Статья 227 ук украины

Оглавление:

Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 227. Правовые последствия заключения юридическим лицом сделки, которого она не имела права совершать

1. Сделка юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признан судом недействительным.

2. Если юридическое лицо ввело другую сторону в заблуждение Относительно своего права на совершение такой сделки, она обязательства ‘связана возместить ей моральный ущерб, причиненный таким сделкой.

1. Государством осуществляется государственное регулирование в сфере хозяйствования такими, в частности, средствами как лицензирование, патентование и квотирование, направленным на обеспечение единой гос политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.

Круг видов деятельности, на осуществление которых необходимо Получить лицензии, определяется ЗУ » О лицензировании определенных видов Предпринимательское деятельности «, ГК, а также другими законами (например, ЗУ » О национально банке Украины «, » О страховании «, ЗУ » О нефти и газе » т.д.). Ст. 227 предоставляет суду право признавать недействительными сделки, совершенные без соответствующего разрешения, именуемый лицензии, так что этот реферат не распространяется на сделки, на совершение которых необходимо иметь другие разрешения. В ст. 91 ГК указано, что юридическое лицо может осуществлять Отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, после получения им специального разрешения (Лицензии). Согласно закону лицензии является документ державного образца, Удостоверяющий право субъекта ‘объекта хозяйствования на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий (ст. 14 ГК Украины, ст. 1 ЗУ » О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности «).

Юридическое лицо Считается такой, что не имеет лицензии, если: а) она не получила лицензии б) лицензия отозван соответствующей органом в) истек срок действия лицензии. В случаях, когда на момент совершения сделки юридическое лицо не имело лицензии, но на момент рассмотрения спора получила ее, сделка, не имеет признан недействительным.

Правила данной статьи распространяются на двух-и многосторонние сделки (договоры), которые могут заключаться как между юридическими лицами, так и между юридическим лицом и гражданином (например, предоставление медицинских услуг).

Сделки, предусмотренны в ст. 227, относятся к оспариваемых. Иск о признании сделки недействительной по комментируемой статье может быть подан самым юридическим лицом, его совершившее, ее контрагентами, участниками (акционерами) юридического лица, органами, осуществляющий контроль за деятельностью юридического лица, другими заинтересованнымы лицами, права или законный интересы которых нарушены таким договорам. При этом в исковом заявление следует ссылаться на конкретную норму нормативного акта, устанавливающего необходимость получения лицензии.

2. К недействительной сделки применяются последствия, предусмотренны в. 216, то есть двусторонняя реституция (См. комментарий к этой статье). Кроме того, если юридическое лицо совершила такую К юридическому лицу, занимающаяся хозяйственной деятельностью без лицензии могут применяться также специальные санкции, предусмотренны ГК и другими законами. Ст. 207 ГК предусматривает также специальные основания и последствия признания недействительными » хозяйственных обязательства ‘язань «, совершенных субъектами’ ведения хозяйства (юридическими лицами).

3. Ст. 50 ГК УССР предусматривал недействительность сделки юридического лица, заключенного в противоречии с установленными целями его деятельности (неуставные сделки) с учетом того, что по гражданскому законодательству советского периода юридические лица имели Лишь специальную правоспособность. Зато новый ГК провозглашает принцип общей правоспособности юридических лиц (ст. 91). Однако новый ХК не исключает возможности предоставления определенными юридическим лицам специального правового статуса с установления для них соответствующих ограничений в их Уставной деятельности. Так, Отдельным законами устанавливается специальный правовой статус банков и других финансово-кредитных учреждений, доверительных обществ, благотворительных организаций, религиозных организаций, политических партий и др.. нарушения ими при заключении сделок закона по их целей и предмета Уставной деятельности также может быть основанием для признания таких сделок недействительными по правилам статьями 215 — 216.

Статья 227. Выпуск или реализация недоброкачественной продукции

Выпуск на товарный рынок или иная реализация потребителям недоброкачественной, то есть не соответствующей установленным стандартам, нормам, правилам

и техническим условиям, или некомплектной продукции

и товаров, если такие действия совершены в крупных

размерах,наказываются штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, с лишением

права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Под выпуском или реализацией недоброкачественной продукции, совершенными в крупных размерах, следует считать размеры, превышающие триста

не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

1. Объектом данного преступления является основная

цель функционирования хозяйственной системы в государстве: выпуск и реализация потребителям высококачественной продукции.

Предметом этого преступления являются, условно говоря, все промышленные и продовольственные товары, изготовленные на предприятиях и организациях всех форм

собственности, а также отдельными гражданами.

Недоброкачественными является продукция и товары,

качество которых не отвечает их целевому назначению

или значительно сокращает срок службы, независимо от

того, исправимы ли дефекты этих товаров или нет. Это

могут быть продукция и товары, выпущенные из недоброкачественного сырья или с нарушением технологии производства, отрицательно отразившемся на их качестве. Указанным понятием охватываются также некомплектные

или нестандартные товары.

