Трудовой кодекс охрана труда комментарии

Статья 214 ТК РФ. Обязанности работника в области охраны труда

Новая редакция Ст. 214 ТК РФ

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Статье 214 ТК РФ

Обязанности работника в области охраны труда регулирует комментируемая статья.

Итак, сотрудники организации должны:

— соблюдать требования охраны труда;

— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Контроль за их правильным применением осуществляют специалисты службы охраны труда и представители комитета (комиссии) по охране труда. Работники должны действительно пользоваться средствами индивидуальной защиты. Допуск к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, равно как и с неисправными, неотремонтированными, загрязненными средствами индивидуальной защиты, запрещен. Если работник не допущен к работе по причине неприменения им средств индивидуальной защиты, то в соответствии со статьями 189 и 192 Трудового кодекса РФ это рассматривается как неисполнение им своих трудовых обязанностей и служит основанием для применения к нему мер дисциплинарной ответственности;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Данные положения распространяются на все организации в Российской Федерации вне зависимости от специфики их производства (п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»). При этом содержание инструктажа зависит от особенностей производственной деятельности организации и трудовых обязанностей работника;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Если работник отказывается или уклоняется от прохождения периодического медицинского осмотра, его может ждать дисциплинарное взыскание (ст. 192 Трудового кодекса). С предварительными осмотрами дело обстоит сложнее. Дело в том, что применить взыскание в случае отказа от прохождения предварительного медицинского осмотра достаточно трудно. С будущим работником ведь отношения оформлены еще не до конца.

На время проведения медицинских осмотров работнику в соответствии со статьями 212 и 213 Трудового кодекса РФ гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Средний заработок за время прохождения медицинского осмотра рассчитывается в порядке, предусмотренном в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 213. Время прохождения работником медицинского осмотра определяется по табелям учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 и N Т-13).

Сохранение места работы (должности) означает, что в период прохождения медицинского осмотра работник не может быть уволен или переведен на другую работу (должность). Кроме того, лицу, проходящему медицинский осмотр, положены и дополнительные гарантии: время, затраченное на осмотр, в соответствии с частью 1 статьи 121 Трудового кодекса РФ включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Если с работником до направления на предварительный медицинский осмотр заключен трудовой договор с испытательным сроком, то время прохождения осмотра в соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ)не засчитывается в срок испытания.

Другой комментарий к Ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статьи 21 и 214 ТК РФ содержат основные обязанности работника в области охраны труда. Конкретизация этих обязанностей и ознакомление с ними возлагается на работодателя, который в соответствии со ст. 57 ТК РФ при определении содержания трудового договора в качестве обязательных условий должен установить работнику компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, виды и условия обязательного социального страхования. В качестве дополнительных условий в трудовом договоре могут быть предусмотрены виды и условия дополнительного страхования работника, права и обязанности работодателя и работника применительно к специфике работы последнего.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника с должностными инструкциями, содержащими в числе других обязанностей требования по охране труда, а также с правилами и инструкциями по охране труда, так как они имеют непосредственное отношение к трудовой деятельности работника.

2. За нарушение обязанностей по охране труда работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, включая увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ.

В ТК РФ имеется также специальное основание увольнения — за нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ), которое названо (в числе других) как однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Данное нарушение устанавливается комиссией по охране труда или уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов (см. ст. 370 ТК РФ и комментарий к ней).

3. В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы или не допустить к ней работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда или не прошедшего обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование. Отстранение от работы должно последовать и при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

Время отстранения от работы в таких случаях не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (см. ст. 121 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

СТ 224 ТК РФ.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать
установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению
работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а
также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию
здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским
заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы
для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

Комментарий к Ст. 224 Трудового кодекса РФ

1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников предусмотрены разд. XII ТК РФ.

2. Под особой охраной находится в том числе труд инвалидов. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает ряд мер, направленных на восстановление социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости и социальной адаптации.

Инвалидам предоставлены следующие гарантии трудовой занятости:

а) квота для приема на работу в организации с численностью более 100 человек. Она устанавливается законодательством субъекта РФ в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%);

б) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

в) стимулирование создания в организациях дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных) для трудоустройства инвалидов;

г) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

д) льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов;

е) организация обучения новым профессиям;

ж) оказание местными органами государственной власти и управления необходимой помощи инвалидам, работающим на дому, в предоставлении нежилых помещений для работы, в приобретении сырья и в сбыте продукции;

з) гарантия, согласно которой условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного отпусков, устанавливаемые в коллективном или индивидуальном трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками;

и) в соответствии с медицинскими рекомендациями установление работодателем инвалидам неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.

3. В ТК РФ также имеются специальные нормы, предусматривающие льготы и дополнительные гарантии работающим инвалидам.

Так, работодатель в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и медицинскими рекомендациями обязан создать для инвалидов за счет своих средств необходимые условия труда (ст. 224 ТК РФ). Для инвалидов I и II групп предусмотрено сокращенное рабочее время (35 час. в неделю) с сохранением полной оплаты труда (см. ст. 92 ТК РФ и комментарий к ней).

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (см. ст. ст. 96, 99 и 113 ТК РФ и комментарий к ним).

