Усыновление учебники

Усыновление учебники

В ст 20. Конвенции о правах ребенка указано, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в высших ее интересах не может быть оставлена ??в таком окружении, имеет право на личный защиту и помощь со стороны государстви.

. Усыновление — осуществляемое на основании решения суда принятие усыновителем в свою семью лица на правах дочери или сына (ч 1 ст 207. СК). Усыновление производится исключительно в интересах ребенка. Это юридический факт, в резул льтаты совершение которого между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным лицом — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происх ениянням.

Нормы, регулирующие отношения, связанные с усыновлением, содержатся в гл 18. СК, в гл 35-А. ГПК, в. Законе Украины»Об охране детства», в. Конвенции о правах ребенка и других нормативно-правовых актах

Усыновление на основании решения суда охватывает следующие случаи:

1) усыновления в Украине ее гражданами ребенка, является гражданином Украины;

2) усыновления в Украине ее гражданами совершеннолетнего лица, является гражданином Украины;

3) усыновления в Украине иностранцами и лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Украины;

4) усыновления в Украине ребенка, является иностранкой и проживает на территории нашего государства, гражданами Украины или иностранцами и лицами без гражданства

Если усыновитель не является гражданином Украины, для усыновления ребенка, являющегося гражданином Украины, требуется разрешение. Центра по усыновлению детей

Усыновление, которое не соответствует интересам ребенка, может быть признано недействительным или отменено по решению суда (в 236-239. СК)

Условия усыновления

Под условиями усыновления понимают установленные семейным законодательством Украины требования, соблюдение которых обязательно при осуществлении данного юридического факта

1. Для усыновления соответствовало своему назначению, оно должно производиться исключительно в интересах ребенка

2. В ч 1 ст 208. СК усыновленным может быть ребенок. Ребенок, не достигший 14 лет, считается малолетним. Несовершеннолетним есть ребенок в возрасте от 14 до 18 лет. Лица, достигшие совершеннолетия, имеют ь полную гражданскую дееспособность и, как правило, не могут быть усыновлены. Совершеннолетнее лицо может быть усыновлен только при наличии двух условий: 1) если она сиротой, 2) если оно лишено родительской заботы. Усыновленным не может быть лицо, родители которого умерли после достижения им совершеннолетия, но при жизни должным образом выполняла родительских обязанностейбов’язки.

Ребенок, брошенный в роддоме, в другом учреждении здравоохранения или которого отказались забрать оттуда родители, другие родственники, может быть усыновлен после достижения им двухмесячного возраста (в 209)

3. Закон предъявляет определенные требования к лицам, которые могут быть усыновителями (ст. 211. СК). Прежде усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Украины и иностранцы, способны обеспечить воспитанные ния усыновленных младтей.

Усыновителем ребенка может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, старше ребенка, которого оно желает усыновить, не менее чем на 15 лет. Количество детей, которых может усыновить один усыновят-тель, не ограничивается. В р случае усыновления совершеннолетнего лица разница в возрасте не может быть меньше, чем 18 лет (ч. 2 ст 211. СК. СК).

4. Усыновление ребенка происходит по свободному согласию его родителей (ч 1 ст 217. УК), которая может быть дана только после достижения ребенком двухмесячного возраста. Письменное согласие родителей на усыновление по-свидчуеться нотариусом. Для усыновления ребенка необходимо также его согласие, которое дается в форме, соответствующей возрасту ребенка. Усыновление производится без согласия ребенка, если в связи с возрастом или по состоянию здоровья я не осознает факта усыновлениявлення.

