Закон о лицензировании строительной деятельности

Лицензирование строительной деятельности

Лицензирование строительной деятельности представляет собой разрешение, которое выдается уполномоченными компетентными органами на введение проектных, изыскательных, строительно-монтажных и иных подобных работ.

Теория вопроса. В широком смысле под термином строительной лицензии подразумевают лицензии, дающие право на выполнение вышеперечисленных работ. С точки зрения права строительная лицензия обладает двойным статусом: как и любая лицензия с одной стороны это разрешение (право) аналогичное праву пользования, аренды и т.п. С другой же стороны лицензия должна рассматриваться как нормативный индивидуальный акт (акт одного из органов государственной власти, который адресован конкретному лицу), который определяет субъект специальных правоотношений, включающий строительную компанию лицензиата и указывающий на присутствие особенной (расширенной) правоспособности данного лица, а также пределы данной правоспособности. Акт устанавливает особые права, ответственность и обязанности, которые связаны с этой правоспособностью.

Рассматривая строительную лицензию с экономической стороны про нее можно сказать, что это инструмент гос.управления экономикой (в частности строительной сферой).

Любая строительная лицензия содержит следующие основные пункты:

1) Регулятивный. Он связан с государственным управлением сферой строительства в целом, включая метод отзыва лицензии, включение в нее специальных условий, приостановления ее действия и т.п.

2) Защитный. Он призван защищать потребителей от плохого качества услуг, а также вероятных техногенных катастроф; защищать рынок от недобросовестной конкуренции.

3) Статистический. Он связан с учетом числа и распределения в пределах государства строительных компаний.

4) Цензовый. Он призван не допускать на рынок тех лиц, которые не владеют достаточными ресурсами.

5) Фискальный. Он связан с изыманием у экономических субъектов части прибыли в доход государства.

6) Информативный. Это подтверждение гос.органом специального статуса фирмы лицензиата.

7) Нормативный. Это механизм пополнения общих нормативных требований, которые изложены в Технологических регламентах, СНИП, СанПИН, ГОСТ индивидуальными нормативами для определенной фирмы.

На сегодняшний день органом, уполномоченным выдавать лицензии, является РОСССТРОЙ.

Данный орган государственной власти выдает лицензии на право заниматься деятельностью по:
— Проектирования сооружений и зданий,
— Инженерным изысканиям,
— Строительству сооружений и зданий.

Для удобства данные виды деятельности подразделяют на группы, а также виды работ соответственно разработанному Госстроем классификатору. Условно виды работ подразделяют на подвиды. Проектирование подразделяют на общее проектирование, проектирование технологическое, обследование сооружений и зданий, сметные работы, осуществление функции генерального проектировщика. Осуществление строительных работ подразделяют на специальные работы, общественные работы, осуществление функции генерального подрядчика, а также функции заказчика застройщика.

По закону срок действия лицензии составляет не меньше 5 лет. Но до сегодняшнего дня иногда можно встретить лицензии, которые выдавались территориальными органами лицензирования сроком на 25, 10, 7 лет. Данные лицензии могут быть действительными в полном объеме, лишь в том случае, когда их выдавал орган лицензирования до отзыва у него полномочий по выдаче лицензий.

С 2000 до 2002 года ГОССТРОЙ осуществил компанию по отзыву таких полномочий у палат, передав их ФЛЦ. Перед отзывом полномочий в последние дни палаты выдавали крайне много лицензий со сроками действия «Бессрочно». Надо осторожно относиться к подобным лицензиям, поскольку многие палаты выдавали документы уже после отзыва полномочий. Также однозначно недействительными являются те бессрочные лицензии, которые выданы союзом архитекторов, поскольку этот союз никогда не обладал правом выдачи подобных лицензий.

Надо отличать лицензию как документ (цветная бумажка), который подтверждает наличие у субъекта прав на проведение с определенными условиями определенного вида деятельности и лицензию как право (схожее с правом аренды). К бланку лицензии существуют определенные требования: на нем должны быть написаны имена лиц, получивших лицензию с их ИНН, номер в гос.реестре лицензий, адрес государственной регистрации, информация о лицензионных условиях, а также видах работ, которые может осуществлять лицензиат.

