Семейный советский кодекс

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года, 16 сентября

КОДЕКС ЗАКОНОВ ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, БРАЧНОМ, СЕМЕЙНОМ И ОПЕКУНСКОМ ПРАВЕ РСФСР, первый советский семейный кодекс. Принят ВЦИК 16 сентября 1918, опубликован 22 октября 1918 года. Кодекс развивал положения Декретов ВЦИК и СНК РСФСР от 18 и 19 декабря 1917 года о гражданском браке, заключаемом только путем регистрации в загсе, единобрачии, свободе вступления в брак и развода, уравнении в правах внебрачных детей с детьми, рожденными в браке. Кодекс содержал также специальный раздел о недействительности брака и порядке признания брака недействительным; закреплял равенство супругов в личных и имущественных отношениях, предусматривал их права и обязанности, в частности обязывал супругов содержать друг друга в случае нуждаемости и нетрудоспособности, в том числе после развода без ограничения срока. Имущество супругов признавалось раздельным. Кодекс провозглашал приоритет интересов детей при осуществлении родительских прав, устанавливал взаимные алиментные обязанности детей и родителей, а также других членов семьи (деда, бабки, внуков, братьев и сестер), регламентировал вопросы опеки и др.

Кодекс 1918 был целиком воспринят или послужил образцом для создания соответств. кодексов в др. сов. республиках.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 1979 г., 30 января, 25 апреля 1984 г., 20 февраля 1985 г., 19 ноября 1986 г., 24 февраля 1987 г., от 22 декабря 1994 г., 7 марта 1995 г.

См. Закон РСФСР от 30 июля 1969 г. «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР»

Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства.

В Советском Союзе, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства.

Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил являются важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ-интернатов и других детских учреждений.

Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни.

Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.

Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (в ред. от 22 декабря 1994 г.)

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 ноября 1969 г.

Текст Кодекса опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1969, N 32, ст. 1086

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ раздел IV настоящего Кодекса признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ

Настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 марта 1996 г. за исключением раздела IV

Федеральный закон от 7 марта 1995 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон РФ от 22 декабря 1994 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г.

Изменения вводятся в действие с 1 марта 1985 г.

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1984 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 декабря 1979 г.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования названного Указа

Красногорский район

Первый семейный Кодекс

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

16 сентября 1918 года ВЦИК РСФСР принял первый Советский кодекс — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», подробно регламентировавший все основные институты советского семейного права.

Согласно статье 2 Кодекса, сеть органов ЗАГС состояла из центрального, окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. «Местными отделами ЗАГС ведутся нижеследующие реестры:

а) книга записей рождений;

б) книга записей смертей;

в) книга записей отсутствующих;

г) книга записей браков;

д) книга записей разводов;

е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;

ж) книга записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней».

1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве

В первые же дни после победы Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть ликвидировала старое буржуазное законодательство о браке и семье, закрепляющее неравноправное, унизительное положение женщины и роль церкви в семейно-брачных отношениях Декретами «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского

« СУ РСФСР 1918, № 76—77, ст. 818.

3 СУ РСФ.СР 1918, № 87—88, ст. 905.

4 СУ РСФСР 1919, № 66, ст. 590.

состояния»1 и «и расторжении брака»2, принятыми ВЦИК и СНК в декабре 1917 года, Советское государство впервые сформулировало и законодательно регламентировало основные принципы нового социалистического семейного права. Декреты устанавливали полное равноправие мужчины и женщины в браке и семенных отношениях, содержали нормы, направленные на охрану интересов несовершеннолетних детей, полностью уравнивали права внебрачных детей с детьми, рожденными в браке

Все эти положения получили дальнейшее развитие в принятом ВЦИК в октябре 1918 года Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Кодекс состоял из четырех разделов. Разделы делились на главы, главы — на статьи. К отдельным статьям (их всего 246) имелись приложения.

Кодекс подробно определял условия и порядок заключения браков и устанавливал органы, на которые возлагалась их регистрация (отделы записей актов гражданского состояния — ЗАГС).

