Законодательство о страховании в рб

Страхование в Беларуси: новые возможности и дополнительная защита

С 1 июля 2014 года в Беларуси вступил в силу указ №165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Документ комплексно корректирует законодательство о страховании в целях повышения эффективности государственного регулирования страховой деятельности, конкурентоспособности и устойчивости страхового рынка Беларуси. Указом предусмотрены меры, направленные на рост уровня капитализации страховщиков и повышение их финансовой устойчивости, усиление защиты интересов страхователей, совершенствование порядка и условий осуществления видов обязательного страхования, развитие добровольного страхования. Во время онлайн-конференции начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Сергей Осенко расскажет об особенностях нововведений и перспективах развития страхового рынка в Беларуси, ответит на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Вопросы можно задавать заранее или непосредственно во время конференции в разделе «ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ». Ответы будут публиковаться 30 сентября после 11.00 по мере готовности.

Конференция организована совместно с Министерством финансов Беларуси при поддержке Центра бухгалтерской аналитики ООО «ЮрСпектр».

Вопросы конференции

Комплексная корректировка страхового законодательства, проведенная текущим летом, была направлена на создание условий для реализации имеющегося на страховом рынке потенциала. Путем снятия ограничений, пусть и не всех, созданы благоприятные условия для притока инвестиций, белорусский страховой рынок стал более привлекательным и доступным. Это особенно касается добровольного страхования. Поэтому полагаю, что на текущем этапе правильно будет сосредоточить все усилия на развитии страхования с учетом максимального использования предоставленных для этого возможностей.

Совершенствование законодательной базы страхового рынка Беларуси будет осуществляться с учетом предстоящей гармонизации законодательства государств — участников Евразийского экономического союза. Отмечу, что 29 мая текущего года был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, которым закрепляется необходимость создания условий, обеспечивающих к 2025 году взаимное признание лицензий и других разрешительных документов всех участников финансовых рынков (банковская, страховая сферы и рынок ценных бумаг).

В настоящее время проходят внутригосударственные процедуры подготовленные проекты Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной. Отмечу, что в Беларуси необходимые для подписания этих документов внутригосударственные процедуры завершены.

Целью Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках является сближение подходов в странах-участницах к регулированию деятельности на финансовом рынке, в частности в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг. Оно устанавливает сроки и этапы до 2022 года, в которые необходимо провести гармонизацию национальных законодательств сторон по взаимному признанию лицензий в банковском, страховом секторах и на рынке ценных бумаг.

Процесс гармонизации будет проходить в три этапа. В краткосрочной перспективе (первый этап – до конца 2016 года) намечен переход вначале к использованию единой терминологии, определению понятия участников финансового рынка и их юридического статуса, гармонизации законодательства по защите прав потребителей финансовых услуг.

На втором этапе (конец 2019 года) главное место занимает гармонизация лицензионных требований (порядок и условия создания участников финансового рынка, выдачи или отказа в выдаче лицензий, оснований для ее отзыва, приостановления и ограничения, требования к финансовой устойчивости и достаточности собственного капитала участника финансового рынка, раскрытие информации участниками финансового рынка).

На третьем этапе (в долгосрочной перспективе до конца 2022 года) предусмотрен переход к гармонизации порядка осуществления надзора.

Выделить какие-то отдельные аспекты, важные для субъектов хозяйствования, достаточно сложно, поскольку правила — это единый документ. Вместе с тем хочу обратить внимание на следующие моменты. Так, правилами предусмотрено участие субъектов хозяйствования (по желанию или по запросу оценщика имущества) в определении размера вреда, причиненного принадлежащему им имуществу. При этом собственник имущества может составлять калькуляцию восстановительного ремонта, определять срок службы и остаточный срок эксплуатации имущества. Это позволит повысить точность определения размера вреда.

Также важно учитывать, что остаточная стоимость поврежденного имущества, определенная по правилам бухгалтерского учета, не является рыночной стоимостью имущества, а амортизация не считается износом имущества.

Основные изменения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств следующие:

перечень транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, дополнен мопедами и квадрициклами;
установлены размеры страховых взносов для электромобилей;
предусмотрена уплата страхового взноса в два этапа при заключении договора комплексного внутреннего страхования;
предоставлена возможность уплаты страхового взноса по договорам страхования «Зеленая карта», распространяющим свое действие только на территорию Российской Федерации, наряду со свободно конвертируемой валютой в российских рублях;
установлено право страховщика на взыскание со страхователя недоплаченной части страхового взноса в связи с увеличением страхового риска в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса и исключение нормы о предъявлении в данном случае страхователю регрессного иска;
упрощена процедура получения потерпевшим страховых выплат за вред, причиненный в ДТП, при наличии у него договора добровольного страхования имущества, в том числе добровольного страхования наземных транспортных средств;
увеличен размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова ГАИ с 200 до 400 евро;
сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении вреда в ДТП нескольким потерпевшим;
потерпевшему предоставлена возможность получения страхового возмещения в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей.