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работающим инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. По их письменному заявлению работодатель обязан предоставить им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Правила охраны труда кардинально изменят

В Трудовом кодексе РФ существенно изменятся правила охраны труда. Минтруд России предложил полностью переписать раздел X Трудового кодекса РФ, регулирующий этот вопрос. Поправками уточнят права и обязанности работодателей, а также внесут в ТК РФ такие новые понятия, как микротравмы.

Что случилось?

Минтруд России опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов проект поправок к Трудовому кодексу РФ. Чиновники намерены кардинально изменить почти весь раздел X ТК РФ , который регулирует охрану труда. В кодексе появятся новые понятия, а права и обязанности работодателей в сфере охраны труда существенно пересмотрят. Организации будут сдавать новые отчеты и выяснять причины появления синяков и ссадин на рабочем месте. В пояснительной записке необходимость поправок объясняется так:

Предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс РФ подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Какие поправки внесут в ТК РФ

В соответствии с законопроектом Минтруда в разделеX «Охрана труда» ТК РФ перепишут такие статьи, как:

  • «Общие положения»;
  • «Государственное управление охраной труда»;
  • «Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»;
  • «Управление охраной труда у работодателя»;
  • «Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства».

Также в ТК РФ появится новая статья с названием «Расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев».

Сами чиновники в пояснительной записке отмечают, что предложенные ими поправки позволят:

  • усовершенствать структурирование основных процедур управления охраной труда;
  • уточнить права и обязанности субъектов трудовых отношений в области охраны труда;
  • определить порядок деятельности службы и комитета (комиссии) по охране труда, созданных работодателем;
  • повысить уровень защиты прав работников на труд в условиях,отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях;
  • внедрить управление профессиональными рисками в систему управления охраной труда;
  • модернизировать существующий подход к мерам безопасности путем обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;
  • усовершенствовать процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Также чиновники намерены предотвращать сокрытие работодателями микроповреждений (микротравм), полученных работниками во время исполнения трудовых обязанностей. Для этого в ТК РФ введут новое понятие:

Микроповреждения (микротравмы) на производстве

Уже из самого названия видно, что микроповреждениями (микротравмами) будут называть небольшие травмы, которые не вызвали у работника расстройство здоровья и не привели к его временной нетрудоспособности с уходом на больничный лист. К микротравмам по нормам обновленного ТК РФ, в частности, будут относится: синяки, ссадины, ушибы, кровоподтеки, поверхностные раны и другие небольшие повреждения полученные работниками при исполнении трудовых обязанностей. Например, порезы пальцв у поваров.

Работодателей обяжут вести учет микротравм, отчитываться об их количестве, а также выяснять причину их появления. Кроме того, на предриятиях должны будут быть организованы меры профилактики микроповреждений, а сотрудники обеспечены средствами защиты от них. Например перчатками.

Законопроект сейчас проходит публичное обсуждение, которое завершится 13 сентября 2018 года, после чего инициатива будет направлена на рассмотрение в Правительство РФ.

Трудовой кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 210

§ 1. Основные направления государственной политики в области охраны труда помимо Трудового кодекса установлены также в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 4) и в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 годы.
Новая редакция комментируемой статьи дополнена такими новыми направлениями государственной политики в области охраны труда, как установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда и профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

§ 2. Все указанные в ст. 210 ТК направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в три следующие группы.
I. Принципы организации охраны труда. К этой группе относятся:
1) обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
2) координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
3) установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федеральных целевых, субъектов Федерации, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;
4) государственное управление деятельностью по охране труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
5) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
6) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;
7) профилактика, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
9) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;
10) установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
II. Принципы экономической государственной политики по охране труда. К ним относятся:
1) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработка и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
2) применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норм по охране труда;
3) установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
4) государственное социальное страхование работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей;
5) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
III. Организационные принципы по охране труда. К ним относятся:
1) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования;
2) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве, обеспечение единой информационной системы охраны труда;
3) международное сотрудничество в области охраны труда;
4) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

§ 3. Новая редакция комментируемой статьи дополнена такими новыми направлениями государственной политики в области охраны труда, как установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, и профилактикой несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

§ 4. Реализация указанной государственной политики в области охраны труда обеспечивается как управлением государства в этой области, так и согласованными действиями всех социальных партнеров в сфере труда на всех уровнях.

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 214 ТК РФ

В настоящей статье конкретизированы закрепленные в ст. 21 ТК основные обязанности работника в области охраны труда, которые нашли отражение в соответствующих статьях ТК (см. комментарий к статьям настоящего раздела ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 214 Трудового кодекса

1. Хотя основная обязанность по созданию безопасных условий труда, охраны труда лежит на работодателе, его администрации, но и работники имеют определенные обязанности в этой области. Это соблюдение правил, инструкций, требований охраны труда.

2. Статья 214 ТК РФ предусматривает пять обязанностей работников в области охраны труда:

1) соблюдать установленные трудовым законодательством, правилами и инструкциями требования охраны труда;

2) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

3) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой угрожающей жизни и здоровью людей ситуации, о каждом производственном несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, включая признаки профессионального заболевания (отравления);

4) проходить обязательные для него медицинские осмотры;

5) проходить инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, стажировку на рабочем месте.

