Заявление на пособие по уходу за ребенком 2018

Оглавление:

Заявление на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Матери, пребывающие в отпуске по уходу за ребенком до полуторалетнего возраста, по закону РФ имеют право на регулярное пособие, которое выплачивается один раз в месяц. Отправной точкой для получения данных финансовых выплат является специальное заявление.

Кому может быть выдано пособие

Этот вид материальной помощи от государства выплачивается лицам, которые заняты уходом за малышом после его рождения и до достижения им одного с половиной года. При этом то, работают ли родители ребенка, находятся на обучении или вовсе нигде не трудоустроены роли не играет.

Пособие имеет право получать не только мать ребенка, но и его отец (но строго кто-то один из них) или тот, кто официально взял ребенка под свою опеку.

Следует отметить один важный нюанс: если период по уходу за младенцем может длиться три года, то выплата пособия продолжается исключительно в течение восемнадцати месяцев, далее родителям приходиться рассчитывать только на собственные силы и средства.

Куда подавать заявление

Женщины, которые имеют постоянное место работы, должны писать заявление у своего работодателя.

Процедура выплаты происходит таким образом, что сначала бухгалтерия предприятия начисляет и выдает декретнице полагающуюся ей сумму, а ФСС затем в полном объеме организации эти средства компенсирует.

Если женщина работает сразу в двух местах, она может выбрать, в какой из компаний хотела бы получать этот вид материальной поддержки. При совпадении двух видов пособий у работающей матери (по беременности и родам и по уходу за младенцем), ей надо определиться в пользу одного из них.

В случае, если молодая мать нигде официально не трудится, ей следует отправить заявление о предоставлении пособия в соц. защиту.

Документы, сопутствующие заявлению на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Одного заявления для получения пособия будет недостаточно. Его необходимо подкрепить несколькими дополнительными бумагами. В их число входят:

  • документ, удостоверяющий факт появления на свет новорожденного;
  • справка от работодателя мужа/жены о том, что он/она не получал пособия через бухгалтерию своей компании (если официального супруга нет, то можно обойтись без этой справки);
  • если женщина разведена, потребуется копия свидетельства о расторжении брачных уз;
  • при работе одновременно на двух разных предприятиях, придется принести справку, свидетельствующую, что у второго работодателя пособие заявительнице не назначалось и не выплачивалось;
  • если заявление отправляется в социальный отдел, ко всему прочему может понадобиться взятая с последнего места работы копия (выписка) трудовой или справка о том, что заявитель официально нигде не работает (получить ее можно на бирже труда).

Когда и в каком количестве придут деньги

Пособие до полутора лет выплачивается ежемесячно.

Размер его устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от уровня официальной заработной платы женщины. Чем выше зарплата, тем, соответственно, будет выше и пособие, кроме того, учитываются территориальные коэффициенты и инфляционные значения.

Неработающие женщины получают строго установленную сумму, которая зависит от «минималки» по оплате труда. В 2017 году, например, пособие равняется 2908,62 (за первого малыша) и 5817,24 (за второго и всех последующих). Надо сказать, что существует и максимальный порог пособия – даже у работающих матерей с высокими заработками он не может превышать суммы в 23120,66 руб.

Все вышеперечисленные цифры не являются окончательными и ежегодно корректируются.

При рождении более одного ребенка

В последние годы рождение двоих или даже более детей перестало быть редкостью. При появлении на свет сразу нескольких малышей, информацию о них можно вносить как в одно заявление, так и формировать на каждого ребенка индивидуальный бланк.

Увеличение размера выплаты пособия происходит пропорционально, в зависимости от количества младенцев.

Сроки подачи документа и назначения выплаты

Чем раньше будет подано заявление, тем лучше. При этом, вне зависимости от даты предоставления заявления, пособие будет выплачено в полном объеме со дня рождения малыша.

Назначение материальной выплаты должно произойти в течение 10 дней (по календарю) после получения заявления, а сама выплата у работодателя приравнивается ко дню выдачи заработной платы сотрудникам, а в государственных структурах – обычно проходит во второй половине месяца (через почту или банк).

Особенности документа

При необходимости составить заявление, прочитайте приведенные ниже рекомендации, они помогут избежать ошибок и сэкономить время.

Сегодня заявление о получении пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет можно формировать в произвольном виде или, если представитель работодателя или соц.защита предлагает форму документа – по ее типу.

