Судебная власть в германии кратко

Судебная власть в германии кратко

18. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ГЕРМАНИИ

Судебная система состоит из 5 основных областей юстиции: общей, трудовой, социальной, финансовой и административной – и утверждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом.

Суды общей юрисдикции: 1. Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам, а также 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель. 2. Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов. 3. Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично.

Суды по трудовым делам: 1. Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. 2. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей 3. Низшей ветвью являются суды по трудовым спорам.

Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.

Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле).

Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех.

Судебная система Германии

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Судьи и их состав.

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи. Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды
Конституционный суд.

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht«) – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды.

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу). Это самые распространенные суды в Германии. Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte«), Региональные суды («Landgerichte«), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof«).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды.

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Трудовые суды.

Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.

Социальные суды.

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды.

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Особенности судебной власти

Германия / Особенности судебной власти

Судебная ветвь власти в Германии (как и в других демократических странах) является независимой и неподконтрольной другим ветвям власти. Основным принципом, который определяет деятельность судов в Германии, является принцип правового государства, который гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.

Судебная система Германии включает в себя три составные части: обычные суды, специализированные суды и конституционные суды.

В сферу юрисдикции обычных судов входят уголовные и гражданские дела. Обычное судопроизводство включает в себя 4 уровня: местные (или участковые) суды; земельные суды; верховные суды земель и Федеральный Верховный суд, находящийся в городе Карлсруэ. Земельные и верховные земельные суды, а также Верховный суд принимают к рассмотрению апелляции на решения нижестоящих судов зрячем для дел, относящихся к ведению участковых судов, гулом последней инстанции является Верховный суд земли).

Специализированные суды подразделяются на 5 групп, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение вопросов административного права, трудового законодательства, социальной сферы, сферы финансов и налогообложения и патентного законодательства. Каждая группа состоит из нескольких уровней (как и в обычном судопроизводстве). Первые три группы имеют 3 уровня: участковые, земельные и верховный суды, финансовые суды действуют на двух уровнях — земельном и федеральном, а патентный суд есть только на федеральном уровне (располагается в Мюнхене).

Все земли, кроме Шлезвиг-Гольштейна, имеют конституционные суды земель, которые заняты интерпретацией положений земельных конституций. Важнейшим элементом судебной системы Германии является Федеральный конституционный суд, который наблюдает за соблюдением Основного закона ФРГ и разрешает конституционные споры. В состав Федерального конституционного суда входят 16 судей, избираемых на 12 лет, которые формируют два сената из 8 судей. Половина судей Федерального конституционного суда избирается бундестагом, а половина — бундесратом; для принятия решения требуется согласие 2/3 судей.

← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →

Современная судебная система Германии

Каждое государство прошло ряд этапов в своем развитии, естественным результатом которых стало формирование эффективных систем управления. В зависимости от того, какой путь прошло государство, таков и практический опыт, применяемый в указанных системах. В первую очередь он влияет на судебную систему. Примечательно, что во многих европейских странах она имеет множество схожих черт. Особенно это заметно, когда мы говорим о судебных системах Франции и Германии, которые получили свою базу от древних римлян. А те, в свою очередь, переняли многие черты у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти. Сегодня темой нашей статьи будет современная судебная система Германии. Мы расскажем о том, как действуют суды в этом государстве и что именно повлияло на их формирование, приведя к определенному виду.

Факторы, повлиявшие на создание судебной системы

Многие ученые считают, что история судебной системы Германии началась еще в Древней Греции. Именно в этом государстве впервые назрела потребность разделения власти на несколько независимых, но связанных между собой ветвей. Стоит учитывать, что данный процесс начался не по воле управляющей верхушки, а был инициирован народом. Именно эллины начали формировать основы правовых норм, которые в дальнейшем переняли и усовершенствовали римляне.

Они, в свою очередь, ввели массу понятий. К примеру, благодаря им возникли понятия «частного и публичного права», появились третейские суды и правовая база для них. С течением времени большинство европейских государств переняли для себя именно вариант римского права, который стал прототипом гражданских кодексов. Именно таким образом формировались основы судебной системы Германии.

