Уполномоченный представитель президента по правам предпринимателей

Оглавление:

Упол­номо­чен­ный при Пре­зи­ден­те РФ по защите прав предп­ри­ни­ма­те­лей Борис Титов провел в Архангельске встречу с биз­нес-ом­будсме­нами СЗФО

23 января главным вопросом повестки дня правительства региона стали меры поддержки предпринимательства Поморья. Для встречи с бизнес-сообществом и руководством области в Архангельск прибыли уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и помощник полпреда Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин.

Рабочий визит начался с личной встречи Бориса Титова с губернатором Игорем Орловым. Затем федеральные руководители и глава региона провели совещание с участием федерального инспектора по Архангельской области и НАО Григория Гнилицкого и руководителя представительства «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в СЗФО Евгения Лебедева.

В интервью журналистам губернатор Архангельской области Игорь Орлов назвал приезд высоких руководителей событием не регионального, а федерального масштаба.

По словам Бориса Титова, главная цель его визита – мониторинг ситуации на местах: определение проблемных аспектов и выработка управленческих решений, которые будут способствовать развитию экономики. При этом самые актуальные, системные проблемы бизнесменов Поморья, созвучные сложностям в других субъектах РФ, войдут в первый доклад правозащитника Президенту России.

Борис Титов отметил:

«Северо-Запад – один из ключевых экономических районов России. Тут меньше нефти и газа, зато есть точки развития промышленности и сельского хозяйства. Для нас Архангельская область – очень перспективный регион, в котором можно отрабатывать новейшие технологии. И, конечно, мы понимаем, что без участия бизнеса развитие экономики невозможно.»

По словам главного бизнес-омбудсмена страны, для Поморья очевиден огромный потенциал лесной отрасли: но с учетом географического положения Архангельской области упор нужно делать не на экспорт круглого леса, а на развитие переработки.

Задел для более динамичного развития есть также в рыбной и других отраслях. Вместе с тем, к основным факторам, тормозящим развитие территории, институт уполномоченного относит проблемы энергетики, а также сложность административных процедур, характерные в целом для всей России. Отработка всех этих вопросов позволит сформировать решения по привлечению в регион дополнительных инвестиций, и, как следствие, укреплению экономики Архангельской области и Северо-Запада России.

О тесном взаимодействии с институтом бизнес-омбудсмена рассказал помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин. Он отметил, что во всех 11 регионах округа уполномоченные по защите прав предпринимателей назначены при непосредственном участии бизнес-сообщества.

В ноябре 2013 года по инициативе аппарата полномочного представителя Президента в СЗФО заработал совет по защите прав предпринимателей и развитию конкуренции, который будет координировать работу региональных уполномоченных, помогать в их взаимодействии с федеральными службами и контролирующими органами.

Завершая встречу с прессой, Сергей Зимин резюмировал:

«Сегодняшняя встреча для нас очень важна с точки зрения активного обсуждения трудностей. Проблем много. Но есть и первый опыт их решения – есть о чем поговорить на профессиональном языке.»

Пресс-служба Губернатора и Правительства Архангельской области

Бизнес-омбудсмен: на страже прав предпринимателей

Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а назначен на нее Борис Титов. С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ 1 , назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 1 закона об уполномоченных).

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере.

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу [email protected] 2 . Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований (ч. 3 ст. 4 закона об уполномоченных):

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Цитата

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«За последний год в институт Уполномоченного поступило более 4,5 тысяч обращений. 2 тысячи – в адрес федерального уполномоченного, 2,5 тысячи в адрес региональных уполномоченных. Более 1 тыс. обращений связано с уголовным преследованием бизнеса. Остальные связаны с административными проблемами. Тематика самая разная от налогов до таможни, от ЖКХ и до экологии».

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение ст. 11 закона об уполномоченных.

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (ч. 1 ст. 5 закона об уполномоченных):

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП 3 ).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159-159.6, 160 и 165 УК РФ (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также статьями 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 УК РФ. Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ненормативным правовым актом признается акт государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченного должностного лица, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретного лица.
(Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 № 06АП-1288/2013 по делу № А37-3453/2012).

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав.

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.

(п. 2.2 Порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным (утв. Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 6 июня 2013 г.).