Также надо учитывать, что лицензию выдают на строительство сооружений и зданий, но не на осуществление функций заказчика при строительных работах сооружений и зданий. При этом законом не предусмотрена какая либо классификация, что вызывает сомнения законность подобного деления. Формально субъект, который получил лицензию на строительные работы даже с одним подвидом (к примеру, отделочные работы), может осуществлять все относящиеся к строительству виды работ.

В классификации строительной деятельности существует еще два не совсем понятных момента, которые у лицензиатов вызывают трудности.

1. Когда отменили лицензирование работ по технической эксплуатации и ремонту возникает вопрос – какие работы относятся к строительным, а какие к ремонту и эксплуатации. В ответе сказано, что к новому строительству относятся все виды работ, и они требуют получения лицензии. Исключением является случай, когда предмет труда может собираться и разбираться без конструктивного его разрушения.

2. Какие именно виды работ требуют получения лицензий еще и иных лицензирующих органов. Все строительные, проектные, реставрационные работы, выполняемые на зданиях памятников (исключая функции генерального подрядчика) нуждаются в лицензиях министерства культуры. А все работы, которые связаны с сведениями о государственной тайне нуждаются в лицензии ФСБ. Монтажные и пусконаладочные работы по системам пожарной сигнализации, а также противопожарной обработке конструкций, установке специальных дверей нуждаются в лицензии МЧС (процесс проектирования может выполняться по проектной лицензии, выданной РОССТРОЕМ). Работы, которые можно отнести к эксплуатации опасных объектов нуждаются в лицензии ГГТН.

Довольно сложной является и современная система лицензирования. РОССТРОЙ в соответствии с законом является лицензирующим органом, однако до сих пор не определен орган, который уполномочен осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением требованием лицензионных. Надо также подчеркнуть, что полномочиями по осуществлению лицензирования и надзора в данной области наделяются только органы государственной власти, но по факту лицензирование осуществляет Федеральный лицензионный центр (государственное предприятие).

Подобное разделение существует из-за того, что РОССТРОЙ не имеет права получать за выдачу лицензий больше 1000 рублей и 300 рублей гос.пошлины, которые направляются в бюджет. Но необходимы средства на содержание сотрудников и ведение реестра строительных лицензий. По заданию РОССТРОЯ федеральный лицензионный центр принял работы по приему документации от соискателей лицензий, проверке полноты и правильности заявлений, консультированию соискателей, формированию и хранению дел лицензионных, включению данных в реестр на себя. Хотя принимать решение о выдаче лицензии, приостановке действия лицензии либо отзыве лицензии все же формально остается в РОССТРОЕ.

Взаимодействие данных структур выглядит так. В ФЛЦ (Федеральный Лицензионный Центр) обращается соискатель лицензии, где там его принуждают заключать договор на оказание услуг, связанных с проверкой правильности и достоверности оформления документации (от 2500 до 5000 рублей за один вид). Потом также надо заключить несколько дополнительных договоров с ФЛЦ (договор на обучение сотрудников предприятия соискателя, договор с экспертной организацией и др.).

Когда все платежи по вышеперечисленным договорам будут осуществлены, ФЛЦ забивает данные в электронные формы, в сжатом виде направляет их в московский (центральный) ФЛЦ. Там данные распечатывают и формируют в протокол списком (как правило, по 100 штук), который отправляют на подпись руководителю лицензионной комиссии РОССТРОЯ. После этого соискатель получает право на проведение деятельности по тем видам деятельности, которые он запрашивал.

После получения подтверждения из центрального ФЛЦ на подписание протокола, территориальный орган распечатывает и выдает его соискателю документ, называемый Уведомление про выдачу лицензии. Надо отметить, что какие-либо описи, справки и подтверждения, которые выдает ФЛЦ до момента подписания такого протокола, не дают право на осуществление деятельности, на которую запрашивается лицензия. Такая сложная система организации получения лицензии обусловлена двумя моментами.

1) С РОССТРОЯ, как с государственного органа снимается всякая ответственность, поскольку соискатель лицензии по своей воле обращается в ФЛЦ и сотрудничает с ним на «договорных» основах. В соответствии с этими договорами ФЛЦ может навязывать соискателям какие угодно условия (по большей части финансовые).

