Закон о трудовом страховании

Страховой стаж для назначения пенсии: из каких периодов состоит?

Размер пенсии напрямую зависит от продолжительности страхового стажа. Какие периоды деятельности входят в страховой стаж расскажет Prostopravo

Поскольку многие до сих пор путают страховой стаж с трудовым, первым делом внесем ясность в этот вопрос.

Под трудовым стажем обычно понимают весь период трудовой деятельности человека. Страховой стаж – это период, за который ежемесячно оплачивались страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование в размере, не ниже минимального страхового взноса. Минимальный страховой взнос, как известно, исчисляется исходя из минимальной заработной платы, установленной законодательством. Максимальный доход, на который может быть начислен страховой взнос – 17 прожиточных минимумов для трудоспособных. Т.е. даже если человек работал, но страховые выплаты не осуществлялись или осуществлялись не в полном объеме (меньше минимального) это период не будет учитываться при расчете стажа для назначения пенсии.

С 1 января 2004 года, с момента вступления в силу Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для назначения пенсии значение имеет исключительно страховой стаж.

До 1 января 2004 года учитывается весь трудовой стаж, подтвержденный соответствующими документами. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка. В случае отсутствия в ней записей, для подтверждения стажа принимаются справки, извлечения из приказов, письменные трудовые договора, ведомости о заработной плате и даже показания свидетелей.

Кроме непосредственно трудовой деятельности в страховой стаж могут входить и другие периоды. Поговорим об этом подробнее.

Прохождение воинской службы

Военная служба зачислялась в стаж для назначения пенсии до 1 января 2004г. в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении» (п.в ч.3 ст. 56 этого Закона).

После 1 января 2004 года период прохождения военной службы также входит в пенсионный стаж. Согласно п.8 ст. 11 Закона Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании» лица, которые проходят срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

Таким образом, служба в армии входит в стаж для назначения пенсии как за период до 1 января 2004 года, так и после.

Уход за ребенком

До 1 января 2004 года, в соответствии все с тем же Законом «О пенсионном обеспечении» (п.ж ч.3 ст. 56) время ухода неработающей матери за малолетним ребенком, но не дольше чем до исполнения ребенком 3-х лет включалось в трудовой стаж для назначения пенсии.

Что же касается работающих мам, то в соответствии с частью 3 статьи 181 Кодекса законов о труде отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Т.е. до 1 января 2004 года лица, которые уходили в отпуск по уходу за ребенком с рабочего места могли рассчитывать на зачисление в стаж как отпуска по уходу до 3-х лет, так и до 6-ти лет (по медицинскому заключению). Неработающим матерям учитывался только отпуск по уходу за ребенком до достижения 3-х летнего возраста.

С 1 января 2004 года все, кто получал социальную помощь по уходу за ребенком до достижения им трех лет (а после ее отмены получает пособие при рождении ребенка) подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию, соответственно этот период включается в страховой стаж. Страховые взносы в данном случае перечисляет государство, в минимальном размере. Уход за ребенком до 6-ти лет по медицинским показаниям в страховой стаж не входит.

До 1 января 2004 года обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре входило в трудовой стаж на основании п.д части 3 статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении».

С 1 января 2004 г. общеобязательному государственному социальному страхованию подлежат лишь лица, которые проходят профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства по направлению предприятий, учреждений, организаций (без сохранения заработной платы и с получением стипендии в соответствии с законодательством). Обучение в высших и средних специальных заведениях в страховой стаж после 1 января 2004 г. не входит.

Уход за инвалидом, ребенком-инвалидом, престарелым

В соответствии с п.е ч. 3 ст.56 Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2004 года в трудовой стаж входило время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе.

После 1 января 2004 года, согласно ст.11 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» обязательному пенсионному страхованию подлежит один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80 -летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсацию в соответствии с законодательством. Соответственно эти периоды включаются в страховой стаж, страховые взносы перечисляет государство в минимальном размере.

