Увеличение налога на доход физических лиц

Экономполитика

Непопулярные меры: правительство взялось за налоги

В правительстве обсуждают повышение НДФЛ

В правительстве РФ обсуждается «настройка» налоговой системы. Речь, в частности, идет о повышении НДФЛ до 15%, введении налога с продаж и росте НДС при снижении страховых социальных взносов — так называемый «маневр 22/22». Кроме того, Минфин продолжает настаивать на завершении налоговых преобразований в нефтяной отрасли. Предложения могут быть внесены в весеннюю сессию Госдумы.

Правительство РФ обсуждает возможность повышения налогового бремени. Речь об этом шла на совещании по экономическим вопросам у премьера Дмитрия Медведева 21 марта. Среди мер налогового маневра обсуждается повышение НДФЛ и введение налога с продаж с максимальной ставкой 5%.

«Экономика развивается, и есть большие задачи, которые в настоящий момент предстоит решать, в том числе те, которые вытекают из послания президента.

Налоговой системе действительно нужна определенная настройка. Всякая налоговая система выполняет взаимосвязанные задачи: она, с одной стороны, пополняет бюджет, с другой стороны, она должна стимулировать и структурные сдвиги. И вот баланс этих двух подходов — самая сложная задача, с которой, наверное, приходится в этой сфере работать правительству РФ »,

— сказал Медведев, открывая совещание.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта поставил задачу будущему правительству как можно быстрее сформировать новые налоговые условия, чтобы налоговая система обеспечивала пополнение бюджетов всех уровней и при этом стимулировала экономический рост. Путин также поставил задачу увеличить расходы на здравоохранение и инфраструктуру.

Источники «Газеты.Ru», знакомые с обсуждаемым в правительстве налоговым маневром, утверждают: базовым предложением Минфина, направленным в Кремль, является формула 22% на 22%. Она предполагает снижение ставки страховых взносов с 30% до 22% и одновременное повышение НДС с 18% до 22%.

Эта формула, в принципе, «проходит в рамках требований бизнеса о том, чтобы не росла налоговая нагрузка», говорит собеседник «Газеты.Ru». По некоторым расчетам, госбюджет даже выиграет от введения этой формулы, получив дополнительно порядка 500 млрд рублей. В худшем для Минфина варианте получится выйти по доходам и расходам в ноль.

Но не исключен и другой вариант налогового маневра. НДС оставят в пределах нынешних 18%, но регионам дадут возможность самим устанавливать налог с оборота.

Фактически предлагается вернуться к налогу с продаж, но назвав его несколько иначе. Федеральный закон, как предполагается, рамочно определит, что налог с оборота не должен превышать 5%. То есть отчасти будет решена хроническая проблема дефицитности региональных бюджетов.

Налог с продаж в России действовал дважды, сначала еще во времена СССР, потом в 1990-х годах и был отменен в 2004 году. Но с тех пор возвращение этого налога периодически обсуждается по инициативе фискальных органов.

Года три тому назад бизнес-сообщество едва отговорило правительственных чиновников не возвращаться к этому налогу, аргументируя тем, что бизнес, в первую очередь, ритейл, уйдет в тень.

На совещании у премьера обсуждалось и введение налога с продаж, и отмена льгот по НДС для социальных товаров, и повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, а также повышение НДФЛ, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и источник, знающий это от участников совещания.

По данным собеседников издания,

в части НДФЛ речь шла о повышении ставки на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума.

Основная идея сводится к тому, чтобы не произошло увеличения совокупной налоговой нагрузки, но её центр был смещён дополнительно на частного потребителя с бизнеса, отмечает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.

Формально это может позволить улучшить перспективы для развития предпринимательской инициативы, но здесь есть два момента: во-первых, рост нагрузки на население в условиях низкой инфляции может дополнительно снизить потребительскую активность; во-вторых, даже только начав менять знаковые налоги можно подорвать уверенность бизнеса в налоговой стабильности и лишить желания осуществлять инвестиции, даже в средних по длине бизнес-цикла секторах, отмечает эксперт.

Возможность повышения НДФЛ до 15–16% уже ранее обсуждалась в правительстве. Мнения чиновников по этому вопросу разошлись.

В конце июня прошлого года в Госдуме даже был зарегистрирован законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Депутаты предложили установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. руб. в год, а для граждан с доходами от 100 тыс. до 3 млн руб. установить ставку 5 тыс. руб. плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. Те, кто получают от 3 млн до 10 млн руб., по мнению авторов законопроекта, должны будут заплатить 382 тыс. плюс 18% с суммы, превышающей 3 млн руб. Для лиц с доходами выше 10 млн ставка составит 1,642 млн руб. плюс 25% с суммы, превышающей 10 млн.

