Временное хранение товаров таможня

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Порядок помещения товаров на склад временного хранения

Под временным хранением товаров понимается — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 167 ТК ТС). Предназначение временного хранения заключается в обеспечении сохранности товаров, а также воспрепятствовании их использования заинтересованными лицами до выпуска таких товаров таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Ведь ввезенные товары находятся под таможенным контролем и в отношении их не уплачены таможенные пошлины и налоги.

Обязанность помещения товаров на временное хранение возлагается на перевозчика, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, или их представителей.

Временное хранение товаров применяется не позднее трех часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита либо с момента предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия. При этом товары помещаются на склад временного хранения либо иное место временного хранения. Исключением является железнодорожный и водный транспорт, при использовании которого временное хранение применяется не позднее 12 часов.

Временное хранение товаров не осуществляется, если в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), и последующих трех часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом 12 часов) в отношении товаров совершены таможенные операции, связанные с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Товары при этом размещаются в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения), созданной в месте завершения таможенной процедуры таможенного транзита (месте прибытия товаров), и на временное хранение не помещаются.

Помещение товаров на временное хранение осуществляется в соответствии с Порядком представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденным приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688.

В случае отзыва таможенной декларации либо отказа в выпуске товаров, а также при необходимости проведения или завершения в отношении этих товаров форм таможенного контроля с продлением срока выпуска таможенной декларации такие товары помещаются на временное хранение, поскольку они не могут рассматриваться как товары, в отношении которых совершены таможенные операции. Помещение указанных товаров на временное хранение осуществляется уполномоченным лицом в течение трех часов с момента наступления соответствующего события.

При непринятии мер по размещению товаров на временное хранение в соответствии с указанными выше сроками таможенным органом будет рассмотрен вопрос о возбуждении дела по статье 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка помещения товаров на хранение).

§ 3. Временное хранение товаров в процессе таможенного оформления

I Временное хранение товаров — таможенная процедура, при кото- юй иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, калогов и без применения к ним установленных ограничений до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо [о помещения их под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК).

Временное хранение не всегда присутствует в процессе таможенно-

о оформления, оно является его факультативным элементом, посколь- су не применяется в случаях завершения таможенного оформления в те- іение одних суток после предъявления товаров таможенному органу ^эссийской Федерации и при условии их нахождения под постоянным таможенным надзором и учета владельцем ближайшего склада времен- 1ого хранения.

Как же на практике осуществляется временное хранение? Где хра- Штся предметы таможенных правоотношений? Местом прибытия на

таможенную территорию Российской Федерации и доставки товаров может быть такое место таможенного оформления, как склад временного хранения.

Складами временного хранения (СВХ) являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения, открытые площадки, соответствующие установленным требованиям. Во-первых, они обустраиваются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения таможенного контроля. СВХ располагаются в разумной близости от транспортных узлов и магистралей, при наличии подъездных путей. Во-вторых, к складам должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Въезд транспортных средств туда обеспечивается в любое время суток. Федеральная таможенная служба вправе устанавливать дополнительные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ. Склады временного хранения и прилагаемая к ним территория являются зонами таможенного контроля.

Различают два типа СВХ: открытого типа и закрытого типа. Склады открытого типа доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Если склады предназначены для хранения товаров владельца СВХ или для хранения определенных товаров, они являются складами закрытого типа. На таких складах могут храниться также товары, ограниченные в обороте или требующие особых условий хранения. Таможенные органы вправе учредить исключительно скла- . ды открытого типа. СВХ закрытого типа могут учреждаться только при наличии достаточных оснований для нецелесообразности учреждения склада открытого типа. Заявитель должен обосновать целесообразность учреждения СВХ закрытого типа.

Владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев СВХ126. Его взаимоотношения с лицами, заинтересованными в хранении, строятся на договорной основе.

К юридическим лицам, имеющим намерение образовать СВХ, предъявляется ряд требований: владение помещениями, отвечающими установленным требованиям; обеспечение уплаты таможенных платежей; наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности. На каждые территориально обособленные помещения и открытые площадки выдается отдельное свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ. Оно действительно в течение пяти лет.

Основные обязанности владельца СВХ:

соблюдать условия и требования, установленные Таможенным кодексом, в отношении хранения -товаров, находящихся под таможенным контролем;

вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность;

обеспечивать сохранность товаров и транспортных средств;

исключить доступ посторонних лиц к товарам и транспортным средствам.

