Земли сельскохозяйственного назначения перевод земель

Перевод земель сельскохозяйственного значения в земли населенных пунктов

Автор: Оксана Иванихина

Оксана Иванихина, начальник отдела залогового обеспечения Пермского филиала АКБ «Транскапиталбанк» (ЗАО)

Помимо очевидных плюсов обладания в собственности земельным участком, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения (к таковым плюсам можно в том числе отнести пониженные ставки налогообложения), к основным минусам, по крайней мере, для граждан, относится невозможность зарегистрировать построенное или находящееся на таком земельном участке строение как жилое, предназначенное для проживания граждан с правом их регистрации по месту жительства. Безусловно, речь идет о формальностях, юридических фактах, таких как отражение в свидетельстве о регистрации права возведенного трехэтажного кирпичного коттеджа как жилого дома, а не как «жилого строения без права проживания и регистрации» или «нежилого строения».

Возможно, изложенное является основной причиной, по которой граждане переводят свои земельные участки из категории сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

В настоящей статье мы предлагаем рассмотреть особенности перевода земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Как следует из указанной статьи, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения выделяются две подкатегории:
сельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (при этом можно говорить об определенных различиях в правовом режиме, например, пашни и сенокосов либо пастбищ и виноградников). В случае отнесения сельскохозяйственных угодий к разряду мелиорированных, на правообладателей таких участков возлагаются дополнительные обязанности. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается; несельскохозяйственные угодья — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (то есть земли, на которых непосредственно сельскохозяйственное производство не ведется).

Особенностью земель сельскохозяйственного назначения является то, что земля при этом выступает в качестве основного средства производства продуктов питания, кормов для животных и сырья для промышленности. Для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Особое правовое положение в составе земель сельскохозяйственного назначения занимает фонд перераспределения, который создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (п. 1 ст.80 Земельного кодекса РФ). Как следует из указанного, данный фонд может включать как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья.

По общему правилу, в соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не допускается, за исключением строго определенных случаев.

Тем самым перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов относится к исключительным случаям законодательной возможности перевода путем установления или изменения черты населенных пунктов.

Согласно ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

До утверждения генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов градостроительное законодательство предусматривает возможность включения земельных участков из земель иных категорий в границы населенных пунктов в порядке, установленном ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Также обратим внимание на то, что указанная ст. 7 Закона о переводе земель устанавливает особенности перевода земель только сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения. Такое сужение понятия в этой статье можно отнести либо к упущению (неточности в терминологии) самого законодателя, либо отнесение исключительности перевода именно к сельскохозяйственным угодьям как к имеющим приоритет в использовании и подлежащих особой охране.

При этом Закон о переводе земель не установил никаких запретов или ограничений изменения категории земель так называемых несельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, занятых: внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений; замкнутыми водоемами; зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции .

Общие требования к составу и порядку документов для перевода земель, порядку рассмотрения ходатайства о переводе земель, порядку принятия решения о переводе или об отказе в переводе земель любой категории в любую категорию установлены ст. ст. 2, 3, 4 и 5 Закона о переводе земель.

В дополнение к общим положениям и правилам Закона о переводе земель специфика перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта отражена в ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации».

Так, орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуальных предпринимателей, или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных указанной статьей, не допускается.

В дополнение к установленным общим требованиям Закона о переводе земель ФЗ «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» вводит требование о проведении публичных требований по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта при его переводе из земель сельскохозяйственного назначения; конкретизирует поэтапные сроки процедуры перевода земельного участка, а также устанавливает иные особенности перевода земельного участка именно в земли населенных пунктов.

Заметим, что такое четкое регламентирование процедуры и порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов до 1 января 2013 года может иметь двухвариантное решение, когда утверждение или изменение границ населенных пунктов при переводе сельскохозяйственных земель может осуществляться как решениями органов местного самоуправления поселения (округа) об утверждении (изменении) генерального плана, так и решением субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим несколько поподробнее.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов. Это своеобразное правовое последствие установления или изменения границ населенных пунктов.

