Ст 292 ч1 ук рф

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 292 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом рассматриваемого преступления является официальный документ. Легальное понятие официального документа дано в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов» (в редакции от 25 июля 2008 г.), где сказано, что официальные документы — это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном выше контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. По конкретному делу не были признаны предметом служебного подлога статистические карточки, хотя они, имея информационный характер, полностью отвечают легальному понятию официального документа (БВС РФ. 2003. N 5. С. 16).

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий:

1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме — ч. 1 ст. 292.1 УК (см. комментарий к ней);

2) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог) предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Преступление является оконченным в момент совершения одного из указанных выше действий.

4. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. п. 7 комментария к ст. 285 УК).

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или служащий органа местного самоуправления, также не являющийся должностным лицом (см. п. п. 8 — 11, 15 комментария к ст. 285 УК).

6. Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 292) предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК). Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

Новая редакция Ст. 292 УК РФ

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 292 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения может быть нарушено не только нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчено совершение других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений, таких, как злоупотребление должностными полномочиями, различных форм хищений и др.

2. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

3. Обязательным признаком служебного подлога является предмет посягательства — официальный документ.

3.1. Под официальным документом понимается письменный акт, выполненный на бумажном или электронном носителе, исходящий от того или иного структурного звена госаппарата, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия. Данные документы должны быть надлежащим образом составлены и содержать необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись соответствующего должностного лица). К таковым, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги органов загса и т.п.), журналы (например, журналы учета информации в дежурных частях ОВД) и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.).

3.2. Как правило, официальные документы оформляются в письменной форме. Вместе с тем ст. 11 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ч. 2 ст. 1 ФЗ от 13.12.2001 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» предусматривают возможность придания юридической силы документу, хранимому, обрабатываемому и передаваемому с помощью автоматизированных и телекоммуникационных систем, которые подтверждаются электронной цифровой подписью. Часть 2 ст. 434 ГК также допускает в качестве одной из форм заключения договоров использование электронных средств связи. Таким образом, официальные документы, выполненные в указанной форме, также будут являться предметом данного преступного посягательства.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

3.3. Частные документы могут быть предметом посягательства, предусмотренного коммент. статьей, при условии, что они находятся в ведении государственных органов или организаций.

4. Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: а) внесении заведомо ложных сведений в официальные документы либо б) внесении в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.

4.1. При первой форме подлога в документ вносятся фиктивные, не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Он изготавливается на официальном бланке, содержит указания должности и фамилии лиц, чьи подписи должны быть на документе, и т.д. (интеллектуальный подлог).

4.2. Вторую форму выполнения объективной стороны служебного подлога составляют действия по внесению в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

4.3. Состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения одного из указанных действий вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК РФ.

4.4. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог.

5. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4 в случаях, когда виновное лицо использует изготовленные им заведомо фиктивные документы для совершения хищения, его действия надлежит квалифицировать по совокупности двух преступлений: как хищение и как служебный подлог.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия.

6.1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность (см. п. 4.2 коммент. к ст. 285).

Неправильное оформление документов по небрежности, невнимательности и в иных подобного рода случаях не образует состава служебного подлога. Такое поведение может влечь дисциплинарную ответственность либо при наличии соответствующих признаков квалифицироваться как халатность.

7. Субъектом служебного подлога может быть должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285) или государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом (см. п. 5 — 5.2 коммент. к ст. 288).

8. Служебный подлог — преступление небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. документ, принятый органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящий обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) — предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме — ч. 1 ст. 292.1 УК; б) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог), — предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью.

4. Квалифицированный состав преступления предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Фактически ч. 2 является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Статья 292. Служебный подлог

ч 1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

(в редакции Федеральных законов от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 05.05.2014 N 96-ФЗ)

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

ч 2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(часть вторая введена Федеральным законом от 08.04.2008 N 43-ФЗ)

Комментарий к ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ, исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий:

  • внесением в официальный документ заведомо ложных сведений;
  • внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Статья 292-1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

1. Незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации , —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 292-1

Основным объектом рассматриваемого преступления является регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере предоставления гражданства Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства. Дополнительным объектом преступления выступает установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 292.1 УК РФ содержит, по сути, два состава преступления, характеризующиеся спецификой предмета и совершаемого деяния:

1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства;

2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ.

Рассмотрим первый состава преступления.

Его предметом является паспорт гражданина РФ.

В соответствии со ст. 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан РФ. В соответствии со ст. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 ) паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории России.

СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

В соответствии со ст. 10 Положения о паспорте гражданина РФ выдача паспортов производится территориальными органами Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) в порядке, определяемом данной службой. В настоящее время выдача паспортов производится на основании Административного регламента ФМС России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 28 декабря 2006 г. N 1105 ).

РГ. 2007. 17 февр.

В целях обеспечения конституционного права граждан РФ на свободный выезд из России и въезд в нее, для осуществления их защиты и покровительства за пределами РФ и в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Указом Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина РФ, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами России (паспорт гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию — заграничный паспорт) . Выдача заграничного паспорта производится территориальными органами ФМС России на основании Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (утв. Приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310) .