Усыновление ребенка производится без согласия родителей, если они: 1) неизвестны; 2) признаны безвестно отсутствующими, 3) признанные недееспособными; 4) лишены родительских прав относительно ребенка, который усыновляется

5 необходимо согласие ребенка на усыновление, которая дается в форме, соответствующей его возрасту (ч 1 ст 218. УК)

Если на учете детей для возможного усыновления находятся родные братья и сестры, они не могут быть, как правило, разобщены при усыновлении

Посредническая коммерческая деятельность по усыновлению детей, передаче их под опеку, попечительство или на воспитание в семьи граждан Украины, иностранцев или лиц без гражданства запрещается

Согласно ст 226. СК право на тайну усыновления имеют как усыновитель, так и усыновленный ребенок. Ребенок, который усыновлен, имеет право на тайну, в том числе и от нее самой, факта его усыновления (ч 2 ст 226. УК) с целью создания благоприятных условий в для проживания ребенка в семье усыновит-лювача соответствии с ч 3 ст 226. СК усыновленный ребенок по достижении им 14 лет имеет право на получение информации относительно своего усыновлениявлення.

Закон не только запрещает разглашать тайну усыновления, но и устанавливает уголовную ответственность за это. Так, согласно ч 1 ст 168. УК разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя а наказывается штрафом до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух. Рокиків.

Усыновление предоставляет усыновителю права и накладывает на него обязанности относительно ребенка, которого он усыновил, в таком же объеме, который имеют родители относительно ребенка 1 .

Новое семейное законодательство предусматривает введение патроната над детьми. По договору о патронате орган опеки и попечительства передает ребенка, являющегося сиротой или по другой причине лишенного родительской д ухода, на воспитание в семью другого лица (патронатного воспитателя) до достижения ребенком совершеннолетияя.

СК определяет, что за воспитание ребенка патронатному воспитателю устанавливается плата, размер которой определяется по его договоренности с органом опеки и попечительства. На передачу ребенка в семью патронатного вых воспитатели требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста, когда может сознательно это выразитьи.

Договор о патронате может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда в случае невыполнения воспитателем своих обязанностей или если между ним и ребенком сложились отношения, которые препятствуют выполнение нню обязанностей по договору.

Опека и попечительство

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти, болезни родителей, лишения их родительских прав или по другим причинам остались без родительского попечения и для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей, а также для защиты таких прав совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязател.

Установление опеки или попечительства объясняется разным объемом их дееспособности. Так, согласно ст 31. ГК физическое лицо, как не достигшего 14 лет, имеет частичную гражданскую дееспособность. Она может са. Самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки и осуществлять личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые законом. Малолетняя лицо не несет ответственно сти за причиненный им вред. Этот вред возмещается его родителями (усыновителями), опекуном или другим физическим лицом, которое на правовых основаниях осуществляет воспитание малолетнего лица, если они не докажут уть, что вред не является следствием недобросовестного осуществления или уклонения ими от осуществления воспитания и надзора за неа нею.

Если малолетнее лицо нанесло ущерб во время пребывания под надзором учебного заведения, учреждения здравоохранения или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за ним, а также во время пребывания ния в учреждении, которое по закону осуществляет относительно него функции опекуна, эти заведения должны возмещать вред, если не докажут, что она была причинен не по их вине (ч 1-3 ст 1178. ГКК).

Лицо в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии со ст 32. ГК имеет неполную гражданскую дееспособность, объем которой намного шире объем гражданской дееспособности малолетнего ребенка. Так, несовершеннолетний может сам самостоятельный распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, быть участником (учредителем) юридических лиц; самостоятельно заключать договор банковского вклада и распоряжаться вкладом, внесенным м им на свое имя, иін.

Опека и попечительство над ребенком устанавливаются органом опеки и попечительства, а также судом. Опекуном, попечителем ребенка может быть с его согласия совершеннолетнее дееспособное лицо. При назначении ребенку. ОПИ икуна или попечителя учитываются их личные качества, способность к воспитанию ребенка, отношение к ней, а также желание самого младенцевни.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Рекомендуемые книги на тему усыновления.

Девушки, посоветуйте, пожалуйста, книги, которые неплохо было бы прочитать встающим на путь усыновления. ШПР начинается только в августе, но уже сейчас хочется изучать по максимуму эту тему. Буду очень благодарна за помощь!)