2. Объективная сторона данного преступления заключается в выпуске с целью последующей реализации или

реализацией недоброкачественной продукции. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы такие действия были совершены в крупных размерах. В примечании к данной статье указывается, что под выпуском

или реализацией недоброкачественной продукции или товаров, совершенных в крупных размерах, следует считать

размеры, превышающие триста не облагаемых налогом

минимумов доходов граждан.

3. Субъективная сторона заключается в умышленной

4. Субъектом данного преступления является лицо в

организациях или предприятиях, отвечающее за выпуск

такой продукции или товаров на потребительский рынок

или физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Статья 227 ук украины

Уголовный кодекс Украины :
Принят Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 года № 2341-III ; Вступает в силу с 1 сентября 2001 года.

Статья 228. Сговор об изменении или фиксировании цен или принуждение к их изменениям или фиксированию

1. Сговор об искусственном повышении или поддержании монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок с целью устранения конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности вопреки требованиям антимонопольного законодательства —

наказывается штрафом от ста до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Насилие, причинение вреда или угроза ими с целью искусственного изменения или искусственного фиксирования цен —

наказываются штрафом от сорока до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 227 ук украины

Документ : Сколько законодательных актов устанавливают ответственность за реализацию некачественной продукции

Сколько законодательных актов устанавливают
ответственность за реализацию некачественной продукции

“Паленая водка”, “китайские” или “вьетнамские” вещи, которые быстро изнашиваются — сколько еще примеров может привести житель Украины, называя ту или иную разновидность некачественной продукции. Казалось бы, существуют законы, устанавливающие ответственность за совершение подобных действий, работают определенные государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль над качеством продаваемой продукции. Вместе с тем, некачественная продукция по прежнему продается на рынке Украины.

Конечно же, за совершение подобных действий существуют несколько видов ответственности. Например, ст. 227 Уголовного Кодекса (УК) Украины устанавливает ответственность за “Выпуск или реализацию недоброкачественной продукции”.

В свою очередь ст. 167 и ст. 168 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предусматривают административную ответственность за “Выпуск и реализацию продукции, которая не соответствует требованиям стандартов” и за “Выпуск в продажу нестандартной продукции”. Кроме того, определенные меры воздействия на нарушителей законодательства о защите прав потребителей предусмотрены Законом Украины от 12.05.1991 г. № 1023-II “О защите прав потребителей” в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV (далее — Закон о защите прав потребителей).

В ст. 227 УК Украины речь идет о “. выпуске на товарный рынок или другой реализации потребителям недоброкачественной. или некомплектной продукции и товаров, если такие действия совершены в крупных размерах”. Обратим внимание на то, что в данной статье УК Украины говорится именно о недоброкачественной или же некомплектной продукции. При этом недоброкачественной, как правило, признается продукция, которая вследствие своих недостатков не может быть использована по назначению вообще или же без существенной переработки. Для признания продукции недоброкачественной не имеют значения причины, по которым продукция или товары утратили свои характерные и необходимые свойства. Недоброкачественной также может быть признана продукция, изготовленная производителем с отклонением от установленных норм государственных или региональных стандартов, технических условий, которые являются обязательными.

В свою очередь некомплектной может быть признана продукция, в которой отсутствуют отдельные обязательные детали и узлы, без которых данный товар не может быть использован по назначению вообще или же в полном объеме. При использовании некомплектного товара также могут возникать такие трудности, которых обычно не существует при использовании аналогичной продукции с полной комплектацией.

Вопрос о признании конкретной продукции недоброкачественной или некомплектной может решаться исключительно после изъятия такой продукции, возбуждения уголовного дела и назначения судебно-товаро-ведческой экспертизы. Никакие другие документы, кроме вывода эксперта, не могут служить основанием для признания продукции недоброкачественной или некомплектной.

Преступление, предусмотренное ст. 227 УК Украины, может быть совершено либо путем выпуска на товарный рынок такой продукции, либо путем другой реализации данных изделий. Как правило, “выпуск на товарный рынок” предполагает передачу недоброкачественной продукции от производителя или уполномоченной им организации потребителю в какой-либо форме. Стоит заметить, что под термином “потребитель” в ст. 227 УК Украины понимается какой-либо гражданин или организация, которые покупают данную продукцию не для последующей реализации, а для использования по ее функциональному назначению.

Под “иной реализацией” в тексте ст. 227 УК Украины следует понимать какую-либо иную платную передачу предметов потребителю не производителем, а продавцом, который получил данную продукцию от производителя или же другого продавца.

