Судебная власть в рф 2014

Судебная система Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности органов судебной власти в современных условиях (Шарова Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.05.2015

Конституция Российской Федерации 1993 года в статье 10 закрепляет принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную [1, ст. 10]. Статья 118 Конституции устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По действующему законодательству суды образуются по строго установленной процедуре, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» [1, ст. 118].

Необходимо отметить, что этому Закону вполне соответствуют Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации».
Основы деятельности судебной власти заложены в главе 7 Конституции «Судебная власть и прокуратура».
Судебная система Российской Федерации — это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке [7, с. 582].
По определению Г.А. Гаджиева, самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, — один из признаков правового государства.
Статья 2 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» однозначно определяет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией России и Федеральным конституционным законом, что, по мнению Е.И. Козловой, обеспечивает ее единство [7, с. 581].
Закон непосредственно устанавливает, что единство судебной системы обеспечивается путем:
— установления судебной системы Конституцией России и настоящим Федеральным конституционным законом;
— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
— применения всеми судами Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
— законодательного закрепления единства статуса судей;
— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета [2, ст. 3].
Конституция не допускает создания чрезвычайных судов на при каких обстоятельствах. Режим военного положения в стране также не является основанием для создания подобных судов.

Система судов Российской Федерации детально определяется Федеральным конституционным законом, в нее входят: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации [2, ч. 2 ст. 4].
При этом к федеральным судам относятся:
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— Верховный Суд Российской Федерации;
— верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов (часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ) [3, ч. 3 ст. 6].
К судам субъектов Российской Федерации Закон относит конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Все суды, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в особом, только для них характерном процессуальном порядке, который определен АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, а также Законом о Конституционном Суде Российской Федерации [5, с. 577].
Организация и порядок деятельности судебных органов основывается на закрепленных в Конституции Российской Федерации конституционных принципах осуществления правосудия, определяющих наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности (главы 2, 7), а отраслевые процессуальные кодексы определяют порядок, последовательность, основные этапы производства по делу (судопроизводства), виды принимаемых решений. В указанных Кодексах и в Законе о Конституционном Суде регламентированы права и обязанности субъектов, участвующих по делу (гражданскому, уголовному, конституционному). Общим для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании [5, с. 601].

Деятельность судебных органов осуществляется на основе следующих принципов:
1) осуществления правосудия только судом. Исключительное право на осуществление правосудия только судом означает, что только он может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому от имени государства делу [7, с. 521];
2) законность (неукоснительное соблюдение судами Конституции России и законов;
3) независимость судей. Суды осуществляют свою власть самостоятельно, независимо от чьей-либо воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Гарантии независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом [5, с. 598];
4) несменяемость судей. Статья 121 Конституции России устанавливает, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Согласно ст. 15 Закона «О судебной системе», судья не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по решению соответствующей коллегии судей;
5) коллегиальность;
6) состязательность и равноправие сторон. Статья 123 Конституции России устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все стороны равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
7) гласность судебного разбирательства. Часть 1 ст. 123 Конституции устанавливает, что разбирательство во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом разбирательстве допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом;
8) принцип государственного языка судопроизводства, согласно которому судопроизводство и делопроизводство в судах России ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Лицам, участвующим в деле, но не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика;
9) презумпция невиновности — основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина [6, с. 687]. В соответствии со ст. 49 Конституции России каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица трактуются в его пользу;
10) ст. 50 Конституции отражает принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление;
11) право пользования квалифицированной юридической помощью. В соответствии с этим принципом каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения [7, с. 521].

Таким образом, необходимо отметить, что судебная система Российской Федерации является весьма разветвленной, строится исходя из федеративной природы государства, направлена на реализацию гуманистических и общедемократических начал, активно реагирует на требования современности, международных норм и принципов международного права.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 15. Ст. 1591.
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.
3. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. 2014. N 6299. Ст. 19.
4. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447.
5. Аванесян В.В., Андреева С.В. Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005. 688 с.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма, 2011. 784 с.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект. 2014. 587 с.
8. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Курс лекций: Учебник. М.: Юрайт, 2013. 581 с.