адрес электронный дайте. кину вам про тайну усыновления

спасибо

да, мой сыночек усыновлен и я не собираюсь хранить тайну.

Дитя даух семей

Как ты сеья ведешь

И лекции в свободном доступе есть. Поисковиком найдете

К уже рекомендованному:

«Затаённая боль» КаролинЭльячев — о детском психоанализе (точнее, брошенных деток). Очень понравилась книга, многое даёт.

По рекомендации Криптан Ж. (в одном из постов) я прочитала «Будь моей мамой. Искалеченное детство» Кэти Гласс (книга очень сильная, эмоциональная, но в ней очень много нужного для понимания поведения детей, особенно, столкнувшихся с насилием).

«Когда я родился, тебя не было, мама» Влада Сергеева (вот на этом сайте про книгу — http://www.baby.ru/community/view/126541/forum/post/3221876/).

Ну, это основное. Можно ещё поискать, если надо =)

В Украине новое пособие развенчало мифы об усыновлении

В Украине появилось пособие «Усыновление шаг за шагом», которое развенчало устоявшиеся мифы об усыновлении, мешающие родителям принимать в свои семьи сирот, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org.

Руководство разработано по программе « Новая семья» международного благотворительного фонда « Отчий Дом» в сотрудничестве со Службой по делам детей города Киева и при содействии альянса « Украина без сирот ».

Оно призвано помочь потенциальным родителям , желающим принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительской заботы, а также всем, кто интересуется этим вопросом .

В частности учебник разрушает существующие мнения о том, что все дети в приютах больные, что принимать ребенка нужно только в маленьком возрасте, что дети не смогут привыкнуть к своим приемным родителям, а плохие гены являются основной опасностью при усыновлении.

Издание также рассказывает о том, что такое усыновление, его правовых аспектах, как определиться с возрастом ребенка, какие шаги нужно предпринять, а также затрагивает другие актуальные вопросы об усыновлении.

В конце книги предлагается тест для желающих хочет стать приемными родителями.

По словам президента альянса «Украина без сирот» Руслана Малюты, пособие распространяется бесплатно. Скоро оно также появиться в электронном виде на сайте альянса, где его можно будет скачать. Об это он рассказал в эфире радио Proactive.fm.

Сейчас и здание можно читать в формате PDF на сайте альянса.

Над книгой работали: Людмила Волынец , Джоанна Бутчер , Роман Корнийко , Людмила Литвин , Руслан Малюта , Юлия Удовенко , Анна Бедолага , Юлия Вергулесова , Валентина Березина , Юлия Сколобанова , Виктория Ейдемиллер , Лидия Новак .

Вступление к пособию написал Юрий Павленко, уполномоченный Президента Украины по правам детей.

Поиск и выбор своего ребенка

Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.

Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев — пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

Достаточно часто решение взять в семью ребенка принимается под влиянием внешних обстоятельств — вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; или же вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас все происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, как тогда подступится к поиску ребенка и что предстоит пройти на этом пути?

Способы поиска ребенка для усыновления (установления опеки)

Прежде всего, потенциальным усыновителям следует отказаться от сложившихся мифов относительно процесса поиска ребенка. Не стоит надеяться на случайность: сегодня в выборе ребенка вам готовы помочь государственные органы. В нашей стране действует недавно разработанная система поиска детей для усыновления, называемая «Надежда», включающая в себя Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в устройстве в семью под усыновление, опеку, приемную семью, патронат. Все положения работы с этим банком данных регулирует Федеральный Закон №44 и Постановление правительства №217, отдельные положения и формы документов введены Приказом Министерства образования РФ №2482.

Формирование Банка данных начинается с районного уровня. Орган опеки, получив информацию о появлении ребенка, лишившегося попечения родителей в детском учреждении (доме ребенка, детском доме, приюте, больнице и т.п.), находящемся на подведомственной ему территории, заполняет специальную анкету на ребенка (Приложение №2 к Приказу 2482), в которой подробно указываются все данные ребенка, его родителей и других родственников, прикладывается фотография. В течение первого месяца с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, местный орган опеки обязан предпринимать усилия по устройству его в семью и хранить дело ребенка только у себя.

