Закон о полиции в украине 2018 принят

Новый закон о полиции: плюсы и минусы

В Украине вступил в силу закон «О Национальной полиции», принятый 2 июля этого года. Он стал огромным прогрессом на пути к реформированию правоохранительных органов. Но требует определенной доработки. О чем – позже.

Деполитизация полиции

Сперва отметим, что на днях Кабмином было принято решение о создании национальной полиции, которая должна действовать отдельно от структуры МВД. Фактически это – шаг вперед к одному из европейских принципов деполитизации деятельности полиции. Ведь от МВД останется исключительно центральный аппарат в Киеве во главе с политическим лицом — министром, который не сможет влиять на деятельность полицейских. Деполитизация отражена и в другой норме закона – статье 2, согласно которой полиция выполняет не карательные, а сервисные функции. «Теперь это не просто борьба с преступностью, обеспечение правопорядка, а именно предоставление услуг обществу по поддержке надлежащего уровня безопасности. В этом заключается новая философия этой структуры, которую на обучении и тренингах должны усвоить новые полицейские», — отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ по административно-деликтному праву и уголовной юстиции Александр Банчук. По его словам, такое нововведение на территории СНГ, где полиция или милиция воспринимается по советским меркам, как карательный орган, впервые было внедрено именно в Украине. Правда, целесообразным было бы деполитизацию проводить совместно с демилитаризацией, отказавшись от военных званий генералов, полковников, чтобы украинская полиция полностью соответствовала европейским стандартам.

К положительным моментам можно отнести и набор полицейских на конкурсной основе. Правда, такая процедура почему-то применяется только к низшему звену сотрудников полиции и не касается руководства. Поэтому в Киеве, Львове и Одессе начальников местной полиции назначали, а не выбирали, что, по мнению экспертов, не демократично. Ведь кандидатуры начальников никто нигде не обсуждал, они появились по решению министра МВД. В результате, после их назначения в СМИ начали выплывать скандальные истории из жизни этих людей. Так, журналисты раскопали, что в свое время против руководителя полиции Львова Юрия Зозули было открыто уголовное производство по статье 309 (Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта) Уголовного кодекса Украины. Поэтому, пришлось министру МВД Арсену Авакову лично объяснять общественности, что в этом случае речь шла о перевозке через границу лекарств для воинов АТО. Чтобы в дальнейшем не возникало таких ситуаций, эксперты советуют внести изменения в закон «О Национальной полиции», которые бы позволили на конкурсной основе открыто выбирать руководителей полиции.

Порядок применения оружия

Плюсом этого закона является то, что он гарантирует полную идентификацию полицейских по индивидуальному номеру, который они не имеют права скрывать. В нем также содержится детальное положение применения оружия и принуждения. Раньше все это было выписано в подзаконном акте. «Отныне четко указано, что любое применение силы полицейским должно быть пропорциональным. То есть к безоружному человеку нельзя использовать оружие», — объясняет Александр Банчук. И добавляет, что выписаны случаи, при которых применяется огнестрельное оружие, а именно – групповое нападение, попытки нарушителя скрыться с места преступления или автотранспортного происшествия на авто и т.п. В каждом из них полицейский должен предупреждать об этом. Ведь главное – предотвратить угрозу нападения, а не убить нападающего. Кроме того, в случае применения оружия, полицейский обязуется оказать неотложную медицинскую помощь и предупредить об этом своего руководителя, который уведомляет прокурора. В случае непропорционального применения силы полицейский несет уголовную ответственность. Если же речь идет о нетяжких нарушениях, например, полицейский не менял в течение двух часов, как того требует закон, наручники на руках задержанного, то возможно применение к нему дисциплинарного наказания. Правда, его должен назначить руководитель, что будет порождать сомнения в объективности вынесенного им решения.