При этом в соответствии со ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию закреплены в ст. 7 Закона о переводе земель, содержание которой более подробно раскрыто выше. Сейчас же обратим внимание на то, что положения указанной статьи также допускают перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, утверждение или изменение границ населенных пунктов (а равно перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов) до определенного времени могло осуществляться как решениями органов местного самоуправления поселения (округа) об утверждении (изменении) генерального плана, так и решением субъекта РФ в порядке, предусмотренном ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» (принятие таких решений несколько раз ограничивалось законодателем различными сроками).

Заметим, что в правоприменительной практике хоть и редко, но встречаются казусные случаи, когда заявитель пытался осуществить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем подачи заявления в суд об установлении соответствующего факта, имеющего юридическое значение. В удовлетворении заявления было отказано ввиду неподведомственности рассмотрения спора суду .

В заключение отметим, что, несмотря на кажущуюся громоздкость процедуры перевода земельных участков из категории сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов, ее поэтапное прохождение с соблюдением всех предъявляемых законом требований позволяет достигнуть желаемого результата — включения земельного участка в границы населенного пункта с возможностью осуществления на таком земельном участке строительства жилого дома или регистрации уже возведенного (построенного) строения в качестве жилого.

Изложенный анализ положений законов и вывод в том числе отражены в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 г. по делу № А62-5521/2009, Кассационном определении Брянского областного суда от 28.10.2010 г.по делу № 33-3068/10.

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 г. по делу № А41-19725/11.

uristinfo.net

Правовой режим земельных участков определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Важнейшим фактором, влияющим на режим земельного участка, является его целевое предназначение, определяющее использование земельного участка для тех или иных форм производственно-хозяйственной деятельности. Функционально земельные участки могут выступать в качестве операционного (пространственного) базиса или производительной силы в сельскохозяйственном или лесохозяйственном производстве.

Традиционно в российском законодательстве регулирование земельных отношений зависело от того, к какой категории принадлежат те или иные земельные участки. Как уже отмечалось выше, в советский период была установлена классификация земельных участков по основному целевому назначению, регулирование отношений производилось с учетом особенностей использования земельных участков и их природных качеств. Был установлен приоритетный режим земель сельскохозяйственного назначения.

Второй важной категорией земель в советский период были земли городов и поселков городского типа. Однако режим городских земель не был столь же развитым, как режим сельскохозяйственных земель. В целом же следует отметить, что правовой режим земель в СССР был направлен на обеспечение рационального использования и охраны земель.

Как отмечала И.А. Иконицкая, «правовой режим земель, используемых в качестве операционного базиса, существенно отличается от правового режима земель, используемых в качестве средства производства. В нем меньше норм о пользовании землей. Но земли, используемые в качестве операционного базиса, разнородны и не образуют единой категории. В рамках выполнения общей функции они могут иметь конкретные целевые назначения, обусловливающие различия в их правовом режиме и деление их на разные категории». Специфика использования каждого земельного участка зависела от категории и вида земель. В советский период основу деления земель на категории составляло при государственной монополии на землю ее деление на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

В пункте 8 ст. 1 ЗК РФ раскрывается понятие «правовой режим». Там записано, что деление земель производится по целевому назначению на категории, согласно которому «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства».

В ЗК РФ правовой режим земель определяется совокупностью закрепленных в нем правил использования земельных участков с учетом отнесения их к той или иной категории земель в соответствии со ст. 8 ЗК РФ. Режим этот распространяется на отношения, в которых устанавливаются и закрепляются права собственности на земельные участки; права аренды земли; права и обязанности собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по их использованию, гражданско-правовому обороту земельных участков; порядок защиты прав субъектов земельных отношений; порядок рассмотрения земельных споров, проведения мониторинга, землеустройства, государственного контроля за соблюдением земельного законодательства.