Специалисты считают, что все факторы, повлиявшие на дальнейшее развитие этой системы можно разделить на позитивные и иррациональные. Совокупность первых позволяла провести анализ имеющейся судебной системы Германии, опираясь на практический опыт. Таким образом происходило переосмысление и качественный скачок, сопровождающийся существенными изменениями в государственных институтах власти. Во многом они учитывали потребности большей части населения и были продиктованы их стремлением к изменениям.

Иррациональные факторы, в свою очередь, приводили к спаду судебной системы. В Германии, к примеру, на это влияли тоталитарные режимы и периоды революций. В этот временной интервал на институты власти оказывали серьезное давление непрогрессивные представления и сложившиеся обстоятельства. Можно сказать, что суды становились рычагом, с помощью которого власть управляла народом и навязывала свою волю.

Историки утверждают, что во время подобных спадов происходил даже отказ от уже принятых ранее принципов судоустройства и признанных достижений в области гражданского и уголовного права.

Интересно, что если провести анализ лексики судебных систем России и Германии, то можно выяснить, что обе эти структуры формировались приблизительно по одним правилам. Единственной разницей между системами можно назвать периоды спада и подъема, а также тот факт, что в России суды зачастую являлись тем фактором, который сдерживал рост демократических свобод.

Суды Германии: значение

Если говорить о судебной системе Германии кратко, то можно сказать, что ее относят к романо-германской правовой группе. Именно она принята в Европе за основу и по ней можно легко проследить развитие этой системы в разных государствах поэтапно.

Обращаясь к истории, специалисты делают вывод, что развитию судебных институтов способствовало стремление народа жить в определенном обществе в безопасности. Практически все люди тяготеют к общению, а, следовательно, в его процессе вырабатывают ряд правил, которые неукоснительно соблюдают. Любое нарушение требует тщательного разбирательства, что им могут обеспечить суды.

Можно сказать, что правовой статус судебной системы Германии был сформирован под влиянием потребности людей заявить о своих притязаниях на что-то и доказать справедливость этих требований. То есть населению требовалось вмешательство государства, чтобы доказать свои права. Отличительной особенностью судебной системы Германии является тот факт, что до сих пор эта страна занимает ведущую роль в Европе по гражданским искам. Это доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.

Кто формировал судебную власть в Германии?

В данной статье о судебной системе Германии мы рассказываем максимально широко, поэтому не можем не упомянуть о том, кто именно оказал влияние на нее. Ведь то, в каком виде этот институт власти известен сегодня, произошло в процессе столетних преобразований.

В первую очередь хочется отметить, что легитимным правом на формирование судебной системы обладали правители. Поэтому они и создавали подобные институты для защиты своих интересов, прав и свобод. Правом вершить суд по статусу обладали монархи, причем этой своей привилегией они пользовались вполне успешно. Однако нельзя сказать, что судебную систему они формировали единолично. Ведь она обязательно должна включать в себя некую идеологию, которая в случае с европейскими судами была взята у церкви.

Именно отношение духовной власти к определенным аспектам жизни социума оказало непосредственное влияние на судебную систему Европы и Германии, в том числе. К тринадцатому веку благодаря церкви были разработаны основы права, которые в дальнейшем успешно использовались при рассмотрении различных исков. Причем сами священнослужители всегда принимали участие в судебных исках.

Новой ступенью можно назвать эволюцию судебной системы Германии 19-20 вв. Именно она способствовала тому, что разрозненные суды превратились в мощную государственную систему. В этот период церковь потеряла свое значение и в дальнейшем она его так и не вернула. На данном этапе государство полностью сосредоточилось на изменении существующих норм и формировало новые гражданские и уголовные нормативы. Как мы уже говорили, влияние на этот процесс оказали революции и войны. Они взяли на себя роль рычага, под давлением которого происходила «отливка» новой системы, представленной сегодня в современном варианте.

Отличительные особенности судебной системы в Германии

В ФРГ судебная ветвь власти имеет мало отличий от принятой в других европейских государствах. Но некоторые из них все же можно выделить:

  • значительное количество гражданских исков;
  • востребованность среди простых граждан;
  • формирование основных норм посредством духовенства;
  • опора на самосознание граждан, что поддерживает легитимность данного института власти;
  • централизованность;
  • широкая разветвленность и узкая направленность многих ветвей.

Современная судебная система Германии обладает всеми перечисленными чертами, но чтобы понять все ее особенности, необходимо углубиться в анализ самой структуры. Этим мы и займемся в следующих разделах стать.