Особенности судебной власти РФ.

филологические науки

  • Карпенко Вячеслав Юрьевич , бакалавр, студент
  • Башкирский Государственный Аграрный Университет
  • Похожие материалы

    Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

    Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.

    Организация судебной системы предусмотрена Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ. Вопросы касающиеся судоустройства, находятся в исключительном ведении РФ.

    Одной из особенностей судебной системы РФ является то, что судебную систему России образуют 4 самостоятельных вида судов: КС и Уставной Суд, суды общей юрисдикции (территориальные, военные, и специализированные) Арбитражные Суды, Дисциплинарное Судебное присутствие. [1]

    Большинство судов организовано с учетом федеративного устройства, и административно территориального деления РФ. ИСКЛ (военные суды, организованные в соответствии со структурой ВС и других войск по равнозначным воинским формированиям, а так же, арбитражные суды округов, и арбитражные апелляционные суды организованные по судебным арбитражным округам, которые не совпадают ни с федеративным устройством, ни с административно территориальным делением России.

    Еще одной особенностью судебной системы является то, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. [2]

    Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

    Главной особенностью судебной системы РФ является то, что по значительным делам судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть гарантией объективности, обоснованности принятого решения. Единолично решают два мировые судьи, но и тогда они действуют в судебном процессе. Вне процесса судья может осуществлять некоторые другие полномочия, издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и в с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании. [3]

    В заключении можно сделать следующий вывод. Судебная система – совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов. Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

    Список литературы

    1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»
    2. Федеральный конституционный закон от 03.02.2014 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»
    3. Конституция РФ
    4. Батыршина З.Р., Шорохова А.А. Формирование кадрового резерва Государственной и муниципальной службы, Экономика и социум. 2014. 661-664 с.

    Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Судебная система России

    Общая характеристика элементов судебной системы Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Конституционный суд Российской Федерации. Становление, развитие и реформирование судебной системы. Судебная система западных стран. Мировые судьи, военные суды.

    Подобные документы

    Суды общей юрисдикции: система и задачи. Состав, структура и полномочия Верховного суда Российской Федерации. Суды среднего звена. Рассмотрение гражданских дел мировыми судьями. Военные суды в судебной системе. Система федеральных судов общей юрисдикции.

    контрольная работа, добавлен 20.01.2015

    Основные этапы развития российской судебной системы. Понятие и признаки судебной власти. Верховный суд Российской Федерации. Мировые и районные суды. Федеральный арбитражный суд округа, апелляционные суды. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

    курсовая работа, добавлен 26.11.2016

    Суды общей юрисдикции Республики Беларусь: районные (городские), областные, Минский городской, военные суды. Верховный, Конституционный, хозяйственные суды, правовые основы их функционирования и задачи. Проблемы и перспективы развития судебной системы.

    дипломная работа, добавлен 12.06.2010

    Понятие судебной власти Российской Федерации, организация системы. Компетенция конституционного суда. Уставные суды субъектов РФ, их внутренняя организация. Система судов общей юрисдикции. Районные и мировые суды. Кассационная коллегия Верховного суда.

    курсовая работа, добавлен 09.05.2012

    Понятие судебной власти: признаки, становление, развитие, место в системе государственной власти Российской Федерации. Организация судебной власти: суды конституционной, общей и арбитражной юрисдикции. Перспективы развития реформы судебной власти в РФ.

    курсовая работа, добавлен 01.08.2014

    Основные принципы российского судопроизводства. Краткая характеристика, основополагающие цели, функции, задачи деятельности основных структурных подразделений судебной системы России: конституционный суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

    презентация, добавлен 18.01.2014

    Суды общей юрисдикции. Верховный Суд России: республиканский, краевой (областной), городской федерального значения, автономной области и округа. Арбитражные суды: задачи и полномочия. Конституционный суд, его задачи и решения. Понятие судебных инстанций.

    курсовая работа, добавлен 09.06.2010

    Судебная власть в России. Система федеральных судов общей юрисдикции. Судебные процедуры. Принципы деятельности Конституционного Суда. Гарантии независимости судей. Арбитражные суды Российской Федерации. Разъяснения по вопросам судебной практики.