Так же как и декабрьские декреты 1917 года, Кодекс 1918 года признавал только зарегистрированный брак. Церковные браки, незарегистрированные в органах ЗАГС, не порождали никаких прав и обязанностей для лиц, вступивших в такой брак. Исключение из этого правила устанавливалось лишь для тех религиозных браков, которое были заключены до издания декрета от 20 декабря 1917 года (ст. 52). Статьи 66—73 Кодекса посвящены так называемым «материальным условиям вступления в брак» (достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак и др.). Соответственно этому Кодекс рассматривал в особой главе (ст. ст. 74—84) вопрос о признании по суду недействительным брака, заключенного с нарушением этих условий.

Большое место в Кодексе отведено регламентации прав и обязанностей супругов (ст. ст. 100—132). Все положения этих статей построены на началах полного равноправия и свободы мужа и жены. Вместе с тем, они проникнуты стремлением обеспечить необходимую поддержку тому из супругов, который нуждается в помощи другого. Статья 104 устанавливала, что перемена местожительства одним из супругов не порождает для другого обязанности следовать за ним. В статьях 105 и 106 подчеркивалось, что брак не создает общности имущества и супруги вправе вступать во все дозволенные законом имущественно правовые отношения. Согласно ст. 107 нуждающийся, т. е. не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный

1 СУ РСФСР 1917. № 11, ст. 160. 3 СУ РСФСР 1917, № 10, ст. 152.

супруг, имел право на получение содержания от другого супруга, если последний в состоянии оказывать ему поддержку. Указанная норма направлена прежде всего на защиту женщины как экономически более слабой стороны и в силу этого зависимой материально от мужа.

В вопросе о прекращении брака посредством развода Кодекс 1918 года сохранил положения, установленные декретом от 19 декабря 1917 года (ст. ст. 86—97). Основанием для развода по-прежнему могло служить как обоюдное согласие супругов, так и желание одного из них развестись (ст. 87). В условиях распада старой дореволюционной семьи с ее подчас невыносимым угнетением личности отмена всяких стеснений права на развод имела принципиально важное значение. «. Нельзя,— указывал В. И. Ленин, — быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины,— хотя вовсе не трудно смекнуть, что признание свободы ухода от мужей не есть приглашение всем женам уходить»1.

Кодекс 1918 года, как и предшествующее советское законодательство, полностью уравнивал в правах детей, рожденных вне брака, и детей брачных. Отцом и матерью ребенка признавались лица, записанные родителями в книге записей рождений (ст. ст. 133, 134). Все постановления Кодекса, посвященные личным и имущественным правам и обязанностям родителей и детей, проникнуты глубокой заботой о детях. Статья 153 прямо подчеркивает, что родительские права осуществляются в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суд мог лишать родителей этих прав. В противоположность буржуазному семейному праву, утверждающему верховенство в семье отца, Кодекс провозгласил полное равенство родителей в осуществлении родительских прав (ст. ст. 150, 151, 152). Важно подчеркнуть, что воспитание детей рассматривается не как частное дело родителей, а как их долг перед обществом и государством (ст. 154). Перечисляя обязанности родителей по отношению к детям (обязанность заботиться об их личности, воспитании и подготовке к полезной деятельности, обязанность защищать личные и имущественные интересы детей, доставлять им пропитание, содержание и др.), Кодекс в то же время устанавливает и права родителей, связанные с осуществлением перечисленных обязанностей (право требовать возвращения детей от любого лица, удерживающего их у себя не на основании постановления суда или закона, право отдавать детей на воспитание и обучение и др.). Точно так же, как на

1 В. И. Л е н и н. Соч. , т. 23, стр. 60.

родителей возлагалась обязанность алиментирования несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, последние были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям (ст. ст. 161, 162, 163). Имущественные отношения родителей и детей строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители — на имущество детей (ст. 160).

Кодекс возлагал также обязанность на трудоспособных родственников доставлять содержание нуждающимся (т. е. не имеющим прожиточного минимума) и нетрудоспособным родственникам по прямой нисходящей и восходящей линии (внукам, дедам, бабкам), а также полнородным и неполнородным братьям и сестрам (ст. 172). Однако эта обязанность наступала только в том случае, если нуждающиеся в содержании лица не могли получить содержание от супруга, детей или родителей ввиду их отсутствия или несостоятельности (ст. 173).