Земельный участок согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ является объектом земельных отношений. И с этой точки зрения он выступает как часть поверхности земли (включая почвенный слой), границы которой определены и удостоверены в установленном законом порядке. В статье 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» в понятие земельного участка также включено все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц.

Составной частью земельного участка как недвижимого имущества в соответствии с гражданским законодательством являются расположенные на земельном участке здания, строения и сооружения, принадлежащие собственнику участка, а также следующие природные объекты:

почвенный слой (п. 2 ст. 261 ГК РФ);

замкнутые водоемы и непроточные водные объекты, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 40 ВК РФ, п. 2 ст. 261 ГК РФ);

древесно-кустарниковая растительность (ст. 20 ПК РФ, п. 2 ст. 261 ГК РФ);

общераспространенные полезные ископаемые, используемые для собственных нужд, пресные подземные воды, не числящиеся на государственном балансе, колодцы и скважины до первого водоносного слоя (ст. 19 Закона «О недрах», п. 1 ст. 40 ЗК РФ).

Что касается перечисленных природных объектов, то, как отмечает И.Ф. Панкратов, ст. 260 ГК РФ предусматривает возможность права собственности собственника на находящиеся на его земельном участке замкнутые водоемы, леса и другую лесную растительность .

Как объект земельных отношений земельный участок может выступать объектом права собственности только в качестве индивидуально определенного земельного участка, имеющего признаки, выделяющие его из других объектов гражданского оборота своими физическими и правовыми параметрами, включая и уникальный кадастровый номер.

Земельный участок, являясь объектом гражданских прав, должен обладать либо специфическими родовыми или же индивидуальными признаками. Эти индивидуальные признаки (в виде документальных сведений) заносятся в результате кадастрового учета в характеристику земельного участка, определяя его индивидуализацию. Индивидуализация земельного участка выделяет его по площади, местоположению и границам, зафиксированным государственными земельными органами (п. 1 ст. 261 ГК РФ). Практически выявление и фиксация этих индивидуальных признаков осуществляются в процессе формирования земельного участка и закрепляются в решениях компетентных органов. Все существенные характеристики земельного участка вносятся в Единый государственный реестр земель. С их учетом земельному участку присваивается индивидуальный кадастровый номер.

Земельный кодекс РФ установил, что целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и отражаются в землеустроительной и градостроительной документации.

В соответствии с этим (ст. 8 ЗК РФ) отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, в том числе земель особо охраняемых территорий федерального значения, земель лесного фонда в лесах первой группы, — Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом;

2) земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда в лесах второй и третьей группы, водного фонда — органами исполнительной власти субъектов Федерации;

3) земель лесного фонда в лесах первой группы в многолесной зоне для развития поселений и при отводе земельных участков, независимо от площади, под линейные сооружения согласно проектной документации и установленным нормативам — органами исполнительной власти субъектов РФ;

4) муниципальных земель поселений, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

5) муниципальных земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Федерации;

6) земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения — законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.

Действующее земельное законодательство в значительной мере изменило представление о функции государственного перераспределения земельных ресурсов. В настоящее время перераспределение земельных участков, отнесение земель к определенной категории по сути означают функцию перевода земель из одной категории в другую.

Земельный кодекс РФ определяет основные полномочия Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере перевода земель из одной категории в другую.

Так, согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель поселения в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.

Согласно Земельному кодексу РФ категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых является земельный участок; 3) документах государственного земельного кадастра; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Детальную регламентацию правового механизма перевода земель из одной категории в другую содержит Федеральный закон от 12 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

К числу обязательных требований для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую относится подача заинтересованным лицом ходатайства о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Ходатайство должно содержать несколько формализованных сведений: кадастровый номер земельного участка, указание категории земель, в состав которой входит участок, и категории земель, в состав которой предполагается осуществить перевод, права на земельный участок. Помимо этого ходатайство должно включать неформализованную информацию — обоснование перевода земель/земельных участков из одной категории в другую.