Добровольное страхование

С 1 января 2004 года, в соответствии со ст.12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лица, достигшие 16-летнего возраста и не подлежащие общеобязательному государственному пенсионному страхованию, в том числе иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на территории Украины, граждане Украины , которые постоянно проживают или работают за пределами Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования на основании договора о добровольном участии.

Страховой взнос в таком случае оплачивается в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование «.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Закон о трудовом страховании

Трудовые отношения с работником начинаются с приема на работу и оформления трудового договора. При этом законодательно установлены несколько видов трудового договора. Итак, в частности, о видах, случаях и порядке заключения того или иного договора поговорим в этой статье.

Трудовой договор является соглашением между работником и работодателем, согласно условиям которого работник обязуется выполнять определенную этим соглашением работу, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель – выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ).

Законодательно предусмотрены следующие виды трудовых договоров:

• бессрочный трудовой договор;

• трудовой договор, заключенный на определенный срок;

• трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы;

При этом определены две формы заключения трудового договора:

Как правило, трудовой договор заключается в письменной форме (ст. 24 КЗоТ).

Трудовой договор не может содержать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с нормами действующего законодательства (ст. 9 КЗоТ).

Сторонами трудового договора являются физическое лицо (гражданин) и работодатель.

Работодателем может быть юридическое лицо, физическое лицо (как субъект предпринимательской деятельности, так и нет), а также самозанятые лица (частные нотариусы, адвокаты, врачи и т. п.).

Физические лица могут быть приняты на работу только с определенного возраста (ст. 188 КЗоТ). По общему правилу, трудоустроиться может только лицо, которое достигло 16-летнего возраста. В порядке исключения и при соблюдении определенных условий, лица, достигшие 14 и 15 лет, могут быть приняты на работу по согласию одного из родителей.

На определенные виды работ трудоустраиваться можно только при условии достижения 18 лет (ст. 190 КЗоТ).

В некоторых законодательных актах предусмотрен более высокий возрастной порог для приема на работу, например, на должность Президента Украины, депутата, Уполномоченного по правам человека, судьи и т. п.

В отдельных случаях законодательно может быть предусмотрен и максимальный возраст работника, как, например, в отношении государственной службы, членства в Высшем совете юстиции и т. п.

Если законодательством установлено требование касательно возраста, уровня образования, состояния здоровья работника и т. п., стороной трудового договора должно быть лицо, соответствующее таким требованиям (ст. 22 КЗоТ).

Трудовой договор не может быть заключен с гражданином, который имеет медицинское заключение о противопоказании предложенной работы по состоянию здоровья (ст. 24 КЗоТ).

Также не допускается заключение трудового договора с лицом, лишенным такого права в судебном порядке.

Работодатель имеет право устанавливать ограничения относительно совместной работы родственников, если в процессе выполнения трудовых обязанностей они непосредственно подчинены или подконтрольны друг другу (ст. 25 1 КЗоТ).

Работник обязан лично выполнять порученную ему работу и не имеет права перепоручать ее другому лицу, кроме определенных законодательством случаев (ст. 30 КЗоТ).

Работодатель не имеет права требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 31 КЗоТ).

В соответствии со ст. 24 КЗоТ соблюдение письменной формы трудового договора является обязательным в случае:

• организованного набора работников;

• заключения договора о работе в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья;

• если на этом настаивает работник;

• заключения договора с несовершеннолетними;

• в других предусмотренных законодательством случаях.

При заключении трудового договора гражданин обязан предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку. Если для этой работы (должности) законодательно установлено требование относительно образования, квалификации, состояния здоровья и т. п., необходимо также предоставление документов, подтверждающих соответствие этим требованиям (ст. 24 КЗоТ).

Запрещается требовать предоставления сведений и документов, не предусмотренных законодательно (ст. 25 КЗоТ).