Минфин высказался тогда резко против такой идеи.

В ходе Гайдаровского форума в январе этого года глава Минфина Антон Силуанов подчеркнул, что против роста ставки НДФЛ с 13% до 15%.

«Действующий налог на доходы физических лиц является стабильным, и его корректировка или повышение ставки нецелесообразны», — заявил министр финансов. Он подчеркнул, что в целом является противником изменения НДФЛ, поскольку это «стабильный налог».

Первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов тогда заявил, что идея возможного введения так называемой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц — просто «слухи».

Ведомство Антона Силуанова к совещанию у премьера вынесло два своих старых предложения: завершить налоговый маневр для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и все тот же маневр 22/22 (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%).

Повышение ставки НДФЛ противоречит идее налогового маневра о повышении НДС до 22%, в связи с тем, что повышение ставки по НДС связывают со снижением страховых взносов и, соответственно, необходимостью снижения налогов на труд, чтобы вывести зарплаты «из тени», отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Повышение НДФЛ совместно с повышением НДС может сильно ударить «по карманам» простых рядовых граждан и привести к еще большему сокрытию реального дохода, уверен эксперт, повышая налоговую нагрузку и по НДС, и по НДФЛ одновременно гражданам придется платить за дорожающие продукты, бензин, коммунальные услуги, а также свой доход на 6% больше (на 4% по НДС и 2% по НДФЛ). Очевидно, что в такой ситуации люди станут все больше стремиться оставить свои реальные доходы в «тени», добавляет он.

По поводу налогового маневра в нефтянке однозначного решения пока нет. Минэнерго считает, что спешка в этом вопросе может быть крайне губительна для нефтепереработке в стране.

«Мы считаем, что такой налоговый маневр может быть после того, как будет закончена модернизация всех нефтеперерабатывающих заводов и не ранее 2023 года, плавно к 1 января 2025 года, к моменту создания единых рынков в рамках Евразийского экономического союза. В противном случае риски, которые вы назвали, они есть», — сказал министр Александр Новак на заседании Общественного совета 21 марта.

В начале марта первый замминистра энергетики Алексей Текслер говорил, что отсутствие фискальной стабильности создает основные проблемы для рынка нефтепереработки. В Минэнерго предлагают не проводить пока маневров, дать рынку понятный стабильный фискальный режим на перспективу до 2025 года, когда будет запущен единый рынок нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС. По мнению чиновников ведомства, это поддержит и рынок нефтепереработки, и инвестиционный климат.

Минфин подсчитал, что «размер поддержки отечественной нефтепереработки составляет порядка 1 триллиона рублей в год». «Размер предоставленной поддержки всем НПЗ России за 2005-2016 годы более чем в пять раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за этот же период. Это говорит о неэффективности применяемого механизма государственной поддержки отрасли», — подчеркивал директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов.

«Здесь есть разные подходы, нужно по ним определиться», — сказал Медведев на совещании. Пока решение о проведении маневра принято не было.

В Минфине «Газете.Ru» ранее сообщили, что налоговые предложения могут быть внесены в весеннюю сессию Госдумы.

Источник «Газеты.Ru» в парламенте ранее отмечал, что Госдума и Совет Федерации в этом году будут работать до 20 июля. Как раз для того, чтобы успеть принять соответствующие законы и дать старт налоговой реформе. С 1 января 2019 года новые налоги уже вступят в силу.

Налог с доходов физических лиц. Что такое подоходный налог в Украине

Подоходный налог известен с незапамятных времен. Логично предположить, что при наличии дохода всегда существовала, есть и будет существовать система его налогообложения.

Учитывая изменчивость налогового законодательства и важность владения информацией о его последних изменениях, рассмотрим состояние налогообложения доходов физических лиц, существующее в настоящее время.

Согласно украинскому законодательству обязательный платеж именуется налогом на доходы физических лиц, хотя в разговорной речи нередко еще его называют по-старому «подоходный налог». В налоговых системах иных стран этот налог также называют «индивидуальный подоходный налог», «налог на вмененный доход», но это не меняет сути.

Во всем мире данный вид налога является одним из основных источников наполнения бюджета.

Стоит отметить, что кардинальных изменений в порядке уплаты подоходного налога не предусмотрено. Изменения носят процедурный характер и связаны с увеличением размера соцгарантий: минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Дополнительно законодатель откорректировал нормы, которые касаются некоторых узких категорий плательщиков. Так, например:

1. не относятся к дополнительным благам выплаты, осуществленные кинопроизводителем лицам, связанным с производством фильмов и т.п.