К ходатайству прилагается ряд документов, которые различны по своему содержанию и по процедуре их получения в целях инициирования перевода земель из одной категории в другую. К таким документам относятся выписка из Государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на переводимый участок; заключение государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных федеральным законом; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка; расчеты потерь сельхозпроизводства или потерь лесного хозяйства.

Исключением из общих правил перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений являются случаи, когда заявителями выступают исполнительные органы власти или органы местного самоуправления.

Земельное законодательство предусматривает два случая отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории земель в другую:

с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

к ходатайству приложены документы, состав, форма и содержание которых не соответствуют требованиям законодательства.

Такие ходатайства подлежат возврату подавшему их лицу в течение 30 дней со дня поступления ходатайства, при этом в ответе должно содержаться указание на причины, послужившие основанием для отказа в принятии ходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или участков в составе таких земель из одной категории в другую категорию либо акт об отказе в переводе. Содержание и форма акта о переводе земель или земельных участков четко определены. В нем должны содержаться основания изменения категории земель; границы и описание местоположения земель, их площадь и кадастровые номера; категория земель, перевод из которой осуществляется; категория земель, перевод в которую осуществляется. Акт о переводе земельного участка принимается без установления определенного срока действия данного решения, т.е. бессрочно, или до момента, когда будет принят новый акт, отменяющий его.

Вместе с тем Закон устанавливает случаи, когда перевод земель не допускается:

1) установление федеральными законами запрета на перевод земель из одной категории в другую;

2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, земель с устроительной либо неустроительной документацией.

Исполнительный орган государственной власти или органа местного самоуправления, принявший акт о переводе земель, направляет копию акта в течение 7 дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению Государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы земельного кадастра.

Закон предусматривает гарантии защиты прав заинтересованного лица. Так, данное лицо вправе обратиться в суд в случаях, когда оно не согласно с решением уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Земельное законодательство устанавливает особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения. Перевод таких земель допускается только в исключительных случаях, связанных с:

1) консервацией земель;

2) созданием особо охраняемых природных территорий;

3) установлением или изменением черты поселений;

4) строительством на землях, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, промышленных объектов и с иными несельскохозяйственными нуждами;

5) включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефте-, газо- и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 30% и более меньше кадастровой стоимости среднерайонного уровня и линейные объекты размещены вдоль дорог
и границ полей севооборотов;

7) выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со строительством объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, дорог и других линейных объектов при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений

Физические и юридические лица , заинтересованные в установлении или изменении черты населенного пункта , направляют главе муниципального района ( далее — глава муниципального района) , на территории которого находится населенный пункт , мотивированное обращение о рассмотрении вопроса об установлении или изменении черты населенного пункта .

Глава муниципального района в течение 14 календарных дней со дня поступления обращения направляет мотивированное ходатайство Главе исполнительной власти субъекта РФ и обращение главе городского или сельского поселения ( далее — глава городского или сельского поселения) , в границах которого находится соответствующий населенный пункт , для рассмотрения и согласования вопроса об установлении или изменении черты населенного пункта или дает мотивированный отказ заявителю .

Ходатайство главы муниципального района , направленное Главе исполнительной власти субъекта РФ, рассматривается в течение одного месяца в порядке , установленном Главой исполнительной власти субъекта РФ.

Обращение главы муниципального района , направленное главе городского или сельского поселения , рассматривается в течение одного месяца .

Состав документов , необходимых для утверждения проекта черты населенного пункта

Решение главы муниципального района , в состав которого входит населенный пункт , согласованное представительным ( законодательным ) органом этого муниципального образования , является основанием для разработки проекта черты населенного пункта .