Вместе с тем, реализация одним продавцом другому продавцу некачественной или некомплектной продукции, не рассматривается как преступление, предусмотренное ст. 227 УК Украины. А вот если один продавец специально подыскивает для другого продавца некачественную продукцию с намерением ее продать в будущем, то действия и первого, и последнего будут рассматриваться как “Выпуск или реализация недоброкачественной продукции”, то есть преступление, предусмотренное ст. 227 УК Украины. В случае же причинения потребителю какого-либо ущерба для здоровья вследствие употребления недоброкачественной продукции, действия продавца или же изготовителя будут квалифицироваться и по ст. 227 УК Украины, и по одной из статей раздела II Особенной части УК Украины “Преступления против жизни и здоровья человека”. Однако же в последнем случае доказать причинную связь между реализацией недоброкачественной продукции и причинением вреда здоровью человека будет достаточно трудно, потребуется проведение достаточно сложной судебно-медицинской экспертизы, наличие других доказательств.

Названное выше преступление считается оконченным с того времени, когда недоброкачественная или же некомплектная продукция реально поступила на товарный рынок в предусмотренных законом размерах. Примечание к ст. 227 УК Украины говорит о том, что размеры такой продукции должны превышать три необлагаемые налогом минимума доходов граждан. “Выпуском” будет считаться поступление такого товара от производителя к продавцу. А вот под термином “реализация” следует понимать передачу продукций от продавца потребителю. Совершение какого-либо из названных действий представляет собой оконченное преступление независимо от того, причинила ли подобная продукция кому-либо вред или же еще нет.

Чаще всего подобные преступные действия могут быть совершены работником, отвечающим за соблюдение требований качества, на предприятии или организации, которая изготавливает продукцию или товары. Субъектами этого преступления также могут быть работники торговых организаций, которые осуществляют реализацию недоброкачественной продукции или товаров, а также граждане-предприниматели, которые производят или же реализуют определенную продукцию. При чем их вина может иметь как форму умысла, так и форму неосторожности. В последнем случае продавец, например, может и не знать о недоброкачественности и некомплектности продаваемой продукции. Он будет считаться совершившим такое преступление по неосторожности.

Впервые в нашей стране уголовная ответственность за выпуск или реализацию недоброкачественной продукции была установлена 14 февраля 1930 года. В этот день законодательный орган УССР дополнил действующий на то время Уголовный кодекс статьей 153-3, предусматривавшей ответственность за массовый или систематический выпуск промышленными и торговыми предприятиями недоброкачественных изделий и несоблюдение обязательных стандартов в этой сфере. За совершение подобных действий наказанием могло быть исключительно лишение свободы на достаточно длительный срок.

Если же стоимость выпущенной или реализованной недоброкачественной продукции не превышала три необлагаемых налогом минимума доходов граждан, то может наступать административная ответственность за совершение подобных действий. Соответствующие нормы предусмотрены в статьях 167 и 168 КУоАП. Первая норма: “Выпуск (в том числе из ремонта) или реализация продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки. ”. Норма ст. 168 КУоАП предусматривает ответственность за “Выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки. ”. Как вы могли убедиться, достаточно похожие формулировки. Представляется, что законодателю целесообразнее было бы объединить нормы ст. 167 и ст. 168 КУоАП в пределах одной статьи КУоАП.

Разница в стоимости выпущенной или реализованной недоброкачественной продукции отражается не только в виде наступающей ответственности, но и в возможных санкциях за совершение таких действий. Если ст. 227 УК Украины предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то административная ответственность выражается в более мягких взысканиях. За совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 167 и ст. 168 КУоАП, на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также награждай, которые владеют такими предприятиями, и на граждан — субъектов предпринимательской деятельности может быть наложен штраф в размерах от одного до восемнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. В то же время, как за совершение преступления, предусмотренного ст. 227 УК Украины, возможно назначение наказания в виде исполнительных работ или же лишения права занимать определенные должности или же заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Интересно заметить, что и ст. 23 Закона о защите прав потребителей также предусматривает меры ответственности за совершение нарушений в данной сфере. На субъект хозяйствования может быть наложен штраф за такие действия, как “.. .изготовление или реализация продукции, которая не соответствует требованиям нормативных документов. ”, “. реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, но в документах, согласно с которыми она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом. ”. Взыскание в виде штрафа может применяться также за изготовление или реализацию продукции, которые не соответствуют требованиям нормативных документов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды. Предусмотренные данным Законом Украины меры ответственности могут наступить и в случае реализации продукции, запрещенной для реализации, выполнения или предоставления соответствующим государственным органом. В названных выше случаях штрафу подвергается не конкретный человек, а юридическое лицо, являющееся субъектом хозяйствования. Причем размеры штрафов рассчитываются исходя из норм действующего законодательства, в частности ст. 23 Закона о защите прав потребителей.

