Трудовой кодекс 358 статья

Статья 358 ТК РФ. Обязанности государственных инспекторов труда

Ст 358 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 358 ТК РФ:

1. Осуществляя надзорно-контрольные полномочия федеральной инспекции труда, государственные инспекторы действуют в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Перечень таких актов приведен в ст. 5 (см. коммент. к ней).

В соответствии со ст. 18 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственные инспекторы труда при проведении проверки обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого работодателя;
  • проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя соответствующего органа федеральной инспекции труда;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя, соответствующего органа федеральной инспекции труда и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Закона, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;
  • не препятствовать руководителю (его заместителю) проверяемой организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю (его заместителю) проверяемой организации, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя (его заместителя) с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья работников, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работодателя;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании работодателем в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом о защите прав юридических лиц и предпринимателей;
  • не требовать от работодателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (его заместителя) ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале проверок.

Государственным инспекторам труда надлежит также руководствоваться ведомственными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральной инспекцией труда.

2. Установленная в ч. 2 ст. 358 обязанность сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную государственным инспектором труда при осуществлении надзорно-контрольных полномочий, а также после оставления занимаемой должности, должна быть закреплена в качестве условия трудового договора, заключаемого руководителем соответствующей государственной инспекции труда с лицом, принимаемым на должность государственного инспектора труда (см. ст. 57 и коммент. к ней).

3. Часть 2 ст. 358 обязывает государственных инспекторов труда воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике, обратившемся в государственную инспекцию труда за защитой своих трудовых прав. Это необходимо, чтобы предотвратить факты сокрытия правонарушений, т.к. работники, особенно коммерческих организаций, опасаясь негативной реакции со стороны работодателя, зачастую не информируют федеральную инспекцию труда о нарушениях их трудовых прав.

Статья 358 ТК РФ. Обязанности государственных инспекторов труда

Новая редакция Ст. 358 ТК РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Комментарий к Статье 358 ТК РФ

Государственные инспекторы труда, осуществляя возложенные на них функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, должны прежде всего заботиться о соблюдении прав и законных интересов работодателей.

В ходе своей деятельности инспекторам могут стать известны сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Это может быть государственная, служебная или коммерческая тайны. Поэтому Кодекс обязывает их хранить охраняемую законом тайну даже после того как они оставили свою должность.

Проверки по жалобам сотрудников становятся популярнее с каждым годом. На своих работодателей жалуются и работающие, и уволенные, и даже те, кому было отказано в приеме на работу. Тем, кто подает жалобы, не стоит опасаться для себя негативных последствий со стороны работодателя. Поскольку инспектор не вправе разглашать эту информацию, если об этом попросили жалобщики.

Проверку организаций на предмет соблюдения ими законодательства о труде осуществляют органы федеральной инспекции труда. Проверки проводятся как по жалобам и обращениям граждан, так и в плановом порядке. Работнику, который обратился с жалобой, комментируемая статья предоставляет право требовать от инспекции соблюдения конфиденциальности его обращения.

Другой комментарий к Ст. 358 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Помимо наделения государственных инспекторов труда достаточно широким кругом прав законодательство возлагает на них определенные обязанности. Круг специфических обязанностей и ограничений, возлагаемых на инспекторов труда, определен ст. 15 Конвенции МОТ N 81.

Эта Конвенция вменяет инспекторам труда в обязанность не разглашать, даже после ухода с должности, производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций. Одной из важнейших обязанностей инспекторов труда выступает также обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения законодательства и воздерживаться от сообщения работодателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы. Наконец, инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.

2. Трудовой кодекс конкретизирует обязанности государственных инспекторов труда, предусмотренные Конвенцией, применительно к условиям России.

Так, в развитие принципа законности комментируемая статья выделяет в качестве основной обязанности государственных инспекторов труда обязанность осуществлять надзорно-контрольную деятельность в соответствии с законодательством.

Государственные инспекторы труда должны соблюдать права и законные интересы работодателей, защищать права и свободы человека (работника).

3. Обязанность государственных инспекторов труда хранить охраняемую законом тайну призвана защитить права и интересы как работодателя (охрана коммерческой или служебной тайны), так и работника (охрана личной тайны человека, сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан). Данная обязанность выступает также одной из гарантий права государственных инспекторов труда на получение информации, необходимой для осуществления надзорных и контрольных функций, в предоставлении которой не может быть отказано по причине ограниченности доступа и особой защиты соответствующей информации. Обязанность сохранения охраняемой законом тайны не прекращается даже в связи с оставлением инспектором труда должности.

4. Обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник жалобы, явившейся основанием для проведения инспекционной проверки, направлена на защиту интересов работника, который довел до сведения федеральной инспекции труда информацию либо свое мнение относительно нарушения своих прав или прав иных работников, несоблюдения работодателем законодательства о труде. Неуклонное исполнение данной обязанности исключает неправомерное воздействие работодателя на работника в качестве своеобразной мести за сообщение данных о допущенных работодателем нарушениях законодательства.

Вместе с тем комментируемая статья допускает двоякое толкование: с одной стороны, источник жалобы считается абсолютно конфиденциальным (не подлежащим разглашению), а с другой стороны, сведения о заявителе жалобы не могут быть сообщены работодателю только в том случае, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных о себе в качестве заявителя жалобы. Возникает предположение: если заявитель жалобы не указывает в ней просьбу о неразглашении факта подачи им жалобы, то сообщение работодателю информации об источнике жалобы соответствует закону.

Разрешить данное противоречие возможно с помощью Конвенции МОТ N 81, которая не допускает разглашения информации об источнике жалобы, поданной в инспекцию труда, ни при каких условиях.

5. Обязанности государственных инспекторов труда как государственных гражданских служащих определяются в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а запреты, связанные с прохождением гражданской службы, — ст. 17 указанного Закона.

6. Об обязанностях государственных инспекторов труда при инспектировании организаций см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Комментарий к Ст. 358 ТК РФ

1. Настоящая статья конкретизирует обязанности государственных инспекторов труда, закрепленные Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), которая указывает на возможность национального законодательства предусматривать некоторые исключения для инспекторов труда в целях эффективного осуществления функций инспекционной службы.

2. См. Приказ Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (БНА РФ. 2006. N 21).

Второй комментарий к Статье 358 Трудового кодекса

1. Любой субъект трудового правоотношения, в том числе государственный инспектор труда, имеет не только права, но и возложенные на него законом обязанности. Основные из них определены ст. 358 ТК РФ.

Государственный инспектор труда обязан прежде всего соблюдать ратифицированную Россией Конвенцию МОТ N 81, и в частности ее ст. 15, которая:

запрещает участвовать прямо или косвенно в делах подконтрольных им предприятий;

обязывает инспекторов под угрозой уголовного или дисциплинарного наказания не разглашать даже после ухода с должности производственные или коммерческие тайны, производственные процессы, с которыми инспектор труда мог ознакомиться при осуществлении своих функций;

обязывает их не разглашать источник всякой жалобы на недостатки или нарушения и воздерживаться от сообщения предпринимателю или его представителю о том, что инспекционное посещение, проверка были произведены в связи с получением такой жалобы.

2. Определенные обязанности для государственных инспекторов труда установлены Конвенцией МОТ N 81 (ст. 15). Государственный инспектор труда обязан при инспекционной проверке соблюдать все предписания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436): посещать подконтрольные объекты для проверки только во время исполнения служебных обязанностей с предъявлением соответствующего распоряжения органа надзора.

Для обеспечения возможности проводить объективное инспектирование, а также для защиты законных прав и интересов работников, иных лиц, которые конфиденциально сообщили государственному инспектору труда соответствующие сведения, дающие основание для проведения проверки, государственный инспектор труда обязан не разглашать источники информации, не сообщать об этом и о полученных сведениях работодателю без разрешения заявителя. Разумеется, это необходимо для того, чтобы предотвратить факты сокрытия трудовых правонарушений, совершенных у конкретного работодателя.

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

СТ 358 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного
надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации,
права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц
(организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну
(государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении
ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно
конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи
с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике
жалобы.

Комментарий к Ст. 358 Трудового кодекса РФ

1. Круг специфических обязанностей и ограничений, возлагаемых на инспекторов труда, определен ст. 15 Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.). Конвенция вменяет инспекторам труда в обязанность не разглашать, даже после ухода с должности, производственных или коммерческих тайн или же производственных процессов, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций. Одной из важнейших обязанностей инспекторов труда выступает также обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения законодательства и воздерживаться от сообщения работодателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы. Также инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.

2. Обязанность государственных инспекторов труда хранить охраняемую законом тайну призвана защитить права и интересы как работодателя (охрана коммерческой или служебной тайны), так и работника (охрана личной тайны человека, сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан). Данная обязанность выступает в качестве одной из гарантий права государственных инспекторов труда на получение информации, необходимой для осуществления надзорных и контрольных функций, в представлении которой не может быть отказано по причине ограниченности доступа и особой защиты соответствующей информации. Обязанность сохранения охраняемой законом тайны не прекращается даже в связи с оставлением инспектором труда должности.