В состав документов , необходимых для утверждения проекта черты населенного пункта , входят:

  1. решение главы муниципального района о разработке проекта черты населенного пункта;
  2. проект черты населенного пункта ( выполняется специализированной организацией);
  3. пояснительная записка , включающая раздел по землеустроительной документации и иные разделы , предусмотренные градостроительным заданием;
  4. градостроительное задание на разработку проекта черты населенного пункта , утвержденное главой муниципального района , согласованное с центральным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в сфере градостроительства;
  5. градостроительное обоснование ( заключение);
  6. сведения государственного земельного кадастра , в том числе данные отчета о наличии земель и распределении их по формам собственности , категориям , угодьям и пользователям ( сводный баланс земель населенного пункта) , а также подготовленная с учетом указанных документов экспликация земель населенного пункта с выделением земель или земельных участков в составе таких земель , включаемых в черту населенного пункта ( исключаемых из черты населенного пункта) — выполняется районным комитетом по земле;
  7. документы для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую в случаях , установленных законодательством ( смотри пункты 3 × 4 статьи 2 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  8. согласование Главы исполнительной власти субъекта РФ;
  9. согласование главы городского или сельского поселения , в состав которого входит соответствующий населенный пункт;
  10. заключение государственной экологической экспертизы в случае , если ее проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  11. согласование землеустроительной документации в составе черты населенного пункта территориальным органом федерального органа исполнительной власти , осуществляющего деятельность по ведению государственного земельного кадастра ( с комземом);
  12. заключение центрального исполнительного органа государственной власти области в сфере градостроительства;
  13. протокол общественных обсуждений ( порядок проведения общественных слушаний смотри ниже) .

Проведение общественных обсуждений

В целях обеспечения гласности при установлении и изменении черты населенного пункта проводятся общественные обсуждения . Порядок организации и проведения общественных обсуждений по проекту черты населенного пункта ( далее — общественные обсуждения ) устанавливается уставом муниципального района и (или ) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района .

До принятия соответствующих изменений в устав муниципального района и (или ) нормативного правового акта порядок организации и проведения общественных обсуждений следующий:

В целях проведения общественных обсуждений решением главы муниципального района создается комиссия , в состав которой включаются представители органов местного самоуправления городского или сельского поселения , интересы которого затрагиваются при установлении или изменении черты населенного пункта , и иные лица .

Информация о проведении общественных обсуждений подлежит опубликованию в средствах массовой информации , являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов муниципального района , либо доводится до сведения жителей населенного пункта и иных заинтересованных лиц ( далее — участники общественных обсуждений ) иным способом , обеспечивающим ознакомление с ней .

Информация должна содержать сведения:

  1. о начале и окончании проведения общественных обсуждений;
  2. о месте размещения информационных материалов;
  3. о форме предложений и замечаний по проекту черты населенного пункта и об адресе , по которому участники общественных обсуждений могут их направлять .

В целях доведения до участников общественных обсуждений информации о содержании проекта черты населенного пункта комиссия организует демонстрацию проекта черты населенного пункта и иных информационных материалов .

Участники общественных обсуждений вправе представить в комиссию свои предложения и замечания по проекту черты населенного пункта .

Комиссия регистрирует и обобщает все замечания и предложения по проекту черты населенного пункта в течение 14 рабочих дней со дня опубликования информации о проведении общественных обсуждений .

По результатам общественных обсуждений комиссия оформляет протокол общественных обсуждений , в котором фиксируются поступившие предложения и замечания по проекту черты населенного пункта , и направляет его главе муниципального района или городского округа .

Утверждение проекта черты населенного пункта

Глава муниципального района направляет Главе исполнительной власти субъекта РФ ходатайство об утверждении проекта черты населенного пункта с приложением выше перечисленных документов .

В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства Глава исполнительной власти субъекта РФ принимает постановление об утверждении проекта черты населенного пункта или об отказе в утверждении .

Если утверждение проекта черты населенного пункта влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из земель других категорий в земли поселений , в указанном постановлении должны содержаться положения о соответствующем переводе .

Постановление Правительства области об утверждении проекта черты населенного пункта является основанием для внесения органом , осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра , соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации ( т. е в документах о правах на земельный участок « сельскохозяйственное назначение » поменяют на «земли поселений») .