    реферат, добавлен 22.01.2010

    Суды общей юрисдикции. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия. Верховный суд РФ. Районный суд. Мировой судья. Военные суды. Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Конституционный суд РФ.

    курсовая работа, добавлен 07.11.2003

    Понятие судебной системы Российской Федерации, ее единство и независимость. Структура судебной системы, ее регулирование законодательством России. Основные виды судов. Полномочия судебной власти. Конституционно-правовой статус судей Российской Федерации.

    Два в одном

    Наличие двух судебных систем являлось избыточным. Тем более что обе они применяли в своей работе одни и те же кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Только суды общей юрисдикции использовали их для решения споров с физическими лицами, арбитражные — для разрешения дел компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом позиции ВС и ВАС по целому ряду вопросов не совпадали. Устранить разночтения законов должно было объединение судов.

    Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

    Устранение противоречий между позициями ВС РФ и ВАС РФ происходит путем выпуска соответствующих разъяснений Верховного суда. Поэтому юристы не пропускают выпуск новых постановлений Пленума и Президиума ВС РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ). Фактически ВС РФ предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ. Однако законом не определено, в какой момент и каким образом утрачивают силу постановления Президиума ВАС РФ.

    Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже. «Если мы не находили поддержки в судах общей юрисдикции, то имели надежду, что ВАС это поправит, — говорит Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры». — Теперь мы имеем единый суд, внутри которого идет дискуссия, кто и когда будет рассматривать дела и чья это будет компетенция. Эта дискуссия недоступна нам и мы не можем на нее влиять. Все происходит исключительно между коллегиями».

    Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.

    В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

    Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС «Правосудие» и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.

    Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС «Правосудие».

    Конечно, не обошлось и без недостатков. Объединение ВС РФ и ВАС РФ привело к увеличению общего срока рассмотрения дел. «Раньше мы знали, что можем пройти три инстанции и получить результат, теперь их восемь, — говорит Рустам Курмаев, партнер Goltsblat BLP. — Срок рассмотрения дела составлял 12-14 месяцев. Теперь он может достигать 2 лет».

    Тем не менее эксперты отмечают, что российская юрисдикция постепенно становится более привлекательной. А именно это и было главной целью реформы. «Одна из задач реформы — это выстроить судебную систему таким образом, чтобы российская система стала конкурентоспособной», — говорит Иван Марисин, управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel. На возврат споров с российскими участниками в юрисдикцию РФ влияет общая международная обстановка. Последние годы в России набирала популярность англо-саксонская система. «До 60 процентов дел в высоком суде Англии были связаны с Россией», — отмечает Марисин. Но теперь увлечение английским правом снижается. «Когда оказывается, что эта система может быть очень жесткой, приходит разочарование», — поясняет эксперт. Кроме того, введение санкций сказалось и на работе судов. «Санкционная война приводит к тому, что не удовлетворяются иски стран, попавших под санкции», — поясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы «Герберт Смит Фрихилз СНГ ЛЛП».

    По словам экспертов, тех, кто вернулся к рассмотрению дел в российской юрисдикции, ждет приятный сюрприз. «Все удивляются, насколько дешево можно рассмотреть дело в российской юрисдикции», — отмечает Валерий Еременко, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Цены в РФ пока несопоставимы с зарубежными.

    Судебная система

    Конституция РФ 1993 года (ст. 10) закрепила основополагающий принцип государственного строительства — принцип разделения властей, согласно которому государственная власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исходя из этого положения Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от15.12.2001) отнес осуществление правосудия исключительно к прерогативе судов, а судебную власть квалифицировал как самостоятельную и действующую независимо от законодательной и исполнительной властей.

    Тем самым впервые за период советской и постсоветской истории на высшем законодательном уровне создана правовая основа, призванная обеспечить фактическую, а не декларативную независимость судебной власти. Это дает возможность отказаться от наследия судебной системы советского образца, подвергавшей правосудие давлению сверху: по Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года судьи были подотчетны избирателям или избравшим их органам; закон о прокуратуре СССР 1979 года предусматривал прямую юридическую возможность для прокурорских инстанций контролировать деятельность судов; наконец, глубоко укоренившееся «телефонное право» позволяло в те годы партийным функционерам на деле воплощать в жизнь положение о руководящей роли КПСС, провозглашенное в Основном законе страны.

