Требования к водителям автобусов при приеме на работу

Минтранс вводит новые правила приема водителей на работу

12 августа вступает в силу новый порядок приема на работу водителей автомобилей и наземного общественного транспорта. При устройстве на новое место водителям необходимо будет подтверждать свое право работать по специальности.

Приказ № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Минтранс РФ подписал еще 11 марта 2016. Согласно документу, наниматель — и юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель — обязан проконтролировать уровень профессионального образования или квалификации будущего работника.

Проверка, по замыслу чиновников, будет проводиться в несколько этапов. Первый шаг — оценить уровень профессионального образования или полученной квалификации соискателя. Опираться в этом вопросе работодатель должен на Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287, в котором изложены основные требования к подготовке водителей.

На втором этапе следует проверить стаж работы: насколько записи в трудовой книжке соответствуют действующему ТК РФ. И лишь потом наниматель имеет право пригласить потенциального сотрудника на личную беседу. Результаты собеседования должны быть зафиксированы в специальном бланке, который должен храниться на предприятии в течение 5 лет.

Для нескольких категорий водителей приказ Минтранса вводит стажировку, которая состоит из вводного инструктажа и практики. Количество часов «наезда» определяет работодатель индивидуально. Стажировка обязательна для кандидатов, которые:

  • впервые устраиваются работать водителем,
  • не работали по специальности более 1 года;
  • переходят работать с одного типа транспортного средства на другой.

Результаты стажировки работодатель должен занести в стажировочный лист и хранить его также не менее 5 лет.

Требования к водителю школьного автобуса при приеме на работу

Требования к водителю школьного автобуса: необходимо ли подтверждать классность?

Предрейсовый инструктаж водители проходят обязательно. Обязанности по присвоению классов водителям нет. Если в ОО отсутствует Положение о порядке присвоения классности, то это нарушением не является и ответственности за собой не влечет.

Обоснование из рекомендации

Как обеспечить безопасность перевозок обучающихся автобусами

К управлению автобусами для перевозки детей допускайте водителей, которые:

  • имеют непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» от одного года из последних трех календарных лет. Требования к водителю школьного автобуса: он должен ежегодно повышать свою квалификацию за счет работодателя;
  • не совершали в течение последнего года административного правонарушения в области дорожного движения, за которое в качестве административного наказания предусматривается лишение права управления транспортным средством либо административный арест;
  • прошли предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей;
  • прошли предрейсовый медицинский осмотр;
  • прошли медицинское освидетельствование до приема на работу. Если выявите признаки заболеваний – противопоказаний к управлению транспортом, то проведите повторное освидетельствование. Такое медицинское освидетельствование водители проходят за счет своих средств.

Так сказано в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177, абзаце 7 пункта 1 статьи 20, абзаце 5 пункта 1 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Методических рекомендациях, направленных письмом Минобрнауки России от 29 июля 2014 г. № 08-988.

Внимание: запрещено управлять автобусом в болезненном или утомленном состоянии, в состоянии опьянения, под воздействием лекарств, которые ухудшают реакцию и внимание.

Ответственность за допуск водителя, который находится в состоянии опьянения либо не имеет права управлять транспортным средством, предусмотрена в статье 12.32 КоАП РФ. Это административный штраф на должностных лиц, которые ответственны за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, – 20 тыс. руб.; на юридических лиц – 100 тыс. руб.

Если под проверкой знаний водителя понимается проведение инструктажа, то его прохождение водителем обязательно. Это одно из требований к водителю школьного автобуса.

Пунктами 3, 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102 предусмотрена возможность установления классов водителям.

При этом обязательным условием для присвоения квалификационного класса являются наличие у работодателя Положения о начислении надбавки за классность водителям и Положения о присвоении классности водителям. Аналогичные нормы содержит и ряд региональных соглашений (например, п. 3.2.8 Московского областного отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011–2014 годы между Профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области, Некоммерческим партнерством Московский областной транспортный союз «АСМОР» и Министерством транспорта Московской области от 27 октября 2011 г.).