Владелец СВХ (в том числе и таможенный орган) несет ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов в случае утраты хранимых на складе товаров либо выдачи без разрешения таможенного органа. Такая ответственность не наступает, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

С разрешения таможенного органа временное хранение может также осуществляться на складе получателя товаров. В соответствии со ст. 117 ТК это возможно при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц; при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения; если в разумной близости от места получения товаров отсутствует СВХ, приспособленный для хранения таких товаров, а также если получателем товаров являются государственные органы или учреждения.

На склады временного хранения могут помещаться любые иностранные товары, включая и те, которые ввезены с нарушением установленных запретов на ввоз. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных для этого помещениях.

Как правило, срок временного хранения составляет два месяца. По мотивированному запросу лица он может быть продлен максимально до четырех месяцев. Срок хранения скоропортящихся товаров уста навливается в пределах срока их годности, но не более двух месяцев. Таможенным кодексом предусмотрены и особые сроки временного хранения. Так, предельный срок хранения товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, составляет трое суток.

Товары, имеющие статус временно хранящихся, могут осматриваться и измеряться владельцем СВХ или иным уполномоченным лицом, перемещаться в пределах склада, а также с разрешения таможенного органа подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, включая отбор проб и образцов и исправление поврежденной упаковки.

Главное меню

ФТС в России

Калькулятор валют

Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение (ст. 98-103 ТК ЕАЭС)

В соответствии с пунктом 4 статьи 98 ТК ЕАЭС товары, являвшиеся предметами административного правонарушения, должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения суда или уполномоченного органа.

Требуется разъяснить порядок применения указанной нормы в отношении товаров, которые до изъятия в качестве предметов административного правонарушения уже находились на временном хранении в соответствии со статьями 100 и 152 ТК ЕАЭС, а именно:

— какие документы и в какой форме должны быть представлены таможенному органу для помещения товаров на временное хранение с учетом того, что документы, предусмотренные п.1 ст.100 ТК ЕАЭС, ранее предоставлялись таможенному органу?;

— каков порядок исчисления срока временного хранения в отношении указанных товаров, то есть срок временного хранения устанавливается заново с учетом определенной п.2 ст.100 ТК ЕАЭС обязанности по регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца со дня, следующего за днем регистрации представленных документов, либо возобновляется первоначальный срок временного хранения (учесть случаи, когда предельный срок временного хранения истек на момент изъятия товаров, например по делам об АП, возбужденным по ст.16.16 КоАП РФ)?.

Товары, указанные в пункте 4 статьи 98 ТК ЕАЭС, являвшиеся предметами административного правонарушения должны быть помещены на временное хранение.

Если товары до их изъятия уже находились на временном хранении и в таможенном органе имеются документы, необходимые для помещения товаров на временное хранение, предлагаем руководствоваться положениями абзаца третьего пункта 9 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688.

Срок временного хранения указанных товаров, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 101 ТК ЕАЭС.

Возможно ли представление документов для помещения на ВХ владельцем СВХ?

В случае несовершения лицами, указанными в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, таможенных операций, предусмотренных абзацем первым пункта 1 ст. 152 ТК ЕЭАС, перевозчик обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в соответствии с главой 16 ТК ЕАЭС, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенным органом назначения подачи документов.

При этом согласно ст. 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Таким образом, если владелец СВХ будет наделен соответствующими полномочиями в отношении товара, то он имеет право подать документы для помещения товаров на временное хранение.

В соответствии с п.1 ст. 101 Таможенного кодекса ЕАЭС общий срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Согласно утратившему силу Таможенному кодексу Таможенного союза (пункты 1, 2 ст. 170) по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевал срок временного хранения до 4 месяцев. Необходимо ли в настоящее время лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, направлять в таможенные органы письменное обращение о продлении срока временного хранения до 4 месяцев на товары, помещенные на временное хранение до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС (27.11.2017)

В соответствии с п. 2 ст. 449 ТК ЕАЭС «Переходные положения об особенностях совершения таможенных операций» срок временного хранения товаров, находящихся на временном хранении на день вступления ТК ЕАЭС в силу, исчисляется в соответствии со статьей 101 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца, за исключением случаев, указанных в пункте 2 ст. 101 ТК ЕАЭС и статье 259 ТК ЕАЭС.

Комиссия вправе определять для отдельных категорий товаров срок временного хранения менее 4 месяцев.

