Технология передачи ребенка под опеку попечение и усыновление

В процедурах оформления усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью будут шире использоваться информационные технологии

Усыновление, равно как и такие формы устройства детей, как установление опеки и попечительства, временная передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, являются приоритетными направлениями восстановления нормальной семейной жизни у тех детей, которые не имеют родителей вообще либо их родители не в состоянии воспитывать их должным образом по тем или иным причинам.

Целью осуществления названных способов устройства детей являются обеспечение детям полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития, а также предоставление возможности лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве.

Семейным кодексом РФ и актами Правительства РФ установлен определенный порядок для каждого способа устройства детей в семью.

Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 N 474 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Так, теперь в процедурах, связанных с оформлением усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью, будут шире использоваться информационные технологии.

Установлено, что соответствующие заявления в орган опеки и попечительства граждане смогут подавать не только лично, но и с использованием федерального или регионального портала государственных и муниципальных услуг либо через официальный сайт органа опеки и попечительства. Заявления могут подаваться также через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Документы, подтверждающие наличие у заявителей необходимых доходов, подготовки, жилищных условий, отсутствие судимости и т.д., запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного электронного взаимодействия, процедура которого подробно регламентирована (некоторые документы граждане в последующем должны самостоятельно представлять в оригинале).

Кроме этого, уточнены факты уголовного преследования, наличие которых является основанием для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передачи его на воспитание в семью. Установлено, что усыновителями или воспитателями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Ранее в актах Правительства РФ, также как и в Семейном кодексе РФ, упоминалась только «судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан».

Представляется, что уточнение оснований для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передачи его на воспитание в семью позволит избежать заблуждения у претендентов на роль родителей, а внедрение указанных информационных технологий ускорит и облегчит процесс установления новой правовой связи между лицами, имеющими намерение подарить счастливое детство ребенку, лишенному родительской любви, и детьми, которые не имеют родителей либо их родители не обеспечивают их надлежащее воспитание.

Электронная библиотека

Опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в слу­чаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, при­знанными судом недееспособными вследствие психическо­го расстройства, а также над имуществом безвестно отсут­ствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупот­ребления спиртными напитками или наркотическими сред­ствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в пат­ронаже.

Функции выявления ду­шевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, воз­лагаются на отделы здравоохранения мест­ных администраций, которые оказывают необходимую помощь лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опеку­нов и направления их в специальные психоневрологические учреждения.

Данные о душевнобольном как полностью недееспособ­ном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечно­го направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного решением суда опека над ним прекращается и ему выдает­ся новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

Опека устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим пра­во устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом гражданин мо­жет быть признан безвестно отсутствующим, если в тече­ние года нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно от­сутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. Если безвестно отсутствующий не появ­ляется в течение трех лет, то он признается умершим, и опека над его имуществом прекращается.

Граждане, злоупотребляющие спирт­ными напитками или наркотическими средствами, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установлен­ном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Эти граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Получать заработок, пенсию и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Попечитель оказывает подо­печным содействие в осуществлении ими своих прав и ис­полнении обязанностей.

Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, не­способными в полной мере осуществлять свои права и вы­полнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.

Патронаж, как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, может быть установ­лен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражда­нина, который по состоянию здоровья не может самостоя­тельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель на основании догово­ра, заключен­ного с подопечным, распоряжается имуществом последне­го. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществ­ляются бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подо­печного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.

В России функционирует широкая сеть домов-интерна­тов, осуществляющих социальное попечительство над пре­старелыми и инвалидами. Относитель­но новой формой социального попечительства над преста­релыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комп­лексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.

Опека и попечительство назначаются в целях содержа­ния, образования и воспитания детей, а также для защи­ты их прав и интересов. Основаниями для опеки над мало­летними являются: смерть, безвестное отсутствие, или недее­способность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы.

Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства де­тей на воспитание в семью попечителя или на полное госу­дарственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соот­ветствующую информацию из правоохранительных орга­нов, образовательных учреждений, получают ее от различ­ных граждан. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсут­ствия родительского попечения с оформлением акта обсле­дования.

В акте обследования содержится реко­мендательная запись о возможных способах решения про­блемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, временное устройство в детском приюте и др. Предпочтитель­ным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является временное отлучение от родителей, не заботя­щихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назнача­ют постановлением главы районной, городской администрации по месту жительства лица, нуж­дающегося в опеке, или по месту житель­ства будущего опекуна. Администрация воз­лагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит:

· обследование условий, в которых находит­ся несовершеннолетний, и оформление акта обследования;

· временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат);

· поиск подходящей кандидатуры опекуна;

· подготовка документов, необходимых для назначения опекуна либо для его отстранения от обязанностей;

· надзор за деятельностью опекуна;

· оказание помощи в воспитании подопечного и др.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершен­нолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попе­чителя), лишенных или ограниченных в родительских пра­вах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Закон вводит ограничения для опекунов по состоянию здоровья (больных туберкулезом, имеющих онкологические заболевания, страдающих наркоманией, ал­коголизмом и др.).

