Роль органов местного самоуправления в защите прав потребителей

Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Карбушев, Дмитрий Александрович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Карбушев, Дмитрий Александрович

Глава I. Муниципальные гарантии прав и свобод человека и гражданина : понятие и виды.

§ 1. Место и роль органов местного самоуправления в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

§ 2. Полномочия местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации: содержание и проблемы правового закрепления.

Глава II. Реализация полномочий местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

§ 1. Муниципальные институты, обеспечивающие и защищающие права и свободы человека и гражданина на территории муниципального образования: правовое положение и полномочия.

§ 2. Правообеспечительная и правозащитная деятельность муниципальных институтов: ее особенности, формы и методы осуществления.

Глава III. Обеспечение и защита отдельных групп основных прав и свобод граждан органами местного самоуправления и иными муниципальными институтами.

§ 1. Обеспечение и защита личных (гражданских) и политических прав органами местного самоуправления и муниципальными институтами.

§ 2. Обеспечение и защита экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан органами местного самоуправления и муниципальными институтами.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Местное самоуправление в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

Актуальность темы диссертационного исследования определяется ролью и местом правового института основных прав и свобод человека и гражданина в процессе формирования правового государства. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации 1993 г. «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституция РФ также закрепляет , что в качестве обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина . Таким образом, Конституция Российской Федерации заложила основу системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно», а «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Это означает, что конституционная обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина напрямую не распространяется на местное самоуправление и его органы. В ст.ст. 130-133 Конституции специально не упоминается об обязанностях местного самоуправления или его органов в сфере обеспечения или защиты прав и свобод человека и гражданина.

Однако, несмотря на то, что ведущую роль в системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина играют государство и его органы, местное самоуправление нельзя полностью исключить из числа субъектов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод. Подтверждением этому служит ст. 18 Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание не только деятельности законодательной и исполнительной власти, но и местного самоуправления. Следует заметить, что и иные нормы Конституции РФ (ст. 24, ч. 2; ст. 32, ч. 2; ст. 33; ст. 40, ч.ч. 2 и 3; ст. 41, ч.ч. 1 и 2; ст. 43, ч. 2 и 3) отражают роль местного самоуправления, его органов и муниципальных учреждений в гарантировании ряда основных прав и свобод человека и гражданина. Наконец, Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., давая в ст. 3 (ч. 1) легальное определение местного самоуправления, указывает на его обязанность действовать в интересах местного населения. Это предполагает не только необходимость соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления, но и совершение муниципальными органами и учреждениями некоторых позитивных действий по созданию условий для наиболее полной реализации прав и свобод граждан на территории муниципального образования, предупреждения и пресечения нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также восстановления нарушенных прав.

Таким образом, местное самоуправление, его органы и иные муниципальные институты, также как и Российское государство в целом, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, несут определенные обязанности по обеспечению реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако если основные проблемы функционирования системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выявлены российской юридической наукой, предпринимаются достаточно эффективные попытки их решения, то на теоретическое изучение проблем обеспечения и защиты на уровне местного самоуправления развернуто недостаточно. С учетом того, что муниципальный уровень обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина ближе к непосредственному носителю основных прав и свобод, его исследование представляется важным.

Актуальность темы диссертационного исследования также обусловлена тем, что в настоящее время завершается реформа местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » вступил в силу с 1 января 2009 г., но совершенствование муниципального законодательства продолжается.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В российской юридической науке проблемы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также институциональных элементов системы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина относится к числу наиболее широко изученных.

Значительный вклад исследование защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина внесли такие авторы фундаментальных теоретико-правовых и конституционно-правовых исследований как М.И. Абдуллаев , М.И. Байтин, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук , Е.А. Глухарева, С.И. Глушкова, В.А. Карташкин , В.Т. Кабышев, Е.А. Лукашева, О.Э. Лейст , М.В. Мархгейм, Т.Д. Матвеева, И.В. Ростовщиков , Ф.М. Рудинский, A.B. Стремоухов, И.Е. Фарбер , В.А. Четвернин, Б.С. Эбзеев и другие ученые.

