Возврат ндфл резидентам

Возврат НДФЛ с приобретением статуса налогового резидента

«Кадровый вопрос», 2011, N 6

ВОЗВРАТ НДФЛ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ СТАТУСА НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА

Довольно часто между налоговыми органами и налоговыми агентами возникают споры, связанные с неверным исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц в бюджет. При этом мнение арбитражных судов неоднозначно: иногда они поддерживают позицию налоговиков, иногда — позицию налогоплательщиков. В данной статье рассмотрим, какие моменты должен учесть налогоплательщик при подаче заявления о возврате излишне удержанного НДФЛ и как доказать право на возврат или зачет данных сумм.

Возврат НДФЛ налоговым агентом налогоплательщику

Согласно п. 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при излишне удержанной сумме НДФЛ с дохода налогоплательщика налоговый агент обязан эту сумму вернуть.

Отметим, что до 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ не были определены ни процедура, ни сроки возврата НДФЛ из бюджета. Поэтому на практике у налоговых агентов возникали определенные проблемы. Кроме того, финансовое ведомство и арбитражные суды неоднозначно подходили к решению данного вопроса.

В одних разъяснениях указывалось, что налоговый агент должен вернуть налог физическому лицу (по его заявлению) и только после этого обратиться за переплатой в налоговый орган. При этом, как было указано в Письмах Минфина России от 11 мая 2010 г. N 03-04-06/9-94, от 25 августа 2009 г. N 03-04-06-01/222, возврат путем зачета в счет будущих платежей в бюджет по другим физическим лицам произвести нельзя.

В других разъяснениях содержалась противоположная точка зрения: налоговый агент может произвести возврат путем проведения зачета в счет будущих платежей. В частности, такие выводы были сделаны в Письмах Минфина России от 11 мая 2010 г. N 03-04-06/9-94, от 11 августа 2005 г. N 03-05-01-04/263.

С 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ подробно прописан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм. Заметим, что поправки в п. 1 ст. 231 НК РФ внесены п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ).

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом заявление необходимо подать именно налоговому агенту, а не в налоговый орган (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу N А52-6423/2009).

Следует учитывать, что п. 1 ст. 231 НК РФ регулирует отношения по возврату НДФЛ не только между налоговым агентом — работодателем и его работниками, но и между налоговым агентом и другими физическими лицами, которые не состоят с ним в трудовых отношениях. Финансовое ведомство отмечает, что право налогоплательщика подать заявление на возврат налога налоговому агенту и обязанность последнего вернуть его не зависят от того, продолжаются ли взаимоотношения между физическим лицом и организацией (Письма от 25 августа 2009 г. N 03-04-06-01/222, от 3 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/76).

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (абз. 2 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Как указано в Письме Минфина России от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-112, поскольку НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога, налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика (абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (абз. 4 п. 1 ст. 231 НК РФ).

В случае если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением установленного срока, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (абз. 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Напомним, что до 2011 г. ст. 231 НК РФ не устанавливала срок для возврата излишне удержанного налога физическому лицу. Поэтому, как было указано в Письме Минфина России от 26 августа 2009 г. N 03-04-05-01/661, если налоговый агент не исполнял своих обязанностей по возврату налогоплательщику излишне удержанного НДФЛ, то физическое лицо было вправе обратиться в суд за защитой своего права на получение данных сумм налога. Кроме того, налогоплательщик мог обжаловать в суде отказ налогового агента удовлетворить заявление налогоплательщика о возврате излишне удержанного НДФЛ (Письмо ФНС России от 3 сентября 2008 г. N 3-5-04/[email protected]).

Особые правила возврата налога, предусмотренные

при перерасчете, если гражданин приобрел статус

налогового резидента Российской Федерации

С 1 января 2011 г. ст. 231 НК РФ дополнена п. 1.1 (Федеральный закон N 229-ФЗ). Согласно названному пункту возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Отметим, что в Письмах от 28 октября 2010 г. N 03-04-06/6-258, от 22 ноября 2010 г. N 03-04-06/6-273 финансовое ведомство указывало, что с 1 января 2011 г. следует руководствоваться данным порядком, то есть при изменении статуса налогоплательщика возвращать НДФЛ через налоговый орган.

Однако в Письме от 9 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9150 «О порядке возврата налога иностранным гражданам» ФНС России сделала исключение из общего правила. Так, возврат НДФЛ при приобретении работником статуса налогового резидента Российской Федерации вправе производить налоговый агент. При этом, по мнению налоговой службы, такая ситуация возможна, если гражданин более 183 дней в году проработал в одной организации, то есть признается налоговым резидентом Российской Федерации.

