных результатов. Поэтому без квалифицированной помощи юристов и консультантов будет весьма сложно осуществить планы по ликвидации или реорганизации вашего предприятия, так как эти процессы требуют знания законов.

Тест № 5 Вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, назначение его директора

Вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, назначение его директора решаются:

собственником предприятия; Б) администрацией предприятия;

общим собранием предприятия;

Г) собственником предприятия на общем собрании предприятия.

Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия считается момент:

A) принятия решения уполномоченного на то государственного органа о его

Б) его государственной регистрации;

B) передачи ему имущества собственником;

Г) начала перечисления им прибыли собственнику.

Моментом возникновения права оперативного управления у казенного предприятия или учреждения считается момент:

А) принятия решения уполномоченного на то государственного органа о его создании;

Б) начала деятельности, приносящей доход;

В) его государственной регистрации;

Г) передачи ему имущества собственником.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальном собственности, обеспечивает его обладателю:

владение и пользование земельным участком; Б) владение и распоряжение земельным участком;

пользование и распоряжение земельным участком;

Г) владение, пользование и распоряжение земельным участком.

В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит: А)государству;

Б) муниципальному образованию;

Г) учредителю юридического лица.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком обеспечивает его обладателю передаваемые по наследству:

A) владение и распоряжение земельным участком;

Б) пользование и распоряжение земельным участком;

B) владение и пользование земельным участком;

Г) владение, пользование и распоряжение земельным участком.

Сделки по отчуждению земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении:

не допускаются; Б) допускаются;

допускаются с разрешения органа, в собственности которого он находится; Г) допускаются с согласия наследников.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решения об учреждении федеральных, региональных, муниципальных унитарных предприятий принимается уполномоченными органами исполнительной власти.

Казенные предприятия учреждаются решением Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым предоставлено право принятия такого решения.

Создание унитарного предприятия может осуществляться двумя путями: путем учреждения и путем реорганизации.

Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрен ограниченный круг оснований для создания унитарных предприятий. К ним относятся: 1) необходимость использования в рамках предпринимательства государственного имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности РФ; 2) решение таких социальных задач, как, например, реализация определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенций в интересах продовольственной безопасности государства; 3) выполнение деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для унитарных предприятий; 4) потребность в научных и научно-технических разработках в отраслях, связанных с обеспечением безопасности государства; 5) необходимость в создании и производстве отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России с точки зрения безопасности государства; 6) выпуск продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Государственные или муниципальные унитарные предприятия не могут быть созданы для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств. Для такой деятельности могут создаваться только казенные предприятия. Кроме того, казенное предприятие теперь может быть создано еще и в случае, если преобладающая часть производимой продукции предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме: 1) слияния двух или нескольких унитарных предприятий; 2) присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий; 3) разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий; 4) выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий; 5) преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества, по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГК РФ и иными федеральными законами.

Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

Глава V. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

5. В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати. в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

Статья 30. Слияние унитарных предприятий

1. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.

2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.

3. При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.

Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию

1. Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого унитарного предприятия.

3. При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

Статья 32. Разделение унитарного предприятия

1. Разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.

2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей.

3. При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.

Статья 33. Выделение из унитарного предприятия

1. Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.

2. Собственник имущества унитарного предприятия принимает решения об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.

3. При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.

Статья 34. Преобразование унитарного предприятия

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

2. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

Правительством Российской Федерации могут быть определены дополнительные условия преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в автономные некоммерческие организации.

3. Преобразование унитарного предприятия не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками реорганизуемого унитарного предприятия.

Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

4. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Реорганизация унитарных предприятий в России

Унитарное предприятие — это особенная форма функционирования предприятия, при которой имущество, используемое компанией, не является его собственностью. Существуют такие виды унитарных предприятий:

Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий

Ликвидация УП — это комплекс мер, направленных на прекращение его деятельности (ст.61 ГК РФ). Юристы выделяют такие виды ликвидации данного типа предприятий:

  • добровольная ликвидация. Проводится по решению органа, который создал компанию (орган местного самоуправления либо другой орган государственной власти). Проводится по типичной установленной законом процедуре;
  • принудительная ликвидация. Проводится по решению арбитражного суда, основаниями для которого могут послужить такие моменты в деятельности предприятия:
    • систематическое нарушение законов РФ;
    • отсутствие разрешений на определенные виды деятельности;
    • проведение незаконной деятельности;
    • отказ устранить нарушения в своей деятельности, которые были выявлены государственными органами во время проверок;
  • банкротство. Процедура проходит стандартно. Единственная особенность состоит в том, что руководитель предприятия не является его собственником, поэтому не может по своим полномочиям подать иск в арбитражный суд. При наличии первых признаков несостоятельности организации руководитель официально обращается в орган власти, который создал организацию, и сообщает про кризисную ситуацию;
  • реорганизация. Согласно норм ст.29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года №161 процедура реорганизации УП может быть проведена в таких общепринятых формах:
    • слияние;
    • присоединение;
    • выделение;
    • разделение;
    • изменение организационно-правовой формы деятельности предприятия в виде преобразования.

Как происходит реорганизация

В этом разделе детально рассмотрим как происходит процесс реорганизации отдельных видов унитарных предприятий.

В процессе преобразования МУП в АО проводится комплекс действий:

  • аудит финансово-экономической деятельности предприятия с целью выявления проблемных зон деятельности и перспектив развития;
  • проведение инвентаризации имущества компании. Цель данной процедуры состоит в анализе стоимости целостного имущественного комплекса, на основе которого ранее функционировало МУП;
  • создание комиссии по приватизации в рамках принятия государственным органом решения о проведении реорганизации. Дело в том, что даже если АО останется в государственной форме собственности, все равно имущество придется передавать на баланс предприятия.;
  • деятельность комиссии. После проведения уведомлений о преобразовании формируется передаточный акт. Стоимость и перечень имущества компании оценивается на основании заключений аудита, актов инвентаризации и документов на земельные участки, которые используются в процессе функционирования общества. После этого также проводится выпуск акций общества;
  • регистрация изменений в органах Росреестра.

Важно отметить, что государство может продать часть выпущенных акций желающим физическим и юридическим лицам.

Старт процедуры реорганизации ГУП в ГБУ ничем не отличается от преобразования МУП:

  • выдается приказ о проведении реорганизации. Данный документ составляет руководитель органа государственной власти, который является собственником предприятия;
  • создается реорганизационная комиссия.

Основными задачами данной комиссии являются:

  • проведение инвентаризации;
  • организация и контроль за проведением аудита финансового состояния предприятия.

Далее рассмотрим процесс проведения реорганизации ГУП в АО. Согласно норм ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» для возможности старта процесса реорганизации по типу преобразования в АО Правительство РФ вносит объект в План приватизации, который утверждается на период от 1 до 3 лет. После начала процедуры приватизации согласно норм п.3 ст.14 ФЗ о приватизации предприятие должно придерживаться ряда ограничений:

  • невозможность сокращения численности персонала;
  • совершать дорогостоящие сделки ( в размере более чем 50000 МРОТ).

По результатам проведения инвентаризации составляется передаточный акт, в котором указывается сумма стоимости имущества и перечень объектов. После оформления передаточного акта вновь созданное на базе ГУП АО принимает имущество на свой баланс. Параллельно АО, находящееся в собственности государства, проводит выпуск акций, которые потом могут быть проданы физическим и юридическим лицам.

Никакие другие моменты реорганизации не отличаются от общепринятых в законе.

Процедура преобразования ФГУП в АО проходит так:

  • регистрация информации о проведении реорганизации в ЕГРЮЛ;
  • оформление справки из Пенсионного фонда РФ про отсутствие задолженности по уплате налогов и сдаче необходимой отчетности;
  • проведение выпуска акций и государственная регистрация эмиссии;
  • подача регистрационных документов в Росреестр, проведение государственной регистрации преобразованного предприятия;
  • организация хранения реестра акционеров предприятия;
  • после этого производится изготовление новой печати компании;
  • предоставление информации про эмиссию акций в государственные органы;
  • открытие расчетного счета в банке;
  • переоформление всех лицензий и документов, которые были у «старого» предприятия.