Заявление допустимо писать на обыкновенном листе любого подходящего формата (но лучше выбрать стандартный А4), от руки (без неточностей, ошибок и исправлений) или на компьютере.

Соблюсти надо только одно требование: заявление должно быть удостоверено личным «живым» автографом человека, от лица которого оно сформировано.

Составлять документ лучше в двух идентичных экземплярах.

  • Один из них надо отдать работодателю или сотруднику гос. органа,
  • второй, после того, как на нем будет поставлен знак о получении, оставить у себя.

Содержание и пример документа

Формулируя текст заявления, учитывайте, что он должен соответствовать некоторым нормам деловой документации:

  1. В «шапке» обозначьте наименование предприятия-работодателя, или отдел соц.службы – в зависимости от того, куда именно вы передаете заявление.
  2. Затем напишите свои фамилию, имя, отчество (иногда надо включить сюда и данные из паспорта).
  3. Далее укажите слово «Заявление» — посередине строки и ниже — саму просьбу о назначении и выплате пособия по уходу за ребенком (здесь же укажите его ФИО, дату рождения и все прилагающиеся к заявлению бумаги).
  4. В конце поставьте свою подпись и дату составления.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет. Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей, никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Меню для навигации по странице

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет:

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Примечательно, что в исходной редакции указа, подписанного первым Президентом РФ Борисом Ельциным в 1994 году, речь шла о компенсационных выплатах «в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда». Однако в 2001 году в соответствии с указом Владимира Путина № 136 от 08.02.2001 г. величина компенсации была установлена в фиксированном размере — 50 рублей (что на тот момент как раз составляло 50% МРОТ, поскольку базовая сумма для исчисления пособий, компенсаций и иных социальных выплат согласно ст. 4 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2001 года была установлена в размере 100 руб.). После этого размер выплаты ни разу не индексировался (вот уже 17 лет).

Необходимо отметить, что в каждом отдельно взятом регионе до достижения ребенком 3 лет могут устанавливаться иные, дополнительные региональные детские выплаты, обращаться за которыми можно в органы социальной защиты населения (Собес) по месту жительства.

Особо востребованы среди родителей детей в возрасте от 1.5 до 3 лет компенсации за непредоставление места в детском саду, сопоставимые с суммой ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Однако подобные выплаты до сих пор устанавливаются исключительно по инициативе региональных властей с учетом возможностей местного бюджета. Федеральным законом подобное обязательство до сих пор не предусмотрено, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились в Госдуму на рассмотрение.

Более того — с 2016 года ранее повсеместная компенсация родительской платы за посещение детского сада устанавливается во многих регионах страны исключительно на основании принципа адресности и критерия нуждаемости, что приведет к существенному сокращению числа ее получателей.

С 2015 года на высшем уровне также начал обсуждаться вариант продления срока выплаты обычного ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет на основании критерия нуждаемости малообеспеченным семьям. Для введения нового пособия, по оценкам Минтруда и соцзащиты, может потребоваться более 50 млрд. рублей из федерального бюджета, что сложно в условиях жесткой экономии.

Вопрос об отмене компенсационной выплаты находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет

Выше было сказано, что ежемесячное детское пособие, выплачиваемое в виде компенсации в размере 50 руб., назначается в России с 1994 года, причем за прошедшие два десятилетия указанная сумма ни разу не индексировалась. В настоящее время предоставляемой компенсации на период отпуска по уходу за ребенком с учетом ежегодной инфляции во многих регионах не хватает даже для оплаты проезда за оформлением пособия на общественном транспорте. С учетом требуемого для ее назначения пакета документов предоставляемая работодателем компенсация (600 руб. за год) часто становится и вовсе невостребованной.

Вопрос о продлении до 3 лет выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

В последние годы на фоне оживленного общественного обсуждения неоднократно поднимался вопрос о продлении на законодательном уровне срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Среди них — правовые инициативы действующих депутатов Государственной Думы.

Следует также отметить, что дополнительную остроту и актуальность вопрос о продлении срока ежемесячной выплаты в виде пособия по уходу за ребенком до 3 лет в России приобрел в 2014 году после присоединения Крыма и Севастополя, поскольку на территории Украины аналогичное пособие предоставляется до достижения ребенком не полутора, а именно трех лет.