2. не включается в доход стоимость путевок на отдых, оздоровление и лечение, в том числе на реабилитацию инвалидов, на территории Украины налогоплательщика и / или членов его семьи первой степени родства, предоставляемых его работодателем — плательщиком налога на прибыль предприятий безвозмездно или со скидкой (в размере такой скидки) один раз в календарный год, при условии, что стоимость путевки (размер скидки) не превышает 5 размеров минимальной заработной платы.

Больше об изменениях читайте в нашем материале Изменения налогового законодательства 2018

Разделение труда — вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет БИЗНЕС — ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ — платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), также как и налог на прибыль юридических лиц, относится к числу общегосударственных налогов. НДФЛ регулируется разделом ІV НКУ. Из названия налога можно сделать заключение о том, кто платит налог.

Однако для полного понимания следует разобраться в категориях плательщиков. Плательщиками НДФЛ являются:

  • Физические лица-резиденты (т.е. физические лица, которые имеют место проживания в Украине) – в отношении доходов, полученных в Украине, и в отношении иностранных доходов. При иллюстрации получения доходов за рубежом в большинстве случаев используется образ наших соотечественников, уезжающих на заработки в европейские страны. Но сегодня не составляет труда получать оплату за выполненную работу, даже не покидая территории собственной квартиры. C постепенной популяризацией удаленной работы стало возможным через сеть Internet прием и выполнение заказов практически со всех стран мира. Как правило, это касается работников сферы ІТ-технологий.
  • Физические лица-нерезиденты (т.е. физические лица, которые не имеют места проживания в Украине) – в отношении доходов из источника происхождения в Украине.
  • Налоговый агент. Если говорить, не цитируя термин из налогового законодательства, то это работодатель, который начисляет, удерживает и уплачивает НДФЛ с доходов наемных работников. Как правило, работники считают себя налогоплательщиками. Но, с точки зрения буквы закона, это не совсем так. Разумеется, удержание налога на доходы физических лиц происходит из заработка работника, но оплата подоходного налога осуществляется налоговым агентом, который несет ответственность за ее своевременность и полноту. Как видим, подоходный налог имеет ключевую роль при начислении и выплате заработной платы в Украине.

Начисление подоходного налога в Украине осуществляется и физическими лицами (в т.ч. самозанятыми лицами – предпринимателями, лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность), и работодателями.

Налогообложению подлежат следующие доходы :

1. Для резидентов:

  • общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;
  • доходы из источника их происхождения в Украине, окончательно облагаемые налогом во время их начисления (выплаты, предоставления);
  • иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.

2. Для нерезидентов:

  • общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;
  • доходы из источника их происхождения в Украине, окончательно облагаемые налогом во время их начисления (выплаты, компенсации).

Подоходный налог с больничного листа рассчитывается и уплачивается на общих основаниях.

Согласно ст.172 НКУ подоходный налог при продаже недвижимости оплачивается в размере 5 % от стоимости недвижимости только при наличии условия о том, что недвижимость (ее часть) находится в собственности продавца менее трех лет. Доход, полученный при продаже квартиры как второго объекта жилой недвижимости, продаваемого на протяжении одного календарного года, подлежит налогообложению по ставке 5%.

Подоходный налог с продажи автомобиля уплачивается по ставке:

  • 5% — при второй и последующих продажах в течение календарного года
  • 5% — при продаже грузового автомобиля (ст. 173 НКУ)
  • не облагается — при продаже одного легкового автомобиля (мотоцикла, мопеда) в течении одного налогового года.

Изменения порядка уплаты подоходного налога с 2017 года

Значительных изменений в прошлом 2017 году подоходный налог не претерпел. Среди изменений можно выделить:

  • корректировку налогообложения благотворительной помощи;
  • отмену налогообложения суммы, оплаченной третьими лицами за обучение в ВУЗах и профтехучилищах;
  • корретиктировку налогообложения сумм командировочных;
  • возможность рассрочки уплаты налогов с сумм прощенных кредитных долгов по ипотеке;

Выделим основные нюансы налогообложения доходов граждан:

  • унифицированная ставка налога — 18%;
  • размер налоговой социальной льготы — 50% от суммы прожиточного минимума;
  • налог на дивиденды — 9% от суммы, полученной от предприятия-единоналожника (5% от предприятия на общей системе налогообложения);
  • отменена подача годовой декларации в случае получения доходов исключительно от налоговых агентов;
  • уточнен порядок оплаты аванса по налогу для физлиц-предпринимателей (три аванса вместо четырех);

Ставка налога на доходы физических лиц или какой подоходный налог в Украине

Размеры ставок НДФЛ определены в ст. 167 НКУ. Основной ставкой является 18%. Она применятся почти для всех видов доходов граждан

  • заработная плата;
  • всевозможные компенсационные и поощрительные выплаты, прочие выплаты и вознаграждения, которые начисляются в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам;
  • выигрыш в государственную и негосударственную денежную лотерею;
  • выигрыш игрока (участника), полученный от организатора азартной игры.
  • и т.д.