Кодекс устанавливал, что все усыновленные лица полностью приравниваются к родственникам по происхождению (ст. 182). Однако на будущее время Кодекс запрещал всякое усыновление как своих, так и чужих детей (ст. 183). Это временное запрещение было вызвано тем, что под видом принятия в семью усыновленных капиталистические элементы в городе и кулачество в деревне приобретали возможность эксплуатации труда сирот, беспризорных, детей батраков и т. д. Оказавшись в близких отношениях с такими усыновителями, определенная часть усыновленных из числа трудящихся могла бы воспринять их враждебные по отношению к Советской власти настроения1.

Последний раздел Кодекса посвящен опекунскому праву. Нормы этого раздела подробно регламентируют конкретные формы установления и снятия опеки и попечительства, определяют учреждения, ведающие такими вопросами.

Опубликование первого социалистического Кодекса имело огромное значение. Оно заключалось в том, что этим Кодексом «Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках»2.

Развитие советского семейного права

Коренные изменения в семейное право России были внесены практически с первых дней возникновения советского государства. Новая власть руководствовалась теорией о том, что брак представляет собой не что иное, как экономическое рабство женщины. Главным завоеванием социализма по отношению к браку должна была стать возможность для женщины участвовать в общественном производстве, обеспечивать себя экономически, что привело бы к заключению браков, основанных на «индивидуальной половой любви». Жена не была бы привязана на всю жизнь к одному единственному мужчине.

18 декабря 1918 г. издается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния», в котором говорилось, что Российская республика впредь признает только гражданские браки. Церковный брак наряду с обязательным гражданским являлся частным делом лиц, вступающих в брак. Кроме того, Декрет отменял и многие другие установления прежнего законодательства. Так, для вступления в брак больше не требовалось согласия родителей или разрешения начальства. Никакого значения для регистрации брака не имели вопросы принадлежности к тому или иному сословию, национальности, религии. Был отменен и запрет брака между лицами, состоявшими в отдаленном родстве.

Согласно новому законодательству браки не допускались между лицами, не достигшими установленного законом возраста, между родственниками по прямой линии, а также братьями и сестрами, между лицами, состоящими в браке, и умалишенными.Желающие вступить в брак должны были лично прийти в органы регистрации браков и дать подписку о добровольном вступлении в брак и об отсутствии обстоятельств, препятствующих его заключению. За предоставление заведомо ложных сведений наступало привлечение к уголовной ответственности, а такой брак признавался недействительным. Лицам, вступившим в брак, выдавалось свидетельство о браке.

Важнейшей новеллой Декрета о браке было установление равноправия мужчин и женщин в области семейных отношений, уравнивание внебрачных детей с детьми, рожденными в браке, и разрешение по заявлению матери ребенка, или его опекуна, или самого ребенка доказывать по суду отцовство.

Вопросы расторжения брака регулировались Декретом ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака», вступавший в действие еще с 1 января 1918 г., в котором предусматривалась полная свобода развода по обоюдному согласию супругов или даже по заявлению одного из них. Дела о разводе с момента вступления в действие Декрета рассматривались местными судами. Если желание супругов расторгнуть брак было обоюдным, они могли обратиться не в суд, а в отдел записей браков, в котором хранилась запись о данном браке, после чего в книгу вносилась запись о расторжении и выдавалось свидетельство. В случае желания расторгнуть брак с одной стороны, судья единолично принимал постановление о расторжении брака. Также в суде рассматривались вопросы изменения или сохранения брачной фамилии, проживания детей и их содержания, а также содержания бывшей жены в случае её нетрудоспособности.

Естественное сопротивление претворению данных декретов в жизнь оказывала церковь. Так Собор церковных иерархов, состоявшийся 4 марта 1918 г., принял специальное постановление в защиту своего права регистрировать и расторгать браки. Граждане, принадлежавшие к православной религии и прекратившие по новому закону брачный договор, объявлялись преступниками и подвергались церковной анафеме.

Следующим шагом, закрепившим и развившим положения декретов, было создание Кодекса законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.). Примечательно, что это был первый в истории России Кодекс, регулирующей семейно-правовые отношения. Содержание документа не вносило значительных новаций по сравнению с декретами 1918 г. Кодекс подтвердил отстранение церкви от регистрации браков и иных форм участия в семейных отношениях, но признавал действительными браки, заключённые до декабря 1917 г. в порядке, установленном действовавшим в то время законодательством. Законодатель закрепил за каждым супругом право на раздельное имущество не зависимо от того, когда это имущество было приобретено – до брака или во время брака. Каждый из супругов не отвечал своим имуществом по долгам и обязательствам другого супруга. Сохраняя за супругами полную имущественную независимость, закон в то же время предоставлял им право заключать между собой любые сделки имущественного характера, которые не противоречили бы закону. Проводилась идея равенства прав супругов.

