Установление родства по отцовской линии в первобытном обществе называется

Отношения в первобытном обществе

Древние люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться в стада в целях выживания. Эти стада не могли быть большими — не более 20-40 человек — потому что иначе они не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту.

Половые отношения в первобытном стаде, по мнению ряда ученых, были неупорядочены. Такие отношения называются промискуитетными. По мнению других ученых, в рамках первобытного стада существовала гаремная семья, и в процессе размножения здесь участвовал только вожак. Стадо, как правило, состояло из нескольких гаремных семей.

Ранняя родовая община

Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы, а также с появлением экзогамии. Экзогамия — это запрет вступать в брак внутри своей группы. Постепенно складывается экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. При этом с самого рождения мужчины одного рода считались мужьями женщин другого рода, и наоборот. При этом мужчины имели право вступать в половую связь со всеми женщинами другого рода. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась.

Для того чтобы окончательно избежать возможности кровосмешения (например, отец мог вступить в связь со своей дочерью), люди прибегли к разделению рода на классы. В один класс входили мужчины (женщины) одного поколения, и они могли вступать в связь только с таким же классом другого рода. Совокупность брачных классов включала в себя обычно четыре или восемь классов. При такой системе счет родства велся по материнской линии, и дети оставались в роду матери. Постепенно устанавливается все большее количество ограничений в групповом браке, вследствие которых он становился невозможным. В результате формируется парный брак, который очень часто был непрочным и легко расторгался.

Дуально-родовая организация двух родов легла в основу родовой общины. Родовую общину объединяли не только брачные отношения между родами, но и производственные отношения. Ведь в силу обычая экзогамии складывалась ситуация, когда часть сородичей уходила в другой род и включалась здесь в производственные отношения. В ранней родовой общине управление осуществлялось собранием всех взрослых сородичей, решавшим все основные вопросы. Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.

В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находилась земля, большая часть орудий труда. Известно, что в племенах, находящихся на этом уровне развития, разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи.

Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоит в приобщении подростка к хозяйственной, общественной и идеологической жизни общины. Вот схема инициации, единая для всех народов: удаление посвящаемых из коллектива и их обучение; испытания инициируемых (голодом, унижениями, побоями, нанесением ран) и их ритуальная смерть; возвращение в коллектив в новом статусе. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.

Поздняя родовая община первобытного общества

Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появлялся регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию престижной экономики. Престижная экономика возникла в условиях появления избыточного продукта, который использовался в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем он, как правило, не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал позиции вождя и родственные узы.

Вследствие высокой производительности труда общины, разрастаясь, делились на коллективы родственников по материнской линии — так называемые материнские семьи. Но родовое единство еще не распалось, поскольку в случае необходимости семьи объединялись обратно в род. Женщины, играющие главную роль в земледелии и в доме, сильно потеснили мужчин в материнской семье.

Парная семья постепенно укрепляла свои позиции в обществе (хотя известны случаи существования «добавочных» жен или мужей). Появление избыточного продукта позволило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности, что сдерживало ее развитие.

Позднеродовые общины объединялись во фратрии, фратрии — в племена. Фратрия — это первоначальный род, разделенный на несколько дочерних родов. Племя состояло из двух фратрий, которые являлись экзогамными брачными половинами племени. В позднеродовои общине сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и военных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.

Появление соседской общины

Неолитическая революция способствовала радикальному изменению образа жизни человека, резко ускорив темпы развития человеческого сообщества. Люди перешли к целенаправленному производству основных продуктов питания на базе комплексного хозяйства. В этом хозяйстве скотоводство и земледелие дополняли друг друга. Развитие комплексного хозяйства и природно-климатические условия неизбежно приводили к специализации общин — в одних переключались на скотоводство, в других на земледелие. Так произошло первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

Развитие земледелия приводило к оседлости, а увеличение производительности труда в благоприятных для земледелия районах способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города, В городах были жилые дома, культовые постройки, мастерские. Позднее города появляются и в других местах. Численность населения в первых городах достигала нескольких тысяч человек.

