Ст 233 коап рф с комментариями

Комментарии к СТ 419 ТК РФ

Статья 419 ТК РФ. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

1. Одной из основных обязанностей работодателя и работника является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ТК и коммент. к ним). За неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

Комментируемая статья не содержит конкретных норм, позволяющих привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В статье установлены виды юридической ответственности, для применения которых необходимо руководствоваться иными положениями Кодекса и другими федеральными законами.

2. Дисциплинарная ответственность предусматривается за нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Привлечение лица к дисциплинарной ответственности осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. ст. 192 — 195 ТК (см. коммент. к этим статьям).

3. Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена нормами разд. XI ТК РФ. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне этого договора, может быть конкретизирована в трудовом договоре с соблюдением установленного ТК минимума материальной ответственности для работодателя и максимума — для работника (см. коммент. к ст. 232 ТК РФ). Для привлечения стороны к материальной ответственности необходимо соблюдение таких условий, как: наличие ущерба, причиненного другой стороне; противоправное поведение (действие или бездействие); вина причинителя ущерба; причинная связь между противоправным действием (бездействием) и причиненным ущербом (ст. 233 ТК РФ).

Привлечение виновных лиц к материальной ответственности производится в порядке, установленном гл. 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» и гл. 39 «Материальная ответственность работника» ТК РФ, а также иными федеральными законами (см. коммент. к статьям названных глав).

4. Гражданско-правовая ответственность предполагает особые условия ее наступления, а также иные правила определения размеров, подлежащего возмещению вреда. Так, согласно ст. 277 ТК в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве (см. коммент. к ч. 2 указанной статьи).

В ГК РФ также установлена ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда, в т.ч. в случае возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084).

Действующим законодательством предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью застрахованных (работников) при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях. Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, а также установлена ответственность субъектов страхования: страхователя, страховщика, застрахованного (ст. 19).

Работодатель может быть привлечен к ответственности по нормам гражданского законодательства в случае причинения работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний вреда, не возмещенного в полном объеме произведенными им выплатами по социальному страхованию (см. ст. 184 ТК и коммент. к ней).

5. Лица, допустившие административные правонарушения в сфере труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

К административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда могут быть привлечены: должностные лица организаций; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица (статья 5.27 КоАП РФ). В ст. ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ установлена административная ответственность работодателя или лица, его представляющего: за создание препятствий к заключению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, а также за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Правом привлекать к административной ответственности наделен широкий круг лиц, указанных в КоАП РФ, в числе которых должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).

6. Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан установлена статьями УК РФ. Лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание — меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

В УК РФ предусмотрена ответственность: за нарушение правил охраны труда (ст. 143); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145); невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1); нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218), правил пожарной безопасности (ст. 219) и др.

Вопросы привлечения к уголовной ответственности руководителей и иных должностных лиц за правонарушения в сфере труда, содержащие признаки преступлений, рассматриваются в комментарии к ст. 362 ТК РФ.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

СТ 2.9 КоАП РФ

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Комментарий к Ст. 2.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения направлен на избежание чрезмерного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при назначении административного наказания. Использование этой возможности не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие физического или юридического лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически — с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, размера вреда и тяжести вредных последствий — не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «Волмет», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «Геотехника П» и «Ранг» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница N 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»).

Таким образом, основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Именно на такое применение комментируемой статьи ориентируют суды (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», а также Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

2. В материальных составах административных правонарушений важное значение для признания совершенного деяния малозначительным имеет размер причиненного ущерба или вреда (например, незначительное повреждение имущества, для восстановления которого не требуется существенных затрат).

При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства. Например, показателем малозначительности административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении срока представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ), не может являться сумма налога, подлежащая уплате на основании такой декларации, поскольку размер этой суммы не относится к объекту совершенного правонарушения.

