Верховный суд и система судов общей юрисдикции рф

1. Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции и его задачи

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии со ст.

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции при рассмотрении уголовных дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ) . В соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК РФ Верховному Суду Российской Федерации подсудны и иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, районным судам, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

дает разъяснения по вопросам судебной практики .

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом.

Конституция Российской Федерации позволяет сделать ряд важных выводов относительно общей характеристики роли Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции в системе общих судов, в частности, о том, что: а) Верховный Суд обладает юрисдикцией на всей территории России; б) решения, приговоры, определения и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные Верховным Судом, в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат; в) Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке решение, приговор, определение и постановление любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу; г) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики; д) Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.

Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей, судей.

Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ.

Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства, координируя эту работу с министерством юстиции; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом. Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности), а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6 — 8 судей Верховного Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, а также обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора.

В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из республик, краев, областей и других административно-территориальных образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок подготовки и рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных коллегиях позволяет более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих судей. Судьи Верховного Суда РФ, изучающие дела из определенных нижестоящих судов и участвующие в их рассмотрении, имеют возможность знакомиться с обстановкой в области, крае, республике, условиями работы этих судов, с наиболее распространенными в этих регионах преступлениями и иными правонарушениями, а также с деловыми качествами судей, участвовавших в рассмотрении дел, которые поступили с жалобами и протестами в Верховный Суд. Это позволяет выявлять типичные ошибки, допущенные в решениях и приговорах, устранять их и оказывать более эффективную помощь нижестоящим судам.

20.Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика фкз «о судах общей юрисдикции в рф»

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Возглавляет и организует работу федеральных судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ непосредственно или через Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

ФКЗ Одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года, Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года, в силе от 7 февраля 2011 г. Содержит 6 глав, 44 статьи. Законом регулируются Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции, Принципы деятельности судов общей юрисдикции, составы и полномочия звеньев судов общей юрисдикции, их материальное и техническое оснащение и т.д. + утверждает отмену закона «О судоустройстве» с 2013 года.

21.Суды субъектов рф – конституционные (уставные) суды, мировые судьи

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.

Судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ и мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

В соответствии с законом о мировых судьях (17 декабря 1998 г.). мировые суды (мировые судьи) учреждаются во всех субъектах Российской Федерации. Они наделяются своеобразным положением в судебной системе — отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их систему, но при этом не являются судами федеральными. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Лишь при рассмотрении материалов об административных правонарушениях их разрешено при отсутствии федеральных правил прибегать к правилам судопроизводства, устанавливаемым законами субъектов Федерации.

Мировые судьи назначаются либо избираются на должность сроком не более 5 лет, но более конкретный срок устанавливается соответствующим законом субъекта РФ. Для мировых судей, которые назначаются на должность впервые, устанавливается срок полномочий 3 года, если повторно – срок устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.

На должность мирового судьи могут быть назначены или избраны граждане РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5лет, соответствие нравственным требованиям. Не могут быть назначены на должность мирового судьи лица, которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается решением Совета судей РФ.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;

иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества;

дела об определении порядка пользования имуществом;

дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

§ 12. Место Верховного Суда Российской Федерации в системе судов общей юрисдикции. Полномочия Верховного Суда РФ

Нормы Конституции РФ, касающиеся положения Верховного Суда Российской Федерации, находят более детальное отражение в нормах Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года и Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года1.

В соответствии с действующим законодательством, Верховный Суд Российской Федерации исполняет все три судебные функции, т.е. рассматривает дела по первой инстанции, является судом кассационной инстанции, рассматривает дела в порядке судебного надзора.

Помимо указанных полномочий Верховный Суд Российской Федерации: •

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение; •

осуществляет контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; •

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие, из международных договоров РФ; •

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Юрисдикция Верховного Суда Российской Федерации распространяется на всю территорию Российской Федерации. В полномочия Верховного Суда РФ входит пересмотр в установленном порядке приговора, решения, определения и постановления любого нижестоящего суда общей юрисдикции. Решения, приговоры, определения, постановления, вынесенные Верховным Судом в кассационном порядке, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Состав Верховного Суда Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы:

со Судебный департамент

Судебная коллегия по уголовным делам.Кассационная палата Пленум Верховного Суда РФ

Вопрос25.Система судов общей юрисдикции (общая характеристика).

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

(ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»)

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ». Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.(ст. 2)

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению. (ст. 4)

Понятие судебных инстанций. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

Все суды, входящие в судебную систему, делятся на звенья.

Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями.

Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев: основное звено — районные суды; среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; высшее звено — Верховный суд РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. «О военных судах Российской Федерации» существуют военные суды: основное звено — гарнизонные военные суды; среднее звено — окружные флотские военные суды; высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ. В связи с внесенными в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной): основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов РФ; промежуточное (второе) звено — арбитражные апелляционные суды; промежуточное (третье) звено — федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды); высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный суд РФ. Помимо разделения судов на звенья, суды разделяются по процессуальной компетенции на инстанции. Судебной инстанцией считается суд, выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Существуют следующие виды судебных инстанций. Суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции.Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции апелляционная инстанция — это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями. Особенностью рассмотрения дел в апелляционной инстанции является то, что разбирательство представляет собой полное или частичное повторное рассмотрение дел с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам.Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям.Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение.Суд надзорной инстанции — суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу. Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

Важно отметить, что для проверки вступивших в законную силу приговоров и иных решений установлено две процедуры: производство в порядке надзора и производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Система государственного управления

5.6. Судебная система Российской Федерации

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России.[34]

В судебную систему России входят все суды:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

— Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ

«Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства[35]».

Частью первой статьи 125 Конституции определен численный состав Конституционного Суда РФ. Он равен 19. Новая Конституция называет членов Конституционного Суда судьями. Они назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции РФ иных правовых актов. Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти РФ. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности — запрос.

Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.

Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точки зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации. Однако не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Третья группа — внутригосударственные, или внутрифедеральные, договоры России. Здесь даны два их вида: договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе относятся международные договоры России. При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры.

В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для жизни государств, их социально-экономических, политических систем, для каждого гражданина.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т.д.

В части четвертой статьи 125 закрепляются прежде всего полномочия Конституционного Суда, имеющие важнейшее значение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны. Данный орган рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными.

В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Именно этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации.

Верховный суд РФ и система судов общей юрисдикции

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции — делами, подсудными судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».

В систему Верховного Суда входят суды субъектов Федерации (республиканские, краевые, областные), городские и районные суды, рассматривающие дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Система арбитражных судов РФ

В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

Такой дуализм неизвестен большинству государств «дальнего зарубежья». Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров — государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118—125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г., с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.).

Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

В систему арбитражных судов входят окружные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов Федерации.

Кроме федеральных судов в Российской Федерации имеются суды субъектов Федерации. В некоторых субъектах Федерации имеются конституционные (уставные) суды, выполняющие функции, схожие с функциями Конституционного Суда РФ.

К судам субъектов Федерации можно отнести и институт мировых судей.

Из предложенного списка выберите территориальные судебные органы, входящие в системы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ:

Конституционный Суд РФ ____________________________________________________________

Верховный Суд РФ __________________________________________________________________

Высший Арбитражный Суд РФ ________________________________________________________

Система судов общей юрисдикции. Звено судебной системы, судебная инстанция. Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ нет специализированных судов, хотя концепция развития судебной системы предусматривает в частности создание административных, ювенальных и миграционных судов.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт- Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд — вышестоящий — имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ — к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.