Земли промышленности и иного специального назначения могут

Словарь юридических терминов: Земли промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения — категория земель, используемых или предназначенных для размещения объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения (п. 1 ст. 87 ЗК РФ). Земли данной категории разграничиваются на земли: промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; обороны и безопасности и иного специального назначения.

Объекты, размещаемые на землях промышленности и иного специального назначения, достаточно часто оказывают негативное воздействие на состояние окружающей среды, поэтому в целях обеспечения безопасности населения в состав земель данной категории могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. В целях создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и иных объектов могут включаться и охранные зоны.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Земли промышленности и иного специального назначения могут

§ 1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Земельным кодексом РФ определены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установлен­ных ст. 7 настоящего Кодекса. Каждый из видов использования, Указанных в настоящей главе, не является самостоятельной категорией, а входит в одну. Поэтому изъятие земель промышленности или энергети­ки, например, для нужд обороны не влечет за собой необходимости про­ведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.

Состав и понятие земель промышленности и иного специального назначения определен Ст. 87 Земельного кодекса РФ.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений.

То, что к землям промышленности, транспорта и иного специального назначения относятся земли вне черты поселений, означает, что на такие земли внутри поселения распространяются положения ЗК РФ, устанав­ливающие особенности использования земель поселений как отдельной категории.

Земли промышленности и иного назначения используются или предназначены для: обеспечения деятельности организаций; эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической дея­тельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных специальных задач.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависи­мости от характера специальных задач, для решения которых они ис­пользуются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель учитываются при прове­дении зонирования территорий.

К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооружениями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервированные для строительства новых сооружений. Это объясняется необходимостью обес­печения территорий для развития производственной и иной деятельно­сти. Конечно, нормы об обороте земельных участков, как недвижимых вещей, дают возможность приобрести дополнительные земельные участ­ки путем совершения сделки. Но возможность заранее «зарезервировать» земельный участок для запланированного расширения предприятия или размещения оборонных объектов упрощает задачу.

В целях обеспечения безопасности населения и создания необходи­мых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов Земельным кодексом РФ определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями ис­пользования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладель­цев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целя­ми установления зон.

Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавлива­ются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйст­венной или иной деятельности и указываются в качестве одного из ус­ловий использования земельного участка, входящего в границу такой зоны, если он предоставлен конкретным гражданам или юридическим лицам.

К землям иного специального назначения могут быть отнесены, на­пример, участки захоронения ядерных и иных отходов.

Перечень видов использования земель указанной категории является открытым, все виды деятельности, требующие определенного пространст­венного базиса, перечислить в нормативном документе невозможно, и в этом нет необходимости. Однако данной статьей отдельно определены наиболее существенные и уже сейчас используемые территории с уста­новленными границами земельных участков.

Как установлено Земельным кодексом, права на земельные участки промышленности и иного специального назначения у участников земель­ных отношений возникают по основаниям, пре­дусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения могут нахо­диться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собст­венности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности.

Однако не всякое разрешенное использование в рамках данной кате­гории земель допускает возможность предоставления земель всем собст­венникам.

Так, земли промышленности и иного специального назначения, заня­тые федеральными энергетическими системами, объектами использова­ния атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечиваю­щими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими ста­тус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответст­вии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются исключи­тельной федеральной собственностью.

Кроме того, ст. 3 Федерального закона «О разграничении государст­венной собственности на землю» установлено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Рос­сийской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природо­охранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижи­мое имущество, находящееся в федеральной собственности.

В собственности субъекта РФ, согласно ст. 4 и 5 Федерального зако­на «О разграничении государственной собственности на землю», могут находиться земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного специального назначения, если на этих земельных участках рас­полагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъек­тов Российской Федерации.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки промышленности и иного назначения, если на них располагается недви­жимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собствен­ности.

Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, распределяется следующим образом.

В отношении указанных земель, находящихся в федеральной собст­венности, порядок использования, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется Прави­тельством Российской Федерации; в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации; в отношении указан­ных земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначения могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если это­му нет установленных правовых препятствий. Основным препятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по основаниям, пре­дусмотренным Земельным кодексом РФ1. Наиболее обширные площади земель, которые могут находиться в частной собственности, — это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 1991—1994 гг. В настоя­щее время в частную собственность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимости, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки коммерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объ­ектам собственности Российской Федерации не означает, что и охранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

В целом в собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обо­роте. К таким землям, прежде всего, из земель обороны относятся участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размеще­ны для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Погра­ничной службы, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды. Изъяты из оборо­та также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной безопасности, изъяты из оборота участ­ки, занятые объектами организаций Федеральной службы безопасности, объектами организаций федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линия­ми связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охра­ны Государственной границы Российской Федерации.

Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправитель­но-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями со­ответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные участки, не указанные в ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воз­душного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплек­сов в зонах формирования международных транспортных коридоров; уча­стки, предоставленные для нужд связи, занятые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехниче­ских сооружений; земельные участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биоген­ному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответ­ствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмезд­ное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельско­хозяйственного производства и иного использования.

Тема 13 Земли промышленности и иного специального назначения

К землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.

При рассмотрении темы, необходимо учитывать, что основная функция, которую выполняют земли специального назначения, выражается в их использовании в качестве пространственного операционного базиса, поэтому для объектов промышленности, транспорта, связи и прочих предоставляются в первую очередь несельскохозяйственные земли, самые низкие по кадастровой оценке.

Важной особенностью правового режима земель специального назначения является установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения, а также для создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных, оборонных и иных объектов, имеющих повышенную экологическую опасность. К ним относятся: санитарно-защитные зоны вокруг земель промышленности, охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, вокруг аэродромов, охранные зоны в виде полос вдоль линий электропередачи и линий связи, зоны с особыми условиями землепользования вокруг оборонных объектов и т.д.

Земельные участки для целей промышленности, транспорта и прочие предоставляются, как правило, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время, земельные участки указанной категории могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности, за исключением земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте согласно ст. 27 ЗК (см. также ст. 4 и 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»).

Взимание платежей за земли специального назначение урегулировано в соответствии с Законом о плате за землю, которым установлено, что налог за расположенные вне населенных пунктов земли специального назначения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, предусмотренных для поселений с численностью населения до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Особенностью правового режима земель данной категории является отсутствие единства и компактности предоставляемых земельных территорий, как во времени, так и в пространстве. При размещении промышленных, оборонных, транспортных предприятий (объектов) земельные территории изымаются у других землепользователей и соответственно предоставляются для специальных целей поэтапно по мере освоения строительства и, как правило, не единым массивом даже в тех случаях, когда речь идет об одном предприятии как юридическом лице.

В связи с потенциальной экологической опасностью и возможным отрицательным воздействием хозяйственной и иной деятельности этих предприятий на окружающую природную среду их проектированию предшествует экологическая экспертиза, положительное заключение которой является базовым юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного специального назначения.

Помимо общих особенностей правового режима использования земель специального назначения, его специфика определяется нормами специального законодательства в зависимости от вида земель рассматриваемой категории.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта вместе с земельным законодательст- вом регулируется также ФЗ от 25.08.1995 «О федеральном железнодорожном транспорте» и положениями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок и нормативы предоставления земельных участков для размещения портов, причалов морского и внутреннего водного транспорта регулируются специальным водным законодательством и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001.

Детальное регламентирование деятельности организаций воздушного транспорта и использования ими земельных участков содержится в Воздушном кодексе РФ от 19.03.1997.

Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, установлены ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 28.03.2002).

Правовой режим наземных объектов космической инфраструктуры установлен Законом РФ от 20.08.1993 «О космической деятельности»

(в ред. от 29.11.1996).

Понятие земель связи определено ФЗ 200З г. «О связи» и ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи».

Режим использования земель пограничной зоны определяется наряду с Земельным кодексом РФ Законом РФ от 1.04.1993 «О государственной границе РФ».

Правовой режим использования и охраны земель закрытых территорий административно-территориальных образований (ЗАТО) определяется помимо ЗК Законом РФ от 14.07.1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 28.11.1996).

При изучении вопросов правового режима земель, предоставленных для добычи полез- ных ископаемых, которые также относятся к землям данной категории, необходимо проана- лизировать Закон РФ от 21.02.1992 «О недрах» (в ред. от 29.05.2000).