Согласно п. 2 ст. 101 ТК ЕАЭС в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также в отношении не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого через таможенную границу Союза воздушным транспортом, срок временного хранения составляет 6 месяцев.

Учитывая изложенное, направление письменного обращения в таможенные органы о продлении срока временного хранения товаров, находящихся на временном хранении по состоянию на 01 января 2018 г. (дата вступления в силу ТК ЕАЭС), не требуется.

Вопрос по ст. 101 ТК. С какого момента исчисляется срок начала временного хранения товаров — с момента поступления на территорию РФ или с момента перемещения на другой СВХ? Товар находился на одном СВХ, затем был перемещен на другой.

После совершения таможенных операций связанных с прибытием товаров на территорию Таможенного союза или завершением таможенной процедуры таможенного транзита в месте доставки товаров, перевозчик или иные лица, указанные в ст. 83 ТК ЕАЭС обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием:

Согласно п. 1 ст. 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Подача документов таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде.

В соответствии с п.3 ст.100 ТК ЕАЭС товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 ст. 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца, за исключением случаев, указанных в пункте 2 ст. 101 ТК ЕАЭС и ст. 259 ТК ЕАЭС.

Таможенная декларация в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров либо в иной срок, установленный ТК ЕАЭС (п.1 ст.110 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 8 статьи 98 ТК ЕАЭС допускается до выпуска товаров изменять место временного хранения товаров в случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов ЕАЭС.

Перевозка (транспортировка) иностранных товаров из одного места временного хранения товаров в другое место временного хранения товаров осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в порядке, устанавливаемом таким законодательством.

В настоящее время случаи изменения места временного хранения товаров и порядок перемещения товаров между складами временного хранения в соответствии с п.8 ст.98 ТК ЕАЭС не установлены.

Возможность изменения (увеличения) предельного срока временного хранения с учетом приведенных в запросе обстоятельств Таможенным кодексом ЕАЭС также не определена.

Временное хранение

Глава 14 — Временное хранение

Статья 99. Склады временного хранения

Товары и транспортные средства с момента предъявления таможенному органу и до их выпуска в соответствии с выбранным таможенным режимом могут находиться на временном хранении под таможенным контролем. Такие товары и транспортные средства до завершения таможенного оформления с разрешения соответствующего таможенного органа размещаются на складах временного хранения. Товары и транспортные средства гуманитарной помощи до завершения их таможенного оформления с разрешения соответствующего таможенного органа размещаются на складах организаций — получателей гуманитарной помощи. Таможенный режим относительно указанных товаров и транспортных средств избирается при передаче этих товаров и транспортных средств на временное хранение и не может изменяться их владельцем или уполномоченным им лицом без согласования с соответствующим таможенным органом до истечения срока временного хранения.

С целью создания благоприятных условий и сокращения времени проведения таможенного контроля и таможенного оформления таможенным органом может приниматься решение об организации складов временного хранения, которые принадлежат транспортно-экспедиционным организациям, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу Украины, или другим предприятиям, с созданием зоны таможенного контроля в пределах таких складов.

Как склады временного хранения могут использоваться соответствующим образом обустроенные складские помещения, резервуары, крытые или открытые площадки, предназначенные для хранения товаров и транспортных средств. Разрешение на их использование как складов временного хранения предоставляется таможенными органами, в зоне деятельности которых расположены такие помещения, резервуары, площадки, в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.

Допускается размещение товаров и транспортных средств, которые находятся на временном хранении под таможенным контролем, на складах таможенных органов.

Статья 100. Разрешение на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения

Помещение, резервуар или площадка могут быть использованы как склад временного хранения при наличии должным образом оформленного разрешения соответствующего таможенного органа.

Порядок рассмотрения заявления и выдачи разрешения на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения определяется Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела ведет учет складов временного хранения и разрешений на их открытия, которые выдаются таможенными органами.

Если владелец склада временного хранения не выполняет обязанностей, дополнительных требований или ограничений, указанных в статьях 104-106 настоящего Кодекса, разрешение на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения может быть аннулировано таможенным органом, который его выдал.

Порядок обжалования аннулирования разрешения владельцем склада временного хранения определяется законом.

Статья 101. Типы складов временного хранения

Склады временного хранения могут быть закрытого и открытого типа.

Склады временного хранения закрытого типа предназначаются исключительно для хранения владельцем склада товаров, принадлежащих ему.