Ставка в размере 18 % применяется для пассивных доходов:

  • доходы в виде процентов на банковских счетах (депозит, текущий);
  • процентный (дисконтный) доход по именным сберегательным (депозитным) сертификатам;
  • процентный вклад (депозит), паевая выплата в кредитном союзе
  • дисконтные доходы
  • выплаты по облигациям
  • инвестиционные доходы
  • роялти

Дивиденды облагаются двумя способами:

  • получение дивидендов от предприятия, которое пребывает на общей системе налогообложения, облагаются по ставке 5%
  • дивиденды от предприятия-неплательщика налога на прибыль (в т.ч. единоналожники) — облагаются по ставке 9%.

Ставка 15% применяется для базы налогообложения по доходам, начисленным как пенсия, сумма которой превышает установленный государством размер суммы пожизненного содержания.

Ставка 10 % применяется для зарплаты шахтеров, занятых на подземных работах полный рабочий день и не менее 50 % годового рабочего времени, а также работников соответствующих государственных военизированных аварийно-спасательных служб (п.167.4 НКУ).

Размер и начисление подоходного налога

При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд. Тут все просто, поскольку предприятия используют бухгалтерские услуги.

При начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения.

Расчет налога на доходы граждан

Рассмотрим пример расчета подоходного налога. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» установлен размер минимальной заработной платы – 3723 грн. При этом с 2016 года отменен ЕСВ, удерживаемый ранее с сумм доходов, выплачиваемых наемным работникам.

Начислена выплата в размере 10 000 грн.

База обложения НДФЛ: 10 000 грн.

НДФЛ 10 000 х 18% = 1 800 грн.

Военный сбор 10 000 х 1,5% = 150 грн.

Зарплата к выдаче 10 000 – 1800 – 150 = 8 050 грн.

При ошибочной или излишней уплате возможен возврат подоходного налога из бюджета. Как и ранее, закон предусматривает возмещение подоходного налога, если часть дохода была потрачена на оплату учебы, процентов по ипотеке, усыновлению ребенка и в некоторых иных случаях. Многих родителей, чьи дети учатся в ВУЗах по условиям контрактов, интересует возмещение подоходного налога за обучение. Сумма возвращается плательщику на основании заполненной им декларации и документов, которые подтверждают оплату. С подробной процедурой о том, как вернуть подоходный налог, можно ознакомиться в Порядке, утвержденном приказом Минфина от 03.09.2013. № 787, а также Порядком, утвержденным совместным приказом Миндоходов и Минфина от 30.12.2013 года №882/1188 .

Льготы по подоходному налогу

Часто можно услышать вопрос, уплачивается ли подоходный налог с минимальной зарплаты. Да, оплата осуществляется, поскольку установление минимальной зарплаты – это мера социальной защиты работника и его труда, а не некая необлагаемая налогом величина. Однако при невысоком заработке будет применена налоговая социальная льгота.

Размер социальной льготы определяется в процентном соотношении к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц на 1 января (в расчете на месяц). Поскольку прожиточный минимум определяется каждый год, размер налоговой льготы тоже ежегодно меняется.

При расчете льготы используется минимум, установленный на 1 января, и в течение года ее размер не меняется, несмотря на дальнейший рост прожиточного минимума.

Пример . НКУ предусматривает, что налоговая льгота составляет 50% прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января. Поскольку на 1 января 2018-го прожиточный минимум равен 1762 грн., то налоговая льгота весь год будет составлять 881 грн.

Чтобы воспользоваться льготой, нужно подать по месту работы письменное заявление и документы, подтверждающие такое право. Место работы, где человек желает получать льготу, он выбирает сам. Налоговая льгота начинает применяться со дня получения работодателем заявления и подтверждающих документов. Этот момент не касается госслужащих, которым не надо подавать заявление, требуются только подтверждающие документы. Например, человек работает на предприятии с 20 июня 2017 года, а заявление о применении общей налоговой льготы подал 15 января 2018 года. Значит, льгота будет применяться только к январской зарплате. А заработков за предыдущие периоды не коснется.

Сумма льготы ежемесячно вычитается из зарплаты, до начисления налога.

Пример . Зарплата работника – 1450 гривен. Это в пределах установленных ограничений, значит, он имеет право на льготу.

Теперь подсчитаем сумму налога (18%) без применения льготы:

1450 х 18% = 262 грн.

