Закон о регистрации кфх

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — КФХ) осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Считается же созданным такое хозяйство согласно ст. 5 названного Федерального закона со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 установлено, что государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Глава КФХ, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Из п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) следует, что государственная регистрация КФХ должна осуществляется по месту жительства его главы.

Государственную регистрацию КФХ уполномочена осуществлять Федеральная налоговая служба России (п. 1 постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319, п. 15 Указа Президента РФ от 09 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Для государственной регистрации КФХ в регистрирующий орган согласно п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации необходимо, в частности, представить:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р21002, утвержденной приказом МНС РФ от 03 декабря 2003 г. N БГ-3-09/664. Заявителем, согласно п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, выступает глава КФХ, подлинность его подписи на заявлении должна быть удостоверена в нотариальном порядке;
  • копию паспорта главы КФХ как основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, либо иного удостоверяющего личность документа, если заявитель является иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • документ об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина составляет 400 рублей (пп. 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если в основном документе, удостоверяющем личность главы КФХ, отсутствует сведения о его дате и месте рождении, месте жительства или он является несовершеннолетним гражданином, то необходимо представить еще и соответствующие документы, указанные в подпунктах «д»_»з» п. 1 ст. 22.1 Закона о госрегистрации.

Кроме того, из листа «Б» заявления формы Р21002 следует, что с заявлением должно подаваться и соглашение о создании КФХ, заключение которого предусмотрено ст. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Поэтому, хотя закон такого требования не содержит, мы рекомендуем в том случае, если КФХ создается несколькими лицами, представить в регистрирующий орган и экземпляр такого соглашения (смотрите также п. 1 письма МНС РФ от 24 марта 2004 г. N 09-0-10/1303 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств»).

В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Закона о госрегистрации верность копий документов, представляемых при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации расписки.

Заявление и иные необходимые документы подаются главой КФХ в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 3 ст. 22.1, п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации). Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю свидетельство о государственной регистрации КФХ (п. 1 и п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации, приказ МНС РФ от 03 декабря 2003 г. N БГ-3-09/664).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга, Александров Алексей

Крестьянское фермерское хозяйство

Содержание:

Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) — совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать – СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил – через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели – 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) — основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное – точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи :

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом [74-Ф3].”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

• Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
• Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
• Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
• В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
• Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга – если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни – «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

• Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
• Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

• Гражданин страны;
• Иностранец, или,
• Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

• Не более чем из 3 семей, и,
• По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения :

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

• К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
• Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
• Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов – в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
• Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится – материальное берёт своё, тем более, такое как :

• земельные участки,
• всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
• мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

• весь скот и птица,
• техника и оборудование,
• транспортные средства,
• инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно :

• вся продукция хозяйства,
• любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении – вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ :

• Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
• Порядок владения оговаривается в соглашении;
• Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
• Имущество — гарант заключаемых хозяйством сделок;
• Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения :

• Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
• Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
• Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
• Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
• Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул : «Земля – крестьянам!» — то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды :

• Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
• 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона — № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

• Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
• Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ :

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ :

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно – государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Полезные советы и предостережения при создании КФХ

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался :

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей – остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один – постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Закон о регистрации кфх

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

(Закон втратив чинність на підставі Закону
N 973-IV від 19.06.2003 , ВВР, 2003, N 45, ст.363)

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в Украине.

Закон гарантирует право граждан Украины на добровольное создание этих хозяйств, самостоятельность их хозяйствования, равенство с другими формами хозяйствования в агропромышленном комплексе, а работающим в крестьянских (фермерских) хозяйствах — с занятыми в иных сферах народного хозяйства.

Закон направлен на создание условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, рациональное использование ими земли, обеспечивает их социальную и правовую защищенность.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве

1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств, регулируются настоящим Законом, Законами «О собственности», «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины», «О предприятиях в Украинской ССР», законодательством о земле, об аренде и иными законодательными актами.

2. Настоящий Закон не распространяется на сельскохозяйственную деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающихся индивидуальным и коллективным садоводством и огородничеством.

Статья 2. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство является формой предпринимательства граждан Украины, изъявивших желание преимущественно личным трудом членов этого хозяйства производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией.

2. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 16-летнего возраста, и другие родственники, объединившиеся для работы в этом хозяйстве. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства не являются лица, в том числе и родственники, работающие в нем по трудовому договору (контракту, соглашению). Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним лицом.

Председателем крестьянского (фермерского) хозяйства является его учредитель либо лицо, являющееся его правопреемником.

3. Интересы крестьянского (фермерского) хозяйства перед государственными, кооперативными, общественными, зарубежными, другими предприятиями и организациями, отдельными гражданами представляет председатель хозяйства.

4. На имя председателя крестьянского (фермерского) хозяйства выдается Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей или частной собственности.

С ним заключается договор на пользование землей на условиях аренды, составляются и другие документы в соответствии с законодательством Украины.

5. Председатель крестьянского (фермерского) хозяйства может поручать исполнять свои обязанности и использовать права председателя одному из членов хозяйства.

6. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет название, печать и штамп.

Статья 3. Место крестьянского (фермерского) хозяйства
в народнохозяйственном комплексе

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе народнохозяйственного комплекса является равноправной формой ведения хозяйства наряду с государственными, кооперативными, арендными и другими предприятиями и организациями, хозяйственными обществами.

2. Производственно-экономические отношения крестьянского (фермерского) хозяйства с государственными, кооперативными и другими предприятиями и организациями, отдельными гражданами строятся на основе договоров. Расчетные операции производятся как наличными деньгами, так и на безналичной основе.

3. Государство гарантирует соблюдение и защиту имущественных и иных прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства, создает льготные условия для кредитования, налогообложения, страхования, материально-технического снабжения на период трехлетнего становления крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства со стороны государственных или других органов, а также должностных лиц не допускается. Убытки, причиненные крестьянскому (фермерскому) хозяйству неправомерным вмешательством в его деятельность, подлежат возмещению за счет виновных. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Это положение не ограничивает предусмотренного настоящим Законом права государственных органов на осуществление контроля за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств.

4. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право быть учредителем или членом объединений, кооперативов, ассоциаций, консорциумов, корпораций, акционерных обществ, совместных предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, обслуживающих агропромышленный комплекс, а также несельскохозяйственных предприятий и организаций, в том числе с участием иностранных партнеров, принимать участие в создании или быть членом коммерческих банков.

Раздел II. Создание крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 4. Право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства

2. При создании одним из членов семьи крестьянского (фермерского) хозяйства другие члены семьи и родственники самостоятельно принимают решение об участии в его деятельности.

3. Граждане Украины могут принимать участие в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на правах как полной, так и частичной занятости.

Статья 5. Порядок предоставления земель для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам по их желанию в пожизненное наследуемое владение, частную собственность или в аренду. Право частной собственности на земельный участок крестьянским (фермерским) хозяйством может быть приобретено после шести лет владения им.

Предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое владение, частную собственность или в аренду осуществляется из земель запаса, а также земель, изъятых в порядке, определенном в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона. Во временное пользование земельные участки предоставляются из земель запаса, а также могут предоставляться из земель лесного и водного фондов.

2. Земельные участки выделяются, как правило, единым массивом с расположенными на нем водными источниками и лесными угодьями.

3. Предоставление земельных участков, находящихся во владении, собственности либо пользовании на условиях аренды, осуществляется только после их изъятия у прежних землевладельцев и землепользователей или отчуждения у собственника земли.

4. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство (включая и тех, кто переезжает из другой местности), для получения земельного участка в пожизненное наследуемое владение, в собственность или в аренду подают в районный, городской, в административном подчинении которого имеется район, Совет народных депутатов по местоположению земельного участка заявление, которое подписывает председатель создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства.

В заявлении указываются: цель использования земельного участка, условия получения, его желаемый размер и место расположения, перечисляются члены крестьянского (фермерского) хозяйства, сообщается об их опыте работы в сельском хозяйстве, наличии квалификации или специальной подготовки. Возможны также иные обоснования относительно выделения земельного участка.

5. Заявление гражданина о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение, в собственность или в аренду по представлению сельского, поселкового Совета народных депутатов рассматривает исполнительный комитет районного, городского Совета народных депутатов в месячный срок и в случае согласия заказывает за счет Украинского государственного фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств землеустроительной организации разработку проекта его отвода.