Оценить и проанализировать эффект от внесенных изменений можно будет по итогам года.

Оценщиком признается аттестованное Белорусским бюро по транспортному страхованию физическое лицо, проводящее оценку транспортного средства в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника исполнителя оценки, или страховщика (Белорусского бюро).

Порядок аттестации оценщика и оценщика имущества (за исключением транспортных средств) установлен приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 10 июня 2014 г. № 15-од.

Функции оценщика заключаются в проведении осмотра поврежденного имущества, определении его стоимости и стоимости ремонта, износа данного имущества и его частей.

Чтобы стать оценщиком, физическое лицо должно пройти аттестацию в Белорусском бюро в установленном порядке. Для этого необходимо иметь высшее техническое образование, включающее изучение дисциплин по устройству, ремонту и эксплуатации транспортных средств, либо среднее специальное образование, включающее изучение дисциплин по устройству, ремонту и эксплуатации транспортных средств, высшее техническое или экономическое образование, опыт практической работы по ремонту и эксплуатации транспортных средств не менее трех лет; документ, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценки транспортных средств и стоимости их ремонта; знания и навыки, необходимые для пользования отечественными информационными справочниками, программным обеспечением по ремонту транспортного средства, одним из интернет-браузеров и программным приложением Microsoft Office. Также необходимо знать нормативные правовые акты, регулирующие оценочную деятельность и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и не реже одного раза в два года повышать квалификацию на курсах повышения квалификации оценщика.

Оценщик имущества должен иметь высшее техническое или экономическое образование; документ, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценки имущества, или действующее свидетельство об аттестации оценщика, выданное Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь; знания в области ценообразования строительства и навыки составления смет, в том числе по использованию специального программного обеспечения по определению стоимости строительства объектов, владеть навыками работы с одним из интернет-браузеров и программным приложением Microsoft Office. Кроме того, необходимо знать нормативные документы по оценке объектов гражданских прав и регулирующие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и не реже одного раза в два года повышать квалификацию на соответствующих курсах повышения квалификации.

Договор внутреннего страхования заключается с владельцем транспортного средства – резидентом Республики Беларусь, а также с владельцем транспортного средства – нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории страны, либо от его имени с водителем по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории республики.

Договор комплексного внутреннего страхования, включающий обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и его транспортного средства на случай причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия, заключается с владельцем транспортного средства — резидентом Республики Беларусь.

Договор пограничного страхования заключается с владельцем транспортного средства — нерезидентом Республики Беларусь или от его имени с водителем, не имеющим договора внутреннего страхования либо договора страхования «Зеленая карта», действительного на территории республики, по транспортному средству, въезжающему в страну.

Договор страхования «Зеленая карта» заключается с владельцем транспортного средства или от его имени с водителем по транспортному средству, зарегистрированному в Беларуси и выезжающему за ее пределы для его использования в дорожном движении государства — члена системы «Зеленая карта».

Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключаются в отношении всех транспортных средств, которые используются в дорожном движении. Размеры страховых взносов установлены указом № 531 от 25 августа 2006 г. и зависят:
по договору внутреннего страхования и договору комплексного внутреннего страхования – от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и страхового риска, места нахождения (места жительства (места пребывания) страхователя, возраста страхователя — физического лица и его стажа вождения по соответствующей категории транспортного средства, а также аварийности использования транспортного средства;
по договорам пограничного внутреннего страхования, заключенным с нерезидентами Республики Беларусь, временно находящимися на территории страны, — от типа транспортного средства и срока его страхования;
по договору страхования «Зеленая карта» — от типа транспортного средства, перечня стран, на территорию которых выезжает его владелец (водитель) и где будет действовать договор страхования, и срока страхования.

Выбор методов оценки стоимости транспортного средства зависит от распространенности оцениваемой модификации транспортного средства на рынке. Для массовых транспортных средств используется сравнительный или, в редких случаях, затратный метод оценки (при отсутствии достоверной выборки аналогичных транспортных средств на рынке), для редких ТС – в основном затратный метод, а для уникальных – затратный и (или) доходный метод оценки.

Сравнительный метод оценки – это совокупность методов расчета стоимости транспортных средств, основанных на информации о рыночных ценах идентичных или аналогичных ТС с последующей корректировкой их стоимости по элементам сравнения. Элементами сравнения являются технические характеристики транспортного средства, его пробег, наличие дефектов эксплуатации.

Затратный метод оценки – это совокупность методов расчета стоимости транспортного средства, основанных на определении стоимости восстановления или стоимости замещения за вычетом накопленного износа транспортного средства и с учетом его внешнего удорожания.