Таким образом, совершение правонарушений, связанных с выпуском или реализацией некачественной продукции может повлечь применение мер ответственности, как к должностным лицам субъекта хозяйствования, так и наложение штрафных санкций на сам субъект хозяйствования. Однако же ответственность может наступить только после того, как уполномоченные органы докажут недоброкачественность, некомплектность товара или же другое несоответствие продукции нормам принятых стандартов качества.

В то же время самому гражданину достаточно трудно избежать приобретения подделок. Стоит признаться, что большинству из нас легче заплатить за более дешевую вещь, которая, скорее всего, является поддельной, надеясь на то, что она прослужит ровно столько же, сколько и дорогой товар. Наверное, этим пользуются, и будут пользоваться изготовители некачественной продукции. И проблема состоит здесь не только в неэффективности действий государственных органов, но и в отсутствии интереса у гражданина к своим правам как потребителя.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 49 (623), 03 декабря 2007 г.
Подписной индекс 40783

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Стаття 227. Умисне введення в обіг на ринку України (випуск на ринок України) небезпечної продукції

Умисне введення в обіг (випуск на ринок України) небезпечної продукції, тобто такої продукції, що не відповідає вимогам щодо безпечності продукції, встановленим нормативно-правовими актами, якщо такі дії вчинені у великих розмірах, —

караються штрафом від п’ятисот до тисячі неоподатковуваних мінімумів до­ходів громадян з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.

Примітка. Під введенням в обіг (випуском на ринок України) небезпечної продукції, вчиненим у великих розмірах, слід вважати введення в обіг продукції, загальна вартість якої перевищує п’ятсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

(Стаття 227 в редакції законів України № 2735-УІ від 2 грудня 2010 р. та № 4025- УІ від 15 листопада 2011 р.) № 2809-ІУ (ВВРУ. — 2005. — № 50. — Ст. 533)), іншими законами України та нор­мативно-правовими актами, у тому числі стандартами, технічними умовами і тех­нічними регламентами.

Стандарт — це документ, розроблений на основі консенсусу та затверджений уповноваженим органом, що встановлює призначені для загального і багаторазового використання правила, інструкції або характеристики, які стосуються діяльності чи її результатів, включаючи продукцію, процеси або послуги, дотримання яких є необов’язковим (згідно зі ст. 1 Закону України «Про стандартизацію» від 17 травня 2001 р. № 2408-ІІІ (ВВРУ. — 2001. — № 31. — Ст. 145)). Зокрема, існують міжнародний та регіональний стандарти, прийняті відповідно міжнародним та регіональним орга­ном стандартизації, а також національні стандарти — державні стандарти України, прийняті центральним органом виконавчої влади з питань стандартизації та доступні для широкого кола користувачів. Правові та організаційні засади стандартизації в Україні встановлені Декретом КМУ «Про стандартизацію та сертифікацію» від 10 травня 1993 р. № 46-93 (ВВРУ. -1993. — № 27. — Ст. 289) та Законом України «Про стандартизацію» від 17 травня 2001 р., а порядок розроблення, перегляду, внесення змін, прийняття та опублікування стандартів установлюється Законом України «Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності» від 1 грудня 2005 р. № 3164-ІУ (ОВУ. — 2005. — № 52. — Ст. 3246). Відповідно до ч. 2 ст. 15 ГК застосуван­ня стандартів чи їх окремих положень є обов’язковим для: 1) суб’єктів господарюван­ня, якщо на стандарти є посилання в технічних регламентах; 2) учасників угоди (контракту) щодо розроблення, виготовлення чи постачання продукції, якщо в ній (ньому) є посилання на певні стандарти; 3) виробника чи постачальника продукції, якщо він склав декларацію про відповідність продукції певним стандартам чи засто­совував позначення цих стандартів у її маркуванні.

Технічні умови — документ, що встановлює технічні вимоги, яким повинні відпо­відати продукція, процеси чи послуги. Технічні умови можуть бути стандартом, час­тиною стандарту або окремим документом (згідно зі ст. 1 Закону України «Про стан­дартизацію»).

Технічний регламент — закон України або нормативно-правовий акт, прийнятий КМУ, у якому визначено характеристики продукції або пов’язані з нею процеси чи способи виробництва, а також вимоги до послуг, включаючи відповідні положення, дотримання яких обов’язкове (відповідно до ст. 1 Закону України «Про підтверджен­ня відповідності» від 17 травня 2001 р. № 2406-ІІІ (ОВУ. — 2001. — № 24. — Ст. 1055)).

Особливістю небезпечної продукції є те, що вона при її використанні за перед­бачених для нього умов створює загрозу суспільним інтересам — безпеці життя та здоров’я людей, безпечним умовам праці, захисту прав споживачів (користувачів), захисту довкілля. Оскільки безпечність продукції є однією із складових її якості, то з цього випливає висновок про те, що коло предметів злочину за новою редакцією ст. 227 КК звужено.