Однако вышеуказанные нормы не являются обязательными. Присвоение классности водителям и начисление надбавок за них – право ОО, а не ее обязанность. Следовательно, разрабатывать Положение о порядке присвоения классности водителям не нужно, если на это нет желания ОО. Ответственности за отсутствие такого положения не предусмотрено.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

1. Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника

2. Что поменять в оформлении документов школы с 1 июля 2017 года

3. Мониторинг качества образования: что выбрать для наблюдения и как планировать

4. Учебный план по ФГОС среднего общего образования: почему внедряем уже сейчас

5. Как оформить результаты итоговой оценки в начальной школе

6. Как результаты TIMSS помогут школе повысить качество математического образования

7. Как оказывать услуги по госзаданию, чтобы учредитель не сократил финансирование

8. Как оформить прием на работу, чтобы у проверяющих не возникло претензий

9. Информирование родителей о приеме в школу

Школьный автобус |

1. Школьный автобус на основании Постановления Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184 – это специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

2. Школьный автобус предназначен для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий.

3. Поставляется в сельские школы в рамках национального проекта «Образование».

4. Школьный автобус изготавливается заводами в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТС 018/2011 и в частности, его раздела «Требования к транспортным средствам для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет».

Транспортные средства (автобусы) для перевозки детей должны соответствовать общим требованиям безопасности к транспортным средствам категорий M2 и M3 с учетом требований настоящего пункта.

Ниже приводятся эти требования (основная их часть).

4.1. Автобус, максимальная конструктивная скорость которого превышает 60 км/ч, должен быть оборудован устройством ограничения скорости.

4.2. Спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки «Перевозка детей» в соответствии с действующими в государствах — членах Таможенного союза Правилами дорожного движения.

На наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной, не менее 1/10 ее высоты. Надписи выполняются на русском языке и могут дублироваться на государственном языке государства — члена Таможенного союза.

4.3. Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета.

4.4. Автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

4.5. Элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

4.6. В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья.

Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

В каждом поперечном ряду сидений, предназначенных для детей, должна быть предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке».

4.7. Рабочее место водителя не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения. Рабочее место водителя должно быть оборудовано:

— звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей;

— внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой.

4.8. В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм3 на каждое место пассажира.

4.9. Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе, для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

5. Школьным автобусом должен управлять водитель с категорией «D». О водительских категориях написано в этой статье.

Требования к водителю по стажу и дисциплине:

— стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» должен быть не менее одного года из последних 3 календарных лет;

— управлять автобусом могут водители, не совершавшие в течение последнего года административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрены административные наказания в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест.

6. Школьный автобус должен проходить техосмотр каждые 6 месяцев. Документом, подтверждающим прохождение техосмотра, является диагностическая карта. О правилах прохождения техосмотра автотранспорта (кто, где, когда) написано в статье техосмотр автомобилей. Автобус должен быть укомплектован двумя медицинскими аптечками, двумя противооткатными упорами, знаком аварийной остановки и двумя огнетушителями.

7. Путевая документация, медосмотр водителя и проверка технического состояния автобуса.

На автобус должен быть выписан путевой лист формы 6 спец. Перед выездом в рейс водитель автобуса должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, отметка о котором в виде штампа ставится в определенной графе путевого листа. Медосмотр проводится на основании Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Сам автобус должен пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также вносится в путевой лист. Предрейсовый контроль технического состояния автобуса проводится в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014г. N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом…».

8. Школьный автобус может быть использован для перевозки детей не только своей школы, но и других детей при разовых заказах, то есть при несистематических перевозках. В этом случае перевозка детей должна производиться на основании договора фрахтования в виде заказа – наряда. Фрахтователем будет выступать или другая общеобразовательная школа, или спортивная школа или учреждение культуры. Фрахтовщик – школа, на балансе которой находится автобус.

Тема заказа автобуса для перевозки пассажиров, в том числе и детей, подробно изложена в этой статье.

9. Школьный автобус выпускается заводами промышленной группы ГАЗ.

Павловский автобусный завод выпускает школьную модель ПАЗ 32053 – 70 на 20 посадочных детских мест и 2 места для сопровождающих. Головной завод выпускает модель Вектор Next на 26 мест, включая одного сопровождающего. Курганский автобусный завод выпускает модель школьного автобуса КАВЗ 4238 — 45 на 32 посадочных места для детей и двух мест для сопровождающих. АО НЕФАЗ выпускает модель Бравис — 3297 на 22 посадочных места.