В соответствии со ст. 24 КЗоТ заключение трудового договора оформляется приказом или распоряжением работодателя (см. рис. 1), составленным, как правило, на основании поданного работником заявления (см. рис. 2).

Работник может быть допущен к работе только при условии:

• заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа;

• уведомления органов ГФСУ о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабмином в Постановлении № 413 (ст. 24 КЗоТ).*

На основании требований ст. 29 КЗоТ до начала выполнения работником трудовых обязанностей работодатель должен:

• определить рабочее место и обеспечить работника всеми необходимыми для работы средствами;

• ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка и с положениями коллективного договора;

• проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране;

• разъяснить работнику его права, обязанности, льготы, компенсации и проинформировать под расписку об условиях труда.

Не может быть отказано в заключении трудового договора лицу, приглашенному по переводу с другого предприятия (ч. 5 ст. 24 КЗоТ).

Не допускается необоснованный отказ в приеме на работу или любое прямое либо косвенное установление преимуществ в зависимости от происхождения, социально-имущественного состояния, расово-национальной принадлежности, пола, языка, политически-религиозных убеждений, места жительства и др. (ст. 22 КЗоТ).

Срок действия трудового договора определяется в зависимости от его вида.

Так, бессрочный трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

При заключении срочного трудового договора и контракта срок действия определяется сторонами в самом договоре (контракте).

Заключенный на время выполнения определенной работы трудовой договор действует до момента завершения этой работы.

Если после окончания срока, указанного в трудовом договоре, ни одна из сторон не требует его прекращения и трудовые отношения фактически продолжаются, действие договора считается продленным на неопределенный срок. Также заключенным на неопределенный срок считается трудовой договор (кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 23 КЗоТ), перезаключенный один или более раз (ст. 39 1 КЗоТ).

Работа по гражданско-правовому договору

Далее рассмотрим, чем гражданско-правовой договор отличается от трудового договора и как оплачивается работа, выполненная по гражданско-правовому договору.

Наиболее распространенными видами гражданско-правовых договоров (далее – ГПД) являются договоры:

• о предоставлении услуг (гл. 63 ГКУ);

Гражданско-правовые договоры могут заключаться как с работниками, так и с лицами, не состоящими в трудовых отношениях с предприятием.

Правоотношения, возникающие при заключении ГПД, регулируются гражданским законодательством. То есть нормы КЗоТ на такой вид отношений не распространяются.

Отличия от трудового договора

Главное отличие ГПД от трудовых договоров заключается в том, что по трудовому договору оплачивается процесс труда, а по ГПД – его результат (дополнительно см. письмо Минтруда от 16.05.2011 г. № 151/06/186-11).

Для лиц, работающих по ГПД, не предусмотрены социальные гарантии (ежегодный отпуск, оплата временной нетрудоспособности и т. п.), кроме случаев добровольного страхования в соцфондах.

Дополнительно об основных отличиях трудовых договоров от гражданско-правовых см. письмо ГФС в г. Киеве от 15.12.2016 г.

На лиц, выполняющих работы по ГПД, трудовые книжки не ведутся.

Все риски, связанные с выполнением ГПД, несет исполнитель.

Кроме того, исполнитель по ГПД:

– не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;

– самостоятельно организовывает свою работу;

– может при наличии соответствующего положения в договоре привлекать третьих лиц или перепоручать работу (ее часть) субподрядчикам.

Расчет с исполнителем производится в соответствии с условиями договора, как правило, по результатам его выполнения, с оформлением акта приемки-передачи (акта выполненных работ, предоставленных услуг).

Размер вознаграждения по ГПД определяется сторонами по общей договоренности. Никаких законодательно установленных минимальных/максимальных размеров вознаграждения не предусмотрено.