Причини того, що продукція стала небезпечною, можуть бути пов’язані безпо­середньо з виробничим процесом, порушенням правил зберігання товару, закінченням кінцевих строків реалізації тощо.

  1. Об’єктивна сторона злочину виражається у формі дій — це введення в обіг (ви­пуск на ринок України) небезпечної продукції (за попередньою редакцією ст. 227 КК — випуск на товарний ринок або інша реалізація споживачам недоброякісної або не­комплектної продукції та товарів), якщо такі дії вчинені у великих розмірах.
  2. Термін «введення продукції в обіг» у ст. 227 КК ужитий у значенні, визначеному Законом України «Про загальну безпечність нехарчової продукції» від 2 грудня 2010 р.: це перше надання продукції на ринку України, тобто перше будь-яке платне або без­оплатне постачання продукції для її розповсюдження, споживання (використання) на ринку України під час здійснення господарської діяльності.

Постачання продукції визначається Законом як: а) будь-які операції, що здійсню­ються згідно з договорами купівлі-продажу, міни, поставки та іншими цивільно-пра­вовими договорами, які передбачають передачу права власності на такі товари за компенсацію незалежно від строків її надання; б) операції з безоплатної поставки товарів (результатів робіт); в) операції з передачі майна орендодавцем (лізингодавцем) на баланс орендаря (лізингоотримувача) згідно з договорами фінансової оренди (лі­зингу) або поставки майна згідно з будь-якими іншими договорами, умови яких перед­бачають відстрочення оплати та передачу права власності на таке майно не пізніше дати останнього платежу.

Поняттям уведення в обіг (випуск на ринок України) небезпечної продукції охоп­люється введення як тієї продукції, що виготовляється в Україні, так й імпортованої продукції, а перше надання такої продукції на ринку України може виражатись у пе­редачі безпосередньо споживачам (фізичним чи юридичним особам) або суб’єктам господарювання (у тому числі підприємцям), що діють на ринку України, для її роз­повсюдження.

За статтею 227 КК кваліфікується введення в обіг (випуск на ринок України) тієї продукції, яка була виготовлена з небезпечними властивостями або яка стала небез­печною пізніше, наприклад унаслідок порушення умов її перевезення чи зберігання.

  1. Згідно з приміткою до ст. 227 великі розміри є в тому разі, коли загальна вартість уведеної в обіг продукції перевищує п’ ятсот н. м. д. г. (за попередньою редакцією цієї статті — більше трьохсот таких мінімумів). Про визначення одного н. м. д. г. див. п. 16 коментаря до ст. 199 КК.
  2. Злочин вважається закінченим із моменту введення в обіг (випуску на ринок України) небезпечної продукції у великих розмірах, тобто коли така продукція фак­тично була передана іншим суб’єктам господарювання (у тому числі підприємцям), що діють на ринку України, або безпосередньо споживачам (фізичним чи юридичним особам).
  3. Суб’єктивна сторона злочину характеризується прямим умислом. Винний усвідомлює, що вводить в обіг (випускає на ринок України) небезпечну продукцію і бажає вчинити ці дії. Якщо особа під час вчинення цих дій помилково вважала, що продукція є безпечною, то це виключає застосування ст. 227 КК у зв’язку з відсутніс­тю умислу.
  4. Суб’єктом злочину може бути особа, на яку покладені обов’язки забезпечення відповідності продукції, що вводиться в обіг, установленим нормативно-правовими актами вимогам безпечності. Зокрема, це може бути як службова особа чи інший працівник суб’єкта господарської діяльності, який є виробником продукції, представ­ником виготовлювача продукції в Україні чи імпортером продукції, так і підприємець, який здійснює таку діяльність.
  5. Відповідно до ч. 7 ст. 8 Закону України від 2 грудня 2010 р. № 2735-УІ, згід­но з яким ст. 227 КК викладена в новій редакції, у разі якщо виробник продукції не може бути ідентифікований органом ринкового нагляду, для цілей цього Закону особою, що ввела таку продукцію в обіг, вважається кожен суб’єкт господарюван­ня в ланцюгу постачання відповідної продукції, який протягом узгодженого з ор­ганом ринкового нагляду строку (терміну) не надав документацію, що дає змогу встановити найменування та місцезнаходження виробника або особи, яка поста­вила суб’єкту господарювання цю продукцію. Тобто в таких випадках особою, що ввела небезпечну продукцію в обіг, може вважатися й особа, яка є розповсюджу­вачем такої продукції на ринку України (про це буквально зазначено в ч. 3 ст. 25 Закону).
  6. Якщо внаслідок уведення в обіг небезпечної продукції і наступного її викорис­тання була заподіяна шкода здоров’ю споживача чи його смерть або завдана матері­альна шкода у вигляді умисного або необережного знищення чи пошкодження чужо­го майна, то вчинене слід кваліфікувати за правилами сукупності злочинів: за ст. 227 КК і як умисний чи необережний злочин проти життя чи здоров’я особи або проти власності.
  7. У чинній редакції ст. 227 КК порівняно з її попередньою редакцією коло пред­метів цього злочину та злочинних дій звужено, а розмір дій збільшено. Це створює підстави для застосування положень ч. 1 ст. 5 КК про зворотну дію закону про кримі­нальну відповідальність у часі.
  8. Збут незаконно виготовлених із недоброякісної сировини (матеріалів) алко­гольних напоїв, тютюнових виробів або інших підакцизних товарів, якщо це спричи­нило отруєння людей або інші тяжкі наслідки, тягне за собою відповідальність за ч. 3 ст. 204 КК.
  9. Умисне введення в обіг (випуск на ринок України) небезпечної продукції слід відрізняти від порушення під час розроблення, конструювання, виготовлення чи зберігання промислової продукції правил, що стосуються безпечного її вико­ристання. За такі порушення кримінальна відповідальність настає за ст. 275 КК, якщо це створило загрозу загибелі людей чи настання інших тяжких наслідків, або заподіяло шкоду здоров’ю людей, або спричинило загибель людей чи інші тяжкі наслідки.

