Земельное право состоит из части

Земельное право состоит из части

§ 3. СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по сво­ей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качест­ве отрасли права, отрасли законодательства, правовой науки и учебной дисциплины.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его пер­вичным составным элементом служат правовые нормы, которые как «кирпичики» образуют целое здание правовой системы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, кото­рым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступ­ки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или зве­нья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, состав­ляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные дейст­вия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, на­пример, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обя­занности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из об­щей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. Институты, входящие в общую часть, называ­ются общими, а в особенную часть — специальными (особенными).

К правовым институтам, составляющим общую часть земельного пра­ва, относятся: право собственности на землю; право пользования землей; право управления в области землепользования. Сюда же относятся такие правовые институты, как институт землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли; государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли; правовой охра­ны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий. Сложным является правовой институт юридической ответствен­ности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются: группы (блоки) правовых норм, устанавливающих целевые категории земель в составе единого земельного фонда страны, виды землепользования, а также про­возглашающих права и обязанности собственников земли и землепользо­вателей. В состав правовых институтов особенной части земельного пра­ва входят, в частности: институт права собственности, землевладения и землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, инсти­туты, определяющие правовой режим использования и охраны земель других категорий, право собственности на землю, землевладения и зем­лепользования граждан, их объединений и т. д.

В соответствии с приведенной выше системой земельного права строится курс его изучения и структура настоящего учебника. Это позво­ляет последовательно и с достаточной степенью полноты раскрыть со­держание такой сложной и важной отрасли права, какой является рос­сийское земельное право.

Если земельное право в качестве отрасли регулирует, как уже было сказано, однородный вид общественных отношений, т. е. земельных отношений то земельное законодательство может выхо­дить за строгие рамки этих отношений и регулировать также смежные области отношений. Проведение приватизации земельных участков на тор­гах осуществляется в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства о сделках с землей. Так, при решении вопроса предостав­ления (приобретения) земельных участков для нужд строительства необхо­димо, в частности, наряду с другими документами иметь справку госбанка о возможности финансирования строительства. Но это уже область админи­стративного, а не земельного права, хотя это правовое требование включа­ется в земельное законодательство. Обширно, как известно, законодательст­во о мелиорации земель, но не все эти нормы составляют отрасль земель­ного права, так как многие из них относятся к капитальному строительству, его финансированию и т. д. Однако все эти правовые нормы являются со­ставной частью земельного законодательства. Аналогично обстоит дело с за­конодательством о землеустройстве, а также о юридической ответственно­сти, нормы которой принадлежат к уголовному, административному, трудо­вому, гражданскому праву. Следовательно, земельное право, равно как и земельное законодательство,— сложная, комплексная отрасль, охватываю­щая обширный нормативно-правовой материал.

Земельное право как наука — еще более широкое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъект земельного права, земельных отношений — и все это в историче­ском развитии. Изучаются связи земельного права с другими отраслями права, выявляются перспективы его развития и как отрасли, и как зако­нодательства, и как учебной дисциплины. Используется при этом опыт государств — участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории земельного права состоит в изучении практики и претво­рении в жизнь земельной реформы в сложных условиях перестройки управления всей экономикой страны, совершенствования ее хозяйствен­ных механизмов. Таким образом, содержание науки земельного права не ограничивается какими-либо жесткими пределами, хотя предмет ее имеет свою определенность и целенаправленность.

Предметом отрасли законодательства являются общественные отно­шения, регулируемые этим законодательством. Предметом же науки зе­мельного права является учение о праве, разработка доктрины, концеп­ции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории земельного пра­ва — необходимое условие эффективности земельного законодательства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Земельное право — учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто anrvi в составе природоресурсного или экологического права

Целью изучения земельного права является получение представления о действующих нормативно-правовых актах, регулирующих предмет зе­мельного права, и применение данных знаний в практической деятельно­сти. Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система зе­мельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре сис­теме земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административного, экологического и другого законодательства с целью более углубленного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подраз­деляется на общую и особенную части, а лекционный материал сгруппи­рован в соответствии с основными правовыми институтами.

2. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.

Метод договорного регулирования земельных отношений.

Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Земельное право состоит из части

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по земельному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по земельному праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

С учетом факта отсутствия легального определения ЗП представляется необходимым рассмотреть правовую

Земельное право как отрасль права, законодательства, науки и учебная дисциплина

Похожие вопросы

  • Земельноеправо — . законодательства, наукииучебнаядисциплина
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.
  • Правоведение — . законодательства, наукииучебнаядисциплина
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.
  • Наследственное право — . наукииучебнаядисциплина
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.
  • . какотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина
    С учетом факта отсутствия легального определения ЗП представляется необходимым рассмотреть правовую. Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина.
  • ЗемельноеправоПредмет, объект и методы Земельногоправа
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на рег. Загрузка.
  • Шпаргалки по земельномуправу
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на рег. подробнее ».
  • Шпаргалки по земельномуправу
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на рег. подробнее ».
  • . органы — Предмет, объект и методы Земельногоправа
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на рег. Загрузка.
  • Наследственное правоПредмет, объект и методы Земельногоправа
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на рег. Загрузка.
  • Правоведение — Предмет, объект и методы Земельногоправа
    Земельноеправокакотрасльправа, законодательства, наукииучебнаядисциплина. Отрасльправа ЗП занимает самостоятельная место в общей системе права, так как оно направлено на рег.

найдено похожих страниц:10

Земельное право состоит из части

Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

C изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, демократизация земельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов. Развиваются институты права частной собственности на землю и рыночные отношения, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств — пользователей земли. В результате изменился сам предмет и, следовательно, задачи земельного права.

Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Под методом отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений.

Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами управляющего государственным земельным имуществом, а не как «власть».

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения». Этот метод не исключен в земельных отношениях. Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес, при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве — опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

С особенной силой административно-правовой метод регулирования земельных отношений проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства, а также при необходимости их предупредить. Здесь проявляется деятельность не только правоохранительных органов (прокуратуры суда, арбитража), органов Госкомэкологии, санитарной службы, но и землеустроительной службы.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Важно, однако, всегда иметь в виду, что административный метод распространяется не на все виды земельных отношений. Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии — при внутрихозяйственном планировании использования земли — применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства. С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой — эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.
В условиях демократизации управления экономикой самостоятельность землепользователей, в том числе государственных предприятий, приобретает еще большее значение, чем это было ранее, так как она необходима для развития и укрепления материальной заинтересованности.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли — смешанный метод, т.е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях — администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.
Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т.е. земельных отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и метод правового регулирования этих отношении.

Система земельного права

Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, как «кирпичики», образуют -целое здание правовой системы. Правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки, или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.
Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — особенными.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются группы (блоки) правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

Содержание принципов земельного права

Так если компетентный орган Российской Федерации в интересах охраны природы отменит хозяйственное распоряжение местных органов власти в отношении земли, то возникает типичный конфликт типа «власть против собственности». В теории права власть государства, не связанная с его титулом собственника, получила название «империум» (по латинскому слову, означающему высшую юрисдикцию), а правомочия государства, вытекающие из его титула собственника, — «доминиум» (по латинскому слову, означающему правомочие собственника).

Один из основных принципов земельного права заключается, в том, что юрисдикционная власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственности (доминиум). Этот принцип может выражаться на всех уровнях власти. Так, можно представить случай, когда санитарно-эпидемиологический орган местного подчинения заблокирует хозяйственное распоряжение или хозяйственную норму высшего органа, касающуюся земли, если это распоряжение, норма угрожает санитарному благополучию местности. В России до 1917 г. превосходство империум над доминиум выражалось, в частности, в том, что губернские и уездные земства имели право облагать налогами, податями казенную собственность (лесные земли, другую недвижимость), находящуюся на их территории. В современных США федеральные ведомства — владельцы земли официально не платят налогов тем штатам, где располагаются их земли, но отчисляют им часть своих поземельных доходов. Тем самым признается, что «власть» выше, чем «собственность». Это превосходство нередко выражается в рамках деятельности одного и того же органа власти — когда принимаемые им нормы права отдают предпочтение общегосударственным («нехозяйственным») интересам перед хозяйственными.