Доходный метод применяется при определении стоимости транспортного средства в случае невозможности определения стоимости объекта-аналога сравнительным и затратным методами. Этот метод может применяться для расчета уникальных, раритетных, несерийных специальных транспортных средств, по которым имеется полная информация о стоимости их эксплуатации, доходности этой эксплуатации, перспективам эффективного использования. Следует отметить, что доходный метод не применяется при определении стоимости серийных транспортных средств, так как степень эффективности (доходности) их использования напрямую не отражается на их стоимости.

Дополнительный осмотр транспортного средства либо его частей проводится по заявлению потерпевшего в целях определения предполагаемых либо не установленных при осмотре транспортного средства дефектов и повреждений.

Скрытый дефект может быть выявлен при проверке части транспортного средства с использованием средств технического диагностирования. Дополнительный осмотр поврежденной части транспортного средства, требующий ее диагностики или разборки с дефектовкой, проводится в организации автосервиса или специализированном сервисном предприятии с применением средств инструментального контроля. По результатам дополнительного осмотра организация автосервиса представляет потерпевшему документы, содержащие сведения о состоянии части транспортного средства и способе устранения этих повреждений. При этом участие оценщика транспортного средства в дополнительном осмотре согласуется со страховщиком (Белорусским бюро).

Перестрахование — это особый вид экономических отношений между страховыми организациями, при которых организация-страховщик часть ответственности по застрахованным видам риска передает на определенных условиях другим организациям-страховщикам для создания сбалансированного портфеля и обеспечения своей финансовой устойчивости. Иными словами, перестрахование заключается в том, что страховая организация по договору страхования (перестрахователь) часть принятого на себя риска сама страхует в другой страховой организации (перестраховщик). Заключая такой договор, страховая организация защищает себя от крупных убытков, которые могут возникнуть при принятии на страхование рисков, обязательства по которым в разы превышают ее финансовые возможности.

Перестраховщик в договорных отношениях со страхователем (физическим или юридическим лицом) по основному договору страхования не состоит, и последний не может предъявить к перестраховщику какие-либо требования. Ответственным перед страхователем по основному договору страхования остается страховщик по основному договору страхования.

В случае установления фактов нарушения требований законодательства о страховании Министерство финансов применяет меры к страховым организациям (страховщикам) как профессиональным участникам рынка. Указом № 165 расширены полномочия Министерства финансов по принятию мер в отношении страховщиков. В частности, министерство наделено правом взыскивать в бесспорном порядке денежные средства, находящиеся на счетах страховых организаций в банках, вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате в случаях невыполнения страховой организацией требования (предписания) Министерства финансов об устранении нарушений законодательства о страхованиии.

Минфин может также приостанавливать операции страховых организаций по счетам в банках при нарушении ими нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования, а также при осуществлении страховой деятельности без специального разрешения (лицензии), видов страхования, не указанных лицензии, и деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием.

Законодательство о страховании в рб

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 25 августа 2006 года №530

О страховой деятельности

(В редакции Указов Президента Республики Беларусь от 31.12.2006 г. №764, 12.01.2007 г. №23, 01.03.2007 г. №116, 15.10.2007 г. №505, 31.12.2007 г. №698, 31.01.2008 г. №55, 28.04.2008 г. №236, 26.08.2008 г. №445, 04.12.2008 г. №663, 23.01.2009 г. №52, 16.04.2009 г. №205, 12.05.2009 г. №241, 18.06.2009 г. №323, 25.06.2009 г. №336, 23.10.2009 г. №519, 01.03.2010 г. №110, 22.07.2010 г. №384, 30.12.2011 г. №612, 30.12.2011 г. №621, 25.04.2012 г. №204, 29.12.2012 г. №576, 08.01.2013 г. №8, 29.11.2013 г. №529, 10.03.2014 г. №115, 14.04.2014 г. №165, 01.12.2014 г. №552, 07.05.2015 г. №195, 17.12.2015 г. №495, 27.04.2016 г. №157, 06.06.2016 г. №192, 18.07.2016 г. №272 (см. сроки встпуления в силу), 20.01.2017 г. №20)

В целях совершенствования государственного регулирования страховой деятельности:

1. Установить, что:

1.1. юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в Республике Беларусь лица без гражданства страхуют свои имущественные интересы в Республике Беларусь только у коммерческих организаций, созданных для осуществления страховой деятельности и имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности в Республике Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юридические лица, а также юридические лица, на решения которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), осуществляют страхование своих имущественных интересов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни, в Республике Беларусь только у страховых организаций — государственных юридических лиц либо юридических лиц, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, государственные органы, государственные юридические лица, а также юридические лица, на решения которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), осуществляют страхование имущественных интересов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, в Республике Беларусь только у страховых организаций — государственных юридических лиц.