Малозначительность деяния в правонарушениях с формальным составом может быть связана и со степенью интенсивности деяния . Так, если нарушение срока представления налоговой декларации составляет несколько месяцев и более, то даже в случае подачи «нулевой» декларации освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния вряд ли возможно, поскольку степень его интенсивности достаточно высокая. И напротив, если пропуск срока составляет один или два дня, то можно сказать, что данное правонарушение обладает низкой степенью интенсивности и поэтому является малозначительным.

См.: Мальцев В. Малозначительность деяний в уголовном праве // Законность. 1999. N 1.

В качестве других примеров административных правонарушений с низкой степенью интенсивности можно привести продажу одной бутылки вина, на которую не оказалось копии к товаротранспортной накладной (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ), закупку организацией 1 л этилового спирта без квоты (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ). В каждом из этих случаев правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

В качестве критериев малозначительности совершенного правонарушения необходимо также учитывать вину в форме небрежности, обстановку совершения правонарушения, степень влияния противоправных действий или бездействия лица на общественные отношения, составляющие объект посягательства (признаки субъекта, наложившие отпечаток на характер противоправного деяния), предмет или орудие совершения административного правонарушения, если таковые имеются, а также место совершения административного правонарушения.

Так, при решении вопроса о малозначительности административных правонарушений, связанных с несоблюдением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биологических ресурсов. В этих целях необходимо учитывать, разрешен ли данный вид биологических ресурсов к добыче (вылову), запрещен либо ограничен на момент совершения административного правонарушения, а также количество незаконно добытых (выловленных) биологических ресурсов; примененные правонарушителем орудия, способы рыболовства (являлись ли они запрещенными либо не разрешенными или ограниченными к применению в момент совершения административного правонарушения в данном месте либо данными лицами); место совершения административного правонарушения (относится ли оно к районам, где рыболовство запрещено либо ограничено, или отнесено к объектам общего пользования) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства»).

3. Возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения нельзя поставить в зависимость от содержания санкции статьи, подлежащей применению, а также сферы общественных отношений, на которые посягает противоправное деяние. Нельзя, например, исключить возможность применения данного института к административным правонарушениям, за совершение которых предусмотрены административные наказания в виде административного штрафа в повышенном размере или административное приостановление деятельности. Как указал Конституционный Суд РФ, возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).

Кроме этого, не являются показателями малозначительности обстоятельства, не имеющие непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующие личность и имущественное положение физического лица, привлекаемого к административной ответственности, или особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, которые в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.

4. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», с учетом признаков объективной стороны отдельных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) и отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ).

5. Комментируемая статья устанавливает право, а не обязанность органа, должностного лица или судьи, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния с применением к нему такой меры воздействия, как устное замечание.

Объявление нарушителю устного замечания несет в себе отрицательную правоприменительную оценку административного правонарушения и свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Однако никаких юридических последствий для нарушителя устное замечание не влечет, что является его главным отличием от предупреждения, предусмотренного в санкциях статей Особенной части КоАП РФ в качестве основного административного наказания, которое выносится в письменной форме.

6. Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу, его совершившему, устного замечания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Ст 233 коап рф с комментариями

Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 233]

Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3 комментария к записи “Статья 233 УК РФ. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ”

Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ

Комментарий к статье 233

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что незаконная выдача или подделка рецептов или других документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, означает их неконтролируемое получение для незаконного употребления.
Преступления, предусмотренные комментируемой статьей, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
2. Объектом преступления являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье граждан. Дополнительным объектом выступают отношения в сфере управления.
3. Предмет преступления — рецепт и иные документы, дающие право на получение наркотических веществ или психотропных веществ.
Рецепт — письменное предписание врача, составленное на бланке установленного образца и имеющее все необходимые реквизиты, о выдаче аптекой лекарства или препарата, содержащего наркотическое или психотропное вещество, о его составе, дозировке, способе применения больным.
Форма бланков указанных рецептов, порядок их регистрации, учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В рецепте должны содержаться сведения о том, когда, кем и на имя кого он выдан, подпись или личная печать врача, а также печать главного врача и печать самого лечебного учреждения. Форма специального рецептного бланка и Инструкция по его заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (в ред. от 01.08.2012) .
———————————
РГ. 2007. 15 мая; 26 сент.; 2009. 4 дек.; 2011. 30 марта; 2012. 22 авг.