Согласно норм закона ЧУП можно реорганизовать только в ООО. Процедура проведения действия такова:

  • проведение собрания с участием потенциальных новых партнеров;
  • создание комиссии по инвентаризации имущества;
  • проведение процедуры уведомления государственных органов о начале реформирования предприятия;
  • уведомление кредиторов о старте реорганизации;
  • период принятия претензий от кредиторов (30 дней с момента старта реорганизации);
  • подведение итогов инвентаризации;
  • подготовка регистрационных документов на новое юридическое лицо и подача документов в органы Росреестра;
  • получение свидетельства о государственной регистрации.

О примере реорганизации ГУПов расскажет данный видеосюжет:

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.

Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  • Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)

Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

  • ликвидация государственного унитарного предприятия;
  • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
  • ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

Порядок ликвидации

Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.

Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.

Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.

Пошаговая инструкция о ликвидации обособленного подразделения в статье по ссылке.

При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:

  • Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Составление соответствующего приказа.
  • Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе. Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое. В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления. С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
  • Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия. Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
  • Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия). Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости. Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.
  • Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
  • Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.
  • Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.
  • При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.
  • Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
  • Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).
  • Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.
  • Исключение предприятия из ЕГРЮЛ. В ФНС направляется заявление по форме P15002
  • Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.

В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

Признание унитарного муниципального предприятия банкротом

Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.

На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).

Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.

Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

  1. Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
  2. Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1) более, чем на 3 месяца.

Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

  • Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.

Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Цены на ликвидацию ООО с долгами, по ссылке.

Интересуетесь, как закрыть нулевую фирму ООО? Какие необходимые требования для закрытия, читайте по этому адресу.

Основания для принудительной ликвидации

Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:

  • Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
  • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
  • Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
  • Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
  • Иные причины, установленные ГК РФ.

Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.

Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

  • Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61

Реорганизация и ликвидация государственного унитарного предприятия

Пунктом 2 упомянутой статьи определено, что имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия (ГУП) установлен п. 3 ст. 12 Закона N 161-ФЗ — он должен составлять не менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.

Если собственник имущества (уполномоченный орган государственного или муниципального управления) унитарного предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В следующем выпуске — Добровольная ликвидация общественного фонда: порядок и налогообложение.

Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия

Вопрос-ответ по теме

Во всех комментариях и статьях в основном говорится об ООО, АО, а вот о гос. предприятии (предприятие области нет). Возможно ли описать процедуру добровольной ликвидации государственного предприятия (срок, порядок и т. п.)?

Порядок ликвидации государственного унитарного предприятия ( далее ГУП) определяется статьями 61 — 64.1 ГК РФ. О том , в каких случаях и как ликвидируется ГУП , читайте в рекомендации ниже.

При государственной регистрации ликвидации ГУП Вы можете ориентироваться на рекомендацию Как зарегистрировать ликвидацию ООО, так как процедура регистрации ликвидации ГУП не отличается от процедуры ликвидации ООО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

« Государственное или муниципальное унитарное предприятие ( далее — предприятие) можно ликвидировать*:

Такое правило установлено в статье 35 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ( далее — Закон об унитарных предприятиях).

Ликвидация унитарного предприятия по решению собственника его имущества

Как правило , решение о ликвидации предприятия принимает собственник его имущества , то есть Российская Федерация , ее субъект или муниципальное образование ( п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях). Другими словами , добровольная ликвидация встречается на практике гораздо чаще , нежели принудительная.

Порядок принятия решения от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных унитарных предприятий установлен в подпунктах « б» и «в» пункта 3 постановления Правительства Р. Ф. от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»*. О том , какие органы принимают решения о ликвидации предприятий от имени субъектов РФ и муниципальных образований , уточняется в иных актах.

Собственник вправе принять решение о ликвидации предприятия в любой момент и независимо от каких-либо условий*.