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5914.

Образец паспорта утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435. Такой паспорт действителен до замены его по желанию гражданина РФ паспортом нового поколения в соответствии со ст. 4 Указа Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» // СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372. О паспорте нового поколения подробнее см.: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. N 687 «Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» // СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5037.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 13.

Паспорт выдается только гражданам Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе пребывать или проживать на территории России на основании иных документов (см. ниже), выданных ФМС России либо дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в соответствии с российским законодательством; выдача паспорта таким лицам действующим законодательством не предусмотрена.

Объективная сторона преступления состоит в незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе находиться на территории РФ на основании следующих документов:

— миграционной карты. Данный документ подтверждает право на временное пребывание в России иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в страну: а) в порядке, не требующем получения визы, на срок не более девяноста суток; б) на основании выданной визы на срок, определенный сроком ее действия.

Таким образом, временно пребывающие в России иностранный гражданин или лицо без гражданства — это лица, прибывшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. ст. 2, 5 Федерального закона);

— разрешения на временное проживание. Такое разрешение подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение выдается сроком на три года. Порядок выдачи разрешения закреплен в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 ). Иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение, приобретают статус временно проживающих в Российской Федерации (ст. ст. 2, 6 — 7 Федерального закона);

СЗ РФ. 2002. N 45. Ст. 4516.

— вида на жительство. Данный документ подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства постоянно проживать в России, а также право на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, и выдается сроком на пять лет. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. До получения вида на жительство лицо обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Порядок выдачи вида на жительство закреплен в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 ). Иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие вид на жительство, приобретают статус постоянно проживающих в Российской Федерации (ст. ст. 2, 8 — 9 Федерального закона).

Основания приобретения гражданства Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» . Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России (имеющие вид на жительство), могут приобрести гражданство РФ в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве и на основании международных договоров Российской Федерации.

СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Общий и упрощенный порядок приема в гражданство установлены ст. ст. 13, 14 Федерального закона, а также ст. ст. 10 — 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 ). Восстановление в гражданстве осуществляется в соответствии со ст. 15 Федерального закона и ст. 22 Положения.

СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4571.

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, т.е. в отсутствие решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом Российской Федерации.

Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно выдает паспорт гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, и желает совершить данное действие.

Субъект преступления специальный — должностное лицо или государственный служащий ФМС России.

Следующий состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 292.1 УК РФ, — это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

Объект преступления совпадает с предыдущим. Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства. Перечень таких документов в зависимости от основания приобретения гражданства содержится в ст. ст. 10 — 22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В их числе:

— вид на жительство;

— один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка и др.);

— документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации, подтверждающий обращение лица об отказе от имеющегося иного гражданства (за исключением случаев, когда лицо состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор РФ, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства России);

— один из документов, подтверждающих владение лицом русским языком (документ государственного образца о получении образования либо сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, выданные образовательным учреждением на территории Российской Федерации, и др.);

— иные документы в зависимости от основания приобретения гражданства.

Объективная сторона преступления включает в себя:

— деяние в форме действия: внесение в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства РФ, заведомо ложных сведений. Следует учитывать, что вопрос о внесении таких сведений в документ, отвечающий признакам официального документа, при возникающей конкуренции со ст. 292 УК РФ решается в пользу ст. 292.1 УК РФ, поскольку она является специальной по отношению к служебному подлогу;

— последствие, выражающееся в незаконном приобретении гражданства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ приобретается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения;

— причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившим последствием. Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, что незаконное приобретение гражданства РФ явилось следствием внесения в соответствующий документ не соответствующих действительности и не дающих право на приобретение гражданства РФ сведений.

Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении гражданства.

В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 29, п. «е» ст. 30, п. «е» ст. 31 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение вопроса о приеме в гражданство в общем порядке, предусмотренном ст. 13 Закона, а также вопроса о восстановлении в гражданстве на основании ст. 15 Закона осуществляется Президентом РФ; решение вопроса о приеме в гражданство в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона, — территориальными органами ФМС России, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за пределами России (в случае, если лицо, подавшее заявление о приеме в гражданство, проживает за пределами России).

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что вносит в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства, ложные сведения, предвидит незаконное приобретение в результате своих действий гражданства Российской Федерации и желает этого.

Субъект преступления является специальным — это должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, использующий свои служебные полномочия для внесения заведомо ложных сведений в соответствующие документы (например, должностные лица и государственные служащие подразделений ФМС России, дипломатических представительств и консульских учреждений России за ее пределами, налоговых инспекций ФНС России, государственных (муниципальных) образовательных учреждений и др.).

В ч. 2 ст. 292.1 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками: 1) совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); 2) наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; 3) причинно-следственная связь между деянием и последствием.

Данный состав преступления является специальным по отношению к составу халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ).

О неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей см. комментарий к ст. 293 УК РФ.

Вопросы о незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства и о незаконном приобретении гражданства Российской Федерации были рассмотрены выше.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность наступления опасных последствий деяния, совершенного им вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит возможности наступления опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть (небрежность). Виновность лица, а значит, и сам состав преступления исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе.

Субъект преступления специальный — должностное лицо или государственный служащий.