Расширенный доступ к базам данных и документов

Следует отметить, что Совет Европы, проанализировав закон «О Национальной полиции», вынес 33 рекомендации. Одна из них касается неконституционных ограничений прав человека в отношении хранения персонально информации. Ведь отныне полиция будет самостоятельно вести 18 баз данных и иметь доступ к базам данных других органов власти. «При таких условиях фактически любой полицейский при исполнении своих полномочий имеет право оперативного, беспрепятственного доступа ко всей информации о лице. Это нарушает и европейские стандарты, и конституционные рамки защиты личной и семейной жизни (статья 32 Конституции Украины), так как возможность такого доступа должна быть только в случаях предварительного расследования», — добавляет Александр Банчук. Он советует рассредоточить эти базы данных по различным органам власти, благодаря чему удастся контролировать, кто и зачем запрашивает к ним доступ. Тогда нельзя будет за 5 секунд собрать информацию «под заказ» на любого политического оппонента, бизнес-конкурента, неудобного журналиста или общественного активиста.

Непонятна и целесообразность ведения полицией базы данных лиц, в отношении которых осуществляется профилактическая работа. Ведь это уже – пережиток советского прошлого, когда «доблестная милиция» работала с разными «асоциальными элементами», диссидентами. Неуместно и ведение базы данных по осужденным, которая, по логике вещей, должна принадлежать к сфере ведания Государственной пенитенциарной службы. Но больше всего неудобств для граждан закон «О Национальной полиции» создает во время проверки документов, подтверждающих личность. Ведь до его принятия такие методы хотя и использовались милицией в метро или на вокзалах, но были полулегальными. Отныне право проверять документы полицейским предоставлено законом. При их отсутствии они могут задержать гражданина до выяснения его личности. Для этого им достаточно увидеть в его действиях намерение на совершение преступления. Поэтому украинцам придется всегда носить с собой паспорт или водительские права.

Подготовка кадров по старинке

Недостатком закона является и то, что он предусматривает в структуре полиции Государственную службу охраны, которая хоть и работает, как частная структура, но ее сотрудники после выхода на пенсию будут иметь такие же льготы, как полицейские, на что будут расходоваться бюджетные средства. Нецелесообразным является и сохранение уголовной полиции и подразделений досудебного расследования. Хотя в Коалиционном соглашении демократических фракций парламента предполагалось, что в Украине будут созданы единые детективные подразделения, которые будут совмещать полномочия следователей и оперативных сотрудников. Однако, одной из крупнейших недоработок закона можно считать консервацию старой системы подготовки кандидатов на должность полицейских. Потому что МВД отказалось ликвидировать (реорганизовать) свои ведомственные вузы. Следовательно, на их содержание продолжат тратить огромные средства из госбюджета. Поэтому эксперты ЦППР уже готовят ряд предложений о внесении изменений в закон «О Национальной полиции», в соответствии с рекомендациями Совета Европы и требованиями Коалиционного соглашения парламента. Ведь полиция в Украине должна избавиться от рудиментов советской эпохи и полностью соответствовать европейским нормам и стандартам.

Леся Шутко, специально для «Вектор ньюз»

Новые правила для полиции: что изменилось в дисциплинарном уставе

Дисциплинарные комиссии смогут проводить в открытом режиме, а полицейские получат возможность пользоваться помощью адвокатов

Недавно Верховная Рада приняла обновленный дисциплинарный устав Национальной полиции, который откладывали около двух лет. Сайт «Сегодня» разбирался, что же изменилось в новом документе, и коснутся ли эти изменения обычных украинцев.

Что предусматривает закон

В середине марта парламент проголосовал за законопроект №4670 «О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины». Этот устав еще в 2016 г. разработало Министерство внутренних дел. Документ регулирует полномочия полицейских, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядок их применений. Также там перечислены права и обязанности полицейских.

«Дисциплинарный устав национальной полиции прошел путь почти в два года от представления к его принятию. Необходимость его принятия вызвал сам закон о Национальной полиции, где было указано, что этот устав должно приниматься на уровне закона. Он определяет, когда можно привлечь полицейского к дисциплинарной ответственности и как это делать. Фактически, это внутренний документ полиции, который никак не влияет, или влияет очень косвенно, на граждан Украины», – рассказал в комментарии «Сегодня» Денис Монастырский, эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной систем аналитического центра «Украинский институт будущего».

