Ст 148 фз 311

Дело NПозиция ВАС РФ.

Позиция ВАС РФ: Заявление о возврате денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов суд оставляет без рассмотрения, если плательщиком не соблюдена установленная административная процедура

Позиция не применяется в связи с признанием не подлежащим применению п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 ( п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18).

Применимые нормы: п. 2 ч. 1 ст . 148 АПК РФ , ст. ст. 147 , 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ

Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 (не подлежит применению в силу п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18)

Согласно ст. ст. 147 и 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, а также денежный залог таможенный орган возвращает по заявлению плательщика (его правопреемника). К данному заявлению должен быть приложен комплект перечисленных в этих статьях документов. Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган документов, предусмотренных ч. 2 ст. 147 и ч. 2 ст. 149 Закона, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения в соответствии со ст. 148 АПК РФ.

Примечание. Акт принят до внесения изменений в п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ и вступления в силу данного Закона.

Все позиции высших судов к ст. 148 АПК РФ: см. Перечень позиций высших судов

Статья 148. Закона РФ О таможенном регулировании в Российской Федерации
Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов

1. Возврат таможенных пошлин, налогов производится также вслучае:

1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленнойтаможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов,уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации напомещение товаров под эту таможенную процедуру;

2) отзыва таможенной декларации;

3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации илитарифных преференций;

4) если Таможенным кодексом Таможенного союза и (или)настоящим Федеральным законом предусматривается возврат уплаченныхсумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров подтаможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров подтаможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государстваили реимпорта товаров;

5) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленнойтаможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов,подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избраннуютаможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов,уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключениемслучая, предусмотренного пунктом 6 статьи 282 Таможенного кодексаТаможенного союза;

6) возврата (полностью или частично) предварительнойспециальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины ипредварительной компенсационной пошлины в соответствии смеждународными договорами государств — членов Таможенного союза и(или) законодательством Российской Федерации о специальныхзащитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импортетоваров.

2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных вчасти 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этомне позднее одного года со дня, следующего за днем наступленияобстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенныхпошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно квозврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенныхплатежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящегоФедерального закона не применяются.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 июня, 11 июля, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2, 23 июля, 2, 21 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 4 июня, 24 ноября, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6, 20 апреля, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 28 декабря 2016 г., 18 июня, 29 июля, 28, 29 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

27 ноября 2010 г.

Определены особенности таможенного регулирования в России. Это необходимо, поскольку с 1 июля 2010 г. в нашей стране применяется Таможенный кодекс (ТК) Таможенного союза (ТС). Данный акт содержит множество норм, отсылающих к национальному законодательству государств-членов ТС.

Закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Россию, вывозе из нее и транспортировке по ее территории. Установлены правила, по которым определяется страна происхождения товара, применяются таможенные процедуры в условиях функционирования ТС.

Вводится новое понятие — уполномоченный экономический оператор (УЭО). Согласно ТК ТС такой статус присваивается юрлицу, которое отвечает ряду требований. В частности, предоставило обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро. Ведет внешнеторговую деятельность не менее 1 года и т. д. УЭО имеет право на специальные упрощения. Напр., выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Обеспечивать внесение таможенных платежей и налогов не нужно в отношении природного газа, вывозимого трубопроводным транспортом на временное хранение за пределы страны.

Определено, когда срок выпуска товаров могут продлить в пределах 10 рабочих дней после регистрации таможенной декларации.

Правительство РФ установит, когда ее можно подать в письменном виде. В других случаях — только электронная форма. Оно будет регулировать порядок создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов.

Пошлины, налоги можно вносить через терминалы, банкоматы. На сумму излишне произведенных (взысканных) платежей, не возвращенную в срок, начисляются проценты.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, кроме отдельных положений. С указанного времени утрачивает силу ТК РФ. Исключение составляют следующие положения. Ставки сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Их размер должен ограничиваться приблизительной стоимостью услуг и не может превышать 100 тыс. руб.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением частей 1 — 4 статьи 130, статей 189, 190 и частей 2 — 10 статьи 191

Части 1 — 4 статьи 130 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 октября 2011 г.

Статьи 189, 190 и части 2 — 10 статьи 191 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2013 г.

Действие положений пункта 3 части 2 статьи 120 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 ноября 2010 г. N 269, в «Парламентской газете» от 3 декабря 2010 г. N 63, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 48 ст. 6252

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 сентября 2018 г., изменения, внесенные частью 2 статьи 397 названного Федерального закона, вступают в силу с 1 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г. и применяются со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в г. Москве 11 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 августа 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 510-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 463-ФЗ

Изменения вступают в силу в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 40 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 168 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 361-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 347-ФЗ

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов

Фабула дела

Как следует из определения ВС РФ от 22.06.2015 № 310-КГ14-8046, в августе 2012 года таможенным органом при выпуске товара со счета общества списаны излишние таможенные платежи.