Иными документами являются, в частности, лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение этих средств или веществ для использования в лечебной практике, выписка из истории болезни больного, товарно-транспортная накладная, медицинская карта, книга учета выдачи наркотикосодержащих препаратов для бригад «Скорой помощи», лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ, заявка медицинских учреждений на их получение, товарно-транспортная накладная.
Аптечным организациям и учреждениям здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад. Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13.05.2005 N 330 . В этом Перечне указаны: 1) заведующий аптечной организацией (учреждением), его заместитель или заведующий отделом; 2) провизор аптечной организации (учреждения); 3) фармацевт аптечной организации (учреждения).
———————————
БНА. 2005. N 25.

4. Объективная сторона — незаконная выдача, подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотического средства или психотропного вещества.
Под незаконной выдачей следует понимать выдачу с нарушением установленных правил оформления или выдачу без соответствующих медицинских показаний.
Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, предполагает нарушение установленного порядка составления, вручение его лицу, не имеющему права на его получение, не нуждающемуся в лечении указанными в рецепте препаратами, указание в документе препаратов сверх необходимого, превышение нормы единовременной выдачи, оформление документа без ведома врача или с использованием его личной печати без согласия и т.п.
Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, полностью охватывается диспозицией комментируемой статьи и дополнительной квалификации по ст. 327 УК не требует.
5. Субъективная сторона преступления — прямой умысел, т.е. лицо осознает, что в нарушение установленного порядка выдает или подделывает рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и желает совершать эти действия. Мотив для квалификации содеянного не имеет значения.
6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект незаконной выдачи рецептов и иных документов — специальный. Ими могут быть лица, наделенные правом выдачи таких документов. Субъектами подделки могут быть любые физические лица.
7. В тех случаях, когда указанные действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ч. 1 ст. 325 УК.
Незаконную выдачу или подделку рецепта или иного документа, дающего право на получение сильнодействующих веществ, надлежит квалифицировать по ст. 327 УК, а при наличии к тому оснований — по совокупности со ст. 285 УК.
Для квалификации по комментируемой статье действий лица, незаконно выдавшего либо подделавшего рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, как оконченного преступления не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе такое средство или вещество. Получение этим же лицом по поддельному рецепту или иному поддельному документу наркотических средств или психотропных веществ подлежит дополнительной квалификации как незаконное приобретение таких средств или веществ. При этом необходимо установить, были ли этим лицом приобретены наркотические средства или психотропные вещества в крупном или особо крупном размере.

Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ

Комментарий к статье 233

1. Объектом преступления является установленный государством порядок оборота наркотических средств или психотропных веществ в части их выдачи и получения в медицинском учреждении.
2. Предмет преступления: рецепты или иные документы, дающие право на законное получение наркотических средств или психотропных веществ.
Под рецептом применительно к ст. 233 УК понимается письменное предписание врача о составе, количестве и изготовлении лекарств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, о способе их применения. К иным документам относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) наркотических средств или психотропных веществ. Это, в частности: лицензия на тот или иной вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ; выписка из истории болезни стационарного больного; требование, товарно-транспортная накладная; заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике (см.: п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).
3. Объективную сторону преступления составляют: незаконная выдача рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; подделка таких рецептов; незаконная выдача иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; подделка таких документов.
Совершение хотя бы одного из названных действий образует состав преступления, предусмотренного ст. 233 УК.
Суть незаконной выдачи рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или иных психотропных веществ, состоит в том, что виновное лицо игнорирует утвержденные органами здравоохранения соответствующие правила и предписания, касающиеся выдачи этих документов. Например, врач выписывает рецепт без надлежащего к тому основания или лицензия на торговлю лекарствами выдается аптеке, где нет подтвержденных органами внутренних дел условий безопасного хранения наркосодержащих лекарств.
Незаконная выдача рецептов или иных документов является оконченным преступлением с момента их передачи другому лицу, не имеющему права на их получение.
Подделка рецептов или иных документов может выражаться как в полном изготовлении названных документов, включая все реквизиты и записи, так и во внесении виновным в подлинный документ тех или иных изменений и дополнений (изменение срока действия документа, вида, объема наркотического средства, подписи лиц, выдавших рецепт или иной документ, и т.п.).
Оконченным данное деяние считается с момента подделки рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества. При этом не имеет значения, что эти поддельные документы не были использованы по назначению. В случае, когда лицо получило по поддельным документам наркотические средства или психотропные вещества, его действия могут квалифицироваться по ст. ст. 233 и 228 УК.
4. Субъектом преступления при выдаче рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, могут быть лица, наделенные правом выдачи этих документов (врачи частных и государственных лечебных учреждений, должностные лица, работающие в системе здравоохранения, и т.п.). Субъектом подделки применительно к ст. 233 УК может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 233 УК, выражается в прямом умысле. Лицо осознает, что незаконно выдает или подделывает рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и желает этого. Мотив и цель при этом не влияют на квалификацию преступления.

Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ

Комментарий к статье 233

1. Предмет преступления — рецепты или иные документы, дающие право на получение наркотических средств или психотропных веществ.
Рецепт — это письменное предписание врача, составленное на бланке установленного образца и имеющее все необходимые реквизиты, о выдаче (готового или требующего изготовления) лекарства или препарата, содержащего наркотические или психотропные вещества, о его составе и способе применения.
К иным относятся документы, являющиеся основанием для выдачи (продажи) наркотических средств или психотропных веществ. Такими документами могут быть лицензия на определенный вид деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических средств или психотропных веществ для использования в лечебной практике, товаротранспортная накладная и т.п.
2. Незаконность выдачи рецепта характеризуется тем, что рецепт выдается с нарушением установленных правил оформления или он содержит назначение наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний. Незаконная выдача иного документа, о котором говорится в комментируемой статье, означает вручение такого документа физическому или юридическому лицу, не имеющему права на его получение.
3. О подделке рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, см. комментарий к ст. ст. 292 и 327 УК.
4. Преступление считается оконченным с момента вручения лицу соответствующего рецепта, оформленного надлежащим образом, либо документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ. Фактическое получение по поддельному рецепту или иному документу указанных средств или веществ образует совокупность преступлений, квалифицируемых по ст. ст. 233 и 228 УК.
5. Подделка рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, квалифицируется по комментируемой статье, и дополнительная квалификация по ст. 327 УК не требуется. Однако в тех случаях, когда эти действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение указанных средств или веществ, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 325 УК.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом.
7. Ответственность за незаконную выдачу рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, несет врач или иное лицо, обладающее правом выдавать такие документы. Субъектом преступления в виде подделки рецепта или иного документа может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия

1. Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

3. Похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок, —

наказывается штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 325 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает порядок ведения официальной документации, а также может нарушить права граждан.

Предметом преступления, предусмотренного в ч. 1 статьи, являются официальные документы (см. комментарий к ст. 324). Это может быть любой официальный документ, а не только предоставляющий права и освобождающий от обязанностей. Судебная практика не признает официальным документом, например, акты контрольных закупок, составленные не должностным лицом, а оформленные с целью обмана частных предпринимателей . К предметам преступления также относятся штампы (ручные печатные формы (клише) для производства оттисков, в которые письменно вносится информация о дате выдачи, номере документа и т.д.); печати (приборы с вырезанными знаками о названии учреждения, его месте нахождения и т.п. для выполнения оттиска на бумаге, сургуче и т.п.). Перечень предметов преступления исчерпывающий.
———————————
БВС РФ. 2001. N 12. С. 10 — 11.

