Воинская статья 54

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 54. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса

Засуджена за тяжкое или особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс, может быть лишено по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного класса.

1. Лишением воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса является дополнительным наказанием, которое направлено не только на осуществление морального воздействия на осужденное лицо, но и на лишение ее тех преимуществ, которые предоставляют соответствующие звания, ранг, чин, квалификационный класс.

соответствии со ст. 54 суд вправе применить это наказание только при осуждении лица за особо тяжкое или тяжкое преступление (о понятии таких преступлений см.. ст. 12.

Как вид наказание лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса не указывается в санкциях норм Особенной части УК. Его применение зависит от угляду суда. Судебная практика свидетельствует, что суды, применяя такое наказание, учитывают, в частности, следующие обстоятельства: использование виновным своего звания, ранга, чина или квалификационного класса для совершения преступления или для получения не предусмотренных законом льгот или преимуществ для себя или для других лиц, его отношение к выполнению служебных обязанности ‘ связей, наличие дисциплинарных взысканий; поведение виновного в коллективе и в быту.

Военное звание присваивается, в частности, лицам, которые проходят службу в Вооруженных Силах Украины, Государственной пограничной службе Украины, Службы безопасности Украины, других военных формированиях, а также военнообязанных ‘ связанным. Воинские звания подразделяются на армейские и верфи, а также на звание рядового состава, сержантского и старшинского состава, младшего офицерского состава, старшего офицерского состава и высшего офицерского состава. Специальными являются звания, присваиваемые, в частности, работникам милиции, государственной налоговой администрации, налоговой милиции, таможенной службы. Ранги установлены, в частности, для государственных служащих, дипломатов, классные чины — для работников прокуратуры, а квалификационные классы — для судей, врачей — судебно-психиатрических экспертов, судебных экспертов.

2. Статья 54 не предусматривает лишения судом осужденного почетных и ученых званий, государственных наград, ученых степеней.

3. Согласно ст. 98 наказание, предусмотренное ст. 54, не применяется к несовершеннолетним.

Конституция Украины (пункты 5 и 6 ч. 2 ст. 92, п. 24 и 25 ст. 106).

Уголовно-исполнительный кодекс от 11 июля 2003 (Ст. 29).

Таможенный кодекс Украины от 11 июля 2002 ( ст. 410).

Закон Украины » О статусе судей » от 15 декабря 1992 г. (ст. 40).

Закон Украины » О государственной службе » от 16 декабря 1993 г. (ст. 26) .

Закон Украины » О государственной налоговой службе в Украине » в редакции от 24 декабря 1993 г. (ст. 15).

Закон Украины » О воинской обязанности ‘ Связь и военной службе » в редакции от 4 апреля 2006

Закон Украины & ; quot; О государственных наградах Украины » от 16 марта 2000

Закон Украины » О дипломатических рангах Украины » от 28 ноября 2002 г. (ст. 1 ).

Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Украины. Утверждено постановлением Верховной Рады Украины N 1795-XII от 6 ноября 1991

Постановление Верховной Рады Украины & quot ; О специальных званиях, форменная одежда и знаки различия в органах внутренних дел Украины » N 3135-XII от 22 апреля 1993

Порядок присуждения научных степеней и присвоения ученого звания старшего научного сотрудника. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины N 423 от 7 марта 2007 г.

Порядок присвоения ученых званий профессора и доцента. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 31 декабря 2004

Положение о специальных званиях должностных лиц органов государственной налоговой службы. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины N 1234 от 22 сентября 2004

Положение о квалификационных классы врачей — судебно-психиатрических экспертов и психологов — судебных экспертов. Утверждено приказом Министерства здравоохранения ‘ я Украины N 199 от 31 октября 1995

Положение о квалификационных классах судебных экспертов из числа работников научно-исследовательских институтов судебных экспертиз Министерства юстиции Украины. Утверждено приказом Министерства юстиции Украины N 360/6 от 30 ноября 1995

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 7 от 24 октября 2003 » О практике назначения судами уголовного наказания » (п. 15).

Статья 54. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса

Осужденное за тяжкое либо особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг,

чин или квалификационный класс, может быть лишено

по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного класса.

за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.

Применяется это наказание только в качестве дополнительного (ч.2. ст. 52).