После вычета налога человек на руки получил бы 1188 грн. без учета налоговой льготы.

Посчитаем налог с учетом льготы. Сначала вычтем ее из зарплаты:

1450 грн. – 881 грн. = 569 грн.

Рассчитаем подоходный налог в размере 18%:

569 х 18% = 102,42 грн.

С учетом налоговой льготы работник будет получать на руки 1347,58 грн.

Существует ряд условий, ограничивающих получение налоговой льготы.

  1. Льгота применяется исключительно к зарплате. При налогообложении доходов от предпринимательской или иной профессиональной независимой деятельности (адвокатская, нотариальная деятельность и т.д.) ею воспользоваться нельзя.
  2. Налоговая льгота применяется к начисленной месячной заработной плате, если ее размер не превышает определенную кодексом сумму. Сумма ограничения составляет умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до 10 грн. прожиточный минимум для трудоспособного лица, установленный на 1 января отчетного года. В 2018 году: 1762 грн. х 1,4 = 2466,8 грн.

НКУ расширил возможности получения налоговой льготы для семей с детьми, в том числе детьми-инвалидами. Для одного из родителей граничный размер зарплаты, который дает право на льготу, увеличивается в зависимости от количества детей. Например, в семье двое детей. Для одного из родителей сумма ограничения составит не 2466,8 грн, а уже 4933,6 грн. Второй родитель сможет пользоваться налоговой льготой на общих основаниях: если его зарплата не превышает 2466,8 гривен. Правом на «детскую» налоговую льготу пользуются оба родителя при условии, что их зарплата не превышает установленный кодексом предел.

  • Налоговую социальную льготу можно получить только на одном месте работы. Это необязательно будет основное место работы (где находится трудовая книжка), поскольку лицо, которое работает в нескольких местах вправе выбрать место получения льготы и подать письменное заявление.
  • Льгота не может применяться к зарплате, если лицо получает ее одновременно с выплачиваемыми из бюджета стипендией, денежным или имущественным обеспечением ученика, студента, аспиранта, ординатора, адъюнкта, военнослужащего.
  • Перечень документов, которые необходимо предоставить работодателю, указан в Порядке представления документов для применения налоговой социальной льготы, утвержденном постановлением Кабмина от 29.12.2010. № 1227.

    НКУ также предусматривает повышенный размер льготы, которой могут воспользоваться многие граждане. При наличии двух и более оснований для получения налоговой льготы предоставляется льгота большего размера.

    Льгота в размере 150% предоставляется следующим категориям лиц:

    • «чернобыльцы» I и II категорий;
    • ученики, студенты, аспиранты, ординаторы и адъютанты;
    • инвалиды I и II групп (в том числе инвалиды с детства);
    • лица с присужденной пожизненной стипендией как пострадавшим от преследований за правозащитную деятельность (в т.ч. журналисты);
    • участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты».

    Также 150%-ная льгота на каждого ребенка в возрасте до 18 лет предоставляется следующим лицам:

    • одиноким матерям или отцам, вдовам или вдовцам, опекунам и попечителям;
    • лицам, содержащим ребенка-инвалида (на каждого такого ребенка).

    Также НКУ предусматривает предоставление некоторым категориям лиц 200%-ной льготы. К ним относятся Герои Украины, Герои СССР, бывшие узники концлагерей и прочие лица.

    Сроки подачи отчета:

    1. Физические лица – до 01.05 года, который следует за отчетным годом;
    2. Работодатели – в течение 40 дней после окончания отчетного квартала;

    Сроки уплаты подоходного налога:

    1. Физические лица – до 01.08 года, который следует за отчетным годом;
    2. Работодатели – в момент выплаты дохода единым платежным документом.

    Реквизиты, куда платить подоходный налог, можно узнать в местном органе ГНИ.

    Большая разборка: что такое налог на доходы физлиц

    В структуре доходов госбюджета НДФЛ составляет более 11%

    В чем суть подоходного налога

    Налог с доходов физических лиц известен с незапамятных времен. То есть данный налог при наличии дохода всегда существовал, есть и будет существовать в каждом государстве. Во всех странах он является основным источником пополнения бюджета.

    Подоходный налог (НДФЛ) относится к числу общегосударственных налогов. Порядок налогообложения регулируется разделом IV Налогового кодекса Украины (НКУ). Плательщиками налога являются граждане (резиденты и нерезиденты), налог удерживается с полученных ими доходов. Начисление (удержание) налога осуществляют как физлица (предприниматели и лица, осуществляющие независимую профдеятельность), так и работодатели.