    Конституция РФ 1993 года и Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» 1996 года устанавливают единую судебную систему Российской Федерации, которую не может изменить принятие других федеральных законов или законов субъектов РФ.

    Вершину судебной вертикали образуют три высших суда федерального уровня — Конституционный, Верховный и Высший арбитражный.

    Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) — специфичный и уникальный судебный орган, поскольку только он обладает функцией конституционного контроля, составляющей существо его деятельности. Об этом четко сказано в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ» 1994 года. Лишь КС РФ вправе официально толковать Конституцию РФ, признавать не конституционность определенных нормативных актов с последующим принудительным лишением их юридической силы. Осуществляя конституционное судопроизводство, КС РФ не занимается установлением и исследованием фактических обстоятельств дел во всех тех случаях, когда они относятся к компетенции других судов или иных органов.

    Таким образом, задача Конституционного суда РФ не в отправлении правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. В его полномочия входит осуществление конституционного контроля. КС РФ не имеет дела с обвиняемыми, подсудимыми и их защитниками, истцами и ответчиками, а также их представителями, гражданами или организациями, спорящими с физическими или юридическими лицами или государственными органами. Заметим, что участие граждан в конституционном судопроизводстве вообще крайне ограничено. Например, оно возможно в тех случаях, когда гражданин оказывается в роли лица, заявляющего жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), которое рассматривается в соответствующем суде или в ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий, по его мнению, Конституции РФ или ущемляющий его конституционные права и свободы.

    (В общественном правосознании и средствах массовой информации еще не изжито, к сожалению, ошибочное представление о КС РФ как о высшем органе всей судебной системы. Некоторые основания для формирования такого представления давал первый закон о Конституционном суде от 12 июля 1991 года, называвший КС высшим органом судебной власти по защите конституционного строя.)

    КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Для текущей работы организованы две палаты, состоящие из 9 и 10 судей соответственно. В палатах рассматривается основная масса дел, а наиболее важные дела выносятся на обсуждение Пленума Конституционного суда Российской Федерации.

    Обязательному рассмотрению Пленумом подлежат дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации, о толковании Конституции РФ и соблюдении установленного порядка в ходе выдвижения обвинения против Президента РФ, содержащего подозрение в совершении им тяжкого преступления. Пленум решает также множество организационных вопросов, включая выборы председателя КС. Он избирается тайным голосованием из числа судей КС сроком на три года с правом повторного избрания после истечения первого срока. За Пленумом КС закреплено право законодательной инициативы.

    В 2001 году состоялась очередная корректировка статуса судей Конституционного суда РФ. Так, 8 февраля 2001 года был принят закон, предусматривавший увеличение с 12 до 5 лет срока, в течение которого возможно пребывание в должности судьи КС РФ, и отмена возрастных ограничений для судей КС РФ (согласно ранее действовавшему порядку судья КСРФ, достигший возраста 70 лет, должен был оставить свой пост). Однако15 декабря 2001 года был принят новый закон, ограничивший для судей КС РФ возможность пребывания в должности вновь 70годами. Правда, в этой части новый закон должен вступить в действие лишь с 1 января 2005 года.

    Объектом контроля КС РФ могут стать законы и другие нормативные акты как федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и субъектов РФ (если последние не находятся исключительно в региональном ведении). Инициировать проверку конституционности может Президент РФ, обе палаты парламента или пятая часть депутатов каждой из палат, правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Вердикт КС РФ о признании определенного акта неконституционным означает лишение его юридической силы. На рассмотрение КС РФ могут поступать запросы, вызванные разногласиями между органами государственной власти по поводу границ их компетенции, если урегулирования не удается достичь другими способами.

    Правом обратиться в КС РФ с запросом о конституционности любого закона обладает и суд общей юрисдикции, в чьем производстве находится конкретное дело. При этом производство по делу приостанавливается до вынесения решения КС РФ.