По отношению к детям родители имели равные права. Кроме того, впервые в законодательстве интересы детей были объявлены приоритетом при осуществлении родительских прав, а в случае неправомерного их осуществления суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. При этом дела о лишении родительских прав могли быть возбуждены как представителями государственной власти, так и частными лицами. Одновременно была закреплена обязанность взрослых детей предоставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям.

Нововведением стал полный запрет на усыновление с момента вступления в действие Кодекса. Это объяснялось стремлением не допустить эксплуатации детского труда в условиях чрезвычайно большого количества беспризорных детей. Задачи опеки осуществлялись Отделами социального обеспечения непосредственно либо через назначенных ими опекунов и попечителей.

Следующим этапом развития советского семейного права стало принятие Кодекса законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 г. (введён в действие с 1 января 1927 г.). Он был принят в целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта для обеспечения интересов матери и особенно детей. Новый Кодекс внёс значительные изменения в ранее действовавшее законодательство. Самым существенным изменением стало признание фактических браков и распространение на них прав и обязанностей супругов, состоящих в зарегистрированном браке. Фактический брак можно было оформить в ЗАГСе в любой момент, указав начало его фактического существования.

Для признания такого брака требовалось совместное проживание мужчины и женщины, ведения ими общего хозяйства, совместное воспитание детей, либо выявление супружеских отношений перед третьими лицами в переписке и иных документах. Кодексом был установлен единый для мужчин и женщин минимальный возраст для вступления в брак – восемнадцать лет (для женщин в исключительных случаях было возможно понижение этого возраста до семнадцати лет по решению местных исполкомов). При вступлении в брак, стороны обязывались уведомить партнёра о состоянии своего здоровья и количестве зарегистрированных и незарегистрированных браков, а также количестве детей.

Кодекс сохранил право супругов на расторжение брака, как по обоюдному согласию, так и по одностороннему желанию одного из супругов, но, в отличие от ранее действовавшего законодательства, разрешил регистрировать факт расторжения брака в органах ЗАГСа без судебного решения. При этом не запрещалось установление факта прекращения брака судом, но с обязательной регистрацией данного события в органах ЗАГСа.

При рассмотрении вопроса о назначении алиментов на содержание детей, новый Кодекс отменил действовавшую согласно Кодексу 1918 г. норму о возможности взыскания их с нескольких мужчин, имевших половую связь с матерью ребёнка. Отныне алименты взыскивались только с доказанного отца. Кроме того, вновь разрешалось усыновление несовершеннолетних.

Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. вводил общность имущества супругов, размер принадлежащей каждому супругу доли в случае спора определялся судом (ст. 10). Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, считалось их раздельным имуществом.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 апреля 1936 г. установило в СССР институт патроната, суть которого состояла в передаче детей-сирот, а также детей, изъятых по решению суда от родителей, в семьи трудящихся на воспитание. Передача оформлялась договорами, заключаемыми местными органами власти с лицами, берущими детей на воспитание. Лицо, принявшее ребенка в семью на воспитание в порядке патроната, признавалось его опекуном и обязывалось обеспечивать ребенка питанием, одеждой, заботиться о его воспитании и профессиональном обучении.

Сложная демографическая обстановка и потребность в модернизации социалистической экономики в конце 1920-1930 гг. обусловило принятие 27 июня 1936 г. постановления ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов, и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Данное постановление усложнило процесс расторжения брака требованием обязательного вызова супругов в ЗАГС для установления мотива развода и возможного их примирения.

При этом повышалась сумма оплаты госпошлины (каждый последующий развод обходился вдвое дороже). Заявление о взыскании алиментов теперь мог подать не только один из родителей, но и прокурор, профсоюз, органы ЗАГСа, органы охраны материнства и детства. Были чётко прописаны размеры алиментных выплат: четверть заработка – на содержание одного ребёнка, треть – на двоих, половина – на троих и более. Кроме того, законодательно закреплялась уголовная ответственность за неплатёж алиментов – лишение свободы на срок до 2 лет с отнесением расходов по розыску на лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.