Постановление Главы исполнительной власти субъекта РФ об утверждении проекта черты населенного пункта является основанием для выполнения работ по межеванию в целях установления границ поселения на местности .

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию

Часто возникает необходимость произвести смену категории земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства различных объектов или по другим уважительным причинам.

Процедура это довольно продолжительная, но в законодательстве четко оговорены все условия и сроки перевода.

Там же содержится подробная информация о количестве и содержании документов и справок, которые необходимы для положительного решения вопроса, а при отказе – сроки повторной подачи ходатайства.

Для чего это нужно?

Каждый земельный участок принадлежит к определенной земельной категории, всего есть семь категорий:

Использовать земельный участок не по прямому назначению – нельзя. Для постройки на сельхозучастке многоэтажного дома или торговой точки требуется разрешение с обоснованием.

Отдельно нужно заметить, что не нужно путать ВРИ и категорию. Это совершенно разные вещи. Категория характеризует саму землю, в то время как ВРИ регламентирует какие постройки могут быть располагаться на сельхозучастке.

Прежде, чем предпринимать какие-то действия, нужно точно выяснить категорию земли и узнать ее вид разрешенного использования.

Возможно, смена категории земли не потребуется, достаточно будет изменить только вид разрешенного использования.

Изменение категории земель сельскохозяйственного назначения понадобится в следующих случаях:

  • строительство зданий, коммерческой или промышленной недвижимости;
  • при предполагаемой прибыли от перепродажи (земля поселений стоит выше земель сельхозназначения);
  • организация на участке производственного предприятия или магазина;
  • постройка многоквартирного дома, предназначенного для ведения подсобных работ;
  • организация заповедника на территории сельхозземли;
  • строительство жилых домов.

Если не изменить категорию, но использовать землю не по назначению, то можно получить административное взыскание в виде штрафа от трех до двадцати тысяч рублей.

Чем регламентируется смена категории?

Земельный кодекс подразделяет все земли на категории исходя из их предназначения.

Каждой из них предусмотрены свои юридические свойства.

При смене категории сельхозземли нужно выполнять все условия Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в котором расписан:

  • порядок начала производства,
  • содержание обращения о смене категории,
  • условия и сроки рассмотрения дела,
  • причины отказа и его обжалование.

Ни в коем случае нельзя заниматься переводом, если в законе говорится о недопустимости этих действий.

Такие ситуации бывают:

  1. Когда экологическая экспертиза выдает негативное заключение.
  2. При установлении нецелевого назначения территориального планирования.

Начать процесс перевода земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию может любое заинтересованное лицо или его представитель, в том числе:

  • собственники земельных участков;
  • правообладатели различных построек, расположенных на спорной земле;
  • местные управляющие органы;
  • другие заинтересованные люди.

Условия перевода

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию? В федеральном законе прописаны все условия, при которых такая смена возможна. Перевод выполняется в следующих обстоятельствах:

  • консервация земли;
  • организация природоохранных заповедников;
  • строительство производственных объектов на сельхозземлях;
  • строительство магистралей, ЛЭП и др;
  • объединение негодных земель с лесным, водным фондами или фондом запаса;
  • добыча полезных ископаемых;
  • строительство объектов ЖКХ;
  • исполнение международных гарантий в оборонных целях.

Нельзя осуществлять перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию в случаях, если их кадастровая стоимость выше на 50 процентов или дороже земель в муниципальном поселении или городском округе.

Также нельзя поменять категорию земельного участка сельхозназначения, если на нем выращиваются особенно ценные сельхозпродукты.

При создании территории с особой охраной часто бывает не нужно согласие собственника.

Такого согласия не нужно и при изменениях границ населенного пункта, и при размещении на сельхозземлях государственных или муниципальных объектов.