3. Обязанность считать абсолютно конфиденциальным источник жалобы, явившейся основанием для проведения инспекционной проверки, направлена на защиту интересов работника, который довел до сведения федеральной инспекции труда информацию либо свое мнение относительно нарушения своих прав или прав иных работников, несоблюдения работодателем законодательства о труде. Неуклонное исполнение данной обязанности исключает неправомерное воздействие работодателя на работника в качестве мести за сообщение данных о допущенных работодателем нарушениях законодательства.

Вместе с тем комментируемая статья допускает двоякое толкование: с одной стороны, источник жалобы считается абсолютно конфиденциальным (не подлежащим разглашению), а с другой стороны, сведения о заявителе жалобы не могут быть сообщены работодателю только в том случае, когда заявитель возражает против сообщения работодателю данных о себе. Возникает предположение: если заявитель жалобы не указывает в ней просьбу о неразглашении факта подачи им жалобы, то сообщение работодателю информации об источнике жалобы соответствует закону. Разрешить данное противоречие можно с помощью указанной Конвенции МОТ, которая не допускает разглашения информации об источнике жалобы, поданной в инспекцию труда, ни при каких условиях.

4. Обязанности государственных инспекторов труда как государственных гражданских служащих определяются в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а запреты, связанные с прохождением гражданской службы, — ст. 17 указанного Закона.

5. Об обязанностях государственных инспекторов труда при инспектировании организаций см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 358 ТК РФ. Обязанности государственных инспекторов труда (действующая редакция)

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 358 ТК РФ

1. При осуществлении надзорно-контрольных полномочий федеральной инспекции труда государственные инспекторы действуют в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Перечень таких актов приведен в ст. 5 ТК.

В первую очередь государственные инспекторы труда руководствуются ст. 18 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. Эта норма обязывает их:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемого работодателя;

— проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя соответствующего органа федеральной инспекции труда;

— проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя, соответствующего органа федеральной инспекции труда и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Закона, копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;

— не препятствовать руководителю (его заместителю) проверяемой организации присутствовать во время проведения проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

— предоставлять присутствующему руководителю (его заместителю) проверяемой организации информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

— знакомить руководителя (его заместителя) проверяемой организации с результатами проверки;

— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие таких мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья работников, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов работодателя;

— доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

— соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом;

— не требовать от работодателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

— перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (его заместителя) ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

— осуществлять запись о проведенной проверке в журнале проверок.

Помимо этого, государственные инспекторы труда должны учитывать положения ведомственных нормативных правовых актов, принимаемых федеральной инспекцией труда.

2. В трудовые договоры, заключаемые руководителями соответствующей государственной инспекции труда с лицом, принимаемым на должность государственного инспектора труда, необходимо включать установленную ч. 2 ст. 358 ТК обязанность сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, полученную государственным инспектором труда при осуществлении надзорно-контрольных полномочий, а также после оставления занимаемой должности (см. ст. 57 ТК).

3. Часть 2 комментируемой статьи возлагает на государственных инспекторов труда обязанность воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике, обратившемся в государственную инспекцию труда за защитой своих трудовых прав. Это необходимо в целях предотвращения фактов сокрытия правонарушений, т.к. работники зачастую отказываются информировать федеральную инспекцию труда о нарушениях их трудовых прав, опасаясь негативной реакции со стороны работодателя.

Нормативно-правовая база

    История документа


НАРОДНЫЙ СОВЕТ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ВТОРОГО СОЗЫВА

от 03 апреля 2018 года № 819
г. Луганск

О рассмотрении в первом чтении проекта закона
Луганской Народной Республики от 20.02.2018 № 496-ПЗ/18
«О внесении изменений в статью 358 Трудового кодекса
Луганской Народной Республики»

Рассмотрев проект закона Луганской Народной Республики от 20.02.2018 № 496-ПЗ/18 «О внесении изменений в статью 358 Трудового кодекса Луганской Народной Республики» в первом чтении, внесенный депутатом Народного Совета Луганской Народной Республики Галинкиным В.И., согласно частям 1, 3 статьи 124 Закона Луганской Народной Республики «О Регламенте Народного Совета Луганской Народной Республики», Народный Совет постановляет:

1. Принять проект закона Луганской Народной Республики от 20.02.2018 № 496-ПЗ/18 «О внесении изменений в статью 358 Трудового кодекса Луганской Народной Республики» за основу.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.