Персональный сайт — документы

ответственного по безопасности перевозок детей в школьном автобусе

в МОУ Субуктуйской основной школы

1. Директор школы является лицом, ответственным за состояние работы в учреждении по предупреждению дорожно-транспортных происшествий .

2. Директор обязан:

Осуществлять подбор и прием водителей на работу.

Регулярно информировать орган местного самоуправления муниципального образования о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушении Правил дорожного движения и других норм безопасности движения.

Обеспечивать водителя необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки.

Обеспечивать соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителя.

Обеспечивать современное прохождение водителем медицинского освидетельствования, контроль состояния водителя перед выездом на линию.

Обеспечивать соблюдение водителем порядка приема и сдачи автобуса.

Вести учет и анализировать причины дорожно-транспортных происшествий с автобусом и нарушений водителем учреждения правил движения.

Применять необходимые меры к обеспечению безаварийной работы автобуса.

Выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования и составлять положенные документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

Обеспечивать водителей необходимыми путевыми документами.

3. Директор имеет право:

Запрещать выпуск автобуса на линию или возвращать в гараж при обнаружении в нем технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.

Отстранять от работы водителя, когда его состояние или действия угрожают безопасности движения.

Отстранять водителя от управления автобусом при его появлении на линии в нетрезвом состоянии.

для обучающихся по правилам безопасности в школьном автобусе.

  1. Общие требования безопасности.

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организованными школой.

К поездкам допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Обучающиеся допускаются к поездкам только в сопровождении воспитателя, учителя, либо прошедшего инструктаж взрослого из числа родителей.

Автобус для перевозки школьников должен быть оборудован специальными знаками, указывающими на то, что в нем перевозятся дети, табличками «Дети», огнетушителями и медицинскими аптечками.

Количество пассажиров в автобусе должно превышать число мест для сидения.

  1. Требования безопасности перед началом поездки, во время посадки и поездки.

Перед началом поездки обучающиеся обязаны:

  • Пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;
  • Ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора;
  • Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
  • По распределению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;
  • Не выходить навстречу приближающему автобусу.

После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения. Первыми в салон автобуса входят самые старшие ученики. Они занимают места в дальней от водителя части салона.

Во время поездки школьники обязаны соблюдать дисциплину и порядок. О всех недостатках, отмеченных во время поездки, они должны сообщать сопровождающему.

  • Загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;
  • Вскакивать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криком;
  • Создавать ложную панику;
  • Открывать окна, форточки и вентиляционные люки без разрешения водителя.
  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма обучающийся обязан сообщить об этом сопровождающему.

При возникновении аварийных ситуаций (технической поломки, пожаров и т.п.) по указанию водителя и сопровождающего школьники должны быстро, без паники покинуть автобус.

В случае захвата автобуса террористами обучающимся необходимо соблюдать спокойствие, выполнять все указания без паники и истерики.

  1. Требования безопасности по окончании поездки.

По окончании поездки обучающийся обязан:

  • После полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающего спокойно, не торопясь выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят школьники, занимающие места у входа из салона;
  • По распределению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;
  • Не покидать место высадки до отъезда автобуса.

для водителя по технике безопасности

при перевозе детей в школьном автобусе.

Проверить техническое состояние автобуса, т.е. выполнить все статьи Правил дорожного движения, где говорится о техническом состоянии оборудования транспортных средств.

Помнить, что в ветреную, дождливую погоду, при снегопаде, при неработающих стеклоочистителях движение ЗАПРЕЩЕНО.

Производить посадку и высадку детей только в безопасных местах.

Перед началом движения автобуса проверить, закрыты ли все окна.

Установить квадратные опознавательные знаки желтого цвета с красной каймой и черным изображением символа дорожного знака «Дети» спереди и сзади автобуса.

Следить за тем, чтобы число перевозимых детей не превышало число посадочных мест в автобусе.

Не превышать скорость движения 60 км/ч.