Однако в конечном итоге было принято решение не изменять правила выплаты федерального ежемесячного пособия, а вместо этого с 1 января 2015 года компенсировать крымчанам и севастопольцам утрачиваемые детские начисления широким набором региональных пособий.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) — на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) — на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того — такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7. В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства — к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6, также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка — в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей — в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб., что в 3.5 раза превышает действующий в 2018 году минимальный размер выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе безработным и студентам), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком».

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) — в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) — в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) — в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия — Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике — Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге — городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников, на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода. Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах», в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график.

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы, в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы — это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Пособие по уходу за ребенком в ФСС

В рамках проводимой в стране реформы в части выплат детских пособий по обязательному социальному страхованию совершенствуется механизм начисления денежных средств родителям (матери, отцу), родственниками ребенка или другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и имеющим право на получение ежемесячного страхового обеспечения до достижения 1.5 лет. В частности, во многих регионах страны в 2016 году продолжает действовать пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», в рамках которого перечисление пособий застрахованным лицам осуществляются напрямую за счет средств ФСС, минуя страхователя (то есть работодателя, перечисляющего за работника страховые взносы).

Таким образом, сейчас пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет можно получать не только через работодателя, но и непосредственно через филиалы Фонда социального страхования (ФСС).

Меню для навигации по странице

Пока это допускается только в двух случаях:

  • на всей территории Российской Федерации — при фактической невозможности получить положенное пособие от работодателя при его банкротстве, отсутствии денег для выплаты и т.п.;
  • в некоторых регионах, участвующих в пилотном проекте — минуя работодателя во всех предусматриваемых законом случаях наступления временной нетрудоспособности (включая больничный по беременности и родам или по уходу за больным ребенком) и оформлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет.

В частности, с 1 июля 2016 года к нему присоединятся Брянская, Калининградская, Калужская, Липецкая и Ульяновская области, а также Республика Мордовия.

Выплата пособия по уходу за ребенком через ФСС

Предполагается, что у получателей детских пособий напрямую за счет ФСС, а не через средства работодателя, появятся неоспоримые выгоды. Среди них можно отметить такие улучшения:

  • возможность гарантированно и без проволочек получать выплаты при банкротстве работодателя, аресте его счетов и в других случаях, сопряженных с невозможностью перечисление денег застрахованным лицам (родителям ребенка) в счет ежемесячного пособия до 1.5 лет;
  • наличие четко установленных сроков перечисления денег на банковский счет без задержек со стороны работодателя, благодаря чему можно лучше планировать свои расходы;
  • значительное снижение вероятности ошибки расчета и начисления пособия, распространенной в малых предприятиях с небольшим опытом работы;
  • снижение риска возникновения конфликтных ситуаций с работодателем.

При банкротстве работодателя или невозможности им выплаты пособия

Для защиты прав родителей на получение пособия по уходу за ребенком в случаях, когда по различным причинам невозможно получить пособие от работодателя, разработан Приказ Минтруда России № 653н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком (…)» от 22.09.2014 года.

В частности, такие ситуации часто возникают, когда на счетах страхователя нет денег, либо процедура объявления его банкротом находится в процессе реализации. Теперь, согласно утвержденному регламенту, за страховым пособием до 1.5 лет работающим родителям можно обратиться напрямую в ФСС при наличии вступившего в законную силу судебного решения о факте невыплаты работодателем страхового обеспечения работнику в установленные сроки. При этом:

  • обращение граждан должно осуществляться в отделение ФСС по месту регистрации предприятия-должника (организации);
  • обратиться за пособием нужно не позже, чем через полгода после исполнения ребенку полутора лет. Исключение — наличие уважительной причины, оговоренной в указанном выше Приказе.

В рамках пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты пособий»

В регионах, где уже реализуется пилотный проект о прямых выплатах пособий через ФСС, по вопросу их оформления застрахованное лицо обращается, как и раньше, к работодателю. Последний в течение 5 дней самостоятельно передает необходимые документы и заявление от работника о выплате пособия в отделение ФСС по месту регистрации. Сотрудники внебюджетного фонда в свою очередь осуществляют дальнейшие действия по расчету, оформлению пособия и его начислению заявителю:

  • на указанный в заявлении банковский счет;
  • почтовым переводом через отделения Почты России.

