Таблица права граждан республики беларусь

Правовая система Республики Беларусь

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты. Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь. В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 19) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение. Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях , а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, Бюджетном кодексе Республики Беларусь , Налоговом кодексе Республики Беларусь , в законах о республиканском бюджете, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др.

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п. Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле , другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь , другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др. Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье , других актах законодательства.

Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь , который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь .

Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам. Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь .

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам. Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др. Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь .

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство. Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

Таблица права граждан республики беларусь

Тема 6: Права человека в Республике Беларусь.
1. Правовой статус человека и гражданина (понятие прав, свобод, гарантий, обязанностей).
2. Личные права и обязанности граждан Республики Беларусь.(ст.24-33). Обязанности – ст.52-57.
3. Политические права и обязанности челвоека.(ст.34-40)
4. Социально-экономические права и обязанности человека.(41-51)
5. Конституционные гарантии.(ст.26,27,59-62)
6. Гражданство: понятие, способы приобретения и прекращения.
7. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
8. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
9. Иностранные граждане и их статус.
10. Правовой статус беженцев.
2 Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности. Основным личным правом человека является право на жизнь.
К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности. Конституция устанавливает, что никто не дол¬жен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Неприкосновенность личности как личная сво¬бода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, поль¬зоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе, как на основа¬нии судебного решений. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность жилища (ст.29), частной жизни (ст.28), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.28). Гарантия неприкосновенности жилища означа¬ет, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.
Важной формой свободы личности является свобода передвижения (ст. 30): каждый, кто законно находится на территории РБ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.50), свобода совести и вероиспо-ведания (ст.31), свобода мысли и слова.
Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъяв¬ляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и за-конов (ст.50). Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятель¬ностью и образом жизни человек должен содействовать практической реа¬лизации принципов Конституции и положений действующего законода-тельства.
Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).
Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установ-ленные налоги и сборы (ст.56). Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституци-онно закреплена с переходом страны к рыночной экономике. Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения – уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачи-ваемых категорий.
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и дру-гие национальные ценности (ст. 54 ).
В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом « О воинской обязанности и военной службе», ко-торый определяет условия прохождения военной службы в рядах Воору-женных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, усло-вия ее прохождения и др.
Ст. 58- никто не может быть понужден к исполнению обязанностей
Ст. 60- гарантия прав и свобод: каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в опреде¬ленные законом сроки.
3 Политические права, свободы и обязанности граждан РБ.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и сво-боды является право участвовать в управлении делами государства (ст.37). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах как непосред-ственно, так и через представителей. Непосредственными формами явля¬ются участие граждан в референдуме, а также реализация их права изби¬рать и быть избранными в органы государственной власти и органы мест¬ного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представи-тельных органов всех уровней – своих депутатов.
Граждане РБ имеют равный доступ к государственной службе (ст.39) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи¬тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен-ным объединениям.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.40). В зависимости от содержания обращения граждан могут быть в виде заявления, жалобы или предложения.
Право на объединение (ст. 36).. Общественное объедине¬ние – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, соз¬данное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности ин¬тересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. По территории действия различают объединения международные, республиканские местные..
Граждане обладают правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, пикети¬рование (ст.35).
4. Экономические, социально-культурные права, свободы и обязанности граждан РБ.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.13). Право на труд – ст.41. Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы. Право на отдых (ст. 43): установление 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д.
В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства. Данная статья определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность роди¬телей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, поте¬ри кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных за¬коном (ст.47). Конституционно закрепляется право на жилище (ст.48). Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.45)
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.46), К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст.49). Реа¬лизация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку В соответствии со ст.51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользо¬вание учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Ст.30 – см. . О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЪЕЗДА
В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 2 июня 1993 г. № 2335-XII
(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1993 г., № 22, ст.274) Закон от 24 июля 2002 г. № 134-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87,2/883) ;В отношении части 2 статьи 6 Закона см. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 сентября2002 г. № З-146/2002 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 111, 6/340) ]