Уголовно-правовые и административно-правовые аспекты ответственности в сфере безопасности продукции в современном украинском законодательстве

В статье обосновывается необходимость гармонизации норм уголовного законодательства с административным. Анализируется соотношение уголовной и административной ответственности за введение в оборот опасной продукции. Сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства об уголовной ответственности за совершение таких действий.

В ч.3 ст.42 Конституции Украины провозглашается, что государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ. Согласно ст.14 Закона Украины «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы продукция при обычных условиях ее использования, хранения и транспортировки была безопасной для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не наносила вреда его имуществу. Право физического лица на безопасные для него продукты потребления (пищевые продукты и предметы быта) закреплено в ст.293 Гражданского кодекса Украины.

Одной из уголовно-правовых запретов, призванных обеспечить такую защиту, является ст.227 УК Украины, которая устанавливает ответственность за совершенное в крупных размерах, умышленное введение в обращение (выпуск на рынок Украины) опасной продукции.

Введение в обращение опасной продукции в крупных размерах в зависимости от конкретных обстоятельств может образовывать состав административного правонарушения. Так, ст.167 Куоап предусматривает ответственность за введение в обращение (выпуск на рынок Украины, в том числе из ремонта) продукции, не соответствующей требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов, в частности относительно безопасности продукции.

Как видим, при определении, какую ответственность следует применять (уголовную или административную) за введение в оборот опасной продукции, следует учитывать количество введенной в оборот продукции.

В примечании к статье 227 УК Украины указывается: под введением в оборот (выпуском на рынок Украины) опасной продукции, содеянным в крупных размерах, следует считать введение в обращение продукции, общая стоимость которой превышает пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Согласно п. 5 подраздела 1 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, если нормы других законов содержат ссылку на необлагаемый минимум доходов граждан (далее – нмдг), то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и криминального законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV этого Кодекса для соответствующего года.

В соответствии с п. 1 раздела XIX «Заключительных положений» Налогового кодекса с 1 января 2015 года налоговая социальная льгота должна составлять 100 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года (то есть 1218 грн.). Однако Законом Украины № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых законов Украины (относительно налоговой реформы)» увеличение размера налоговой социальной льготы перенесено еще на год – до 1 января 2016 года.

Таким образом, исходя из показателей минимальной зарплаты и прожиточного минимума, установленных Госбюджетом на 2015 год, налоговая социальная льгота на 2015 год составляет 609,00 грн.

До 31 декабря 2014 г. для целей применения этого подпункта налоговая социальная льгота предоставлялась в размере, который равняется 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года, – для любого плательщика налога.

Итак, на сегодня производители опасной продукции больше защищены от наказания, чем в предыдущие годы. Так, по состоянию на 1 января 2011 году налоговая социальная льгота составляла 470 грн. 50 коп., а пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан – это 235 250 грн., 1 января 2012 года – 536 грн. 50 коп., а пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан – это 268 250 грн., 1 января 2013 года налоговая социальная льгота -573 грн. 50 коп., а пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан – это 286 750 грн., 1 января 2014 года налоговая социальная льгота – 609 грн., а пятьсот необлагаемых минимумов доходов граждан – 304 500 грн.

Можно сделать вывод, что значение «больших размеров» в контексте ст. 227 УК Украины с каждым годом росло, а поэтому применить эту статью становилось все сложнее, что способствует защите производителей опасной продукции от действия уголовного закона.