Комментарий к СТ 87 ЗК РФ

Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Комментарий к статье 87 ЗК РФ:

1. В п. п. 1, 2 комментируемой статьи определен состав земель специального назначения, виды которых зависят от выполняемых ими задач в экономике страны. Эти земли составляют самостоятельную категорию, как правило, находятся за пределами населенных пунктов, предназначены для размещения и эксплуатации различного рода инженерных строений и сооружений, обеспечивающих хозяйственную и оборонную деятельность предприятий и организаций в различных отраслях экономики. В зависимости от характера выполняемых функций они подразделяются на земли: а) промышленности; б) энергетики; в) транспорта; г) связи, радиовещания, телевидения, информатики; и) обеспечения космической деятельности; д) обороны и безопасности страны; ж) иного специального назначения. Однако в целях обеспечения правового режима использования земель разного назначения, относящихся к одной категорий, эти земли включены в состав земель в РФ отдельным блоком (см. подп. 3 п. 1 ст. 7 ЗК РФ), что исключает перевод земель из одной категории в другую в случае необходимости использования земель, например, энергетики для оборонной промышленности или наоборот. В данном случае изменяется лишь вид разрешенного использования.

Перечень земель специального назначения не является закрытым. Содержание термина «земли иного специального назначения» в законе не раскрыто. Вероятно, сюда можно отнести земельные участки, используемые для захоронения ядерных и иных отходов, рекреационные земли, земельные участки, выделяемые для развития производственной или иной деятельности новых отраслей промышленности. Порядок проведения зонирования территорий по видам использования устанавливается федеральными законами с учетом законодательного регулирования данной категории земель (см. комментарий к ст. ст. 88 — 93).

2. В целях обеспечения безопасности населения при эксплуатации объектов промышленности, энергетики и др. в соответствии с поставленными задачами на землях промышленности и иного специального назначения существуют охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Охранные зоны не изымаются из оборота и могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Однако использование этих земельных участков правообладателями ограничивается особыми требованиями, обусловленными целями и задачами предназначения этих зон (см. комментарий к ст. 56). Охранные зоны подразделяются на: а) постоянно охраняемые — защитную, которая предназначена для ядерных объектов; б) внутреннюю зону, расположенную в защитной зоне; в) особо важную зону, находящуюся во внутренней; г) зоны ограниченного доступа, где нет ядерных установок; д) иные зоны.

3. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции, являются федеральной собственностью и не могут находиться в собственности граждан: они либо изъяты из оборота, либо ограничены в обороте (см. комментарий к ст. 27 ЗК).

Из земель обороны, например, изъяты из оборота земельные участки под объектами недвижимости, постоянно используемыми любыми войсковыми частями и формированиями, организациями ФСБ, ИТУ и ЛТП Минюста России и МВД России для осуществления своей деятельности, а также земельные участки под объектами атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, участки воинских захоронений, захоронений ядерных отходов.

Ограниченными в обороте являются, например, земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, связи, для производства ядовитых веществ, наркотических средств, расположенные под объектами космической инфраструктуры, гидротехнических сооружений, земельные участки, подвергшиеся деградации.

4. В п. 5 комментируемой статьи определяются полномочия субъектов государственной и муниципальной власти по установлению порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения. В зависимости от формы земельной собственности эти полномочия возложены на Правительство РФ (по федеральным землям), на органы исполнительной власти субъектов Федерации (если земли находятся в собственности субъекта Федерации) и органы местного самоуправления (в отношении муниципальных земель), что согласуется с положениями ст. ст. 8 — 11 ЗК.

6. Земли промышленности и иного специального назначения могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на определенный срок либо по договору аренды для сельскохозяйственного производства и иного использования. Порядок передачи предусмотрен ст. 24 ЗК.

Земли промышленности и иного специального назначения

К землям специального назначения относятся территории, отведенные для эксплуатации и обеспечения деятельности различных объектов промышленности, теле- и радиовещания, энергетики, связи, транспорта, а также для осуществления других задач, связанными с целевым использованием подобных земель. Правовой режим и регулирование таких территорий осуществляется Земельным Кодексом РФ (ст. 87-93), а также специальными законами и актами органов власти.

Принимая во внимание характер задач, для выполнения которых данные территории были выделены в отдельную категорию, различают такие земли специального и иного назначения:

  • Земли промышленности;
  • Земли связи, теле- и радиовещания, информатики;
  • Земли для обеспечения космической деятельности;
  • Земли транспорта;
  • Земли энергетики;
  • Земли безопасности и обороны;
  • Земли, относящиеся к иным территориям специального назначения.

