Ст131 гк рф п5

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 г.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Комментарий к Ст. 131 ГК РФ

1. Комментируемая статья является, с одной стороны, отправной точкой, с другой — базой для законодательства, возникшего после принятия и вступления в силу части первой ГК РФ, — законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, включая жилые помещения. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации прав. Соответственно зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

3. В комментируемой статье устанавливается требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество — возникновение, переход, ограничение и прекращение — подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрации подлежат следующие права на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования (право безвозмездного срочного пользования), аренда, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных законом.

При этом ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Обращаем внимание на то, что законодательство именно с моментом государственной регистрации связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на недвижимое имущество, т.е. государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. Права на недвижимость, приобретаемую различными лицами, возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт государственной регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, а арендаторы — право владеть и пользоваться арендованным имуществом и т.д.

4. Наряду с комментируемой статьей Гражданский кодекс включает еще целый ряд норм, указывающих на необходимость государственной регистрации прав и сделок на недвижимое имущество: ст. 164 «Государственная регистрация сделок», ст. 223 «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору», ст. 433 «Момент заключения договора», а также другие нормы, содержащиеся как в первой, так и во второй частях Кодекса.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Законом о регистрации, Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , и другими нормативными правовыми актами.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 8. Ст. 963; БНА. 2001. 27 авг. N 35.

5. Требование государственной регистрации сделок и прав на недвижимое имущество составляет общее правило, из которого есть некоторые исключения.

Так, не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого, социального и иного найма жилого помещения (гл. 35 ГК).

Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на данное имущество (п. 4 ст. 218 ГК), т.е. приобретают право собственности на недвижимость не с момента государственной регистрации, а в силу закона — с момента выплаты указанного пая.

Кроме того, в отличие от права на земельный участок не регистрируются права на жилье, вытекающие из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК).

По поводу государственной регистрации договоров аренды жилых и нежилых помещений Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 информационного письма от 1 июня 2000 г. N 53 указал следующее: «Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации».

6. В ряде случаев гражданское законодательство предусматривает раздельную государственную регистрацию сделок и возникновения прав.

Рассмотрим соотношение государственной регистрации сделок и прав в сделках, направленных на отчуждение жилого помещения и предприятия (как имущественного комплекса).

Нельзя не отметить, что в отношении купли-продажи и мены недвижимости действует общее правило, изложенное в ст. 551 ГК РФ. В соответствии с данной нормой не предусматривается государственная регистрация договора (соглашение действительно с момента подписания), регистрации подлежит только переход права собственности. Вместе с тем исключениями являются договоры купли-продажи и мены жилого помещения (п. 2 ст. 558 ГК) и предприятия (п. 2 ст. 560 ГК). Здесь регистрации подлежат как договор, так и переход права собственности.

Применительно к договору дарения любой недвижимости закон также предусматривает раздельную регистрацию договора и перехода права собственности от дарителя к одаряемому.

Договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимости, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Кроме того, регистрации подлежит и переход права собственности.

При наследовании недвижимости должен регистрироваться переход права собственности.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК), соответствующей регистрации требует переход права по договору.

7. На практике часто возникают вопросы о необходимости обязательного нотариального оформления сделок с недвижимым имуществом.

В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон. В связи с этим нотариальное оформление условно можно разделить на обязательное, производное и добровольное.

Обязательное нотариальное оформление установлено для договора ренты (ст. 584 ГК). Кроме того, предусматривается обязательное нотариальное удостоверение завещаний (в том числе при завещании недвижимости).

Нотариальное оформление договоров, обязательное в силу уже существующих соглашений, считаем возможным называть производным (или акцессорным, дополнительным). Такому оформлению подлежат два вида соглашений: 1) договор залога движимого имущества или прав, если обязательство, обеспеченное залогом, содержится в нотариально удостоверенном договоре; 2) уступка прав и перевод долга, основанные на договоре, совершенном в нотариальной форме. В обоих случаях недвижимость не выступает объектом договоров.

Добровольное нотариальное удостоверение сделок необходимо в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Например, граждане договорились для квалифицированного оформления соглашения обратиться к нотариусу. Бесспорно, регистратор обязан принять к регистрации документы, оформленные в простой письменной форме, если законом или договором не предусмотрено нотариальное оформление.

