Трудовой кодекс 147 статья

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановлением Госкомтруда СССР N 460, Секретариата ВЦСПС N 26-60 от 03.11.1986 утвержден Перечень грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 147. Стягнення за порушення трудової дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

Законодавством, статутами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

1. Комментируемая статья, предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий как выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ (п. 22 постановления признаваться и увольнении на основании п. 11 ст. 41 КЗоТ. Вместе освобождение согласно п. 7 ст. 36, п. 2 и 3 ст. 41 КЗоТ дисциплинарным взысканием не признается в. П. 25 Типовых правил утратил силу в той части, в которой он устанавливает дисциплинарные взыскания, не предусмотренные ст. 147 КЗоТ.

2. Другие виды взысканий могут устанавливаться только законами. Это прямо вытекает из п. 22 части первой ст. 92 Конституции. Поэтому применение такого вида взыскания как замечание, ст. 2 раздела II Устава о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб было бы незаконным. Вместе с тем приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины требует определенного времени. Поэтому мы считаем, что часть вторая ст. 147 КЗоТ не потеряла полностью силу в связи с принятием Конституции Украины. Имеется в виду, что п. 22 ст. 92 Конституции не допускает определения другими нормативными актами, кроме законов, деяний, являющиеся дисциплинарными нарушениями, и ответственности за их совершение. Одновременно и процесс приведения законодательных актов в соответствие с Конституцией не может быть бесконечным. Поэтому следует ожидать внесения изменений в статьи, комментируется, и соответствующих подзаконных актов. Уже внесены изменения в Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта, которыми исключены правила о возможности применения таких видов взыскания как перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев, перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев, поскольку эти меры взыскания имели признаки принудительного труда, что противоречит ст. 43 Конституции Украины. Вместе лишения машинистов права управления локомотивами с предоставлением работы помощником машиниста, лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа, свидетельства помощника машиниста локомотива с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно-рельсовым транспортом на срок до одного года, п. 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта не исключено.

При утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Кабинет Министров Украины пытался локализовать применения перечисленных мер взыскания. Хотя это Положение распространяется на всех работников отрасли (кроме указанных в п. 2 настоящего Положения), перечисленные взыскания могут применяться только по категории работников, перечень которых утверждается Министерством транспорта Украины по согласованию с профсоюзами (следует считать, что для работников, которые не вошли в упомянутый перечень, дисциплинарные взыскания применяются на основе и в соответствии с нормами Кодекса законов о труде). С целью локализации перечисленных мер взыскания в Положении (п. 13 и 15) подробно определяются основания применения таких мер взыскания в виде лишения права управления и увольнения.

Лишение права управления (лишения свидетельства) с предоставлением другой работы на срок до 1 года не следует считать связанным с применением принудительной труда. Предоставление другой работы в этом случае возможно только по просьбе работника и призвано смягчить остроту ситуации, связанной с дальнейшей невозможностью выполнения работником прежней работы. Если работник откажется от предоставленной ему работы, он подлежит освобождению от работы в соответствии с п. 2 ст. 40 КЗоТ.

3. Закон «О государственной службе» (ст. 14) устанавливает следующие меры дисциплинарного воздействия как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В названном Законе они названы именно мерами дисциплинарного воздействия, а не взыскание. В Положении о рангах государственных служащих (п. 4) задержка в присвоении очередного ранга также названа как мера дисциплинарного воздействия. Итак, предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка в присвоении очередного ранга в назначении на должность не является дисциплинарным взысканием.

Установка Законом «О государственной службе» ; дополнительные меры дисциплинарного воздействия, которые могут применяться в отношении государственных служащих, не исключает возможности применения к ним мер взыскания, предусмотренных ст. 147 КЗоТ.

Лишение премии или надбавок к заработной плате не может рассматриваться как мера дисциплинарного взыскания, даже если это прямо предусмотрено за несвоевременное выполнение заданий, ухудшение качества работы или нарушения трудовой дисциплины.

4. Закон «О статусе судей» предусматривает возможность применения в отношении судей судов Украины таких взысканий, как выговор, понижение квалификационного класса, увольнение с должности. Установка специальных правил о дисциплинарной ответственности судей дает основания для вывода, что нормы КЗоТ о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

5. Дисциплинарный устав прокуратуры Украины устанавливает следующие меры взыскания:

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности

4) лишение нагрудного знака» Почетный работник прокуратуры Украины «

6) освобождение в лишением классного чина.