Вместе с тем , может сложиться ситуация , когда у собственника возникнет обязанность ликвидировать предприятие. Так , если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда, установленного на дату госрегистрации такого предприятия , и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до этого размера , собственнику понадобится либо ликвидировать , либо реорганизовать юридическое лицо ( абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). Подробнее об этом см. В каких случаях и в каком порядке может проводиться уменьшение уставного фонда унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия принял решение о его ликвидации. Можно ли добиться отмены такого решения через суд

Как правило , нельзя.

Дело в том , что законодательство не предусматривает каких-либо ограничений права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании недействительным постановления администрации муниципального образования о ликвидации предприятия , указав , что действующим законодательством не предусмотрено ограничение права собственника на принятие такого решения

Глава администрации муниципального образования К. принял постановление « О ликвидации муниципального унитарного предприятия « М.»».

Не согласившись с указанным постановлением , МУП « М.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

Суд отказал в иске , указав на следующее. Пункт 1 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях предусматривает , что предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции , установленной актами , определяющими статус этих органов ( п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Порядок принятия решений о создании , реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования ( п. 5, 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; далее — Закон о принципах организации местного самоуправления).

Суд посчитал , что порядок принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий , установленный в муниципальном образовании К., был соблюден. В частности , решение о ликвидации МУП « М.» приняло уполномоченное лицо — глава администрации.

При этом суд отметил , что ни Гражданский кодекс РФ , ни Закон об унитарных предприятиях не предусматривают ограничение права собственника на принятие решения о ликвидации предприятия ( постановление ФАС Центрального округа от 3 октября 2011 г. по делу № А68−9276/2010).

Однако суд может встать на сторону предприятия и признать решение о ликвидации недействительным в каждом из следующих случаев:

  • нарушен порядок принятия решения о ликвидации предприятия ( к примеру , решение принял неуполномоченный орган);
  • нарушены государственные ( муниципальные) интересы.

Пример из практики: суд признал недействительным постановление главы администрации города о ликвидации предприятия , указав на нарушение установленного в городе порядка принятия решений о ликвидации. Помимо этого суд обратил внимание на то , что в постановлении не были указаны причины ликвидации предприятия , которое являлось единственным в городе

Комитет по управлению имуществом города Т. принял решение о создании МУП « З.» с целью бесперебойного и постоянного обеспечения населения печатной продукцией и получения соответствующей прибыли. Основным видом деятельности предприятия стала розничная торговля книгами , журналами , газетами , писчебумажными и канцелярскими товарами , а также техническими носителями информации.

Позднее глава администрации города Т. издал постановление о ликвидации МУП « З.» и назначил ликвидационную комиссию.

Полагая , что указанное постановление является незаконным и нарушает права предприятия на осуществление уставной деятельности , МУП « З.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления недействительным.

Суд указал , что порядок принятия решений о создании , реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования ( п. 5, 6 ч. 10 ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления). Как установил суд , аналогичные положения содержит и устав города Т.

Однако на дату принятия оспариваемого постановления городская дума ( представительный орган города Т.) не утвердила порядок принятия решений о создании , реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. При этом устав МУП « З.» предусматривает , что предприятие можно реорганизовать или ликвидировать лишь по решению городской думы , а также по решению суда по основаниям и в порядке , установленным действующим законодательством.

В результате суд пришел к выводу о том , что решение о ликвидации МУП « З.» был вправе принять только представительный орган — городская дума. При этом суд учел , что устав МУП « З.» не является типовым и в него не были внесены изменения после утверждения Положения о муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования города Т. ( п. 4.2 этого положения предусматривает , что решение о ликвидации предприятия принимает глава администрации города).

Суд отклонил доводы ответчика и третьих лиц о том , что в отсутствие порядка принятия решений о ликвидации муниципальных предприятий решение о ликвидации МУП « З.» в силу статей 61 и 63 Гражданского кодекса РФ может принимать глава администрации города. По мнению суда , законодатель императивно предусмотрел необходимость определения такого порядка и отнес это к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления ( ст. 35 Закона о принципах организации местного самоуправления).