Склады временного хранения открытого типа предназначаются для использования любыми лицами.

Обязательным условием для получения разрешения на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения открытого типа является наличие у предприятия лицензии на право осуществления таможенной брокерской деятельности.

Статья 102. Взаимоотношения владельца склада временного хранения с лицами, которые размещают товары и транспортные средства на складе

Взаимоотношения владельца склада временного хранения с лицами, которые размещают товары и транспортные средства на складе, определяются договором хранения.

Взаимоотношения таможенных органов, являющихся владельцами складов, у которых товары и транспортные средства находятся на временном хранении под таможенным контролем, с лицами, которые размещают такие товары и транспортные средства на складе, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством Украины.

Статья 103. Документы, необходимые для размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения

Для размещения товаров и транспортных средств на складе временного хранения таможенным органам направляются только документы, которые предоставляют возможность идентифицировать эти товары и транспортные средства и подтверждают законные основания нахождения этих товаров и транспортных средств у лица, желающего пользоваться услугами склада.

Статья 104. Обязанности владельца склада временного хранения

Владелец склада временного хранения обязан:

  1. обустроить склад и создать все необходимые условия для обеспечения таможенного контроля;
  2. исключить возможность изъятия со склада вне таможенного контроля товаров и транспортных средств, которые хранятся на складе;
  3. не препятствовать осуществлению таможенного контроля;
  4. вести учет и подавать таможенному органу отчетность относительно товаров и транспортных средств, хранящихся на складе, в соответствии с порядком, который устанавливается Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им органом;
  5. обеспечить невозможность проникновения посторонних лиц на склад, где хранятся товары и транспортные средства;
  6. оборудовать склад не меньше чем двумя средствами обеспечения (идентификации), один из которых должен находиться в ведании таможенного органа;
  7. выполнять условия разрешения на использование помещения, резервуара, площадки как склада временного хранения и требования таможенного органа, в том числе обеспечивать доступ должностных лиц таможенного органа к товарам и транспортным средствам, которые хранятся на складе, в любое время по их требованию предоставлять таможенным органам помещения, оборудование и средства связи для осуществления и обеспечения таможенного контроля и таможенного оформления.

Статья 105. Дополнительные права таможенных органов относительно складов временного хранения

Таможенные органы могут устанавливать обязательные требования относительно конструкции, обустройства и местоположения складов временного хранения в соответствии с положением о складах временного хранения, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.

Таможенный орган имеет право не разрешать размещение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, если владелец склада не обеспечивает надлежащих условий для деятельности на его территории должностных лиц таможенного органа с целью проведения таможенного контроля за такими товарами и транспортными средствами.

Статья 106. Ограничения относительно размещения товаров на складе временного хранения

На складе временного хранения могут размещаться любые товары и транспортные средства. Товары, которые могут причинить вред другим товарам, или те, которые нуждаются в особых условиях хранения, должны размещаться в специально адаптированных помещениях склада временного хранения.

Не подлежат передаче на временное хранение предприятиям товары и транспортные средства, которые хранятся исключительно таможенным органом в соответствии со статьей 166 Таможенного кодекса Украины.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела может определять также перечень отдельных видов товаров и транспортных средств, которые передаются на временное хранение под таможенным контролем только на склады таможенных органов.

Статья 107. Лицо, ответственное за сохранность товаров и транспортных средств, размещенных на складе временного хранения

Ответственным перед таможенными органами за потерю или повреждение товаров и транспортных средств, размещенных на складе временного хранения, есть владелец склада временного хранения

За выдачу без разрешения таможенного органа или потерю товаров, транспортных средств, размещенных на складе временного хранения, владелец склада временного хранения несет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Статья 108. Срок временного хранения товаров и транспортных средств

Срок временного хранения товаров и транспортных средств на складе временного хранения или на складе организации — получателя гуманитарной помощи не может превышать трех месяцев.

Кабинет Министров Украины может устанавливать для товаров и транспортных средств отдельных категорий меньшие сроки хранения.

Срок временного хранения товаров и транспортных средств, указанный в части первой настоящей статьи, по заявлению декларанта может быть продлен, но не более чем на один месяц, таможенным органом, с разрешения которого товары и транспортные средства были размещены на складе. Заявление о продлении срока временного хранение товаров и транспортных средств предварительно согласовывается с владельцем склада.