Согласно новому уставу, к полицейским могут применяться следующие виды поощрений:

  • досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
  • занесение на доску почета;
  • поощрение денежным вознаграждением;
  • поощрение ценным подарком;
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью до пяти суток;
  • поощрение ведомственными поощрительными отличиями Национальной полиции Украины;
  • поощрение ведомственными поощрительными отличиями Министерства внутренних дел Украины;
  • досрочное присвоение очередного специального звания;
  • присвоение специального звания, высшего на одну ступень от звания, предусмотренного занимаемой штатной должностью;
  • поощрение ведомственным поощрительным отличием Министерства внутренних дел Украины «Огнестрельное оружие»;
  • поощрение ведомственным поощрительным отличием Министерства внутренних дел Украины «Холодное оружие».

Помимо поощрений, также могу применяться и дисциплинарные взыскания, например, замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании на одну ступень и даже увольнение с должности, увольнение со службы в полиции. Но, кроме общеизвестных вещей, в законе появились и новшества.

Уровни наказания полицейских

Несмотря на то, что непосредственно новый устав полиции обычных украинцев и не касается, у населения часто возникают вопросы к действиям правоохранителей, когда те превышают свои полномочия, например, при разгонах митингов в правительственном квартале, при задержании и т.д.

«Деяния, совершенные полицейскими, определяются по нескольким категориям: первая – самая тяжелая. Если в действиях присутствуют преступления, тогда для полицейского предусмотрена уголовная ответственность. Сегодня расследовать эти преступления должно было бы государственное бюро расследований. Это очень важный орган, который, я надеюсь, заработает в этом году. До ноября прошлого года этим занималась Генеральная прокуратура, это были их полномочия, после ситуация изменилась и сегодня здесь царит беспорядок. Иногда бывают случаи, что сама полиция расследует преступления полицейского, что, конечно, нонсенс», – поясняет Денис Монастырский.

Второй уровень – это, если действие полицейского является не преступлением, а дисциплинарным проступком. За это криминальная ответственность не предусматривается, но в уставе прописаны дисциплинарные взыскания.

Открытые дисциплинарные комиссии

Эксперты единогласно отмечают, что одно из главных новшеств устава – это изменения, которые связаны с дисциплинарными комиссиями. Дело в том, что раньше принять решение о том, виновен полицейский или нет, мог его непосредственный начальник. Теперь все будет несколько иначе.

«Устав отменяет единоличную роль начальника в принятии решений по действиям подчиненного и привлекает дисциплинарную комиссию. Эта комиссия, хоть и будет состоять из сотрудников полиции, но они уже не будут непосредственными руководителями полицейского, совершившего проступок, что дает надежду на большую объективность в назначении взыскания. То есть теперь у людей станет больше шансов, что, хотя бы их жалобы на действия полицейских будут удовлетворены», – передает Укринформ слова Евгения Крапивина, эксперта группы по реформе органов правопорядка Реанимационного пакета реформ.

Кроме того, в состав дисциплинарных комиссий, которые будут рассматривать нарушения полицейского, могут включаться и представители общественности. Напомним, что раньше участие общественных активистов также допускалось на заседаниях дисциплинарных комиссий, но активистам чаще всего отказывали в таких возможностях.

Правда, у этой инициативы есть определенные риски. Дело в том, что дисциплинарные комиссии могут рассматривать информацию, не предназначенную для широкого круга общественности, но новый закон никак не регулирует ответственность за разглашения конфиденциальной информации.

«Это большая новация, к которой мы шли более 10 лет. Однако, здесь есть определенные риски. Этим законом не определена ответственность члена комиссии за разглашение определенных данных и информации, которую он получат в связи с этой работой. Если раньше в состав комиссии входили полицейские, то понятно, что они несли ответственность за разглашение служебной информации. Если речь идет об общественном активисте, который будет включен в эту комиссию, то он получит доступ к персональной информации, ко многим данным. И здесь возникает вопрос, что, если эти данные будут обнародованы? Здесь есть, как большой позитив, так и несовершенство в том, что не регулируется ответственность члена комиссии за разглашение такой информации», – поясняет Монастырский.

Положительный момент, который связан с дисциплинарными комиссиями, это возможность рассмотрения заседаний в открытом режиме. Раньше заседания комиссий проводились в закрытом режиме, и никто не имел к ним доступ.