6. Горный закон Украины в ст. 51 предусматривает, что за нарушение горного законодательства работники горных предприятий несут дисциплинарную ответственность Положение о дисциплине работников горных предприятий. Настоящее Положение не устанавливает других видов взысканий, кроме предусмотренных ст. 147 КЗоТ. Но следует учитывать, что ссылка в ст. 51 Горного закона на упомянутое Положение не соответствует п. 22 части первой ст. 92 Конституции.

7. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является нарушение трудовой дисциплины. Закон не требует, чтобы такое нарушение обязательно приводило к любым вредных последствий. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности достаточно, чтобы был зафиксирован сам факт нарушения. Вместе последствия нарушения учитываются при определении тяжести дисциплинарного проступка и выборе дисциплинарного взыскания. Если при выборе меры дисциплинарного взыскания учитываются последствия нарушения, собственник должен быть готовым к тому, чтобы доказать при рассмотрении трудового спора наличие вредных последствий и их причинная связь с допущенным работником нарушением.

8. Нарушение трудовой дисциплины определяется п. 24 Типовых правил как неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это определение, данное в подзаконном акте Союза ССР, подлежит корректировке с учетом содержания части первой ст. 147 КЗоТ, в которой речь идет о нарушении именно трудовой дисциплины, а не только трудовых обязанностей. К категории трудовых обязанностей работника очень трудно (а скорее — невозможно) отнести соблюдение обязанностей не разглашать коммерческую тайну, не работать по совместительству. Но к категории трудовой дисциплины соблюдение этих обязанностей относятся, если только они внесены в местных правил внутреннего трудового распорядка, коллективного или трудового договора.

9. Вместе вина как один из признаков нарушения трудовой дисциплины вполне необходимой для привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В законодательстве о труде не раскрывается содержание категории вины, не определяются ее виды. В соответствующих случаях орган, рассматривающий трудовой спор, может применять по аналогии нормы других отраслей российского права. Это касается и случаев, когда в действиях работника содержится признак крайней необходимости. Если работник не вышел на работу в связи с аварией системы центрального отопления в квартире, где он проживает, и необходимостью его личного участия в ликвидации последствий аварии, нарушения трудовых обязанностей имеет место, но вины (даже в форме небрежности) в действиях работника нет. НЕ будет вины в его действиях в случае необходимости экстренного обращения за медицинской помощью, хотя бы больничный работнику и не был издан.

С другой стороны, владелец, как правило, не несет обязанность доставлять работников на работу собственным транспортом. Проблема транспорта должна решаться работником, как правило, без помощи владельца. Поэтому ссылка работника на плохую работу транспорта, по общему правилу, не исключает вины работника, например, в опоздании на работу. Только прекращение работы транспорта из-за стихийного бедствия, аварии и другие чрезвычайные обстоятельства исключает вину работника в опоздании на работу. Критерием, по которому определяется наличие в действиях работника, является надлежащее забота работника о выполнении трудовых обязанностей.

Статья 147 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Новая редакция Ст. 147 ТК РФ

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Комментарий к Статье 147 ТК РФ

1. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,

работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее — работы с особыми условиями труда) должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда.

Размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, установленный работодателем, не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Повышение заработной платы производится по результатам проведения аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации приведен в Постановлении Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливают четко определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда (например, 40 процентов), другие — относительно определенный размер доплаты (например, 16, 20, 24 процента) или предельные размеры доплаты (например, не более 24%).

Стороны трудового договора могут определить конкретные размеры доплаты за особые условия труда в трудовом или коллективном договоре. Работодатель имеет право самостоятельно определять конкретные размеры доплаты за работу в особых условиях труда, учитывая минимальные размеры доплаты, установленные нормативными правовыми актами, и не ухудшая условий трудовых и коллективных договоров, соглашений.

Повышение заработной платы по основаниям, указанным в статье 147 Трудового кодекса РФ, производится по результатам аттестации рабочих мест. Положение, определяющее порядок аттестации рабочих мест, утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Работникам бригады чистильщиков, занятых на ручной очистке, промывке и пропарке аппаратуры, резервуаров, цистерн, емкостей, трубопроводов и другого оборудования от остатков нефти, мазута, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, в соответствии с коллективным и трудовыми договорами начислены компенсационные выплаты в сумме 20000 руб. за работу во вредных условиях труда.

Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 Трудового кодекса РФ).

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным и трудовым договорами, если он занят на работах с вредными условиями труда (ст. 219 Трудового кодекса РФ).

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Указанные в нашем примере обязанности относятся к профессиям с вредными условиями труда.