В ноябре 2013 года общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей, в удовлетворении которого таможенным органом было отказано в связи с пропуском установленного ч. 2 ст. 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ) годичного срока на обращение.

Ссылаясь на наличие права возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в судебном порядке в пределах общего трехлетнего срока исковой давности, общество обратилось в суд с требованием к таможенному органу о возврате указанных денежных средств.

Позиции судов

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд исходил из того, что годичный срок, установленный ч. 2 ст. 148 Закона № 311-ФЗ, является сроком обращения с соответствующим требованием как в таможенный орган, так и в суд.

Постановлением суда апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции и удовлетворены требования общества. Суд пришел к выводу о том, что к заявленному имущественному требованию не применяются специальные сроки, установленные таможенным законодательством, а по аналогии со ст. 21, 28 НК РФ по имущественным требованиям пределом судебной защиты является общий трехгодичный срок исковой давности.

Арбитражный суд округа своим постановлением отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставил в силе решение суда первой инстанции. Суд указал на то, что установление таможенным законодательством специального срока для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не нарушает каких-либо прав, поскольку для заинтересованных лиц не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление арбитражного суда округа, постановление суда апелляционной инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.

Законом № 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.

Вместе с тем закрепление в ст. 147 и 148 данного закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропуска указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

В этом случае в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).

Вывод

При отсутствии в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, к указанному требованию применяется трехлетний срок исковой давности.

На главную страницу

При отсутствии в таможенном законодательств е положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, к указанному требованию применяется трехлетний срок исковой давности, — отмечается в Обзоре судебной практики # ВерховногоСудаР Ф . Поводом для данной правовой позиции послужило следующее дело:

В августе 2012 года таможенным органом при выпуске товара со счета общества списаны излишние таможенные платежи.
В ноябре 2013 года общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей, в удовлетворении которого таможенным органом было отказано в связи с пропуском установленного ч. 2 ст. 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) годичного срока на обращение.

Ссылаясь на наличие права возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в судебном порядке в пределах общего трехлетнего срока исковой давности, общество обратилось в суд с требованием к таможенному органу о возврате указанных денежных средств.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд исходил из того, что годичный срок, установленный ч. 2 ст. 148 Закона № 311-ФЗ, является сроком обращения с соответствующим требованием как в таможенный орган, так и в суд.

Постановлением суда апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции и удовлетворены требования общества. Суд пришел к выводу о том, что к заявленному имущественному требованию не применяются специальные сроки, установленные таможенным законодательств ом, а по аналогии со ст. 21, 28 НК РФ по имущественным требованиям пределом судебной защиты является общий трехгодичный срок исковой давности.

Арбитражный суд округа своим постановлением отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставил в силе решение суда первой инстанции. Суд указал на то, что установление таможенным законодательств ом специального срока для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не нарушает каких-либо прав, поскольку для заинтересованны х лиц не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление арбитражного суда округа, постановление суда апелляционной инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.

Законом № 311-ФЗ установлена административна я процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.

Вместе с тем закрепление в ст. 147 и 148 данного закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропуска указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводств а.

В этом случае в отсутствие в таможенном законодательств е положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительнос ти срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).
Определение № 310-КГ14-8046

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ/Глава 17

Содержание

Глава 17. ВОЗВРАТ (ЗАЧЁТ) ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И ИНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ Править

Статья 147. Возврат (зачёт) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств Править

1. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трёх лет со дня их уплаты либо взыскания.

2. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платёжный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учётом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

3. Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

4. При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.

5. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращённую в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днём взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счёт плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

9. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьёй 148 настоящего Федерального закона.

10. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачёта в счёт исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачёта в счёт исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счёт исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.

11. Зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с настоящей статьёй применительно к порядку возврата с учётом положений части 12 настоящей статьи.

12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведён зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счёт погашения указанной задолженности с учётом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

13. При наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить её взыскание за счёт сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьёй 158 настоящего Федерального закона. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведённом зачёте в течение трёх дней со дня, следующего за днём его осуществления.

14. При возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, и суммы не индексируются.

15. Форма заявления плательщика о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Статья 148. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов Править

1. Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

2) отзыва таможенной декларации;

3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;

4) если Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;

5) изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза;

6) возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днём наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьёй применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.

Статья 149. Возврат (зачёт) денежного залога Править

1. Возврат денежного залога или его зачёт в счёт авансовых платежей (зачёт) осуществляется таможенным органом на основании заявления лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), в одном из следующих случаев:

1) обязательство, обеспеченное денежным залогом, исполнено в полном объёме, прекращено либо не возникло;

2) взамен денежного залога представлено новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. Заявление о возврате (зачёте) денежного залога подаётся в течение трёх лет со дня, следующего за днём исполнения или прекращения обязательства, либо со дня представления нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов взамен денежного залога.