Не превышать скорость движения 20 км/ч при мокром асфальте, гололедице, при видимости менее 20 м. интервал движения водитель выбирает самостоятельно от скорости движения, климатических условий, состояния дороги и технического состояния транспорта.

Обеспечивать автобус необходимой экипировкой:

  • 2 огнетушителя;
  • Знаки аварийной остановки;
  • Противооткатные упоры;
  • Аптечка первой медицинской помощи;
  • Молоточки для разбивания стекол в аварийной ситуации;
  • Визитная карточка;
  • Схема опасных мест маршрута;
  • Маршруты движения;
  • Шансовый инструмент;
  • Лицензионная карточка;
  • Сервисная книжка.
  1. Водителю запрещается:

Перевозить груз вместе с людьми, тем более с детьми (кроме ручной клади).

Перевозить легко воспламеняющиеся пиротехнические средства.

Категорически запрещен обгон в колонне.

  1. За нарушение данной инструкции и при совершении ДТП водитель привлекается к уголовной ответственности.

· Постановление Правительства РФ от 23.10.2003 № 1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп.).

· Постановление губернатора Ярославской области от 11.04.2001 № 225 «О программе «Школьный автобус»» (вместе с Положением об автобусе, специально предназначенном для перевозки детей).

· ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» от 01.01.1999.

Красноярская средняя школа — Школьный автобус

Школьный автобус — автобус, предназначенный для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий. Безопасность детей — главный вопрос всей системы. Повозки для централизованной доставки детей к школам известны еще с начала XIX века. Впервые такие перевозки были организованы в квакерской школе на северо-востоке Лондона. Наибольшее распространение школьные омнибусы получили в США. С появлением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. В России до 1998 года вообще не было специальных технических требований к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливались опознавательные знаки «перевозка детей». В 1998-м году был принят ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

Первый школьный автобус для нашей школы был закуплен в декабре 2004 года, в рамках федеральной программы «Школьный автобус». Школьным автобусом могут пользоваться и педагоги, которые живут в тех отдалённых от школы деревнях, откуда подвозятся обучающиеся.

Работать водителем автобуса совсем не просто, а тем более — школьного. И надо отметить, что наши водители зарекомендовали себя, как профессионалы своего дела, которых любят дети и уважают взрослые. Все они — водители первого класса. Это Иванов Валерий Аркадьевич и Филиппов Олег Арсентьевич . Существуют особые правила обслуживания маршрутов школьных автобусов. В первую очередь, предъявляются жёсткие требования к водителям во время их приёма на работу в школу. К перевозке обучающихся и воспитанников школьным автобусом в качестве водителя допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет с непрерывным стажем работы водителем автобуса не менее трех последних лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Это главное.

Водитель автобуса должен помнить, что при перевозке детей ему доверяется самое дорогое, самое драгоценное, а, следовательно, он должен быть совершенно здоровым, собранным, чувствовать себя уверенно и, кроме того, выполнять все необходимые требования по перевозке детей.

Существует масса нормативных документов как технического, так и инструктивного характера как для водителей автобусов, так и для директора школы, за которым закреплены автобусы:

— составляются чёткие графики движения автобусов, исключающие ожидание их учащимися в местах посадки.

— перед каждым выездом водитель проходит медицинское освидетельствование ( у фельдшера ФАПа), автобус — ежедневный технический осмотр выпускающим механиком.

— вместе с ребятами едет сопровождающий социальный педагог, который несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время движения автобуса и на остановках.

— за каждым(!) ребенком закреплено определенное место, поэтому не допускается перевозка пассажиров, стоящих в проходах между сидениями автобуса.

— дороги, где пролегают данные маршруты, дважды в год обследует специальная комиссия, в которую входят представители районной дорожной службы, сотрудники ГИБДД, работники администрации нашего района, в том числе — отдела образования.

Автобус для перевозки обучающихся оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», ремнями безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и двумя медицинскими аптечками с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся не должна превышать 60 км/ч.

За чистотой автобуса (снаружи и внутри) следит водитель. Также оперативно реагирует на небольшие поломки, самостоятельно проводит ремонт. В случае большой неисправности ремонтные работы ведут специалисты ООО «Техно-групп» . Во время ремонта школьников доставляет к месту учёбы второй автобус.