Ссылаясь на Письмо Минфина России от 18 апреля 2007 г. N 01-СШ/19, налоговая служба указала, что смена статуса может произойти после 3 июля календарного года, то есть задолго до окончания налогового периода. В такой ситуации работник вправе подать налоговому агенту заявление о возврате излишне удержанного налога (п. 1 ст. 231 НК РФ). На основании полученного заявления работодатель пересчитывает НДФЛ исходя из ставки 13% и возвращает налог в течение того же года в установленном п. 1 ст. 231 НК РФ порядке.

Соответственно, вышеприведенными рекомендациями ФНС России следует руководствоваться, только если гражданин приобретает статус налогового резидента Российской Федерации после 3 июля соответствующего года: до конца года его статус уже не изменится.

Возврат НДФЛ налоговым органом налоговому агенту

Как было отмечено выше, согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ налоговый агент может произвести возврат излишне удержанного налога за счет уменьшения в будущем НДФЛ, исчисленного с доходов как налогоплательщика, у которого возникла переплата, так и других физических лиц, получающих доходы от этого же налогового агента.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в установленный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога (абз. 6 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. Такое требование установлено абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ.

На основании п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного (уплаченного) налога или решении об отказе в осуществлении такого возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается физическому лицу или его уполномоченному представителю лично под расписку или путем направления письменного уведомления с подтверждением факта и даты его получения.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления на возврат (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС Уральского округа от 16 января 2007 г. по делу N Ф09-11768/06-С2).

Заметим, что на основании абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ налоговый агент вправе осуществить возврат налога за счет собственных средств, не дожидаясь возврата переплаты от налогового органа.

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абз. 10 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Напомним, что до 2011 г. налоговый агент не вправе был возвращать налог за счет сумм, удержанных с выплат другим физическим лицам, поскольку ранее действующая ст. 231 НК РФ этого не предусматривала. За возвратом переплаты налоговому агенту необходимо было обращаться в налоговый орган.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 3 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/76, налоговому агенту возврат излишне удержанной им суммы налога мог быть произведен налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате, поданного в налоговый орган, и документов, подтверждающих излишнее удержание сумм налога.

К таким документам, в частности, могли относиться справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), реестр сведений о доходах физических лиц, представляемый в налоговый орган в соответствии с Приказом ФНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583, платежные документы, подтверждающие факт перечисления налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, документы, подтверждающие необоснованность удержания налоговым агентом налога на доходы физических лиц (в случае если какие-либо доходы налогоплательщика не подлежали налогообложению), и тому подобное.

Аналогичные выводы делали и судебные органы: Постановление ФАС Уральского округа от 22 июля 2008 г. по делу N Ф09-5055/08-С2.

Однако следует заметить, что нормами НК РФ не была установлена обязанность представлять налоговым агентом иные документы, помимо заявления для возврата налога. Налоговый агент имел право на возврат излишне перечисленного НДФЛ при наличии заявления работника (Постановления ФАС Уральского округа от 11 ноября 2009 г. по делу N Ф09-8694/09-С2, от 10 апреля 2006 г. по делу N Ф09-2378/06-С2).

Однако некоторые арбитры делали совершенно противоположные выводы. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2005 г. по делу N А19-22826/04-52-Ф02-2820/05-С1 суд указывал, что возврат сумм налога налоговому агенту возможен при наличии у него доказательств о возврате налогоплательщикам — физическим лицам излишне удержанного из их дохода НДФЛ. Аналогичное мнение было выражено и в Постановлении ФАС Уральского округа от 17 января 2006 г. по делу N Ф09-6193/05-С2.

По мнению автора, данная позиция судебных органов противоречила требованиям НК РФ, поскольку ранее в п. 9 ст. 226 НК РФ было сказано, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. Следовательно, налоговый агент не мог за свой счет вернуть излишне удержанный им НДФЛ физическому лицу (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26 июля 2006 г., 19 июля 2006 г. по делу N Ф03-А73/06-2/1859, ФАС Северо-Западного округа от 2 сентября 2004 г. по делу N А44-1142/04-С14).

Возврат ндфл резидентам

Возврат НДФЛ с приобретением статуса налогового резидента

Общий порядок возврата излишне уплаченного налога определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако для возврата излишне уплаченной суммы по налогу на доходы физических лиц законодатель установил особые правила. Рассмотрим эти правила.