8. В тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, другая сторона на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Суд при выяснении всех обстоятельств может вынести решение о государственной регистрации перехода права. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации, вынуждена будет возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 13 ноября 1997 г. N 21, содержащем обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости, указал, что если договор купли-продажи жилого дома исполнен одной стороной (покупатель оплатил стоимость жилья, а передача осуществлена по акту приема-передачи) и при этом само заключение договора не оспаривалось, то такой договор подлежит государственной регистрации. При уклонении стороны от регистрации суд вправе вынести соответствующее решение. Данное решение является основанием для возникновения у регистрирующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки .

———————————
Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 81 — 82.

9. Анализ норм ГК РФ и Закона о регистрации недвижимости позволяет выделить четыре взаимосвязанных принципа государственной регистрации:

— во-первых, единая процедура государственной регистрации независима от объекта регистрации и от региона;

— во-вторых, единые регистрирующие органы — это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы;

———————————
См.: Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 // Российская газета. 30.12.2008. N 4823.

— в-третьих, ведение Единого государственного реестра прав;

— в-четвертых, открытость сведений о государственной регистрации прав. Органы государственной регистрации прав обязаны предоставлять сведения об объектах недвижимости любому лицу, предъявившему документ, удостоверяющий личность, и соответствующее заявление.

10. Процедура государственной регистрации устанавливается в соответствии с Законом о регистрации недвижимости и в некоторой части — Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

Для осуществления государственной регистрации лица (правообладатели либо уполномоченные ими на то лица при наличии надлежащим образом оформленной доверенности), желающие зарегистрировать права на недвижимость, подают, а соответствующий регистрирующий орган принимает документы, необходимые для государственной регистрации, с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины. Регистрационные органы проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки. После этого они устанавливают отсутствие (либо наличие) противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на конкретный объект, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Если противопоказаний нет, то производится внесение записей в Единый государственный реестр прав. И наконец, совершается запись на правоустанавливающих документах и выдаются удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.

Подчеркнем, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи необходимых документов.

11. В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации недвижимости, п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219, п. 4 разд. 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , Министерство юстиции РФ Приказом от 6 августа 2001 г. N 233 утвердило Инструкцию о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения (далее — Инструкция). С 1 января 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая подведомственна Министерству экономического развития РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 16. Ст. 1602.

Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 16 августа 2001 г. Регистрационный номер 2881 // Российская газета. 22.08.2001. N 162.

Важность данной Инструкции трудно переоценить, поскольку основная часть сделок с недвижимостью — это именно сделки с жилыми помещениями, и конечно же упорядоченность проведения государственной регистрации договора и перехода права собственности на жилье, формирование единой практики государственной регистрации послужат установлению единого цивилизованного рынка недвижимости, позволят более полно охранять и защищать права и законные интересы граждан и иных лиц.

Названная Инструкция, устанавливая перечень документов, необходимых для государственной регистрации, разделяет его на документы, представляемые на государственную регистрацию договора продажи, и документы, представляемые на государственную регистрацию перехода прав .

———————————
О государственной регистрации договоров и переходе прав на жилые помещения см.: Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2008. С. 42 — 57.

12. Первоначально (до 1 января 2005 г.) Закон о регистрации недвижимости устанавливал плату за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, которая использовалась для развития системы регистрации. Однако гл. 25.3 НК РФ, регламентирующая государственную пошлину, изменила ранее существующий порядок.

В соответствии со статья 333.33 НК РФ уплачивается государственная пошлина:

— за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества: физическими лицами — 500 рублей; организациями — 7500 рублей;

— за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: физическими лицами — 100 рублей; организациями — 300 рублей;

— за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: физическими лицами — 500 рублей; организациями — 2000 рублей;

— за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: физическими лицами — 100 рублей; организациями — 300 рублей;

— за государственную регистрацию смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, — 500 рублей;

— за государственную регистрацию смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, — 100 рублей;

— за государственную регистрацию сервитутов: в интересах физических лиц — 500 рублей; в интересах организаций — 2000 рублей;

— за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке — 100 рублей;

— за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): для физических лиц — 100 рублей; для организаций — 300 рублей.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающий исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия взимается в размере, установленном для физических лиц.