Иностранные граждане, находящиеся в Республике Беларусь, лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие на территории Республики Беларусь, вправе страховать свои имущественные интересы в Республике Беларусь у белорусских коммерческих организаций, созданных для осуществления страховой деятельности и имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, если обязанность страхования у названных организаций не предусмотрена в соответствии с настоящим Указом.

Деятельность на территории Республики Беларусь страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь, без государственной регистрации в Министерстве финансов и получения специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности является незаконной и не допускается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Деятельность на территории Республики Беларусь страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь, без государственной регистрации в Министерстве финансов является незаконной и не допускается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Передача обязательств, принятых государственными страховыми организациями и страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, по договорам страхования, заключенным с государственными юридическими лицами, юридическими лицами, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также заключенным за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в перестрахование осуществляется в соответствии с законодательством страховым организациям Республики Беларусь. Передача принятых обязательств в последующее перестрахование страховым организациям, созданным за пределами Республики Беларусь, осуществляется только страховой организацией, создаваемой Советом Министров Республики Беларусь в форме государственного юридического лица для осуществления страховой деятельности исключительно по перестрахованию, в порядке, установленном законодательством;

(В подпункт 1.1 внесены изменения в соответствии с Указами Президента РБ от 29.12.2012 г. №576, 14.04.2014 г. №165)

1.2. суды, иные государственные органы и другие организации, адвокаты, нотариусы и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательными актами обязаны безвозмездно предоставлять по запросам государственных страховых организаций, Белорусского бюро по транспортному страхованию и (или) страховых организаций, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, документы и заключения, необходимые для решения вопроса о назначении страховых выплат;

1.3. споры, вытекающие из отношений по страхованию и по регулированию страховой деятельности, разрешаются в судебном порядке.

2. Исключен в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 г. №165

3. Установить, что:

3.1. исключен в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 г. №165

3.2. страховщики и Белорусское бюро по транспортному страхованию обязаны производить страховую выплату за вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего, независимо от сумм, выплачиваемых органами по труду и социальной защите, выплачиваемых по социальному страхованию и по иным заключенным договорам обязательного и добровольного, если иное не установлено законодательными актами ;

(В подпункт 3.2 пункта 3 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 г. №165)
(см. предыдущую редакцию)

3.3. за каждый день просрочки страховой выплаты по вине страховщика, Белорусского бюро по транспортному страхованию они уплачивают пеню в размере 0,1 процента юридическому и 0,5 процента физическому лицу от суммы, подлежащей выплате.

4. Утвердить прилагаемое Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь.

6. Установить, что:

6.1. привлечение страхователя к ответственности за уклонение от заключения договора обязательного страхования или от внесения в него изменений и (или) дополнений в случаях, предусмотренных в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном настоящим Указом, не освобождает страхователя от заключения или изменения (дополнения) соответствующего договора обязательного страхования, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Штрафы, взимаемые за эксплуатацию или выпуск в эксплуатацию транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зачисляются:

50 процентов — на счет Белорусского бюро по транспортному страхованию для пополнения образуемых им фондов страховых гарантий и защиты потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях;

50 процентов — в республиканский бюджет;

6.2. договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, строений, принадлежащих гражданам, обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, заключенные до вступления в силу настоящего Указа, действуют до окончания их срока на тех условиях, на которых они были заключены, и не подлежат приведению в соответствие с данным Указом;

6.3. нормативные правовые акты, регулирующие отношения по страхованию, до приведения их в соответствие с настоящим Указом действуют в части, не противоречащей этому Указу.

Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены в настоящем Указе, то применяются нормы международного договора;

6.4. 50 процентов прибыли, полученной Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» от инвестирования средств специального страхового резерва по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, до 1 января 2018 г. ежегодно направляется на увеличение его уставного фонда и уставных фондов дочерних предприятий, созданных им для осуществления страховой деятельности по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, а с 1 января 2018 г. ежемесячно перечисляется в республиканский бюджет.

Часть прибыли, полученной государственными страховыми организациями от инвестирования средств их уставных фондов, выделенных из республиканского бюджета, направляется на увеличение этих фондов в размере, устанавливаемом Министерством финансов.

7. Признать утратившими силу декреты и указы Президента Республики Беларусь, отдельные положения декретов и указов Президента Республики Беларусь согласно приложению.

8. Страховым организациям, страховым брокерам и объединениям страховщиков, созданным до вступления в силу настоящего Указа, до 2 августа 2007 г. привести свои учредительные документы в соответствие с этим Указом.

Учредительные документы страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков до приведения в соответствие с настоящим Указом действуют в части, не противоречащей этому Указу.