До окончания сроков хранения, указанных в частях первой, второй и третьей этой статьи, товары и транспортные средства, которые временно хранятся под таможенным контролем, должны быть:

  1. задекларированы владельцем или уполномоченным им лицом к избранному таможенному режиму;
  2. или переданы владельцем или уполномоченным им лицом для хранения соответствующему таможенному органу.

Статья 109. Операции с товарами и транспортными средствами, которые находятся на складе временного хранения

Кроме операций, указанных в статье 63 Таможенного кодекса Украины, товары и транспортные средства, которые находятся на складе временного хранения, могут быть с разрешения таможенного органа подвергнуты:

  1. осмотру и измерению владельцем склада, другим лицом, которое разместило эти товары и транспортные средства на складе, или его представителем;
  2. операциям, необходимым для обеспечения хранения этих товаров и транспортных средств в неизменном состоянии.

С разрешения таможенного органа могут также браться пробы и образцы товаров, которые хранятся на складе.

Хранение товаров на таможенных складах

Согласно части первой ст. 424 Таможенного кодекса таможенный склад (далее — ТС) — это соответствующим образом обустроенные складское помещение, резервуар, холодильная или морозильная камера, крытая или открытая площадка, предназначенные для хранения товаров под таможенным контролем.

Открытие и эксплуатация таможенных складов

Процедуры открытия и эксплуатации ТС в Украине в настоящее время регулируются главой 61 раздела XV Таможенного кодекса и Порядком № 835. Указанный Порядок разработан, в частности, в соответствии с разделом 1 Специального приложения D к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в целях установления требований к объектам, относительно которых имеется намерение получить статус «таможенный склад», и организации их работы.

Порядком № 835 введено такое понятие, как держатель ТС — это субъект хозяйствования, в собственности или пользовании которого находится такой склад. Кроме того, установлены отдельные требования, которым должен соответствовать держатель такого склада. Так, он должен быть исключительно резидентом Украины и иметь лицензию на осуществление таможенной брокерской деятельности.

Следует отметить, что ТС в соответствии со ст. 424 Таможенного кодекса может быть как открытого типа (предназначен для хранения под таможенным контролем товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины согласно внешнеэкономическим договорам (контрактам), заключенным как держателем этого склада, так и любыми другими лицами), так и закрытого (предназначен исключительно для хранения под таможенным контролем товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины согласно внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые заключает держатель этого склада или участники объединения предприятий, участником которого является держатель склада).

Таможенным складом может считаться один или несколько складских объектов при условии их расположения по одному адресу или в пределах неразрывной огражденной по периметру территории.

Порядком № 835 установлено, что ТС является зоной таможенного контроля. Поддержание режима зоны таможенного контроля на ТС организовывает и обеспечивает держатель ТС в соответствии с требованиями законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела.

Субъект хозяйственной деятельности, имеющий намерение открыть ТС, подает в таможню Миндоходов (в зоне деятельности которой находятся складские объекты) заявление об открытии ТС установленного образца. По результатам рассмотрения такого заявления таможня Миндоходов издает приказ о принятии решения о предоставлении разрешения на открытие и эксплуатацию таможенного склада (далее — разрешение). Решение о предоставлении разрешения должно быть принято в течение 20 рабочих дней со дня поступления указанного заявления в соответствующую таможню Миндоходов. Предприятию в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения выдается извлечение из реестра ТС.

Правовое регулирование взаимоотношений держателя ТС с другими лицами и органами доходов и сборов осуществляется в соответствии со ст. 425 Таможенного кодекса. Взаимоотношения держателя ТС открытого типа с лицами, которые размещают товары на этом складе, определяются соответствующим договором. Взаимоотношения держателя ТС с органом доходов и сборов определяются утвержденной руководителем органа доходов и сборов и согласованной с держателем ТС процедурой эксплуатации такого склада, которая, в частности, устанавливает: перечень должностных лиц, имеющих право доступа на ТС; личность управляющего ТС; минимальное количество должностных лиц органа доходов и сборов, которые будут привлекаться к осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления; режим работы склада и т. п.

Размещение товаров на таможенном складе

Согласно требованиям ст. 426 Таможенного кодекса на ТС можно размещать товары:

  • помещенные в таможенный режим ТС (в том числе консолидированные грузы);
  • помещенные в таможенные режимы транзита, временного ввоза, переработки на таможенной территории, экспорта, временного вывоза, переработки за пределами таможенной территории (без изменения этих таможенных режимов на таможенный режим таможенного склада);
  • предназначенные для временного хранения под таможенным контролем (на условиях, установленных указанным Кодексом для складов временного хранения).