Общая характеристика судебной системы

Кратко судебную систему Германии можно описать как абсолютно независимую структуру, которая, в свою очередь, подразделяется на две группы:

Примечательно, что каждая из пяти юстиций обладает собственным верховным органом, который никак не связан с другими и абсолютно независим. Список пяти основных юстиций выглядит следующим образом:

Конституционный суд рассматривает только те дела, которые требуют пояснений по основным пунктам Конституции. Однако подобных исков немного, и они составляют меньшинство.

Интересно, что в Германии не существует такого понятия, как «суд присяжных», ведь судьи являются не просто вершителями судеб, но и самыми активными участниками процесса, управляющими им. О них хочется рассказать немного подробнее.

Несколько слов о судьях

В первую очередь все судьи являются профессионалами своего дела. Они имеют соответствующее профильное образование, параллельно могут являться адвокатами или оказывать юридические услуги.

Интересно, что в зависимости от сложности процесса меняется и состав судей, рассматривающих дело. Если оно изначально не представляется сложным, то обычно бывает достаточно одного человека. В таком составе рассматриваются незначительные правонарушения. Решение по такому делу принимает один судья, который имеет право вызывать свидетелей и руководить процессом по своему усмотрению.

Если рассматривать предстоит более серьезно преступление, то согласно закону, количество судей увеличивается до пяти. Однако только два из них будут профессионалами. Трое судей нанимаются на определенный срок из граждан Германии. Но не стоит забывать, что все они должны иметь соответствующее образование.

В случаях, когда судом рассматриваются земельные вопросы, участие нанятых специалистов исключается. В данных делах решение выносят только те судьи, которые изначально были приняты на данную должность. Обычно подобное назначение является пожизненным.

Конституционный суд: краткая характеристика

Описание современной судебной системы Германии необходимо начинать именно с данной структуры.

Этот орган является самым важным и относится к высшим инстанциям. В свою очередь его можно разделить на две ветви:

  • Конституционный суд земель.
  • Федеральный конституционный суд.

Все решения этих институтов власти представляю собой некий гарант правовых свобод и соблюдения Конституции всеми членами общества без исключения.

Заседает данная инстанция в городе Карлсруэ, куда и стекаются все дела, которые ранее прошли уже несколько промежуточных инстанций. Конституционный суд рассматривает только те иски, которые касаются нормативно-правовых актов. Примечательно, что каждый гражданин ФРГ имеет полное право подать иск в этот суд, чтобы удостовериться, что тот или иной закон, постановление или указ не противоречат Конституции Германии. Многие считают, что этот институт имеет очень важное значение для развития правовой системы страны. Описываемый нами суд практически обеспечивает устойчивость всей системы в целом, а потому выступает ее столпом и гарантом.

Общая юстиция

Суды общей категории являются самыми распространенными в стране. Они рассматривают внушительный список дел:

Обычно последние три категории исков не вызывают при рассмотрении серьезных проблем и длятся минимальное количество времени. Однако, несмотря на это, суды общей юстиции образуют систему из четырех ступеней. Мы перечислим их по возрастанию значимости:

  • местные;
  • региональные;
  • верховные региональные;
  • высшие федеральные.

В первых двух судах ведутся слушания по всем гражданским искам без исключения. А в случаях, когда истцы не удовлетворены вынесенным решением, они могут подать апелляцию в высшие ступени общей юстиции.

Уголовные дела в зависимости от вменяемой степени тяжести тоже рассматриваются разными судами:

  • участковые (под их юрисдикцию попадают несложные правонарушения, по которым решения выносит один судья);
  • суды земель (сюда подают апелляции);
  • высшие суды земель (высшая инстанция для подачи апелляции);
  • верховный суд.

Примечательно, что часто то, где именно будет рассматриваться дело, зависит от суммы иска и возможности примирения сторон.

Трудовая юстиция

Суды данной ветви власти помогают решить все вопросы, связанные с Трудовым кодексом. Судьи часто рассматривают дела, касающиеся компенсаций при увольнении, внутренних споров сотрудников одной компании, неправильного оформления трудовых контрактов и так далее.

Подобные суды также имеют иерархию, она состоит из трех ступеней. Стоит заметить, что исков, подпадающих под описываемую категорию, в Германии довольно много. Вопросы решаются очень просто и быстро, а апелляции подаются крайне редко.