Страховые организации, созданные до вступления в силу настоящего Указа, обязаны сформировать свои уставные фонды:

до 1 мая 2008 г. — в размере не менее одной второй минимального размера уставного фонда, установленного в пункте 15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного данным Указом;

до 1 мая 2011 г. — в размере не менее минимального размера уставного фонда, определенного в пункте 15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного настоящим Указом.

Невыполнение требований, изложенных в частях первой-третьей настоящего пункта, является основанием для ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков.

Страховые организации, создаваемые после вступления в силу настоящего Указа, обязаны формировать свои уставные фонды в соответствии с минимальными размерами уставных фондов, установленными в пункте 15 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного данным Указом.

9. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок создать страховую организацию, осуществляющую страховую деятельность исключительно по перестрахованию, внеся в ее уставный фонд денежные средства в сумме, эквивалентной 20 млн. евро, из средств, предусмотренных в республиканском бюджете на увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) (приложение 1 к Закону Республики Беларусь от 31 декабря 2005 года «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №7, 2/1178), и принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Указа.

10. Данный Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пункт 5 настоящего Указа действует до вступления в силу законов о внесении изменений и (или) дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и (или) Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.

Президент Республики Беларусь

к Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530

Перечень декретов и указов Президента Республики Беларусь, отдельных положений декретов и указов Президента Республики Беларусь, признанных утратившими силу

1. Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. №18 «Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., №28, ст. 897).

2. Декрет Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №8 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №17, 1/139).

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. №24 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. №18» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №48, 1/437).

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №95, 1/1659).

5. Декрет Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2001 г. №22 «О внесении изменений и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. №18» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №85, 1/2966).

6. Пункт 10 Декрета Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. №10 «О внесении изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №43, 1/3611).

7. Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июня 2002 г. №13 «О внесении изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №20» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №70, 1/3775).

8. Абзацы пятый и седьмой пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. №22 «О внесении изменений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №100, 1/4003; 2005 г., №5, 1/6157).

9. Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №86, 1/4817).

10. Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №19 «О внесении изменения и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. №20» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №86, 1/4818).

11. Подпункты 1.5 и 1.6 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. №1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №27, 1/5326).

12. Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №100 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №17, 1/140).

13. Пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. №701 «Об утверждении Устава Белорусского бюро по транспортному страхованию» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №93, 1/810).

14. Пункты 1 и 3 Указа Президента Республики Беларусь от 12 июня 2000 г. №339 «О совершенствовании порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №58, 1/1365).

15. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2000 г. №354 «Об обязательном медицинском страховании иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №62, 1/1389).

16. Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2000 г. №531 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2000 г. №354» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №95, 1/1661).

17. Пункт 5 редакционно-технических дополнений и изменений, внесенных в тексты нормативных правовых актов, включенных в Сборник действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (1994-2000), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2001 г. №216 «О Сборнике действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (1994-2000)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №43, 1/2588).

18. Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. №159 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №100» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №38, 1/3575).

19. Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2002 г. №322 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2000 г. №354» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №70, 1/3778).

20. Указ Президента Республики Беларусь от 2 мая 2003 г. №178 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2000 г. №354» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №51, 1/4575).

21. Пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 июля 2004 г. №320 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №100» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №109, 1/5668).

22. Подпункт 1.11 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. №355 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №120, 1/5713).

23. Указ Президента Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. №527 «О взыскании задолженности по страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, штрафов и пени» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №172, 1/5961).

24. Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2004 г. №610 «О некоторых особенностях обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №1, 1/6088).

25. Пункты 1, 2, подпункты 3.2 и 3.3 пункта 3, пункты 4, 7 Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2005 г. №287 «О некоторых мерах по защите прав на жилище» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., №103, 1/6562).

26. Пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. №15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №7, 1/7130).

27. Подпункт 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. №204 «Об утверждении Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в республике иностранных граждан и лиц без гражданства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №56, 1/7423).

Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530

Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь


Раздел I. Основные положения


Глава 1. Основы страховой деятельности

1. Настоящим Положением определяются отношения по страхованию в Республике Беларусь с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь.

Действие настоящего Положения не распространяется на:

объединения страховщиков (за исключением случаев, предусмотренных в главе 13 настоящего Положения), которые создаются по решению Президента Республики Беларусь и осуществляют свою деятельность в установленном им порядке.

В нормативных правовых актах, не регулирующих вопросы страхования в целом, как правило, не должны содержаться нормы, определяющие его порядок и условия.