2. Объективная сторона преступления альтернативно складывается из похищения (возможно всеми способами противоправного безвозмездного изъятия). Применение при этом насилия квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных данной статьей, и в зависимости от тяжести насилия как преступления против жизни или здоровья. Похищение документа для совершения с его помощью иного преступления образует совокупность рассматриваемого преступления и приготовления к другому преступлению (например, ст. ст. 30 и 159 УК); уничтожения (полная ликвидация документа, штампа, печати любыми способами); повреждения (когда возможность использования названных предметов по назначению утрачивается либо существенно затрудняется) либо сокрытия (невозвращение указанных предметов, их перемещение без ведома лица, в ведении которого они находились).

Преступление считается оконченным при похищении — когда виновный получил реальную возможность владеть, пользоваться и распоряжаться похищенными предметами; при уничтожении и повреждении — с момента приведения этих предметов в непригодное состояние; при сокрытии — с момента их утаивания.

Если похищен выданный в установленном порядке рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотического средства или психотропного вещества, а затем он подделан, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по комментируемой статье и ст. 233 УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является мотив: корыстная (см. комментарий к ст. 105) или иная личная заинтересованность (месть лицу, в ведении которого находятся документы, штампы, печати, желание помочь кому-либо из близких, карьеризм и т.д.).

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Части 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают самостоятельные составы преступлений.

Предметом преступления в ч. 2 этой статьи является паспорт (основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, — п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 ) (см. комментарий к ст. 322) либо другой важный личный документ, подтверждающий права его владельца или содержащий сведения о нем (например, водительское либо пенсионное удостоверение, трудовая книжка, диплом, доверенность на право управления автомашиной, технический паспорт на автомашину, временное разрешение на управление транспортным средством, свидетельство о регистрации транспортного средства, военный билет, свидетельство о смерти, страховой медицинский полис, медицинская санитарная книжка) . По делу А. таковым был признан страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

БВС РФ. 2001. N 8. С. 19; 2002. N 9. С. 22; 2003. N 4. С. 16; 2004. N 11. С. 17.

БВС РФ. 2009. N 10. С. 31.

Предмет преступления в ч. 3 комментируемой статьи — марки акцизного сбора, специальные марки или знаки соответствия, защищенные от подделок (см. комментарий к ст. 171.1). Знак соответствия не является документом. Он имеет изображение знака соответствия, серию и номер, выполняется по специальной технологии и наносится на заверенную в установленном порядке копию сертификата соответствия на товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации. Продажа знаков соответствия осуществляется заявителю, подавшему документы в установленном порядке .
———————————
Вестник Госстандарта России. 2000. N 8.

Объективная сторона обоих преступлений состоит в похищении названных предметов. Понятие «похищение» идентично этому понятию в ч. 1 комментируемой статьи. Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа и его последующее уничтожение квалифицируются по ч. 2 этой статьи, и дополнительной юридической оценки по другим нормам УК, в частности по ч. 1 данной статьи, в этом случае не требуется .
———————————
БВС РФ. 2000. N 7. Ст. 14; 2003. N 3. С. 11.

Субъективная сторона предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи преступлений характеризуется прямым умыслом. Для квалификации по ч. 2 этой статьи необходимо, чтобы лицо осознавало, что похищает именно важный личный документ, и желало похитить его. Похищение документа вместе с личными вещами при отсутствии умысла на хищение документа не подлежит квалификации по ч. 2 данной статьи. Для квалификации содеянного по ч. 3 комментируемой статьи следует установить, что лицо также осознавало свойства похищаемых предметов и желало их похитить.

Субъект этих преступлений — вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста.

Комментарий к статье 23.3 КОАП РФ. Органы внутренних дел (полиция)

Комментируемая статья определяет компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Структура органов внутренних дел определена Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 9 июня, 20 сентября 2006 г.). В соответствии с п. 5 Указа МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Что касается милиции, то в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с послед. изм.) милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Комментируемая статья также указывает, какие именно должностные лица органов внутренних дел и милиции уполномочены рассматривать дела об отдельных административных правонарушениях. При этом следует помнить, что в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи полномочия некоторых из указанных должностных по наложению административных наказаний являются ограниченными.