Поистине революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.

Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.

Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — во II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.

Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. Так, после изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие, основанное на применении тягловой силы скота.

В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. В отличие от спорадически возникавшего ранее обмена богатствами из природной среды, этот обмен уже носил экономический характер. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия. Потребность в непрекращающемся обмене даже привела к развитию ряда общественных институтов, прежде всего института гостеприимства. Постепенно в обществах складываются средства обмена и мерила их стоимости.

В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным. Она была обусловлена вытеснением женщины из важнейших сфер производства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, с плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также является типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобретает значительную власть, как в обществе, так и в семье. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной. Внедрение железных орудий труда привело к тому, что малая семья могла сама себя прокормить. Большая патриархальная семья распадается на малые семьи.

Формирование прибавочного продукта и развитие обмена явились стимулом к индивидуализации производства и возникновению частной собственности. Большие и экономически крепкие семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской, где родовые связи уступили место территориальным. Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием отношений частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда и коллективной собственности на главное средство производства — землю. Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: мелиорацией, ирригационным и подсечным земледелием.

Соседская община являлась универсальной стадией для всех народов мира на доклассовом и классовом этапе развития, играя роль основной экономической ячейки общества вплоть до эпохи индустриальной революции.

Политогенез (образование государства)

Необходимо отметить, что существуют разные концепции происхождения государства. Марксисты полагают, что оно было создано как аппарат насилия и эксплуатации одного класса другим. Другая теория — «теория насилия», представители которой считают, что классы и государство возникли в результате войн и завоеваний, в ходе которых завоеватели создавали институт государства в целях удержания своего господства. Если рассмотреть проблему во всей ее сложности, то становится ясно, что война требовала мощных организационных структур, и являлась скорее следствием политогенеза, чем его причиной. Однако и марксистская схема тоже нуждается в коррекции, потому что стремление втиснуть все процессы непременно в одну схему наталкивается на сопротивление материала.

Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от производителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов.

Первоначально это имущество уничтожалось после смерти владельца или использовалось в обрядах, таких, например, как «потлач», когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раздачами устроитель приобретал авторитет в обществе. Помимо этого, он становился участником ответных потлачей, на которых ему возвращалась часть раздаренного. Принцип дачи и отдачи, характерный для престижной экономики, ставил в неравные условия рядовых общинников и их богатых соседей. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего потлач.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабый соперников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках которых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые протогосударственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становится одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и организация. Большую роль приобретают военные предводители. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и главным жрецом, поскольку власть предводителя в общине оставалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Сакрализация правителя была важным шагом на пути его деперсонализации, превращению в своеобразный символ. Власть авторитета сменяется авторитетом власти.

Постепенно власть становилась пожизненной. После смерти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его семьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладавшим наследственной властью.

С течением времени протогосударство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство. Государство отличается от протогосударства большими размерами и наличием развитых институтов управления. Основные признаки государства — территориальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность.

Для государства характерен феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, ритуалы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного письма, характерного для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлением буквенного письма стала общедоступной. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

Земледельческие и скотоводческие цивилизации. Земледельческое хозяйство наиболее интенсивно развивалось в речных долинах, особенно в странах, протянувшихся от Средиземноморья на западе до Китая на востоке. Развитие земледелия в конечном итоге привело к появлению древневосточных очагов цивилизации.

Скотоводство развивалось в степях и полупустынях Евразии и Африки, а также в горной местности, где скот летом содержали на горных пастбищах, а зимой в долинах. Термин «цивилизация» может использоваться в отношении скотоводческого общества с известными оговорками, поскольку скотоводство не обеспечивало такого развития экономики, как земледелие. Хозяйство, основанное на скотоводстве, давало менее стабильный прибавочный продукт. Также очень большую роль сыграл тот фактор, что для скотоводства требуются большие пространства, и концентрации населения в обществах такого типа, как правило, не происходит. Города у скотоводов гораздо меньше, чем в земледельческих цивилизациях, поэтому ни о какой масштабной урбанизации говорить нельзя.