2. В настоящем Положении и для целей регулирования отношений по страхованию применяются следующие основные термины и их определения:

ассистанс-организация — коммерческая организация, созданная, в том числе с участием страховых организаций Республики Беларусь, для оказания технического, медицинского и иного содействия страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) по договору страхования при наступлении страхового случая;

внутренний контроль — процесс, осуществляемый страховой организацией в целях обеспечения упорядоченного и эффективного осуществления страховой деятельности в соответствии с требованиями законодательства и локальных нормативных правовых актов страховой организации;

государственный банк — банк в значении, определенном в статье 8 Банковского кодекса Республики Беларусь, в отношении которого Республика Беларусь и (или) ее административно-территориальная единица в силу преобладающего участия в его уставном фонде (обладания контрольным пакетом акций) могут определять решения, принимаемые этим банком;

диверсификация — условие осуществления инвестиций и размещения страховщиком страховых резервов, предполагающее их одновременное распределение по не связанным друг с другом объектам осуществления инвестиций и банкам;

норматив ответственности — установленный Министерством финансов максимальный размер обязательств по договору добровольного страхования (сострахования, перестрахования), остающихся на собственном удержании страховой организации;

объединение страховщиков — некоммерческая организация, объединяющая страховщиков и (или) страховых брокеров, созданная в форме ассоциации (союза);

объект страхования — не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные:

с причинением вреда жизни или здоровью страхователя либо иного названного в договоре физического лица (личное страхование, не относящееся к страхованию жизни);

с достижением гражданами определенного возраста или с наступлением в их жизни иного предусмотренного в договоре страхового случая (личное страхование, относящееся к страхованию жизни);

с утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя, либо с нанесением ущерба их имущественным правам, в том числе с возникновением убытков от предпринимательской деятельности в связи с невыполнением (выполнением ненадлежащим образом) своих обязательств контрагентами субъекта хозяйствования или с изменением условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам (имущественное страхование);

с ответственностью по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем или иным лицом, на которых такая ответственность может быть возложена, вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, либо с ответственностью по договору (страхование ответственности);

осуществление инвестиций — деятельность страховщика по вложению страховых резервов в ценные бумаги, недвижимое имущество, драгоценные металлы и иное имущество в порядке, установленном законодательством, а также по другому не запрещенному законодательством вложению инвестиций для получения прибыли (дохода);

перестрахование — страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных в договоре условиях риска выполнения части своих обязательств у другого страховщика (перестраховщика);

перестраховочная премия — сумма денежных средств, подлежащая уплате перестрахователем перестраховщику по договору перестрахования;

предварительная выплата — часть страховой выплаты, соответствующая фактически определенному и подтвержденному документально размеру вреда, которую страховщик вправе выплатить страхователю (выгодоприобретателю) по его заявлению до полного определения размера подлежащего возмещению вреда;

резиденты Республики Беларусь:

физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;

юридические лица с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

дипломатические представительства и другие официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

представительства организаций, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

нерезиденты Республики Беларусь:

физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь;

юридические лица, созданные в соответствии с правом иностранных государств;

организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные в соответствии с правом иностранных государств;

дипломатические представительства и другие официальные представительства иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;

международные организации, их филиалы и представительства;

представительства организаций, созданных в соответствии с правом иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь;

система внутреннего контроля — совокупность внутреннего контроля, организационно-функциональной структуры и локальных нормативных правовых актов страховой организации, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры внутреннего контроля, управления рисками, процесс управления рисками, а также полномочий и ответственности органов управления и должностных лиц страховых организаций;

сострахование — страхование по одному договору совместно несколькими страховщиками одного и того же объекта страхования;

страхование — отношения по защите имущественных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, в том числе иностранных и международных, а также Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, иностранных государств при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет страховых резервов, формируемых страховщиками в установленном порядке;

страхователи — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, организации, в том числе иностранные и международные, а также Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, иностранные государства, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся таковыми в силу закона или акта Президента Республики Беларусь;

страховая выплата — сумма денежных средств, выплачиваемая страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая. При имущественном страховании и страховании ответственности страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при личном страховании — в виде страхового обеспечения;

страховая деятельность — деятельность по страхованию, в том числе по сострахованию и перестрахованию;

страховая сумма (лимит ответственности) — установленная законом, актом Президента Республики Беларусь или договором страхования сумма денежных средств, в пределах которой, если иное не предусмотрено законом, актом Президента Республики Беларусь, страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая;

страховая стоимость — действительная стоимость имущества или предпринимательского риска. Страховой стоимостью считается для имущества — его действительная стоимость в месте нахождения в день заключения договора страхования, для предпринимательского риска — убытки от предпринимательской деятельности, которые страхователь понес бы при наступлении страхового случая;

страховой агент — физическое лицо или организация, осуществляющая от имени страховой организации посредническую деятельность по страхованию;

страховой брокер — коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них;

страховой взнос (страховая премия) — сумма денежных средств, подлежащая уплате страхователем страховщику за страхование, если иное не установлено настоящим Положением или иными актами Президента Республики Беларусь;

страховой (перестраховочный) пул — совместная деятельность страховых организаций без образования юридического лица на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) операций по отдельным видам страхования;

страховой риск — предполагаемое событие, обладающее признаками вероятности и случайности, на случай наступления которого осуществляется страхование;

страховой случай — предусмотренное в договоре страхования или законодательстве событие, при наступлении которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю);

страховой тариф — ставка страхового взноса с единицы страховой суммы. Страховой тариф по видам добровольного страхования включает базовый страховой тариф, состав которого определяется Министерством финансов, и применяемые к нему корректировочные коэффициенты;

страховщики — коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности (далее — страховщики, страховые организации);

тариф перестрахования — относительная величина, представляющая собой отношение перестраховочной премии к объему обязательств, принимаемых по договору перестрахования.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 г. №272)

3. Страхование может осуществляться в формах добровольного и обязательного страхования.