    Ставки НДФЛ определены ст. 167 НКУ. Основной ставкой является 18%. Применяется почти для всех видов доходов граждан: зарплаты, стипендии, поощрительные выплаты, выплаты по договорам гражданско-правового характера и т. п. Есть и ряд доходов, которые облагаются по другим ставкам. Это дивиденды по акциям — 5% или 9%, доход от продажи имущества (движимого, недвижимого) — 5%, наследство — 5% или 18%. Также в НКУ предусмотрены виды доходов, которые освобождены от налогов (статья 165).

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    Как появился налог с дохода физических лиц

    НДФЛ возник с развитием государственности. Налогом облагалось население, что позволяло увеличивать госрасходы. В Украине систему налогообложения граждан ввели с принятием Закона Украинской РСР «О подоходном налоге с граждан Украинской РСР, иностранных граждан и лиц без гражданства». С 26 декабря 1992-го и по 1 января 2004-го налогообложение регулировалось Декретом КМУ «О подоходном налоге с граждан». Тогда часто менялись ставки налога. Причиной тому стали развитие рыночных отношений, изменения форм получения доходов и др. Доходы, полученные по основному месту работы, облагались по прогрессивной шкале, а по неосновному — по ставке 20%. В конце года шел перерасчет налога с учетом всех видов доходов, льгот.

    С 2004-го действовал Закон Украины «О налоге с доходов физлиц». Основными нововведениями были отказ от прогрессивной шкалы налогообложения и установление единой ставки в 15% (с 1 января 2004-го и по 31 декабря 2006-го ставка была 13%), предоставление налоговых соцльгот, расширение базы налогообложения. В декабре 2010-го Верховной Радой был принят нынешний Налоговый кодекс (раздел IV — НДФЛ).

    Что такое налоговая социальная льгота, как применяется в налогообложении доходов граждан

    В НДФЛ существует понятие «налоговая социальная льгота». Она дает возможность человеку, который получает каждый месяц зарплату, снизить сумму от общего налогооблагаемого дохода. Проще говоря, с применением налоговой льготы человек может получить на руки больше денег, а если ее не применять — то меньше. Определяется эта налоговая соцльгота в процентном соотношении к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц на 1 января в расчете на месяц. А поскольку прожиточный минимум определяется каждый год, то налоговая социальная льгота тоже меняется. Ею может воспользоваться любой человек, чья зарплата (по состоянию на 2018 год) не выше 2466 грн и 80 копеек.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    Помимо этого, НКУ предусматривает и повышенный размер социальной льготы для отдельных категорий граждан. Речь идет о размере в 150% для чернобыльцев первой и второй категорий, студентов, инвалидов первой и второй групп, инвалидов с детства, одиноких матерей, опекунов, попечителей т. д. А налоговая социальная льгота в размере 200% предусмотрена для Героев Украины, Героев СССР, бывших узников концлагерей и других категорий.

    Как рассчитывают и платят НДФЛ

    От каждого человека на нужды государства поступает в бюджет удержанный НДФЛ. Например, при начисленной зарплате наемному работнику в сумме 10 000 грн работодателем будут удержаны и перечислены в бюджет такие платежи: 18% НДФЛ (10 000 х 18% = 1800 грн) и 1,5% военного сбора (10 000 х 1,5% = 150 грн). Итого удержания из зарплаты составят 1950 грн. А к выдаче зарплата составит 8050 грн. То есть государство получит почти 20% налогов от зарплаты работника в месяц.

    Что же касается налоговой льготы, то она предусматривает уменьшение объекта обложения НДФЛ. Рассмотрим применение соцльготы на примере. Предположим, зарплата работника составляет 1500 грн. Установленная налоговая льгота составляет 50% прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января (в расчете на месяц). Так, на 1 января 2018-го прожминимум равен 1762 грн. Значит, весь 2018 год льгота составит 881 грн. Но НКУ ограничена сума зарплаты для применения соцльготы. Сумма ограничения составляет прожминимум на 1 января, умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до 10 грн (в 2018 году: 1762 грн х 1,4 = 2466,80 грн = 2470,00 грн).

    В примере начисленная зарплата не превышает размер дохода для применения соцльготы. Рассчитаем НДФЛ из этой зарплаты. Без применения социальной льготы это выглядит так: 1500 грн х 18% = 270 грн. А с применением социальной льготы расчеты такие: 1500 грн – 881 грн = 619 грн, и потом 619 грн х 18% = 111,4 грн. Итак, после вычета налога без соцльготы работник получит на руки 1230 грн. А с учетом соцльготы на руки зарплата составит 1388,58 грн.