«Вспомним случай с Княжичами, где проводилось также служебное расследование, и по этому случаю некоторые слушания могли быть проведены в открытом режиме, для того, чтобы общество знало, что же такое произошло в Княжичах», – говорит эксперт.

Также эксперт добавляет, что еще одним новшеством стало право полицейских пользоваться правовой помощью, т.е. помощью адвоката.

«Полицейский имеет право пользоваться помощью адвоката, адвокат допускается на заседание комиссии, и может помогать полицейскому, в случае необходимости, грамотно выстраивать правовую позицию. Таким образом можно будет уберечься от неправомерных наказаний», – говорит Монастырский.

Проблемные зоны нового устава

Новый дисциплинарный устав нельзя назвать идеальным: там появились значимые нововведения, но проблемные зоны никуда не исчезли. Например, остался нерешенным вопрос с наградным оружием. Эксперты рассказывали, что ежегодно около 500 человек становятся законными владельцами оружия только через награждение.

«Не регулируется канал поощрения работников полиции огнестрельным и холодным оружием. Все мы помним цифры, которые были обнародованы о количестве наградного оружия, которое было вручено МВФ, за последние несколько лет это перешло на сотни людей. Закон не решил вопрос обращения этого оружия. То есть, где оно должно храниться, каким образом человек может им пользоваться. Элементарные юридические вопросы – передается ли такое оружие в наследство, или же возвращается. Много практических вопросов так и не были решены», – отметил Денис Монастырский.

Эксперт также добавил, что с одной стороны, дисциплинарный устав стал положительным моментом, но он не решает и не касается других проблем полиции, которые подвешивают служебного полицейского на крючок руководства.

«В частности, это проблема премирования. Поскольку, на сегодняшний день, не секрет, что зарплата полицейского состоит из премий примерно на 50-60%. И, если ты не будешь выполнять то, что тебе говорит твой руководитель, то останешься просто с голым окладом, который в два раза меньше. И эта проблема остается, поскольку полицейский сейчас может делать неправомерные шаги, выполняя приказы своего руководителя, беспокоясь о том, что он не получит надлежащую зарплату», – резюмировал Монастырский.

Напомним, ранее первый заместитель главы Нацполиции Вячеслав Аброськин рассказал о результативности работы Нацполиции в 2018 году – в частности, в январе-феврале 2018 года правоохранители пресекли деятельность более 60 организованных преступных групп.

В Украине вступил в силу закон, который позволяет полиции эвакуировать авто (видео)

Сегодня, 27 сентября, вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств». Об этом сообщает ТСН.uа.

Так, закон был принят 21 декабря 2017 года и опубликован в газете «Голос Украины» 31 марта 2018.

Отныне этот закон предусматривает разрешение полиции эвакуировать автомобили, препятствующие движению транспорта.

Согласно законопроекту, эвакуация может осуществляться, если авто находится: на проезжей части в 2 и больше рядов, на железнодорожных переездах, трамвайных путях, на эстакаде, на мосту, путепроводе или под ним, в тоннеле, на пешеходном переходе или ближе 10 м от него с обеих сторон, на перекрестках и ближе 10 м от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода, ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения, ближе 10 м от выездов из близлежащих территорий и непосредственно в месте выезда.

Кроме того, обстоятельства, послужившие основанием для временного задержания транспортного средства, должны быть обязательно зафиксированы в режиме фотосъемки или видеозаписи и в соответствующем протоколе об административном правонарушении. Информация об эвакуации должна сразу же передаваться на мобильный номер и электронную почту владельца автомобиля.

Согласно законопроекту, нарушение правил парковки транспортных средств, в том числе неуплата стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки, влечет за собой наложение штрафа в 20-кратном размере от стоимости 1 часа услуги по пользованию парковку.

Парковки на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, лицами, которые не имеют соответствующих льгот, влечет за собой наложение штрафа в 30-кратном размере от стоимости 1 часа услуги пользования парковкой.

Постановление об административном взыскании за нарушение правил парковки может выноситься без участия нарушителя.

Инспекторам с парковки запрещается принимать наличные средства в качестве платы за услуги парковки.

Возврат транспортного средства производится после оплаты стоимости услуг по транспортировке и хранению атвтомобиля.