Проект отвода земельного участка, согласовывается с землевладельцами, собственниками земли или землепользователями районными, городскими землеустроительными, природоохранными, санитарными органами, органом архитектуры и представляется в районный, городской Совет народных депутатов.

Решение о предоставлении земель гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или об отказе в предоставлении земли районные, городские, в административном подчинении которых имеется район, Советы народных депутатов принимают на ближайшей сессии.

6. В случае отказа районного, городского Совета народных депутатов в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства этот вопрос разрешается судом.

Решение суда, в случае положительного разрешения иска, является основанием для отвода участков натуре, выдачи документа, удостоверяющего право владения землей, а также заключения договора на аренду.

Статья 6. Размеры земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются в пожизненное наследуемое владение и частную собственность земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров сельскохозяйственных угодий и 100 гектаров всех земель.

Конкретные размеры земельных участков граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, в Пределах норм, установленных частью первой настоящей статьи, определяют районные, городские Советы народных депутатов дифференцированно, с учетом региональных особенностей, специализации и возможностей обработки предоставленных земель преимущественно членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Земельные участки граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, разделу не подлежат.

Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут дополнительно арендовать земельные участки для производственных целей.

Статья 7. Особенности предоставления земельных участков
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства членам
колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов,
работникам сельскохозяйственных предприятий и
оказание помощи в обустройстве этих хозяйств

1. Члены колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работники сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие вести крестьянское (фермерское) хозяйство, имеют право беспрепятственного выхода из них. По решению районного, городского, в административном подчинении которого имеется район, Совета народных депутатов им предоставляют участки, изымаемые из земель указанных колхозов, кооперативов и предприятий, а также из земель запаса. Земельный участок выделяется без нарушения целостности других хозяйств.

Размер изымаемого земельного участка определяется на уровне доли члена колхоза или другого сельскохозяйственного кооператива (работника сельскохозяйственного предприятия). Кадастровая оценка изымаемого земельного участка должна быть, как правило, на уровне средней по хозяйству. В случае предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству устанавливаются льготы в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

2. Для обустройства и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства колхоз или иной сельскохозяйственный кооператив выделяет члену колхоза (иного кооператива), выходящему из его состава, причитающийся ему пай в денежном или натуральном виде.

Работнику государственного сельскохозяйственного предприятия (кроме опытных хозяйств), изъявившему желание создать крестьянское (фермерское) хозяйство, передается его вклад в соответствии с законодательством Украины о разгосударствлении и приватизации собственности.

3. При создании крестьянского (фермерского) хозяйства на неосвоенной территории, где отсутствуют объекты производственного и непроизводственного назначения, Советы народных депутатов оказывают ему помощь на стадии становления в строительстве дорог, производственных объектов, жилья, линий электропередачи, в водообеспечении, радиотелефонизации, землеустройстве, мелиорации с использованием средств местных бюджетов и Украинского государственного фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств (кроме работ, финансируемых за счет централизованных капиталовложений).

4. Переселенцам, создающим крестьянское (фермерское) хозяйство в трудонедостающих населенных пунктах, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины или по его поручению другим органом, строительство жилья и хозяйственных построек осуществляется за счет государственного бюджета в соответствии с порядком, установленным Законом «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины».

Статья 8. Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

1. После получения Государственного акта на право частной собственности или пожизненного наследуемого владения землей либо заключения договора на аренду крестьянское (фермерское) хозяйство подлежит государственной регистрации в районном, городском Совете народных депутатов, предоставившем земельный участок в пожизненное наследуемое владение, частную собственность или пользование.

Для государственной регистрации в соответствующий Совет народных депутатов крестьянское (фермерское) хозяйство подает заявление о регистрации этого хозяйства, список лиц, изъявивших желание создать его, фамилию, имя, отчество председателя, документ о внесении платы за государственную регистрацию.

За государственную регистрацию вносится плата, размер которой устанавливается Кабинетом Министров Украины.

2. После отвода земельного участках натуре и получения Государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей, частной собственности или договора на аренду земельного участка и государственной регистрации крестьянское (фермерское) хозяйство приобретает статус юридического лица; получает печать со своим наименованием и адресом; открывает расчетный и другие счета в учреждениях банка; вступает в деловые отношения с другими предприятиями, учреждениями и организациями; признается как самостоятельный товаропроизводитель государственными и хозяйственными органами при планировании экономического и социального развития региона.