Институты, система и принципы земельного права

Как и многие иные учебные дисциплины, земельное право состоит из Общей и Особенной частей, согласно которым осуществляются построение и освоение курса. В Общей части изучаются такие институты земельного права, как управление использованием и охраной земель исходя из признанных законом субъектов и объектов земельных отношений, мониторинг земель, землеустройство, охрана земель, правомочия собственников и иных землеобладателей, возникновение, ограничение и прекращение прав на землю, земельный контроль.

Под землеобладателями при этом для удобства ведения учебного процесса понимается обобщенное понятие, объединяющее понятия собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, обладателей сервитута, предусмотренных в ч. 3 ст. 5 ЗК РФ.

В Особенной части земельного права рассматриваются еще более специфические институты земельного права, распределяемые соответственно семи категориям земель: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земля запаса.

Указанные традиционные и иные институты земельного права вместе с нормами земельного права образуют его систему. В отличие от системы права система земельного законодательства состоит из иерархии актов законодательства, включающей Конституцию, федеральные конституционные законы, ЗК и иные федеральные законы, законы субъектов РФ и т.д., являющихся источниками земельного права (см. гл. 2).

В характеристику отрасли права, законодательства и учебной дисциплины входят их принципы – основополагающие положения, отражающие их специфику, участвующие в регулировании общественных отношений. Принципы земельного права являются базой правовых институтов земельного права, пронизывают их, отражаясь на конкретных нормах. На основе принципов могут приниматься административные, судебные и арбитражные решения.

Основными принципами земельного права считаются:

1) понимание земли как природного объекта и как объекта права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как компонента окружающей среды перед использованием в качестве недвижимости;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека;

4) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

6) приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, сельскохозяйственного назначения, лесов первой группы, запятых объектами культурного наследия и иных особо ценных земель;

7) платность использования земли;

8) деление земель по целевому назначению на категории с определением дифференцированного правового режима использования и охраны земель.

Содержание указанных и иных принципов земельного права раскрывается в учебнике в ходе рассмотрения институтов и норм земельного права.

Развитие земельного права

Земельное право признается частью природоресурсного и экологического права, которые включают регулирование отдельных элементов нашего «природного дома». Природоресурсное право призвано обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов, прежде всего земли, а также недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую человека природную среду.

Природоресурсное право возникло раньше экологического: прежде общество ставило на первое место задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли получили более раннее и полное развитие. В начале XX в. земельное право начало отпочковываться от гражданского права и уже в 1910-х гг. в ряде учебных заведений России преподавалось отдельно от него. В 1920-е гг. с социализацией, обобществлением, а затем и национализацией земель земельное право приобрело статус самостоятельной отрасли советского права.

Во второй половине XX в. стали очевидными неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость земель и многих других природных ресурсов, их взаимосвязь обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к общему явлению и феномену – окружающей среде. Все это повлекло за собой включение регулирования общественных отношений в части охраны и использования земли и иных природных ресурсов в регулирование охраны окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права становятся подотраслями экологического права.

Другие отрасли российского права также в определенной степени направлены на регулирование земельных отношений. Трудно найти отрасль права и законодательства, которая в той или иной мере не обслуживала бы и не использовало земельное право. Таковы конституционная, гражданская, финансовая (налоговая, бюджетная), административная, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. И даже семейное право тоже в какой-то мере регулирует использование и охрану земель, поскольку они служат базой семейного, фермерского, крестьянского хозяйства, могут быть предметом брачного договора, подлежат специфическому разделу в случаях расторжения брака или распада фермерского хозяйства.

1.8. Система земельного права

Отграничение земельного права от смежных отраслей права позво­ляет нам выделить земельное право, явление самостоятельное и целост­ное, однако это не дает возможности проникнуть в суть данного явления.

