Статья 81 лесного кодекса рф

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:

1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;

2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;

4) установление правил заготовки древесины;

5) установление правил заготовки живицы;

6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;

10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;

11) установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;

12) установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;

14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;

15) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;

16) установление правил пожарной безопасности в лесах;

17) установление правил санитарной безопасности в лесах;

18) установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;

19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;

20) установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;

21) установление правил лесовосстановления;

22) установление правил лесоразведения;

23) установление правил ухода за лесами;

24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород;

25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;

26) установление порядка проведения лесоустройства;

27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;

28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

29) утверждение формы примерного договора аренды лесного участка;

30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;

31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

32) установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;

33) осуществление государственной инвентаризации лесов;

34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;

35) установление порядка ведения государственного лесного реестра;

См. Административный регламент исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденный приказом МПР РФ от 31 октября 2007 г. N 282

36) установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора);

37) осуществление государственного пожарного надзора в лесах;

38) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;

39) отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;

40) определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

41) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ;

42) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:

1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;

2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;

4) установление правил заготовки древесины;

5) установление правил заготовки живицы;

6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;

7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;

8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;

8.1) установление правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;

10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;

11) установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;

12) установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;

14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;

15) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;

16) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;

16.1) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;

16.2) определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;

16.3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;

16.4) установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесного пожара и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;

16.5) установление правил тушения лесных пожаров;

16.6) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;

16.7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;

16.8) установление классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;

17) установление правил санитарной безопасности в лесах;

18) установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;

19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;

20) установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;

21) установление правил лесовосстановления;

22) установление правил лесоразведения;

23) установление правил ухода за лесами;

23.1) установление порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов;

23.2) осуществление государственного мониторинга воспроизводства лесов;

23.3) установление критериев и требований в отношении лесных насаждений для отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями;

23.4) установление порядка отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, и формы акта об отнесении земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями;

24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и других объектов);

25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;

25.1) лесосеменное районирование;

25.2) формирование федерального фонда семян лесных растений;

26) проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства;

27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;

28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

29) утверждение типовых договоров аренды лесных участков;

30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;

31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

32) установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;

33) осуществление государственной инвентаризации лесов;

33.1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки;

34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;

35) установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра;

35.1) установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления;

35.2) установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и внесение в нее изменений;

36) установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

37) установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса;

38) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;

39) отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;

40) определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;

41) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ;

41.1) установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон;

41.2) принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;

41.3) установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

41.4) установление ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд;

41.5) обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;

41.6) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

42) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Лесной кодекс РФ

Глава 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;
4) установление правил заготовки древесины;
5) установление правил заготовки живицы;
6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений;
7) установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
8.1) установление правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
9) установление правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
10) установление правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности;
11) установление порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
12) установление порядка использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
13) установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов;
14) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;
15) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;
16) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;
16.1) установление нормативов противопожарного обустройства лесов;
16.2) определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров, установление нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов;
16.3) установление порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состава и форм представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
16.4) установление порядка разработки и утверждения плана тушения лесного пожара и его формы, порядка разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
16.5) установление правил тушения лесных пожаров;
16.6) установление порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах;
16.7) установление классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;
16.8) установление классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
17) установление правил санитарной безопасности в лесах;
18) установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;
19) установление особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;
20) установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;
21) установление правил лесовосстановления;
22) установление правил лесоразведения;
23) установление правил ухода за лесами;
24) установление порядка использования районированных семян лесных растений основных лесных древесных пород и правил создания и выделения объектов лесного семеноводства (лесосеменных плантаций, постоянных лесосеменных участков и других объектов);
25) установление формы отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и порядка представления этого отчета;
26) проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства;
27) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
28) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
29) утверждение формы примерного договора аренды лесного участка;
30) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
31) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
32) установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества;
33) осуществление государственной инвентаризации лесов;
33.1) установление типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки;
34) установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;
35) установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра;
35.1) установление порядка представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в государственном лесном реестре документированной информации органами государственной власти, органами местного самоуправления;
35.2) установление перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение документированной информации в государственный лесной реестр и внесение в нее изменений;
36) установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
37) установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса;
38) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
39) отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ;
40) определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
41) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ;
41.1) установление порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон;
41.2) принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;
42) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
1.1) определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
4) утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
5) установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
6) установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
7) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
7.1) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;
7.2) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
8) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

2. Осуществление полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

5. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.1. Критерии оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

9. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
1) согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
2) согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;
3) осуществляет контроль за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений, а также с правом отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, в части, регулирующей осуществление переданных им полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
4) осуществляет контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождению от занимаемой должности;
4.1) осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) осуществляет оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий и подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации для принятия решений;
6) устанавливает содержание, форму и порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, утверждает методику оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий;
7) вправе давать обязательные для исполнения указания о формировании лесных участков и об их предоставлении для федеральных нужд в порядке, установленном настоящим Кодексом.

10. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождает от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия;
2) утверждает по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуру уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) организует деятельность по осуществлению субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 настоящей статьи нормативными правовыми актами;
3.1) вправе до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, о нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных ему полномочий.

10.1. Переданные в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.

10.2. В течение месяца со дня поступления предусмотренной настоящей статьей отчетности об осуществлении переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в данной отчетности. По результатам указанной проверки и с учетом оценки эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации и вносит это представление в Правительство Российской Федерации.

10.3. Переданные полномочия, в отношении которых принято решение об их изъятии у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

10.4. В случае изъятия полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, субвенции, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, подлежат возмещению в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10.5. При принятии решения об изъятии полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующий проект федерального закона.

11. Контроль за расходованием субъектом Российской Федерации средств на осуществление переданных ему полномочий проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Счетной палатой Российской Федерации.

Статья 84. Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений.
1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

1.1. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

Обращает на себя внимание отсутствие в перечне полномочий федеральных органов власти права владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

То распределение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, которое отражено в ст. 81 ЛК РФ, является итогом децентрализации системы управления лесным хозяйством, последовательно проводимой в течение последних лет. В результате этих процессов наиболее значительная часть управленческих полномочий была передана органам государственной власти субъектов Федерации. В федеральном ведении остается нормативно-правовое регулирование, бюджетное планирование, государственная инвентаризация лесов, пожарный надзор в лесах, отнесение лесов к видам лесов по целевому назначению, а также контроль за исполнением делегированных полномочий субъектами Федерации. Федеральные функции будут осуществлять МПР России, Рослесхоз и государственная лесная охрана Росприроднадзора при ее сохранении.

Некоторые эксперты отмечают, что проведенное распределение полномочий соответствует опыту стран с максимальной децентрализацией управления лесами, в частности Канады.

До принятия действующего Лесного кодекса РФ специально уполномоченным государственным органом управления в сфере использования и охраны лесов — Федеральным агентством лесного хозяйства — осуществлялись обширные функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства, а также по нормативно-правовому регулированию по отдельным вопросам, определенным Положением об агентстве*(113). В настоящее время под выполнение новых задач формируется новая структура Рослесхоза и новая организационная структура низового звена управления лесами.

Разработана схема размещения территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства. Рослесхоз образует восемь территориальных органов: по одному департаменту лесного хозяйства в каждом из семи федеральных округов, а также управление лесного хозяйства по Москве и Московской области. Прежние территориальные органы Рослесхоза в субъектах Федерации ликвидируются, а общая предельная численность государственных служащих в создаваемых территориальных органах составит 457 человек. (Для сравнения: при создании Рослесхоза предельная численность работников его территориальных органов составила 3965 единиц). Главной задачей новых территориальных органов станет контроль эффективности исполнения субъектами Федерации переданных им полномочий по управлению государственным лесным фондом. Проводится также реорганизация системы федеральных учреждений Рослесхоза. Создаются центры государственной инвентаризации и оценки состояния лесов, а также лесозащиты и селекционного лесного семеноводства, на которые возлагаются следующие функции: а) государственная инвентаризация и оценка состояния лесов (будет основана на сочетании наземных статистических методов, а также дистанционных аэрокосмических методов); б) развитие методов оценки устойчивости лесоуправления на региональном уровне; в) развитие сети модельных лесов; г) восстановление системы защитного лесоразведения в малолесных регионах России*(114). Кроме того, на Рослесхоз и его территориальные органы возлагается контроль за полнотой и качеством исполнения региональными органами государственной власти делегированных полномочий, финансирование лесохозяйственных мероприятий за счет субвенций.

Практически завершена передача в ведение субъектов Федерации лесхозов. Согласно ст. 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 г N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Правительство РФ до 1 февраля 2007 г. обеспечивает переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Федерации. До 1 января 2008 г. лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством (ст. 11 того же Закона). С одной стороны, очевидно, речь идет об изменении статуса бюджетных учреждений и переходе в иные организационно-правовые формы, например, в государственные унитарные предприятия субъектов Федерации либо в коммерческие предприятия, во всяком случае ожидается, что основным видом деятельности преобразованных лесхозов станет предоставление хозяйственных услуг в области охраны, защиты и воспроизводства лесов на договорных условиях. С другой стороны, на базе лесхозов будут созданы лесничества субъектов Федерации как управленческие структуры с правом осуществления государственного лесного контроля.

Полномочия федеральных органов власти не исчерпываются ст. 81 ЛК РФ и закреплены также в ряде других норм. Например, порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 56 ЛК).

Статья 82. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

Определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений рассматривается Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 г.*(115) в качестве самостоятельной стратегической задачи.

Действующим Лесным кодексом субъекты Федерации наделены обширными полномочиями в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Наиболее важная систематизация полномочий может быть проведена по критерию их относимости к собственным (прямым) либо переданным. В комментируемой статье урегулированы две группы прямых полномочий, связанных либо с осуществлением субъектами Федерации прав собственника лесных участков, либо с нормативно-правовым регулированием ряда видов использования леса для собственных нужд граждан.

