Статья 1223 часть 3 коап

Статья 12.23 КоАП РФ — Нарушение правил перевозки людей

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, —

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 01.05.2016 N 138-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ)

2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 138-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

(часть 4 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 138-ФЗ)

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 138-ФЗ)

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 138-ФЗ)

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(примечание введено Федеральным законом от 01.05.2016 N 138-ФЗ)

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Комментарий к статье 12.23 КОАП РФ

1. Объект правонарушения охватывает собой правоотношения по обеспечению безопасности дорожного движения. Также в качестве объекта данного деяния можно рассматривать и правоотношения по обеспечению безопасности человека, его жизни, здоровья и имущества.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, нарушающих положения п. 22 Правил дорожного движения. В самом общем виде объективная сторона отражает нарушение установленных правил перевозки людей. При этом закон выделяет ряд нарушений в качестве самостоятельных, акцентируя внимание на их значимости и опасности. Объективная сторона таких нарушений заключается в:

— перевозке людей вне кабины транспортного средства, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

— нарушении правил перевозки детей, в первую очередь речь идет об отсутствии специального кресла для перевозки детей в возрасте до 12 лет, а также иных нарушениях установленных правил.

2. Субъектом правонарушений, регламентированных настоящей статьей, выступает водитель транспортного средства, реализовавший указанные нарушения. Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется исключительно умыслом виновного.

Несоблюдение требований ПДД касательно перевозки детей на транспорте

Проверка и оплата штрафов ГИБДД

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Предмет правонарушения могут составить как действия частных водителей по перевозке несовершеннолетних (чаще всего – в личных авто), так и организованные транспортировки групп детей на специальном транспорте.

Согласно требованиям Федерального законодательства, машина, в которой перевозят ребенка, должно быть оборудовано дополнительными устройствами безопасности.

Они подбираются исходя из индивидуальных конструкционных особенностей ТС:

  1. Если авто имеет ремни безопасности, то нужно установить детское кресло либо иные удерживающие конструкции.
  2. Если ребенок находится на переднем сиденьеавто, то он должен обязательно находиться пристегнутым в удерживающем устройстве. Перевозить детей на заднем сиденье мотоцикла нельзя.

На сегодняшний день можно установить одно из стандартизированных приспособлений:

  • Цельный фиксирующий комплект из лямок (либо других аналогичных гибких элементов), пряжки, регулятора размера и крепления. Иногда в дополнение к нему предусмотрено сиденье и/либо противоударный экран для дополнительной защиты ребенка.
  • Частичное удерживающее устройство – к примеру, дополнительная упругая подушка, которую применяют в сочетании со «взрослым» ремнем безопасности либо фиксирующим креслом, где располагается маленький пассажир. Так или иначе, этот «тандем» в итоге образует удерживающее устройство в комплекте.

Любые другие способы перевозки детей в машине с ремнями безопасности признаются неправомерными.

К данной части относятся также случаи транспортировки лиц до 12 лет в кузове грузовика, оборудованного бортовой платформой, и организованной перевозки детей на автобусах. Согласно ПДД, это такая транспортировка, которая:

  • Выполняется НЕ на маршрутном ТС, то есть на междугородных, горных, экскурсионных и туристических автобусах.
  • Предусматривает перевозку 8 и более несовершеннолетних без их законных представителей (исключение составляют случаи, когда таковые назначаются сопровождающими или являются медицинскими работниками).

Нарушениями при таких перевозках являются случаи, когда число пассажиров-детей превышает число оборудованных мест для сидения в салоне автобуса.

Субъектом противоправного деяния по данной части комментируемой статьи признается непосредственно водитель, которому грозит штраф в размере 3000 рублей.

4.2. Административные и дисциплинарные проступки на транспорте и ответственность за их совершение

4.2. Административные и дисциплинарные проступки на транспорте и ответственность за их совершение

Административные проступки на транспорте по количеству противоправных проявлений являются наиболее распространенными среди всех других административных правонарушений. Только за нарушения правил дорожного движения ежегодно в Украине притягивается к ответственности около 9 млн правонарушителей.

Особенностью применения института административной ответственности в транспортной сфере является то, что диспозиции многих правовых норм, как и в уголовном праве есть бланкетними, поэтому при их применении необходимо обращаться к различных положений и источников технического характера, к содержанию отдельных технических норм, которые устанавливают правила эксплуатации и пользования теми или другими видами транспорта. Иногда в этой сфере действуют и смешанные, так называемые технико-юридические нормы.