Также на эту тему читайте материалы издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН (№ 52 за 2016 год):

Теперь для назначения пенсии используется не трудовой стаж, а страховой

Это предусмотрено новым Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

Вот уже пять месяцев (после вступления в силу Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании») все трудовые пенсии в нашей стране назначаются по новым правилам. О том, как определяются размеры пенсионных выплат, «ФАКТАМ» рассказала член экспертного совета по общеобязательному государственному пенсионному страхованию при Министерстве труда и социальной политики Украины Наталия Горюк.

Как рассчитывается размер трудовой пенсии

Мы будем говорить об обычных пенсиях по возрасту (их еще называют трудовыми, а с января нынешнего года их правильнее называть страховыми) Итак, согласно новому закону, размер пенсии (П) определяется путем умножения скорректированного заработка (Зп) на коэффициент страхового стажа (Кс).

В общем на размеры выплат (как и прежде) влияют две величины: стаж и заработок. Однако закон изменил и порядок определения стажа, и механизм подсчета среднего заработка.

Что такое страховой стаж

Сначала мы расскажем, что изменилось в части подсчета стажа. Самое главное, что теперь для назначения пенсии используют не трудовой, а страховой стаж.

Страховой стаж — это периоды, на протяжении которых человек платил взносы на обязательное пенсионное страхование.

Что это за взносы? Из зарплаты каждого легально работающего человека удерживается 1 процент (если заработок не превышает 150 гривен в месяц) или 2 процента (более 150 гривен) в Пенсионный фонд. Кроме того, работодатель дополнительно перечисляет в фонд еще 32 процента зарплаты за каждого работника. Получается, что взносы на обязательное пенсионное страхование работники предприятий платят «автоматически». Отметим, что это происходит только в том случае, если человек официально оформлен на рабочем месте (с соответствующей записью в трудовой книжке) и его зарплата «проводится» по всем бухгалтерским документам.

Ведь бывает и так: работник некоторое время трудится и получает вознаграждение, которое не числится ни в одной ведомости (так называемая зарплата в конверте). Поскольку из этих денег не удерживаются взносы на обязательное пенсионное страхование, то такой период работы в страховой стаж не учитывается.

Страховой стаж измеряется в месяцах. При этом месяц работы будет засчитан в страховой стаж как полный только при условии, если сумма взносов за него окажется не ниже минимальной.

Минимальный страховой взнос — это взнос на пенсионное страхование, который взимается с минимальной зарплаты. Сейчас она составляет 205 гривен, а самый маленький процент отчисления на пенсионное страхование — 34 процента. Таким образом, сумма минимального взноса составляет 69 гривен 70 копеек (впрочем, размер минимального страхового взноса установлен инструкцией Пенсионного фонда Украины и он отличается для разных категорий).

Если уплаченная за месяц сумма окажется ниже минимального взноса, человек имеет право доплатить до его размера, чтобы этот месяц засчитали в стаж как полный. Если он не захочет этого делать, то такой месяц учтут в стаж как неполный: пропорционально внесенной сумме.

И еще одно. Право на пенсию по возрасту человек приобретает только в том случае, если его страховой стаж составляет не менее пяти лет.

Как известно, законы обратной силы не имеют. Новый пенсионный закон вступил в силу 1 января 2004 года, разделив таким образом исчисление страхового стажа на два периода.

* Первый период — стаж, приобретенный до 1 января 2004 года. Законодатели поступили просто: приравняли весь трудовой стаж до 2004 года к страховому. При этом стаж за этот период учитывают в том же порядке и на основании тех же документов, которые применялись ранее. Проще говоря, стаж до 2004 года подтверждается записями в трудовой книжке.

* Второй период — стаж, приобретенный после 1 января 2004 года. Он будет учитываться по информации из системы персонифицированного учета, которую ведет Пенсионный фонд Украины (более подробно об этой системе мы рассказали в номере «ФАКТОВ» от 26 мая 2004 года).