3. Нарушение работником указанных обязанностей по охране труда без уважительных причин является дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения по п. 5 ст. 81 Кодекса.

4. Порядок и виды инструктажа работников предусмотрены единым ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда». Согласно данному акту обучение и инструктаж по безопасности труда проводятся во всех предприятиях, ассоциациях, концернах и организациях, колхозах, кооперативах, учебных заведениях.

Инструктаж работников по срокам и его содержанию подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме их на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первичной помощи пострадавшим.

Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.

Все работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий ст. 18 Закона об охране труда.

Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене оборудования и т.д., а также если в акте о несчастном случае на производстве указана необходимость проведения такого инструктажа.

Целевой инструктаж проводится при выполнении других разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф и т.д.

Предложены поправки в Трудовой кодекс, касающиеся сферы охраны труда

Существенное обновление ожидает раздел «Охрана труда». Кроме того, содержание и других глав Кодекса несколько изменится.

Мы изучили, какие же глобальные нововведения ждут нас в будущем. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с наиболее интересными из них.

В новой редакции раздела «Охрана труда» подробно разъяснено какие подзаконные нормативные правовые акты содержат государственные нормативные требования охраны труда. Это правила по охране труда; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты; государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, устанавливающие нормативы факторов производственной среды и трудового процесса.

Устанавливается право работника на получение информации об условиях и охране труда. Работодатель, государственные органы обязаны оповещать работников о существующем профессиональном риске и его уровне, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте. Форма и содержание информационных материалов утверждаются Министерством труда.

В поправках появилась глава, посвященная системе управления охраной труда (СУОТ) у работодателя. Напомним, типовое положение о СУОТ утверждено Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н. В этом документе, как и в изменениях к ТК РФ, также уточняется процедура утверждения политики работодателя в области охраны труда. Политика является публичным подтверждением работодателя выполнения обязательств по обеспечению безопасности работников.

Существенным обновлением является изменение численности работников организации, при которой создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Ранее она была равна количеству в 50 человек, теперь будет – 100 человек. В случае более меньшей численности разрешается заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг по охране труда. К слову, для помощь руководителям в создании службы по охране труда в организации сейчас действуют «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденные Постановлением Минтруда от 22 января 2001 г. N 10. Документ предназначен для определения и обоснования необходимой численности работников этой службы, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями.

Кроме того, теперь работники службы охраны труда будут обязаны подтверждать соответствие своей квалификации требованиям профессионального стандарта в порядке независимой оценки квалификации. Такая оценка должна проводится в специализированных центрах оценки квалификации. Неясно, почему в Кодексе прописана именно обязательность этой процедуры. Ведь ранее Минтруд утверждал, что независимая оценка квалификации проходит в добровольном порядке. К слову, данное новшество, согласно законопроекту, планируют ввести в действие с 1 января 2021 года.

В тексте законопроекта также объяснено какие существуют услуги по охране труда и требования к порядку их оказания. К таким услугам относится аутсорсинг по охране труда, обучение по охране труда в образовательных организациях и проведение специальной оценки условий труда.

Учет микроповреждений теперь тоже в обязательном порядке должен проводиться на предприятии. К микроповреждениям (микротравмам) относятся повреждения здоровья работников, приведшие к частичному ограничению трудоспособности, возможно даже их переводу на другую работу в течение одного рабочего дня без оформления листка нетрудоспособности. В настоящий момент нет каких-либо НПА, регламентирующих порядок действий при микротравмах. Некоторые организации ведут учет микротравм в отдельных журналах. Рекомендуется заносить сведения о дате, времени и месте получения микротравмы, обстоятельства произошедшего, вероятную причину получения повреждения. Как правило, подобные травмы работники получают по собственной неосторожности либо при неиспользовании СИЗ.

Работодателей ожидает оптимистичная новость. Статья 358, посвященная обязанностям государственных инспекторов труда, дополнится требованием при выявлении впервые совершенного нарушения (не связанного с задолженностью по заработной плате или угрозой причинения вреда жизни и здоровью работников, угрозой техногенного характера, возможным имущественным ущербом) выносить работодателю лишь предупреждение.

Также планируется создание Федеральной информационной системы управления контрольно-надзорной детальностью. Недавно, мы уже писали о ней. Как раз при помощи этой системы и будет производиться еще одна новая процедура — внутренний контроль (самоконтроль) работодателя. Сама процедура самоконтроля – добровольна. В рамках этой процедуры работодатель будет оценивать соответствие своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных НПА с помощью контрольных листов. Внутренний контроль с последующим оформлением заключения и рекомендаций может осуществлять в электронном виде. Типовые формы «чек-листов» на данный момент находятся в стадии разработки. О результатах самоконтроля нужно будет сообщать в ГИТ. Эти данные помогут им определить категорию риска предприятия.

Предложенные поправки направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, а также развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства.

Будем надеяться, что обновленные требования подкрепятся вновь разработанными или переработанными нормативными правовыми актами для более качественного внедрения изменений в трудовой процесс.