Для вышеперечисленных земель промышленности и иного специального назначения устанавливается особый режим пользования. Необходимость заключается в том, чтобы все объекты, имеющие стратегическое, региональное или государственное значение, представляющие для обычных граждан опасность или невозможность частного использования, могли использоваться только для конкретно отведенных целей. Рассмотрим каждую категорию в отдельности и определим их правовой статус.

Отметим, что земли специального назначения располагаются за пределами населенных пунктов, но могут принадлежать различным объектам муниципальных образований или же находиться в федеральной собственности или собственности субъектов.

В соответствии со ст. 87 Земельного Кодекса РФ, земли промышленности и иного специального значения могут передаваться в безвоззмездное пользование для сельскохозяйственного производства и других целей.

Земли промышленности

Законодательством РФ земли промышленности определяются как земли, используемые для обеспечения деятельности разных объектов промышленности. Земельные участки, относящиеся к данной территории, могут использоваться в целях промышленного производства, но только в тех случаях, когда такие земли не изъяты из оборота. Землями промышленности, изъятыми из оборота, можно считать участки, на которых располагаются объекты атомной энергетики, пункты хранения радиоактивных отходов, объекты по производству наркотических веществами, а также участки, относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям.

Все земли промышленности подвергаются постоянному вредоносному воздействию техногенного характера. Это возлагает ряд обязанностей на лиц, в чьем ведении находятся земельные участки данной категории — они обязаны выполнять требования по восстановлению нарушенных земель, их охране и рекультивации. Специальные требования устанавливаются как ЗК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами.

Отметим, что условия использования земель промышленности в каждом конкретном случае зависит от того, чем регулируется деятельность владельцев земельных участков. Так, специальный Закон о недрах определяет условия использования земель, порядок отвода и эксплуатации территорий для недропользования. Для организаций горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности также установлены специальные требования, изложенные в профильных нормативно-правовых актах.

Санитарно-защитные зоны

В пределах земель промышленности устанавливаются специальные санитарно-защитные зоны, которые предназначены для уменьшения негативного воздействия загрязнений (химических, радиационных, физических, биологических) на окружающую среду.

Все данные о размерах ССЗ устанавливаются в документе под названием СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Предусмотрены следующие границы: для производства 5 класса территория ССЗ должна быть не менее 50 метров, 4 класса — 100 метров и более, 3-2 класс — 300-500 метров, а для промышленных объектов 1 класса ССЗ должна быть 1000 метров.

В пределах таких зон запрещена установка жилых домов, рекреационных зон, зон отдыха, санаториев, территории дачных и садовых товариществ, лечебных учреждений. Допускается только установка административных зданий, а также сооружений, необходимых для обслуживания промышленных объектов.

Земли транспорта

К категории земель транспорта относятся территории, отведенные для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и иных видов транспорта, определенных земельным законодательством РФ.

Земли железнодорожного транспорта

Так, земли железнодорожного транспорта могут включать в себя следующие категории:

  • территории для размещения железнодорожных путей;
  • участки для размещения и эксплуатации зданий и построек — вокзалов, станций, ремонтных депо, строения, устройства и сооружения, необходимые для функционирования и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • полосы отвода и специальные охранные зоны, которые предоставляются гражданам для обслуживания ж/д транспорта, оказания услуг пассажирам и т.д. Сюда входят склады, заправочные станции, разгрузочные площадки, а также склады, предназначенные для хранения предметов и объектов с особым статусом правового регулирования;

Согласно с приказом Минтранса №126 и Законом №17-ФЗ, на землях железнодорожного транспорта могут устанавливаться полосы отвода — земельные участки, которые прилегают к железнодорожным путям, а также участки для размещения станций, линий связи, защитных лесополос, а также других объектов ж/д транспорта.

Земельные участки в полосе отвода могут передаваться в аренду физическим и юридическим лицам для сельского хозяйства, складирования грузов, оказания услуг пассижирам ж/д транспорта, а также для других целей, которые не мешают безопасности движения транспорта.

Земли автомобильного транспорта

Земли автомобильного транспорта включают в себя участки, отведенные для эксплуатации и содержания федеральных автомобильных дорог, а также придорожных полос со специальным режимом пользования.

Для земель автотранспорта также, как и для земель ж/д транспорта, устанавливаются полосы отвода и придорожные полосы. Согласно со ст. 90 ЗК РФ, для обеспечения дорожного движения на полосах отвода могут передаваться земельные участки физическим и юридическим лицам. На таких участках допускается размещать объекты дорожного сервиса.