С приручением лошади и изобретением колеса происходят значительные изменения в хозяйстве скотоводов — появляется кочевое скотоводство. Кочевники передвигались по степям и полупустыням на своих повозках, сопровождая стада животных. Возникновение кочевого хозяйства в степях Евразии следует отнести к концу 2 тыс. до н.э. Только с появлением кочевого скотоводства окончательно складывается скотоводческое хозяйство, не использующее земледелия (хотя многие кочевые общества занимались обработкой земли). У кочевников в условиях изолированного от земледелия хозяйства возникают исключительно протогосударственные объединения, племенные протогосударства. В то время как в земледельческом обществе основной ячейкой становится соседская община, в скотоводческом обществе родовые отношения еще очень сильны и родовая община сохраняет свои позиции.

Для кочевых обществ характерна воинственность, поскольку их члены не имели надежных источников существования. Поэтому кочевники постоянно вторгались в области земледельцев и грабили их или подчиняли. Все мужское население кочевников обыкновенно участвовало в войне, а их конное войско было очень маневренным и могло проходить большие расстояния. Быстро появляясь и столь же быстро исчезая, кочевники в своих неожиданных набегах добивались значительных успехов. В случае подчинения земледельческих обществ кочевники, как правило, сами оседали на земле.

Но не следует преувеличивать факт противостояния оседлых и кочевых обществ и говорить о наличии постоянной войны между ними. Между земледельцами и скотоводами всегда существовали устойчивые экономические отношения, поскольку и те и другие нуждались в постоянном обмене продуктами своего труда.

Традиционное общество появляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Европе сложилась другая модель, основанная на частной собственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества — соседская община. В соседской общине преобладает земледелие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повторяющихся из года в год природно-климатических и хозяйственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабильности, которую могло обеспечить только сильное государство. Ослабление государства всегда сопровождалось смутами, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстройством экономики, особенно бедственным в условиях ирригационного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому общество всегда предпочитало сильное государство, передавая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство является высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле, Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека в традиционном обществе определяется не его богатством, а, прежде всего, участием в государственном управлении, которое автоматически обеспечивает высокий престиж.

Культура первобытного общества. В ходе своего развития и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исключительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его частью. Основные сферы деятельности определяли области знания древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, растения, явления природы.

Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, трепанация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, — считали обычно с помощью пальцев и разных предметов. Расстояния измеряли посредством частей тела (ладонь, локоть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчислили днями, месяцами, сезонами.

Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопровождается спорами исследователей. Среди ученых преобладает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающего мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху нижнего палеолита. На поверхности каменных и костяных изделий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.

В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление статуэток связано, возможно, с культом праматери и установлением материнской родовой общины. Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмованная речь.

Традиционное общество
Современное общество
Гражданское общество
Жизнь в обществе
Индустриальное общество
Информационное общество

Назад | | Вверх

Кроссворд по обществознанию «Общество»

Описание разработки

1. Постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

2. Установление родства по отцовской линии в первобытном обществе.

3. В высшей степени радикальные изменения, преполагающие коренную ломку сущетвовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.

4. Все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной, совокупность естественных условий существования всего живого.

5. Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах.

6. Установление родства по материнской линии в первобытном обществе.

7. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.

8. Политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

9. Группа людей, сложившаяся на основе оьщности территории, экономических связей, языка и культуры, осознающая свое внутреннеекдинство и отличие от подобных образований.

10. Единство развития всего человечества, усиоение взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах.

11. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства.

12. Следующая за варварством ступень культуры, которя постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми.

Словарь терминов

Австралопитеки (от лат. australis — южный и греч. pithekos — обезьяна) — подсемейство семейства человечьих (гоминид — см.).

Авункулат (от лат. avunculus — дядя по матери) — совокупность порядков, предполагающих особую связь человека с его дядей по матери.

Авункулокальность (от лат. avunculus — дядя по матери и locus — место) — брачное поселение супругов у дяди по матери или в его группе.