    На уровне субъектов РФ могут создаваться свои конституционные (уставные) суды, финансируемые из собственных бюджетных средств, с целью проверки соответствия принимаемых законов и других нормативных актов конституциям (уставам) субъектов Федерации. Решение суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено другим судом.

    По мнению некоторых специалистов-правоведов, система конституционных судов РФ пока еще далека от совершенства и требует дальнейшего законодательного оформления. Возможно либо принятие общего закона о конституционных судах в РФ, включающего и судопроизводственные нормы, либо принятие закона о конституционном суде субъекта РФ[1].

    Верховный суд РФ (ВС РФ) находится во главе всей системы судов общей юрисдикции, в ведении которых состоят гражданские, уголовные, административные и иные дела, подпадающие под компетенцию судов этой категории. Являясь по отношению к ним высшим судебным органом, ВС РФ осуществляет надзор за всеми подведомственными ему судами, включая военные и специализированные, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ полностью независим от других органов государственной власти и никому не подотчетен.

    В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, согласованному с заключением Председателя ВС РФ. Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее10 лет.

    Организационная структура ВС РФ включает, помимо Председателя, его первого заместителя и заместителей, Пленум, Президиум, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию и Судебную коллегию. Судебная коллегия — это новое структурное образование в ВС РФ. Она состоит из 18 судей, которые работают под руководством Председателя ВС РФ. В ее обязанности входит обеспечение статуса судей.

    Каждое из этих структурных подразделений обладает определенной самостоятельностью и действует независимо от других судебных инстанций. Основной объем деятельности ВС РФ приходится на долю Судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и Военную коллегию.

    В состав Пленума входят все члены ВС РФ во главе с его Председателем, а участие в заседаниях могут принимать Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ.

    Численный состав Президиума ВС РФ имеет фиксированную величину — 13 человек. Для утверждения персонального состава разработана строгая процедура. Только Председатель ВС РФ и его заместители становятся членами Президиума автоматически, остальные — в соответствии с представлением Президента страны, согласованным с Председателем ВС РФ и при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей ВС РФ. Президиум Верховного суда занимается главным образом рассмотрением судебных дел в порядке надзора, оказывает практическую помощь судам после ознакомления с их деятельностью, давая конкретные рекомендации, а также выносит решения по ряду организационных вопросов, касающихся деятельности Верховного суда и его аппарата.

    Кассационная коллегия, сформированная в 1999 году в соответствии с постановлением Конституционного суда от 6 июля 1998 года, рассматривает жалобы (протесты) в качестве суда второй инстанции на приговоры, определения и постановления судебных коллегий ВС РФ, вынесенные судом первой инстанции (в этом качестве может выступать любой суд, уполномоченный принимать решения по существу вопросов, являющихся основными для конкретного дела, в том числе и высшие суды).

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия ВС РФ могут выступать в качестве судов первой инстанции в рамках их компетенции, определенной федеральным законом, и второй, кассационной, инстанции, а также осуществляют надзор за деятельностью нижестоящих федеральных судов общей юрисдикции. Из уголовных дел Верховному суду в лице его коллегий подсудны, например, дела, заведенные на членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей федерального суда; из гражданских — дела о признании ненормативными актов Президента РФ, Федерального Собрания, правительства, федеральных министерств и ведомств, способные ущемить права и свободы граждан. Будучи вышестоящей инстанцией для верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, Верховный суд РФ рассматривает в кассационном порядке жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и решения указанных нижестоящих судов. ВС РФ вправе оставить приговор в силе, отменить его, отправив дело на новое расследование или новое судебное разбирательство, изменить приговор и пр. В порядке судебного надзора он может пересмотреть вступившие в законную силу приговоры любых судов РФ, если к нему поступят соответствующие ходатайства правомочных на то лиц (осужденных, адвокатов, потерпевших, прокуроров и др.).

    Второй, нижестоящей, ступенью судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. Они выполняют в пределах своей компетенции обязанности, схожие с функцией ВС РФ, т. е. рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора иповновь открывшимся обстоятельствам, выступая в роли вышестоящих органов по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

    Более упрощенная организационная структура судов среднего звена в главных чертах повторяет структуру ВС РФ. Она включает президиум суда (в чье ведение входят: рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, организационные вопросы, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и др.) идве судебные коллегии — по гражданским и уголовным делам (рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам).

    Третью ступень занимают районные суды. Именно они рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел, административных правонарушений по принципу определенной административно-территориальной принадлежности (за исключением дел, относящихся к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции, мировых судей и военных судов) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции. Но по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, они являются вышестоящей судебной инстанцией, обладающей кассационными полномочиями.

    C 1 июля 2002 года полномочия судьи районного суда существенно расширились: судья теперь имеет право выносить решения на постановления прокурора, следователя и дознавателя по ходатайствам о заключении под стражу и продлении срока предварительного заключения до 12 месяцев, единолично рассматривать уголовные дела, подсудные районному суду.

    Дееспособность районного суда обеспечивает его аппарат, состоящий из помощников судей, консультантов и специалистов, секретарей суда, секретарей судебных заседаний, сотрудников канцелярии и архива. Общее организационное руководство возложено на председателя, который по своему усмотрению распределяет обязанности между судьями и дела для судопроизводства. Обеспечение порядка в залах заседания суда, безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей, охрана зданий суда входят в обязанности судебного пристава.

    С существенными оговорками к низшему звену судебной системы РФ следует отнести мировых судей. Институт мировых судей получил окончательное законодательное оформление 17 декабря 1998 года. Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» они относятся к судам общей юрисдикции, систему которых возглавляет ВС РФ. Отправляя правосудие, они обязаны руководствоваться федеральными законами, а свои решения выносят именем Российской Федерации. Вместе с тем мировые суды не являются судами федеральными. Это суды субъектов Федерации, и их финансирование должно осуществляться частично из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов Федерации. Компетенция, порядок образования и деятельность мировых судей регулируются федеральным законом. По закону о мировых судьях общее количество судей и судебных участков, в которых они работают, определяется из расчета численности населения от 15 до 30 тысяч человек на одном участке. В административно-территориальных образованиях численностью менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В частности, в Москве предусмотрено создание 384 участков, в Московской области — 292 участков, в Санкт-Петербурге — 211 участков.

    Компетенция мировых судей определена довольно широко. Так, их рассмотрению подлежат гражданские, административные и уголовные дела наименьшей сложности. В частности, относительно уголовных дел следует заметить, что это дела о наиболее распространенных преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, которые перечислены в перечне в ч. 1 ст.31 УПК РФ (это более ста составов, или 70 процентов от общего числа уголовных дел). Кроме того, в компетенцию мировых судей входят бракоразводные дела при отсутствии споров о детях, дела о выдаче судебного приказа, о разделе совместно нажитого имущества между супругами, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей500МРОТ, дела по трудовым отношениям, за исключением дел о восстановлении на работе и проч.

    В судебной системе РФ несколько обособленное место занимают военные суды (до очередного изменения и дополнения Конституции РФ от 21 апреля 1992 года именовались «военными трибуналами»). В отличие от остальных федеральных судов общей юрисдикции (к которым они также принадлежат), их судебная компетенция ограничена рамками Вооруженных сил РФ. Кроме того, они не обладают полномочиями конституционного контроля и прерогативой разъяснений законодательства. Военных судей выделяет статус военнослужащих-контрактников.

    Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают самостоятельность и независимость военных судов, подчиненность одному закону. В принятом 23 июня 1999 года ФКЗ «О военных судах РФ» в основу их организации положен территориальный принцип, обеспечивающий военным судам, по мысли законодателей, больше независимости от командования. (Действовавший прежде экстерриториальный принцип обусловливал полное иерархическое соответствие армейских судебных инстанций органам военного управления: дивизия — армия — военный округ (флот) — Министерство обороны.)

    Законодательно закрепленная структура военных судов состоит из трех звеньев.

    К низовому звену относятся гарнизонные суды (а также суды объединений и соединений, которые могут создаваться по месту их нахождения в случае дислокации военных формирований). Им подсудны гражданские, административные иуголовные дела в пределах установленной компетенции (например, уголовные дела только в отношении лиц, имеющих воинское звание не выше подполковника или капитана 2-го ранга), которые рассматриваются в первой инстанции.