Начавшаяся Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) потребовала дальнейших усилий государства по укреплению семьи, повышению рождаемости, поощрения многодетности, а также решения вопросов об одиноких матерях и устройстве сирот. Так уже 1 октября 1941 г. был установлен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин государство вводило дополнительные пайки.

Президиум Верховного Совета принимает указ СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать — героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» (8 июля 1944 г.). Документ предполагал контроль и учёт возникавших новых брачных связей, необходимость их регистрации, укрепление семьи с точки зрения защиты её имущественных прав, устранение имущественных претензий посторонних лиц, затруднение бракоразводной процедуры.

Указом утверждалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Была предусмотрена обязательная запись зарегистрированного брака в паспортах с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, места и времени регистрации брака. Фактические брачные отношения более не приравнивались к зарегистрированному браку. Лица, которые состояли в фактических брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г допускалось в виде исключения судебное установление фактических брачных отношений, если они возникли до 8 июля 1944 г. и не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов. Оставшийся в живых супруг мог обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести.

Позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. было расширенно право детей на получении пенсии за погибшего на фронте отца, с которым мать не находилась в зарегистрированном браке. Ребенок имел право на обеспечение пенсией по случаю потери кормильца наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке, при соблюдении двух условий: если он родился до Указа от 8 июля 1944 г., и если в книге актов гражданского состояния имелась запись об отце ребенка.

Для внебрачных детей не допускалось установление отцовства ни в регистрационном, ни в судебном порядке. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося в незарегистрированном браке. При регистрации внебрачного ребенка в органах ЗАГСа такой ребенок записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по ее указанию.

Указ от 8 июля 1944 г. содержал ряд моральных и материальных стимулов для увеличения рождаемости в стране. Выплата государственного пособия устанавливалась при рождении 3-го ребенка. Денежная сумма пособия возрастала при рождении каждого последующего ребенка. Многодетным матерям присваивались почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства». Увеличивался отпуск по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней, для низкооплачиваемых родителей снижалась плата за помещение детей в детские сады и ясли.

Также, значительно осложнялась процедуру расторжения брака — его можно было расторгнуть только через суд. Дела о расторжении брака проходили две стадии судебного разбирательства. Народный суд принимал меры к примирению супругов. На основании состоявшегося судебного решения, органы записи актов гражданского состояния выписывали свидетельство о разводе. При выдаче свидетельства делалась отметка о разводе в паспорте каждого из супругов. По окончании войны постановлением Совета Министров СССР от 29 августа 1946 г. был установлен упрощённый порядок расторжения брака в случаях осуждения супруга к лишению свободы на срок более 3-х лет, хронической, душевной болезни одного из супругов и по некоторым другим обстоятельствам. В феврале 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были запрещены браки между гражданами СССР и иностранцами.

В условиях военного времени возникла острая необходимость в организационных мероприятиях, направленных на борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью. Постановлением СНК СССР от 22 января 1942 г. были уточнены правовые основы патроната. Постановлением предусматривалось направление детей-сирот в приемники-распределители, а затем в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. Другой формой устройства детей, было усыновление. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. внес значительные изменения в действовавший ранее порядок усыновления. В частности, разрешалось по просьбе усыновителя присваивать малолетнему ребёнку фамилию и отчество усыновителя, записывать усыновителя в качестве родных родителей в актовых книгах о рождении. Благодаря такой мере обеспечивалась тайна усыновления.

Определенные изменения в регулировании семейных отношений произошли в 1950-е гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР был снял запрет на производство абортов (ноябрь 1955 г). Был отменен прежний порядок рассмотрения бракоразводных дел. Вынесение решения о расторжении брака представлялось народному суду. Отменялась публикация в местных газетах объявлений о возбуждении судебного производства о разводе (декабря 1965 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР (июль 1967 г.) определялись условия добровольной уплаты алиментов на содержание детей, и совершенствовался порядок их принудительного взыскания.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье были утверждены 27 июня 1968 г. Затем, в соответствии с Основами, в 1969-1970 гг. вступили в действие брачно-семейные кодексы союзных республик.