3. Сельский, поселковый Совет народных депутатов заносит в специальную похозяйственную книгу данные о составе хозяйства, предоставленном хозяйству земельном участке.

Статья 9. Плата крестьянских (фермерских) хозяйств за землю

1. С крестьянских (фермерских) хозяйств плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога или арендной платы, которые определяются в зависимости от качества и местоположения земельного участка исходя из кадастровой оценки земель. Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон в договоре на аренду.

Порядок и ставки земельного налогообложения и граничные размеры арендной платы за землю определяются Верховным Советом Украины.

2. Крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые впервые, освобождаются от платы за землю в течение трех лет со времени предоставления земельного участка. На них распространяются и другие льготы, установленные Законом.

Крымская АССР, областные, Киевский и Севастопольский городские Советы народных депутатов по ходатайству районных и городских Советов народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию платы за землю: частичное или полное освобождение на определенный срок; отсрочка уплаты; снижение ставки земельного налога.

Статья 10. Обязанности крестьянского (фермерского)
хозяйства по владению и пользованию землей

Крестьянское (фермерское) хозяйство обязано:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и проектом внутрихозяйственного землеустройства, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять следующий комплекс мероприятий по охране земель:

рациональную организацию территории;

сохранение и повышение плодородия почв, а также других свойств земли;

защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, высушивания, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других процессов разрушения;

защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель;

рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств земли;

снимание, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

временную консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

3) своевременно вносить земельный налог и арендную влагу за землю;

4) не нарушать права других землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов.

Статья 11. Передача права владения земельным участком
или предоставление его в пользование

Гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, может в случае потери трудоспособности, или достижения пенсионного возраста по решению соответствующего Совета народных депутатов передавать право владения земельным участком или предоставлять его во временное пользование одному из членов семьи, ведущему совместно с ним крестьянское (фермерское) хозяйство.

При отсутствии таких лиц гражданин может передавать право владения земельным участком другим членам семьи, которые не ведут совместно с ним крестьянское (фермерское) хозяйство, но имеют необходимую квалификацию, опыт работы в сельском хозяйстве и желают вести крестьянское (фермерское) хозяйство, а также другим лицам, принимающим участие в ведении этого крестьянского (фермерского) хозяйства.

При временной потере трудоспособности или наличии других уважительных причин гражданин может предоставить земельный участок во временное пользование лицам, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, на основании договора.

При передаче права владения земельным участком производится перерегистрация крестьянского (фермерского) хозяйства, выдается Государственный акт на право владения землей.

Статья 12. Право граждан, ведущих крестьянское
(фермерское) хозяйство, на компенсацию

При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства и передаче земельного участка другому гражданину, предприятию или организации по решению Совета народных депутатов крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право на получение от них полной компенсации всех затрат под урожай, а также затрат на улучшение качества земли за время владения земельным участком в соответствии с повышением кадастровой оценки.

Статья 13. Право крестьянского (фермерского) хозяйства на пользование природными ресурсами и охотничье-рыболовными угодьями

Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право использовать для нужд хозяйства общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, гравий, торф и др.), лесные угодья, водные объекты и пресные подземные воды, имеющиеся на земельном участке, а также другие полезные свойства земли в соответствии с законодательством Украины.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства имеют право на бесплатное использование для собственных нужд охотничьих и рыболовных угодий, расположенных в пределах хозяйства.

Раздел III. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 14. Собственность лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство

В собственности лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, могут быть земля, жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, предметы домашнего обихода, продуктивный и рабочий скот, насаждения на земельном участке, средства производства, произведенная продукция, транспортные средства, денежные средства, акции, другие ценные бумаги, а также иное имущество потребительского и производственного назначения.

Имущество этих лиц принадлежит им на праве совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства находится под защитой государства наравне с другими формами собственности.

Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом

1. Владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляется членами крестьянского (фермерского) хозяйства по взаимной договоренности.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право приобретать, брать во временное пользование, в том числе и на условиях аренды, имущество у предприятий, объединений, организаций, других крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан.