Порядок назначения и механизм выплаты ежемесячного пособия до 1.5 лет регулируется Постановлением Правительства РФ № 294 от 21.04.2011 года «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 — 2016 годах территориальными органами ФСС страхового обеспечения застрахованным лицам (…)».

Если получатель пособия осуществляет официальную трудовую деятельность у нескольких работодателей, подать заявление на выплату пособия при оформлении отпуска по уходу за ребенком он может одному из них на свой выбор.

Заявление в ФСС на пособие до 1.5 лет

Сообщить о своем желании получать пособие заинтересованное лицо может в заявительной форме.

  • Если процедура банкротства предприятия не завершена или организация не может выплачивать пособие по другим причинам, заинтересованное лицо обращается напрямую в местный орган ФСС с просьбой изменить порядок выплаты пособия.
  • В регионах, где действует пилотный проект по выплате пособий через ФСС, застрахованное лицо подает заявление, как и ранее, работодателю.

Бланк заявления предусматривает заполнение данных о заявителе, информации об удобном способе перечисления пособия, содержит перечень прилагаемых документов, основания для получения пособия и т.п.

Образец заявления в ФСС на выплату пособия

При обращении в ФСС заявителю также необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство о рождении ребенка, на которого назначена выплата, а также всех остальных детей в семье;
  • документ, подтверждающий усыновление или установление опеки (опекунам ребенка);
  • справка с работы второго родителя о том, что ему не начисляется данное пособие;
  • справка о зарплате заявителя за два года, предшествующих выходу в декрет, и за текущий год (или заявление на запрос этих данных в Пенсионном фонде, если их невозможно получить у работодателя);
  • вступившее в силу решение суда о фактической невозможности получать выплату через работодателя (в случае банкротства работодателя).

Заявление вместе с документами рассматривается, и решение по нему принимается в течение 10 дней после подачи. Потом либо начисляется выплата, либо выносится мотивированное решение об отказе.

Расчет пособий до 1.5 лет в ФСС

После введения системы прямых выплат детское пособие будет рассчитываться не работодателем, а самими сотрудниками ФСС, что в большинстве случаев исключает возможность возникновения каких-либо счетных ошибок.

Расчет пособия производится по общим принципам, как и в случае оформления выплаты у работодателя:

  • Стандартный размер выплаты составит 40% от средней зарплаты получателя за последние 2 полных календарных года перед уходом в декрет. Если за этот период заявитель сменил работу, учитывается только заработок у последнего работодателя.
  • Если полученная сумма пособия ниже минимально установленной на очередной финансовый год в соответствии с механизмом ежегодной индексации, то выплачивается минимальное пособие. В 2016 г. его размер составляет на первого ребенка 2718,35 руб., а на второго и последующих — 5436,67 руб.
  • При наличии в семье двоих детей до 1.5 лет и более пособия складываются. Но их сумма, подлежащая выплате, не может составлять больше, чем 100% от среднего заработка.
  • Как правило, на повышающий районный коэффициент умножаются только минимальные пособия. В остальных случаях этот коэффициент уже учтен в составе заработной платы за расчетный период.
  • При расчете ежемесячной выплаты учитываются все доходы от всех работодателей, с которых производились отчисления страховых взносов в ФСС.

Можно также заранее самостоятельно просчитать размер выплаты при наличии необходимых исходных данных. Для этого на портале ФСС «Электронная отчетность» предусматривается онлайн-калькулятор. Расчет среднедневного, среднемесячного заработка и пособия до 1.5 лет получить не сложно, указав предусмотренный программой перечень данных о получателе и условиях его работы.

Возмещение ФСС пособия до 1.5 лет работодателю

Пока «Прямые выплаты из ФСС» предусматриваются только как пилотный проект в отдельных регионах страны, основной способ получения пособия по уходу за ребенком родителями (матерью, отцом), а также его родственниками или опекунами — по месту работы.

При этом первоначально выплата пособий должна осуществляться работодателем из собственных средств, после чего Фонд социального страхования компенсирует предприятию (организации) разницу между уплаченными страховыми взносами и выплаченными в качестве пособий сумму.

Таким образом, для большей части территории страны по состоянию на 2016 год предусматривается следующая последовательность оформления и получения пособия до 1.5 лет застрахованными лицами:

  • заявитель обращается к работодателю с заявлением о назначении пособия на ребенка до 1.5 лет и предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • бухгалтерия проводит начисление выплаты со дня, следующего за окончанием декретного отпуска по беременности и родам;
  • пособие перечисляется на зарплатную карточку работника или получается через кассу предприятия непосредственно из средств работодателя (страхователя);
  • происходит возмещение выплаченной суммы работодателю за счет средств ФСС.