Называя действующую редакцию ст.227 УК очередным выявлением законодательного лицемерия, М. Хавронюк по признаки больших размеров вполне справедливо замечает: «. по замыслу законодателя, действиями одинакового степени общественной опасности становятся выпуск на рынок, например, как одной единицы опасного автомобиля стоимостью 236 000 грн., так и 236 детских игрушек стоимостью 1000 грн. каждая или 236 000 опасных конфет стоимостью 1 гривна за штуку. Между тем один автомобиль представляет опасность для нескольких, а 236 000 опасных конфет – для 236 000 человек».

Считаем, что для применения ответственности за умышленное введение в обращение (выпуск на рынок Украины) опасной продукции нельзя вести речь о количество опасной продукции и устанавливать определенную количественную грань, поскольку такой подход свидетельствует о том, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Если в результате введения в оборот на рынке Украины (выпуска на рынок Украины) опасной продукции погиб по крайней мере один человек, то уже не важно, была эта продукция выпущена в крупных размерах или нет. Уместно ли говорить о роли больших размеров, когда преступные последствия оказываются во вреде здоровью человека или причинение смерти? Поэтому, по нашему мнению, признак преступного деяния «большие размеры» вообще целесообразно исключить из анализируемой уголовно-правовой нормы.

Что же касается административной ответственности, считаем необходимым из текста ст.167 Куоап исключить слова «в частности относительно безопасности продукции», тем самым оставив возможность применять административную ответственность за введение в обращение (выпуск на рынок Украины, в том числе после ремонта) продукции, не соответствующей требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов.

Формулируя диспозиции соответствующих статей УК и Коап, законодатель часто не обращает внимания на то, что их следует оценивать на предмет определения соотношения с учетом причинной связи между деянием и последствиями, которые могут вследствие такого деяния наступить.

Косвенное значение общественного опасного деяния в разграничении правонарушений может проявляться в том, что часто содержание этого правонарушения указывает на содержание общественно опасных последствий, поскольку эти последствия, как замечал. Кудрявцев, должны быть однородные с содеянным деянием и представлять собою реализацию той опасности, через которую это деяние запрещено.

Продукция может не соответствовать требованиям стандартов, сертификатов соответствия, нормам, правилам и образцам, быть некачественной, но оставаться безопасной. В таком случае целесообразно применять к правонарушителю санкции административного характера. Если же речь идет о небезопасности продукции, то следует осознавать, что под угрозой может оказаться жизнь и здоровье людей.

Справедливо отмечает Н. Кузнецова о том, что степень общественной опасности деяния (в связи с чем лицу назначается соответствующее наказание зависит от тяжести последствий.

Следовательно, учитывая последствия, которые могут наступить в результате введения в оборот опасной продукции, считаем целесообразным и необходимым предусматривать лишь уголовную ответственность за такое преступление. Другой вопрос, когда законодателем не предусмотрены последствия преступления во время формулировки определенной статьи вообще, как например, в действующей редакции ст.227 УК Украины, но это обнаружение очередной законодательной недостатки.

Безнаслідкових преступлений не бывает, поскольку без наступления последствий или без угрозы причинения последствий, деяние в форме преступления не составило бы общественной опасности и не требовало бы криминализации.

Своего времени Т. Церетели, решая проблему «формальных» и «материальных» преступлений, писала: «. преступление не может не иметь общественно опасного последствия, поскольку это противоречит сущности преступлений как общественно опасных посягательств на правоохоронювані объекты, а также потому, что это противоречит понятию преступного действия: если есть причина – действие, то должно быть и следствие – преступный результат».

Пленум Верховного Суда Украины решил этот вопрос путем указания на необходимость дополнительной квалификации как преступления против здоровья или жизни (умышленное или неосторожное), если употребление или использование опасной продукции повлекло вред здоровью потребителей или смерть.

Таким образом, предлагается квалифицировать аналогичные случаи по совокупности преступлений, причем учитывая преступное деяние, квалификация происходит за преступление, предусмотренное разделом VII УК «Преступления в сфере хозяйственной деятельности», а учитывая последствия вызванного преступного деяния – происходит дополнительная квалификация уже за преступление, предусмотренное разделом II УК Украины «Преступления против жизни и здоровья личности».

Получается абсурдная ситуация, когда за преступное деяние предлагается устанавливать уголовную ответственность за одним разделом Уголовного кодекса, а за последствия, причиненные вследствие этого же преступного деяния, – устанавливать дополнительную уголовную ответственность еще и по другим разделом УК Украины.

Кроме того, по нашему мнению, такой подход противоречит положению Конституции Украины, закрепленному в ст. 61, о том, что никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.

Своеобразным общественно опасным последствием преступления есть основания считать саму по себе реальную возможность наступления тяжких последствий, которое предусмотрено в некоторых нормах действующего УК Украины как признак законченного состава преступления (например, ст.ст. 239, 272-277, 326, 327 УК). Речь идет о так называемые деликты поставления в опасность (деликты создания опасности).