При выборе опекунов (попечителей) преимущество от­дается родственникам. Опекуны над малолетними детьми долж­ны обладать качествами воспитателя. Им выдаются удостоверения установленного образца. Гражданин может быть назначен опекуном либо попе­чителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.

В отдельных случаях родители могут просить орга­ны опеки и попечительства назначить своему ребенку опе­куна, если они по каким-либо обстоятельствам не могут осуществлять его воспитание.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилпло­щади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подо­печным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (по­печители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежа­щее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.

Опекуны исполняют свои обязаннос­ти в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, они имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Их выплачивает государство не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осу­ществлять воспитание в связи с лишением родитель­ских прав, признанием их безвестно отсутствующими, недееспособными, умершими, а также в связи с длительной болез­нью или отбыванием в местах лишения свободы. Если родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные сред­ства на таких подопечных государством не предусмотрены. Эти выплаты осуществляют сами родители.

Средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечи­телям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет. Если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.

Прекращение опеки происходит, когда ребенку испол­няется 14 лет. Она автоматически трансформируется в по­печительство без дополнительных решений. Попе­чительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до 18 лет (работает по трудово­му договору, зани­мается предпринимательской деятельностью, вступил в брак).

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного, при освобождении или отстране­нии опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанно­стей, возвращении ребенка родителям, усыновлении или передаче ребенка на постоянное воспи­тание в детские учреждения.

Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении от своих обязанностей. Причинами тако­го отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подо­печным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отка­зывается от исполнения своих обязанностей без уважитель­ных причин, то он может быть не освобожден, а отстранен от них. Отстраненные от исполнения обязанностей опе­куна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновите­лями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Особенностью технологии оформления опеки (попечи­тельства) несовершеннолетних лиц является то, что при­нимается такое решение постановлением гла­вы местной администрации. Принятое местной администрацией реше­ние об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.

Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обла­дают по отношению к приемному ребенку прием­ные родители. Передача ребенка в приемную семью осуществ­ляется органами опеки и попечительства с учетом его мне­ния и с согласия администрации воспитательного, лечеб­но-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности прием­ных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необхо­димую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.

На содержание каждого прием­ного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обу­ви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихо­да, личной гигиены, игр и др. Органы местного самоуправления выделяют приемным семьям денеж­ные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жи­лья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслу­живания. Для покупки продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Она пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санато­рии пребывания приемных родителей с детьми.

Приемным родителям предусмот­рена оплата их труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей.

Наряду с опекой (попечительством) особой формой за­щиты прав и интересов детей, оставшихся без родитель­ского попечения, является усыновление. Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспи­тываются в семье своих усыновителей. Усыновление может быть осуществлено на основе судебно­го решения. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратить­ся с заявлением в орган опеки и попечительства, находя­щийся по месту фактического нахождения ребенка. Гражданин становится на учет и ему оказывается со­действие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усынов­ляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интере­сам ребенка. Одним из обстоя­тельств, подлежащих установлению на суде, является воз­раст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте должна быть не менее 16 лет. Законом предусматри­вается уголовная ответственность за незаконное усынов­ление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обя­занностей по воспитанию детей, если оно соединено с жес­токим обращением с детьми.

Усилен государственный контроль за международным усыновлением. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей, уве­личен перечень оснований, по которым не допускается усы­новление детей.

Таким образом, опека и попечительство являются фор­мами социальной защиты граждан, которые не в состоя­нии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душев­нобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспо­собности из-за злоупотребления спиртным или наркотика­ми, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающи­еся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлени­ем опеки и попечительства, способами защиты прав и ин­тересов ребенка являются приемная семья и усыновление.

В современных условиях одной из сдерживающих про­блем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов за­щиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опе­ки и попечительства.

Вопрос №40 Социальная опека и попечительство: сущность, функции и технология.

Опека и попечительство, является общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство – это правовые фрмы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Под дееспособностью понимается способность граждан своми действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении 18-го возраста.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы здравоохранения и социального развития. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекуна. В соответствии со статьей 39 ГК РФ, при помещении больного в медицинское учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. Данные о душевнобольном как полностью недееспоссобном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в отделение милиции. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт.

Все сделки от имени недееспособного совершает опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента совершения сделки.

Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутсвующему. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается. В соответствии со статьей 43 ГК РФ, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которые несут ответственность за это имущество.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя.