Сущность земельного права может быть раскрыта через изучение его системы, а последняя представляет собой упорядоченную множе­ственность, в которой каждый элемент занимает определенное место, взаимодействуя с другими элементами.

Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе. Например, Общая часть земельного права должна предшество­вать его Особенной части, а не наоборот, поскольку в первой закрепле­ны основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное управле­ние землепользованием, вещные права на землю и др. Эти институты получают свою специфику в регулировании и использовании различных категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения, земель специального назначения, земель поселений и т.п.

Система земельного права является, таким образом, с одной сторо­ны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру целостным явле­нием, а с другой — подсистемой российского права, входящей в него в качестве составного элемента. Так, реализуя положения права о госу­дарственном суверенитете народов, нормы земельного права позволя­ют устанавливать особый режим в месте проживания малочисленных народов и этнических групп; реализуя нормы административного права, нормы земельного права устанавливают компетенцию органов мест­ного самоуправления в вопросах организации и ведения земельного кадастра, планирования использования земель, установления предель­ных размеров земельных участков, передаваемых гражданам в соб­ственность, пользование и т.п.

Принято различать систему отрасли права и систему науки, учеб­ной дисциплины и отрасли законодательства.

Под системой земельного права как отрасли права следует пони­мать научно обоснованную последовательность расположения инсти­тутов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Система отрасли права складывается не случайно, а исторически (в известной степени, объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

Раскрыть систему земельного права как отрасли — значит выявить элементы, составляющие ее, и системообразующие связи между эти­ми элементами. Элементы системы права в свою очередь образуют внутри себя структуры системы элементов более узкого содержания. Так, система земельного права состоит из Общей и Особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты зе­мельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Определение системы земельного права включает прежде всего вопрос о внутренней группировке и расстановке многочисленных юридических норм, входящих в эту отрасль.

Земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений отличается от других в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содер­жания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, му­ниципальной и иных форм собственности на землю, а нормы права, направленные на регулирование исполнительной и распорядительной деятельности органов в области земельных отношений, — институт государственного управления землепользованием.

Одним из видов земельных правоотношений являются правоотно­шения собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, которые в свою очередь делятся на более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользова­телем тех или иных участков. В связи с этим, например, имеется не­сколько различных видов прав собственности на землю, землевладе­ния, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения (землепользование государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций и т.п.) и на землях поселений (землепользование жилищно-строительных и дачно-строи-тельных кооперативов и т.д.).

Каждый вид использования земли регулируется соответствующи­ми правовыми нормами. В них определяются условия и порядок пре­доставления соответствующих категорий земель тем или иным субъек­там права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав землепользователей, перечень возлагаемых на субъек­тов прав и обязанностей, а также условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.

Нормы права, регулирующие одни и те же виды использования зем­ли, составляют в совокупности конкретные правовые институты. Так, правовые нормы, посвященные пользованию землей сельскохозяйствен­ных предприятий (акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств и др.), образуют соответствующие институты. Юридические нормы, посвященные землепользованию жилищно-строительных и дач-но-строительных кооперативов, образуют соответствующие институты и т.д.

Таким образом, земельное право состоит из ряда институтов, каж­дый из которых посвящен регулированию однородных и взаимосвязан­ных общественных отношений.

Рассмотрим элементы земельного права как отрасли права по от­дельности.

Общая часть земельного права включает в себя следующие ин­ституты.

1. Право собственности, вещные и другие права на землю. Это институт земельного права, определяющий основу производственных отношений по эксплуатации земель, составляющих основу земельного строя России. С устранением монополии государственной собствен­ности на землю устранена и господствующая общественная форма ведения производства на земле, появилась частная форма производ­ственных отношений, комбинирующаяся в различных формах и с раз­личными видами собственности, в том числе с государственной соб­ственностью. Здесь же рассматриваются вещные и иные права на землю.