Для получения возмещения страхователь подает в ФСС необходимые документы и отчетность по предусматриваемым формам.

В связи с этим сотрудников ФСС, которые проводят проверку, может насторожить:

  • необоснованное увеличение зарплаты женщины перед уходом в декрет;
  • наличие родственных связей между руководителем и беременной женщиной, принятой на работу незадолго до родов;
  • другие факторы, свидетельствующие о подлоге.

Поэтому в некоторых случаях в возмещении работодателю может быть отказано.

Заключение

По действующему законодательству, для получения пособия на ребенка до 1.5 лет заинтересованное (застрахованное) лицо обращается к работодателю. Тот рассчитывает сумму, выплачивает ее и получает возмещение из Фонда соцстраха.

Если работодатель находится на грани банкротства или не может платить пособие по другой причине, получатель может обратиться за денежным возмещением в ФСС по месту регистрации страхователя-работодателя. Это можно сделать в любом регионе РФ после того, как суд вынесет решение о невозможности получить пособие стандартным образом.

В некоторых субъектах РФ действует пилотная программа получения выплат из ФСС напрямую. Эта мера призвана уменьшить количество конфликтов между получателем пособия и страхователем, а также повысить стабильность перевода денег получателю во внештатных ситуациях. Программу планируется расширить на другие регионы страны.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет

После рождения ребенка каждая мама, а также лица, которые обеспечивают за ним фактический уход и воспитание, получают право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. С 1 февраля 2017 года базовые фиксированные суммы, в размере которых производятся минимальные и максимальные выплаты (как работающим гражданам, так и безработным), проиндексированы на 5.4% относительно размеров, установленных на предыдущий год. Правила назначения и расчета пособия в 2017 году при этом не изменятся.

Меню для навигации по странице

Как и в случае выплат декретного пособия по беременности и родам, предоставление этой государственной социальной помощи обеспечивается из бюджета Фонда социального страхования (ФСС), формирующегося из страховых взносов.

Основные аспекты начисления пособия рассчитаны на тех, кто официально трудоустроен, т.е. на кого в соответствии с законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работодатели производят отчисления в страховой фонд.

Выплаты до 1.5 лет в размере, превышающем минимальный, назначаются только тем лицам, кому предоставляется отпуск по уходу за ребенком. В соответствии с Трудовым кодексом (далее ТК), это могут быть родители и любые работающие родственники ребенка, а также его законные опекуны.

Если родители или родственники, осуществляющие уход за ребенком, официально трудоустроены, то за назначением выплат они обращаются по месту работы или напрямую в региональное отделение ФСС. Неработающие граждане, а также студенты очной формы обучения для оформления пособия должны обратиться в Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства (Собес).

Как оформить ежемесячное пособие до 1.5 лет (пошаговая инструкция)

Право на получение данного пособия и отпуска появляется на следующий день после окончания отпуска по беременности и родам, то есть:

  • через 70 дней после рождения ребенка при обычных родах;
  • 86 дней при осложнениях во время родов;
  • 110 дней при рождении двух или более детей.

Если вы трудоустроены и непосредственно осуществляете уход за ребенком, то для получения пособия необходимо предпринять следующие шаги:

    Подать в отдел кадров своего предприятия заявление, написанное в свободной форме, об оформлении отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет и предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (целесообразно вместе с ежемесячной компенсацией до 3 лет). Оно пишется на имя руководителя предприятия.

Получить в отделе кадров предприятия копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком с указанием даты его начала и окончания (вместе с назначением ежемесячных выплат на ребенка).

Неработающие родители имеют право оформить пособие до 1.5 лет в минимальном размере (3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 — на второго и последующих) непосредственно с месяца рождения ребенка через Соцзащиту.

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. После того, как работодатель или УСЗН получает заявление и полный пакет документов к нему, им отводится 10 дней на принятие решения об определении величины и начале выплат.

Документы на пособие по уходу за ребенком

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты обязательно должны быть приложены следующие документы для оформления пособия по уходу до 1.5 лет:

  • Справка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком вторым родителем (что означает неполучение им пособия до 1.5 лет);
  • Оригинал и копия свидетельства о рождении;
  • Копия паспорта заявителя.