Возврат НДФЛ налоговым агентом налогоплательщику

Согласно пункту 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по общему правилу излишне удержанную сумму налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) возвращает налогоплательщику налоговый агент.

При этом налоговый агент обязан вернуть данную сумму налогоплательщику на основании его письменного заявления о ее возврате.

Обратите внимание, пункт 1 статьи 231 НК РФ регулирует отношения по возврату НДФЛ не только между налоговым агентом – работодателем и его работниками, но и между налоговым агентом и другими физическими лицами, которые не состоят с ним в трудовых отношениях. Финансовое ведомство отмечает, что право налогоплательщика подать заявление на возврат налога налоговому агенту и обязанность последнего вернуть его не зависят от того, продолжаются ли взаимоотношения между физическим лицом и организацией (письма Минфина России от 2 июля 2012 года № 03-04-06/6-193, от 25 августа 2009 года № 03-04-06-01/222, от 3 апреля 2009 года № 03-04-06-01/76, постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2011 года по делу № КА-А40/1396-11).

Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (абзац 2 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Как указано в письме Минфина России от 16 мая 2011 года № 03-04-06/6-112, поскольку НК РФ не определяет форму и способ сообщения налоговым агентом налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога, то налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения.

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика (абзац 3 пункта 1 статьи 231 НК РФ). Обратите внимание, из письма Минфина России от 18 октября 2013 года № 03-04-06/43608 следует, что налоговый агент не должен уведомлять налоговый орган о произведенном возврате излишне удержанной суммы налога.

Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении (абзац 4 пункта 1 статьи 231 НК РФ, письмо Минфина России от 6 сентября 2012 года № 03-04-06/6-271).

В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением установленного срока, то налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (абзац 5 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Возврат НДФЛ налоговым органом налоговому агенту

Как было отмечено выше, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 231 НК РФ налоговый агент может произвести возврат излишне удержанного налога за счет уменьшения в будущем НДФЛ, исчисленного с доходов как налогоплательщика, у которого возникла переплата, так и других физических лиц, получающих доходы от этого же налогового агента.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджет суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок, налоговый агент направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Вместе с заявлением на возврат налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. Указанные документы (заявление, выписка из регистра налогового учета и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет) подаются налоговым агентом в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления (абзацы 6, 8 пункта 1 статьи 231 НК РФ). Обратите внимание, что самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат излишне удержанных сумм налога. Такие разъяснения содержатся в пункте 2 письма Минфина России от 16 мая 2011 года № 03-04-06/6-112.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

На основании пункта 9 статьи 78, пункта 6 статьи 6.1 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налоговому агенту о принятом решении о возврате сумм излишне удержанного (уплаченного) налога или решении об отказе в осуществлении такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Если принято положительное решение, то сумму излишне уплаченного налога налоговым органом возвращается налоговому агенту в течение одного месяца со дня получения им заявления от налогового агента (пункт 6 статьи 78 НК РФ).

Если указанный срок нарушен, то на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 НК РФ).

Обратите внимание, что до осуществления возврата из бюджета налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджет им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств (абзац 9 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода (абзац 10 пункта 1 статьи 231 НК РФ).

Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов

На основании статьи 231.1 НК РФ признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии с названной статьей суммы налога, удержанного налоговым агентом со следующих видов доходов:

– с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц (письмо Минфина России от 31 октября 2014 года № 03-04-06/55341);

– с доходов налогоплательщиков в связи с уплатой за налогоплательщиков страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным работодателями до 1 января 2008 года, страховые взносы по которым до указанной даты были уплачены за счет средств работодателей не в полном объеме (письмо Минфина России от 4 августа 2014 года № 03-04-05/38382).

Указанные суммы налога подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Проценты на суммы излишне уплаченного налога начисляются со дня, следующего за днем удержания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Особые правила возврата налога, предусмотренные

при перерасчете, если гражданин приобрел статус

налогового резидента Российской Федерации

Согласно пункту 1.1 статьи 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком:

– налоговой декларации по окончании указанного налогового периода;

– документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде.

При этом указанный возврат налога осуществляется налоговой инспекцией в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

Аналогичные пояснения содержат письма Минфина России от 25 января 2013 года № 03-04-06/4-24, от 9 августа 2012 года № 03-04-06/6-230, а также письмо ФНС России от 31 декабря 2014 года № ПА-4-11/27389 «Об обложении налогом на доходы физических лиц».