Отдельные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина были также проанализированы российскими учеными — юристами как С.А. Авакъян, В.В. Бойцова , О.Н. Булаков, В.И. Бутылин, В.М. Жуйков , В.П. Кашепов, Г.Н. Ком-кова, В.М. Лебедев , А.П. Любимов, М.С. Матейкович, О.О. Миронов , Г.А. Мура-шин, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева , В.В. Щебляков, H.A. Чепурнова.

В последнее время появился целый ряд научных исследований, которые вносят заметный вклад в исследование муниципально-правовой проблематики, в том числе, научные труды Т.М. Бялкиной , В.И. Васильева, И.В. Выдрина,

E.B. Гриценко , A.P. Еремина, B.B. Еремяна, A.A. Замотаева , H.A. Игнатюка, A.H. Кокотова, В.И. Мокрого , JI.A. Нудненко, А.А.Сергеева, Н.С. Тимофеева , Е.И. Шугриной.

Вместе с тем, в российской юридической науке обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина и местное самоуправление рассматриваются как самостоятельные, непересекающиеся проблемы. Немногие российские конституционалисты — Н.С. Бондарь, М.Н. Малеина , В.И. Фадеев — своих исследованиях анализируют особенности правового положения личности на муниципальном уровне, а также участие местного самоуправления в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина.

И все же, несмотря на то, что отдельные вопросы, относящиеся к проблематике настоящего исследования, нашли свое отражение в трудах отдельных российских ученых, стоит отметить, что проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина местным самоуправлением , его органами и иными муниципальными институтами еще недостаточно изучены в науке конституционного и муниципального права.

Недостаточная изученность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного этапа развития правовой системы России определяют необходимость дальнейших исследований в этой области и обуславливают выбор темы диссертационного исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных ученых, специалистов в области теории права и государства, таких как A.B. Васильев , JI.H. Завадская, А.Д. Керимов, В.В. Лазарев , Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко , Н.С. Матузов, A.C. Мордовец, В.А. Патюлин , З.А. Станкевич, A.B. Стремоухов, В.М. Чхиквадзе , Т.М. Шамба, А.И. Экимов и др., а также видных конституционалистов — М.В. Баглая, И.Н. Барцица , H.A. Богдановой, Л.Ф. Болтенковой, Р.Ф. Васильева , А.Н. Кокотова, O.E. Кутафина, Ю.И. Лейбо , Т.Д. Матвеевой, В.А. Ржевского, Ю.Л. Шульженко , И.С. Яценко и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся при функционировании системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина местным самоуправлением, его институтами, органами и должностными лицами.

Предмет диссертационного исследования составляют нормы российского права, устанавливающие полномочия институтов и органов местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также регулирующие порядок их реализации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, и другие, а также ряд частно-научных методов — формально-юридический, юридического прогнощирования и иные методы, в соответствии с которыми диссертант рассматривает общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина институтами и органами местного самоуправления.

В частности, конкретно-исторический метод использован при рассмотрении учреждения институтов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на уровне муниципальных образований, а также поэтапного закрепления в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах осуществления правообеспечительной и правозащитной деятельности; структурно-функциональный — при анализе взаимодействия институтов и органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также при выявлении основных направлений взаимодействия муниципальных и общественных правозащитных институтов.

Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Нормативную правовую базу исследования составляют международные договоры, участником которых является Российская Федерация (в частности, Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.); конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции и уставы субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы; федеральные законы (в первую очередь, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »); указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации.