2) Утвержденная законом цена лицензии в 1000 рублей и 300 рублей возрастает в сотни раз, поскольку сумма затрат соискателя на получение лицензии в среднем составляет от 120 до 200 тысяч рублей.

Чтобы получить строительную лицензию соискатель формально должен выполнить три группы лицензионных условий:

— Заплатить гос.пошлину в размере 300 и 1000 рублей.

— Обладать определенным образом оформленные документы про государственную регистрацию своей компании (они должны быть представлены в виде копий, заверенных нотариально).

— Предоставить информацию о Кадровом составе, Технической базе, Системе управления и контроля качества.

Министерство строительства
и жилищно-коммунального хозяйства

Донецкая Народная Республика

+38 062 334 98 10

+38 062 334 98 12

Разъяснения по вопросам лицензирования

Новое в лицензировании

Сектор лицензирования разъясняет

Лицензионными условиями осуществления архитектурно-строительной деятельности», утвержденными приказом Минстроя ДНР от 30.04.2015 года №2нпа утверждены формы документов, предоставляемые для получения лицензии (далее – Лицензионные условия).

Получить лицензию (на архитектурно-строительную деятельность)

Субъект хозяйствования, который имеет намерение получить лицензию на осуществление архитектурно-строительной деятельности подает лично или через уполномоченное им лицо (по доверенности), направляет по почте в орган лицензирования (сектор лицензирования) (г. Донецк, ул. Университетская, 13, каб. 104) вторник – 13:00-16:30, четверг – 8:30 – 12:00:

  • Заявление на осуществление хозяйственной деятельности (Приложение 2 к Лицензионным условиям);
  • Перечень работ, которые заявитель намерен выполнять (Приложение 1 к Лицензионным условиям);
  • Сведения о производственно-технической базе, составе работников за профессиональным и квалификационным уровнем, технологией производства, информационно-правовое, нормативно-техническое обеспечение, об имеющейся системе контроля качества выполнения работ, выполненных заявителем строительно-монтажные работы (Приложение 3 к Лицензионным условиям);
  • Копия свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заверенные нотариально или органом, который выдал документ.
  • Копия справки реестра статистических единиц Главного управления статистики, заверенная печатью предприятия.
  • Копии документов, подтверждающие квалификационные требования специалистов (дипломы, удостоверения, сертификаты и т.д.), заверенные печатью субъекта хозяйствования.

При наличии у заявителя филиала, или другого обособленного структурного подразделения, который намерен осуществлять строительную деятельность, прилагаются копия свидетельства о государственной регистрации.

Оформленные документы подаются в бумажном скоросшивателе.

Заявление о выдаче лицензии и документы, прилагаемые к нему, принимаются по описи, копия которого выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.

Разъяснения по заполнению (приложение 3 к Лицензионным условиям)

Сведения о производственно-технической базе, составе работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, информационно-правовом, нормативно-техническом обеспечение, об имеющейся системе производственного контроля, выполненных заявителем лицензируемых работ (Приложение 3 к лицензионным условиям).

По пункту 1. В зависимости от заявленного перечня работ в лицензии, в составе организационно-функциональной структуры могут быть предусмотрены подразделения:

Административно-руководящий; планово-договорной; производственно-технический отдел; производственные участки; участки специальных работ; отдел техники безопасности и охраны труда; участок (отдел) главного сварщика; участок (отдел) главного энергетика; участок (отдел) главного механика; участок (отдел) главного геолога; участок (отдел) главного геодезиста; участок (отдел) инженерного обеспечения выполнения работ; участок (отдел) строительной техники; участок (отдел) материального обеспечения, хранения материалов; технический отдел; архив; техническая библиотека; испытательная лаборатория; сметный отдел; юридическая служба; и тому подобное.

Необходимо отметить численность каждого подразделения и функции, выполнение которых обеспечивает указанное структурное подразделение.

При наличии у заявителя филиалов, других обособленных подразделений, по месту которых будет осуществляться заявленная деятельность, указывается информация об их организационной структуре.