4. Имущественные отношения крестьянского (фермерского) хозяйства регулируются гражданским законодательством.

Имущественные споры между членами крестьянского (фермерского) хозяйства разрешаются судом.

Статья 16. Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства

В случае нарушения договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское (фермерское) хозяйство несет имущественную ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

Статья 17. Наследование права владения земельным участком,
предоставленным для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства

В случае смерти гражданина, который вел крестьянское (фермерское) хозяйство, право владения земельным участком передается одному из наследников, дееспособному гражданину Украины, достигшему 18-летнего возраста и изъявившему желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией.

При этом преимущество в наследовании права владения земельным участком отдается члену крестьянского (фермерского) хозяйства — одному из супругов, детей, родителей, родственников, которые проживали и вели совместно с умершим гражданином хозяйство.

Споры между наследниками, а также между наследниками и другими гражданами по вопросам преимущественного права на дальнейшее веление крестьянского (фермерского) хозяйства разрешаются судом.

В случае отказа наследников от дальнейшего ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также отсутствия наследников вопрос о дальнейшем использовании земельного участка решается районным, городским Советом народных депутатов.

Статья 18. Наследование земли и имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

Наследование земли и имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в соответствии с настоящим Законом и завещанием в порядке, установленном гражданским законодательством.

Раздел IV. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 19. Хозяйственная деятельность
крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство действует в условиях самоокупаемости. Все расходы хозяйство покрывает за счет собственных доходов.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, специализацию, организует производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию, по собственному желанию подбирает партнеров по экономическим связям, реализации продукции, в том числе и иностранных. Оно может наряду с сельскохозяйственным производством заниматься любым иным видом деятельности, не запрещенным законодательством Украины.

Статья 20. Материально-техническое снабжение
крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство приобретает необходимые ему материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, выделенные целевым назначением для крестьянских (фермерских) хозяйств за счет ресурсов, предусмотренных для сельского хозяйства, а также у любых других государственных и кооперативных предприятий и организаций, на биржах, у населения и т. п., на условиях, установленных для сельскохозяйственных предприятий.

2. Крестьянские (фермерские) хозяйства могут брать технические средства в долгосрочную аренду и напрокат.

3. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому (фермерскому) хозяйству тракторов, другой сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей, агрохимическое, зоотехническое и ветеринарное обслуживание осуществляются агросервисными и другими предприятиями и организациями по ценам, расценкам, тарифам, установленным для колхозов и совхозов, а также колхозами, другими кооперативами, совхозами и гражданами по ценам согласно договоренности.

Статья 21. Порядок реализации продукции
крестьянским (фермерским) хозяйством

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право самостоятельно распоряжаться произведенной им продукцией, может на добровольных началах заключать с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, договоры на продажу своей продукции, а также реализовать ее по собственному усмотрению любым другим потребителями на колхозном рынке.

2. Продукция, которая продается государственным предприятиям и организациям в соответствии с заключенными договорами, оплачивается по государственным закупочным или договорным ценам и на условиях, предусмотренных для колхозов н совхозов. Цены на остальную продукцию крестьянское (фермерское) хозяйство устанавливает самостоятельно.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство обязано соблюдать действующие нормативы качества продукции, санитарные и иные требования.

4. Поставки производимой крестьянским (фермерским) хозяйством продукции на экспорт, а также расчеты с иностранными партнерами осуществляются в соответствии с законодательством Украины.

Статья 22. Труд в крестьянском (фермерском) хозяйстве

1. В случае производственной необходимости крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право привлекать к работе в нем других граждан по трудовому договору (контракту, соглашению).

2. Трудовые отношения в крестьянском (фермерском) хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства, а лиц, привлеченных к работе по трудовому договору (контракту, соглашению),- законодательством Украины о труде.

Трудовые споры в крестьянском (фермерском), хозяйстве разрешаются судом.

3. С лицами, привлеченными к работе в крестьянском (фермерском) хозяйстве, заключается трудовой договор (контракт, соглашение) в письменной форме, в котором определяются срок договора, условия труда и быта (продолжительность рабочего дня, выходные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, формы оплаты труда и ее размеры, питание и т. п.). Трудовой договор (контракт, соглашение) подлежит регистрации в районном, городском Совете народных депутатов, предоставившем земельный участок во владение или пользование, если крестьянское (фермерское) хозяйство является основным местом работы этих лиц.