Агнатное родство (от лат. agnatio — родство по отцу) — родство по отцовской линии, то же, что и патрилинейность.

Адат (от араб. адат — обычай) — название обычного права в странах мусуль­манского Востока.

Адопция, адоптация (от лат. adoptio, adoptatio — усыновление) — усыновление или удочерение.

Амбилинейность (от лат. ambo — оба и linea — линия) — определение родства либо по отцовской, либо по материнской линии.

Амбилокальность (от лат. ambo — оба и locus — место) — брачное поселение супругов по выбору, либо в группе мужа, либо в группе жены.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи).

Антропогенез (от греч. anthropos — человек и genesis — возникновение) — процесс возникновения человека.

Антропоморфный (от греч. anthropos — человек и morphe — форма) — человекообразный.

Антропосоциогенез (от греч. anthropos — человек, лат. societas — общество, греч. genesis — возникновение) — параллельный процесс возникновения че­ловека и человеческого общества.

Апополитейные общества (от греч. apo — до и politeia — цивилизация) — пер­вобытные общества, существовавшие до возникновения первых цивилиза­ций.

Артефакт (от лат. arte — искусственно и factum — сделанный) — любой пред­мет не природного, а искусственного происхождения.

Архантроп (от греч. archaios — древний и anthropos — человек) — древнейший человек.

Аульная община (от тюрк. аул — селение, кочевье) — термин, установившийся в отечественной науке для обозначения соседской общины у кочевых и полукочевых скотоводов.

Аустрическая общность (от лат. australis — южный) — реконструируемая пер­воначальная общность многих языков Южной Азии.

Бигмен (от англ. big большой — man человек) — мужчина, пользующийся влиянием и фактически лидер в общине.

Билинейность (от лат. bis — дважды и linea — линия) — определение родства как по отцовской, так и по материнской линии, то же, что и когнатное родство (см.).

Билокальность (от лат. bis — дважды и locus — место) — брачное поселение супругов поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же, что и дуолокальность (см.).

Биогеоценоз (от греч. bios — жизнь, ge — земля и koinos — общий) — сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами — условиями обитания.

Вирилокальность (от лат. vir — муж и locus — место) — брачное поселение супругов у мужа. Вирилокальность одними авторами различается, другими не различается с патрилокальностью (см.).

Геронтицид (от греч. geron — старик и лат. caedes — умерщвление) — умерщ­вление стариков.

Геронтократия (от греч. geron — старик и kratos — власть) — власть старейших.

Гетеризм (от греч. hetaira — подруга, любовница) — термин, утвердившийся для обозначения свободы добрачных и внебрачных отношений в первобыт­ном и раннеклассовом обществе.

Гинекократия (от греч. gyne — женщина, жена и kratos — власть) — господство женщины в семье и обществе, то же, что и матриархат или материнское право.

Гиперогамия (от греч. hyper — над и gamos — брак) — вступление в брак с лицом высшего статуса. Иногда так называют только подобный брак жен­щины.

Гипогамия (от греч. hypo — под и gamos — брак) — вступление в брак с лицом низшего статуса. Иногда так называют только подобный брак женщины.

Глоттохронология (от греч. glotta — язык и chronos — время) — метод датиров­ки по лексическим изменениям в языке.

Гоминиды (от лат. homo — человек) — семейство или, по другой классифика­ции, надсемейство людей.

Гоминины (от лат. homo — человек) — подсемейство или, по другой класси­фикации, семейство людей.

Гомо примигениус (лат. homo primigenius) — человек первородный.

Гомо сапиенс (лат. homo sapiens) — человек разумный.

Гомо хабилис (лат. homo habilis) — человек умелый.

Гомо эректус (лат. homo erectus) — человек выпрямленный, прямоходящий.

Дендрохронология (от греч. dendron — дерево и chronos — время) — метод да­тировки по годичным кольцам деревьев.

Дефлорация (от лат. de — приставка, означающая устранение, и flos — цветок, девственность) — устранение девственной плевы.

Диастема (от греч, diastema — промежуток) — промежуток между резцами и клыками.