Диссертантом также были проанализированы законы и подзаконные нормативные правовые акты субъектов Федерации, устанавливающие особенности организации местного самоуправления, функции и полномочия его институтов и органов, в том числе, в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

При подготовке диссертационного исследования были изучены уставы и иные муниципальные правовые акты, регулирующие полномочия институтов и органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод жителей конкретных муниципальных образований.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы исследовать местное самоуправление как один из элементов конституционной системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также выработать предложения относительно совершенствования его правообеспе-чительной и правозащитной деятельности.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

— рассмотреть место и роль местного самоуправления, его институтов и органов в конституционной системе обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;

— обосновать компетенцию местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

— исследовать конкретные институты и органы местного самоуправления как институциональные элементы системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина;

— раскрыть специфику форм и методов осуществления институтами и органами местного самоуправления правообеспечительной и правозащитной деятельности;

— рассмотреть особенности обеспечения и защиты личных (гражданских) и политических прав и свобод человека и гражданина институтами и органами местного самоуправления;

— проанализировать специфику обеспечения и защиты экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина институтами и органами местного самоуправления.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем осуществлено исследование местного самоуправления как одного из уровней конституционной системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, при этом особая роль местного самоуправления в этой конституционной системе обусловлена его характерными чертами как института гражданского общества, с одной стороны, и как института организации публичной власти народа — с другой.

В диссертации обосновано, что обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из функций местного самоуправления; проанализированы полномочия отдельных институтов местного самоуправления в данной сфере. Диссертант рассматривает особенности форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно местным населением, а также органами местного самоуправления. Выявлена специфика правообеспечительной и правозащитной деятельности муниципальных институтов в отношении отдельных групп основных прав и свобод человека и гражданина — личных (гражданских), политических, экономических, социальных и культурных.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны:

— в соответствии со сложившимся в российской юридической науке системным подходом к обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из понимания местного самоуправления как особой формы публичной власти, диссертант полагает возможным определить местное самоуправление как один из уровней конституционной системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Особенности муниципального уровня обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина обусловлены характеристиками местного самоуправления как негосударственного института организации публичной власти народа. К ним относятся следующие: а) адресный характер, предполагающий обеспечение и защиту индивидуальных прав и свобод конкретных граждан, а также коллективных прав и свобод, реализуемых объединениями граждан, находящимися на территории муниципального образования, б) направленность правообеспечительной и правозащитной деятельности местного самоуправления не на весь спектр основных прав и свобод, а только на ту их часть, которая входит в решение вопросов местного значения, а также осуществления полномочий , передаваемых органам местного самоуправления, в) сочетание властно-публичных и общественных методов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, г) локальный характер, обусловленный тем, что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, и предполагающий обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина преимущественно на территории муниципального образования;

— на основании анализа содержания норм Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепляющих правовые основы организации местного самоуправления ст.ст. 12, 18 и 130-133), положений федеральных законов, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении , а также уставов муниципальных образований, диссертант полагает возможным определить обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из функций местного самоуправления в Российской Федерации. Содержание данной функции состоит в создании и развитии на территории муниципального образования общих гарантий — экономических, политических, социальных, идеологических, организационных условий правомерной реализации прав и свобод человека и гражданина, а в случаях, установленных законом, — в установлении и реализации специальных юридических гарантий, направленных на предупреждение и пресечение нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также на их восстановление в случае нарушения;

— в результате изучения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, а также уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов, диссертантом установлено, что муниципальные институты непосредственной демократии (местный референдум и публичные слушания) используются для предупреждения нарушения прав, реализуемых в целом всем местным сообществом в границах муниципального образования (права на благоприятную окружающую среду, права на осуществление местного самоуправления на территориях, сложившихся с учетом исторических, национальных и иных местных традиций).

Диссертантом сделан вывод о том, что иные права и свободы обеспечиваются и защищаются органами местного самоуправления, а также объединениями граждан, учреждаемыми органами местного самоуправления на основе принципов законности и добровольности участия граждан (муниципальными общественными палатами или советами, общественными приемными, добровольными объединениями граждан правоохранительной направленности и др.). При этом специализированные правозащитные муниципальные органы (комиссии по правам человека, комиссии и уполномоченные по правам ребенка, комиссии по реабилитации жертв политических репрессий и др.) представляют исключительные случаи в российской практике муниципального строительства, что обусловлено отсутствием в Федеральном законе « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » прямого указания на возможность их учреждения. Они осуществляют свои полномочия, как правило, на общественных началах, что не способствует высокой эффективности их деятельности;

— исследование форм и методов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина местным самоуправлением, его органами и иными муниципальными институтами позволило диссертанту прийти к выводу о том, что правотворческая форма деятельности местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан носит подзаконный характер, что не означает невозможность установления в муниципальных правовых актах специфических льгот и гарантий для отдельных групп местного населения, а таюке конкретизации организационно-правовых механизмов реализации прав местного населения на территории соответствующего муниципального образования.