В отличие от Уголовного кодекса Украины, в процессе кодификации административного законодательства отработана четкая система транспортных проступков. Ответственность за них предусмотрена в главе десятой Кодекса Украины об административных правонарушениях (Коап) «Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи».

До транспортных проступков законодателем отнесены:

нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте (ст. ст. 109, 111, 113, 116, 1162 Коап);

нарушение правил пользования средствами железнодорожного, морского и речного, автомобильного и электротранспорта (ст.ст. 110, 112, 115, 119, 134, 135, Коап);

нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте (ст. 120 Коап);

нарушение водителями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 121, 1211, 122, 1221, 1222, 1223, 123, 124, 125, 132 Коап);

управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения и не имеющим права управления (ч. IV ст. 116, ст. ст. 130, 131 Коап);

нарушение правил содержания дорог, норм и стандартов относительно обеспечения безопасности дорожного движения, невыполнение предписаний об устранении таких нарушений, выпуск на линию технически неисправных транспортных средств, допуск к управлению транспортными средствами водителей в состоянии опьянения, а также лиц, не имеющих права на управление (ст. ст. 1161, 118, 128, 1281, 129, 140 Коап);

нарушение правил движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (ст. 127 Коап);

нарушение правил, направленных на обеспечение сохранности грузов, повреждение магистральных трубопроводов, дорог, железнодорожных переездов и других сооружений или нарушение правил их содержания.

Родовым объектом административных проступков на транспорте выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе эксплуатации и пользования различными видами транспорта, а также в области дорожного хозяйства. Эти проступки посягающие на нормальную работу транспорта, безопасность движения, угрожают жизни и здоровью людей, причиняют материальный ущерб.

С объективной стороны административные правонарушения на транспорте характеризуются возможностью совершаться как путем противоправных действий (например, управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии опьянения ст. ст. 130 Коап), так и путем бездействия (например, непредоставление транспортных средств работникам милиции и медицинским работникам — ст. 1241 Коап).

Отдельные противоправные проявления этой группы правонарушений могут характеризоваться повторяемостью (например, повторное в течение года управление транспортным средством с поддельным номерным знаком или без номерного знака — ч. V. ст. 121).

Большинство транспортных проступков образуют формальные составы, некоторые из них характеризуются материальными составами (например, повреждение внутреннего оборудования пассажирских вагонов — ст. 110 Коап).

При квалификации транспортных преступлений с материальными составами необходимо устанавливать причинную связь между противоправными деяниями и наступившими последствиями (например, нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами, ездовыми и другими людьми, что привело к повреждению транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений — ч. IV. ст. 127 Коап).

С субъективной стороны административные правонарушения на транспорте характеризуются как умышленной виной, так и виной в форме неосторожности. Причем, намерение бывает, как правило, побочным. Только незначительная часть этих проступков совершается умышленно. В большинстве случаев транспортные проступки совершаются по неосторожности, то есть когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своих противоправных действий, но легкомысленно рассчитывала на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть. Эта форма вины характеризуется отсутствием должного внимания и осторожности.

Субъектами данной группы административных правонарушений являются физические деліктоздатні лица (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства) 16-летнего возраста. Среди них необходимо выделить так называемых специальных субъектов: водителей, пешеходов; ездовых велосипедистов; владельцев транспортных средств и лиц, которые ими руководят; судоводителей; должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, организацию движения и техническое состояние дорог, дорожных сооружений, баз для отстоя маломерных судов; несовершеннолетних от 16 до 18 лет; военнослужащих и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел.

Среди административных взысканий, предусмотренных за совершение транспортных проступков, применяется предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами от трех до шести месяцев (ч. И ст. 1221, ст. 124, ч. И ст. 132 Коап); от шести месяцев до одного года (ч. II ст. 1221, ч. III ст. 123 Коап); до одного года (ч. II—III ст. 116, ч. IV ст. 122 Коап); от одного до двух лет (ч. И ст. 130 Коап); от одного до трех лет (ст. 1222, ч. III ст. 130, ч. И ст. 131 Коап); от двух до трех лет (ч. II ст. 130 Коап).