Бухгалтер организации делает такую проводку:

Дебет 23 Кредит 70

— 20000 руб. — начислена доплата за работу во вредных условиях труда работникам бригады чистильщиков.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ с доплаты за работу с вредными условиями труда удерживается налог на доходы физических лиц, а согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ эти доплаты являются объектом обложения единым социальным налогом.

К расходам на оплату труда, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся начисления компенсирующего характера за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

2. Оплата труда в особых условиях

Прежде всего в повышенном размере оплачивается труд лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Действующее трудовое законодательство исходит из договорного и локального регулирования доплат за работу с такими условиями труда. Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. При этом условия коллективного договора, трудового договора или положения, принятого работодателем локального акта не могут ухудшать положения работника по сравнению с установленным законодательством. В данном случае это означает, что размеры доплат за работу в особых условиях труда не могут быть меньше установленных действующим законодательством или подзаконными нормативно-правовыми актами.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие доплаты предусматриваются отдельными нормативными актами, например, работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, занятым на подводных работах (например, водолазам), лицам, занятым на работах с химическим оружием, и т.п. Так, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, устанавливается доплата в размере 20 процентов тарифной ставки по Единой тарифной сетке.

Для определения работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда и права работника на соответствующую доплату к заработку проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Как уже было сказано выше, Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда было установлено и утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Другой комментарий к Ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 147 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 146 ТК РФ и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред. от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001. N 4).

3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.

Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК РФ и далее.

4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.

До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.

В настоящее время централизованно установлены:

— повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г. N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);

— надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);

— надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

— надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Комментарий к Ст. 147 ТК РФ

1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.

2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 147 Трудового кодекса

1. В статью внесены редакционные поправки, не затронувшие ее содержания. В соответствии с законодательством, действовавшим до начала экономических реформ, размер доплат к тарифным ставкам (окладам) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда повышался до 12%, а с особо тяжелыми и вредными условиями — до 24% ставки (оклада). Нижний предел этого повышения не фиксировался. В настоящее время размер доплат за указанные условия труда устанавливается предприятиями самостоятельно, однако он не может быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Централизованное нормирование оплаты труда охватывает также регулирование оплаты труда, применяемого в особых условиях. Оно включает установление: коэффициентов повышения размера месячной тарифной ставки (оклада) первого разряда с учетом сложности и условий выполнения работ по группам видов производств и работ; перечней работ с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, размеров повышения тарифных ставок (окладов) на работах с тяжелыми, вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. С учетом специфики условий труда отдельных категорий работников оплата их труда может регулироваться специальными актами. Так, размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанных работников должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10% (ст. 20 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033).

3. С 1 апреля 1996 г. работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда; для указанных работников установлено также сокращенное рабочее время — 36 ч в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск — 36 рабочих дней (см. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629). С 1 января 1998 г. данная надбавка установлена соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятым на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1141 // СЗ РФ. 1998. N 40. Ст. 4969).

Во исполнение Указа Президента РФ от 13 мая 1992 г. N 508 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения» Постановлением Минтруда РФ от 8 июня 1992 г. N 17 (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. N 7, 8) работникам здравоохранения и социальной защиты населения установлено повышение должностных окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Размеры должностных окладов (ставок) работников учреждений и структурных подразделений здравоохранения для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, лепрозорных, психических больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются на 60, 40, 30, 25 и 15% (Бюллетень нормативных актов. 1999. N 46).

Повышение должностных окладов предусмотрено и для работников медицинских научных организаций, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда (см. Постановление Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002 // САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3930).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377. В соответствии с данным Перечнем руководителем учреждения здравоохранения по согласованию с выборным профсоюзным органом исходя из конкретных условий труда утверждается конкретный перечень должностей работников, на основании которого повышаются оклады (тарифные ставки) за работу в неблагоприятных условиях, в том числе и за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем, а также тем работникам, которые заняты на работах с разными условиями вредности или опасности.

Перечень научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 1993 г. N 1002, утвержден Приказом Минздравмедпрома РФ от 6 июня 1994 г. N 113. В данном Перечне учреждения и подразделения в зависимости от условий труда разделены на четыре группы. В зависимости от степени опасности и тяжести условий труда размер окладов (ставок) повышается на 15, 25, 30 или 60%. Работникам, занятым на работах с разными условиями вредности или опасности, предусмотренными в Перечне (за исключением тех, должностные оклады которым повышаются на 30% и более), должностные оклады (ставки) повышаются на 30%. В каждом учреждении на основании Перечня должен быть утвержден руководителем с учетом мнения выборного профсоюзного органа перечень работников, которым может повышаться оклад (ставка) с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности (участие в лечении, обеспечение диагностики, экспертизы, непосредственное обслуживание больных или контакт с ними, пребывание в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда).