На основании изложенного, диссертант предлагает отказаться от исчерпывающего характера перечня прав муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, закрепленных в ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »;

— на основании анализа федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а также муниципальных правовых актов диссертантом установлено, что приоритетной формой обеспечения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и иными муниципальными институтами является оперативно-исполнительная деятельность, направленная на создание организационных, материальных, идеологических условий реализации конституционных прав и свобод граждан, а также предупреждение их нарушений на территории муниципального образования. Она заключается в предоставлении населению муниципальных образований различных муниципальных публичных или социальных услуг; совершении действий организационного характера; предоставлении материальных ресурсов некоммерческим и иным организациям, обязанным реали-зовыватъ субъективные права граждан; правовом просвещении местного населения и индивидуальном консультировании граждан по вопросам их прав и свобод, форм и методов реализации и защиты. Это предполагает необходимость планирования данной деятельности, в т.ч., принятия органами местного самоуправления целевых программ обеспечения и защиты прав и свобод граждан на территории муниципального образования или же формирования специальных разделов в комплексных программах социально-экономического развития муниципального образования.

Деятельность органов местного самоуправления в сфере защиты прав населения муниципального образования от чрезвычайных ситуаций, а также от преступных посягательств и иных правонарушений также является оперативно-исполнительной и направлена на предупреждение нарушений прав граждан, обучение их способам самозащиты и иных действий в таких ситуациях;

— муниципальный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина осуществляется органами местного самоуправления по вопросам местного значения, а в случаях, установленных законом — и при осуществлении органами местного самоуправления переданных им полномочий государственных полномочий. Он носит предварительный характер и направлен на предупреждение нарушения прав и свобод граждан на территории муниципального образования. Последующий муниципальный контроль имеет промежуточный характер, по его результатам вырабатываются решения рекомендательного характера;

— диссертантом выявлены особенности обеспечения и защиты основных прав и свобод, относящихся к различным видам — личным (гражданским), политическим, экономическим, социальным и культурным: а) деятельность местного самоуправления в сфере обеспечения и защиты личных (гражданских) прав и свобод осуществляется под контролем государства, направлена на создание условий личной безопасности граждан на территории муниципального образования, предполагает преимущественно воспитательную деятельность по предупреждению различных нарушений правопорядка на территории муниципального образования. При этом не устанавливаются муниципальные гарантии отдельных личных (гражданских) прав, б) федеральное законодательство, законодательство субъектов Федерации и муниципальные правовые акты закрепляют ряд полномочий органов местного самоуправления в отношении каждого конституционного политического права или свободы. Данные полномочия носят оперативно-исполнительный характер и направлены на содействие в реализации конкретного политического права (свободы), а также предоставление материальных ресурсов организациям, обязанным реализо-вывать отдельные политические права и свободы, в) полномочия местного самоуправления и его органов в сфере обеспечения и защиты экономических, социальных и культурных прав могут быть охарактеризованы как предоставление населению муниципального образования различных услуг экономического и социального характера.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы нормотворческими и правоприменительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при совершенствовании системы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Положения, основанные на выводах диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов « Конституционное право Российской Федерации», « Муниципальное право Российской Федерации » и «Права человека в международном и внутригосударственном праве».

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на X Международной конференции « Россия: ключевые проблемы и решения » (Москва, 2009 г.), а также нашли отражение в научных публикациях диссертанта.