Как сообщает в Facebook сообщество «Дорожный ликбез», стоимость услуг транспортировки автомобиля:

– до 2-х тонн – 600 гривень,

– от 2-х до 3-х тонн – 700 гривень,

– от 3-х тонн — 850 гривень.

Стоимость хранения автомобиля с 1-й по 7-е сутки — 120 гривень в сутки и 20 гривень за каждые следующие сутки. Стоимость без НДС.

Таким образом, минимальная стоимость оплаты стоимости услуг по эвакуации составит 864 гривни с НДС без учета суммы наложенного штрафа за нарушения ПДД.

В Украине опубликован закон о Национальной полиции

Закон вступает в силу через три месяца со дня, следующего за днем публикации, за исключением некоторых положений

В газете «Голос Украины» сегодня, 6 августа, опубликован закон о Национальной полиции.

Отметим, что закон вступает в силу через три месяца со дня, следующего за днем публикации, за исключением некоторых положений. В части о полицейских подразделениях патрульной полиции в Киеве этот закон вступает в силу со дня его публикации. В части о полицейских подразделениях в Одессе и Львове закон вступает в силу с 20 августа 2015 года.

Законопроект определяет Национальную полицию как орган исполнительной власти, который будет служить обществу и предназначен для охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания общественного порядка и общественной безопасности.

Проект устанавливает правовые основы организации и деятельности Национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения службы в Национальной полиции.

Отмечается, что деятельность Национальной полиции осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с населением, территориальными общинами и институтами гражданского общества на принципах партнерства и направлена на решение их потребностей.

В законе говорится, что уровень доверия населения к полиции является основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции.

Оценка уровня доверия населения к полиции проводится независимыми социологическими службами в порядке, определенном Кабинетом министров Украины.

В составе полиции функционируют:

1) криминальная полиция;

2) патрульная полиция;

3) органы досудебного расследования;

4) полиция охраны;

5) специальная полиция;

6) полиция особого назначения.

«Полицейским является гражданин Украины, который дал присягу полицейского, проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции. Полицейский имеет служебное удостоверение и жетон с индивидуальным личным номером. Образцы и порядок выдачи служебных удостоверений и личных номерных жетонов утверждает министр внутренних дел Украины», — говорится в законе.

Территориальные органы Национальной полиции образует, ликвидирует и реорганизует Кабинет министров Украины по представлению министра внутренних дел Украины на основании предложений руководителя Национальной полиции.

Отметим, вводится понятие полицейских комиссий.

«Для обеспечения прозрачного отбора (конкурса) и продвижения по службе полицейских на основании объективной оценки профессионального уровня и личных качеств каждого полицейского, соответствия их должности, определение перспективы служебного использования в органах полиции создаются постоянные полицейские комиссии», — говорится в законе.

В состав полицейской комиссии аппарата центрального органа управления полиции входят пять человек:

1) два представителя, определенные министром внутренних дел, не из числа полицейских;

2) один представитель, определенный руководителем Национальной полиции;

3) два представителя от общественности, рекомендованных уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека, из числа лиц, имеющих безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет.

В частности, руководитель Национальной полиции назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом министров Украины по представлению премьер-министра Украины в соответствии с предложениями министра внутренних дел Украины.

Добавим, прием новых полицейских будет осуществляться через конкурс.

В документе резюмируется, что до 31 декабря 2016 г. Национальной полиции разрешается использование служебных удостоверений, бланков, печатей, штампов, логотипов и эмблем милиции и Министерства внутренних дел.

А 2 июля парламент принял закон № 2822 «О Национальной полиции», внесенный правительством. За соответствующий документ проголосовали 278 депутатов.

Однако в зале возникла бурная дискуссия относительно ряда поправок в документ. В связи с этим глава Верховной Рады Владимир Гройсман предложил создать рабочую группу по изменениям к закону о Национальной полиции.