По пункту 2. Квалификационный состав специалистов. В зависимости от заявленного перечня работ к лицензии должны быть:

инженерно-технические работники: генеральный директор; председатель правления; директор; президент; заместитель директора по строительству; главный инженер; заместитель главного инженера; начальник производственно-технического отдела; начальник технического отдела; начальник планово-договорного отдела; начальник сметного отдела; инженер по технике безопасности и охране труда; начальник участка; прораб; мастер; главный специалист; главный сварщик; главный энергетик; главный механик; главный геолог; главный геодезист; ведущий инженер; инженер по качеству выполненных работ; геодезист; юрист; и тому подобное;

рабочие: арматурщик; асфальтобетонщик; бетонщик; жестянщик; монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций; газосварщик; горняк; электросварщик ручной сварки; газоэлектросварщик ручной сварки; электромонтажник; электрослесарь; землекоп; кессонщик-слесарь; облицовщик; лепщик архитектурных деталей; машинист строительной техники; монтажник оборудования связи; монтажник слаботочного оборудования; монтажник электрических подъемников (лифтов); монтажник наружных трубопроводов; монтажник внутренних трубопроводов; монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха; монтажник технологических трубопроводов; монтажник технологического оборудования; монтажник шахтного оборудования; монтер путей; каменщик; наладчик оборудования; проходчик на поверхностных работах; речной рабочий; слесарь, плотник; фрутеровщик; и тому подобное.

ИТР и рабочие могут работать по основному месту работы или по не основному месту работу.

По пункту 3. Производственно-техническая база. В зависимости от заявленного перечня работ в лицензии в составе производственных помещений должны быть: цех металлических конструкций; столярный цех; цех металлопластиковых изделий; бетонно-растворный узел; цех железобетонных изделий; авто-транспортный участок; ремонтные мастерские; склад строительных конструкций; производственно-техническая база; гараж; бытовые помещения; вспомогательные службы; участковый (объектный) инструментальный пункт; и тому подобное (собственное или арендованное).

В зависимости от заявленного перечня работ к лицензии субъект строительной деятельности должен быть обеспечен: строительными машинами, механизмами; средствами малой механизации; средствами подмащивания; люльками; подъемно-транспортными средствами; землеройной техникой; башенными кранами; буровым оборудованием; строительными лесами; подмостями; передвижными строительными вышками; опалубкой горизонтальной; вертикальной опалубкой; ручным инструментом; механизированным инструментом; проходческим комплексом; холодильной установкой для замораживания грунтов; наличие собственной лаборатории (арендованной) для контроля качества выполнения заявленных видов работ, и тому подобное.

В зависимости от заявленного перечня работ к лицензии субъект строительной деятельности должен быть обеспечен: офисным оборудованием (собственное/арендованное — компьютеры, множительная техника, средства коммуникаций, информационные системы, программное обеспечение, договора аренды (при необходимости).

По пункту 4. Таблица заполняется для инженерно-технических работников, прошедших специальное обучение для территорий с повышенной сейсмичностью и со сложными инженерно-геологическими условиями; для выполнения работ по монтажу газопроводов; для выполнения работ по осуществлению функций технического надзора за строительством зданий и сооружений, должен иметь соответствующий квалификационный сертификат; для выполнения работ по монтажу электрических сетей; для выполнения работ по монтажу лифтов; для выполнения сварочных работ; для выполнения водолазных работ.

В этом разделе целесообразно указать информацию относительно обеспечения выполнения требований промышленной безопасности и охраны труда, в том числе о прохождении профессионалами/специалистами курсов повышения квалификации по ОП и ТБ, специального обучения безопасным методам и приемам труда для выполнения работ с повышенной опасностью и наличие Допуск Госнадзорохрантруда на выполнение работ повышенной опасности.

По пункту 5. В этом разделе целесообразно указать информацию в отношении разработки и утверждение системы производственного контроля.

В зависимости от заявленного перечня работ к лицензии субъект строительной деятельности должен быть обеспечен: собственной (арендованой) лабораторией для контроля качества выполнения заявленных видов работ; приборы и оборудования для обеспечения контроля качества выполняемых работ (собственные или арендуемые).