А. Дудоров уголовно-правовую норму о реализации недоброкачественной продукции в том виде, в котором она закреплена в УК Украины 2001 p., еще в 2003 году характеризовал как «законодательный пережиток плановой, социалистической системы хозяйствования» (поскольку если недоброкачественную или некомплектну продукцию поставлено в рамках хозяйственного оборота, то должна применяться ответственность продавца (поставщика) за ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренная Гражданским кодексом Украины) и предлагал изложить норму в. 227 УК Украины в новой редакции, четко увязав уголовную ответственность за реализацию недоброкачественной продукции с нарушением установленных требований безопасности для жизни и здоровья потребителей; основной состав преступления с использованием формулировки «создание опасности для жизни или здоровья потребителя» предлагал построить как деликт поставления в опасность, при этом квалифицированные виды преступления позволили бы дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от тяжести фактически причиненного вреда здоровью или жизни человека (людей).

Своего времени А. Готинной обосновывал построение состава преступления, предусмотренного ст. 227 УК Украины, как формального, а основной состав преступления должен быть сформулирован как деликт поставления в опасность.

Считаем необходимым сформулировать на законодательном уровне основной состав исследуемого преступления как деликт поставления в опасность, поскольку такими действиями реально создается опасность для жизни и здоровья людей и есть основания криминализировать такое деяние, поскольку согласно ст.11 УК деяние может быть признано преступлением при условии как причинения, так и возможности причинения им существенного вреда.

Создание угрозы для жизни и здоровья людей означает, что в результате использования в процессе изготовления опасной продукции возникает угроза серьезного расстройства здоровья или смерти хотя бы одного человека в случае потребления или иного использования такой продукции. Эта угроза должна быть реальной, а негативные последствия не наступают лишь благодаря своевременно принятым мерам или в силу других обстоятельств, которые не зависят от воли виновного лица.

Итак, предлагаем закрепить это положение на законодательном уровне именно как «изготовление с целью сбыта или сбыт опасной продукции, если это угрожает жизни или здоровью человека либо влечет за собой иные тяжкие последствия».

Что же до понимания значения «иных тяжких последствий», то, как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности» от 25 апреля 2003 г. № 3, «под иными тяжкими последствиями (ч.3 ст.204 УК) следует понимать уничтожение или повреждение имущества, животных, флоры, фауны, воздуха, почвы, вод, чем причинен ущерб в крупных или особо крупных размерах» (п.15).

То есть до «иных тяжких последствий», к которым может привести сбыт опасной продукции, следует относить гибель большого количества животных, отравление воздуха, почвы, вод, флоры, фауны, чем причинен ущерб в крупных или особо крупных размерах.

В исследуемой норме, по нашему мнению, нужно определить материальные составы преступления, а также дифференцировать эти составы в зависимости от степени их общественной опасности (разделение по характеру последствий, а именно изготовление с целью сбыта или сбыт опасной продукции, совершенное в отношении продукции, предназначенной для детей и беременных женщин, повреждения здоровья потерпевшего, смерть человека, гибель двух и более людей).

Почему мы подчеркиваем именно на выделении детей и беременных в отдельную группу возможных потерпевших и предусматриваем квалификационный состав преступления именно с учетом указанного?

Статус детей и беременных предопределяется отношениями в сфере охраны материнства и детства, в частности отношениями, которые обеспечивают нормальное физическое, психическое, социальное развитие несовершеннолетних.

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что материнство и детство дают право на особое попечение и помощь. То есть дети и беременные являются особой категорией, которая требует особого обеспечения охраны прав и интересов. Если организм взрослого человека уже сформирован, то ребенок на протяжении своего развития растет и развивается как физиологически, так и психологически. Поэтому к продукции, предназначенной для детей и беременных женщин, выдвигаются повышенные требования.

Итак, один из квалификационных составов исследуемого преступления предлагаем изложить в законе таким образом: «изготовление с целью сбыта или сбыт опасной продукции, совершенные в отношении продукции, предназначенной для детей и беременных».

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что ответственность за введение в оборот опасной продукции должна наступать только уголовная и предусматриваться санкцией статьи Уголовного кодекса Украины.

В свою очередь следует на законодательном уровне предусмотреть основной состав преступления – как деликт поставления в опасность. Считаем целесообразным исключить из анализируемой уголовно-правовой нормы указание на «большие размеры», поскольку причинение вреда жизни и здоровью человека не зависит от размеров, в которых изготовлено или выпущено опасную продукцию. Также нужно выделить в статье УК Украины, предусматривающей ответственность за рассматриваемое преступное деяние, несколько частей, сформулировав в них различные квалификационные и особо квалификационные признаки (изготовление с целью сбыта или сбыт опасной продукции, совершенное в отношении продукции, предназначенной для детей и беременных женщин, повреждения здоровья потерпевшего, смерть человека, гибель двух и более людей). Это позволит дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от тяжести причиненного вреда жизни или здоровью человека или многих людей.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 15.12.2015