2. Лишение воинского или специального звания, предусмотренное ст. 54, суд вправе применить к лицу, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление и тем

самым опорочившему присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этого наказания исходя из общих

начал назначения наказания (ст. 65 УК). В контексте положений ст. 52 УК ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиями в широком значении этого понятия. Не относится к компетенции суда

лишение государственной награды (ордена, медали, почетного звания), ученой степени или звания.

3. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой состав, сержантский и старшинский состав,

состав прапорщиков и мичманов и офицерский состав, который подразделяется на младший и высший офицерский

состав. Каждому военнослужащему и военнообязанному

присваивается воинское звание. Все звания в Вооруженных Силах Украины и других войсках подразделяются

на армейские и флотские. Устанавливаются следующие

военные звания: рядовой, матрос, старший солдат, старший матрос (рядовой состав), младший сержант, старшина

2 статьи, сержант, старшина 1 статьи, старший сержант,

главный корабельный старшина (сержантский и старшинский состав), прапорщик, мичман, старший прапорщик, старший мичман (состав прапорщиков и мичманов), младший

лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант (младший офицерский состав), майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга, полковник,

капитан 1 ранга (старший офицерский состав), генералмайор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии Украины (высший офицерский состав). К воинским званиям граждан,

состоящих в запасе или отставке, прибавляются соответственно слова -запаса- или -в отставке-. Воинские звания присваиваются в соответствии с временными положениями о прохождении военной службы разными категориями военнослужащих, которые были утверждены

Указом Президента Украины от 13 мая 1993 г. — 174

(см.: п. 24 Временного положения о прохождении военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами; п.18 Временного положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава. //Вшськове законодавство Украши: Зб1рник нормативних акт!в.- К.,

1996.- С.с. 122, 142, 156-157).

Лишение воинского звания осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право присваивать

воинские звания, а также по приговору суда в случае дискредитации военнослужащим своей чести и достоинства

(см., например, п.30 Временного положения происхождении военной службы лицами офицерского состава). Военнослужащие срочной службы (кроме тех, которые имеют

звания рядового и матроса) могут быть лишены воинского звания в порядке, предусмотренном Дисциплинарным

уставом Вооруженных Сил Украины (см. п.4 ст. 5 Закона

-О всеобщей воинской обязанности и военной службе- от

25 марта 1992г. //Закони Украши. Том 3.- К., 1996. С. 157). В соответствии с абз. 10 п. 15 Инструкции относительно порядка применения отдельных статей Временного положения о прохождении военной службы солдатами,

матросами, сержантами и старшинами, утвержденной приказом Министерства обороны от 11 августа 1993г. -181

и зарегистрированной в Министерстве юстиции 31 августа 1993 г. под — 118 (Закон i б!знес.- 1993.- 24 сентября), военнослужащие, проходящие воинскую службу по

контракту и имеющие звания -старший солдат- (-старший матрос-) и выше, могут быть лишены этих воинских

званий: а) по приговору суда в случае совершения ими

преступления; б) за систематическое совершение проступков, которые дискредитируют звание военнослужащего.

Постановлением Президиума Верховного Совета Украины от 21 февраля 1994г. -О воинских званиях судей

военной коллегии Верховного Суда Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1994.- -24.- Ст. 192) в

соответствии со штатным расписанием судьям военной

коллегии Верховного Суда Украины устанавливаются такие воинские звания: председатель коллегии — генералполковник, заместитель председателя коллегии — генерал-лейтенант, судья коллегии — генерал-майор. Воинские

звания судьям военной коллегии Верховного Суда Украины присваивает Президент Украины.

Кроме военнослужащих Вооруженных Сил Украины,

воинские звания имеют также военнослужащие Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины,

Пограничных войск Украины, войск гражданской обороны,

войск внутренней и конвойной охраны МВД Украины,

Управления охраны высших должностных лиц Украины

и иных военных формирований, созданных в соответствии

с законодательством Украины.

3. Специальные звания присваиваются Президентом

Украины (высшие специальные звания), а также руководителями соответствующих ведомств.