Социальная юстиция

Система судов по социальным вопросам получила широкое распространение в стране. К основным делам, рассматриваемым данной инстанцией, можно отнести следующие:

  • общественная безопасность;
  • система здравоохранения;
  • социальные гарантии;
  • страхование частных лиц и так далее.

В социальной юстиции система имеет три ступени:

  • суд по социальным вопросам (их в стране сорок восемь);
  • суд земли по социальным вопросам;
  • федеральный суд.

Интересно, что подобные дела рассматриваются чаще всего составом из трех судей. Один из них является профессионалом, а два других – выборными.

Финансовая юстиция

Данные суды в первую очередь созданы для решения налоговых вопросов. Система имеет всего два уровня. На первом дела рассматриваются тремя судьями, на втором – коллегией из пяти человек.

К налоговым вопросам в Германии относят и иски по таможенным сборам. Они также попадают под финансовую юрисдикцию.

Административная юстиция

Суды этой категории рассматривают множество дел. К примеру, сюда попадают иски между государством и отдельными регионами, спорные дела по строительству дорог, вопросы между органами управления.

Трехступенчатая система подразумевает три судебные инстанции:

  • административные суды;
  • высшие административные суды;
  • федеральный суд.

Часто первую ступень судов можно подразделить еще на несколько категорий. Их относят к профессиональным, так как они рассматривают конкретные вопросы, связанные с узкой направленностью.

Судебная система Германии

3. Судебная система Германии

Судебная власть в ФРГ не существует в виде какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действует еще 5 ветвей правосудия : общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

Конституционный суд состоит из 2-х палат и 16 судей, половину избирает Бундесрат, половину Бундестаг (2/3-ми голосов на 12 лет без переизбрания). Компетенция: 1) толкование федеральной конституции; 2) рассмотрение споров по вопросу взаимоотношения федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по нарушениям законов; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами; 5) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов и т.д. Конституционный контроль — как последующий, так и предварительный. В Конституционный Суд может обратиться любой гражданин.

В землях действуют конституционные суды земель. Они вправе контролировать соответствие законов земель федеральной или местной конституции.

Каждая из остальных 5 ветвей имеет верховный орган (высший суд). Эти судебные органы не зависят друг от друга. В случае разногласий созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решение, обеспечивает единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций: 4 у общих (низшие (участковые) суды, несколько земельных судов); 3 у большинства остальных судов; 2 у финансовых судов. 2-е место в мире после США по количеству судей на душу населения.

Суды общей компетенции — рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам — споры между работником и работодателем; административные суды — иски граждан к государственным служащим и иски государственных служащих к администрации; суды по социальным делам — рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам пенсий и выплат.

В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в составе судьи и двух заседателей. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и гражданские дела, а также является апелляционной инстанцией. Верховный суд земли проводит ревизию — особый процесс в Германском праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации. Федеральная судебная палата осуществляет только кассационный процесс. В низовых судах др. ветвей в процессе участвуют 3 судьи и 2 заседателя.

Присяжные участвуют в анализе права.

Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Германии.

Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель ».В ст.97 провозглашается важный принцип правового государства — независимость судов и их подчинение только закону.

В Германии существует сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: бщей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. Согласно конституционным положениям, «в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам » (ст.95).Кроме того, могут быть также учреждены Федеральный патентный суд, Военно-уголовный суд и другие суды. Подобную судебную систему принято называть специализированной.

Таким образом, в рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции подразделяется на пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют, соответственно, верховные суды Германии. Верховные суды независимы друг от друга, в случае разногласий совещание председателей этих органов принимает консолидированное решение.

В ФРГ существует эффективный институт конституционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основным законом и специальным федеральным конституционным законом.

Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Парламента: половина судей избирается Бундестагом, другая половина — Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий — 12 лет.

К его компетенции относятся:1)толкование Основного закона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений;2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой;3)рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону;4)рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов.

Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом.

Проверка актов государственного (конституционного) права, например законов, на основании международного права не предусмотрена.Это является также основной причиной того, что в своих решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г.или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд ФРГ не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов, как, например, это делает Конституционный Суд Российской Федерации.

Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

В землях действуют конституционные суды земель.