Как поменять: порядок действий

Для начала перевода земель сельхозназначения в другую категорию надо написать и отдать лично ходатайство в исполнительный орган госвласти или местные управляющие органы, которые могут решать такие вопросы.

Можно выслать пакет документов по почте заказным письмом, не забыв поставить свою подпись.

В составленном заявлении требуется указать:

  • кадастровый номер переводимого участка;
  • категорию земли, в которой числится переводимый участок и ту, в которую его нужно перевести;
  • объяснения необходимости замены на другую;
  • полномочия на землю, на перевод которой составляется заявление.

К ходатайству необходимо обязательно приложить следующую документацию:

  • проект землеустройства, объясняющий подробно смысл смены категории;
  • извлечение из земельного кадастра, содержащего информацию о переводящемся участке земли;
  • ксерокопии документов, подтверждающих личность заявителя, если он физическое лицо. Если это юридическое лицо, то выдержку из госреестра индивидуальных предпринимателей или извлечение из реестра юрлиц;
  • выписку из госреестра прав на недвижимость и правообладание участком земли;
  • заключение экологических экспертов, если потребуется;
  • согласование с собственником участка земли, если это нужно по федеральному закону;
  • согласование с исполнительным органом.

По окончании рассмотрения исполнительными органами выдается заключительный акт о постановлении смены категории сельхозземли или отказ в этом.

В выданном решении с положительным заключением должны быть подробно указаны:

  • аргументация,
  • границы земельного участка,
  • описание места,
  • площадь,
  • кадастровый номер.

Сроки выдачи решения о переводе зависят от места рассмотрения ходатайства.

При рассмотрении пакета документации в Правительстве России, решение выдается в трехмесячный срок со дня поступления просьбы.

При подаче же ходатайства в местные исполнительные органы такой срок меньше – два месяца со дня сдачи пакета документов.

Постановление должно в обязательном порядке отправляться истцу в течение 14 дней со дня принятия решения по делу. Рассматриваться ходатайство должно сразу после подачи заявителем.

Возможный отказ в изменении

Не всегда при смене категории можно получить желанное решение. После рассмотрения иска о переводе исполнительные органы выдают:

  • согласие на смену категории;
  • отказ в смене.

Также отказ можно получить, если:

  • с пакетом документов обратилось лицо, которое не указано в федеральном законе;
  • не были исполнены все требования к ходатайствам.

Такой отказ по закону должен последовать в тридцатидневный срок после принятия исполнительным органом. Обоснование отказа должно быть обязательно прописано в сопроводительном документе.

Это дает возможность:

  • исправить ошибки;
  • подать ходатайство повторно.

Отказ при правильно составленных документах выдается в случае несоответствия при переводе категории земли сельскохозяйственного назначения другую действующему законодательству. Также основаниями для отказа могут быть решение экологической экспертизы и расхождение в целевом назначении сельхозземли с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

К примеру, если земельный участок находится в статусе сельхозземли, то на нем не разрешат построить коттеджный поселок. Требуется серьезное, подробное обоснование такого перевода.

При несогласии с отказом любое лицо, будь то физическое или юридическое, имеет полное право опротестовать решение в трехмесячный срок со дня получения постановления об отказе.

Полезное видео

В данном видео вы узнаете о планируемой отмене необходимости перевода земли в другую категорию:

Заключение

Часто необходимость перевода из категории земли сельхозназначения в другую возникает:

  • в связи со строительством индустриальных, жилых и коммерческих объектов,
  • при организации крупного подсобного хозяйства с привлечением большого количества сторонних рабочих рук и др.

Отказ в смене категории можно получить в двух случаях.

  1. При неправильном оформлении документов, когда неверно указаны данные или содержится неправомерная информация.
  2. При несоответствии просьбы с действующим Земельным кодексом и федеральным законом.

Для подачи ходатайства необходимо обратиться в местные исполнительные органы или Правительство РФ. Сроки рассмотрения варьируются от двух до трех месяцев. При получении отказа необходимо подавать апелляцию в 30-дневный срок.