Постановлением Верховного Совета Украины от 22 апреля 1993 г. -О специальных званиях, форменной одежде и

знаках различия в органах внутренних дел Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины. -1993. — — 22. Ст. 234) установлены следующие специальные звания: рядовой милиции, рядовой внутренней службы (рядовой состав), младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, сержант милиции, сержант внутренней

службы, старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старшина милиции, старшина внутренней

службы, прапорщик милиции, прапорщик внутренней

службы, старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы (младший начальствующий состав), младший лейтенант милиции, младший лейтенант

внутренней службы, лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, капитан милиции, капитан внутренней службы (средний начальствующий состав), майор

милиции, майор внутренней службы, подполковник милиции, подполковник внутренней службы, полковник милиции, полковник внутренней службы (старший начальствующий состав), генерал-майор милиции, генерал-майор

внутренней службы генерал-лейтенант милиции, генераллейтенант внутренней службы, генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы Украины (высший начальствующий состав). Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего состава и

рядового состава органов внутренних дел определяется

МВД. Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава присваиваются в порядке, определяемом

Кабинетом Министров, а высшего начальствующего состава — Президентом Украины по представлению Министра внутренних дел. Лица начальствующего состава могут быть лишены специальных званий в случаях утраты

гражданства Украины или приговором суда, вступившим

в законную силу.

4. В соответствии со ст. 15 Закона -О государственной налоговой службе в Украине- от 4 декабря 1990 г. в

редакции Закона от 24 декабря 1993 г. (Закони Украши.

Том 1. — К., 1996.- С.с. 45-46) должностным лицам

государственных налоговых администраций присваиваются специальные звания: главный государственный советник налоговой службы, государственный советник налоговой службы I, II или III ранга, советник налоговой службы I, II или III ранга, инспектор налоговой службы I, II или

III ранга. Положение о специальных званиях и их при142

своения в данном случае утверждается Кабинетом Министров Украины.

Специальные звания работников налоговой милиции

установлены Законом -О государственной налоговой службе в Украине- (ст. 24 в редакции Закона от 5 февраля

1998г. //Голос Украины.- 1998.- 14 февраля).

Специальные звания работников таможенной службы

установлены постановлением Верховного Совета Украины от 5 февраля 1992 г.

Верховного Совета Украины.- 1992.- -19.- Ст. 26).

5. Постановлением Верховного Совета Украины от

31 января 1992 г. -О дипломатических рангах Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины.- 1992.-18.- Ст. 236) установлены такие ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого

класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе. Уполномоченные дипломатические

ранги посла и посланников присваивает Президент Украины, другие дипломатические ранги — министр иностранных дел.

16 декабря 1993 г. Верховный Совет Украины принял Закон -О государственной службе- (Закони Украши.

Том 6.- К., 1996.- С.с. 231-244), который определяет

общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и в их аппарате. Государственная служба — это

профессиональная деятельность лиц, которые занимают

должности в государственных органах и получают заработную плату за счет государственных средств (ч. 1

Принятие на государственную службу, продвижение по

ней служащих, стимулирование их труда, решение других

вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. Закон устанавливает семь категорий должностей служащих (ст. 25). Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности,

роль и место должности в структуре государственного органа. В соответствии со ст. 26 Закона устанавливаются

такие ранги государственных служащих: служащим, занимающим соответственно должности, отнесенные к первой категории, могут быть присвоены 3, 2 и 1 ранги, второй категории — 5, 4 и 3 ранги, третьей категории — 7, 6 и

5 ранги, четвертой категории — 9, 8 и 7 ранги, пятой категории — 11, 10 и 9 ранги, шестой категории — 13, 12 и 11

ранги, седьмой категории — 15, 14 и 13 ранги.

Положение о рангах служащих утверждает Кабинет

Министров Украины. Ранг служащему присваивается в

соответствии с должностью, которую он занимает, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины, второй категории — Кабинетом Министров Украины, третьейседьмой категории — руководителем государственного

органа, в системе которого работает государственный служащий. В трудовой книжке государственного служащего делается запись о присвоении, изменении и лишении

Приказом министра обороны от 14 августа 1995 г.

— 200 утверждена -Инструкция о порядке присвоения рангов государственным служащим управлений видов Вооруженных Сил Украины, военных округов и других, приравненных к ним органов военного управления, объединений

(армия, корпус) и военных комиссариатов-, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции 4 ноября 1995 г. под

— 406/942 (ЮВУ.- 1996.- 10-17 апреля).

6. В соответствии с -Положением о классных чинах

работников органов прокуратуры Украины- установлено

10 классных чинов: государственный советник юстиции

Украины, государственный советник юстиции 1 класса,

государственный советник юстиции 2 класса, государственный советник юстиции 3 класса, сарший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист

1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса. В соответствии с

Законом Украины -О прокуратуре- классные чины государственного советника юстиции 1 класса, государствен144

ного советника юстиции 2 класса, государственного советника юстиции 3 класса присваиваются Президентом

Украины, другие классные чины — Генеральным прокурором Украины.