Таким образом, возможность возврата сумм налога на доходы физических лиц по результатам перерасчета налоговых обязательств физического лица в связи с изменением его налогового статуса статьей 231 НК РФ для налогового агента не предусмотрена. Такой же вывод содержится в письме Минфина России от 24 января 2013 года № 03-04-06/4-22. В случае приобретения сотрудником организации статуса налогового резидента Российской Федерации возврат в связи с перерасчетом суммы налога производится по итогам налогового периода налоговым органом. Аналогичный вывод высказан в письме Минфина России от 15 ноября 2012 года № 03-04-05/6-1301. Заметим, что в названном письме Минфин России также указал, что если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%.

В таких случаях работодателям – налоговым агентам следует руководствоваться положениями пункта 3 статьи 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы НДФЛ.

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30%.

Аналогичная позиция выражена в письмах Минфина России от 3 октября 2013 года № 03-04-05/41061, от 16 апреля 2012 года № 03-04-06/6-113, от 10 февраля 2012 года № 03-04-06/6-30, ФНС России от 16 сентября 2013 года № БС-2-11/[email protected], от 21 сентября 2011 года № ЕД-4-3/[email protected], УФНС России по городу Москве от 15 августа 2012 года № 20-14/[email protected], от 13 августа 2012 года № 20-14/[email protected] В частности, в них сказано, что работодатель должен прекратить удерживать НДФЛ с доходов работника, ставшего налоговым резидентом Российской Федерации, до того момента, пока сумма НДФЛ, удержанная по ставке 30%, не будет исчерпана для зачета налога, рассчитанного по ставке 13%.

Если же сумма НДФЛ не будет исчерпана (зачтена) до конца налогового периода (года), то в таком случае работник может обратиться за возвратом остатка незачтенной суммы НДФЛ в налоговый орган. Ведь по правилам пункта 1.1 статьи 231 НК РФ возврат НДФЛ в связи с его пересчетом производится налоговым органом именно по итогам налогового периода (года).

НДФЛ для нерезидента: возврат 17% после получения статуса налогового резидента

RAS said: 07.03.2008 12:53

НДФЛ для нерезидента: возврат 17% после получения статуса налогового резидента

Я являюсь гражданином Украины. Работаю в российской компании начиная с августа 2008г.
Все это время с меня удерживается НДФЛ по ставке 30%.

В марте 2009г. стану налоговым резидентом РФ и перейду на ставку НДФЛ 13%.

Подскажите, пожалуйста, что мне необходимо сделать для возврата «переудержанных» 17% НДФЛ за 2008г и за январь — март 2009г.
Какова процедура возмещения?

За ранее благодарен за консультацию.

bar said: 07.03.2008 14:02

RAS said: 07.03.2008 14:07

В компании сказали, что компенсации подлежит только НДФЛ за 2009г. путем «неудержания» 13% в последующие месяцы.

За 2008г. переплаченный НДФЛ «прощается» (не подлежит коипенсации), т.к. я не стал в этот период налоговым резидентом

Kupa said: 08.03.2008 02:34

RAS said: 10.03.2008 12:45

Спасибо за консультацию.

Правильно ли я понимаю, что если иностранный гражданин не успевает стать налоговым резидентом в течение календарного года, то он лишается права на компенсацию переудержанного НДФЛ за этот период?

Если это так, то «потерпевшими» от 30% НДФЛ оказываются все иностранцы, приехавшие в РФ после 1 июля.

Kupa said: 12.03.2008 12:41

JANET said: 28.06.2008 13:27

Kupa said: 01.07.2008 01:06

Andreeff said: 06.08.2008 12:19

А как кто думает — возникнет ли у иностранца уволившегося допустим в марте 2008 года, но прожишего в РФ более 183, уехавшего на родину обязанность в конце года сдать декларацию и доначислить 17% НДФл, т.к. по итогам года он станет нерезом для НДФЛьной главы?

Ohnebart said: 06.08.2008 12:40

Хороший вопрос ))
По моему мнению, не возникает. Мой начальник полагает, что возникает. Он вообще сказал, что на новые правила определения нужно рассматривать как недоразумение, а работать надо по прежним правилам. По крайней мере, минфин в сових письмах фактически к этому приходит.

Andreeff said: 06.08.2008 14:03

Ohnebart said: 06.08.2008 16:17

Andreeff said: 17.08.2008 23:46

Punisher said: 18.08.2008 00:15

Andreeff, привет !
то если мы это не сделаем, то типа налоговая нам впаяет необоснованную налоговоую выгоду.