    Среднее звено представлено окружными (флотскими) судами (а также судами групп войск или флотов, создаваемых во время дислокаций). Они призваны исполнять функции всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также проверять законность и обоснованность приговоров в порядке надзора. В качестве суда первой инстанции их ведению подлежат уголовные дела, возбужденные против офицеров в звании не выше полковника или капитана 1-го ранга либо занимающих соответствующие этим званиям должности.

    Высшим звеном выступает Верховный суд РФ, имеющий в своем составе Военную коллегию, также уполномоченную осуществлять функции всех судебных инстанций. В первой инстанции она рассматривает уголовные дела особой важности. К уровню ее компетенции отнесены и уголовные дела в отношении представителей высшего командного состава в звании не ниже генерала (адмирала) или занимающих должности не ниже командира соединения. Одновременно рассматриваются гражданские иски о возмещении ущерба, понесенного вследствие преступления. В роли второй (кассационной) инстанции Военная коллегия принимает к рассмотрению не вступившие в законную силу приговоры и судебные решения окружных (флотских) судов, а в качестве надзорной инстанции осуществляет проверку законности приговоров и решений всех военных судов.

    В единую судебную систему РФ входит и сеть арбитражных судов. Они созданы прежде всего для разрешения экономических споров, возникающих в результате предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, и тем самым ограничены рамками гражданского и административного судопроизводства.

    Трехзвенная система арбитражных судов имеет свою специфику. Первым или низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов РФ, средним —федеральные арбитражные суды округов, верхним — Высший арбитражный суд РФ, полностью независимый в принятии решений, поскольку компетенция Верховного суда РФ на арбитражные суды не распространяется.

    Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в первой и апелляционной инстанциях, причем в первой инстанции — судьей единолично (кроме оговоренных законом случаев, когда требуется коллективное решение трех судей), а в апелляционной — коллегиально в составе трех судей. В будущем намечается создание самостоятельного апелляционного арбитражного суда, независимого от суда субъекта РФ. К настоящему времени арбитражные суды в силу отсутствия дел, относящихся к их юрисдикции, образованы не во всех 89 субъектах РФ.

    Окружные федеральные арбитражные суды обладают полномочиями только апелляционной инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В настоящее время действуют 10 федеральных окружных арбитражных судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов. В составе каждого из них имеются судебные коллегии для рассмотрения споров по гражданским и административным делам и президиум, ведающий организационной работой.

    Возглавляет систему арбитража Высший арбитражный суд РФ. Его прерогатива — оценка правомочности нормативных и ненормативных актов Президента РФ, федерального правительства, центральных органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной думы, имеющих отношение к предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешение экономических споров между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ; пересмотр в порядке надзора уже вступивших в законную силу судебных решений (этим исключительным правом, которого нет у судебных органов общей юрисдикции, наделен Президиум Высшего арбитражного суда, являющийся высшей судебной инстанцией по конкретным делам). С целью рассмотрения гражданских и административных дел впервой инстанции функционируют две соответствующие коллегии, причем процедурой предусмотрено участие в составе коллегий трех судей.

    Само арбитражное разбирательство любого уровня имеет существенные особенности. Оно во многом ориентировано на досудебное урегулирование экономических споров всеми средствами, не противоречащими закону, включая третейский суд. Принятый в 2002 году Арбитражный процессуальный кодекс РФ специально выделяет данное направление деятельности, особое внимание уделяя мировому соглашению как одному из наиболее действенных средств примирения сторон.

    Существенной отличительной чертой арбитражного судопроизводства является участие в нем непрофессиональных судей, состоящих из лиц, обладающих специальными знаниями и опытом в определенной сфере предпринимательской деятельности. Обе участвующие в процессе стороны вольны в выборе кандидатуры арбитражного заседателя из предлагаемого им списка, утверждаемого Высшим арбитражным судом РФ непосредственно для каждой подведомственной ему судебной инстанции.

    [1] Маршунов М. Н. Комментарии к законодательству о судоустройстве Российской Федерации. М.;СПб., 1998. С. 179.