Какие еще периоды засчитываются в страховой стаж после 1 января 2004 года

Военнослужащие срочной службы. Срочная служба в армии засчитывается в стаж. С 2005 года за солдат взносы в Пенсионный фонд будет платить бюджет. Закон устанавливает, что размер взносов за военнослужащих срочной службы составляет 10 процентов минимального взноса (впоследствии его размер станет ежегодно увеличиваться еще на 10 процентов, до тех пор, пока он не достигнет минимального взноса). При этом каждый месяц службы уже с этого года засчитывается в стаж как полный (несмотря на малую сумму взноса).

Пенсия остальных военнослужащих (сверхсрочников, офицеров, контрактников, служащих командного и рядового составов органов внутренних дел и других работников военизированных формирований) регулируется другими законами. Поэтому взносы на государственное пенсионное страхование они не платят. Впрочем, если они по каким-то причинам не приобретут право на пенсию за выслугу лет по специальному «воинскому» закону и будут вынуждены уйти на трудовую (страховую) пенсию, государство заплатит за весь период их службы взносы (путем переведения дотаций Пенсионному фонду из соответствующих бюджетов), и тогда весь период службы зачтут в страховой стаж. Порядок уплаты таких взносов определит Кабинет министров.

Безработные. С 2005 года за людей, которые стоят на учете в службе занятости и получают пособие по безработице, соответствующий фонд тоже будет перечислять взносы (решение о порядке уплаты этих взносов еще предстоит принять Кабинету министров). Таким образом, этот период засчитывается в страховой стаж в полном размере.

Кстати, в страховой стаж с 2005 года будут засчитываться и периоды, во время которых человек не работал и ухаживал (получая при этом предусмотренные законодательством виды помощи или компенсаций) за:

* ребенком до трех лет;

* инвалидом I группы;

* престарелым человеком, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном уходе или достиг 80-летнего возраста.

Эти периоды также засчитываются в страховой стаж, несмотря на то, что взносы за них начнут поступать в Пенсионный фонд только с 2005 года. Платить их будет либо Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, либо государство.

Студенты, аспиранты, ординаторы, докторанты. Увы, высшие учебные заведения не обязаны перечислять «пенсионные» взносы за своих учащихся. Поэтому время стационарной учебы в вузе, аспирантуре, ординатуре, докторантуре и так далее (если человек не работал где-нибудь еще и не платил взносов из своей зарплаты) в стаж с января 2004 года не засчитывается. Впрочем, чтобы не потерять стаж, они могут заключить договор о добровольном страховании (об этом — чуть позже).

«Упрощенцы» (предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения). Эта проблема состоит из двух частей.

1. Пенсионное страхование людей, которые работают на «упрощенцев». С этим просто: все наемные работники (в том числе и те, кто трудится в фирмах и у частных предпринимателей, перешедших на единый налог) подлежат пенсионному страхованию с обязательной уплатой всех взносов. Таким образом, весь период работы у «упрощенцев» засчитывается в стаж (с учетом уплаченных взносов).

2. Пенсионное страхование самих частных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Им в стаж засчитывается период уплаты единого или фиксированного налога. А вот какой заработок будет приниматься во внимание при назначении пенсии «упрощенцам», предстоит решить законодателям (сейчас в парламенте лежат несколько соответствующих законопроектов, в частности, предлагается установить для «упрощенцев» фиксированную сумму взносов в Пенсионный фонд).

Можно ли платить взносы самостоятельно, чтобы приобрести страховой стаж?

Можно. Люди, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию (например, студенты) имеют право по своему желанию застраховаться. Для этого им нужно прийти в районное управление Пенсионного фонда по месту проживания и заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом документе оговариваются сумма и порядок уплаты страховых взносов, которые, впрочем, не могут быть ниже минимального размера.

Важно знать, что такой договор заключается на период не менее года. Кстати, если у человека не получилось подписать документ о добровольном страховании, например, в период учебы, — он имеет право заключить его позже и заплатить всю сумму взносов за время своего обучения в вузе. В таком случае период, за который он впоследствии уплатит взносы, тоже зачтут в его страховой стаж в полном объеме.