Система судов общей юрисдикции, так называемого обычного судопроизводства, включает четыре звена: суды низшей инстанции (участковый суд),в них рассматривается 90%уголовных и гражданских дел; суд земли, высший (верховный) земельный суд и Федеральная судебная палата в качестве верховного звена.

Все они рассматривают правовые споры по договорам, бракоразводные и уголовные дела, дела о нарушении порядка, а также вопросы так называемой «добровольной юрисдикции ». Им подсудны дела, связанные с земельной собственностью, опекой и попечительством, наследственным правом и т.д.

Существует развитая система административной юстиции.

На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности. Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е.споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами.

Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный),который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение).Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе)в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты.

Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Судам по трудовым спорам подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием.

К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.

Список использованных источников

1. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие / В. В. Маклакова. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 608с.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.

3. Хессе, К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. – М.: Юрид. лит., 1981.– 368с.

4. Конституции зарубежных государств. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. – М.: БЕК, 1996. – 432с.

5. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. – М.: Юрид. лит., 1993. – 256 с.

Судебная система Германии.

Судебная власть в ФРГ не существует в виде какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действует еще 5 ветвей правосудия : общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция.

Конституционный суд состоит из 2-х палат и 16 судей, половину избирает Бундесрат, половину Бундестаг (2/3-ми голосов на 12 лет без переизбрания). Компетенция: 1) толкование федеральной конституции; 2) рассмотрение споров по вопросу взаимоотношения федерации и земель, а также земель между собой; 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов по нарушениям законов; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами; 5) рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов и т.д. Конституционный контроль — как последующий, так и предварительный. В Конституционный Суд может обратиться любой гражданин.

В землях действуют конституционные суды земель. Они вправе контролировать соответствие законов земель федеральной или местной конституции.

Каждая из остальных 5 ветвей имеет верховный орган (высший суд). Эти судебные органы не зависят друг от друга. В случае разногласий созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решение, обеспечивает единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти имеет несколько инстанций: 4 у общих (низшие (участковые) суды, несколько земельных судов); 3 у большинства остальных судов; 2 у финансовых судов. 2-е место в мире после США по количеству судей на душу населения.

Суды общей компетенции — рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам — споры между работником и работодателем; административные суды — иски граждан к государственным служащим и иски государственных служащих к администрации; суды по социальным делам — рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам пенсий и выплат.

В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в составе судьи и двух заседателей. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и гражданские дела, а также является апелляционной инстанцией. Верховный суд земли проводит ревизию — особый процесс в Германском праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации. Федеральная судебная палата осуществляет только кассационный процесс. В низовых судах др. ветвей в процессе участвуют 3 судьи и 2 заседателя. Присяжные участвуют в анализе права. Конституционные нормы закрепляют основные начала организации и функционирования судебной власти в Германии.

Статья 92 Основного закона ФРГ гласит: «Судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель ».В ст.97 провозглашается важный принцип правового государства — независимость судов и их подчинение только закону.

В Германии существует сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: бщей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. Согласно конституционным положениям, «в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам » (ст.95).Кроме того, могут быть также учреждены Федеральный патентный суд, Военно-уголовный суд и другие суды. Подобную судебную систему принято называть специализированной.

Таким образом, в рамках данной системы судебное производство помимо конституционной юстиции подразделяется на пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют, соответственно, верховные суды Германии. Верховные суды независимы друг от друга, в случае разногласий совещание председателей этих органов принимает консолидированное решение.

В ФРГ существует эффективный институт конституционного контроля. Федеральный конституционный суд осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Для Германии характерна парламентская модель формирования органа конституционного контроля. Его статус определяется Основным законом и специальным федеральным конституционным законом.

Судьи Федерального конституционного суда избираются квалифицированным большинством в две трети палатами Парламента: половина судей избирается Бундестагом, другая половина — Бундесратом. В составе этого суда две коллегии (сената) по восемь судей. Срок их полномочий — 12 лет.

К его компетенции относятся:1)толкование Основного закона ФРГ в случаях споров об объеме прав и обязанностей субъектов конституционно-правовых отношений;2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях Федерации и земель, а также земель между собой;3)рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Основного закона, прав человека, гарантируемых конституционными нормами, а также жалоб по поводу других действий, противоречащих Основному закону;4)рассмотрение жалоб на решения Бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в нижней палате, и некоторых других вопросов.