Как известно, в Киеве патрульная полиция приступила к работе с 4 июля, теперь улицы города патрулируются круглосуточно. Напомним, что с 15 июля стартовали наборы в патрульную полицию Хмельницкого, Николаева, Харькова, Львова и Одессы, которые продлятся до 7 августа. Также стартовали наборы в полицию в Луцке и на Закарпатье.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку «сообщить об ошибке», чтобы сообщить об этом редакции

Закон о Нацполиции развяжет правоохранителям руки. Опрос экспертов

Полицейские будут заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Такое решение приняли депутаты и внесли соответствующие изменения в Закон Украины «О Национальной полиции».

Еще год назад в рамках реорганизации МВД, депутаты ликвидировали Главное управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП). А вместо него обещали создать новый орган.

Как полиция будет бороться с организованной преступностью и есть ли у нее для этого полномочия, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал полковник полиции, заместитель начальника Департамента уголовного розыска — начальник управления по борьбе с организованной преступностью Алексей Харкевич.

С тех пор, как закон о Нацполиции вступил в силу, сотрудники УБОП боролись с организованной преступностью? Или УБОП расформировали и никто этим не занимался?

Каково ваше личное отношение к нововведению депутатов? Закон о Нацполиции создавали год назад и только сейчас подумали о том, что полиция должна заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Почему не созданы отдельные департаменты, отдельные управления или уже существующие отделы получат соответствующие полномочия?

— Согласно статье 13 ЗУ «О Национальной полиции» в системе Нацполиции функционирует специальная полиция и криминальная полиция, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. В состав криминальной полиции входят департаменты: департамент уголовного розыска, департамент противодействия экономической преступности, департамент противодействия незаконному обороту наркотиков, департамент по борьбе с киберпреступностью. Это отдельные структуры, которые занимаются определенными для них задачами.

Тогда что изменят те поправки к закону, которые вчера были приняты?

— В статье 23 Закона Украины «О Национальной полиции» отсутствовала норма, что полиция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Поэтому внесение изменений в статью 23 Закона Украины, где было бы прописано, что полиция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет оперативно-розыскную деятельность, обеспечит возможность практической реализации подразделениями криминальной и специальной полиции задач и полномочий, закрепленных нормами закона об оперативно-розыскной деятельности.

Еще необходимо что-то изменить в законодательстве, чтобы улучшить деятельность Нацполиции в борьбе с организованной преступностью?

Смогут ли полицейские заменить бывший УБОП, свое мнение в эфире радиостанции 106 FM высказал председатель Общественного совета при МВД Украины Владимир Мартыненко.

С принятием поправок что изменилось в полномочиях тех, кто боролся с организованной преступность?

— Я хотел бы подчеркнуть, что вчера был принят законопроект о некоторых положениях относительно того, что теперь полиция может заниматься оперативно-розыскной деятельностью. До этого полиция оперативно-розыскной деятельностью заниматься не могла.

А кто занимался все это время оперативно-розыскной деятельностью?

— Оперативно-розыскной деятельностью до сих пор занимались органы прокуратуры. Они могли давать поручения органам полиции. А вообще полиция этим занималась, но в таком варианте до вчерашнего дня, который не совсем в формации закона о Нацполиции.

То, что приняли, действительно предоставило полномочия или возможности представителям Нацполиции в борьбе с организованной преступностью?

— Да, это, конечно, развязывает руки представителям Нацполиции и теперь они уже могут заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Ранее органы милиции могли заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Но в законе о Нацполиции об оперативно-розыскной деятельности не написано. Был правовой нигилизм. Сейчас все эти нормы были приведены в соответствие. ВР проголосовала и теперь ожидаем подписания этого закона президентом и опубликования для того, чтобы он вступил в действие.

В течение какого времени такие полномочия дадут результат? Увидим ли мы улучшение криминогенной ситуации?

Напомним, в полиции недобор кадров. Об этом заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков. Глава ведомства анонсировал новый конкурс на вакантные должности в ближайший месяц, в том числе в Киеве, Харькове, Одессе, Львове.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Александра Банчука, в патрульную полицию уже осуществляют дополнительный набор, при этом все остальные подразделения прошли только переаттестацию.

Ранее эксперт по вопросам правоохранительных органов Михаил Притула заявил в эфире «ГС», что реформу МВД можно провести за один день и без миллиардных вложений. По его мнению, для эффективной реформы МВД даже не нужно менять законы.