В зависимости от заявленного перечня работ к лицензии субъект хозяйствования строительной деятельности должен иметьповеренные средства измерительной техники: рулетка измерительная металлическая, уровень строительный, теодолит в комплекте со штативом, рейка нивелирная, отвес стальной строительный, рейка-отвес; отвес магнитный; нивелир в комплекте со штативом; тахеометр; лазерный дальномер; электроизмерительные инструменты; контрольно-измерительные инструменты; и тому подобное.

По пункту 6. В этом разделе целесообразно указать информацию о наличии и условиях хранения фонда действующей нормативно-правовой документации, согласно заявленного перечня работ; наличие подразделения и/или лица, ответственного за учет, хранение, внесение изменений и выдачи нормативно-технической документации.

Дополнительная информация: В этом разделе указывается информация о выполненных строительно-монтажных работах, с указанием наименования объекта строительства, категории сложности (1-5) и его адреса – подтверждение опыта работы.

Сроки рассмотрения документов

Прием заявлений на выдачу лицензии установленного образца, с прилагаемыми документами, исчерпывающий перечень которых установлен:

  1. Лицензионными условиями осуществления архитектурно-строительной деятельности, утвержденные приказом Министерства от 30.04.2015 №2нпа;
  2. Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Минстроя от 08.06.2015 №3нпа;
  3. Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по производству тепловой энергии, транспортировке ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями и поставке тепловой энергии, утвержденными приказом Минстроя от 08.06.2015 №4 нпа (далее – лицензионные условия),

поданных в сектор лицензирования лично субъектами хозяйственной деятельности (далее — заявитель) или через уполномоченного им представителя, которые намереваются:

  • получить лицензию на осуществление хозяйственной деятельности (далее — лицензия);
  • получить дубликат лицензии;
  • внести дополнения в перечень работ действующей лицензии;
  • получить копию лицензии на филиалы, другие обособленные подразделения;
  • переоформить лицензию;
  • аннулировать лицензию,
  • осуществляет орган лицензирования по месту государственной регистрации заявителя.

Заявление и другие подготовленные документы в соответствии с примерными формами, приведенными в приложениях к Лицензионным условиям (далее — документы), поступившие в сектор лицензирования регистрируются, и вносится запись в журнал учета заявлений и выдачи лицензий.

Заявление о выдаче лицензии и документы, прилагаемые к нему, принимаются по описи, копия которого выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.

Документы проверяются на соответствие требованиям Закона, Временного положения, действующих Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, других нормативных правовых актов, регулирующих лицензионную деятельность.

Проверенные документы сектор лицензирования подает на рассмотрение заседания Лицензионной комиссии.

Заседание лицензионной комиссии органа лицензирования проводятся, как правило, в первую и третью пятницу месяца,первую и третью неделю каждого месяца (при наличии заявлений на выдачу лицензий).

Если в предложении органа лицензирования предусматриваются определенные ограничения относительно перечня работ по сравнению с поданным заявлением или заявитель не соглашается с выводом органа лицензирования, указанный вопрос может рассматриваться на заседании лицензионной комиссии с приглашением заявителя.

По результатам заседания лицензионной комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней составляется протокол, в котором указываются фамилии и инициалы членов комиссии, приглашенных лиц, принявших участие в заседании, вопросы, которые рассматривались, и решение (выводы), принятые по результатам рассмотрения, результаты голосования по каждому вопросу. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.

Сектор лицензирования на основании решения (протокола) лицензионной комиссии готовит соответствующее распоряжение о выдаче лицензии (внесении дополнений в перечень работ существующей лицензии, переоформлении лицензии, выдаче копии лицензии, выдаче дубликата лицензии) в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения данного решения, с утвержденным перечнем работ, о чем письменно уведомляет заявителя.

На основании заключения лицензионной комиссии о несоответствии отдельных видов работ лицензионным условиям, сектор лицензирования готовит распоряжение об исключении их из перечня работ, о чем письменно уведомляет заявителя.

В случае представления лицензионной комиссией решения о несоответствии представленных заявителем документов лицензионным условиям и неспособности выполнять работы в соответствии с представленным перечнем, орган лицензирования выдает в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения решения распоряжение об отказе в выдаче лицензии, внесении изменений к перечню работ, приведенных в приложении к действующей лицензии, о чем письменно уведомляет заявителя.