Действия Уполномоченного по итогам рассмотрения жалобы

Законом об уполномоченных определен закрытый перечень действий, одно или несколько из которых Уполномоченный обязан совершить по итогам рассмотрения жалобы предпринимателя (ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных):

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (п. 2 ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных).
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. гл. 24 АПК РФ, глава 25 ГПК РФ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. ст. 225.10 АПК РФ);
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети «Интернет». Необходимым условием является обезличивание персональных данных.

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом. Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в КоАП РФ не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 7 закона об уполномоченных).

«Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек», – пояснил Борис Титов.

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (ст. 6 закона об уполномоченных). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ федеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ (п. 7 ст. 6 закона об уполномоченных).

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в «Российской газете».

Цитата

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными УК РФ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, п. 3 ст. 32 НК РФ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по ст. 198-199.2 УК РФ в общем порядке – без участия налоговиков 4 .

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. ст. 90 УПК РФ, ст. 69 АПК РФ, ст.62 ГПК РФ).

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»).

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес 5 . По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями «ОПОРЫ России», Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» направили обращение Президенту РФ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила страхования вкладов физических лиц в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

«Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать», – комментирует свою инициативу Борис Титов.

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. «Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов», – считает он 6 . Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ. 7

Цитата

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия».

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории (ч.1, ч. 2 ст. 9 закона об уполномоченных).

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ 8 (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).

Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых или лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и оказывающее им юридическую помощь соответственно при производстве по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 49 УПК РФ, ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (ст. 25.5.1 КоАП РФ). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено.

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

Новости по теме:

Исследование:

1 Подробнее см. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574).
2 Информация размещена на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
3 См. абз. 10 п. 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4 Текст законопроекта № 357559-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
5 См. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
6 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
7 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
8 См., например, Закон г. Москвы от 30 октября 2013 г. № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»; Закон Республики Марий Эл от 18 октября 2013 г. № 36-З «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл»; Закон Кировской области от 18 октября 2013 г. № 335-ЗО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кировской области»; Закон Удмуртской Республики от 7 октября 2013 г. № 56-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике» и др.

Официальный сайт уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в краснодарском крае
Якимчика Игоря Ивановича

Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса

Время приема Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае И.И.Якимчика

Первый и третий вторник месяца с 14.00 по 17.00 — г.Краснодар, ул. Карасунская, д.60 оф. 58;

Второй и четвертый вторник месяца с 14.00 по 17.00 — г.Краснодар, ул. Мира, д.28 — Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Форум «Дело за малым» пройдет в г.Краснодаре 18 — 19 октября 2018 года в Выставочном центре «Экспоград Юг»

В г. Краснодаре состоялась конференция-семинар на тему: «Защита прав и законных интересов предпринимателей Краснодарского края при осуществлении контрольно-надзорной деятельности»

Игорь Якимчик посетил сизо в г.Краснодаре

Прокурор Краснодарского края и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае провели совместный прием

В Краснодаре обсудили взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями

Игорь Якимчик дал интервью телерадиокомпании Краснодар»

Телеканал ВГТРК Сочи — Вопросы земельно-имущественных отношений в строительной отрасли обсудили в Сочи 27 апреля 2018 года

  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев провели рабочую встречу»

    Состоялся Общественный совет при прокуратуре края в Славянске — на — Кубани»

    Актуальные проблемные вопросы предпринимателей осуществляющих пассажирские перевозки

    Блокировка счетов банковскими организациями. Что мешает развитию бизнеса

  • Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса

    В г. Краснодаре состоялось совещание по актуальным проблемным вопросам предпринимательской деятельности

    Встреча бизнес — омбудсмена Бориса Титова и прокурора края Сергея Табельского

    Встреча бизнес — омбудсмена Бориса Титова и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева

    В г.Краснодаре состоялся семинар Совета Европы ПРЕКОП 2

    В г.Краснодаре Борис Титов представил «Стратегию Роста»

    Встреча бизнес — омбудсмена Бориса Титова и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей на Кубани Игорь Якимчик: власть сегодня должна работать с бизнесом на стадии развития

    Программа «Через край» выпуск от 23.06.2016

    Программа «Бизнес курс» выпуск от 18.06.2016

    На Кубани начал работу первый многофункциональный центр для предпринимателей

    В Краснодаре подвели итоги деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае за 2 года деятельности.