Выдача трудовых книжек членам крестьянского (фермерского) хозяйства и гражданам, работающим в нем по трудовому договору (контракту, соглашению), и их ведение производятся хозяйством на общих основаниях, а записи о трудовом стаже подтверждаются исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов.

4. Размер оплаты труда и продолжительность оплачиваемого отпуска лиц, работающих по трудовому договору (контракту, соглашению) в крестьянском (фермерском) хозяйстве, не должны быть меньше ориентировочных минимальных тарифных ставок, установленных государством, и продолжительности отпуска, установленного для работников государственных предприятий аналогичной отрасли. Оплата труда этих работников не зависит от конечных результатов деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Эти лица имеют право с согласия членов крестьянского (фермерского) хозяйства принимать участие в распределении доходов хозяйства на условиях, предусмотренных отдельным соглашением.

5. Председатель крестьянского (фермерского) хозяйства несет ответственность за создание безопасных условий труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших трудовой договор (контракт, соглашение), соблюдение техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, пожарной безопасности, руководствуясь правилами и нормами, установленными для государственных и кооперативных предприятий.

Статья 23. Доходы крестьянского (фермерского) хозяйства

Доходы крестьянского (фермерского) хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг, иных поступлений и используются по собственному усмотрению членов хозяйства.

Статья 24. Учет и отчетность крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет учет результатов своей работы за хозяйственный год, ведет отчетность.

За представление недостоверной отчетности председатель крестьянского (фермерского) хозяйства несет ответственность в установленной порядке.

Раздел V. Взаимоотношения с банковскими учреждениями, страховыми
органами и бюджетом. Социальное страхование и пенсионное
обеспечение членов крестьянских (фермерских) хозяйств

Статья 25. Расчеты и кредит

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право открывать по своему выбору в любом учреждении банка расчетный и другие счета, включая валютный, свободно распоряжаться средствами, имеющимися на этих счетах.

2. Списание средств с расчетного счета крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме платежей в бюджет, может производиться только с его согласия, или по решению суда, или на основании исполнительной надписи в установленных законодательством случаях.

Платежи в бюджет вносятся в порядке и сроки, определяемые законодательством Украины.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет право получать в учреждениях банков, у предприятий и в кооперативах ссуды на основании заключенного кредитного договора, определяющего условия кредитования.

Крестьянское (фермерское) хозяйство получает кредит под залог имущества, поручительство, гарантию и иные виды обеспечения обязательств.

Под залог принимаются приватизированная земля, товарно-материальные ценности, производимая продукция, основные производственные фонды, а также другое имущество заемщика в порядке, установленном законодательством Украины.

Для поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и создания стабильных финансовых условий при получении кредита банка создается специальный Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, размер которого ежегодно определяется Кабинетом Министров Украины в своем бюджете.

4. Крестьянское (фермерское) хозяйство несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. В случае несвоевременного возврата полученных кредитов учреждения банка без обращения в суд могут использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направлять выручку от его реализации на погашение задолженности.

5. Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, местные Советы народных депутатов могут оказывать помощь или возмещать крестьянскому (фермерскому) хозяйству полностью либо частично расходы, связанные с выплатой процентов за пользование ссудами банков.

Статья 26. Страхование имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

Страхование имущества крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на добровольных началах в соответствии с законодательством Украины.

Статья 27. Обложение налогом доходов крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Обложение налогом доходов крестьянского (фермерского) хозяйства производится в порядке, установленном законодательством для сельскохозяйственных предприятий.

2. Вновь созданные крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от налогообложения на 3 года, а в трудонедостающих селах — на 5 лет.

3. Члены крестьянских (фермерских) хозяйств освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов, получаемых ими от работы в этих хозяйствах.

Статья 28. Государственное социальное страхование и пенсионное
обеспечение членов крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства начиная с 16-летнего возраста и лица, работающие в нем по трудовому договору (контракту, соглашению), подлежат государственному социальному страхованию и пенсионному обеспечению наравне с работниками сельского хозяйства.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрируется как плательщик взносов на государственное социальное страхование в органах Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования Украины по своему местонахождению, в установленном порядке уплачивает взносы на государственное социальное страхование на все виды заработков за членов крестьянского (фермерского) хозяйства и лиц, работающих в нем по трудовому договору (контракту, соглашению).