Добровольное страхование осуществляется путем заключения договора между страхователем и страховщиком в соответствии с законодательством.

Договор добровольного страхования может быть заключен путем составления одного документа, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата), подписанного ими.

Страховщик при заключении договора добровольного страхования вправе использовать формы страховых полисов (свидетельств, сертификатов), им разработанные. Министерство финансов определяет обязательные реквизиты страхового полиса (свидетельства, сертификата), порядок его заполнения и использования.

Договор страхования также может быть заключен в форме электронного документа в порядке и на условиях, установленных Министерством финансов.

Условия, на которых заключается договор добровольного страхования, определяются в правилах соответствующего вида страхования, утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков и согласованных с Министерством финансов. Правила соответствующего вида страхования, утвержденные страховщиком либо объединением страховщиков и согласованные с Министерством финансов, должны прилагаться к договору добровольного страхования. Приложение к договору добровольного страхования правил страхования должно удостоверяться записью в этом договоре.

Министерство финансов вправе определять минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования.

Срок действия договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии не может быть менее трех лет.

Страховой тариф по видам добровольного страхования устанавливается страховщиками. При этом базовый страховой тариф устанавливается по согласованию с Министерством финансов.

Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями и (или) страховыми организациями, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь. Если государственные унитарные предприятия, являющиеся учредителями, участниками страховых организаций, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, преобразованы в открытые акционерные общества, такие страховые организации вправе осуществлять обязательное страхование в случае, когда в уставных фондах их преобразованных учредителей, участников 100 процентов акций находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Государство гарантирует страховые выплаты по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями.

Размер страхового тарифа или страхового взноса по видам обязательного страхования устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Порядок и условия обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, определяются законами Республики Беларусь и настоящим Положением.

4. В Республике Беларусь осуществляются:

4.1. следующие виды обязательного страхования:

обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам;

обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;

обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;

обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы;

обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

обязательное страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов;

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;

обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательное государственное страхование (предусмотренное законодательством обязательное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета);

иные виды обязательного страхования, определенные законами или актами Президента Республики Беларусь;

4.2. виды добровольного страхования в соответствии с правилами страхования, утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков и согласованными с Министерством финансов, включая:

4.2.1. страхование, относящееся к страхованию жизни, в том числе страхование:

жизни (только на случай смерти или достижения определенного возраста застрахованным лицом, на случай смерти и достижения определенного возраста застрахованным лицом, а также страхование жизни с условием осуществления периодических страховых выплат (ренты). Дополнительно в договоре добровольного страхования жизни может быть предусмотрено страхование на случай причинения вреда жизни или здоровью застрахованного лица в результате несчастного случая, включая случаи утраты трудоспособности и получения инвалидности, а также наступления в жизни застрахованного лица иного предусмотренного в договоре страхового случая);

4.2.2. страхование, не относящееся к страхованию жизни, в том числе страхование:

от несчастных случаев;

от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу;

имущества юридического лица;

гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

гражданской ответственности владельцев воздушных судов;

гражданской ответственности перевозчика и экспедитора;

гражданской ответственности организаций, создающих повышенную опасность для окружающих;

гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников;

гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

иные виды добровольного страхования, не относящиеся к страхованию жизни;

5. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры страхования в своих интересах, а также в интересах иных субъектов гражданского права (выгодоприобретателей), за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Страховой брокер вправе осуществлять посредническую деятельность по видам добровольного страхования, перестрахованию.

6. При осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, страховщик обязан дополнительно сверх гарантированного дохода, установленного по договору страхования, направлять на увеличение накоплений застрахованных лиц по такому договору не менее 50 процентов прибыли от осуществления инвестиций посредством вложения средств математических резервов и их размещения.

7. Функции руководителя, его заместителей, главного бухгалтера страховщика могут выполняться гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, на основании трудовых договоров, за исключением случаев, предусмотренных в части второй пункта 8 настоящего Положения.