В отдельных случаях могут быть применены возмездное изъятие транспортных средств (ч. V ст. 121, ч. II ст. 130 Коап) и конфискация предметов (ч. III ст. 133, ч. II ст. 1112 Коап).

Должностные лица, в служебные обязанности которых входит соблюдение и обеспечение установленных правил, за нарушение последних несут повышенную административную ответственность.

В случае совершения транспортных проступков несовершеннолетними от 16 до 18 лет (ст. 121-127, ч. I—II ст. 130 Коап) они подлежат административной ответственности на общих основаниях. Но в соответствии со ст. 241 Коап к несовершеннолетним могут быть применены: а) обязательство публично или в иной форме просить прощения у пострадавшего; б) предупреждение; в) выговор или строгий выговор; г) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В некоторых случаях в соответствии со ст. 21 Коап лица, совершившие транспортные проступки (ч. И ст. 129, ч. I—II ст. 130 Коап), могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершения правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применять меру общественного воздействия.

Согласно ст. 12 Коап военнослужащие и лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел за совершение транспортных проступков несут ответственность по дисциплинарным уставам. Исключением являются нарушение или невыполнение норм и стандартов относительно обеспечения безопасности дорожного движения, невыполнение предписаний об устранении нарушений таких правил, норм и стандартов (ст. 1281 Коап), когда они несут административную ответственность на общих основаниях.

Правомочными субъектами административно-юрисдикционных пов-
новажень по делам данной категории выступают: руководители органов управления железнодорожного (ст. 224 Коап), морского (ст. 225 Коап), речного (ст. 226 Коап), воздушного (ст. 228 Коап), автомобильного и электротранспорта (ст. 229 Коап); государственной инспекции по маломерным судам (ст. 227 Коап); административные комиссии органов местной исполнительной власти (ст.ст. 218, 219 Коап); районные (городские) суды (судьи) (ст. 221 Коап); начальники органов внутренних дел и их заместители, начальственный и инспекторский составы государственной автомобильной инспекции, дорожно-патрульной службы, дорожной милиции (ст. 222 Коап); главный государственный инспектор Украины по пожарному надзору и его заместители, старшие государственные и государственные инспекторы по пожарному надзору (ст. 223 Коап).

Дисциплинарная ответственность работников транспортной отрасли устанавливается по общим положениям трудового права Украины. Однако есть некоторые особенности, обусловленные спецификой транс-
портної деятельности, которая предъявляет особые требования по поддержанию порядка на транспортном средстве особенно во время его движения. Например, статья 65 Кодекса торгового мореплавания Украины от 23 мая 1995 года устанавливает, что распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися на судне. В случае невиконан-
ния законных распоряжений капитана кем-либо из лиц, находящихся на судне, капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры. Так, капитан судна имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа вплоть до отстранения от выполнения служебных обязанностей в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Украины о труде. Если действия лица, находящегося на судне, не содержат уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или людей и имей-
на, что на нем находятся, капитан судна имеет право изолировать это лицо в отдельном помещении. Наряду с этим предполагается, что за незаконное содержание в отдельном помещении или иное превышение полномочий по поддержанию порядка на судне капитан несет ответственность согласно действующему законодательству Украины.

Предупреждение вместо штрафа: рекомендации УФНС

Автор: Е. П. Зобова

Комментарий к Письму ФНС России от 08.12.2016 № ОА-4-17/[email protected]

В комментируемом письме даны конкретные рекомендации УФНС по субъектам РФ, которые должны быть доведены до нижестоящих налоговых органов, по практическому применению ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Статья 4.1.1, регулирующая порядок замены для субъектов малого и среднего предпринимательства административного наказания в виде штрафа предупреждением, введена в КоАП РФ 04.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Раздел II «Особенная часть» КоАП РФ далеко не везде содержит такой вариант административного наказания, как предупреждение. Например, в указанных ниже статьях КоАП РФ отсутствует данное административное наказание, эти нормы предусматривают исключительно штрафы в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  • ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»;
  • ст. 15.6 «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;
  • ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • ст. 18.17 «Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности».

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Безусловно, предупреждение предпочтительнее любого штрафа. Да и далеко не всегда хозяйствующие субъекты совершают административные правонарушения сознательно. Введение такой нормы, согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства применяется административное наказание исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений, должно сыграть положительную роль в поддержке данной категории представителей бизнеса.