Диморфизм (от греч. di — дважды и morphe — форма) — свойство выступать в двух формах; половой диморфизм — двуполость.

Дислокальность (от лат. dis — приставка, означающая разъединение, и locus — место) — раздельное поселение супругов.

Дисэкономическая семья (от лат. dis — приставка, означающая разъединение, и греч. oikos — дом, хозяйство) — семья, не ведущая общего хозяйства, какой в значительной мере была парная семья.

Доместикация (от лат. domesticus — домашний) — одомашнение растений или животных.

Дриопитеки (от греч. drys — дерево и pithekos — обезьяна) — ископаемые че­ловекообразные обезьяны, среди которых, видимо, были предки современ­ных человекообразных обезьян.

Дуальная организация (от лат. duo — два) — взаимобрачная организация двух родов или позднее фратрий (см.). В более широком смысле двоичная, или бинарная, организация общества, а также ее отражение в духовной культуре, универсальным образом распространенные в первобытном обществе.

Дуолокальность (от лат. duo — два и locus — место) — брачное поселение поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же, что и билокальность (см.).

Идеография (от греч. idea — идея и grapho — пишу) — письменность, знаки которой (идеограммы, или иероглифы — см.) передают целые слова — поня­тия. Синоним — логография.

Иерархическое общество (от греч. hieros — священный и arche — власть) — принятое у западных авторов обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами социального и имущественного расслоения.

Иероглифы (от греч. hieros — священный и glipho — вырезываю; т. е. вырезан­ный на камне священный знак) — название, данное греками знакам египет­ской идеографии (см.).

Избегание — совокупность запретов во взаимоотношениях между родственни­ками и (или) свойственниками.

Избыточный продукт — общественный продукт, превышающий жизнеобеспе-чивающий, но еще не поведший к отношениям эксплуатации и тем самым не ставший прибавочным продуктом. Выделение избыточного продукта широко вошло в современную отечественную этнологию, хотя и принято не всеми учеными.

Инициации (от лат. initatio — посвящение) — обряды приобщения подростков к категории взрослых, мужчин и женщин.

In situ [ин ситу] (от лат. situs — положение) — в первоначальном, непотрево­женном состоянии.

Инфантицид (от лат. infans — ребенок и caedes — умерщвление) — умерщвле­ние маленьких детей.

Каста (от португ. casta — раса, род, сословие) — замкнутая общность людей, исторически восходящая к их профессиональной специализации, а нередко и особой этнической принадлежности.

Клан (от гэльск. clan, clainne — род, племя) — в наиболее распространенном словоупотреблении то же, что и род. У некоторых авторов —только отцов­ский род или родовое ядро общины.

Когнатное родство (от лат. cagnatio — родство по рождению) — родство как по отцовской, так и по материнской линии, то же, что и билинейность.

Композиции (от лат. compositio — возмещение) — материальное возмещение за убийство или увечье как альтернатива кровной мести.

Конкубинат (от лат. con — со и cubo — лежу) — допускавшееся древнеримским правом длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной.

Кросскузенный брак (от англ. cross — перекрестный и cousin — двоюродный брат, двоюродная сестра), или перекрестно-кузенный брак,— брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца.

Кувада (от франц. couvade — высиживание яиц) — обычай демонстрации от­цом своей причастности к рождению ребенка.

Куначество (от тюрк. кунак — гость) — систематическое взаимное гостевание с установлением дружеских связей.

Кьеккенмьеддинги (от датск. kØkken — кухня и mØdding — свалка) — скопле­ния раковин как кухонных отбросов.

Левират (от лат. levir — деверь, брат мужа) — брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее с братом умершего мужа.

Линидж (англ. lineage — происхождение, род, от лат. linea — линия) — внутриродовая группа близких родственников, ведущих происхождение от па­мятного предка. Различаются патрилинейные патрилиниджи и матри-линейные матрилиниджи.

Логография (от греч. logos — слово и grapho — пишу) — письменность, знаки которой (логограммы, или иероглифы —см.) передают целые слова-понятия. Синоним — идеография.