Статьей 427 Таможенного кодекса определены особенности хранения товаров на ТС. Так, товары, помещенные в разные таможенные режимы, находящиеся на одном ТС, хранятся на нем отдельно.

Товары можно размещать на ТС без выгрузки их с транспортных средств по согласию держателя такого склада и при условии согласования с собственником товара (или уполномоченным им лицом) таких действий с лицом, ответственным за транспортное средство.

Опасные товары, товары, которые могут повредить другие товары, или товары, требующие специальных условий хранения, нельзя размещать на ТС, которые не обеспечивают соответствующих условий для хранения таких товаров.

Операции с товарами, хранящимися на таможенном складе

Таможенным кодексом определен четкий перечень операций, которые можно осуществлять с товарами, хранящимися на ТС (ст. 127 этого Кодекса).

Без разрешения органа доходов и сборов с товарами, хранящимися на ТС, можно проводить простые складские операции, необходимые для обеспечения хранения этих товаров:

  • перемещение товаров в пределах склада в целях рационального размещения;
  • чистку;
  • проветривание;
  • создание оптимального температурного режима хранения;
  • сушку (в том числе с созданием потока тепла);
  • защиту от коррозии;
  • борьбу с вредителями;
  • инвентаризацию.

Операции, которые проводятся с товарами, хранящимися в таможенном режиме ТС на ТС, не должны изменять характеристики, по которым эти товары были классифицированы согласно УКТ ВЭД.

Собственник товаров, хранящихся в таможенном режиме ТС на ТС, или уполномоченное им лицо с разрешения органа доходов и сборов может проводить подготовку таких товаров к продаже (отчуждению) и транспортировке: консолидацию и измельчение партий, формирование отправлений, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, взятие проб и образцов товаров и другие подобные операции.

Также с разрешения органа доходов и сборов и при условии предоставления финансовой гарантии в соответствии с разделом X Таможенного кодекса товары, помещенные в таможенный режим ТС, можно временно с последующим возвратом вывозить с ТС на срок, обусловленный целью такого вывоза, но не более 45 дней. Не подлежат временному выпуску с последующим возвратом товары, которые будут использоваться для производства, упаковки, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта или обслуживания, выполнения земляных или других подобных работ.

В случае отказа в предоставлении разрешения на осуществление указанных операций с товарами, хранящимися в таможенном режиме ТС на ТС (предусмотренных частями второй и четвертой ст. 127 Таможенного кодекса), орган доходов и сборов обязан безотлагательно письменно или в электронной форме уведомить лицо, обратившееся за получением разрешения, о причинах и основаниях такого отказа.

Ответственность

Держатель ТС несет предусмотренную Таможенным кодексом и другими законами Украины ответственность:

  • за несоблюдение порядка хранения товаров на ТС и осуществление с этими товарами операций, кроме случаев, предусмотренных частями второй и третьей ст. 127 Таможенного кодекса;
  • за выдачу товаров без разрешения органа доходов и сборов;
  • за утерю товаров, кроме утери при осуществлении с этими товарами операций, предусмотренных частью второй вышеуказанной статьи.

Собственник товаров или уполномоченное им лицо несет предусмотренную Таможенным кодексом и другими законами Украины ответственность:

  • за несоблюдение порядка осуществления с товарами операций, предусмотренных частью второй вышеуказанной статьи;
  • за утерю товаров при осуществлении операций, предусмотренных этой частью.

В случае утери или выдачи без разрешения органа доходов и сборов товаров, кроме утери товаров при осуществлении операций, предусмотренных частью второй ст. 127 Таможенного кодекса, держатель ТС обязан уплатить таможенные платежи, установленные законом на импорт этих товаров.

В случае утери товаров при осуществлении операций, предусмотренных вышеуказанной частью, собственник товаров обязан уплатить таможенные платежи, установленные законом на импорт этих товаров.

Выполнение таможенных формальностей согласно таможенному режиму таможенного склада

Особенности выполнения таможенных формальностей в соответствии с таможенным режимом ТС определены Порядком № 657.

Так, товары, помещаемые в таможенный режим ТС, декларируются таможне Миндоходов держателем этого ТС. Декларирование товаров при изменении таможенного режима ТС на другой таможенный режим осуществляется декларантом, в том числе держателем ТС, в установленном порядке.