Структура и содержание диссертации. Цели и задачи, поставленные диссертантом, определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, официальных документов и научной литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Карбушев, Дмитрий Александрович, 2010 год

1. Авругин ЮЛ. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. СПб, 2003.

2. Автономов A.C. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М. 2009.

3. Алехин А.П., Кармолицкий А А, Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1996.

4. Анисимов П.В., Медведацкова Л.В. Теоретико-правовые и организационные основы правозащитой системы в Российской Федерации. Волгоград , 2007.

5. Антонова H.A. Органы местного самоуправления: Нормативные правовые акты. М., 2006.

6. Байтин М.И. Функции государства // Общая теория государства и права / Oib. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. Т. 1. Государство. С. 395408.

7. Баранов В. М., Леонгенков А. В. Муниципальные правовые акты в системе источников российского права Н. Новгород, 2006.

8. Бахрах Д.Н., Хазанов СД Формы и методы деятельности госуд арственной администрации. М., 2001.

9. Боброва НА. Гарантия реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984.

10. Богданова Н А. Система науки конституционного права М., 2001.

11. Бондарь НС. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод граждан в местном самоуправлении. М., 2004.

12. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: консттпуционализация муниципальной демократии в России. М., 2008.

13. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М., 2007.

14. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006.

15. Васильев В Я. Законодательная основа муниципальной реформы. М, 2005.

16. Васильев В Л Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления . Воронеж,1996.

17. Вгарук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

18. Воеводин ЛД Юридический статус личности в России. М., 1997.

19. Глущенко ГШ,, Кикоть В .Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. М., 2002.

20. Головисггикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека. М., 2008.

21. Государство и демократия в период построения развитого социализма. М., 1974.

22. Гражданское общество в России: возможность самоорганизации и механизмы правового регулирования. М., 2005;

23. Гулиев B.C., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права М., 1984.

24. Доклад Координационного комитета по местным и региональным органам власти «Определение и пределы принципа субсидиарности ». // Изд ание Совета Европы. 1994.

25. Звягинцев М.Н.Понятие и классификация муниципальных правовых актов. Барнаул, 2007.

26. Иванов А.П. Гарантии конституционных прав и обязанностей советских граждан // Ученые записки Саратовского юридического ин-та 1968. Вып. ХУЛ . С. 115-1121.

27. Игнапок НА, Замотаев А А, Паалушкин A.B. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2005.

28. Каргашов В.Н. Правозащитные системы: понятие, основные типы и принципы // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: сб. ст. / Под ред. ВМ. Баранова Н. Новгород, 2003.

29. Козлова Е.И., Кугафин O.E. Конституционное право России: учебник. М., 2004.

30. Кокогов А.Н., Саломажин A.C. Муниципальное право России: Учебник. М., 2005.

31. Констшуционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел. М, 1982.

32. Конституционный стшус личности в СССР. М., 1980.

33. Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. А.И. Демидова , В.Т. Кабышева Саратов, 2003.

34. Крусс В.И. Теория конституционного правопсшьзования. М., 2007. С

35. Кряжков ВА. Информация в советской представительной системе. Свердловск, 1987.

36. Кугафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007.

37. Кугафин O.E., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. М., 1986

38. Лазарев В.В. Применение советского права Казань, 1972.

39. Личность и власть ( конституционные вопросы). Ростов н/Д, Саратов. 1995.

40. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. М., 2004.

41. Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001.

42. Мордовец A.C. Гарантии прав личности: понятие и классификация // Теория государства и права / Под ред. НИ. Мшузова, A.B. Малько . М, 2001.

43. Муниципальное правд России: Учебник для вузов / Под ред. A.C. Прудникова и А.М. Никитина М., 2004.

44. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.

45. Основные результаты работы участковых уполномоченных милиции за 2004 год. Уфа МВД РБ, 2004.

46. Шполин В А Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.

47. Плотникова И.Н. Конституционное правд человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России. Саратов, 2004.

48. Понкин И.В. Светскость государства М., 2004.