Как определяется коэффициент страхового стажа

Каждый полный год страхового стажа «стоит» 1 процент. Таким образом, пенсия за этот год увеличивается на 1 процент заработка. Например, при 20-летнем страховом стаже она будет составлять 20 процентов зарплаты.

В целом коэффициент страхового стажа не может превышать 0,75 (то есть 75 процентов заработка). А для тех, кто работал в особо вредных и тяжелых условиях труда, — 0,85 (то есть 85 процентов).

О том, процент от какого именно заработка принимается во внимание при начислении пенсии, а также какие документы нужны для назначения пенсии и в каких случаях ведется льготное исчисление стажа, «ФАКТЫ» расскажут в ближайших номерах.

Кроме того, задать все интересующие вопросы относительно пенсионной реформы можно специалистам «горячей линии» по телефону 8-800-500-39-20 (звонки из всех регионов Украины — бесплатные).

Закон о трудовом страховании

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Трудовой договор (отношения) ›
  • Содержание ›
  • Трудовой договор (отношения) в части дополнительного страхования

Трудовой договор (отношения) в части дополнительного страхования

Трудовой договор (отношения) в части дополнительного страхования

Одной из основных обязанностей работодателя при заключении трудового договора с работником является обязательное социальное страхование работника. Кроме того, работодатель может дополнительно застраховать работника.

В статье рассмотрим включение в трудовой договор условия о дополнительном страховании, а также бухгалтерский учет, налогообложение и начисление страховых взносов на дополнительное страхование работников.

Прежде всего, отметим, что гражданско-правовые основы страхования регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и положениями Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

Согласно статье 927 ГК РФ, пункту 2 статьи 3 Закона № 4015-1 страхование осуществляется как в обязательном, так и в добровольном порядке на основании договоров личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом со страховой организацией.

Обязательное страхование осуществляется в силу закона, при этом условия и порядок страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Так, порядок страхования определяется следующими федеральными законами:

– Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ);

– Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ);

– Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ);

– Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как известно, документом, на основании которого строятся отношения между работником и работодателем, является трудовой договор, содержанию которого посвящена статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Отметим, что обязательные для включения в трудовой договор условия перечислены в части 2 статьи 57 ТК РФ. К ним относится, в том числе, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, что установлено частью 4 статьи 57 ТК РФ.

В частности, в трудовом договоре можно предусмотреть виды и условия дополнительного страхования работника.

Если работодателем – организацией внесено указанное дополнительное условие в трудовой договор, то ему необходимо знать, как расходы на дополнительное страхование работника отражаются в бухгалтерском учете и при налогообложении.

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н (далее – ПБУ 10/99), расходы на дополнительное страхование работников относятся к расходам организации по обычным видам деятельности.

При этом, затраты в силу пункта 18 ПБУ 10/99, признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, исчисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Перечисление сумм страховых платежей осуществляется по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Если по условиям договора страховые взносы уплачиваются разовым платежом, то указанные расходы отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов». При этом данные затраты подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида (пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н).

Налог на прибыль организаций

Порядок учета расходов на дополнительное страхование работников в целях налогообложения прибыли регулируется пунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также подпунктом 48.2 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Согласно пункту 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, в частности, относятся суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56-ФЗ), а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В письме Минфина России от 12 февраля 2008 года № 03-03-06/1/90 уточнено, что отнесение к расходам в целях налогообложения прибыли затрат работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников с иностранными страховыми организациями, не имеющими лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.

Имейте в виду, что в случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) суммы платежей (взносов) работодателей относятся к расходам на оплату труда по договорам, указанным в абзацах 3 – 6 пункта 16 статьи 255 НК РФ, а именно:

по договорам страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования – выплату пенсий пожизненно.

Обратите внимание, что вышеперечисленные расходы в целях налогообложения прибыли относятся к нормируемым расходам, поскольку пунктом 16 статьи 255 НК РФ определено, что совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.