Локальная группа (от лат. locus — место) — распространенное в отечественной этнологии обозначение раннепервобытной общины охотников, рыболовов и собирателей.

Локомоция (от лат. locus — место и motio — движение) — перемена места, передвижение.

Магия (от греч. mageia — колдовство) — вера в возможность особыми, не­обычными способами воздействовать на окружающее и сами связанные с этим действия.

Макролиты (от греч. makros — большой и lithos — камень) — крупные и грубые каменные орудия.

Матриархат (от лат. mater — мать и греч. arche — власть) — господство жен­щины в семье и обществе, то же, что и гинекократия или материнское право.

Матрилинейность (от лат. mater — мать linea — линия) — счет родства по линии матери.

Матрилокальность (от лат. mater — мать и locus — место) — брачное поселение супругов в группе жены.

Матрифокальность (от лат. mater — мать и focus — очаг) группировка вокруг матери.

Матронимия (от греч. mater — мать и onoma — имя) — группа, именующая себя по общему матрилинейному предку; распространенное в отечественной этнологии обозначение матрилиниджа (см. Линидж).

Мегалиты (от греч. megas — большой и lithos — камень) — постройки из каменных глыб, по-видимому, культового назначения.

Мезолит (от греч. mesos — средний и lithos — камень) — среднекаменный век.

Микролиты (от греч. mikros — малый и lithos — камень) — мелкие каменные вкладыши в составные орудия.

Микроцефал (от греч. mikros — малый и kephale — голова) — малоголовый, человек с маленькой головой.

Мифология (от греч. mythos — предание) — совокупность мифов.

Моногамия (от греч. monos — один, единый и gamos — брак) — единобрачие.

Мононорма (от греч. monos — единый и лат. norma — правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета.

Нагуализм (от слова индейцев-майя «нагуаль» — какое-либо животное, жизнь которого таинственным образом связана с жизнью данного человека) — термин, часто служащий для обозначения веры в личных духов-покровите­лей.

Неоантроп (от греч. neos — новый и anthropos — человек) — человек современ­ного вида.

Неолит (от греч. neos — новый и lithos — камень) — новокаменный век.

Неолокальность (от греч. neos — новый и лат. locus — место) — брачное посе­ление супругов отдельно от родни мужа или жены.

Номинация (от лат. nomen — имя) — название, наименование.

Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — область существования разума, разумных существ.

Ностратическая общность (от лат. noster — наш или nostras — здешний) — реконструируемая первоначальная общность большинства языков Старого Света.

Ойкумена (от греч. oikeo — населяю) — заселенная человеком часть земного шара.

Ономастика (от греч. onoma — имя) — раздел языкознания, изучающий соб­ственные имена.

Ордалии (от позднелат. ordalium — суд) — в предклассовом и раннеклассовом обществе судебные испытания, во время которых, как считалось, высшие силы обнаружат виновного.

Ортокузеннын брак (от греч. orthos — прямой и англ. cousin — двоюродный брат, двоюродная сестра), или параллельно-кузенный брак — брак с дочерью брата отца или сестры матери.

Остеодентокератическая индустрия (от лат. os — кость, dens — зуб, греч. keras — рог) — преимущественное использование костей, зубов и рогов в качестве материала для поделок.

Остеология (от лат. os — кость и греч. logos — слово, наука) — раздел анато­мии, изучающий кости.

Палеоантроп (от греч. palaios — древний и anthropos — человек) — древний человек.

Палеоантропология (от греч. palaios — древний, anthropos — человек и logos — слово, наука) — раздел антропологии, изучающий ископаемых людей.

Палеодемография (от греч. palaios — древний, demos — народ и grapho — пишу) — раздел демографии, изучающий состав и движение народонаселения в первобытном обществе.

Палеолит (от греч. palaios — древний и lithos — камень) — древнекаменный век.

Палеонтология (от греч. palaios — древний, on — существующее и logos — учение) — наука об ископаемых организмах.

Параистория (от греч. раrа — около и historia — история) — то же, что протоистория (см.).