Патрульной полиции добавили полномочий

Теперь без полицейских нельзя будет поставить МАФ и отремонтировать дорогу

С этой недели у патрульных полицейских добавилось хлопот — им передали полномочия ликвидированного Управления безопасности дорожного движения. В частности, к компетенции департамента патрульной полиции Украины отошли функции предоставления хозяйственных и административных услуг в сфере безопасности движения на дорогах Украины.

Теперь к полномочиям Патрульной полиции, в частности, будут относиться следующие:

  1. согласование реконструкции и ремонта автомобильных дорог, ж/д переездов, комплексов дорожного сервиса и других сооружений в рамках отведения дорог и улиц;
  2. подготовка и выдача технических условий на размещение объекта дорожного сервиса и/или МАФ;
  3. согласование предложений для оборудования средствами организации дорожного движения мест проведения дорожных работ, порядка проведения спортивных и массовых мероприятий, которые могут создать препятствия в дорожном движении;
  4. выдача разрешений на участие в дорожном движении транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают допустимые;
  5. согласование маршрутов перевозки опасных грузов;
  6. контроль за безопасностью дорожного движения во время предоставления услуг по перевозке пассажиров или грузов, в том числе, опасных.

С полным перечнем всех переданных полномочий можно ознакомиться на сайте Патрульной полиции Украины в разделе Услуги. Правда, никакой информации, кроме наименования предоставляемых платных услуг, на сайте найти не получиться. Стоимость сервисов, перечень необходимых документов, а также информация о том, куда обращаться с заявлением, не указываются.

Все законно

Управление безопасности дорожного движения Украины являлось подразделением Национальной полиции Украины, и полномочия передавались внутренним документом ведомства, поэтому дополнительные изменения в законы не потребовались, говорят юристы.

«Дополнительные функции патрульных регулируются все теми же правовыми актами, что и ранее. Поэтому изменений в нормативно-правовые акты не ожидается. Такие изменения касаются лишь внутренних документов Нацполиции», — заметил в беседе с UBR.ua партнер ЮК «Наказ» Арсений Салалайко.

Штрафы и проверки также будут законными. Что ранее, что на сегодняшний день — они будут проводиться от имени Нацполиции.

Кроме этого, в Украине продолжает действовать такая служба, как Укртрансбезопасность, с которой патрульные также начинают плотно сотрудничать. Юристы не исключают, что в ближайшее время они будут дежурить на дорогах парами и останавливать не только водителей легковых машин, но и грузовых. В том числе тех, которые предназначены для перевозки людей.

Дело в том, что Укртрансбезопасность имеет право проверять транспортно-экспедиционную документацию на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, говорят юристы.

«Рядовой водитель, который на дороге чаще всего от представителей власти видит патрульного полицейского, не заметит существенных изменений, поскольку базовые нормативно-правовые акты по безопасности дорожного движения остались неизменными. Но мы в настоящее время отслеживаем прохождение законопроектов, которые наделяют полицию дополнительными правами в части остановки транспортных средств», — отметил в разговоре с UBR.ua адвокат АО «Юскутум» Александр Горобец.

Инспектора спрячут в кустах

Суть произошедших изменений состоит в переходе полномочий от прекратившего существование управления безопасности дорожного движения департамента превентивной деятельности Нацполиции к Патрульной полиции.

Юристы напоминают, на сегодняшний день у патрульных есть исключительно девять законных причин для остановки, к которым относятся:

  1. нарушение водителем ПДД;
  2. если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;
  3. при наличии информации о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению аварии, уголовного или административного правонарушения. Или если есть информация о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  4. если транспортное средство находится в розыске;
  5. необходимость осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения аварии, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  6. необходимость привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения, полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  7. если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  8. если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
  9. нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

«Даже если патрульные будут дежурить вместе с Укртрансбезопасностью, то тормозить водителей они все равно могут лишь в рамках законных причин для остановки. Таким образом, останавливать будут сначала полицейские, а потом с вами будет отдельно разбираться инспектор Укртрансбезопасности, который, якобы, «проходил мимо». Возможно, это скажется на эффективности работы полиции», — рассказал нам старший юрист ЮК «Тарасов и Партнеры» Олег Ручка.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.