Один раз в квартал все водители района собираются для прохождения инструктажа и обучения в связи с возникающими изменениями в технических регламентах, правилах дорожного движения и различных нормативно-правовых актах.

Работа водителя школьного автобуса хороша тем, что каждый день приходится общаться с детьми. Что может быть лучше веселого звонкого смеха с раннего утра в салоне ярко-желтого школьного автобуса!

Нормативные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при организации перевозки пассажиров.Особенности перевозки детей.

Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения

Паспорт безопасности транспортного средства (автобуса),используемого для перевозки детей (типовой)

Положение о подвозе учащихся

Должностные обязанности директора школы по обеспечению безопасности перевозок детей школьным автобусом

Инструкция для обучающихся по правилам безопасности при поездках в школьном автобусе

Должностная инструкция социального педагога сопровождающего обучающихся

Памятка для сопровождающего в автобусе при перевозке детей

Памятка водителю автобуса по обеспечению безопасности перевозки детей

Инструкция по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29 января 2002 г.)

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»)

Стажировка водителей при приеме на работу в РФ

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой мероприятие, которое проводится далеко не всегда. При этом многие люди не знают о том, зачем нужна данная процедура и в каких ситуациях она является необходимой. Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой специализированную систему адаптации шофера к реально существующим условиям, чтобы он мог работать в конкретном направлении. Практические занятия требуются для того, чтобы определить и, соответственно, максимально быстро устранить какие-либо недостатки в уже имеющейся подготовке, закрепить полученные знания, навыки и умения для достижения предельно безопасного управления транспортным средством.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет подготовить сотрудника к самостоятельному выполнению своих обязанностей в городских условиях, проинформировать его об основных скоростных нормативах, опасных дорожных участках и тех местах, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия. Помимо всего прочего, специальные инструкторы занимаются обучением водителя различным действиям, которые позволят предотвратить возникновение аварий и просто опасных ситуаций на дороге.

Зачем и когда это нужно?

Стажировка водителей при приеме на работу осуществляется в том случае, если у сотрудника был достаточно длительный перерыв в работе (в соответствии с нормами учитывается перерыв более одного года). Также данная процедура осуществляется в том случае, если специалист только окончил учебное заведение или собирается работать в горных условиях. Стажировка водителей автобусов при приеме на работу также осуществляется, если они будут управлять новым для себя видом транспорта или выезжать на пассажирские маршруты. Помимо всего прочего, обязательными практические занятия являются для тех людей, которые недавно начали жить в условиях крайнего севера, так как там часто приходится встречаться со снегопадами и гололедом, что сильно сказывается на необходимых действиях при езде.

При приеме на маршрут

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу представляет собой отдельную тему, потому что эта работа непосредственно связана с риском для здоровья и жизни пассажиров, а шофер не только ответственен за собственную жизнь, но еще и руководит судьбами множества других людей. Стажер изначально водит автобус в соответствии с заранее установленным маршрутом, закрепленным за его транспортным средством, а также в обязательном порядке должен проводить все процедуры, находясь под пристальным руководством наставника.

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу в школу или другие учреждения включает в себя две части – маршрутную и предмаршрутную, вне зависимости от того, присутствует ли у специалиста допуск определенной категории. Предмаршрутная стажировка представляет собой прохождение теории, а также различные занятия с использованием специальных тренажеров. Главной целью проведения таких мероприятий является закрепление уже имеющихся знаний, а также определение каких-либо пробелов в теории с последующим их устранением для обеспечения максимально комфортного и безопасного управления транспортным средством.

Как проводится предмаршрутная стажировка водителей при приеме на работу? В Москве и других крупных городах принято группировать учащихся в соответствии с присвоенными им категориями. Теория преподается специализированными сотрудниками служб безопасного движения в комплексной работе с наставниками.