    Почему нельзя отменить налог с доходов физлиц

    НДФЛ является основным источником пополнения бюджета Украины. По данным Министерства финансов, к примеру, за январь-февраль 2018-го в казну поступило НДФЛ в размере 12,649 млрд грн. Это 11,35% общих доходов госбюджета-2018.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    Если говорить о повышении эффективности НДФЛ в Украине, то целесообразно было бы перейти на прогрессивную шкалу налогообложения. То есть чем выше доход, выше и налог. Это было бы эффективнее для обеспечения госбюджета средствами, ведь сейчас действует единая ставка НДФЛ 18%, независимо от размера полученного дохода. Стоит отметить, прогрессивная система налогообложения применяется во многих странах. Например, в США этот налог взимается по «скользящей» системе (от 10% до 40%), что подразумевает увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Размер ставки зависит и от семейных категорий (незамужний/женатый, семейная пара, родитель-одиночка). НДФЛ по прогрессивной шкале также применяют Франция (от 5,5% до 75%), Норвегия (9,55% до 39%), Канада (от 15% до 50%).

    Но самой большой проблемой в Украине остается выплата зарплат в «конвертах». Отсюда огромные суммы недопоступления НДФЛ в бюджет, поскольку, по разным оценкам, около 30% доходов находится в «тени». И тут государству необходимо принимать меры по выводу доходов украинцев из «тени».

    Материал подготовили Христина Коновалова, Александр Панченко, директор юркомпании «Прима лидер групп» Дина Дрыжакова, экс-сотрудник ГФС Валентин Кременчук.

    Россиян ждет налоговый капкан: 13% НДФЛ покажутся раем

    Правительство намерено увеличить налог на доходы физических лиц

    22.02.2017 в 14:20, просмотров: 90479

    НДФЛ, налог на доходы физических лиц, который сейчас составляет 13% процентов, в правительстве собираются повысить до 15%. О проработке такого варианта СМИ рассказали источники в российском Белом доме. Мы поговорили с экспертами о реальности подобной перспективы.

    Не слишком утешительный бюджетный прогноз на ближайшие 3 года озвучен Минфином. При планируемых доходах дыра в бюджете может оказаться на 60% больше целевого дефицита.

    В процессе поиска новых способов восполнения недостающих триллионов эксперты вернулись к старым идеям, а именно повышению налоговых сборов. На этот раз обсуждается вариант повышения единой ставки НДФЛ до 15%.

    Если верить источникам, Минфин рассматривает эту меру вкупе со снижением страховых взносов, которые платят работодатели (сейчас это 30%, предполагается снизить планку до 21).

    Министерство экономического развития соглашается с увеличением НДФЛ до 15%, при этом в Минэкономразвития говорят о параллельном введении «понятия» минимального дохода, который вообще не будет облагаться налогом.А еще — о повышении НДС на 3% (подробнее об этом читайте в материале «Правительство собралось «ограбить» россиян за счет повышения НДС»).

    Насколько реальны эти планы, «МК» поинтересовался у экспертов.

    Михаил Беляев, руководитель банковской секции общероссийской организации потребителей ФинПотребСоюз: «Минфин уже давно продумывал эту идею, которая является всего лишь свидетельством того, что данное ведомство практикует не государственный, а бухгалтерский подход к балансированию бюджета.

    На мой взгляд, это просто дополнительное нагромождение мероприятий, которые никогда не будут до конца справедливыми, это химерическая схема, которая в наших условиях не сработает.

    Люди очень чувствительны к изменениям в налогообложении. Помните, когда власти отказались от индексации пенсий работающим пенсионерам, из сферы официальной занятости ушли более 5 миллионов пенсионеров. Будем надеяться, что очередная инициатива Минфина — только информация к размышлению».

    Вячеслав Шинкарев, эксперт компании «СКБ Контур»: «На самом деле сложно давать оценку каких-то не оформленных пока в законодательные акты намерений чиновников. Дьявол традиционно кроется в мелочах. В конечном счете, все будет зависеть от того, как эта инициатива будет отражена в законе.

    Само по себе повышение ставки НДФЛ с 13 до 15%, особенно если это произойдет вместе с предполагаемым снижением страховых взносов, не представляется чем-то из ряда вон выходящим, скорее даже это положительное явление для бизнеса.

    Однако существуют разные нюансы, которые при практической реализации таких изменений могут заметно осложнить ситуацию.

    Например, озвучивается прогрессивность налога (введение некоторой необлагаемой суммы).

    На практике это может обернуться сложностями корректного расчета НДФЛ для тех организаций, у которых есть обособленные подразделения, и работник в течении месяца мог поработать в нескольких из них. В такой ситуации НДФЛ надо рассчитать отдельно по обособленному подразделению. Как в этом случае применять «необлагаемую» сумму, совершенно не ясно.