В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается:

  1. размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги
  2. распашка земельных участков, покос травы, рубка деревьев, выпас и прогон животных
  3. установка рекламных конструкций, не соответствующих техническим регламентам
  4. установка информационных щитов и указателей, если они не имеют отношения к обеспечению безопасности дорожного движения.

Земельные участки, которые предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для этих целей. П. 4 ст. 25 Закона №257-ФЗ устанавливает, что земельные участки могут передаваться на условиях публичного или частного сервитута. Такие участки находятся на землях общего пользования и закрепляются за ведомственными организациями, а потому использование классической аренды невозможно. Положения об использовании сервитута, а также его применении, находятся в ГК РФ. Отметим, что классическое понимание сервитута (обеспечение прохода или проезда через определенную территорию, строительные работы на линейных объектах) в данном случае не применимо — сервитуты устанавливаются только для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Сроки и условия пользования участком прописываются в соглашении о сервитуте.

Земли водного и морского транспорта

Для полноценного функционирования объектов морского и водного транспорта отводятся земельные участки:

  • для размещения и создания искусственных водных путей;
  • для размещения объектов, необходимых для эксплуатации и функционирования морского и водного транспорта — портов, станций, причалов и других строений и сооружений водного и морского транспорта;
  • для размещения участков береговой полосы.

Согласно с Водным Кодексом РФ, на территории земли водного и морского транспорта устанавливаются участки береговой полосы. Береговая полоса представляет собой полосу земли, которая проходит вдоль границы воды общего пользования, предназначена для общего пользования. Стандартная величина береговой полосы составляет 20 метров, за исключением случаев береговых полос каналов и рек, длина которых составляет менее 10 километров — в таких случаях величина полосы составляет 5 метров. В пределах береговой полосы запрещена приватизация земельных участков. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов.

Земли аэровоздушного транспорта

Для функционирования аэровоздушного транспорта отводятся земли под аэропорты, взлетно-посадочные полосы, аэродромы, вокзалы, а также другие объекты недвижимости, необходимые для обеспечения правильной эксплуатации воздушного транспорта.

Земли системы нефтепроводов и газоснабжения

Также отводятся специальные зоны для размещения объектов, относящихся к системе нефте- и газомагистралей. На земельных участках, которые относятся к землям системы нефтепроводов и газоснабжения, запрещено устанавливать здания, сооружения или объекты в пределах минимально допустимого расстояния до объектов магистралей.

Для обеспечения правильной эксплуатации трубопроводов устанавливаются следующие охранные зоны:

  • Для трубопроводов, транспортирующих газ, нефть, нефтепродукты — по 50 метров с каждой стороны оси трубопровода;
  • Для трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводороды и бензин — по 100 метров с каждой стороны оси;
  • Для насосов, распределительных станций, резервуаров хранения, станций хранения нефти и сжиженного газа отводятся участки земли в пределах 100 метров до границ объектов.
  • Для газопроводов высокого давления устанавливаются минимальные границы в 125 м.

Частные земельные участки в пределах охранных зон не изымаются у владельцев и могут использоваться для сельскохозяйственных работ. Владельцы, перед проведением работ на участке, должны ознакомиться и придерживаться регламента предприятия трубопроводного транспорта, а также соблюдать требования Постановления Правительства РФ №878.

В пределах охранных зон запрещено строить объекты жилищной инфраструктуры, сносить и проводить реконструкцию объектов инфраструктуры, подключаться к сетям трубопроводов, разжигать огонь, рыть погребы и удобрять почвы.

Земли энергетики

Землями энергетики признаются территории, отведенные для функционирования и эксплуатации объектов энергетики. Согласно с законодательством РФ, к таким объектам относятся федеральные энергетические системы, а также объекты ядерной энергетики, находящиеся в ведении федеральных органов власти. Это означает, что пользователями земель энергетики могут быть только организации государственной формы собственности.

Для обеспечения жизнедеятельности объектов энергетики земельные участки могут отводиться для размещения атомных и гидроэлектростанций, ядерных установок, тепловых электростанций, а также для размещения линий электропередачи, подстанций и других объектов и построек, обеспечивающих функционирование энергетического комплекса.

Порядок определения земельных участков для размещения опор линий связи и линий электропередачи определены Постановлением Правительства РФ №486.