Организация вправе отнести к расходам на оплату труда 100% суммы взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, при соблюдении необходимых условий, если согласно правилам негосударственного пенсионного фонда и договору на именные счета работников зачисляются средства в размере не менее 97% от суммы пенсионных взносов. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 марта 2007 года № 03-03-06/1/171, от 13 февраля 2007 года № 03-04-06-02/20. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 3 апреля 2013 года № 03-03-06/1/10817, от 17 мая 2011 года № 03-03-06/4/46.

Необходимо отметить, что в вышеуказанные договора страхования, как показывает практика, нередко вносятся изменения.

В письме УФНС России по городу Москве от 24 декабря 2007 года № 20-12/123230 сказано, что если в результате внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников, условия договоров перестали соответствовать требованиям пункта 16 статьи 255 НК РФ, то взносы работодателя по таким договорам в отношении данных работников, ранее включенные в состав расходов, подлежат обложению налогом на прибыль организаций с даты внесения таких изменений в условия указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров.

Аналогичный порядок применяется при расторжении договора страхования в отношении отдельных или всех застрахованных работников. Исключением являются случаи досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами);

по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Обратите внимание, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Таким образом, в отношении расходов по договорам добровольного личного страхования на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, существует ограничение их размера – 6% от суммы расходов на оплату труда. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 11 января 2011 года № 03-03-06/1/5.

Следовательно, если организацией заключен договор добровольного медицинского страхования работников на срок не менее года и страховые выплаты по этому договору не превышают 6% от расходов на оплату труда, то указанная организация может учесть страховые взносы в целях исчисления налога на прибыль.

Нужно сказать, что в случае, когда условиями договора добровольного личного страхования, заключенного страхователем (работодателем) в пользу своих работников, предусмотрена оплата части затрат, связанных с получением медицинских услуг, самим застрахованным работником из его личных средств, в составе расходов может быть учтена только сумма затрат страхователя (работодателя) по такому договору, произведенных при условии соответствия положениям статьи 255 НК РФ. На это указывает Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 3 июля 2012 года № ЕД-4-3/[email protected] «О взносах работодателей, уплаченных по договорам добровольного медицинского страхования».

Если условия договоров добровольного личного страхования работников соответствуют правилам добровольного медицинского страхования, то согласно письму Минфина России от 13 января 2009 года № 03-03-06/1/2 страховые взносы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли как в случае оплаты страховщиком медицинских расходов медицинскому учреждению, оказывающему медицинские услуги застрахованным работникам организации-страхователя, так и непосредственно застрахованным работникам этой организации при представлении соответствующих первичных документов об оплате ими медицинских расходов, предусмотренных программой страхования.

Если в перечень застрахованных лиц вносились изменения, связанные с приемом и увольнением работников, но при этом условия договора существенно не изменились, то, как сказано в письмах Минфина России от 10 октября 2007 года № 03-03-06/1/709, от 18 декабря 2007 года № 03-03-06/1/869, а также в письме УФНС России по городу Москве от 30 января 2009 года № 19-12/007403, страховые выплаты по таким договорам принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

В случае заключения к основному договору дополнительного соглашения, условиями которого предусмотрено включение в основной договор новых работников организации-работодателя, расходы в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников также учитываются в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций, но при условии, что дополнительным соглашением соблюдены все существенные условия договора добровольного личного страхования работников. Именно такое мнение изложено в письмах Минфина России от 29 января 2010 года № 03-03-06/2/11, от 18 января 2008 года № 03-03-06/1/15.

Напомним, что существенные условия договора страхования определены статьей 942 ГК РФ. Так, при заключении договора личного страхования между работодателем – страхователем и страховой организацией – страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

– о застрахованном лице;

– о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

– о размере страховой суммы;

– о сроке действия договора.