Те же родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, которые не работают и не получают выплаты по безработице, а также студенты-очники для оформления подают заявление в местные Управления социальной защиты населения, к которому прикладывают следующие документы:

  • выписку из трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
  • в случае, если выдавалось пособие по беременности и родам, необходимо предоставить расчет этого пособия;
  • копию приказа с последнего рабочего места об увольнении с должности;
  • справку о составе семьи.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

С 2011 года действует новая система расчета размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Данные ежемесячные выплаты осуществляются в объеме 40 процентов от среднего месячного заработка, для расчета которого используется период за последние два года работы. Вся заработная плата за это время складывается и делится на 730 дней. Получившийся дневной заработок умножается на среднее число дней в месяце — 30,4. От получившейся суммы берутся 40 процентов, которые и начисляются в виде пособия. При этом, в расчет среднего заработка не включаются периоды нахождения на больничном и в отпуске по беременности и родам.

При появлении в семье второго ребенка, требующего ухода до 1,5 лет, либо двойни, размер выплат на каждого малыша складываются, но в сумме не могут превышать величины 100% среднего заработка за последние два года.

Государством установлены гарантированные минимальные размеры пособия, которые применяются для тех, у кого страховой стаж менее полугода, либо средний месячный заработок меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ = 7500 руб.). Данным категориям лиц в 2017 году выплата обеспечивается в размере 3065,69 рубля в месяц, а при уходе за вторым и последующим ребенком — 6131,37 рублей.

Кроме минимальных гарантий, государством определена максимально возможная величина среднего заработка, с которого назначаются детские пособия до 1,5 лет. Эта цифра не должна превышать максимальную годовую базу формирования взносов в ФСС, которая составляет:

    • за 2009 и 2010 годы — 415 000 рублей;
    • за 2011 год — 463 000 рублей;
    • за 2012 год — 512 000 рублей;
    • за 2013 год — 568 000 рублей;
    • за 2014 год — 624 000 рублей;
    • за 2015 год — 670 000 рублей;
    • за 2016 год — 718 000 рублей;
    • за 2017 год — 755 000 рублей.

Учитывая, что средний заработок рассчитывается за два полных календарных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком, максимальный размер пособия в 2017 году (с учетом размера страховой базы за 2015 и 2016 годы) не может превышать суммы 23089,03 руб. в месяц.

Для наглядности приведем пример расчета.

С 8 сентября 2016 по 26 января 2017 года Мария Иванова находилась в декретном отпуске. После этого, начиная с 27 января 2017 года, ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. В январе 2017 года она обратилась по месту своей работы за расчетом пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.

При этом бухгалтерия предприятия предоставила следующий расчет выплат:

Средний заработок сотрудницы за 2015 год — 670 000 руб., за 2016 год — 718 000 руб. Общее количество календарных дней за два указанных года составляет 731 (поскольку 2016-й год — високосный). Периоды-исключения у сотрудницы на указанные годы не представлены.

Размер пособия при таких условиях считается следующим образом:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 731 дн. × 30,4 дн. × 0,4 = 57722,57 руб. × 0,4 = 23089,03 руб.
в месяц, что соответствует максимальному размеру ежемесячных выплат до 1,5 лет в 2017 году.

С дополнительными примерами расчета суммы ежемесячного пособия до 1.5 лет на одного, двух и более детей можно ознакомиться в специальном материале на нашем сайте по следующей ссылке.

Согласно ТК РФ каждая женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, имеет право в любой момент приступить к работе. Работодатели по законодательству обязаны обеспечить ее работой на ее рабочем месте и осуществлять дальнейшую оплату труда в соответствии с законом.

Возвращаясь на прежнее место работы до достижения ребенком возраста 1,5 лет, женщина должна понимать, что выплата пособия по уходу за ребенком будет прекращена в ее первый рабочий день в связи с фактическим завершением отпуска по уходу за ребенком.

Однако при этом неиспользованный период отпуска по уходу за ребенком может быть оформлен на других членов семьи с предоставлением им права на получение соответствующих ежемесячных выплат.

О других пособиях, выплачиваемых в послеродовой период по уходу за ребенком, можно прочитать на этой странице. Для навигации по основным разделам сайта можно воспользоваться представленной ниже схемой.