Парантроп (от греч. раrа — около и anthropos — человек) — ископаемая чело­векообразная обезьяна, близкая к австралопитеку (см.).

Патриархат (от лат. pater — отец и греч. arche — власть) — господство муж­чины в семье и обществе, то же, что отцовское право.

Патрилинейность (от лат. pater — отец и linea — линия) — счет родства по линии отца, то же, что и агнатное родство (см.).

Патрилокальность (от лат. pater — отец и locus — место) — брачное поселение супругов в фуппе мужа.

Патронимия (от греч. pater — отец и onoma — имя) — группа, именующая себя по общему патрилинейному предку; распространенное в отечественной этнологии обозначение патрилиниджа (см. Линидж).

Петроглиф (от греч. petra — камень, скала и glyphe — резьба) — высеченное на скале слабо углубленное изображение.

Пиктография (от лат. pictura — картина и греч. grapho — пишу) — примитивное рисуночное письмо, предназначенное главным образом для запоминания.

Плезиантроп (от греч. plesios — близкий и anthropos — человек) — ископаемая человекообразная обезьяна, близкая к австралопитеку (см.).

Подшучивание — совокупность обычаев, предписывающих демонстративно шутливые взаимоотношения между свойственниками.

Полиандрия (от греч. poly — много и andros — муж) — многомужество.

Полигамия (от греч. poly — много и gamos — брак) — собирательное обозна­чение для полигинии (см.) и полиандрии (см.).

Полигиния (от греч. poly — много и gyne — жена) — многоженство.

Популяция (от лат. populus — народ) — группа людей, внутри которой заклю­чаются браки.

Потестарная организация (от лат. potestas — власть) — термин, принятый в отечественной этнологии для обозначения организации власти в догосударственном, дополитическом обществе.

Потлач (от слова индейцев-нутка «патсхатл» — давать подарок) — раздача накопленных богатств на специальном празднике, устраиваемом по поводу одного из событий жизненного цикла.

Преистория (от лат. prae — до, перед и греч. historia — история) — доистория, принятое у западных авторов обозначение истории первобытного общества, часто в отличие от протоистории (см.).

Пресапиенс (от лат. рrае — перед и sapiens — разумный) — предшественник homo sapiens, человека разумного.

Преэмпция (от лат. рrае — до, перед и emptio — покупка) — право предпочти­тельной покупки.

Приматы (от лат. primus — первый) — отряд высших млекопитающих, вклю­чающий полуобезьян, обезьян и человека.

Промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общедоступный) — ничем не ограниченная свобода отношений между полами.

Протоистория (от греч. protos — простейший, первый и historia — история) — предыстория, принятое у западных авторов обозначение истории тех перво­бытных обществ, которые могут исследоваться по письменным памятникам соседних цивилизаций,

Протонеолит (от греч. protos — простейший, первый, neos — новый и lithos — камень) —принятое некоторыми авторами обозначение мезолита (см.).

Пуналуа (гавайск. punalua — близкий товарищ) — практиковавшийся у гавай­ской знати брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродствен­ницами. На основе этого обычая Л. Г. Морганом была ошибочно реконструирована одна из древнейших форм брачно-семейных отношений.

Ранжированное общество (от франц. rang или англ. rank —ранг) — принятое у западных авторов обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами социального расслоения.

Редистрибуция (от лат. redistribuo — перераспределяю) — перераспределение продукта между различными членами группы или слоями общества.

Реципрокальность, реципрокность, реципрокация (от лат. reciproco — возвра­щаю) — взаимность, эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами.

Рэмидж (англ. ramage — ветвь), или конический клан — иерархизованная родственная общность, социальный статус в которой определяется генеало­гической близостью к общему родоначальнику как по прямой, так и по боковой линии.

Сегментарная организация (от лат. segmentum — кусок) — система разделения рода и (или) общины на подгруппы, которые, в свою очередь, делятся на еще меньшие звенья.

Сиблинги (от англ. siblings) — родные братья и сестры.