Порядок привлечения к административной ответственности в виде предупреждения подробно описан в комментируемом письме. Скажем о полномочиях налоговых органов.

Напомним, что налоговые органы составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные (п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ):

  • ч. 2, 4 – 15 ст. 14.5 – неприменение ККТ;
  • ч. 5 ст. 14.13 – неисполнение руководителем юридического лица либо ИП обязанности подавать заявление о признании банкротом в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • ст. 15.1 – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
  • ч. 1 – 3 ст. 15.27 – неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • ст. 19.7.6 – незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14.1.1, ст. 14.1.1-1, ч. 3 ст. 14.5, ч. 5.1 и 8 ст. 14.13, ст. 14.25.1, 15.3 – 15.9, 15.11, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В этих случаях налоговики только составляют протокол, затем направляют его судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, которые и выносят решение по делу.

Говоря о полномочиях налоговиков, отметим, что согласно разъяснениям ФНС, представленным в Письме от 08.11.2016 № ГД-4-14/[email protected], положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ неприменимы в случаях привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 – 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Речь идет об административной ответственности за несвоевременное или недостоверное представление сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган. Нормативно-правовые акты РФ не предусматривают осуществление ФНС государственного контроля (надзора) в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, ФНС при осуществлении своих полномочий вправе для субъектов малого и среднего бизнеса заменить административный штраф на предупреждение при определенных условиях:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающему миру.

Налоговики считают необходимым уточнять, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности за однородное правонарушение ранее. Если привлекалось, то следует выяснить все обстоятельства дела, это будет играть важную роль при вынесении решения.

Согласно действующему законодательству постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе или суде. Вышестоящий налоговый орган может вынести решение об изменении постановления и осуществить замену штрафа на предупреждение.

Поскольку рассматриваемые нормы действуют совсем недавно, судебная практика по данному вопросу только формируется. Приведем пример вынесенного решения.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 № 09АП-56230/2016 по делу № А40-40240/16 было отказано ООО в замене штрафа в сумме 40 000 руб. предупреждением. Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Налоговый орган доказал факт совершения правонарушения, что подтвердили и судебные инстанции.

ООО просило заменить штраф на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 АПК РФ, но суд отказал, отметив следующее. На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ из имеющихся материалов дела не усматривается. Сведения, позволяющие суду отнести лицо, привлекаемое к административной ответственности, к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, до рассмотрения апелляционной жалобы ООО о своем статусе как субъекта малого или среднего предпринимательства не заявило, соответствующих доказательств не представило. Заявитель также не представил сведений относительно иных, необходимых для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, условий.

Делать выводы на основании одного решения сложно. Можно предположить, что налоговые органы при вынесении решений в рамках своей компетенции должны будут заменять административный штраф предупреждением, но надеяться на то, что ст. 4.1.1 КоАП РФ будет применяться автоматически, не стоит. В приведенном судебном решении судьи указали, что общество не заявляло о том, что оно относится к субъектам малого и среднего бизнеса, а также не представило необходимых сведений. Как обычно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Если субъект малого или среднего бизнеса совершил административное правонарушение, в отношении которого штраф может быть заменен предупреждением, то документы, подтверждающие статус данного лица и условия, необходимые для замены штрафа предупреждением, нужно представлять на стадии рассмотрения дела в территориальном налоговом органе. Если инспекция привлекла нарушителя к ответственности в виде штрафа, то данное решение нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе также с приложением всех документов. Надеяться на то, что налоговый орган сам обратит внимание на все необходимые обстоятельства, не стоит.

Комментарий к статье 12.23 КОАП РФ. Нарушение правил перевозки людей

1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, правила перевозки людей.

2. Объективная сторона ч. 1 данной статьи характеризуется действием или бездействием и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать, какое правило перевозки людей нарушено. Правонарушение считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом вправе осуществлять только лицензиаты. Нарушение правил перевозки людей квалифицируется по ч. 2 ст. 12.23 в случае, если действие (бездействие) выразилось в форме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора, на грузовом прицепе, в кузове грузового мотоцикла и т.д.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020, N 12. Ст. 1093, N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169, N 9. Ст. 805, N 11. Ст. 956, N 13. Ст. 1178, N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377.

3. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье выступает водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей, или должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных требований перевозки людей.