обалдеть, а пленум-то 53 тут причем?
ЗЫж а они кстати про 199.1 УК ничего не написали?

Andreeff said: 18.08.2008 21:28

Гы, позабыли наверное ))) А вообще они это написали для того, чтобы не объяснять как налоговая может выявить изменение статуса у физика.

Proffet said: 28.08.2008 17:46

т.к. по итогам года он станет нерезом для НДФЛьной главы
Есть письмо Минфина N 03-04-05-01/295.
http://www.klerk.ru/doc/?117689

В случае, если в течение налогового периода статус физического лица — налогового резидента Российской Федерации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такое лицо в соответствии с пунктом 1 статьи 207 Кодекса не признается плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса налогового нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такое лицо не имеет.

т.е. если бы Ваш иностранец (налоговый резидент) работал на компанию и уехав (но продолжая работать) получил статус налогового нерезидента, то уплаченный налог 13 процентов можно вернуть?

Andreeff said: 28.08.2008 17:59

Proffet said: 28.08.2008 18:17

Andreeff, т.е. пока иностранец работает в РФ и является налоговым резидентом, компания платит 13 процентов, иностранец уезжает и «до момента, пока в налоговом периоде работник организации будет признаваться в соответствии со статьей 207 Кодекса налоговым резидентом Российской Федерации, его вознаграждение за выполнение обязанностей на территории иностранного государства подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов».

Потом если в течение налогового периода статус физического лица — налогового резидента Российской Федерации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, то компания должна вернуть сумму налога, уплаченного с момента отъезда за границу.

Andreeff said: 28.08.2008 18:30

Ohnebart said: 28.08.2008 19:01

Proffet, Здесь важен еще такой момент: резидентом какой страны является физик исходя из норм соглашения об избежании двойного налогообложения. Если физик вернулся в страну своего обычного проживания, где у него дом и семья, то Россия по обящим правилам теряет право на налогообложение его доходов.

Интересный вопрос с сохранением статуса резидента по НК и обязанности декларировать в РФ мировые доходы.

Andreeff said: 29.08.2008 12:49

Ohnebart, Если физик вернулся в страну своего обычного проживания, где у него дом и семья, то Россия по обящим правилам теряет право на налогообложение его доходов. это да. Только в данном случае физик сам должен пойти в налоговую принести кучу бумажек и забрать налог Компания в данном случае ему ничего сама не отдаст, ну если только бумажку из налоговой не получит.

Интересный вопрос с сохранением статуса резидента по НК и обязанности декларировать в РФ мировые доходы. а не уточните что там интересного? Что-то проникся я этой темкой

Punisher said: 01.09.2008 12:26

Ohnebart said: 01.09.2008 14:54

Andreeff, вы же сами писали — существует ли у иностранца-резидента обязанность подать декларацию, если он выехал из РФ и возвращаться не намерен? Учитывая, что по НК резидент платит налог со своего мирового дохода ))

Ответа не знаю, я считаю, что не обязан, многие счиают, что обязан, пока не утратит статус резидента. Налоговая ничего сказать не может, но и декларации не просит.

Andreeff said: 01.09.2008 15:37

Ohnebart said: 01.09.2008 15:45

Andreeff said: 01.09.2008 15:55

Ohnebart said: 01.09.2008 16:44

Andreeff, по соглашениям обычно резиденство определяется местом жизненных интересов — дом, семья и проч. Для иностранцев это обычно не Россия. Поэтому я исхожду из того, что после выезда из Россиия иностранцы фактически в России НДФЛ не платят. Максимум о чем можно вести разговор — штраф 100 руб. за неподачу декларации. Искать на планете физика ради 100 руб. — ну не знаю)) В общем, такой у меня сложился опыт.

С другой стороны, согласен, что есть масса приличных государств, с которыми соглашения не заключены (например, Сингапур), или при операциях с недвижимостью в России, которые по определению облагаются российским налогом.

Пересчет НДФЛ при смене статуса работника

Как в течение года пересчитать налог с 30% на 13% или наоборот

Тема статьи предложена нашими читателями. Опрос проводится на нашем сайте, в разделе «О чем хотели бы прочитать».

Если в вашей компании трудятся иностранцы или работники, часто выезжающие в длительные загранкомандировки, то их налоговый статус в течение года может меняться с нерезидента на резидента РФ и наоборот. Мы приведем основные правила, зная которые вы сможете без ошибок рассчитать налог таким сотрудникам.