Транспортные средства, которые перемещают по таможенной территории Украины товары под таможенным контролем, можно размещать на ТС в целях осуществления полной или частичной разгрузки, перегрузки, погрузки, дозагрузки, устранения повреждений упаковки товаров, замены транспортного средства (тягача, прицепа и т. п.).

Товары хранятся на ТС с обязательным наложением соответствующего обеспечения держателя ТС и таможенного обеспечения должностного лица таможни оформления, кроме случаев, определенных законодательством Украины по вопросам государственного таможенного дела.

Статьей 122 Таможенного кодекса определены отдельные условия помещения товаров в таможенный режим ТС.

Так, в таможенный режим ТС можно помещать любые товары, за исключением:

  • товаров, запрещенных к ввозу в Украину, вывозу из Украины и транзиту через территорию Украины;
  • товаров, срок годности для потребления или использования которых истек;
  • товаров, поступающих в Украину в качестве гуманитарной помощи;
  • живых животных;
  • электроэнергии, перемещающейся по линиям электропередачи.

Для помещения товаров в таможенный режим ТС в орган доходов и сборов следует представлять таможенную декларацию, товарно-транспортный документ на перевозку и счет (инвойс) или другой документ, определяющий стоимость товара.

Срок хранения товаров в таможенном режиме таможенного склада

Общий срок хранения товаров в таможенном режиме ТС не может превышать 1095 дней со дня помещения этих товаров в указанный таможенный режим в соответствии с требованиями ст. 125 Таможенного кодекса.

Срок хранения в таможенном режиме ТС подакцизных товаров, иностранных товаров, предварительно помещенных в таможенные режимы транзита, временного ввоза или переработки на таможенной территории Украины, а также продуктов переработки не может превышать 365 дней со дня помещения их в таможенный режим ТС.

Срок хранения в таможенном режиме ТС товаров, предназначенных для экспорта, не может превышать одного года от даты помещения их в этот режим. До истечения указанного срока такие товары должны быть вывезены за переделы таможенной территории Украины.

В целом, по состоянию на 01.02.2014 г. на территории Украины действует 278 ТС, из них: открытого типа — 241, закрытого — 37. Большинство ТС сосредоточено в зонах деятельности следующих таможен Миндоходов: Киевской (58); Южной (38), Киевской межрегиональной (26) и Днепропетровской (23).

Достаточно интересны данные об объеме и характере товаров, хранящихся на ТС.

Так, общий объем остатков товаров (по фактурной стоимости), хранящихся на всех ТС на территории Украины, в январе 2014 г. составлял 6550 млн. грн.

Из представленной диаграммы видно незначительную динамику увеличения среднемесячных объемов остатков товаров, хранившихся на ТС в течение 2013 г. Такая тенденция сохранилась и в январе 2014 г.

По состоянию на конец января 2014 г. в зоне деятельности Киевской таможни Миндоходов на ТС находились товары общей фактурной стоимостью 3936 млн. грн. (60% общих объемов остатков товаров, хранящихся на ТС). Из них 53% (фактурной стоимостью 2083 млн. грн.) составляют товары, не подлежащие налогообложению при их выпуске в режим импорта. С начала 2014 г. этот показатель почти не изменился. Львиную долю (приблизительно 90%) среди товаров, не подлежащих налогообложению, составляют лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Это можно объяснить тем, что в Киевской области расположены ТС нескольких наиболее крупных импортеров лекарственных средств в Украине.

В настоящее время хранение товаров под таможенным контролем осуществляется не только на ТС, но и на складах временного хранения (далее — СВХ). Детализация процедур открытия и эксплуатации таких складов требует подготовки отдельной статьи. Вместе с тем необходимо отметить, что с принятием Таможенного кодекса у субъектов хозяйствования появилась возможность хранить на ТС свои товары под таможенным контролем также и на временном хранении. Поэтому одной из перспектив модернизации таможенных процедур может быть дальнейшая работа по унификации требований и положений законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела в части функционирования на таможенной территории Украины только ТС. Указанное позволит объединить такие виды деятельности предприятий, как открытие и эксплуатация ТС и СВХ в один вектор, а также даст возможность субъектам хозяйствования более четко воспринимать и понимать отдельные положения и требования законодательства Украины по вопросам открытия и эксплуатации таких складов.