В случае возникновения у органа лицензирования обоснованных сомнений относительно фактического соответствия поданных заявителем документов требованиям лицензионных условий, орган лицензирования имеет право осуществить проверку такого субъекта хозяйствования до момента выдачи лицензии (Порядок проведения проверки субъекта хозяйствования на возможность выполнения им требований лицензионных условий для получения лицензии, утвержденный приказом Минстроя от 19.08.2015 №10 нпа).

Основанием проведения данной проверки соискателя лицензии для получения лицензии является решение лицензионной комиссии, принятое по итогам заседания, и оформленное протоколом. На основании решения лицензионной комиссии орган лицензирования издает соответствующее распоряжение и оформляет Направление для проведения проверки.

По результатам проверки на основании соответствующего вывода лицензионной комиссии, орган лицензирования готовит распоряжение о выдаче лицензии либо об отказе в выдаче лицензии, о чем письменно уведомляет заявителя.

Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:

  1. заявление подано (подписано) лицом, не имеющим на это полномочий;
  2. документы оформлены с нарушением требований настоящей статьи;
  3. нет в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о заявителе или имеющиеся сведения о нахождении юридического лица в состоянии прекращения путем ликвидации (пребывания индивидуального предпринимателя в состоянии прекращения предпринимательской деятельности) или о государственной регистрации его прекращения (государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя).
  4. Об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения заявителю сообщается в письменной форме с указанием оснований оставления заявления о выдаче лицензии без рассмотрения в сроки, предусмотренные для выдачи лицензии.
  5. После устранения причин, которые были основанием для вынесения решения об оставлении заявления о выдаче лицензии без рассмотрения, заявитель может повторно подать заявление о выдаче лицензии, которое рассматривается в порядке, установленном Законом.

Плата за выдачу лицензии

Согласно статьи 16 Закона ДНР «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» плата за выдачу лицензии вносится после принятия решения о выдаче лицензии.

Т.е., плата за выдачу лицензии должна осуществляться заявителем только после получения уведомления на электронный адрес о принятом решении относительно выдачи лицензии.

Плата за выдачу лицензии осуществляется на основании Постановления Совета Министров ДНР (после официальной публикации на официальном сайте: dnr-online.ru) по соответствующему коду бюджетной классификации.

Реквизиты счета для оплаты: (будут опубликованы дополнительно, после официального предоставления информации Минфином).

В документе, подтверждающего факт платы за выдачу лицензии, обязательно должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, идентификационный код юридического лица (идентификационный номер индивидуального предпринимателя), размер суммы внесенной платы.

Плата за получение лицензии на осуществление видов хозяйственной деятельности составляет 5000,00 рублей.

Техническое оформление лицензии

Техническое оформление лицензии осуществляется в течение 3-х рабочих дней со дня поступления документа, подтверждающего факт внесения платы за выдачу лицензии.

Орган лицензирования делает отметку о дате принятия документов, подтверждающих внесение заявителем платы за выдачу лицензии, на копии описи, которая была выдана заявителю при приеме заявления о выдаче лицензии.

Закон о лицензировании строительной деятельности

В соответствии с нормой-дефиницией статьи 1 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000. № 1775-III лицензией является документ государственного образца, который подтверждает право ее обладателя на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока, если он установлен. Основным требованием для лицензиата является выполнение лицензионных условий. В перечне видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, указана строительная деятельность (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона). Так что для того, чтобы правомерно выполнять строительные работы необходимо сначала получить лицензию на строительство.

Постановление Кабмина «Некоторые вопросы лицензирования строительства объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиямия» № 256 вляется специальным нормативным актом в вопросе лицензирования строительной деятельности. Этим документом утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями.

Также ранее законодательным актом, регулирующим деятельность в сфере строительства, являлись Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27.01.2009. № 47. Однако, в настоящее время действие Приказа отменено.