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1.08.2002 №136-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №88, 2/885

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Статья 3. Принципы гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
каждый имеет право на гражданство;
гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.
Статья 5. Недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь
иностранному государству
Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 6. Сохранение гражданства Республики Беларусь
Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.
Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов.
Статья 8. Граждане Республики Беларусь
Гражданами Республики Беларусь являются:
лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;
лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона.
Статья 9. Иностранные граждане и лица без гражданства
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регулируется законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Документ, подтверждающий гражданство
Республики Беларусь
Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.
Статья 11. Непризнание за гражданином Республики Беларусь
принадлежности к гражданству иностранного
государства
За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.
Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 12. Гражданство Республики Беларусь приобретается:
по рождению;
в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
в порядке регистрации;
по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 13. Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению: ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, – по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Статья 14. Прием в гражданство Республики Беларусь
В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:
берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;
имеет законный источник средств существования;
не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.
Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи.
Срок проживания, установленный абзацем четвертым части первой настоящей статьи, может быть сокращен либо не применяться вовсе для:
белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство, в соответствии с частью первой статьи 23, статьей 26 и частью четвертой статьи 27 настоящего Закона;
лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Статья 15. Приобретение гражданства Республики Беларусь
в порядке регистрации
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:
лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Статья 16. Основания для отклонения заявления о приобретении
гражданства Республики Беларусь
Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:
осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, – до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, – до истечения срока наказания;
депортировалось из Республики Беларусь, – до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;
представило ложные сведения или подложные документы;
состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 17 Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:
1) выхода из гражданства Республики Беларусь;
2) утраты гражданства Республики Беларусь.

Статья 18. Выход из гражданства Республики Беларусь
Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 19. Утрата гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 20. Основания для отказа в прекращении гражданства
Республики Беларусь

Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 21. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.

Статья 22. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение.
Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня его принятия.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.
7.

ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА
РОДИТЕЛЯМИ И УСЫНОВЛЕНИИ

Статья 23. В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.
По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Статья 24. Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Статья 25. Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Статья 26. Если один из родителей выходит из гражданства Республики Беларусь или утрачивает его, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.
Статья 27. Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;
супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя).
8.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЯ И ОФОРМЛЯЮЩИХ
ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 28. Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.
Статья 29. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:
Президент Республики Беларусь; органы внутренних дел; органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.
Статья 30. Президент Республики Беларусь:
определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.
Статья 31. Органы внутренних дел Республики Беларусь:
принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;
решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Статья 32. Органы дипломатической службы Республики Беларусь:
принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
определяют принадлежность лиц, находящихся за границей, к гражданству Республики Беларусь;
решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими за границей;
решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, – в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме. Требования к форме заявления и перечень прилагаемых к нему документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями.
При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
Статья 34. Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года.
Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь не должен превышать шести месяцев.
Срок рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в порядке регистрации не должен превышать двух месяцев.
Статья 35. Лицо приобретает гражданство Республики Беларусь:
в соответствии со статьей 13 настоящего Закона – со дня рождения ребенка;
в соответствии с частью первой статьи 27 настоящего Закона – со дня усыновления ребенка;
в остальных случаях – со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или со дня принятия решения уполномоченным им органом.
Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом.
Статья 36. Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.
Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.
Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд.

Закон Республики Беларусь от 3.06.1993 №2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., №21, ст.250)[Изменения и дополнения: Закон от 18 июля 2000 г. N 422-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 73, 2/197)
Статья 1. Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Статья 3. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо 1) для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, 2) обеспечения государственной безопасности, 3) охраны общественного порядка и здоровья населения.
Статья 4. Положения настоящего Закона в отношении иностранных граждан, находящихся в Республике Беларусь, применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно.
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
1) находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
2) заключили брак с гражданином Республики Беларусь.
Статья 8. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Теги: Права человека, права гражданина, всеобщие права человека, права граждан рб, обязанности граждан рб