3. Если обязательство, обеспеченное денежным залогом, не возникло, срок подачи заявления о возврате (зачёте) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки.

4. По истечении срока подачи заявления о возврате (зачёте) денежного залога невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

5. В заявлении о возврате (зачёте) денежного залога должны быть указаны сведения:

1) о таможенном органе, в который подаётся заявление о возврате (зачёте) денежного залога;

2) о лице, внёсшем денежный залог (его правопреемнике);

3) о реквизитах банковского счёта лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), на который возвращается денежный залог (при возврате денежного залога);

4) о намерении лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), зачесть денежный залог в счёт авансовых платежей (при зачёте денежного залога);

5) о реквизитах платёжных документов, подтверждающих внесение денежного залога, и таможенной расписки;

6) о документах, подтверждающих исполнение и (или) прекращение обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо представление нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов взамен денежного залога (указывается в случае исполнения и (или) прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо представления нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов);

7) о невозникновении обязательства, обеспеченного денежным залогом (указывается в случае, если обеспеченное обязательство не возникло);

8) о документах, указанных в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, а также об их представлении в таможенный орган ранее и об отсутствии в них изменений (если такие документы представлялись ранее в таможенный орган);

9) о сумме денежного залога, которую лицо, внёсшее денежный залог (его правопреемник), намеревается вернуть (зачесть);

10) об иной информации, необходимой для осуществления возврата (зачёта) денежного залога.

6. К заявлению о возврате (зачёте) денежного залога прилагаются следующие документы:

1) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), и с учётом статуса возвращаемых (зачитываемых) денежных средств;

2) иные документы, которые, по мнению лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), могут являться подтверждением обоснованности возврата (зачёта) денежного залога.

7. Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, лицо, внёсшее денежный залог (его правопреемник), вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

8. Заявление о возврате (зачёте) денежного залога и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данного денежного залога.

9. При отсутствии в заявлении о возврате (зачёте) денежного залога требуемых сведений и (или) непредставлении необходимых документов это заявление подлежит возврату лицу, внёсшему денежный залог (его правопреемнику), без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме на бумажном носителе причин невозможности рассмотрения этого заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.

10. В случае возврата таможенным органом заявления о возврате (зачёте) денежного залога без рассмотрения лицо, внёсшее денежный залог (его правопреемник), вправе повторно обратиться с заявлением о возврате (зачёте) денежного залога в пределах сроков, установленных частью 2 настоящей статьи.

11. Возврат (зачёт) денежного залога производится по решению таможенного органа. Общий срок рассмотрения заявления о возврате (зачёте) денежного залога, принятия решения о возврате (зачёте) денежного залога и возврата (зачёта) сумм денежного залога либо принятия решения об отказе в возврате (зачёте) денежного залога не может превышать 21 рабочий день со дня подачи указанного заявления и представления всех необходимых документов.

12. Денежный залог возвращается в валюте Российской Федерации в безналичном порядке на банковский счёт лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате денежного залога и открытый в валюте Российской Федерации. Зачёт денежного залога в счёт авансовых платежей осуществляется в валюте Российской Федерации.

13. Отказ в возврате (зачёте) денежного залога осуществляется в одном из следующих случаев:

1) заявление подано лицом, не внёсшим денежный залог и не являющимся правопреемником лица, внёсшего денежный залог;

2) заявление подано по истечении сроков, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) заявление подписано лицом, не имеющим соответствующих полномочий;

4) заявление не содержит сведений, указанных в части 5 настоящей статьи и необходимых для осуществления возврата (зачёта) денежного залога, либо такие сведения недостоверны;

5) денежный залог не поступал на счёт Федерального казначейства либо не вносился в кассу таможенного органа и не учитывается по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;

6) обязательство, обеспечиваемое денежным залогом, не исполнено в полном объёме либо не прекращено;

7) таможенный орган не принял новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов взамен возвращаемого (зачитываемого) денежного залога;

8) наличие у лица, внёсшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов — в размере такой задолженности.

14. При возврате (зачёте) сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и банком не взимается плата за обслуживание по операциям по перечислению сумм денежного залога.

15. Форма заявления о возврате (зачёте) денежного залога и форма решения таможенного органа о возврате (зачёте) денежного залога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

16. Зачёт в счёт авансовых платежей остатка не использованного для уплаты таможенных платежей денежного залога в случаях, указанных в части 7 статьи 145 настоящего Федерального закона, осуществляется без представления лицом, внёсшим денежный залог (его правопреемником), заявления о зачёте денежного залога и документов и сведений, подтверждающих обоснованность зачёта. Такой зачёт осуществляется таможенным органом в течение трёх рабочих дней со дня зачёта денежного залога в счёт уплаты таможенных платежей в соответствии с частью 6 статьи 145 настоящего Федерального закона.