Строительная деятельность лицензируется по нескольким видам, а именно:

  • строительство транспортных сооружений;
  • строительство инженерных сооружений;
  • строительные и монтажные общестроительные работы;

Лицензию на строительные работы необходимо получать, если вы собираетесь заняться любым из вышеперечисленных видов деятельности на объектах класса последствий СС2 и СС3. Для этого вам будет необходимо пройти все этапы получения лицензии на строительство.

Упомянутым Постановлением № 256 утвержден и перечень работ в строительстве, которые относятся к перечисленным выше видам деятельности и подлежат лицензированию. Для каждой работы установлен код, который будет указан в лицензии на строительные работы или приложении к ней.

Лицензирование является способом государственного регулирования в сфере хозяйствования, которое имеет своей целью обеспечение единой политики в этой сфере и защиту социальных и экономических интересов государства, общества и отдельных потребителей. Определяя разрешительный порядок деятельности, государство преследует следующие цели:

  1. фискальная, связанная с пополнением государственного бюджета посредством изъятия части прибыли у хозяйствующих субъектов;
  2. цензовая, призванная ограничить доступ субъектов, не имеющих достаточных средств, к рынку строительных услуг;
  3. статистическая, связанная с учетом строительных компаний в пределах государства по их количеству и порядку распределения территориально;
  4. защитная, призванная оградить потребителей от услуг низкого качества, а участников рынка строительных услуг – от недобросовестной конкуренции. Но существует и защита иного рода – защита жизни и здоровья человека. Потенциально строительная отрасль чрезвычайно опасна с точки зрения уровня безопасности работ (профессий) и числа производственных травм. Контролируя строительную сферу, государство обеспечивает надзор за безопасностью труда в отрасли, не допуская на рынок случайных застройщиков;
  5. регуляторная, представляющая собой государственное управление строительной отраслью. Методами влияния на лицензиатов являются приостановление, отзыв строительной лицензии, включение в текст лицензии специальных условий и др.;
  6. нормативная, которая представляет лицензирование как средство дополнения общеизвестных нормативных требований, изложенных в государственных стандартах (ДСТУ, ГОСТ), строительных нормах и правилах (СНиП) и прочих нормативно-технических документах;
  7. информативная, состоящая в подтверждении официальным государственным органом статуса юридического лица-лицензиата. Наличие у исполнителя (застройщика) лицензии на строительные работы свидетельствует о его компетентности в строительной сфере.

Закон о лицензировании строительной деятельности

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Порядком лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 г. № 1396, юридическое лицо и физическое лицо (предприниматель) — субъекты хозяйственной деятельности, намеревающиеся осуществлять строительную деятельность, должны получить лицензию в соответствии с этим Порядком.

Как предусмотрено Соглашением о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, которые выдаются лицензионными органами государств — участниц Содружества Независимых Государств от 27.03.97 г., ратифицированным Украиной 05.03.98 г., под строительной деятельностью подразумеваются отдельные виды проектных и строительно-монтажных работ, инженерных изысканий для строительства, производство строительных материалов, изделий и конструкций, предоставление инжиниринговых и других работ и услуг.

Пункт 1.4 Лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденных приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27 января 2009 г. № 47 (далее — Приказ № 47), устанавливает, что требования о получении лицензии распространяются на всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющих работы, связанные с созданием объектов архитектуры, в соответствии с Перечнем работ ведения хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры.

Как видно из названия Перечня работ ведения хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры (приложение к Приказу № 47), этот перечень посвящен именно работам, которые осуществляются в пределах хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины (ХКУ) «под хозяйственной деятельностью в этом Кодексе подразумевается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность». При этом цена (тариф) согласно ст. 189 ХКУ — форма денежного определения стоимости продукции (работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования.

Похожее определение хозяйственной деятельности содержится в ст. 1 Закона Украины от 01.06.2000 г. №1775-ІІІ «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», в частности «хозяйственная деятельность — любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ».

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированию подлежат работы, которые реализуются субъектами хозяйствования и имеют ценовую стоимость.

В указанном случае строительные работы выполняются хозяйственным способом.

При хозяйственном способе строительства строительно-монтажные работы выполняет строительная площадка, ремонтно-строительный цех или другое структурное подразделение предприятия, для которого строится этот объект.