К Общей части следует отнести также общие правила, характери­зующие понятие и составные элементы правового режима земельно­го фонда, отдельных категорий земель и их охрану.

2. Правовое регулирование сделок с землей. В связи с установ­лением многообразия форм земельной собственности на землю: част­ной, государственной, муниципальной и иных, граждане и юридические лица теперь вправе совершать разного рода сделки с землей: купли-
продажи земли, залога и дарения, завещания, наследования и др.

3. Государственное управление землепользованием. Данный ин­ститут определяет пределы и порядок вмешательства государственных
органов в сферу земельных отношений, их компетенцию и основные функции.

4. Правовое обеспечение рационального использования и охра­ны земель по российскому законодательству, которое является его главной задачей. Однако в законодательстве не раскрыто содержа­ние этого понятия, не даны его основные критерии.

5. Земельно-процессуальное право. Этот институт дает понятие и общую характеристику земельно-процессуального права. Он указыва­ет на соотношение процессуальных норм земельного права с админи­стративным, гражданским и уголовным правом, рассматривает виды и
структуру земельного права.

6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и поря­док разрешения земельных споров. Это один из важнейших инсти­
тутов земельного права.

Многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличило количество земельных споров меж­ду гражданами и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется судом или арбитражным судом путем вынесения судеб­ного решения, устанавливающего земельные права. Но это не исключа­ет разрешения земельных споров в административном порядке.

7.Ответственность за нарушения земельного законодатель­ства. Этот институт земельного права определяет составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

Институты Общей части земельного права конкретизируются в институтах Особенной части земельного права, при этом каждый из институтов Общей части «обслуживает» своими нормами все инсти­туты Особенной части. Например, институт ответственности за на­рушения земельного законодательства применим как к правовому обеспечению института правового режима земель сельскохозяйствен­ного назначения, так и к обеспечению института земель запаса. Та­кое построение системы земельного права позволяет исключить дуб­лирование правового материала, устранить громоздкость правовых конструкций и облегчить восприятие и изучение земельно-правовой системы.

8. Понятие и общая характеристика правового режима земель, под которым следует понимать установленный законом порядок госу­дарственного регулирования рационального использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и ус­тановленной ответственности за их совершение.

Особенная часть земельного права представляет собой систему институтов земельно-правового регулирования, обособленных по кате­гориям земельного фонда, а именно:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их
для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2) правовой режим земель поселений, основным целевым назна­чением которых является обеспечение функционирования городов и
иных поселений как целостных организмов, объектов социального на­значения, предназначенных для создания необходимых условий для
труда и быта граждан;

3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транс­порта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для
обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасно­сти и земель иного специального назначения,
основным целевым на­значением которых является обеспечение задач, вытекающих из осо­бенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;

5) правовой режим земель особо охраняемых территорий: при­родоохранного и природозаповедного назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение условий в системе охраняемых природных территорий, а также в зонах природных объек­тов с особым правовым режимом; правовой режим земель оздорови­тельного и рекреационного назначения, основные положения которого вытекают из конституционного права граждан на обеспечение здо­ровья, охрану окружающей среды и восстановительный отдых; пра­вовой режим земель историко-культурного назначения, порядок ис­пользования которых обусловлен особенностями юридического ста­туса памятников истории и культуры, а также достопримечательных мест;

6) правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интереса­ми ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

7) правовой режим земель водного фонда, используемых для peaлизации водохозяйственных целей;

8) правовой режим земель запаса, особенности которого выража­ются в их названии.

Институты Общей и Особенной части земельного права состоят из правовых норм, являющихся первичными «клетками», ячейками земель­ного права.

Земельно-правовая норма имеет структуру, обязательные элемен­ты, без которых нормы права как таковой быть не может.

Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности.

1. Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как пра­вило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или обще­ственных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществле­ние процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убыт­ков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.

Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим об­стоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земель­ного участка для ведения крестьянского хозяйства, не достиг возрас­та 18 лет, то норму о праве граждан на ведение крестьянского хозяй­ства к нему применять нельзя.

2. Диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило пове­дения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Напри­мер, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается— в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землеполь­зователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой — повышать качество земли как средства производства.

Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативно-правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства пре­дусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативно-правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле.

3. Санкция земельно-правовой нормы — обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной.

Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от мо­ральных норм и т.п.).

Санкция правовой нормы выражается в наказаниях за совершен­ные нарушения земельного законодательства, а также в неблагопри­ятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.

Системообразующие связи земельного права с другими отраслями права выражаются в следующем.

  1. В системе земельного права и во взаимодействии ее с другими отраслями права отсутствует дублирование правового регулирования
    другими отраслями права (институтами права, правовыми нормами). Земельное право имеет в своей системе институты права, которых не имеют иные отрасли права, в свою очередь последние содержат в себе такие институты, которые не присущи земельному праву.
  2. Институты и правовые нормы всех отраслей права взаимно до­полняют друг друга, «коллективно» осуществляют правовое регулиро­вание.
  3. Взаимопроникновение гипотез, диспозиций и санкций правовых норм земельного права и других отраслей права не означает дублиро­вания в земельно-правовом регулировании, а свидетельствует о систе­мообразующих связях системы права в целом и земельного права в частности.
  4. Система отрасли земельного права составляет основу и систе­му науки земельного права. Но круг изучаемых наукой земельного
    права проблем шире совокупности норм, составляющих отрасль земель­ного права.

Поэтому от системы отрасли права следует отличать систему нау­ки земельного права (также состоящую из двух частей).

Термин «предмет земельного права» имеет двоякий смысл. Когда речь идет о земельном праве как отрасли права, тогда имеют в виду предмет правового регулирования. Когда же говорят о земельном праве как науке, тогда подразумевают предмет изучения.

Некоторые особенности имеет земельное право как учебная дис­циплина, система которой соответствует учебным программам и стро­ится исходя из учебного плана, в основу которого положены главным образом методические соображения.

Система земельного права как отрасли права состоит из следу­ющих институтов.

Общая часть

1.Право собственности, вещные и другие права на землю.
2. Правовое регулирование сделок с землей.
3. Государственное управление землепользованием.
4. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству.
5. Земельно-процессуальное право.
6. Защита земельных прав граждан и юридических лиц и порядок рассмотрения земельных споров.
7. Документы, удостоверяющие права на земельные участки.
8. Ответственность за земельные правонарушения.

Особенная часть

9. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
10. Правовой режим земель поселений.
11. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспор­та, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспе­чения космической деятельности, земель обороны, безопасности и зе­мель иного специального назначения.
12. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам.
13. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объек­тов.
14. Правовой режим земель лесного фонда.
15. Правовой режим земель водного фонда.
16. Правовой режим земель запаса.

Земельное право как наука. Земельно-правовые нормы, как и нормы других отраслей российского права, невозможно ни увидеть, ни пощупать. Видимыми являются только знаковые символы закона. Поэтому при изучении земельного законодательства требуется позна­вательная деятельность, построенная по научной системе. Например, правовые нормы содержатся и в «молчании закона», т.е. в отсутствии видимых знаков его: отсутствие права на занятие земельного участка означает запрет такого занятия; отсутствие запрета на проход по зе­мельному участку означает разрешение такого прохода и т.д.

Научно-познавательная деятельность в изучении земельного пра­ва представляет собой особый вид умственной деятельности и специ­ализацию в ней. Например, ученый в сфере земледелия не может да­вать правовую оценку использования земель, она всегда будет носить характер естественнонаучный, а не выделяющий правовое и неправо­вое в земельных отношениях.

Если предметом земельного права как отрасли права является толь­ко тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки яв­ляется все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его применения.

Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права. Это выражается в том, что:

  • земельно-правовая наука занимается изучением предмета земель­ного права, исследуя его специфику и вырабатывая рекомендации по совершенствованию правовых норм. Например, установление влияния эксплуатации земли на соседствующие с ней природные объекты и на ландшафт в целом способствовало введению в земельное законодатель­ство требований по обеспечению экологического благополучия на используемом земельном участке;
  • земельно-правовая наука занимается и изучением самих земель­но-правовых норм, выявляя их несовершенства и вырабатывая рекомен­дации по устранению этих несовершенств. Так, исследование состояния правового регулирования мелиорации земель выявило значительную недостаточность правового вмешательства, в связи с чем в 1995 г. был принят Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации зе­мель» (в ред. от 10.01.2ООЗ) 1 ;
  • наконец, земельно-правовая наука занимается и исследованием практики применения норм земельного права, вырабатывая правовые рекомендации по ее совершенствованию. Например, изучение практи­ки осуществления государственного контроля за охраной использова­ния земель позволило выработать две самостоятельные инструкции: о порядке применения административных наказаний инспекторами госконтроля и порядке осуществления государственного контроля за использованием земель под строительство.

Иными, чем у отрасли земельного права, являются и методы зе­мельно-правовой науки. Если метод земельно-правового регулирова­ния всегда обеспечен принудительной силой закона, то метод земель­но-правовой науки служит, с одной стороны, выражением общенауч­ного метода познания (объективность, системность, создание новых знаний и т.д.), а с другой — выражением специфического метода, при­сущего только земельному праву, который предполагает изучение земли как объекта правоотношений и всех вытекающих из этого вопросов.

Земельное право как учебная дисциплина представляет собой определенную часть науки земельного права, отобранную и система­тизированную для использования в учебном процессе с двух позиций: потребности в будущей работе выпускника вуза и эффективности обучения (запоминания материала, правильного усвоения его и т.д.). В силу этого при формировании учебной дисциплины земельного права применяются элементы соответствующих педагогических наук и используются рекомендации психологов.

Если целью земельно-правовой науки является совершенствование земельного законодательства и практики его применения, то цель учеб­ной дисциплины земельного права — получение обучаемыми опреде­ленного программой обязательного минимума знаний. В силу этого учебная дисциплина имеет государственные критерии, при достижении которых обучаемые могут считаться успешно обучившимися данной учебной дисциплине.

Контрольные вопросы

  1. Какую роль играет метод правового регулирования в земельном праве?
  2. В чем отличие императивного метода правового регулирования земель­ных отношений от диспозитивного метода?
  3. Каковы виды императивного метода правового регулирования?
  4. Какие существуют виды диспозитивного метода правового регулирова­ния?
  5. Какие условия влияют на формирование метода правового регулирова­ния в земельном праве?
  6. Какие признаки отличают метод земельно-правового регулирования от метода науки земельного права?
  7. Каковы принципы земельного права и земельного законодательства? Понятие, общая характеристика и форма их выражения.
  8. В чем состоят конституционные принципы земельного права?
  9. Каковы принципы, присущие Общей части земельного права?
  10. В чем состоят принципы, присущие Особенной части земельного права?
  11. В чем состоит практическая потребность отграничения земельного права от других отраслей права?
  12. Каковы критерии отграничения норм земельного права от норм иных отраслей права?
  13. В чем состоит отграничение земельного права от государственного права?
  14. Отграничение норм земельного права от норм административного пра­ва и в чем оно состоит?
  15. Отграничение норм земельного права от норм финансового права и в чем оно состоит?
  16. Отграничение норм земельного права от норм гражданского права и в чем оно состоит?
  17. Отграничение норм земельного права от норм аграрного права и в чем оно состоит?
  18. В чем заключается отграничение норм земельного права от норм эко­логического права?
  19. В чем состоит отграничение норм земельного права от норм трудового права?
  20. Что такое система земельного права как отрасли права, науки и учеб­ной дисциплины?
  21. Какова структура системы земельного права?
  22. Какова структура Общей части земельного права?
  23. Какова структура Особенной части земельного права?
  24. Что представляет собой земельно-правовая норма?
  25. Каковы системообразующие связи земельного права, обеспечивающие внутреннее единство и связь с другими отраслями права?