Изучаем правила

ПРАВИЛО 1. Порядок исчисления НДФЛ зависит от того, является ваш сотрудник резидентом РФ или нет.

Если в вашей компании работают иностранцы, имеющие статус «высококвалифицированный специалист» (обычно с предполагаемой годовой зарплатой 2 млн руб. и более и особым разрешением на работ у утв. Приказом ФМС от 30.12.2010 № 487 ), то их доходы надо облагать по ставке 13% с первого дня работы, несмотря на то что они нерезиденты РФ п. 3 ст. 224 НК РФ; п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ . Причем, по мнению Минфина, ставку 13% можно применять только к доходам от трудовой деятельности. А вот иные доходы, например в виде оплаты этим специалистам проживания, питания, матпомощи и др., надо облагать по ставке 30% до тех пор, пока они не станут резидентам и Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-04-06/6-168 .

ПРАВИЛО 2. Понятие резидентства никоим образом не связано:

  • с гражданством работника, поскольку нерезидентом может стать и россиянин, а резидентом РФ — иностранец;
  • со статусом иностранца — временно пребывающий (есть виза и (или) миграционная карта), временно проживающий (есть разрешение на временное проживание), постоянно проживающий (есть вид на жительство).

Важен лишь период времени, в течение которого работник находится на территории нашей страны. Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подря д п. 2 ст. 207 НК РФ . Все остальные лица — нерезиденты РФ. Но, как правило, когда на работу устраивается новый сотрудник — россиянин, его статус никто не проверяет. Его изначально считают резидентом, и с его доходов удерживают НДФЛ по ставке 13%. А вот если на работу берут иностранца, то начинают изучать его «въездные-выездные» документы.

Особые правила признания резидентами РФ действуют для работников из Республики Беларусь. Но о них мы поговорим в одном из ближайших номеров.

Даже если с иностранцем заключен трудовой договор на срок более 183 дней в году, сразу считать его резидентом и облагать его доходы по ставке 13% нельз я Письма Минфина от 28.10.2010 № 03-04-06/6-258, от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394 .

ПРАВИЛО 3. Налоговый статус работника надо определять на каждую дату выплаты ему доход а Письма Минфина от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, от 26.03.2010 № 03-04-06/51 . Если говорить о зарплате, то статус работника надо определять ежемесячн о п. 2 ст. 223 НК РФ .

ПРАВИЛО 4. В расчет надо принимать прошедший период из следующих подряд 12 месяцев. При этом 12-ме ­сячный период может начаться в одном календарном году, а закончиться в друго м Письма Минфина от 21.02.2012 № 03-04-05/6-206, от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170, от 26.03.2010 № 03-04-06/51 . Например, вам надо определить статус работника на 8 июля 2012 г. Для этого вам надо отсчитать назад 12 месяцев. В этом случае начало 12-ме ­сячного периода приходится на 9 июля 2011 г. п. 5 ст. 6.1 НК РФ И теперь вам надо посмотреть, сколько календарных дней в течение этого периода работник находился в нашей стране (183 дня и более или 182 дня и менее).

ПРАВИЛО 5. 183 дня, необходимые для приобретения статуса резидента, не обязательно должны идти последовательно. Этот срок может складываться из нескольких отрезков времен и Письма Минфина от 06.03.2012 № 03-04-05/6-256, от 06.04.2011 № 03-04-05/6-228 . При этом краткосрочные (менее 6 месяцев) периоды выезда за рубеж для лечения или обучения не прерывают времени нахождения работника в РФ п. 2 ст. 207 НК РФ .

День приезда в РФ и день отъезда из страны засчитываются в срок нахождения на территории РФ Письма Минфина от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157; ФНС от 04.02.2009 № 3-5-04/[email protected] .

ПРАВИЛО 6. Время нахождения на территории РФ, разумеется, надо подтвердить документами.

Дата прибытия на территорию РФ и дата отъезда за рубеж иностранца устанавливаются по отметкам пограничного контроля в паспорте или в миграционной карт е утв. Постановлением Правительства от 16.08.2004 № 413; п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ . Так что сотрудник-иностранец, который устроился к вам на работу, должен принести вам копию одного из этих документов. Заверять у нотариуса копию паспорта и переводить его на русский язык не нужн о Письмо Минфина от 26.10.2007 № 03-04-06-01/362 . Впоследствии, если работа иностранца не связана с командировками за границу, каждый месяц просить у него копию паспорта уже не нужно.

У работников — граждан РФ отметки о выезде из страны и въезде в РФ делаются в загранпаспорте.