Одновременно следует учитывать, что не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

13. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует отличать от учета недвижимости. Комментируемая статья прямо указывает на то, что в случаях, предусмотренных законом наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

С 1 марта 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее — объекты недвижимости), а также с ведением государственного кадастра объектов недвижимости и кадастровой деятельности.

Названный Федеральный закон регламентирует признание и удостоверение государством факта существования с определенными характеристиками или прекращения существования объектов недвижимости, обеспечение заинтересованных лиц достоверными сведениями об их характеристиках.

Учетные процедуры в отношении как зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, так и земельных участков устанавливают возможность представления в орган кадастрового учета соответствующих документов не только посредством личной явки заявителя, но и посредством почтовой связи. При этом для постановки на учет объекта недвижимости в орган кадастрового учета вправе обратиться любое лицо. В данном случае исключаются излишние административные процедуры, связанные с проверкой статуса заявителя и представленных им правоустанавливающих документов.

Законом определен закрытый перечень представляемых при кадастровом учете документов, а также перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Заложен принцип поэтапного создания единой системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них. Это в последующем позволит реально обеспечить реализацию так называемого принципа «одного окна», совместив процедуры учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе.

Впервые на уровне законодательного акта установлены всего четыре уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи и достаточные как для проведения государственного кадастрового учета, так и для последующей регистрации прав. В частности, такими уникальными характеристиками являются:

1) вид объекта (здание, сооружение, объект незавершенного строительства или земельный участок);

2) кадастровый номер объекта недвижимости (не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер), который присваивается органом кадастрового учета;

3) описание местоположения объекта недвижимости;

4) площадь объекта недвижимости.

Иные сведения государственного кадастра недвижимости являются вспомогательными, внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости осуществляется при их наличии и, как правило, в рамках информационного взаимодействия органа кадастрового учета с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления либо исходя из декларируемых заявителем сведений об объекте (к примеру, о материалах наружных стен жилого дома).

Важно отметить, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не могут являться основаниями для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. Соответственно гражданам и юридическим лицам не могут предъявляться требования о переучете соответствующих объектов недвижимости.

Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2010 г. установлен переходный период применения новых правил о кадастровом учете в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период, если иное не установлено Правительством РФ, данные правила к ним не применяются, и государственный учет указанных объектов осуществляется в ранее установленном порядке, в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного учета жилищного фонда. При этом в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Кроме того, до 1 января 2010 г., также если иное не установлено Правительством РФ, кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не проводятся и подготовка документов, необходимых для ведения их государственного учета, осуществляется в соответствии с ранее установленным порядком.

В свою очередь кадастровые инженеры вправе начать проводить кадастровые работы в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства с 1 января 2010 г. При этом в период с 1 января 2010 до 1 января 2011 г. эти работы наряду с кадастровыми инженерами одновременно вправе также проводить органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Относительно всех тех документов, которые содержат описание объектов недвижимости и были выданы в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует отметить, что они признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости, выдаваемыми в соответствии с новыми правилами.

Статья 131 ГПК РФ. Форма и содержание искового заявления

Новая редакция Ст. 131 ГПК РФ

1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство об обеспечении иска, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 131 ГПК РФ

1. Статья 131 ГПК РФ содержит требования к форме и содержанию искового заявления. Форма — письменная. Исковое заявление может быть написано от руки, с использованием печатной машинки, компьютера, множительной техники. Исключается электронный вариант.

2. Выполнение требований к содержанию искового заявления является одним из условий реализации права на обращение в суд с иском. Обязательны для содержания любого искового заявления требования, указанные в п. 1 — 8 ч. 2 ст. 131 ГПК. Хотя возможны ситуации, когда истцу неизвестно место жительства ответчика или ответчик не имеет места жительства в Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 29 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд по месту нахождения имущества ответчика или по его последнему известному месту жительства в России. Указание на это должно содержаться в исковом заявлении.

Помимо наименований истца и ответчика, их мест жительства или мест нахождения в необходимых случаях следует указать те же сведения о третьих лицах, не заявляющих самостоятельные требования на предмет иска.