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  • Уметь плавно начинать движение, тормозить и не забывать о том, что он везет живых людей.
  • Уметь плавно входить в различные повороты.
  • Поддерживать оптимальную скорость, не делая резких рывков.
  • Своевременно следовать по остановкам маршрута.
  • Своевременно заканчивать путешествие по маршруту.
  • Соблюдать все установленные меры предосторожности не только в процессе движения, но и в момент остановки.
  • Постоянно наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в области дверей.
  • Открывать двери только после того, как произойдет полная остановка транспорта.
  • Заранее объявлять о совершающихся остановках.
  • Следить за порядком в салоне своего транспортного средства, если ведется работа без кондуктора.
  • Принимать оплату за проезд, если ведется работа без кондуктора.

Именно это все проверяется в процессе того, как проводится стажировка водителей в РФ и других городах.

Основные положения

Для проведения проверки разрабатывается специализированная программа, а также масса других методических пособий, которые определяются для конкретной категории. Наставник, которым проводится стажировка водителей грузовых автомобилей при приеме на работу или же шоферов других транспортных средств, в обязательном порядке должен придерживаться основополагающих правил этой программы.

После того как теоретическая подготовка будет окончена, должна провестись практическая проверка всех знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя представляет собой полностью самостоятельное управление автомобилем под пристальным контролем со стороны наставника, закрепленного за стажером руководством предприятия. Главной целью, которую преследует такая стажировка водителей автомобилей при приеме на работу, является закрепление основных теоретических и практических знаний, а также проверка умения их использования в реальных условиях. В процессе маршрутной стажировки водитель двигается без каких-либо пассажиров.

Действующие положения говорят о том, что практика должна в обязательном порядке проводиться под постоянным присмотром со стороны наставника, назначенного в соответствии с приказом руководства компании, или под руководством какого-нибудь другого лица, получившего данное назначение в соответствии с договором. У наставника должна присутствовать лицензия или специальное свидетельство, которое позволяло бы ему проводить обучения, а также опыт вождения данного транспортного средства на протяжении более пяти лет с полным отсутствием каких-либо нарушений ПДД.

Общая продолжительность, которую должна иметь стажировка водителей при приеме на работу в организацию, устанавливается в соответствии с данными о водителе, а точнее, основываясь на его общем стаже работы, времени перерыва, а также зависит от рассматриваемого вида транспорта и маршрута. Подготовка водителей на предприятии осуществляется в реальных дорожных условиях в процессе проведения пассажирских перевозок конкретно по тем маршрутам, где этот шофер в дальнейшем должен будет работать на постоянной основе. В конечном итоге практика заканчивается проведением профессионального собеседования, а также еще одной контрольной поездкой с дальнейшей отметкой в листе, может ли быть этот специалист допущен к работе. Таким образом, срок стажировки водителей при приеме на работу может быть самым разным.

Зачем нужна контрольная проверка?

Контрольная проверка проводится для того, чтобы обеспечить адекватную оценку профессионального мастерства водителя. В основном она представляет собой сборник тестовых вопросов из стандартной программы. Такая стажировка водителя при приеме на работу (образец ниже) представляет собой именно тест теоретических знаний, и только потом уже можно будет приступать к практической части, когда оценивается навык управления транспортным средством. Практический опыт подразумевает проведение тестирования в реальных условиях передвижения по маршруту с фиксацией даже самых незначительных нарушений, которые потом суммируются между собой. В результате делаются выводы по поводу того, является ли этот работник пригодным. В конечном итоге после проведенной стажировки специалисты предоставляют заключение о том, допущен ли он к работе, причем в данном документе обязательно должен указываться конкретный тип транспортного средства и установленный маршрут. Хранится же заключение непосредственно в личном деле сотрудника.

Бывает так, что все-таки отказывают в допуске после того, как была проведена стажировка водителей при приеме на работу. Приказ руководства при этом может предусматривать перевод этого специалиста по его личному согласию на какие-либо другие виды работ. А если же тот не проявляет такого желания или не имеет возможности, его просто увольняют в соответствии с Трудовым кодексом. К ежедневному выполнению своих обязанностей могут допускать только тех водителей, которые предварительно прошли у врача предрейсовый осмотр, причем перед выездом обязательно проводится осмотр автобуса, проверка исправности различных узлов, которые обеспечивают безопасность движения. В конечном итоге оформляются путевые документы, и водитель может отправляться по маршруту в соответствии с установленным графиком.