Если в течение месяца ребенок не был устроен в семью, его анкета передается в следующую инстанцию, подчиняющуюся региональным органам власти. На этом уровне данные о ребенке вносятся в Региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при Администрации региона. Распоряжается информацией, находящейся в этом банке данных, Региональный оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Получив информацию о ребенке, Оператор в свою очередь предпринимает попытки устроить его в семью граждан, проживающих в данной области. С этой целью могут производиться следующие действия:

  • публикация укороченной, так называемой, производной информации о ребенке в газетах, журналах, специально издаваемых бюллетенях;
  • рассказ о ребенке в телепрограммах, на радио;
  • размещение информации о ребенке на досках объявлений, электронных вебсайтах и т.п.

Если в течение месяца подобрать семью ребенку не удалось, то его анкета передаётся далее, на самый высокий уровень — Федеральному оператору банка данных при Министерстве образования РФ.

Как вы можете увидеть из приведенной системы передачи информации, самые полные и свежие данные о детях находятся в местных органах опеки, и лучше всего обращаться напрямую к ним. Однако, учитывая реалии нашей жизни, вы можете столкнуться с отсутствием в данной местности детских учреждений с детьми желаемого возраста, или сведений о детях; вас может не устроить отношение специалиста опеки; а возможно, вы хотите взять ребёнка из другого района, чтобы избежать встреч с его родителями. Тогда, получив первичные документы (заключение о возможности быть усыновителем/опекуном/, стать приемным родителем) и захватив необходимые справки и паспорт, вы имеете право обратиться к любому региональному или Федеральному оператору.

Затем вам будет необходимо написать заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в семью с просьбой ознакомить вас с находящимися в государственном банке данных сведениями о детях, соответствующих вашим пожеланиям, а также заполнить специальную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, для внесения информации о вас в банк данных. После получения такого заявления Оператор банка данных обязан предоставить вам требуемую информацию — анкеты детей, соответствующих вашим пожеланиям.

Поскольку банк данных автоматизирован, требуемые сведения выдаются заявителю практически моментально. Если же по каким-то причинам быстрое получение информации о детях невозможно, Оператор обязан предоставить кандидату в усыновители эти сведения не позднее, чем через 10 дней с момента принятия от него заявления.

Если соответствующего вашим требованиям ребенка не удается найти, вам следует оставить заявление о поиске такого ребенка, при этом органы опеки обязаны известить кандидата в усыновители о появлении ребенка, отвечающего его запросу. В любом случае, Оператор обязан каждый месяц информировать кандидата в усыновители о наличии/отсутствии в банке данных информации о требуемом ребенке, а также ознакомлять кандидата с вновь поступившими анкетами детей.

После того как кандидат в усыновители останавливает свой выбор на конкретном ребенке, региональный оператор выписывает ему направление на посещение ребенка в учреждение, где он находится. В учреждении кандидату в усыновители обязаны предоставить полную информацию о ребенке, познакомить с историей его жизни (показать личное дело), рассказать о состоянии здоровья, познакомить с медицинской картой, рассказать об особенностях развития на настоящий момент.

В случае, если ребенок вам не подходит, вы снова возвращаетесь к Оператору, заполняете специальное заявление о результатах знакомства с ребенком, и специалист (оператор) выдает вам новое направление на посещение другого ребенка. Законодательные акты не ограничивают числа выдаваемых направлений на посещение детей. Кандидат в усыновители имеет право выбирать ребенка сколь угодно долго, пока совместными усилиями ребенок не будет найден.