    Cостоялось расширенное совещание Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игоря Якимчика с представителями бизнес-сообщества в Краснодарском крае

    В Краснодаре с участием Бориса Титова прошло заседание Общественного совета по защите прав предпринимательства при Прокуратуре Краснодарского края

    В гостях у программы «Факты. Мнение» — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик

    Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае

    Совещание по вопросам развития отечественного предпринимательства с В.В. Путиным в г.Воронеж

    Заседание общественного совета по защите прав предпринимателей при прокуратуре Краснодарского края с участием Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова

    В Новороссийске обсудили основные проблемные вопросы предпринимателей Кубани

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае провел круглый стол на тему: «Актуальные вопросы налогообложения, исходя из кадастровой стоимости, объектов недвижимого имущества»

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае рассматривает обращения обвиняемых и осужденных предпринимателей

    Назначен общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае в г.Краснодаре

    Состоялся круглый стол на тему: «Актуальные проблемы предпринимателей Краснодарского края»

    В г.Анапа назначили общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае

    Руководство страны поддержало 59 конкретных предложений по защите прав отечественного бизнеса

    Предприниматели Кубани и МФЦ

    Игорь Якимчик принял участие во встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным и омбудсменами

    Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов: экономике не поможет «косметический» ремонт

    В Краснодаре состоялся форум Дело за малым

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик принял участие в подготовке Форума малого и среднего предпринимательства «Дело за малым» который проходит в выставочном центре «Экспоград Юг». Главной темой стали цифровая трансформация бизнеса. Участникам рассказали о вопросах кибербезопасности, искусственного интеллекта и роботизации, развития электронных торговых систем и цифрового сельского хозяйства. Среди главных гостей предприниматель и политик Борис Титов, председатель ЗСК Юрий Бурлачко, замминистра экономического развития страны Вадим Живулин, Стивен Сигал, бизнесмен Игорь Рыбаков и представители малого и среднего бизнеса.

    Состоялось заседание Комиссии по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик принял участие в заседании комиссии по улучшению инвестиционного климата Кубани под председательством вице-губернатора региона Василия Швеца.

    Как отметил замглавы региона, край подтверждает звание одного из самых привлекательных регионов России для ведения бизнеса. По итогам первого полугодия Кубань занимает седьмое место в стране по объему инвестиций в региональную экономику. «За шесть месяцев в край инвестировано порядка 170 миллиардов рублей. Это на семь процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. По темпам роста мы опережаем общероссийский показатель – в целом по стране он не превышает четырех процентов», – подчеркнул Василий Швец.

    В г.Краснодаре 18 — 19 октября 2018 года состоится форум «Дело за малым»

    Администрация Краснодарского края совместно с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым в г. Краснодаре проводит форум малого и среднего бизнеса «Дело за малым!», который зарекомендовал себя в качестве авторитетной площадки для активного взаимодействия представителей органов власти и бизнес-сообщества, а также эффективным инструментом, способствующим развитию предпринимательства.

    Резолюция по итогам конференции-семинара «Защита прав и законных интересов предпринимателей Краснодарского края при осуществлении контрольно-надзорной деятельности»

    28 сентября 2018 года в здании Торгово-промышленной палаты Краснодарского края состоялась конференция-семинар на тему: «Защита прав и законных интересов предпринимателей Краснодарского края при осуществлении контрольно-надзорной деятельности», организованная Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппаратом.

    В г.Краснодаре состоялась конференция с субъектами предпринимательской деятельности на тему: «Защита прав и законных интересов предпринимателей Краснодарского края при осуществлении контрольно-надзорной деятельности»

    В Торгово-промышленной палате Краснодарского края состоялась конференция-семинар на тему: «Защита прав и законных интересов предпринимателей Краснодарского края при осуществлении контрольно-надзорной деятельности», организованная Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорем Якимчиком и его аппаратом.

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик принял участие в открытии Агропромышленного форума «Кубанская ярмарка»

    Агропромышленный форум «Кубанская ярмарка» продлится с 4 по 7 октября. Жители и гости Краснодара смогут увидеть достижения местных аграриев и приобрести их товары.

    В выставке принимают участие более 800 представителей крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств. Многие из них — постоянные участники «Кубанской ярмарки».

    Прокурором края Сергеем Табельским совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в крае Игорем Якимчиком проведен прием предпринимателей

    Во исполнение поручения Генерального прокурора Российской Федерации 02.10.2018 на территории края органами прокуратуры организован Всероссийский день приема предпринимателей.

    Прокурором края Сергеем Табельским совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в крае Игорем Якимчиком приняты представители бизнеса из г. Краснодара и Ленинградского района.