Охранные зоны земель энергетики

Постановлением Правительства РФ №160 определен порядок эксплуатации охранных зон земель энергетики. Границы охранных зон самостоятельно определяются организациями, во владении которых находится электросетевое хозяйство (п. 6 Постановления). В пределах охранных зон запрещено:

  • Проводить любые работы, препятствующие безопасной эксплуатации электросетевого хозяйства;
  • Размещать свалки;
  • Проводить сброс едких веществ и тяжестей более 5 тонн;
  • Складировать горюче-смазочные материалы;
  • Размещать объекты инфраструктуры — рынки, больницы, парки, школы и т.д.;
  • Использовать летательные аппараты (в т.ч. воздушных змеев);
  • Посадка и вырубка деревьев, работы с почвой (мелиорация, взрывные работы);
  • Земляные работы на глубине более 30 см;
  • Полив сельскохозяйственных растений при условии, что струя воды более 3 м;

С полным перечнем существующих запретов можно ознакомиться в Постановлении №160.

Зоны с особыми условиями пользования

Зоны с особыми условиями использования — это санитарные, охранные, защитные зоны, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, зоны охраняемых объектов, а также другие территории, предусмотренные законодательством РФ.

Такие зоны устанавливаются на территориях, которые прилегают к объектам, относительно которых устанавливается особый режим пользования. Земельные участки, которые находятся на территории таких зон, не изымаются у правообладателей, но может устанавливаться специальный режим пользования участком, который будет соответствовать требованиям зоны, или могут устанавливаться запреты на ведения тех видов деятельности, которые не соответствуют целям зон.

Границы зон определяются специальными обозначениями и информационными знаками. Также зоны вносятся в государственный кадастр недвижимости с указанием основных сведений о них — местоположение, реквизиты и данные государственных и/или муниципальных органов, установивших границы таких зон, содержание ограничений в пределах территории зон.

Другие земли специального назначения

Кроме трех вышеперечисленных категорий, которые встречаются чаще других, существуют и другие земли специального назначения. Кратко рассмотрим каждый вид:

  1. Земли связи, теле- и радиовещания, информатики — категория земель, предназначенных для деятельности объектов связи. Сюда относятся все постройки и объекты инфраструктуры связи — подземные, воздушные и наземные линии связи, охранные зоны, объекты эксплуатации и работы спутниковой связи.
  2. Земли для обеспечения космической деятельности — это те земли, которые отводятся для функционирования и эксплуатации объектов аэрокосмической промышленности, в том числе космодромы, стартовые площадки, центры управления пункты и базы хранения информации, техники, полигоны и экспериментальные базы, центры подготовки космонавтов.
  3. Земли обороны и безопасности — территории, отведенные для обеспечения деятельности ВС РФ, поддержания обороноспособности государства. В данную категорию входит очень широкий перечень объектов, которые связаны с поддержанием обороноспособности, безопасности территорий страны, а также территории, принадлежащие ВС РФ. Охранные зоны земли обороны и безопасности устанавливаются с учетом типа объекта, располагающегося на территории (для ракетного полигона — одни зоны, для особо важных или секретных объектов — другие). Порядок установки границ определяется законодательством РФ. Отметим, что земельные участки не изымаются у их владельцев, но могут переходить в пользование ВС РФ в порядке реквизиции (временного изъятия) в случае военного или чрезвычайного положения.
  4. Земли иного специального назначения. В законодательной базе нет четкого определения таких земель — это означает, что законодателем определены только типичные случаи использования, но могут быть и другие.

Перевод земель в другую категорию

Рассматриваемые земли могут быть переведены в другую категорию, согласно со ст. 9 Закона РФ №172-ФЗ. Переводится земли могут без ограничений, кроме случаев, когда такие территории загрязнены или застроены объектами, подлежащими сносу, а также в составе таких земель осуществляется деятельность по загрязнению почв. В этих случаях земли можно перевести после рекультивации и по обращению органов исполнительной власти. Перевод земли осуществляется по ходатайству, которое подается лицом в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Кадастровая оценка земель промышленности

Государственная кадастровая оценка – комплекс процедур, определяющих кадастровую стоимость и осуществляемых в установленном Федеральным законом № 237 от 03.07.2016 порядке. Государственная кадастровая оценка проводится поэтапно:

  • утверждение решения о проведении кадастровой оценки;
  • определение кадастровой стоимости и подготовка отчета с итогами кадастровой оценки;
  • утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Цели оценки земель

Выделяются четыре главные цели оценки земельных участков: