Судебная власть в современном государстве шпаргалка

20. Судебная власть в Вавилоне

20. Судебная власть в Вавилоне

В Вавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было, в принципе, окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Наряду с профессиональными царскими судьями существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.

В Вавилоне судебные решения связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья должен был быть «поднят со своего судейского кресла» и лишен права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием.

В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществлявший судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

Похожие главы из других книг

Глава 7. Судебная власть

Глава 7. Судебная власть Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.3. Судебная система Российской Федерации

Глава 7. Судебная власть

Глава 7. Судебная власть Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.3. Судебная система Российской Федерации

Глава 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.3. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть

Судебная власть Таблица 22

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

СТАТЬЯ 1. Судебная власть

СТАТЬЯ 1. Судебная власть 1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть

87. Законодательная, исполнительная и судебная власть Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть

91. Законодательная, исполнительная, судебная власть Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате

§ 1 Правосудие и судебная власть в современной России

§ 1 Правосудие и судебная власть в современной России Осуществление правосудия во все времена являлось необходимым атрибутом государственного суверенитета. Поэтому не случайно, что судебные решения, в частности по гражданским делам, выносятся «именем Российской

Глава 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 7 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.3. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть

Судебная власть Таблица 22

Судебная власть

1.1.5. Судебная власть

1.1.5. Судебная власть В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.Федеральными судами являются:Конституционный Суд Российской

3. Судебная власть

3. Судебная власть 3.1. Суды общей юрисдикции 3.1.1. Суды первой инстанции Судам общей юрисдикции подведомственны следующие дела:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или

Судебная власть в современном государстве шпаргалка

5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Понятие судебной власти, ее отличие от других ветвей государственной власти

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида (ветви) государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Конституция РФ предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному собранию (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительству РФ и судам РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Без сильной, самостоятельной и авторитетной судебной власти, последовательного соблюдения юрисдикции судов и безусловного исполнения, вступивших в силу судебных решений всеми иными органами государственной власти немыслима новая демократическая государственность России. Наиболее специфическая часть системы государственной защиты права – судебная власть должна стать полноправной ветвью государственной власти. При этом именно система судебной власти и реализация ее полномочий призваны играть ведущую роль в утверждении конституционной законности, соблюдения принципа верховенства права в государственной и общественной жизни страны.

Восприняв политико-правовую доктрину разделения властей и признания значения судебной власти как фундаментальной основы государственного устройства правового государства, Конституция РФ не раскрывает ее содержание, а называет лишь некоторые положения, характеризующие сущность этой ветви власти как государственно-правового института. Поэтому понятие судебной власти представляется указанной конституционной концепцией как видовое проявление более широкого понятия «институт государственной власти».

Как родовая категория, понятие «власть» означает способность оказывать определяющее влияние на деятельность, поведение людей в обществе, подчинять их своей воле с помощью применения определенных средств воздействия, в том числе путем формирования правового сознания, принятия обязательных для исполнения правовых велений, применения различных средств принуждения. Судебная власть как одно из проявлений государственной власти означает способность и возможность волевого воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах.

Таким образом, судебная власть – это предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Другое понимание термина «судебная власть» как суда или системы судов, также правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов среди других государственных органов при характеристике устройства судебной системы и ее деятельности.

Волевое воздействие на общественные процессы судебная власть оказывает при выполнении своих функций и сама выражается путем установления присущих ей судебно-властных отношений. Эти отношения по своей сущности правоохранительные и праворегулирующие. Под содержанием судебно-властных отношений имеется в виду реализация воли суда, воплощаемой в жизнь судебным решением (приговором), подчинением участников судебного разбирательства воле суда.

Таким образом, судебной власти присущ волевой характер. Судебная воля как проявление государственной воли преломляется в решениях субъектов судебной власти: она юридически формализуется, провозглашается от имени государства, ее реализация обеспечивается государственным принуждением.

Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов государственной власти Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. В систему этих судов Конституция РФ включает Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды (ст. 125, 126, 127, 128 Конституции РФ). Законодательному регулированию места судебной власти среди других ветвей государственной власти, обозначению её основных функций и методов реализации, общей структуры системы федеральных судебных органов, требованиям к носителям судебной власти и гарантиям их независимости Конституция РФ посвящает специальную гл. 7 «Судебная власть».

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Это не означает, что особое положение судебных органов в системе государственной власти Российской Федерации предопределяет их обособленность, исключает взаимодействие установленных Конституцией РФ ветвей власти по ряду направлений и в известных пределах.

Потребность государства в деятельности органов судебной власти определяется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров, преодоления конфликтных ситуаций, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Государство предоставляет именно суду и только суду право использовать полномочия правосудия: в определенном законном порядке признать лицо виновным в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меры уголовного или административного наказания либо разрешить правовой спор между гражданами, юридическими и физическими лицами.

Вместе с тем основное назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Осуществление функций судебной власти имеет прямое отношение к обеспечению конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина: права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, соблюдение тайны переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из ряда установлений гл. 2 Конституции РФ (ст. 18, 20, 22, 23,25, 32, 35, 46, 47, 52).

Обобщение концептуальных установлений норм Конституции РФ, ряда федеральных конституционных и федеральных законов позволяет отнести к общим полномочиям судебной власти следующие функции:

  • Конституционный контроль;
  • Правосудие;
  • Судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления должностных лиц;
  • Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов;
  • Разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
  • Разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики;
  • Законодательную инициативу;
  • Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества;
  • Обеспечение судебной деятельности.

Неотъемлемыми свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота.

Самостоятельность судебной власти установленная Конституцией РФ (ст. 10) означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждений.

Исключительность судебной власти заключается в том, что судебную власть вправе осуществлять только суды; ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Суд – единственный орган власти, уполномоченный в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в предусмотренных законом случаях – и административного правонарушения, применить к нему меру уголовной или административной ответственности.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что суды и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона. Компетенцию определенного суда и определенную для него форму судопроизводства устанавливает только закон.

Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции её органов, её объемов, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подлежат безусловному исполнению на всей территории России.

Понятие судебной власти — Шпоры по дисциплине Правоохранительные органы.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Судебная власть – способность и возможность волевого воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды при помощи судей в особых, установленных законом процессуальных формах.

Согласно Конституции РФ органы судебной власти имеют право действовать самостоятельно и независимо от других ветвей власти.

Потребность государства в деятельности органов судебной власти определяется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров, преодоления конфликтных ситуаций. Государство предоставляет только суду право использовать полномочия правосудия: в определенном законе порядке признать лицо виновным в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меры уголовного или административного наказания либо разрешить спор между гражданами, юридическими и физическими лицами.

Также основное назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов.

Основные черты судебной власти:

1. Самостоятельность — суды никому не подчиняются, судебные акты могут быть изменены (отменены) вышестоящими судами в определенном законом порядке.

2. Исключительность — суд – единственный орган власти, уполномоченный признать лицо виновным в совершении преступления (административного правонарушения), применить к нему меру уголовного или административного наказания или разрешить правовой спор между гражданами, между физическими и юридическими лицами.

3. Подзаконность – суды и судьи действуют на основании закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона.

4. Полнота определяется содержанием компетенции ее органов, ее объемом, окончательностью решений, принимаемых органами судебной власти, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц.

Судебная власть в РФ осуществляется только государственными судами. Высшие судебные органы РФ – Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. Категорически запрещено создание чрезвычайных судов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Суды различаются пределами предоставленной им власти, их юрисдикцией (общая, специальная).

Общая территориальная юрисдикция конкретного суда может распространяться на определенное административно-территориальное образование (район, область, республика), структурное образование Вооруженных сил РФ (гарнизон, военный округ), судебный округ, судебный участок (для мировых судей), округ арбитражного апелляционного суда.

Федеральное законодательство определяет структуру органов судебной власти (наличие пленумов, президиумов, судебных коллегий, палат, составов) для выполнения отдельных полномочий судебной власти.

Судебная система РФ – это совокупность действующих в РФ судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности. Основной правовой акт – Конституция и Закон о судебной системе РФ, согласно которого в судебной системе РФ действуют федеральный суд, конституционный суд, мировой суд субъектов РФ. Также выделяются нижестоящие и вышестоящие суды.

Судебная система – это совокупность судов разных уровней:

1. Конституционный суд РФ.

2. Суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ.

3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным судом РФ.

Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из конституционной юстиции (Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ), судов общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражной юстиции.

Конституционный суд РФ – высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ и конституционных прав граждан. Основное полномочие – конституционный контроль.

Звено – совокупность судов, обладающих равной компетенцией.

Система судов общей юрисдикции РФ состоит из 3 звеньев:

— основное звено – мировой (районный) суд;

— среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды г. Москва и С.-Петербурга, суды автономной области и автономных округов;

— высшее звено – Верховный суд РФ

Судебная инстанция – суд, обладающий определенными процессуальными полномочиями; порядок рассмотрения дела в суде.

* суды первой инстанции – это суд, рассматривающий дело по существу и правомочный выносить решение (приговор), принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу. К ним относятся суды всех выше указанных звеньев.

* суд второй инстанции – суды кассационной и апелляционной инстанции.

Апелляционная инстанция — суд, повторно рассматривающий дело по существу по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения (приговоры) суда.

Кассационная инстанция – суд, проверяющий законность и обоснованность не вступивших в силу судебных решений судов первой и апелляционной инстанций.

* надзорное производство — суд, рассматривающий в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

* возобновление дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Судебная власть в современном государстве шпаргалка

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России . Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В правовом государстве судебная власть незави сима, решения суда неподвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность су­ дебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Вер­ ховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные су­ды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включи­ ла органы прокуратуры Российской Федерации, которые осу­ ществляют уголовное преследование и поддерживают государ­ ственное обвинение в судебном разбирательстве.

Назначение судебной власти — защита прав и свобод граж­ дан, конституционного строя России, обеспечение соответст­вия актов законодательной и исполнительной власти Консти­ туции, соблюдения законности и справедливости при исполне­ нии законов. В своей работе судебная власть опирается на Кон­ ституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и об­щественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

Правосудие представляет собой строго определенный зако­ ном порядок рассмотрения в суде исковых заявлений, уголов­ных, гражданских дел, а также материалов об административ­ ных правонарушениях. Правосудие как вид государственной де­ятельности осуществляется с соблюдением особого порядка, за­ крепленного Конституцией и процессуальным законодательст­ вом — это является характерной чертой правосудия. Суд прово­ дит судебное разбирательство на основе закона, а не создает новые нормы права. Он применяет к индивидуальному случаю уже существующий закон. Суд решает конкретные дела, в про­ цессе рассмотрения которых выносит решение о восстановле­нии нарушенных прав, возмещении вред, наказании виновных лиц и др. Судебная власть в нашей стране едина, неделима и осуществляется в форме конституционного, гражданского, уго­ловного и административного судопроизводства. В понятие су­ допроизводства входит не только рассмотрение конкретного дела по существу, но и досудебное разбирательство, а также все воп­ росы, связанные с исполнением приговоров и решений по уго­ ловным и гражданским делам.

В своей работе суды различной компетенции руководству­ ются определенным процессуальным законодательством:

• Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в
Законе о Конституционном Суде;

• суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применя­ ют нормы гражданско — процессуального и уголовно — про­цессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;

• арбитражные суды в своей деятельности руководствуются
арбитражно — процессуальным законодательством.

Конституция нашей страны относит вопросы судоустройства к ведению Российской Федерации, то есть ее субъекты не могут самостоятельно учреждать виды судов, которые не предусмотре­ ны законом о судоустройстве. Основной закон устанавливает также высшие органы судебной системы Российской Федерации: Кон­ ституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из вы­ сших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:

• о соответствии Конституции федеральных законов, указов
Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государст­ венной Думы, Правительства России, актов субъектов Федера­ции. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конститу­ ционный Суд с запросом о проверке конституционности нор­ мативных актов органов власти. Этим правом обладают только:
Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума,
группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Госу­ дарственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;

• Конституционный Суд разрешает споры о компетенции.
Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полно­ мочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это
споры, прежде всего, между федеральными органами власти —
Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Рос­сии, федеральными судами, а также споры между высшими го­ сударственными органами субъектов Федерации. Обращение в Конституционный Суд о разрешении спора о компетенции на­ зывается ходатайством. Конституционный Суд также рассмат­ривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод, проверяет кон­ ституционность закона, который применялся в конкретном деле;

• толкование, разъяснение отдельных положений Конститу­ ции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и гражда­ не одинаково понимают и применяют конституционные нор­ мы. Конституционный Суд является единственным государст­ венным органом, который дает толкованием разъяснение по­ ложений Конституции. Оно обязательно для всех государствен­ ных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал
нормативные акты неконституционными, они лишаются юри­ дической силы. Не соответствующие Конституции еще не всту­ пившие в силу для Российской Федерации международные до­ говоры не вводятся в действие и не могут применяться;

• еще одно полномочие Конституционного Суда связано с
его участием в процедуре отрешения Президента от должности.
Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения в государст­венной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что поря­док не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Традиционной формой конституционного судопроизводства являются пленарные заседания, но с учетом большого объема и сложности работы Конституционного Суда проводятся и засе­ дания двух палат. Первая палата состоит из 10 судей, другая из 9 судей, палаты равноправны. На пленарных заседаниях, в от­ личие от заседаний палат, могут быть рассмотрены любые воп­ росы, которые входят в компетенцию Конституционного Суда. На палаты возложено разрешение дел, которые отнесены к ком­ петенции Конституционного Суда, но не подлежат рассмотре­нию исключительно на пленарных заседаниях. Основной объ­ ем работы Конституционного Суда приходится на палаты.

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, кото­ рые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрис дикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным ок­ ружным судам — верховным судам республик, краевым (област­ ным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, то есть Верхов­ ный Суд пересматривает дела, рассмотренные высшими судами субъектов Федерации и выносит по ним окончательные постанов­ ления. Верховный Суд также изучает и обобщает судебную прак­ тику, дает разъяснения по вопросам применения законодательст­ ва. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда — коллегиальный орган, который дает судам разъяснения по вопросам применения законодатель­ ства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, админи­ стративных и иных дел. Разъяснения даются в виде постанов­ лений Пленума Верховного Суда, которые публикуются в Бюл­ летене Верховного Суда. Свои разъяснения Верховный Суд ос­ новывает на обобщении решений судов, их целью является обес­ печение единообразия в судебной практике.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:

1) в качестве суда первой инстанции гражданские и уголов­ ные дела, которые законом отнесены к их ведению (т.е. любые
дела особой сложности и особого общественного назначения).
Эти дела Верховный Суд принимает к своему производству по
собственной инициативе или по инициативе прокуратуры. Вер­ ховный Суд может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству;

2) в качестве суда второй (кассационной) инстанции — дела
по жалобам и протестам на решения и приговоры, вынесенные
нижестоящими судами и не вступившими в законную силу;

3) в порядке надзора — дела по протестам на уже вступив­шие в законную силу решения, приговоры вынесенные всеми судами. Акты Верховного Суда, который является высшим су­ дебным органом, окончательны и обжалованию не подлежат.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалы изучения и обобщения судебной практики; дела по протестам на решения, приговоры судебных коллегий Верховного Суда, т.е. осуществляет судебный надзор за деятельностью Верховного Суда, когда тот сам осуществляет правосудие.

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Су­ дом и верховным Судом входит в судебную систему России. При этом он возглавляет систему арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации. К веде­нию Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение эконо­ мических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как прави­ ло, выступают юридические лица и граждане — предпринима­ тели. К таким спорам относятся разногласия, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, кото­ рое находится в государственной собственности Российской Фе­ дерации (федеральной собственности); в связи с истребовани­ем федеральной собственности из чужого незаконного владе­ния, а также споры в сфере управления, возникающие с уча­ стием государственных и иных органов Российской Федерации, например, дела о признании недействительными актов госу­ дарственных и иных органов Российской Федерации, Дела о банкротстве и другие. Таким образом, арбитражные суды рас­ сматривают две категории споров: экономические (имуществен­ ные) и споры в сфере управления. Процедура судебного разби­ рательства арбитражных судов во многом совпадает с граждан­ ским процессом в судах общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией Высший Арбитражный Суд является высшим су­ дебным органом, отсюда вытекают его полномочия:

• дача разъяснений по вопросам судебной практики, кото­ рые принимает Пленум Высшего Арбитражного Суда и кото­ рые являются обязательными для всех арбитражных судов в Рос­ сийской Федерации;

• судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, суть которого состоит в проверке законности и обоснованности всту­пивших в законную силу решений всех арбитражных судов. Вы­ сшему Арбитражному Суду принадлежит право законодатель­ ной инициативы по вопросам его ведения.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Конституцией России запрещено создание чрезвычайных су­ дов, так как их создание неприемлемо в правовом государстве.

Для обеспечения самостоятельной судебной власти, объектив­ ного, беспристрастного осуществления правосудия и защиты прав граждан Конституция Российской Федерации закрепляет такой важный элемент как независимость судей. Судьи подчиняются только Конституции и федеральным законам. Помимо указан­ ных законов издаются и иные нормативные акты: указы Прези­ дента, постановления Правительства, законодательные акты субъ­ ектов Федерации. Суды руководствуются этими актами при усло­ вии, если они не противоречат Основному закону и федераль­ ным законам. Ни одной государственной власти не дано право осуществлять контроль за решениями суда. Одной из гарантий доступа граждан к правосудию является закрепленный Конститу­ цией России принцип гласности. Суть этого принципа состоит в открытом разбирательстве дел во всех судах. Суд рассматривает уголовные и гражданские дела в открытых заседаниях. Любой че­ ловек имеет право присутствовать в суде на слушании дела.

Дела во всех судах разбираются открыто за исключением слу­ чаев, когда это противоречит интересам охраны государственной коммерческой тайн; если этого требуют интересы частной жиз­ ни, кроме этого, когда рассматривается дела о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста и другие случаи, установлен­ ные законом. Разбирательство дел в суде происходит на основе состязательности и равноправия сторон. Это означает что обви­нение отделено от суда, решающего дело. Обвинение и защита осуществляется сторонами, имеющими равные права. В качестве сторон в судебном процессе по уголовному делу выступают: про­ курор, поддерживающий государственное обвинение; защитник (адвокат), защищающий подсудимого; потерпевший от преступ­ ления; по гражданскому делу — истец, заявивший иск о возме­ щении ущерба; представители истца и ответчика. Все эти участ­ ники имеют равные права в процессе, ни одна из них не постав­ лена в преимущественное положение перед другими. Конфлик­тующие стороны в судебном процессе свободно в устной форме оспаривают собранные доказательства, дают пояснения.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопро­ изводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных отличается от суда в составе одного судьи и двух народ­ ных заседателей. Этот суд имеет в своем составе одного или не­ сколько постоянных судей и двенадцать присяжных заседателей, которые отбираются путем жеребьевки. Суд присяжных рассматри­ вает дела по наиболее тяжким преступлениям, за которые может быть назначена смертная казнь. Участие прокурора в рассмотре­ нии дел судом присяжных обязательно. Судебное заседание с уча­ стием присяжных проходит, как правило, следующим образом: после окончания судебного следствия, прений сторон (то есть выступлений прокурора, адвоката, свидетелей и т.п.) и последне­ го слова подсудимого, суд формулирует вопросы, на которые долж­ ны ответить присяжные. На главный вопрос о виновности присяж­ ные отвечают — «да, виновен» или «нет, не виновен». И лишь после этого судья выносит приговор и определяет меру наказания.

Финансирование судов производится централизовано из фе­ дерального бюджета в твердых суммах. Это дает возможность судам нормально работать, быть независимыми от властей. Во­ енные суды финансируются Министерством обороны.

1. Природа судебной власти

Суд, наряду с законодательной и исполнительной властью, является третьим, относительно самостоятельным государственным институтом. Можно сказать, что наиболее рельефно сущность современного государства, общеобязательный для всех режим права воплощается в судебной ветви власти, усилиями которой, в конечном счете, соблюдается обязательность исполнения закона, единообразие его интерпретации и применения.

Самостоятельность судебной власти в России, как и других странах, основана на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л. Монтескье. Теория разделения властей — это политический принцип, согласно которому власть в государстве разделяется между независимыми, обособленными друг от друга органами — парламентом, правительством и судами.

Судебная власть представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Она призвана охранять право, правовые устои государства, где правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия являются гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль над нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Становление государства нации в Америке и Европе в конце XVIII и начале XIX в. коренным образом изменило положение правосудия, бывшего ранее орудием монархической власти. В конституционных документах были закреплены принцип разделения властей, независимость судебной власти, равенство граждан перед законом и судом. Но первые конституционные акты не раскрывали понятия судебной власти.

Только в конституциях второго поколения нашла отражение тенденция к появлению (наряду с общей судебной системой) ряда параллельных специализированных судебных систем.

Подобная тенденция менее заметна в странах общего права, но весьма ощутима в Западной Европе. Ст. 95 Основного закона ФРГ послужила основанием для создания, наряду с общей, четырех таких специализированных систем: административной, финансовой, трудовой и социальной юстиции. К этому надо добавить и систему конституционных судов.

Итак, если, как отмечалось, парламент принимает законы, исполнительная власть в лице правительства и бюрократии призвана эти правовые акты проводить в жизнь. Судебная власть по определению является институтом, основным направлением деятельности которого есть строгое соблюдение буквы и духа закона, его последовательная защита от посягательств со стороны отдельных лиц и официальных структур государства и общества. Кроме того, судебная практика обеспечивает совершенствование текущего законодательства, заполнение обнаруженной бреши в действующем праве, утверждение приоритета закона. Обязанностью суда является неукоснительное соблюдение верховенства конституции как основного закона государства. Утверждая правопорядок, борясь с правонарушениями, суд защищает законные интересы человека и общества, компетенцию институтов государственной власти. Но главное — он защищает сам закон, действует на его основе, в соответствии с его требованиями принимает решения и выносит приговоры по гражданским и уголовным делам.

Сама система правоохранительных институтов многопланова, она включает в себя прокурорский надзор, следственные органы, адвокатуру, другие структуры, обеспечивающие правопорядок. Но центральным элементом этой системы выступает суд, который логически ее венчает. К сказанному добавим, что составляющие этого единства должны быть нацелены в итоге на утверждение закона, торжество справедливости, когда решающее слово остается за судом