Кроме описанного выше существует еще один вариант поиска ребенка. Кандидат в усыновители может обратиться в любой орган опеки и попечительства на территории нашей страны, к региональному оператору или в Министерство образования с просьбой о подборе ребенка. Закон предусматривает возможность подбора ребенка из регионального или федерального банка данных не самим кандидатом в усыновители, а органами опеки. Необходимость в этом может возникнуть в случае отсутствия у кандидата в усыновители времени посещать различные инстанции (либо иных причин). Для этого необходимо заполнить форму запроса с просьбой о содействии в подборе ребенка, который будет отправлен опекой региональному (федеральному) оператору. После получении от оператора ответа и отобранных анкет опека пригласит кандидата в усыновители ознакомиться с ними и выдаст направление на посещение ребенка. Однако вам стоит помнить, что такой способ поиска ребенка может занять достаточно долгое время, при том что заключение о возможности быть усыновителем действительно только в течение года, а медицинское заключение — всего 3 месяца.

Обращаясь к региональному оператору, имейте в виду, что данные на детей до года обновляются один раз в год, а на более старших детей — еще реже: раз в три года. Кроме того, новая информация о детях поступает в банк данных с большим опозданием и весьма нерегулярно. Поэтому предлагаемые вам сведения могут быть сильно устаревшими: ребенок может вылечиться от указанных заболеваний, или (к сожалению) приобрести новые, и даже может уже обрести семью.

Согласно идее разработчиков закона Банк данных был создан не для того, чтобы установить монополию государства на информацию о детях-сиротах, а с целью расширения возможностей поиска детей и предоставления шанса найти семью любому осиротевшему ребенку. Так, местный орган опеки не имеет права сдавать дело ребенка в архив после передачи его анкеты в региональный банк данных, он обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ему семьи. Таким образом, за счет передачи анкеты ребенка на более высокие уровни Банка данных расширяется круг поиска ему семьи.

Существуют и другие пути поиска ребенка. Так, кандидаты в усыновители могут самостоятельно обращаться в детские учреждения, минуя Банк данных. Однако этот способ очень сильно зависит от доброй воли руководителей детских заведений, а также настойчивости и готовности потратить время и силы будущих родителей.

В детские учреждения для младших детей (дома ребёнка) попадают дети от 0 до 3-4-х лет из родильных отделений, больниц, подкинутые, отобранные у горе-родителей. В домах ребенка они находятся до исполнения 4-х лет, но иногда задерживаются и до 5-ти (в основном по медицинским показаниям). Дома ребёнка являются медицинскими учреждениями и бывают общего типа или специализированные, например, для детей рождённых от инфицированных матерей или для детей с врожденными патологиями.

Подросших детей переводят в дошкольные детские дома или детские дома так называемого «семейного типа», в которых вместе воспитываются братья и сестры в возрасте от 4 до 18 лет. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом (или школу-интернат), где они живут до совершеннолетия. Дети, проживающие в детских домах, посещают ближайшую районную школу; дети же, попавшие в интернат, учатся в специальной школе при интернате. Обычные детские дома и интернаты подведомственны органам образования, а специальные и коррекционные могут принадлежать разным организациям, относящимся к органам социальной защиты, здравоохранения, Красному кресту, или другим негосударственным организациям. Однако подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше 3-х лет находятся в ведении органов образования.

Детские медицинские учреждения — больницы и дома ребёнка — более закрыты от посторонних, чем детские дома и школы-интернаты. Это связано с особенностями режима в детских медицинских учреждениях, возрастом детей, большим числом детей, их слабостью, опасениями занести инфекцию и спровоцировать местную эпидемию. В связи с этим посещение таких заведений посторонними ограничено. Помимо этого, сотрудники таких учреждений не имеют права раскрывать посторонним информацию о детях, и прямая просьба показать детей, годных для усыновления, чаще всего встречает обоснованный отказ. Однако руководитель детского учреждения вправе сообщить пришедшему человеку, куда ему следует обратиться, если он решил усыновить ребенка.

