Земли железнодорожного транспорта

Глава 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Статья 65. Определение земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
1. Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения признаются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности.
2. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения устанавливается законом.

Статья 66. Земли промышленности.
1. К землям промышленности относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных строений и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и иных предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых строений, иных сооружений.
2. Земли промышленности могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
3. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и проектной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
4. Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, проводится после оформления в установленном порядке прав пользования недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях в установленные сроки.

Статья 67. Земли транспорта.
1. К землям транспорта относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта.
2. Земли транспорта могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Статья 68. Земли железнодорожного транспорта.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли полос отвода железных дорог под железнодорожным полотном и его обустройством, станциями со всеми строениями и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации; под защитными и укрепляющими насаждениями, служебными, культурно-бытовыми строениями и иными сооружениями, необходимыми для обеспечения работы железнодорожного транспорта.

Статья 69. Земли морского транспорта.
1. К землям морского транспорта относятся земли под:
а) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, строениями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;
б) гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными и культурно-бытовыми строениями и иными сооружениями, обслуживающими морской транспорт.
2. На подходах к портам (каналам), мостовым, кабельным и воздушным переходам, водозаборным и иным объектам в соответствии с законом могут устанавливаться ограничения в использовании земель.

Статья 70. Земли речного транспорта.
К землям речного транспорта относятся земли под:
а) портами, специализированными причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, обслуживающими речной транспорт;
б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
в) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-тех-ническими строениями;
г) берегоукрепляющими сооружениями и насаждениями; г1) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
д) строениями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, материально-техническими базами, инженерными сетями, служебными и культурно-бытовыми строениями, иными объектами, обеспечивающими работу речного транспорта.

Статья 71. Земли автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
1. К землям автомобильного транспорта относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автовокзалами, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями, автотранспортными, транспортно-экспедиционными предприятиями, авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами, площадками контейнерными и для перецепки, служебными и культурно-бытовыми строениями и иными объектами, обеспечивающими работу автомобильного транспорта.
2. К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, тоннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:
а) параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противола-винные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды;
б) площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;
в) дома (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;
г) защитные насаждения.

Статья 72. Земли авиационного транспорта.
1. К землям авиационного транспорта относятся земли под:
а) аэропортами, аэродромами, обособленными сооружениями (объектами управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистными и иными сооружениями), служебно-техническими территориями со строениями и сооружениями, обеспечивающими работу авиационного транспорта;
б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы, служебно-техническими территориями со всеми строениями и сооружениями;
в) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами, гидроаэродромами и другими площадками для эксплуатации воздушных судов;
г) служебными объектами, обеспечивающими работу авиационного транспорта.
2. На приаэродромной территории в соответствии с законом вводится особый режим использования земель.

Статья 73. Земли трубопроводного транспорта.
1. К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения, а также под наземные сооружения подземных трубопроводов.
2. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны.

Статья 74. Земли городского электротранспорта.
К землям городского электротранспорта относятся земли под обособленными трамвайными путями и их обустройством, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллей-бусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми строениями и иными сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта.

Статья 75. Земли связи.
1. К землям связи относятся земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-теле-графные линии и спутниковые средства связи.
2. Земли связи могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
3. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи , проходящих мимо населенных пунктов, а также вокруг излучающих сооружений телерадиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны.

Статья 76. Земли энергетической системы.
1. Землями энергетической системы признаются земли, предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к пользователю.
2. Земли энергетической системы могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
3. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны.

Статья 77. Земли обороны.
1. Землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины.
2. Земли обороны могут находиться в государственной и коммунальной собственности.
3. Вокруг военных и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования.
4. Порядок использования земель обороны устанавливается законом.

ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» в других словарях:

ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА — земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач. К З.ж.т. относятся земли, отведенные… … Юридическая энциклопедия

Земли железнодорожного транспорта — земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки … Официальная терминология

ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА — земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач. К З.ж.т. относятся земли, отведенные… … Энциклопедический словарь экономики и права

Земли железнодорожного транспорта — Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям… … Словарь юридических понятий

земли железнодорожного транспорта — в РФ земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта … Большой юридический словарь

Земли железнодорожного транспорта — один из видов земель промышленности и иного специального назначения. Используются: для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов,… … Большой юридический словарь

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЗЕМЛИ — ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА … Юридическая энциклопедия

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЗЕМЛИ — (см. ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА) … Энциклопедический словарь экономики и права

История железнодорожного транспорта — История железных дорог Содержание 1 Предпосылки появления железных дорог 1.1 Появление паровой машины и прообраза … Википедия

ГОСТ Р 54931-2012: Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования — Терминология ГОСТ Р 54931 2012: Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования оригинал документа: 3.2 акустическая эффективность экрана, дБ, дБА: Величина, определяемая как разность уровней звукового давления, дБ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» в других словарях:

ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА — земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач. К З.ж.т. относятся земли, отведенные… … Юридическая энциклопедия

Земли железнодорожного транспорта — земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки … Официальная терминология

ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА — в РФ земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта … Юридический словарь

Земли железнодорожного транспорта — Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям… … Словарь юридических понятий

земли железнодорожного транспорта — в РФ земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта … Большой юридический словарь

Земли железнодорожного транспорта — один из видов земель промышленности и иного специального назначения. Используются: для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов,… … Большой юридический словарь

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЗЕМЛИ — ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА … Юридическая энциклопедия

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЗЕМЛИ — (см. ЗЕМЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА) … Энциклопедический словарь экономики и права

История железнодорожного транспорта — История железных дорог Содержание 1 Предпосылки появления железных дорог 1.1 Появление паровой машины и прообраза … Википедия

ГОСТ Р 54931-2012: Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования — Терминология ГОСТ Р 54931 2012: Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования оригинал документа: 3.2 акустическая эффективность экрана, дБ, дБА: Величина, определяемая как разность уровней звукового давления, дБ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Кодекс Республики Казахстан от 20.06.2003 N 442-II ЗРК
«Земельный кодекс Республики Казахстан»

Раздел 3. Категории земель

Глава 12. Земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения

Статья 114. Земли железнодорожного транспорта

1. К землям для нужд железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под:

1) магистральные пути и технологически связанные с ними строения и сооружения (железнодорожное полотно, мосты, тоннели, виадуки, сигнальное оборудование, служебно-технические здания);

2) подъездные пути;

3) железнодорожные станции (вокзалы) со зданиями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, водоснабжения и канализации, защитными и укрепительными насаждениями, служебными и иными объектами, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта;

4) полосы отвода и охранных зон железных дорог;

5) железнодорожные пути и объекты железнодорожного транспорта по договорам концессии.

2. Земельные участки для нужд железнодорожного транспорта предоставляются в соответствии с проектно-технической документацией и генеральными схемами развития железнодорожных путей и железнодорожных станций по нормативам, утверждаемым в установленном порядке.

3. В целях обеспечения безопасности населения, а также безопасной эксплуатации объектов на земельных участках, примыкающих к полосе отвода земель для нужд железнодорожного транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями землепользования, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

4. В охранные зоны железнодорожного транспорта входят: защитные лесные полосы, земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов транспорта, а также земельные участки, примыкающие к полосе отвода железнодорожного транспорта, расположенные в селеопасных, оползнеопасных зонах и в местах, подверженных другим опасным воздействиям.

Охранные зоны могут устанавливаться без изъятия земельных участков у собственников земельных участков и землепользователей.

34. Земли транспорта

Статьей 90 ЗК РФ устанавливаются основы использования земель транспорта. Объектами транспортных систем Российской Федерации заняты значительные земельные площади государства. Правовой режим данных земель, прежде всего, зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций. В России различаются такие основные виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный.

Функционирование транспортных систем в Российской Федерации регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне. Данными нормативными актами могут быть определены особенности использования земель транспорта, а также правовой режим охранных зон. Следует заметить, что правовой режим земель транспорта урегулирован, в сравнении с иными землями данной категории, достаточно подробно.

Так, Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004)[57] устанавливает, что земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям — собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном земельным законодательством РФ.

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральным законом от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в ред. от 10.01.2003)[58] установлены правила использования земель в целях обеспечения функционирования железных дорог. При этом землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.

Размеры земельных участков (включая полосу отвода) определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством РФ.

Земли железнодорожного транспорта должны соответствовать градостроительным и экологическим требованиям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, санитарным и иным нормам.

В целях обеспечения безопасности населения и нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе со стороны промышленных объектов и других видов транспорта), расположенных на землях федерального значения в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Правительством РФ. Кроме того, ст. 135 ЛК РФ установлено, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях железнодорожного транспорта, предназначена для защиты железнодорожных магистралей от неблагоприятных природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения шумового воздействия железнодорожного транспорта.

Использование земель внутреннего водного транспорта урегулировано Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в ред. от 29.06.2004)[59]. Согласно данному Кодексу в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать для работ, связанных с судоходством, береговую полосу — полосу земли шириной 20 м от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ.

При применении нормативных актов, регулирующих использование земель транспорта, следует обратить внимание на то, что основания предоставления и права, на основании которых лица используют данные земли, в настоящее время определены ЗК РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 20 и иными статьями ЗК Рф многие пользователи земель транспорта не могут использовать земли на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничены в обороте.

[57] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667; 2004. № 35. Ст. 3607.

[58] СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505; 2003. № 2. Ст. 169.