Часть 2 ст. 131 ГПК РФ допускает содержание в заявлении информации, позволяющей установить связь со сторонами, а также сведений об обстоятельствах, которые могут иметь процессуально-правовое значение при рассмотрении дела, например, о том, что лицо, которое может быть свидетелем по делу, проживает в другом, отдаленном регионе страны, и есть резон поручить его допрос другому суду — по месту жительства свидетеля. В заявлении могут быть изложены и другие ходатайства истца, например, об обеспечении иска, истребовании доказательств, их обеспечении, отсрочке, рассрочке, освобождении от уплаты госпошлины и др.

Соблюдение правил о реквизитах искового заявления имеет важное процессуальное значение и является основой действий суда при принятии заявления и подготовке дела к судебному разбирательству. Для лица, обращающегося в суд, соблюдение требований к содержанию искового заявления является одним из обязательных условий порядка реализации права на предъявление иска.

Требования к содержанию конкретного искового заявления не должны быть чрезмерными. Так, очевидно, нельзя требовать от истца безошибочно указать круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения его требования, а также подтверждающих их доказательств. Истец может быть не осведомлен о юридическом значении тех или иных фактов, относимости и допустимости доказательств. Обязанностью суда в ходе подготовки дела к судебному разбирательству является уточнение круга фактов, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела (абз. 2 ст. 148 ГПК РФ). В то же время стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют возможность представить необходимые доказательства, а также ходатайствовать перед судьей об истребовании доказательств, которые они не могут представить без помощи суда (абз. 5 ст. 148, п. 2 ч. 1 ст. 149 ГПК РФ).

Рассматривая правовую норму, содержащуюся в п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, необходимо исходить из того, что досудебное обращение истца к ответчику может быть для него обязательным лишь в случае, если условие о досудебном урегулировании включено в содержание договора между ними.

3. Особые требования закон предъявляет к содержанию иска прокурора. В соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении прокурора, предъявляемом в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, какие права, свободы и интересы нарушены, а также закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие эти права, свободы и интересы, и способы их защиты.

Содержание абз. 2 ч. 3 ст. 131 изменилось одновременно с изменением ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, снявшим ограничения в праве прокурора обращаться в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сферах трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; в защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; права на образование. Право прокурора на обращение в суд в защиту названных выше прав, свобод и законных интересов обусловлено обращением к нему гражданина, считающего их нарушенными. В заявлении прокурора в защиту названных выше прав должно быть указано на обращение к нему гражданина с просьбой об обращении в суд в защиту его прав, свобод и законных интересов.

В заявлении прокурора в защиту иных прав, свобод и законных интересов гражданина помимо указания на обращение к нему гражданина должно содержаться обоснование того, что по уважительной причине (по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и др.) гражданин не может сам обратиться в суд (п. 5 Приказа Генеральной прокуратуры от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»).

Несмотря на отсутствие в абз. 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ требования указать в исковом заявлении прокурора конкретный закон или иной нормативный правовой акт, на основании которых подлежит защите право гражданина, такое указание обязательно.

В исковом заявлении, поданном прокурором либо лицами, названными в ст. 46 ГПК РФ, должны быть указаны в качестве истцов лица, в защиту прав и законных интересов которых возбуждается гражданское дело. Однако подписывается такое исковое заявление прокурором либо лицами, названными в ст. 46 ГПК. Исковое заявление излагается от их имени; истец, ответчик, иные заинтересованные лица указываются в нем в третьем лице.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подписывается самим истцом, от имени которого оно подается, либо его представителем — законным без оформления специального на то полномочия либо добровольным при условии особого указания на него в доверенности. В судебной практике вызывает споры вопрос, от чьего имени излагается текст искового заявления, подписываемого представителем. Иными словами, истец и другие лица, которым предстоит участвовать в деле, называются в исковом заявлении, подписанном представителем, в первом или третьем лице. Представляется правильным последний вариант.

Помимо представителя исковое заявление юридического лица может быть подписано единоличным органом юридического лица, действующим в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, либо его участником. Фамилия, имя и отчество и должность лица, а также паспортные данные либо данные иных документов лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (подп. «л» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В соответствии с п. 1 ст. 72, п. 2 ст. 82 ГК РФ исковое заявление полного товарищества может быть подписано его участником, исковое заявление товарищества на вере — полным товарищем такого юридического лица.

Другой комментарий к Ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая глава и входящие в ее состав статьи посвящены исковому производству, в частности предъявлению иска в суд.