Корреспондирующей комментируемой данной статье является норма Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»*(116) (с изм.), согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством (подп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Отдельные полномочия региональных органов власти в сфере лесных отношений закреплены земельным законодательством.

В течение первых месяцев действия нового Лесного кодекса большинство регионов создали собственные управленческие структуры (управления, министерства), а также приняли в свое ведение лесхозы и иные федеральные организации лесного хозяйства.

Статья 83. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации

В действующем Лесном кодексе получила свое завершение принципиально новая схема распределения полномочий в сфере управления лесопользованием. Главная ее особенность состоит в передаче субъектам Федерации всех основных полномочий по предоставлению прав на использование лесов, по охране и защите лесов и возложении на региональные органы власти всей полноты ответственности за состояние лесного фонда. Другая важная характеристика проводимой реформы — разделение функций государственного управления и ведения лесного хозяйства.

Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагает кардинальное изменение организационной структуры управления (государственные лесхозы и региональные агентства лесного хозяйства Рослесхоза вместе с их имуществом и штатами передаются в регионы) и финансирования (в регионы передается соответствующее финансирование деятельности преобразуемых лесхозов и управления лесами в виде субвенций). Процедура делегирования полномочий предполагает также передачу в ведение субъектов Федерации пожарно-химических станций, авиабаз и другой инфраструктуры. При этом ФГУП «Рослесозащита», «Центрлессем», «Центрлеспроект» будут продолжать исполнять федеральные функции. По информации Рослесхоза, к февралю текущего года в ведение субъектов Федерации переданы более 1700 лесхозов (включают более 7 тыс. лесничеств), 24 филиала ФГУ «Авиалесоохрана» и 9 иных специализированных организаций. Второй этап работ (до 1 июля 2007 г.) предполагает разработку и принятие более 60 правовых актов Правительства РФ, МПР России и субъектов Федерации по реализации норм Лесного кодекса. Третий этап (до 1 января 2008 г.) предполагает преобразование лесхозов путем выделения из них лесничеств как территориальных единиц управления, лесного контроля и надзора; разработку и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.

По данным Рослесхоза, это ведомство к началу февраля текущего года завершило передачу лесхозов в ведение субъектов Федерации, а в администрациях всех субъектов Федерации уже сформированы органы исполнительной власти по лесному хозяйству. До 1 января 2008 г администрациям субъектов Федерации предстоит провести работу по преобразованию переданных им федеральных лесхозов. Из лесхозов будут сформированы лесничества, которые станут территориальными органами управления, лесного контроля и надзора. Лесничества будут организовывать лесные аукционы, работы по охране, защите и воспроизводству лесов на основе государственных контрактов, обеспечивать исполнение условий договоров аренды и выполнять ряд иных функций. По прогнозам Рослесхоза, общая численность работников преобразованных лесничеств составит более 50 тыс. человек. Лесничества и лесопарки будут выполнять все делегированные регионам управленческие функции в сфере лесного хозяйства.

Хозяйственными же функциями лесхозов будут наделены вновь создаваемые государственные унитарные предприятия либо, что более вероятно, коммерческие организации, и это в любом варианте можно рассматривать как реализацию установленного (ст. 1 ЛК РФ) принципа недопустимости использования лесов органами государственной власти. Такие структуры будут осуществлять ведение лесного хозяйства по заказам частного сектора на основе договоров подряда или по заказам органов государственной власти на конкурсной основе.

Положения ст. 83 Лесного кодекса РФ, предусматривающие осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, сформулированы на основе соответствующих норм Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм.) (п. 7 ст. 26.3)*(118). Эти положения вводятся в действие ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В настоящее время действуют утвержденные Правительством РФ Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства*(119) и Методика распределения между субъектами Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесного хозяйства, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Федерации*(120). В соответствии с Методикой производится расчет объема субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления связанных с реализацией прав пользования и распоряжения лесами, их охраной, защитой, воспроизводством, а также тушением лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Федерации полномочий Российской Федерации, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Федерации (Методика была принята в целях реализации аналогичной ст. 47 Лесного кодекса 1997 г.). К настоящему времени подготовлены проекты новой Методики распределения субвенций между регионами и нового Порядка расходования средств. В федеральном бюджете на 2007 г. объем субвенций бюджетам субъектов Федерации на осуществление переданных полномочий в области лесного хозяйства составил 7,089 млрд. рублей*(121).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий, является Министерство природных ресурсов РФ. Эти же функции может выполнять Рослесхоз, если будет прямо уполномочен на то Правительством РФ в новом Положении о нем, принятие которого необходимо в связи с существенным изменением управленческой ситуации.

По данным Рослесхоза будет разработан порядок оценки эффективности исполнения полномочий, переданных субъектам Российской Федерации. В систему индикаторов войдут четыре блока оценочных показателей: эффективность использования лесов, воспроизводство лесов, комплекс вопросов лесохозяйственной деятельности, влияние на социально-экономическое развитие регионов.