Рекомендуем расходы в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников учитывать только по договорам, заключенным на срок не менее одного года. Аналогичное мнение содержится в письме УФНС России по городу Москве от 22 июня 2007 года № 20-12/059654, в котором отмечено, что одним из обязательных условий принятия для целей налогообложения сумм платежей (взносов) по договору добровольного медицинского страхования является его продолжительность не менее одного года. Если количество застрахованных лиц увеличивается за счет вновь принятых сотрудников, а срок действия дополнительного страхового соглашения составляет менее одного года, то страховые взносы, перечисленные страховщику по договору добровольного медицинского страхования в рамках дополнительного соглашения на вновь принятых работников, по мнению работников УФНС России по городу Москве, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль;

по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников. Об этом же говорит Минфин России в письме от 10 мая 2012 года № 03-03-06/2/59.

Обратите внимание, что никакого иного ограничения, кроме предельного размера таких платежей (взносов) – 15 000 рублей в год на одного работника, вышеуказанная норма не содержит. На это же указывает пункт 19 письма ФНС России от 12 августа 2011 года № СА-4-7/[email protected] «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам». Данный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 года № 5975/10 по делу № А27-15184/2009.

Таким образом, расходы в виде платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица по любой причине и в любое время, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 21 мая 2010 года № 03-03-06/2/97.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные пунктом 16 статьи 255 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, порядок учета расходов на дополнительное страхование работников в целях налогообложения прибыли регулируется не только пунктом 16 статьи 255 НК РФ, но и подпунктом 48.2 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Так, согласно указанному подпункту к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ. При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 статьи 255 НК РФ (то есть взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица), включается в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами.

При этом, как сказано в статье 8 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для организаций и предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных работодателем за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности:

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц (письмо Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 17-3/В-448);

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо Минздравсоцразвития России от 7 мая 2010 года № 10-4/325233-19);

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

– суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Кроме того, на основании пунктов 6 и 6.1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами:

– взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Законом № 56-ФЗ, в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

– взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов.

Таким образом, если организацией в соответствии с трудовыми договорами уплачиваются суммы платежей (взносов) по заключенным договорам страхования работников, то указанные суммы не облагаются страховыми взносами, но при условии, что данной организацией соблюдены все установленные законодательством условия.

Отметим, что суммы платежей (взносов) по заключенным договорам страхования работников, не подлежат и обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что следует из пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ, но только если организацией соблюдены все условия, установленные законодательством. Заметим, условия, которые должны быть соблюдены организацией, соответствуют условиям, указанным в пунктах 5, 6 и 6.1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Налог на доходы физических лиц

На основании пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) учитываются все доходы физического лица, признаваемого плательщиком указанного налога (далее – налогоплательщиком), полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Пунктом 3 статьи 213 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы. Исключением являются случаи, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

Напомним, что согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 4015-1 к личному страхованию относятся объекты, указанные в пунктах 1 – 3 названной статьи, а именно:

– страхование от несчастных случаев и болезней;

Таким образом, суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников, не подлежат налогообложению НДФЛ.

Кроме того, не подлежат налогообложению НДФЛ на основании пункта 3 статьи 213 НК РФ и суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за членов семьи своих работников. К такому выводу пришел Минфин России в своих письмах от 28 апреля 2008 года № 03-04-06-01/109, от 8 мая 2008 года № 03-04-06-01/126. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика, в частности, постановления ФАС Московского округа от 19 октября 2009 года № КА-А40/10894-09 по делу № А40-24/09-142-1, от 19 марта 2008 года № КА-А40/1848-08 по делу № А40-34361/07-35-218, в которых сказано, что при определении налоговой базы по НДФЛ не должны учитываться суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, независимо от того, являются ли застрахованные физические лица работниками страхователя.

Следует отметить, что на основании пунктов 38, 39 статьи 217 НК РФ также не облагаются НДФЛ:

– взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Законом № 56-ФЗ;

– взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Законом № 56-ФЗ, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.