Другое дело, что в ряде детских учреждений (особенно в глубинке), работа в которых зачастую является единственным источником дохода для сотрудников, а передача детей в семьи несет в себе угрозу безработицы, руководство детских учреждений не стремится передавать детей в семьи. Для того чтобы сократить число передаваемых на усыновление детей, сотрудники таких учреждений могут ссылаться на различные несуществующие инструкции или же запугивать потенциальных усыновителей «проблемами» приемных детей. Некоторые сотрудники искренне считают, что ребёнку лучше находиться в государственном учреждении, так как там лучше уход, предоставляется своевременное питание, лечение, а условия проживания ребенка в семье проконтролировать невозможно. Другие, имея в своем опыте неудачные примеры передачи детей в семьи, опасаются того, что ребенку может быть плохо в семье, и приемные родители вернут его обратно.

Еще одним способом поиска своего ребенка является возможность пойти поработать некоторое время в детском учреждении. Этот способ очень надежен, но весьма тяжел морально.

Особенности процесса выбора ребенка

Прежде всего мы хотели бы обратить ваше внимание на специфику диагностики состояния физического и психического здоровья детей, находящихся в детских учреждениях. К сожалению, очень часто она бывает недостаточно объективной и полной, что приводит либо к невыявлению заболеваний у детей, либо к гипердиагностике, когда у ребенка записаны несуществующие или уже компенсированные заболевания. Довольно часто гипердиагностика встречается в специализированных учреждениях, когда ребенку ставят диагноз «олигофрения в степени дебильности» или «задержка психоречевого (психомоторного) развития», чтобы оправдать его пребывание в данном учреждении перед руководящими органами. Как показывают обследования воспитанников, проведенные независимыми психиатрами и психологами, в специализированных учреждениях иногда до 25-30% детей имеют неверные диагнозы. Это связано с тем, что сотрудники, работающие с такими детьми, имеют доплаты около 20% к основной зарплате.

Поэтому мы советуем не пугаться «страшных» диагнозов у детей-сирот, особенно записанных в анамнезе (например, «перинатальная энцефалопатия», «органическое поражение ЦНС», «гидроцефально-гипертензионный синдром» и других). Помните, что многие пороки развития с возрастом компенсируются. Например, исчезает такой дефект в сердце как «открытое овальное окно», который часто встречается у недоношенных детей. Советуем вам выбирать ребенка, основываясь не на бумагах, а встретиться с ним лично, посмотреть на него, познакомиться, и только после этого принимать окончательное решение.

На выбор ребенка довольно сильно может повлиять та информация о нем, которую вы услышите от специалистов детского учреждения. В свою очередь, на достоверность выдаваемой вам информации повлияет то, какое впечатление вы сами произведете на принимающих вас сотрудников. Здесь уместна поговорка «встретят по одежке». Если вы понравились главному врачу или директору, то сначала вам скажут о том, чем хорош этот ребенок, какой он красивый, способный, послушный, а о недостатках или заболеваниях скажут вскользь, не акцентируя на этом внимания. Если же, по какой-то субъективной причине, работники детского учреждения не захотят, чтобы ребенок стал членом вашей семьи, то на первом месте в описании ребенка будут его болезни и недостатки, а о достоинствах будет сказано вскользь.

Также, кроме возраста и здоровья ребенка, вам обязательно следует обратить внимание на историю его жизни, узнать, где и сколько времени он находился до усыновления. Помните, что на развитие малыша огромное влияние оказывает такой фактор, как наличие (или отсутствие) материнской заботы. Трехлетний малыш, росший даже в плохой семье, сильно отличается от сверстника, воспитывавшегося с рождения в хорошем детском учреждении. Дети, длительное время находившиеся в учреждении, отличаются по развитию от «домашних» сверстников и могут психологически не соответствовать своему биологическому возрасту из-за чего кажутся младше своих ровесников.

Многие дети из-за плохого питания матери во время беременности, неблагополучного образа жизни, осложненных родов, часто рождаются недоношенными и чаще болеют, что выражается в гипотрофии и отставании в росте. Они и внешне кажутся младше детей, попавших в учреждение после некоторого времени жизни в семье. Плохое и неполноценное питание ведёт к задержкам роста и дефициту массы, рахиту и у более старших детей, изъятых из семьи. Отставание старших детей легко можно заметить по зубам, которые у них либо полупрозрачные, с горизонтальными рельефными полосами чуть выше режущей кромки, либо мелкие и поврежденные.