Кроме того , суд учел , что в оспариваемом постановлении не были указаны причины и обстоятельства , которые побудили администрацию города Т. принять решение о ликвидации МУП « З.». Вместе с тем , данное предприятие является единственным предприятием в городе , осуществляющим розничную торговлю книжной продукцией. Оно добросовестно уплачивало налоги и не было убыточным. Суд принял во внимание и тот факт , что ликвидация МУП « З.» могла повлечь за собой увольнение 18 человек.

Отклонил суд и довод ответчика о том , что собственник вправе ликвидировать созданное им предприятие без каких-либо оснований в силу положений статьи 61 Гражданского кодекса Р. Ф. Суд указал , что в рассматриваемом случае нормы гражданского законодательства подлежат применению в совокупности с положениями Закона о принципах организации местного самоуправления , в связи с чем при принятии решений о ликвидации муниципальных предприятий и учреждений необходимо учитывать публично-правовую природу муниципальной собственности и приоритет муниципальных интересов.

В итоге суд удовлетворил требование МУП « З.» и признал постановление главы администрации города Т. о ликвидации предприятия недействительным ( постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2009 г. № 20АП-2509/2009 по делу № А68−1210/09).

Ликвидация унитарного предприятия по решению суда

По решению суда предприятие может быть ликвидировано по основаниям и в порядке , которые установлены Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами ( п. 2 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях). Речь идет о следующих случаях*:

  • государственная регистрация предприятия признана недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона , если они носят неустранимый характер;
  • предприятие ведет деятельность без надлежащего разрешения ( лицензии), в том числе после аннулирования полученной ранее лицензии ( п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров , связанных с ликвидацией юридических лиц ( коммерческих организаций)»);
  • предприятие осуществляет деятельность , запрещенную законом , либо с нарушением Конституции Р. Ф. , либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

Иным федеральным законом , устанавливающим основание для ликвидации предприятия , является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности ( банкротстве)». В соответствии с пунктом 3 статьи 149 данного закона определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

Внимание! Суд может принять решение о ликвидации унитарного предприятия , если оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях.

Переходные положения Закона об унитарных предприятиях предусматривают , что в срок до 1 июля 2003 года все унитарные предприятия обязаны привести свои уставы в соответствие с нормами этого закона ( п. 2 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях).

В настоящее время все еще существуют предприятия , которые эту обязанность не исполнили. Таким предприятиям необходимо учитывать риск принудительной ликвидации и постараться привести свои уставы в соответствие с законом в максимально короткие сроки.

Пример из практики: суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации малого государственного предприятия , поскольку оно не привело свой устав в соответствие с нормами Закона об унитарных предприятиях

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации малого государственного предприятия « Ч.».

Заявленное требование инспекция мотивировала тем , что действующее законодательство не предусматривает такой организационно-правовой формы юридического лица , как малое предприятие. Ответчик , по мнению инспекции , не привел свои учредительные документы в соответствие с Законом об унитарных предприятиях.

Суд удовлетворил заявленное требование и возложил обязанности по ликвидации предприятия на собственника его имущества ( территориальное управление Росимущества) и учредителя ликвидируемого лица ( государственное предприятие). При вынесении решения суд руководствовался следующими нормами права:

  • пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ « О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • пунктом 2 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях;
  • пунктами 2 и 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ;
  • пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц».

При этом суд учел тот факт , что в ходе судебного разбирательства предприятие заняло принципиально противоположную позицию и отказалось устранить допущенные им нарушения ( постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2007 г. по делу № А79−5689/2006,определением ВАС РФ от 4 октября 2007 г. № 12144/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Порядок ликвидации унитарного предприятия

Независимо от того , кто принял решение о ликвидации предприятия ( собственник его имущества или суд), собственнику нужно назначить ликвидационную комиссию*.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. Такие правила установлены в пункте 4 статьи 35 Закона об унитарных предприятиях.

Ликвидационная комиссия обязана совершить ряд действий , направленных на прекращение деятельности предприятия.

Ликвидация считается завершенной , а предприятие — прекратившим свое существование после внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении ( п. 9 ст. 63 ГК РФ)*.