Если же отметок в паспорте нет (например, при пересечении границы с Белоруссией, Казахстаном, Украиной), нахождение за пределами РФ контролирующие органы предлагают подтверждать такими документам и Письма Минфина от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782, от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 № 03-04-06/6-64; ФНС от 22.07.2011 № ЕД-4-3/[email protected] :

  • проездными билетами (авиа- и железнодорожными);
  • квитанциями, свидетельствующими о проживании в гостинице;
  • справками, составленными предыдущими работодателями на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • другими документами, позволяющими определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами, например приказами о командировках (если работа сотрудника связана с частыми поездками за границу), командировочными удостоверениями.

Вид на жительство сам по себе не является документом, подтверждающим время нахождения на территории РФ Письма Минфина от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176, от 26.10.2007 № 03-04-06-01/362 . Этот документ лишь дает право иностранцу на постоянное проживание в РФ п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ .

ПРАВИЛО 7. Минфин и ФНС рекомендуют при смене статуса работника пересчитать налог по доходам с начала год а Письма Минфина от 10.02.2012 № 03-04-06/6-30, от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146; ФНС от 21.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected], от 26.08.2011 № ЕД-4-3/[email protected] (размещено на сайте ФНС России как обязательное для применения налоговыми органами) :

  • после наступления даты, начиная с которой статус сотрудника уже не может снова поменяться. А это возможно, если в течение 183 дней в календарном году работник находился на территории РФ. Например, если сотрудник принят на работу 16 января 2012 г., он станет резидентом РФ 16 июля 2012 г. (год високосный), конечно, при условии, что он за это время не выезжал за границу. И до конца года его статус уже никак не изменится;
  • по окончании налогового периода, то есть на 31 декабря.

В НК РФ не установлен момент пересчета НДФЛ при смене статуса работника. А с 2011 г. в гл. 23 НК РФ появилась норма о том, что возврат физлицу суммы налога «в связи с перерасчетом по итогу налогового периода» по причине приобретения статуса резидента РФ делает ИФНС, в которой он состоит на учете по месту жительства или пребывания (если он иностранец ) п. 1.1 ст. 231 НК РФ .

Некоторые организации сделали вывод, что пересчитывать НДФЛ работникам, которые в течение года превратились из нерезидентов в резидентов РФ вообще не надо. Пока работник является нерезидентом, нужно удерживать НДФЛ по ставке 30%, а с месяца, в котором он стал резидентом, — по ставке 13%. А по окончании года выдать работнику справку 2-НДФЛ и отправить его за возвратом налога в ИФНС.

Однако такой подход вовсе не следует из гл. 23 НК РФ. Ведь НДФЛ по работникам — резидентам РФ в течение года рассчитывается нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца, с зачетом ранее удержанной суммы налог а п. 3 ст. 226 НК РФ . А при вышеизложенном подходе этот порядок не выполняется.

Однако определять статус сотрудников только в конце года (в декабре) не совсем верно. Ведь если на начало года работник был нерезидентом, а, например, с апреля 2012 г. стал резидентом РФ, то, удерживая до конца года НДФЛ с его доходов по ставке 30%, вы выплачиваете ему на руки меньшую сумму. Что может вызвать его недовольство. Поэтому правильнее определять статус на каждую дату выплаты дохода. А по окончании года (на 31 декабря) надо уточнить статус и, если нужно, сделать окончательный пересчет НДФЛ.

Обратим внимание, что согласно нормам гл. 23 НК РФ организация обязана пересчитывать НДФЛ только при смене статуса с нерезидента на резидента РФ п. 3 ст. 226, п. 1.1 ст. 231 НК РФ . А вот для случая, когда статус меняется с резидента на нерезидента, такую обязанность НК не предусматривает.

Более того, как мы уже упоминали выше (см. правило 1), у нерезидентов НДФЛ исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (то есть отдельно за каждый месяц ) абз. 2 п. 3 ст. 226, пп. 2, 4 ст. 210 НК РФ , а не нарастающим итогом с начала года, как у резидентов РФ абз. 1 п. 3 ст. 226, п. 2 ст. 210, ст. 216 НК РФ . Например, работник стал нерезидентом в июле. По нормам НК организация обязана исчислить НДФЛ нарастающим итогом с января по июнь включительно по ставке 13% с зачетом ранее удержанных сумм налога. А вот уже начиная с июля организация обязана отдельно за каждый месяц определять доход и исчислять с него НДФЛ по ставке 30% и перечислять в бюджет. То есть организации не нужно пересчитывать НДФЛ по ставке 30% с доходов работника с начала года и доудерживать налог.