Действующие положения о стажировке, а также допуске к самостоятельному выполнению обязанностей для водителей включают в себя основные нормы того, как должна проводиться стажировка на реальных маршрутах. все зависит от того, какая человеку была присвоена категория:

  • 1 категория. Человек раньше нигде не работал водителем, но при этом имеет соответствующую профессию по образованию, сдал необходимые экзамены ГИБДД и располагает правами категории «D».
  • 2 категория. Лица, которые прошли предварительную переподготовку на категорию «D», имея ранее «В» и «С».
  • 3 категория. Лица, которые раньше не водили автобусы, но при этом имеют I и II класс.

  • 4 категория. Лица, имеющие право на управление автобусом, но при этом не работающие в этой сфере более полугода.
  • 5 категория. Работники, перерыв в работе у которых превышает три месяца.
  • 6 категория. Водители, которые раньше водили одну марку автобусов, а сейчас были вынуждены переходить на другую.
  • 7 категория. Водители, которые перешли на другие маршруты. Если они раньше не знали данный маршрут, то в таком случае должна быть проведена маршрутная стажировка на протяжении как минимум четырех часов, в то время как в горных сложных маршрутах это время увеличивается до восьми часов с обязательным присутствием наставника, идеально знающего данную дорогу.

Таким образом, в зависимости от категории, изменяется и то, какая стажировка водителей при приеме на работу требуется для проведения компанией и как долго она должна проводиться.

Ответственность

За организацию, а также обеспечение соответствующего контроля за стажировкой отвечает:

  • Главный инженер, который должен периодически контролировать выполнение данной процедуры.
  • Компетентные лица, получившие поручение со стороны главного инженера, должны контролировать, насколько правильно выполняются положения о стажировках.
  • Инструкторы занимаются наблюдением за процедурой стажировки, а также устранением замеченных недостатков.

В общем и целом, основная ответственность за то, как водитель проходит стажировку, возлагается на его наставника, потому что он пребывает в непосредственной близости к водителю и должен лучше остальных обращать внимание на различные ошибки, исправляя их в нужный момент. Помимо всего прочего, наставник занимается контролем предмаршрутной стажировки и потом проводит со своим стажером маршрутную.

Основные правила

Как и в случае с любым другим обучающим процессом, здесь предусматриваются определенные требования, а также четко установленный порядок проведения. В качестве ключевых правил стажировки можно отметить следующее:

  • Назначение обучающего лица, которым становится кто-то из самых опытных сотрудников компании.
  • Закрепление стажера за конкретным наставником, который будет обучать его в процессе всего времени обучения.
  • После проведения процедуры стажировки принимается тест ответственным лицом.

Отдельное внимание следует уделить тому, что обучать специалиста нужно именно на той марке автобусов, которую он в дальнейшем будет использовать на своем маршруте. При этом стоит отметить, что водитель-наставник должен иметь как минимум пятилетний стаж работы на данной категории транспортного средства, а также как минимум три года водить ТС на шасси большегрузных автомобилей. Также на протяжении этого срока он не должен попадать по своей вине в ДТП или же грубо нарушать действующие правила дорожного движения.

Основные этапы

В данном случае предусматривает несколько наиболее важных шагов:

  • проведение проверки теоретических знаний водителя;
  • вождение в какой-нибудь парковой зоне или же специально оборудованной для этого площадке;
  • езда в городских условиях (или непосредственно по дороге будущего маршрута) под пристальным наблюдением со стороны наставника;
  • контрольная поездка вместе с определенным грузом или же пассажирами, что также осуществляется под присмотром ответственных лиц;
  • полное оформление всей необходимой документации, в которой будут фиксироваться результаты проверки стажера.

Проверка основных знаний ПДД в процессе приема водителя на работу проводится через экзамен, на котором соискатель должен будет отвечать на вопросы различных билетов. В соответствии с требованиями данного испытания нужно дать правильный ответ на 20 заданных вопросов, при этом допускается всего четыре неправильных ответа. Если человек не может пройти данный этап, то в таком случае ему запрещается продолжать стажировку с применением транспортного средства. Предусматривается возможность участия не более чем в трех экзаменах, а после успешного прохождения теоретической части водителю выдается специализированный лист с информацией о проверке знаний ПДД.