49. Постовой Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М.: Юриспруденция , 1999

50. Права человека/Отв. ред. ЕА Лукашева М., 2001

51. Правовая полигика России: теория и практика/ Под ред. Н.И. Матузова , А.В. Малько. М., 2006.

52. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2007.

53. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.

54. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983. С. 68-73.

55. Ростовщиков И.В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. Саратов, 1988.

56. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, констшуционно-правовые институты. Екатеринбург,2003.

57. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность . Волгоград , 1976.

58. Сабикенов С. Некоторые вопросы защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов советских граждан // Проблемы государства и права: тр. науч. сотрудников и аспирантов. Вып. 9. M., 1974. С. 61 -68.

59. Снигирева И.О. Нормы о социальном партнерстве в трудовом законодательстве. Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М. 2004.

60. Сгарилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. П. М., 2002.

61. Сгремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб., 2007.

62. С грогович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности . M., 1966.

63. Тихомиров ЮЛ. Теория компетенции. М., 2001

64. Толкачев К.Б., Хабибулин Л.Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. Уфа, 1991.

65. Юридическая процессуальная форма: теория и практика. М., 1976.

66. Явич Л.С. Общая теория права Л., 1971.

67. Ямпольская Ц. А. О субъективных правах граждан и их гарантиях . // Вопросы советского государственного правам., 1959. С. 162-169. Статьи в периодических изданиях

68. Алексеенко С.Н., Карякин RH. Актуальные вопросы формирования системы управления здравоохранением в муниципальных образованиях // Советник бухгалтера в здравоохранении. 2008. № 5.

69. Аленкина Н.Б. О месте социальных прав в системе прав человека// Современное право. 2004. № 9.

70. Алешкова Н.П. Официальная дата муниципального правового акта // Конституционное и муниципальное право. 2008. №22.

71. Антонова НА Развитие форм непосредственной демократам в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4.

72. Антонова НЛ. Участие населения в правотворческом процессе муниципальных образований: реальность или фикция ? // Юридический мир. 2009. № 7.

73. Бондарь О.Н. Конституционное право на получение юридической помощи: сочетание материальных и процессуальных начал // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11.

74. Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // Трудовое право. 2006. № 1.

75. Быкова Л.А. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права // Конституционное и муниципальное право. 2008. №11.

76. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права 2007.7.

77. Волкова Л.П. Компетенция органов исполнительной власти: понятие и условия установления // Административное право и процесс. 2008. № 5.

78. Гсшованев И.В. Административно-правовые средства формирования правового порядка при реализации конституционных прав и свобод // Административное право и процесс. 2007. № 4.

79. Гордон ЛА. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные пауки и современность. 1997. №3.

80. Грудцына Л.Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России // Российская юстиция . 2008. №2.

81. Гулвдов П.В. Органы местного самоуправления как одна из основных форм осуществления народовластия в системе местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление . 2007. № 7.

82. Добровольский П.Е. О независимости избирательных комиссий муниципальных образований // Административное и муниципальное право. 2008. № 10.

83. Доклад министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева // Вестник МВД России. 2005. № 2.

84. Егорышев C.B. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка // Российский следователь . 2008. № 9.

85. Зенин С.С. К вопросу о значимости изучения института публичных слушаний в современных условиях развития Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 5.

86. Зенин С.С. Публичные слушания: понятие и признаки // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №2

87. Калнина М.Ю. Правозащитная деятельность в субъектах Российской Федерации: основные формы и методы // История государства и права 2008. №21.

88. Каргашова Т.Е. Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №8.

89. Керимов ДА. Категории действительности и возможности в праве//Совегское государство и право. 1968.8.

90. Ковачев ДА. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Известия Вузов: « Правоведение ». 1985. №4.

91. Костикова Г.В. Разграничение компетенции и взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 2.

92. Кульбовская Н.К. Государственное управление охраной труда//Трудовое право. 2006. № 6.

93. Курочкин А А Правовые основы местного самоуправления // Государственная власть и месшое самоуправление. 2007. № 9

94. Ларькина АЛ Конституционное право граждан на местное самоуправление: некоторые проблемы практической реализации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 2.