Заключение трудовых договоров с руководителем, его заместителями и главным бухгалтером страховщика, руководителем, его заместителями страхового брокера, прошедшими государственную регистрацию, производится после подтверждения Министерством финансов их профессиональной пригодности, а прекращение трудовых договоров с этими лицами — с уведомлением Министерства финансов в пятидневный срок со дня прекращения действия трудового договора.

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры страховщиков, руководители, заместители страховых брокеров, а также руководители их обособленных подразделений подтверждают свою профессиональную пригодность не реже одного раза в пять лет.

Министерство финансов вправе отстранить от должности лиц, указанных в настоящем пункте, и требовать внеочередного подтверждения их профессиональной пригодности в случаях:

систематического (три и более раза в течение последних двенадцати последовательных месяцев) привлечения таких должностных лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения требования (предписания) об устранении выявленных нарушений;

нарушения страховой организацией лицензионных требований и условий, повлекших приостановление действия специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном законодательством;

невыполнения требований Министерства финансов, направленных страховой организации в соответствии с подпунктами 69.6-69.8 пункта 69 настоящего Положения.

Отстранение от должности заключается в запрещении лицам, указанным в настоящем пункте, исполнять до внеочередного подтверждения их профессиональной пригодности должностные полномочия, о чем выносится соответствующее требование (предписание), подлежащее немедленному исполнению.

В случае неподтверждения Министерством финансов профессиональной пригодности лиц, указанных в настоящем пункте, трудовой договор (контракт) с ними расторгается.

Трудовой договор с руководителем объединения страховщиков заключается после согласования его кандидатуры с Министерством финансов.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2016 г. №272)

8. Руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам страховщиков, руководителям, их заместителям страховых брокеров, а также руководителям их обособленных подразделений запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.

Руководитель страховой организации в случае расторжения трудового договора с главным бухгалтером вправе передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, на срок до четырех месяцев без подтверждения их профессиональной пригодности в установленном порядке.

Глава 2. Государственное регулирование страховой деятельности

9. Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов.

10. Государственное регулирование страховой деятельности производится путем определения:

основных направлений государственной политики в области страховой деятельности;

порядка осуществления страховой деятельности в Республике Беларусь;

процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

порядка лицензирования страховой деятельности;

правил и принципов страхования, перестрахования, тарифной политики;

требований к формированию, размещению, использованию страховых резервов и других фондов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховых организаций.

11. Президент Республики Беларусь:

определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности;

вводит новые виды обязательного страхования;

определяет размер отчислений, порядок и направления использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательного страхования с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

согласовывает порядок осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов и их размещения, принятие в собственность Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

устанавливает размеры страховых взносов и страховых тарифов по видам обязательного страхования, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательному страхованию гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;

определяет иные условия осуществления страховой деятельности при добровольном страховании объектов атомной электростанции в Республике Беларусь и ответственности, связанной с их эксплуатацией, наряду с условиями, предусмотренными настоящим Положением;

осуществляет иные полномочия.

12. Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливает порядок осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов и их размещения;

по согласованию с Президентом Республики Беларусь принимает решения о принятии в собственность Республики Беларусь долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;

утверждает республиканские программы развития страховой деятельности;

в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе для определения случаев страхования ответственности за нарушение договора;

осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования страховой деятельности.

13. Министерство финансов в пределах своей компетенции:

принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе в целях обеспечения единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирования страховых резервов;

проводит государственную политику в области страховой деятельности;

осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;

выдает страховым организациям специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;

выдает белорусским страховым организациям или белорусским страховым брокерам разрешения на создание обособленных подразделений, в том числе за пределами Республики Беларусь, а также на участие в создании организаций за пределами Республики Беларусь для осуществления деятельности в области страхования, включая страховых брокеров, либо на приобретение долей в уставных фондах (акций) таких организаций;

обобщает практику страховой деятельности, дает страховым организациям, страховым брокерам, объединениям страховщиков, иным юридическим лицам, а также физическим лицам разъяснения по вопросам применения законодательства о страховании, разрабатывает предложения о совершенствовании такого законодательства;

определяет порядок заключения договоров страхования (сострахования, перестрахования), применения страховых тарифов;

устанавливает нормативы безопасного функционирования для страховых организаций, порядок их расчета, применения и оценки выполнения, а также норматив расходов на ведение дела и иные требования для страховых организаций или страховых брокеров в соответствии с настоящим Положением и иными законодательными актами;

согласовывает правила добровольного страхования, изменения и (или) дополнения в них, базовые страховые тарифы, а также определяет требования к ним, порядок их оформления и представления в Министерство финансов для согласования;

устанавливает норматив ответственности и определяет порядок его расчета, применения и распространения, а также порядок расчета размера собственного капитала страховых организаций;

определяет объем и порядок раскрытия (опубликования, распространения, предоставления) информации о деятельности страховых организаций, страховых брокеров;