Иск — сложная категория, которой много внимания уделяется в специальной литературе. В практических целях для нас представляют интерес следующие понятия.

Иск — обращение заинтересованного лица к суду с требованием о защите его субъективного права или охраняемого законом интереса.

Право на иск — это обеспеченная законом возможность обращаться к суду для защиты, восстановления нарушенного права или устранения неопределенности в праве.

Право на иск как процессуальная категория, как право на обращение в суд может быть реализовано путем предъявления иска. Право на предъявление иска является формой реализации права на иск, права на судебную защиту.

Иск предъявляется в исковом производстве, которое направлено на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей.

2. Возможность осуществления права на предъявление иска закон связывает с наличием определенных предпосылок, которые в процессуальной науке именуются общими предпосылками права на предъявление иска (закреплены в соответствующих статьях ГПК РФ).

Первой предпосылкой следует считать наличие процессуальной право- и дееспособности у истца.

Второй предпосылкой является подведомственность дела суду общей юрисдикции. Если дело подведомственно арбитражному суду или несудебным органам, то суд откажет в принятии заявления.

Третьей предпосылкой является факт отсутствия вступившего в законную силу решения по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям либо определения суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Сюда же можно отнести и факт отсутствия ставшего обязательным для сторон решения третейского суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, за исключением случаев, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Кроме названных общих предпосылок выделяют и специальные предпосылки права на предъявление иска, которые необходимо соблюдать по ряду категорий дел. К числу таковых относится обязательное соблюдение досудебного или внесудебного порядка разрешения заявления в случаях, предусмотренных законом (например, по спорам в связи с перевозкой грузов транспортом). В случае несоблюдения обязательного досудебного претензионного порядка разрешения спора соответствующее лицо не утрачивает права на судебную защиту, поскольку после возвращения искового заявления по рассмотренной причине имеет возможность устранить допущенное нарушение и вновь обратиться в суд.

Процессуальное значение предпосылок права на предъявление иска заключается в том, что только их совокупность дает заинтересованному лицу право обращаться в суд.

Для того чтобы суд рассмотрел и разрешил спор, необходимо предъявить иск. Он предъявляется в суд путем подачи искового заявления; следовательно, исковое заявление является внешней формой выражения иска.

3. Предъявление иска складывается из следующих процессуальных действий:

1) составление в определенной форме и с определенным содержанием искового заявления (ст. 131 ГПК);

2) подача искового заявления с приложенными в соответствии с требованиями ст. 132 ГПК документами в суд;

3) вынесение судом соответствующего определения (ст. ст. 133 — 136 ГПК).

Исковое заявление может быть подано тремя способами:

1) путем отправки в адрес суда по почте;

2) путем вручения искового заявления судье на личном приеме;

3) путем передачи искового заявления в канцелярию суда.

Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание искового заявления. Законодатель допускает указание в исковом заявлении не только сведений, прямо указанных в ч. 2 комментируемой статьи, но и иных сведений, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

4. Часть 3 настоящей статьи сформулирована с учетом специфики правового положения прокурора (см. комментарий к ст. 45 ГПК). Исковое заявление, предъявляемое прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно содержать указание:

— на конкретные материально-правовые интересы истцов;

— конкретное субъективное право, которое оказалось нарушенным;

— закон или иной нормативный правовой акт, который предусматривает способы защиты этих интересов.

Учитывая также ограниченный круг случаев, когда прокурор может обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина (ч. 1 ст. 45 ГПК), законодатель предписывает прокурору обосновать невозможность предъявления иска самим гражданином либо указать на обращение гражданина к прокурору.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем собственноручно (с учетом правил об органах юридического лица, представительстве и доверенности, установленных ГК РФ).

Статья 164. Государственная регистрация сделок

1. В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

2. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Комментарий к Ст. 164 ГК РФ

1. Комментируемая статья развивает положения п. 2 ст. 8 и ст. 131 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 8 права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных законом.

Из приведенных норм и положений комментируемой статьи следует, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, включая жилые помещения. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации прав и сделок. Права на недвижимость возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт государственной регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели, меняющиеся, одаряемые приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, а арендаторы — право владеть и пользоваться арендованным имуществом и т.д.

2. Наряду с комментируемой статьей ГК РФ включает еще целый ряд норм, указывающих на необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: ст. 223 «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору», ст. 433 «Момент заключения договора», а также другие нормы, содержащиеся как в первой, так и во второй частях Кодекса.

Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Законом о регистрации недвижимости, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 , и другими нормативными правовыми актами.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 8. Ст. 963; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 35.

3. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Согласно Указу Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» , Постановлению Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 451 «О Федеральной регистрационной службе» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с возложением на нее функций организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.

Собрание законодательства РФ. 2008. N 25. Ст. 2984.

4. Требование государственной регистрации сделок и прав на недвижимое имущество составляет общее правило, из которого есть некоторые исключения.

Так, не подлежат государственной регистрации сделки и права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого, социального и иного найма жилого помещения (гл. 35 ГК).

Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на данное имущество (п. 4 ст. 218 ГК), т.е. на недвижимость, не с момента государственной регистрации, а в силу закона — с момента выплаты указанного пая.

Кроме того, в отличие от права на земельный участок не регистрируются права на жилье, вытекающие из договора безвозмездного пользования (гл. 36 ГК).

По поводу государственной регистрации договоров аренды жилых и нежилых помещений Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 информационного письма от 1 июня 2000 г. N 53 указал следующее: «Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации».

В ряде случаев гражданское законодательство предусматривает раздельную государственную регистрацию сделок и возникновения прав.

Первоначально рассмотрим соотношение государственной регистрации сделок и прав в сделках, направленных на отчуждение жилого помещения и предприятия (как имущественного комплекса).

Нельзя не отметить, что в отношении купли-продажи и мены недвижимости действует общее правило, изложенное в ст. 551 ГК РФ. В соответствии с данной нормой не предусматривается государственная регистрация договора (соглашение действительно с момента подписания), регистрации подлежит только переход права собственности. Вместе с тем исключениями являются договоры купли-продажи и мены жилого помещения (п. 2 ст. 558 ГК) и предприятия (п. 2 ст. 560 ГК). Здесь регистрации подлежат как договор, так и переход права собственности.

Применительно к договору дарения любой недвижимости закон также предусматривает раздельную регистрацию договора и перехода права собственности от дарителя к одаряемому.

Договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимости, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Кроме того, регистрации подлежит и переход права собственности.

При наследовании недвижимости должен регистрироваться переход права собственности.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК), соответствующей регистрации требует переход права по договору.

Предварительный договор, по которому стороны обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации, не требует государственной регистрации, на что обращается внимание в информационном письме Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .

———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 4.

5. В процесс государственной регистрации входят:

— прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям вышеназванного Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

— правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

— установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

6. Сведения о регистрации сделок с недвижимостью отражаются в ЕГРП, ведение которого осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219.

Несколько слов следует сказать о книгах учета документов, дел правоустанавливающих документов. Ведение книг учета регламентируется Правилами ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 24 декабря 2001 г. N 343 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . С даты внесения в книгу записи о поступившем заявлении о регистрации сделки начинается государственная регистрация. Кроме того, при внесении записи документам, принятым на регистрацию, присваивается входящий номер, который впоследствии составляет основу номера произведенной записи о регистрации сделки.

———————————
Российская газета. 24.01.2002. N 14.

Помимо перечисленных выше книг регистрационный орган должен иметь также книгу учета выданной из ЕГРП информации. В этой книге учитываются запросы и заявления о выдаче из ЕГРП информации, заявления о выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (гл. V Правил ведения книг учета).

Правилами ведения книг учета документов предусматривается также ведение книги учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества (гл. VI Правил ведения книг учета). В случае отсутствия в ЕГРП раздела по объекту, на который решением (определением, постановлением) наложен арест или запрет на совершение с ним сделок, в данную книгу вносятся записи о поступивших в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копиях указанных документов.

Для записей о подлежащих государственной регистрации сделках об отчуждении объектов недвижимого имущества предусмотрены соответственно ч. ч. II-1 и II-2 подразд. II (разд. IV Правил ведения ЕГРП).