Закон Украины -О хозяйственных судах- от 4 июля

1991 года с изменениями и дополнениями от 21 июня

2001 года предусматривает прохождение аттестации судьями хозяйственных судов, по результатам которой им

присваиваются квалификационные категории, а также специалистам и другим работникам хозяйственных судов,

должности которых подлежат квалификационной аттестации. В соответствии с Законом Украины -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и

дисциплинарной ответственности судей судов Украиныот 1 июля 2001 г. для судей установлено 6 квалификационных классов (высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый).

7. Законом -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины- от 2 февраля 1994 г. (Закони

Украши. Том 7.- К.,1997.- С.с. 98-111) предусмотрено

(ст. 16), что в зависимости от должности, стажа и опыта

работы, уровня профессиональных знаний для судей пожизненно устанавливается семь квалификационных классов: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый и

Законом -О судебной экспертизе- от 25 февраля 1994 г.

(Закони Украши. Том 8.- К., 1997.- С.с. 225-260) установлено (ст. 16), что в зависимости от специализации и

уровня подготовки руководящих работников и специалистов, привлекаемых к производству судебных экспертиз или участвующих в разработках теоретической и методической базы, им присваивается квалификация судебного эксперта с разрешением производства определенного вида экспертиз и квалификационный класс. Порядок

проведения аттестаций и присвоения квалификационных

классов определяется министерствами и ведомствами, в

систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные

8. Следует отметить, что сейчас, исходя из нового текста ст. 54, суд может сам, при наличии к тому оснований,

лишить лицо любого воинского звания, включая звание

высшего офицерского состава, равно как и любого специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (выше приведен лишь примерный перечень нормативных актов, регламентирующих эти вопросы), независимо

от того, кем они были присвоены. В таком решении вопроса находит конкретное выражение принцип равенства

всех граждан перед законом, а также принцип независимости судебной власти.

9. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса судом при наличии

оснований, указанных в ст. 54, является наказанием и влечет за собой неблагоприятные для осужденного последствия в виде лишения определенных прав, освобождения со

службы или устранения от должности.

Решение суда о лишении осужденного воинского или

специального звания, ранга, чина или квалификационного

класса должно быть изложено в резолютивной части приговора. При этом следует иметь в виду, что лицу, признанному виновным в совершении нескольких преступлений,

предусмотренных различными статьями Уголовного Кодекса либо частями или пунктами, дополнительное наказание, предусмотренное ст. 54, должно быть назначено за

одно или отдельно за несколько тяжких преступлений, а

потом по их совокупности. Назначение рассматриваемого дополнительного наказания только по совокупности

преступлений является недопустимым (см.: абз. 1 п.9

Постановления Пленума Верховного Суда Украины от

22 декабря 1995 г. -22 -О практике назначения судами

10. Порядок и условия исполнения наказания, предусмотренного п. 2 ст. 51 и ст. 54 УК, установлены гл.VI

Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных, утвержденного

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 22 июня

Статья 54. Военные сборы

1. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.

Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

1.1. Военные сборы подразделяются на:

сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (далее — проверочные сборы).

2. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Началом военных сборов считается день отправки гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности либо день его убытия из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

Окончанием военных сборов считается день отправки гражданина с места проведения военных сборов либо день его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

3. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин, пребывающий в резерве, в течение срока контракта о пребывании в резерве, определяется Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.

4. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

5. Правовое положение граждан, призванных на военные сборы, определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 54 УК УССР

В Уголовном кодексе УССР, утвержденном ЦИК УССР 8 июня 1927 года, то, что называлось «контрреволюционными преступлениями» подпадало под действие статьи 54, пунктов от 1 до 14. Кодекс был принят накануне 10 годовщины октябрьского переворота

В части «контрреволюционной деятельности» кодекс УССР отличается только нумерацией статей: статья 54 УК УССР, по которой было репрессировано наибольшее количество лиц, соответствует статье 58 Уголовного кодекса РСФСР.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР

1. Контрреволюционные преступления

58-1. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

В силу международной солидарности интересов всех трудящихся такие же действия признаются контрреволюционными и тогда, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР.

58-1а. Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания – расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.

58-1б. Те же преступления, совершенные военнослужащими, караются высшей мерой уголовного наказания – расстрелом с конфискацией всего имущества.

58-1в. В случае побега или перелета за границу военнослужащего, совершеннолетние члены его семьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершенной измене, или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, караются – лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества.

Остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.

58-1г. Недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене влечет за собой лишение свободы на 10 лет.

Недонесение со стороны остальных граждан (не военнослужащих) преследуется согласно ст.58-12.

58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственного отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры влекут за собой — высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества.

58-3. Сношения в контрреволюционных целях с иностранным государством или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путем интервенции или блокады, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-4. Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равноправия коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системе, стремится к ее свержению, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазией общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против Союза ССР деятельности, влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже трех лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела или объявления врагом трудящихся, с лишением гражданства союзной республики и тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с конфискацией имущества.

58-5. Склонение иностранного государства или каких-либо в нем общественных групп, путем сношения с их представителями, использованием фальшивых документов или иными средствами, к объявлению войны, вооруженному вмешательству в дела Союза ССР или иным неприязненным действиям, в частности: к блокаде, к захвату государственного имущества Союза ССР или союзных республик, разрыву дипломатических сношений, разрыву заключенных с Союзом ССР договоров и т.п., влечет за собой — меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-6. Шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влечет за собой —

лишение свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР, — высшую меру социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзных республик и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда с конфискацией имущества.

Передача, похищение или собирание с целью передачи экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны, но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий, за вознаграждение или безвозмездно организациям и лицам, указанным выше, влекут за собой — лишение свободы на срок до трех лет.

Примечание 1. Специально охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом народных комиссаров Союза ССР по согласованию с советами народных комиссаров союзных республик и опубликовываемом во всеобщее сведение.

Примечание 2. В отношении шпионажа лиц, упомянутых в ст.193-1 настоящего Кодекса, сохраняет силу ст.193-24 того же Кодекса.

58-7. Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путем соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций, влекут за собой —

меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-8. Совершение террористических актов, направленных против представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-9. Разрушение или повреждение с контрреволюционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных складов и иных сооружений или государственного и общественного имущества, влечет за собой — меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 — 58-9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-11. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собой — меры социальной защиты, указанные в соответствующих статьях настоящей главы.

58-12. Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении влечет за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

58-13. Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны, влекут за собой —

меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего кодекса.

58-14. Контрреволюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечет за собой —

лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты — расстрела, с конфискацией имущества.

1. Текст 58-й статьи приводится по: Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С.27-32.

2. Первая глава введена в действие после вступления в силу Положения о государственных преступлениях, принятого 3-й сессией III созыва ЦИК СССР 25 февраля 1927 года.

3. Статьи 58-1а — 58-1г введены после постановления ЦИК СССР от 8 июня 1934 года.

Примечание к статье 58-6:

193-1. Воинскими преступлениями признаются направленные против установленного порядка несения военной службы преступления, совершенные военнослужащими и военнообязанными запаса Рабоче-Крестьянской Красной Армии во время состояния тех или других в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

193-24. Передача иностранным правительствам, неприятельским армиям и контрреволюционным организациям, а равно похищение или собирание с целью передачи сведений о вооруженных силах и об обороноспособности Союза ССР, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже пяти лет с конфискацией имущества или без таковой, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов Союза ССР — высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.98 N 53-ФЗ (ред. от 21.07.98) «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
  • В данном виде документ опубликован не был —
  • (в ред. от 28.03.98 — «Российская газета», N 63, 02.04.98;
  • «Собрание законодательства РФ», 30.03.98, N 13, ст. 1475)

Статья 54. Военные сборы

1. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.

Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

2. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

3. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

4. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Закон РБ О воинской обязанности и воинской службе
Статья 54. Состав военнослужащих и воинские звания

В Вооруженных Силах и других воинских формированиях устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:

Солдаты и матросы

Сержанты и старшины

старшина 2-й статьи

старшина 1-й статьи

главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

капитан 3-го ранга

капитан 2-го ранга

капитан 1-го ранга

Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, добавляется слово «гвардии».

Воинское звание офицера, имеющего военно-учетную специальность и высшее юридическое или медицинское (фармацевтическое, ветеринарное) образование, дополняется соответственно словами «юстиции» или «медицинской службы».

Воинское звание резервиста дополняется словом «резерва».

Воинское звание гражданина, состоящего в запасе или находящегося в отставке, дополняется соответственно словами «запаса» или «в отставке».

Добавить комментарий к ст.54 Закон РБ О воинской обязанности 1914-XІІ от 5.11.1992 г.