    На самом деле, хотелось бы, чтобы кроме повышения ставки налога инициаторы изменений подумали над упрощением правил исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет налоговыми агентами, по примеру тех же страховых взносов.

    Ни для кого не секрет, что 2016 год был очень сложным годом для бухгалтеров компаний — именно из-за НДФЛ (относительно новая отчетность по форме 6-НДФЛ). Да и сейчас выполнить все требования Налогового кодекса по НДФЛ довольно проблематично».

    На практике, если НДФЛ будет повышен, пострадают прежде всего простые граждане — подсчитайте, на сколько уменьшится ваш доход. Каковы бы ни были нюансы правительственных планов по увеличению налогового бремени на россиян, без сомнения, их общий вектор не изменится.

    Правительство готовит повышение ставки НДФЛ

    Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина изучают варианты повышения НДФЛ для россиян. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на слова ряда федеральных чиновников, все три ведомства согласны, что ставку нужно повышать. Так, в качестве одного из вариантов Минфин обсуждает повышение НДФЛ до 15%. Это можно компенсировать снижением с 30 до 21% ставки страховых взносов, которые можно установить на уровне 21%. При этом 6–8 процентных пунктов НДФЛ могут быть направлены в федеральный бюджет.

    В ЦСР при этом прорабатывался вариант с повышением ставки НДФЛ до 17% с предоставлением вычетов (всем или только беднейшим категориям населения) на уровень прожиточного минимума. Кроме того, в числе обсуждаемых идей также введение плавающей ставки и предоставление регионам права самостоятельно определять ставки для себя.

    Пока, полагает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, нет расчетов, к чему приведет такой маневр в среднесрочном плане. На любое повышение налогов реакция обычно одна — применение схем по их оптимизации. Повышение НДФЛ обсуждается давно, главный мотив — в России самая низкая его ставка. Для граждан в этом вопросе самое главное — налоговые вычеты социального и имущественного характера.

    Сокращение страховых взносов, по мнению Ващенко, — не лучшая идея, поскольку дефицит пенсионного фонда придется финансировать из других источников. Уже сейчас государство дополнительно направляет около 190 млрд руб. в ПФР. До 2019 г. бюджет уже сверстан, и перекраивать его сейчас, когда риск кризисного сценария не пройден, на взгляд эксперта, никто не будет. Более рабочий вариант, полагает Ващенко, это повышение НДС. Это один из главных составляющих бюджетных доходов, рост ставки на 3% может привести к дополнительным поступлениям в размере свыше 900 млрд руб.

    Сегодня отечественный подоходный налог с его 13-процентной ставкой видится как безусловно стимулирующий, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. Это можно расценивать как налоговое резидентство России и профессиональный рост отдельно взятого человека, так и социальную активность бизнеса: раз состоятельные и низкооплачиваемые категории платят налог по одинаковой ставке, значит, бизнес обязан помогать менее защищенным слоям путем участия в соответствующих проектах и оказании благотворительной помощи.

    Тезис о том, что «в целом у нас налоговое бремя небольшое, но для бизнеса оно избыточное, а для граждан, наоборот, низкое по сравнению с другими странами» озвучивался еще в конце 2014 года, когда о необходимости повышения подоходного налога из-за дефицита бюджета говорили в Минфине, напоминает Соловьев. Так, звучало предложение повысить НДФЛ на 1-2 % для всего работающего населения. Данная тема получила развитие в мае 2015 года на очередном съезде «Деловой России» и потом долго обсуждалась в СМИ. Совершенно очевидно, что учитывая экономически нестабильное время, в первую очередь испытанию подвергается 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц.

    Как напоминает эксперт, в том же 2015 году поправку в ст. 244 Налогового кодекса предложила группа депутатов, которая предполагала повышение с 13 до 30 % ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 млн рублей. По их подсчетам, это могло бы затронуть около 0,2 процента населения, при этом экономический эффект прогнозировался на уровне 300 – 500 млрд рублей ежегодно (при среднегодовых поступлениях в консолидированный бюджет от этого налога порядка 2,6 трлн рублей). Однако на сегодняшний день одним из главных достижений российской налоговой системы является единая 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц, обозначающая вектор на транспарентную систему выплаты заработной платы, сбережения ценных и уникальных специалистов.

    Вопрос — повышать или не повышать ставку НДФЛ — отчасти находится в сфере того, насколько критичным для бюджета является выпадение тех или иных видов доходов. Увеличение налоговой нагрузки на физических лиц при отсутствии компенсаций в иных выплатах всегда весьма чувствительно и критически воспринимается населением, констатирует эксперт. И на этот непростой шаг стоит идти, когда другие варианты пополнения бюджета являются нереализуемыми, заключает Соловьев.