Записи о зарегистрированных сделках, влекущих возникновение обременений (ограничений), о самих обременениях (ограничениях), а также некоторые иные сведения (например, о передаче имущества в доверительное управление, об обязательствах по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия) содержатся в подразд. III, который разбит на специальные части (п. 44 Правил ведения ЕГРП):

— для записей об аренде — подразд. III-1;

— для записей об ипотеке — подразд. III-2;

— для записей о сделках, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав (о договорах аренды, договорах об ипотеке и т.п.), а также о договорах участия в долевом строительстве — подразд. III-4;

— для записей об аресте (запрещении заключения сделок с имуществом) — подразд. III-5;

— для записей о безвозмездном пользовании участком лесного фонда (леса) — подразд. III-7.

Каждая запись о сделке идентифицируется номером регистрации (ст. 12 Закона о регистрации недвижимости). Этот номер формируется при приеме документов на государственную регистрацию на основе входящего номера из книги учета входящих документов (п. 12 Правил ведения книг учета).

7. В соответствии со ст. 13 Закона о регистрации недвижимости регистрация сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Государственная регистрация договора об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а ипотеки жилых помещений — не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Государственная регистрация проводится на основании заявления сторон договора или уполномоченного ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя.

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

8. Статья 20 Закона о регистрации недвижимости называет основания для отказа в государственной регистрации права, которые имеют непосредственное значение и для отказа в государственной регистрации сделки. В государственной регистрации может быть отказано в случаях, если:

— право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации;

— с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

— документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

— акт государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

— лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

— лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

— правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

— правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

— не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

— имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;

— осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 25.2 Закона о регистрации недвижимости (если земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность).

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде, в арбитражном суде.

9. Государственной регистрации отдельных видов сделок посвящена гл. IV Закона о регистрации недвижимости, а именно:

ст. 22 — сделок с предприятиями;

ст. 22.1 — сделок с гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;

ст. 22.2 — сделок с земельными участками;

ст. 23 — сделок с недвижимым имуществом в многоквартирных домах;

ст. 24 — сделок с долями в общей долевой собственности;

ст. 25.1 — договоров участия в долевом строительстве;

ст. 26 — договоров аренды недвижимого имущества;

ст. 29 — договоров ипотеки;

ст. 30 — договоров доверительного управления недвижимым имуществом.

Наряду с положениями Закона о регистрации недвижимости особенности регистрации отдельных видов сделок определены иными федеральными законами и подзаконными актами, в частности Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» , Приказами Минюста России от 6 августа 2004 г. N 135 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества» , от 4 марта 2005 г. N 16 «Об утверждении Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами» , от 9 июня 2005 г. N 82 «Об утверждении Инструкции об особенностях государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества» , от 15 июня 2006 г. N 213 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации ипотеки объектов недвижимого имущества» , от 14 февраля 2007 г. N 29 «Об утверждении Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества» и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40.

Бюллетень нормативных актов. 2004. N 34.

Бюллетень нормативных актов. 2005. N 13.

Бюллетень нормативных актов. 2005. N 27.

Бюллетень нормативных актов. 2006. N 27.

Российская газета. 22.03.2007. N 58.

10. Закон о регистрации недвижимости не распространяет свое действие на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, которые также относятся к недвижимому имуществу. Порядок регистрации сделок с воздушными судами определен Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» , согласно которому государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с ГК РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.

Отношения, связанные с государственной регистрацией прав на воздушные суда, наряду с названным выше Законом регулируются ГК РФ, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда.

11. В п. 2 комментируемой статьи говорится о государственной регистрации сделок с движимым имуществом определенных видов. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

В судебной практике нередко возникают споры относительно государственной регистрации прав на транспортные средства и сделок с ними . Необходимость регистрации сделок с транспортными средствами законодательством не установлена. Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59 «О порядке регистрации транспортных средств» такую необходимость также не устанавливает, а регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в органах ГИБДД.

———————————
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2003 г. N Ф03-А59/03-1/392.

Российская газета. 15.03.2003. N 49.

Не содержат указания на обязательность регистрации сделки с ценными бумагами и Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно ст. ст. 8, 29 Закона о рынке ценных бумаг, а также Положению о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденному Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27 , соответствующими органами осуществляется лишь учет перехода прав на ценные бумаги путем внесения записи в реестр, что не является регистрацией сделок с ценными бумагами, поскольку у владельца акций есть правовая возможность не сообщать держателю реестра о переходе прав на акции, а также отсутствуют какие-либо меры воздействия на лицо, не сообщившее о таких действиях.

———————————
Вестник ФКЦБ России. 1997. N 7.