Впрочем, довольно часто на выбор ребенка влияет не история развития и состояние здоровья, а его внешность. Вот как описывает свои чувства и сделанный выбор одна из усыновительниц. «Выдали нам направление на выбор ребенка, и мы понеслись в один из домов ребенка. Знали бы вы, какой это стыд и мука выбирать, рассматривать и умирать от неловкости перед этими малышами от того, что ты их не возьмешь. Мы пробыли там долго, я много возилась с теми, с кем можно было, они славные, маленькие, но ни про одного я не почувствовала, что это мой сынок. Муж вообще чуть не плакал, сжимал челюсти, так желваки ходили. Ужасно тяжело и стыдно-стыдно-стыдно! Такими свиньями себя ощущали.

На следующий день безо всякого звонка и предварительных договоренностей мы уже стояли перед дверьми другого дома ребенка. Нас приняли и, выслушав, что нам нужен мальчик до восьми месяцев, заявили сразу — есть для вас как раз один! И назвали такую говорящую фамилию, что стало ясно, что этого малыша нужно вытаскивать отсюда, и быстро менять для него все. Пока нас вели по коридору в его группу, мы уже решили, что повторения вчерашних выбираний не будет — мы возьмем этого ребенка, каким бы он не был. Честно скажу, я очень боялась, что опять ничего не почувствую. Но так же твердо знала, что больше отказаться не смогу. Муж еще накануне сказал, что надеется на мою интуицию и выбирать в таких делах вообще не способен! Нас попросили подождать, так как малышей заканчивался завтрак. Те, кто уже поел, подбежали на ходунках к дверям и приветливо выглядывали к нам. Они были на редкость хорошенькие, очень живые, но не на одном не было написано — Он. Повторялось вчерашнее, с той только разницей, что я знала — сегодня я не откажусь. Так мы сидели перед ними на корточках и мысленно спрашивали малышей, кто они. И тут нянька докормила последнего и нам сказали — вот этот! Он ревел, сердился, пытался вернуть бутылочку, но у нас у обоих просто от сердца отлегло — заплаканный, сердитый, но Наш. Это необъяснимо, но есть такое Чувство! Потом нас уже мало волновали данные, зачитываемые из его карточки (хотя в период новорожденности малыш перенес очень серьезную операцию) — мы думали, как бы его побыстрей забрать домой».

Кто-то берет ребенка, увидев фотографию в газете или в интернете, просмотрев сюжет о приюте по телевизору, или услышав от знакомого врача о сироте, поступившем на лечение в больницу.

Как видите, путей выбора ребенка много, и по какому пойдете вы зависит от многих, иногда случайных, обстоятельств.

Решившись на этот шаг, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться воспитанием ребенка дома хотя бы до трех лет. Стоит поинтересоваться ценами на одежду для малышей и другие необходимые ему принадлежности.

Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить его в детский сад и забирать, кто будет провожать и встречать его из школы.

Также стоит подумать над тем, какие черты характера ребенка устроят вас (и наоборот, будут раздражать): неповоротливость, медлительность, малая активность или, напротив, подвижность, непоседливость, болтливость. Лучше всего, если он не будет вашей противоположностью, поскольку сверхактивных детей с трудом выдерживают длительное время люди со спокойным характером, а спокойные дети раздражают импульсивных взрослых своей неторопливостью.

Для того, чтобы понять, правильно ли вы определились с выбором, лучше всего посмотреть, как ведут себя дети выбранного вами возраста и пола, на примере знакомых вам детей (родственников, соседских детей). Если же у вас нет родственников с детьми, или вы лишены возможности общения с детьми, мы очень советуем вам найти время и понаблюдать за детьми соседей, пообщаться с детьми в учреждении: это поможет вам лучше оценить свое решение.