Однако специалист Минфина с таким прочтением НК не согласен.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения физлица на территории РФ. А поскольку при определении статуса учитывается 12-ме ­сячный период, начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде, то по итогам календарного года устанавливается окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном календарном году. Ведь НДФЛ рассчитывается в целом за налоговый период — календарный год ст. 216 НК РФ .

Учитывая изложенное, если по итогам календарного года работник организации находился в РФ менее 183 дней, он не признается резидентом РФ и его доходы от источников в РФ, с которых налог был уплачен по ставке 13%, подлежат налогообложению по ставке 30%.

Таким образом, организация на дату выплаты дохода работнику, ставшему нерезидентом, должна с начала года пересчитать налог по ставке 30% и доудержать этот налог из доходов сотрудник а п. 4 ст. 226, п. 2 ст. 231 НК РФ ” .

Скорее всего, налоговые органы будут придерживаться такой же позиции. Ведь им вряд ли захочется самим добирать НДФЛ с работников, ставших нерезидентами РФ. Чтобы не спорить с налоговиками и не попасть на штрафы по ст. 123 НК РФ, лучше все-таки пересчитывать и доудерживать НДФЛ, если работник в течение года из резидента превратился в нерезидента.

Был резидентом — стал нерезидентом

Учет доходов, выплачиваемых работникам, нужно вести в специальных налоговых регистрах, которые вы разрабатываете сам и п. 1 ст. 230 НК РФ . Обычно на каждого работника заводится отдельный регистр. Данные из него потом переносятся в справку 2-НДФЛ п. 2 ст. 230 НК РФ .

Алгоритм действий по расчету НДФЛ будет такой.

ШАГ 1. До тех пор пока работник — резидент РФ, с его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 13% с предоставлением вычетов на детей (если они есть).

ШАГ 2. В месяце, в котором работник стал нерезидентом, пересчитайте НДФЛ по ставке 30% со всех доходов, полученных с начала года. И конечно, без предоставления детских вычетов. Понятно, что сумма налога, исчисленная по ставке 30% с начала года, будет значительно превышать сумму налога, исчисленную по ставке 13%. И у работника появится долг по НДФЛ.

Не забудьте в конце года уточнить окончательный статус (резидент или нерезидент) работников, которые часто ездят в заграничные командировки

Так как с этого года НДФЛ по ставкам 30% и 13% перечисляется на один КБК (182 1 01 02010 01 1000 11 0 Приказ Минфина от 21.12.2011 № 180н ), то многие организации в бухгалтерском учете уже не заводят отдельные субсчета с разными ставками к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», а оставляют только один субсчет «Расчеты по НДФЛ». Причем в бухучете не надо показывать сразу всю сумму налога, подлежащую доудержанию с дохода работника-нерезидента после пересчета. Эта сумма отражается только в налоговом регистре по НДФЛ по этому работнику. А в бухучете запись по дебету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ», надо сделать именно на ту сумму НДФЛ, которую в текущем месяце нужно удержать из доходов работника.

ШАГ 3. Начиная с месяца, в котором работник стал нерезидентом, ежемесячно из его доходов удерживайте не только сумму НДФЛ за текущий месяц, но еще и задолженность в виде недоудержанного налога. При этом общая сумма удерживаемого НДФЛ за месяц не может превышать 50% начисленного работнику дохода за этот меся ц п. 4 ст. 226 НК РФ; ст. 138 ТК РФ .

В принципе, вы можете предложить работнику погасить долг по НДФЛ наличными. Он внесет вам деньги в кассу, а вы перечислите их в бюджет.

Лучше завершить все расчеты с работником до сдачи в инспекцию справок 2-НДФЛ за 2012 г. Тогда вам не придется передавать долг на взыскание в налоговый орган и показывать его в п. 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом» справки 2-НДФЛ утв. Приказом ФНС от 17.11.2010 № ММВ-7-3/[email protected] . А работнику не придется подавать декларацию 3-НДФЛ и самому платить налог в бюджет.

Пример. Расчет НДФЛ при изменении статуса с резидента на нерезидента

/ условие / У сотрудника облагаемый НДФЛ доход составляет 30 000 руб. в месяц. С января по июнь 2012 г. он был резидентом РФ. А с июля 2012 г. — стал нерезидентом.

/ решение / Вот как будет выглядеть уже исправленный годовой регистр налогового учета по НДФЛ.