95. Лермонтов ЮМ. Территориальное общественное самоуправление в системе муниципального народовластия. // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 2.

96. Мадьярова AB. Деятельность органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта // Подготовлен для СПС « КонсультантПлюс ». 2008.

97. Мадьярова A.B. Об общих началах определения перечня государственных полномочий , передаваемых органам местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.

98. Мадьярова A.B. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для СПС « Консультант+ ». 2008.

99. Мадьярова A.B. Предметы ведения муниципальных образований и полномочия органов местного самоуправления: попытка системного анализа//Подготовлен для СПС « КонсультантПлюс », 2008.

100. Максимова Н.В. Участие населения в осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 5.

101. Мелентьев А Муниципальные правовые акты//Законность. 2005. № 1

102. Можаров A.B. Актуальные вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности России в пределах приграничных территорий // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

103. Мордовец A.C. Проблема эффективности социально-юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина // Известия Вузов: Правоведение. 1996. № 4.

104. Мустакимов Ш.Р. Правовое регулирование муниципального земельного контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 6.

105. Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований // Журнал российского права 2008. №6.

106. Нечай И.В. Становление и развитие российского федерального законодательства о деятельности органов местного самоуправления в жилищной сфере // История государства и права. 2009. № 5.

107. Никонов В. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления по соблюдению градостроительного законодательства//Законность. 2008. № 10.

108. Ордина О.Н. Акты местного самоуправления как источники административного права // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1.

109. Очерегина МА. Понятие и структурный анализ института публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении публичной власти // Российская юстиция. 2008. № 6.

110. Панов A.A. Общественная палата Российской Федерации как новый субъект гражданского общества // Подготовлен для СПС « КонсультантПлюс », 2006.

111. Пленкин В.А. Проблемы разграничения компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья // Конституционное и муниципальное право. 2007. №9.

112. Поставная Н.П. Муниципальный земельный контроль и интересы населения // Журнал российского права. 2009. №8.

113. Потапова C.B. Некоторые проблемы учреждения органами местного самоуправления печатных средств массовой информации // Государствен1 шя власть и местное самоуправление. 2006.

114. Пучкова М.В. Нормативные акты Совета Министров союзной республики в механизме реализации конституционных прав граждан. // Советское государство и право. 1985. № 3.

115. Пьшин C.B. Муниципальный контроль: проблемы и пути правового обеспечения // Конституционное и муниципальное право. 2006. №11.

116. Сальников Е.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и антигеррорисгических комиссий в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 3.

117. Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 6.

118. Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 1.

119. Суворов И.В. Правовое регулирование независимости и самостоятельности органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 5.

120. Сытников ДО. Место и роль муниципальных органов в механизме реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина // Юридический мир. 2008. № 9.

121. Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

122. Уваров АЛ. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти // Журнал российского права 2002. № 1.

123. Усманова P.M. Население как субъект местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. №5.

124. Фагов И.С. Правоохранительные общественные объединения в становлении гражданского общества России // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

125. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права 2008. № 3.

126. Чекалин A.A. Взаимодействие милиции с общественными объединениями важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 3.

127. Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Констигуциош юе и муниципальное право. 2006. № 6.

128. Шагиева Р.В. Правовая деятельность и ее разновидности в современном российском обществе // Журнал российского права 2004. № 10. С. 56.

129. Щепачев В А Совершенствование правовой работы в представительном органе местного самоуправления //Конституционное и муниципальное право. 2008. № 21.Ш. Диссертации и авторефераты

130. Калнина М.Ю. Правозащитная деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации: консттуционно-правовое исследование: Автореферат. дисс. канд. юрвд . наук. М., 2009.

131. Лубенникова С.А. Теоретико-правовые основы обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации: Региональный аспект: Дис. канд. юрвд. наук. М., 2005.

132. Маслей С.Э. Компетенция органов местного самоуправления в жилищной сфере: муниципально-правовое исследование: Автореф. дис. кло.н. Омск, 2006.