Наиболее распространнеными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне станционара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять свои права. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель на основании договора заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего, с согласия подопечного осуществляются также бытовые и иные сделки. По требованию подопечного патронаж над ним прекращается.

В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, т.е. домов-интернатов общего типа. В 2000 году их насчитывалось около 960. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения (магазин, столовая, врач, прачечная, парикмахерская и.т.п.)

Отделы по социальному развитию выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а ткже для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прави другие случаи оставления детей без родительской опеки. Согласно ст. 56 СК РФ, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений и других учреждений и граждан. Затем вся информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования, который содержит в себе: дата и место обследования, информация о лице, проводящем обследование (Ф.И.О., должность); информация об обследуемом родителе; информация о семье, где проживает внастоящее время ребенок; сведения о лице и его семье, претендующего на воспитание ребенка. В акте также содержатся рекомендации о возможных способах решения проблемы (передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство ребенка в приют и.т.п.) Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Во многих регионах России их количество и численность детей, находящихся там, увеличиваются. Например, в Ростовской области в 1997 г. в детских приютах содержалось 779 детей, а в 1998 г. – 1008. Во время нахождения ребенка в приюте от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей либо в это время идет поиск подходящей кандидитауры опекуна (попечителя), подготовка необходимых документов для назначения опекуна (попечителя) либо для его отстранения от обязанностей, оказание помощи в воспитании подопечного.

Опекуном может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна. К заболеваниями, препятствующим исполнению опекунских обязанностей: туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и.т.п. При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам, причем только с их согласия, а если ребенку 10 лет, то тогда и согласие ребенка. В редких случаях родители сами могут попросить установить опеку над ребенком и предложить опекуна (в случае болезни, работы, поездки), как правило такие просьбы удовлетворяются. Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношении с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и.т.п.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка (до 16 лет).

Опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка (чьи родители лишены родительских прав, недееспособны, безвестно отсутствуют, считаются умершими, длительная болезнь). Денежные средства на детей, находящихся под опекой выплачивается до 16 лет, а если ребенок учится в общеобразовательном учреждении – 18 лет.

Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет.

Опека и попечительство прекращаются в случаях:

Смерть опекуна (попечителя);

Возвращение ребенка в семью или передача ребенка на постоянное воспитание в детское учреждение;

Заявление опекуна: нет взаимопонимания, ухудшение материального положения, серьезная болезнь.

В г. Санкт-Петербурге была апробирована такая форма передачи детей на воспитание в семью, как семейная воспитательная группа. Оставаясь воспитанниками социального учреждения, дети передаются в семьи, где воспитываются в домашних условиях. Учреждение выделяет средства на содержание ребенка всемье, выплачивает зарплату воспитателем семейной группы, конторль за воспитанием детей, переданных в семьи. Наряду с опекой и попечительством особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения – усыновление (удочерение). Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно прриавниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявление в орган опеки и попечительства, к заявлению прилагается акт обследования условий жизни заявителя.Одним из обстояетельств, подлежащих усыновлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в СК РФ» (1998г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей.

Еще одной формой защиты прав и интересов детей – приемная семья. Она обязана воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическомразвитии, готовить его к самостоятельной жизни. Премные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10-го возраста, осуществляется с его согдасия. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на котрый он помещается в семью, условия содержания, воспитания и образования, права и обязанности приемных родителей, основания и последствия прекращения договора. В соответствии с Положением «О приемной семье» (1996), на содержание каждого приемного ребенка выплачиваюся ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обувм, предметов хозяйственного инвентаря, личной гигиены, игр, книг и.т.д.

Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством для воспитанников детских учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемным родителям предусмотрена плата за их труд. Ее размер зависит от количества взятых на воспитание детей. Приемнын родители по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна.

Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками. Совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление.

В современных условиях одной из сдеживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитиии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 206 ; Нарушение авторских прав

Социальная опека и попечительство в системе социальной работы

Опека и попечительство, являясь общими технология­ми социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, использу­ются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, ос­тавшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии соци­альной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).

Опека и попечительство — это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в слу­чаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, при­знанными судом недееспособными вследствие психическо­го расстройства, а также над имуществом безвестно отсут­ствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками ввозрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупот­ребления спиртными напитками или наркотическими сред­ствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в пат­ронаже.

Относитель­но новой формой социального попечительства над преста­релыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комп­лексом служб социально-бытового назначения

Основаниями для опеки над мало­летними являются: смёрть, безвестное отсутствие, недее­способность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы.

Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соот­ветствующую информацию из правоохранительных орга­нов, образовательных учреждений, получают ее от различ­ных граждан, включая тех, кто намеревается стать опеку­ном или попечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсут­ствия родительского попечения с оформлением акта обсле­дования

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назнача­ют постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуж­дающегося в опеке (попечительстве) или по месту житель­ства будущего опекуна (попечителя).

Опекуном (попечителем) может быть любой совершен­нолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попе­чителя), лишенных или ограниченных в родительских пра­вах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине.

Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физически­ми или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др.

Опекунам и попечителям за их деятельность не полага­ется вознаграждения.

Освобождение от обязанностей опекуна или попечите­ля возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспи­тание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершен­нолетнего.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 580 . Нарушение авторских прав

Опека и попечение как социальная технология

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство — это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых — своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения.

Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов.

В ГК РФ отражены следующие вопросы:

— общие принципиально важные положения;

— порядок установления опеки;

— критерии подбора опекуна, правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного;

— условия и порядок прекращения опеки.

(ст. 26, 28-41 Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей (Глава 11), находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников. (Глава 20)

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели — продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены лица, лишенные родительских прав. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда, органов опеки и попечительства. В результате установления попечительства над совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

На воспитание в приемную семьюпередается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в т.ч находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении соц.защиты. Предварительный выбор детей осущ-ся лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается.

Передача ребенка в пр.семью осущ-ся с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10 лет, может быть передан с его согласия.

Ребенок, переданный в пр.семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия, право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, при отсутствии жилого помещения имеет право на его предоставление.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Договор заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Договор должен предусматривать условия содержания условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора. Размер оплаты труда пр.родителей и льготы, предоставляемые пр.семье, в зав-ти от кол-ва принятых на воспитание детей, устан-ся законами субъектов РФ.

— единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью — 8 000 рублей (с применением установленного районного коэффициента);

— ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью — 4000 рублей;

— заработная плата приемного родителя в соответствии с заключенным договором (сумма выплачивается одному из родителей) в зависимости от количества детей, принятых на воспитание, приемной семье в счет оплаты труда ежемесячно на одного ребенка выплачивается сумма из расчета 13 разряда Единой тарифной сетки (3737 рублей) с начислением районного коэффициента.

За каждого следующего ребенка сумма увеличивается на 15 процентов. За воспитание каждого переданного на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда, увеличивается на 15 процентов.

Договор может быть расторгнут досрочно по инициативе прием.родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и др.), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в пр.семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка родителям, или в случае усыновления ребенка.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. Прием.родители по отношению к принятому ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). На содержание ребенка пр.семье ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Усыновление— это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю). При этом ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя, все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка утрачиваются. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравниваются к ним во всех отношениях и наделяются теми же правами.

Процесс усыновления начинается с первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, неизвестны (подкидыши), лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания и содержания своих детей и т. п.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется «на муниципальном уровне» в журнале первичного учета таких детей, и в течение 1 месяца орган опеки и попечительства предпринимает попытки устройства такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).

Вторичной формой учета детей, оставшихся без попечения родителей, является региональный учет. На основании поступивших сообщений из органов опеки и попечительства соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данныхВ течение 1 месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью.

Следующая форма — это федеральный учет. Получив сведения о ребенке из органа опеки и попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ направляет копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ для постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью В течение не менее 3 месяцев региональные службы и отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства образования РФ осуществляют попытки устройства детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.

Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, чтобы получить заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители. Для получения заключения кандидата в усыновители представляют необходимые документы. Подбор усыновителей в настоящее время в силу действующего законодательства осуществляется с учетом следующих требований: здоровье каждого будущего родителя, не противоречащее перечню заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации; благополучие (экономическое, психологическое, социальное) усыновителей и их семьи; желание иметь ребенка и потребность заботиться о нем.

Лица, получившие заключение о том, что они являются надлежащими кандидатами в усыновители, вправе начать подбор ребенка на усыновление. Орган опеки и попечительства выдает им направление в соответствующее детское учреждение. После того как кандидаты в усыновители подобрали ребенка на усыновление (познакомились и установили с ним контакт, ознакомились с документами усыновляемого ребенка), они подают заявление в суд с просьбой об усыновлении. При удовлетворении судом просьбы об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Факт усыновления подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС по месту вынесения решения об установлении усыновления.

Следующими этапами технологии усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, будут принятие ребенка в семью и адаптация ее членов друг к другу и новому статусу.

Таким образом, технология усыновления детей-сирот предусматривает ряд этапов: учет детей, оставшихся без попечения родителей, который может осуществляться в трех формах — первичной, региональной и федеральной; подбор усыновителей и усыновляемых; судебную процедуру усыновления; принятие ребенка в семью; адаптацию ребенка и приемных родителей к новым ролям.

— ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996г).