3. Время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и лиц, работающих в нем по трудовому договору (контракту, соглашению), засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов на социальное страхование.

4. Членам крестьянского (фермерского) хозяйства и лицам, работающим в нем по трудовому договору (контракту, соглашению), все виды государственных пенсий выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

5. Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с действующим законодательством несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членам и лицам, работающим в нем по трудовому договору (контракту, соглашению), за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Раздел VI. Прекращение деятельности крестьянского
(фермерского) хозяйства

Статья 29. Основания для прекращения деятельности
крестьянского (фермерского) хозяйства

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается в случаях:

а) добровольного отказа председателя крестьянского (фермерского) хозяйства от земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение, или истечения срока аренды земли;

б) решения членов крестьянского (фермерского) хозяйства о прекращении его деятельности;

в) ведения хозяйства преимущественно трудом нанимаемых работников;

г) использования земли не по целевому назначению;

д) использования земельного участка способами, ведущими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

е) невнесения земельного налога, а также арендной платы в сроки, установленные законодательством;

є) неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства в течение года со времени его предоставления;

ж) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;

з) признания крестьянского (фермерского) хозяйства неплатежеспособным (банкротом);

и) если не остается ни одного члена крестьянского (фермерского) хозяйства или наследника, желающего продолжить деятельность хозяйства.

Статья 30. Порядок прекращения деятельности
крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Решение о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства принимается районным, городским Советом народных депутатов, а в случае его неплатежеспособности (банкротства) — судом. Споры о прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства разрешаются судом.

2. Изъятие или принудительный выкуп у крестьянского (фермерского) хозяйства земли в установленном порядке для государственных и общественных нужд производится с его согласия после выделения ему районным, городским Советом народных депутатов равноценного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других строений вместо, изъятых и возмещения в полном объеме убытков, включая упущенную выгоду. Споры по этим вопросам разрешаются судом.

3. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, прекращающего свою деятельность, используется в первую очередь для расчетов по оплате труда нанятых лиц, выполнения обязательств перед бюджетом, банком и другими кредиторами. Остальное имущество остается в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства или распределяется между ними по договоренности. В случае отсутствия согласия спор разрешается судом.

4. В случае прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения срока предоставления хозяйству налоговых льгот хозяйство уплачивает в местный бюджет за весь период его деятельности сумму налога, исчисленную в полном размере, установленном для крестьянского (фермерского) хозяйства, кроме случаев, предусмотренных пунктами «ж», «з», «и» статьи 29.

Раздел VII. Кадровое и научное обеспечение крестьянских
(фермерских) хозяйств

Статья 31. Подготовка и переподготовка кадров
для крестьянских (фермерских) хозяйств

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется Министерством сельского хозяйства Украины, Министерством просвещения Украины через сеть профессионально-технических, профессиональных училищ, высших учебных заведений) и научно-исследовательских учреждений за счет государственного и местного бюджетов, Украинского государственного фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Статья 32. Научное обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств

Подготовка рекомендаций по организации производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах, развитию научно-технического прогресса, внедрению компактного миниатюризированного оборудования на базе новейших ресурсосберегающих технологий обеспечивается сетью научно-исследовательских учреждений за счет государственного бюджета, Украинского государственного фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств.

Раздел VIII. Ответственность за нарушение закона

Статья 33. Ответственность за нарушение сроков предоставления
земельные участков и сокрытие информации о наличии земель запаса

За нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан и решения вопросов о предоставлении земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, а также за сокрытие информации о наличии земель запаса на должностных лиц налагается штраф в размере от одной до трех тысяч рублей. Указанный штраф налагается в административном порядке.

Статья 34. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона
о создании и функционировании крестьянского (фермерского) хозяйства

За нарушение положений настоящего Закона о создании крестьянского (фермерского) хозяйства и его функционировании должностные лица и граждане привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству Украины.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 20 декабря 1991 года
N 2009-XII