В случае выполнения строительных работ хозяйственным способом отсутствуют необходимые условия для получения лицензии, поскольку:

1) строительные работы не реализуются, а выполняются для себя;

2) отсутствует юридическое основание для формирования договорной цены, а следовательно, строительные работы не имеют ценовой стоимости.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод об отсутствии необходимости получения лицензии в случае выполнения строительных работ хозяйственным образом.

Аналогичная позиция Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства изложена в письме от 30.08.2002 г. № 3-432-702/4731 «О получении лицензии по предоставлению туристических услуг» , а также в письмах от 17.07.2003 г. № 4-41-452-1362/4256 и от 18.04.2007 г. № 2812 относительно перевозок.

Председатель А. КУЖЕЛЬ

Комментарий редакции

САМ СЕБЕ СТРОИТЕЛЬ: НУЖНА ЛИ ЛИЦЕНЗИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХОЗСПОСОБОМ

Пожалуй, не ошибемся, сказав, что Госкомитет сделал милый сердцу каждого вывод: если строишь хозспособом, стройлицензию получать не надо, Вот только постулат сей достаточно спорен. И прежде чем полагаться на него (а тем более распространять на другие сферы) — взвесьте все «за» и «против».

Как видно, обоснования чиновники почерпнули главным образом из Хозяйственного кодекса Украины: мол, если нет выполнения работ или предоставления услуг по заказу — значит, нет и хоздеятельности. Аргумент, если откровенно, неоднозначен. Хотя им же подкрепляла уверенность заказчиков в праве осуществлять без лицензий технадзор своими силами и Госархстройинспекция Украины (см. письмо от 16.01.09 г. № 22/7-195 в нашей газете № 23 за 2009 г., стр. 43).

Прочие заложенные в фундамент вердикта аргументы и вовсе, скорее, не в пользу комитетчиков. Тот же Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-111 называет хоздеятельностью любую деятельность не только по предоставлению услуг и выполнению работ, но и по изготовлению (производству) продукции. Продукцию же КВЭД толкует как результат производственного процесса. И вряд ли кто-либо всерьез станет утверждать: самостоятельное строительство не имеет никакого результата. А то, что у него есть и стоимостная определенность, бухгалтер хорошо знает. У него «все ходы записаны». Достаточно взглянуть на Дт субсчета 15 «Капитальное строительство».

Отметим, что ранее из ответов Госкомпреда следовало: занимаясь самостроительством, лицензию получать скорее надо, чем нет. И только, если стройку ведет наемник, можно обойтись без нее:

ЦИТАТА

Наконец,абсолютно неуместны параллели с перевозками или старыми туруслугами . Ведь там по Закону о лицензировании разрешение нужно на предоставление услуг (см. по перевозкам пп. 33 ст. 9), и именно этот факт, а не их отвязанность от хоздеятельности, позволяет отвертеться от лицензии в случае перевозок для себя. Если же опираться на выводы Комитета, то можно далеко зайти. Например, хранить без лицензий для себя прекурсоры. Вот только, согласятся ли с такой безлицензионной нехоздеятельностью «ответственные лица».

Про лицензирование строительной деятельности в Украине

I и II категорий сложности относятся соответственно к объектам с незначительными (СС1) последствиями — лицензированию строительство таких объектов не подлежит;

III и IV категорий сложности относятся соответственно к объектам со средними (СС2) последствиями;

V категории сложности относятся соответственно к объектам со значительными (СС3) последствиями.

Перечень документов для получения лицензии, а также организационные, квалификационные, технологические и прочие специальные требования к осуществлению строительной деятельности в Украине определяют Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями.

Строительная лицензия в Украине выдается без ограничения по сроку действия.

Законодательство предусматривает выдачу лицензии в электронном виде (запись о наличии лицензии у субъекта в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц ― предпринимателей), а так же может быть выдана и в бумажном виде.

Переоформление выданной лицензии осуществляется в случае изменения наименование юридического лица (если такое изменение не связано с реорганизацией) или фамилии, имени и отчества физического лица (предпринимателя). Срок уведомления орган лицензирования не более 30 дней

Заказав услугу получения строительной лицензии в компании «Админ-Эксперт», вы гарантированно получите, как саму лицензию, так и отличный сервис от компетентных специалистов.