Повышение оклада не производится тем работникам научных организаций клинического профиля, которым установлена доплата за выполнение лечебно-профилактической работы и в ее размер включено повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

Рабочим, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, устанавливаются доплаты от 12 до 24% тарифной ставки по результатам аттестации рабочего места. Указанные доплаты начисляются за время фактической занятости рабочего на таких местах.

4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 64 «О мерах по социальной защите специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации» Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам данной службы устанавливаются доплаты к должностным окладам (тарифным ставкам), утвержден Постановлением Минтруда РФ от 27 мая 1994 г. N 41 (Бюллетень Минтруда РФ. 1994. N 7). При этом Постановлением Минтруда предусмотрено, что список таких работников с указанием размеров доплат утверждается руководителем учреждения, организации на основании аттестации рабочих мест.

5. Условия труда водолазов в зависимости от степени их вредности и опасности для здоровья человека также признаются основанием для повышения оплаты труда. В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников, за подводные работы на малых глубинах, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 17 апреля 1995 г. N 21 (Бюллетень Минтруда РФ. 1995. N 5), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. При этом размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС. В свою очередь, он дополнительно увеличивается на 20 — 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (например, таких, как скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнение взрывных работ или работ по сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

6. Оплата труда граждан, занятых на работах с химическим оружием, производится в повышенном размере. Им также гарантируются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538).

Размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов этим работникам установлен Постановлением Правительства РФ N 187 от 29 марта 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1296).

Гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» // СЗ РФ. 2000. N 35. Ст. 3554).

Трудовой кодекс 147 статья

Статья 147. Взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена только одна из следующих мер взыскания:

Законодательством, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания.

1. Основанием для применения дисциплинарного взыскания является дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей.

Противоправным считается действие или бездействие, нарушающее требование закона или подзаконных актов, устанавливающих трудовые обязанности работника.

Обязательным элементом состава дисциплинарного проступка является вина работника в любой форме (умысла или небрежности, неосторожности).

2. Статья 147 КЗоТ предусматривает применение к работникам за нарушение трудовой дисциплины таких взысканий: выговор и увольнение. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9 признает дисциплинарным взысканием увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 40 КЗоТ и пунктом 1 статьи 41 КЗоТ Украины (пункт 22 постановления).

3. Другие виды взысканий могут устанавливаться уставами, положениями и законодательством о дисциплине в отношении отдельных категорий работников.

Так, в пункте 12 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта дисциплинарными взысканиями являются:

б) лишение машиниста права управления локомотивом с предоставлением работы помощником машиниста, а также лишение свидетельства водителя моторно-рельсового транспорта несъемного типа и свидетельства помощника машиниста с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и моторно рельсовым транспортом, на срок до одного года;

в) перемещение на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев ;

г) перемещение на низшую должность на срок до шести месяцев ;

Следует подчеркнуть, что в соответствии с Констицией Украины принудительный труд, под которым понимается поручение работы, на которую работник не давал согласия при поступлении на работу или на которую он свободно не соглашается в процессе работы, запрещен. Поэтому дисциплинарные взыскания, предусмотренные в пунктах «б», «в» и «г», не могут применяться, поскольку противоречат статье 43 Конституции Украины. Такую позицию занимает Пленум Верховного Суда Украины (п. 12 постановления № 9 от 01.11.1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия»).

4. Статья 14 Закона Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 года устанавливает такие меры дисциплинарного воздействия, как предупреждение о неполном служебном соответствии и задержка до одного года в присвоении очередного ранга или в назначении на высшую должность. В этом Законе они названы мерами «дисциплинарного воздействия», а не взыскания, хотя кроме мер «дисциплинарного воздействия» к государственным служащим могут применяться и меры взыскания, предусмотренные статьей 147 КЗоТ Украины.

5. В дисциплинарном уставе прокуратуры Украины установлены такие меры взыскания:

2) понижение в классном чине;

3) понижение в должности;

4) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»;

6) увольнение с лишением классного чина.

6. Закон Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1993 года в статье 32 предусматривает применение к судьям таких дисциплинарных взысканий:

— понижение квалификационного класса;

— увольнение с должности.

Установление специальных правил дисциплинарной ответственности судей говорит о том, что нормы КЗоТ Украины о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.