Основы законодательства о браке и семье признавали юридически действительным только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Вступление в брак советских граждан происходило на общих основаниях, т. е. по законам той союзной республики, на территории которой находился ЗАГС. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст — восемнадцать лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года. Иностранцам и лицам без гражданства были вновь предоставлены равные права на вступление в брак с советскими гражданами. Изменился порядок расторжения брака. Допускался упрощенный порядок развода — в органах ЗАГСа, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод.

В Кодекс о Браке и семье РСФСР, принятом в 1969 г., была включена новая глава «Недействительность брака». Брак признавался недействительным, если при его заключении были нарушены условия вступления в брак, (т.е. отсутствие взаимного согласия, брачный возраст или принцип единобрачия, а также запрещение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными). Кроме того, появилась норма права, признававшая недействительным брак, заключенный фиктивно, без цели создания семьи (ст. 43).

Основы и республиканские кодексы о браке и семье содержали важные нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка. Так, в случаях установления внебрачных детей по суду принимались во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание отцовства ответчика. Законодательство решало также вопросы установления отца внебрачного ребенка и записи об отце в свидетельстве о рождении.

Имущественные отношения супругов регулировались нормами, закреплявшими режим общей совместной собственности супругов. Заключение брачного договора, направленного на изменение такого режима, не допускалось. Любой договор подобного рода считался ничтожным, как не соответствующий требованиям закона. Основы законодательства о браке и семье (1968 г.) устанавливали, что в случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признавались равными. В отдельных случаях суд мог отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающих внимания интересов одного из супругов (ст. 12).

В 1977 г. нормы семейного права получили закрепление в Основном законе СССР. В Конституции говорилось, что семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организаций и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления льгот многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье (ст. 53).

На конституционном уровне в рассматриваемый период решался и вопрос об обязанностях родителей в отношении детей. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду (ст. 66). В то же время Конституция обязывала детей заботиться о родителях, оказывать им помощь.

В октябре 1979 г. в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье были внесены некоторые изменения и дополнения. В частности, не допускалось прямое или косвенное ограничение прав в брачных и семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Таким образом, отношение Советского государства к браку и семье претерпело значительные изменения. Нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу в первые годы советской власти, были направлены на «освобождение» женщины, на воплощения в законодательстве идеи постепенного отмирания семьи как социального института. Однако с 1930-х гг. советское руководство стало всемерно способствовать укреплению института семьи, что нашло окончательное нормативное закрепление в Основах о браке и семье 1968 г., республиканских кодексах и Конституции СССР 1977 г.

Совершенствование семейного права в Российской Федерации

В Российской Федерации происходят преобразования в различных сферах государства и права, в том числе совершенствуется правовое регулирование семейных отношений. Конституция России 1993 г. провозгласив, права и свободы человека высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, закрепила обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7). Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст.19). Забота о детях их воспитание — равные право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие восемнадцати лет, должны заботиться о родителях. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

По Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Это означает, что нормы семейного права могут устанавливаться как законодательными органами Российской Федерации, так и законодательными органами субъектов Российской Федерации.

8 декабря 1995 г. Государственной Думой был принят новый Семейный кодекс РФ, вступивший в законную силу с 1 марта 1996 г. Кодекс включает семь разделов: Общие положения; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности супругов; Права и обязанности родителей и детей; Алиментные обязательства членов семьи; Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Семейное законодательство России состоит из Семейного кодекса РФ и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ним, а также из законов субъектов Российской Федерации (ст. 3). Ряд норм семейного права содержится в Гражданском кодексе РФ и, прежде всего нормы, определяющие режим имущества супругов. В Семейном кодексе РФ указывается на возможность применения гражданского законодательства к семейным отношениям, если это не противоречит их существу. Кроме этого, нормы семейного права содержатся в законодательных актах федерального значения. Так Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» устанавливает правила регистрации юридических фактов, являющихся основаниями возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет основные направления государственной политики в области обеспечения прав ребенка в РФ и их организационно-правовые основы.