Синполитейные общества (от греч. syn — одновременный, сосуществующий и politeia — цивилизация) — первобытные общества, сохранившиеся после возникновения первых цивилизаций.

Сорорат (от лат. soror — сестра) — брак с двумя или более сестрами одновре­менно, а позднее с сестрой умершей жены.

Социогенез (от лат. societas — общество и греч. genesis — возникновение) — процесс возникновения человеческого общества.

Стратифицированное общество (от лат. stratum — слой) — принятое у западных авторов обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами имущественного расслоения.

Топонимика (от греч. topos — место и onoma — имя) — раздел ономастики (см.), изучающий географические названия.

Торевтика (от греч. torevo — вырезываю, чеканю) — художественная чеканка по металлу.

Тотем (от «om-omeм», слова из языка индейцев-оджибве, означающего «его род») — какой-либо вид животных, реже растений, еще реже других пред­метов или явлений природы, считающийся кровным родственником, а позднее — предком. В дальнейшем развитии тотем становился только эмб­лемой рода.

Тотемизм (от «тотем» — см.) — вера в существование тесной связи с тотемом.

Травестизм (от франц. travestir — переодеваться) — обычай демонстративной перемены пола, практиковавшийся мужчинами и, реже, женщинами.

Трибализм (от лат. tribus — племя) — собирательное обозначение таких пере­житков родоплеменной организации, как солидарность соплеменников в ущерб другим социальным связям, племенная рознь, влияние вождей и др.

Уксорилокальность (от лат. uxor — жена и locus — место) — брачное поселение супругов у жены. Уксорилокальность одними авторами различается, другими не различается с матрилокальностью (см.).

Унилинейность (от лат. unus — один и linea — линия) — счет родства только по одной, материнской или отцовской линии.

Унилокальность (от лат. unus — один и locus — место) — совместное поселе­ние супругов.

Фетишизм (от португальск. fetico — талисман) — вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов.

Филиация (от лат. filius, filia — сын, дочь) — установление родства через одного из родителей.

Фратрия (греч. phratria — братство) — группировка нескольких родов одного племени в результате разделения одного из родов, реже их искусственного объединения. Группировка родов только в две фратрии была наиболее распространенной формой дуальной организации (см.).

Халколит (от греч. chalkos — медь и lithos — камень) — медно-каменный век, то же, что и энеолит (см.).

Харизма (от греч. charisma — благодать) — особая благая сила, ниспосланная человеку свыше.

Хоумленд (от англ. home — дом и land — земля, страна; приблизительное значение «родная земля») — резервации для туземцев в ЮАР и Намибии.

Шаманизм (от эвенкийск. шаман — вышедший из себя) — вера в способность определенных людей в экстатическом состоянии общаться с духами.

Эгалитарное общество (от франц. egalitaire — равноправный, уравнительный) — принятое в западной науке обозначение первобытного общества, еще не затронутого процессами социального и имущественного расслоения.

Эго (лат. ego — я) — термин, принятый для обозначения точки отсчета родства.

Экзогамия (от греч. exo — вне и gamos — брак) — запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.

Эндогамия (от греч. endon — внутри и gamos — брак) — вступление в брак внутри определенной общности. Может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов жени­хов и невест (фактическая эндогамия).

Эндоканнибализм (от греч. endon — внутри и испанок. canibal, испорч. кариб.— людоед) — обрядовое поедание умерших родичей, вождей и т. п.

Энеолит (от лат. aeneus — медь и древнегреч. lithos — камень) — медно-камен­ный век, то же, что и халколит (см.).

Эпипалеолит (от греч. epi — после, palaios — древний и lithos — камень) — принятое некоторыми авторами обозначение мезолита (см.).

Эпоним (от греч. epi — около, за, после и onoma — имя) — давший кому-либо имя, обычно предок-родоначальник.

Этиология (от греч. aitia — причина) — объяснение причин, объяснение про­исхождения.

Этноистория (от греч. ethnos — народ и historia — история) — то же, что про­тоистория (см.).

Этноним (от греч. ethnos — народ и onoma — имя) — термин, обозначающийнаименование народа.