Во второй половине 1990-х гг. принимается ряд подзаконных актов регулирующих семейно-правовые отношения. Важную роль в развитии семейного права сыграли указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики», а также ряд постановлений Правительства РФ

Основными началами (принципами) семейного права в Российской Федерации, установленными современным законодательством, являются:

— признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа;

— добровольность брачного союза;

— равенство супругов в семье, в том числе и в вопросах воспитания несовершеннолетних детей;

— решение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

— приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов;

— обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.

Данные принципы, определяя главное содержание и цели регулирования семейно-правовых отношений, являются базой для толкования норм семейного права и применения аналогии в нем.

Особое внимание современное семейное законодательство РФ уделяет регулированию договорного режима, что связано с развитием института брачного договора. Брачный договор, согласно Семейному кодексу РФ (п. 2 ст. 41), обязательно должен быть заключен в письменной форме и нотариально удостоверен, причем несоблюдение требуемой законом формы влечет за собой недействительность брачного договора. Данный договор может быть заключен как во время брака, так и до его заключения, однако в последнем случае он вступает в законную силу с момента заключения брака. При определении условий брачного договора (ст. 42) супруги, могут использовать в качестве основы законный режим супружеского имущества. Это режим совместной собственности, изменив и дополнив его теми или иными положениями в отношении части имущества, режим раздельного имущества, при котором имущество, приобретенное в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу, возможен и иной вариант содержания данного договора.

Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов, посредством обращения в нотариальную контору, а также в одностороннем порядке через суд, по правилам расторжения договоров в соответствии с Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 450–453).

Новый Семейный кодекс РФ содержит множество новелл посвященных усилению гарантий прав детей, в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. В Кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста четырнадцати лет.

Предусмотрено обязательное согласие ребенка, достигшего десяти лет, при решении вопроса об изменении его имени, фамилии, на фамилию другого родителя, а также при изменении его фамилии, имени, отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие десятилетнего ребенка требуется также для восстановления в родительских правах его родителей, в случае усыновления и передачи ребенка, оставшегося без родительского попечения в приемную семью. Законом ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного и административного разбирательства.

В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН о правах ребенка, обязательство по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, государства, которые признают и разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями на основании закона с учетом всей относящейся к делу достоверной информации. Положения Конвенции нашли свое отражение в нормах Семейного кодекса РФ. Так, в ст. 124 сказано, что усыновление или удочерение допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.

Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ. Дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет в федеральный банк данных. Согласно Кодексу РФ, предусматривающему порядок усыновления ребенка, в том числе иностранными гражданами, усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки, прокурора (ст. 125).

В первое десятилетие XXI в. принимается ряд законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты семейных правоотношений. В частности, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», устанавливающий порядок формирования и использования данного банка. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве» принимается в развитии Семейного кодекса РФ и конкретизирует вопросы регулирования отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Закон определяет правовое положение органов опеки и попечительства в РФ, установливает их полномочия и обязанности. Особое внимание в документе обращено на регулирование правового режима имущества подопечных.

В Постановлении правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» был установлен ряд правил, определивших правовой механизм реализации Закона (18 мая 2009 г.).

Это — правила:

— подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

— осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

— создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семь;

— осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

— ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

Таким образом, на современном этапе развития российской государственности происходит процесс дальнейшей гуманизации семейного законодательства, приведение его в соответствии с нормами и принципами международного права.

Вопросы для закрепления материала лекции: Какие принципы регулирования семейных отношений легли в основу российского законодательства второй половины XIX – начала XX вв.? Какая форма брака официально признавалась в Российской империи? Как Свод Законов Российской Империи определял права и обязанности супругов? Какими правами обладали родители и опекуны в отношении несовершеннолетних детей в России в период с XIX до начала XX в.в.? Каким правовым актом узаконивался гражданский брак? Какие новые подходы в регулировании брачно-семейных отношений стали преобладать в период становления советского государства?

Чем отличался Семейный кодекс РСФСР (1918 г.) от Кодекса законов о браке, семье и опеки РСФСР (1926 г.)? Какие меры были предприняты в годы Великой Отечественной войны для укрепления институтов брака, семьи, материнства и детства? Каковы отличия Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г от Семейного Кодекса РФ 1995 г.? Что принципиально нового содержит Семейного Кодекса постсоветской России от Союзного законодательства? Какие нормативные правовые акты РФ направлены на защиту прав несовершеннолетних детей? Каковы тенденции развития семейного права в РФ?