Жилищные вопросы военнослужащих уволенных

Получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и военными пенсионерами и членами их семей

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ военнослужащим, нуждающимся в жилище, наравне с иными категориями граждан, определенными законодательством РФ, оно предоставляется бесплатно.

Право на получение жилья для постоянного проживания возникает у разных категорий военнослужащих в разное время.

Так, те из них, кто заключил первый контракт, получил первое офицерское звание до 1 января 1998 года, приобретают такое право после пяти лет прохождения военной службы, те, кто начал свою службу после 1998 года, но не является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих — при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет. В случае увольнения с военной службы при выслуге (не льготной) от 10 лет до 20 лет, право на получение жилья от военного ведомства сохраняется в случае увольнения по одному из «льготных» оснований (ОШМ, предельный возраст, состояние здоровья, несоблюдение условий контракта со стороны МО РФ), также такое право сохраняется в случае увольнения по любому основанию при выслуге 20 лет и более.

Примечание ЮК СТРАТЕГИЯ: Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет именно о «военной выслуге». Служба в федеральных органах исполнительной власти, в которой не предусмотрено прохождение военной службы, не засчитывается, в общую продолжительность военной службы (выслугу лет), которая учитывается при определении права на обеспечение жильем от военного ведомства. (Смотрите позицию Уполномоченного по правам человека в РФ по данному вопросу).

При этом следует знать, что само по себе то обстоятельство, что гражданин является военнослужащим, не дает ему право на получения жилья от государства. Помимо прочего, военнослужащий должен быть признан нуждающимяс в обеспечении жильем (относиться к категории нуждающихся в обеспечении жильем).

Так, пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что «при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. «.

Так, в частности, статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений (жилищном обеспечении), к ним относятся:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом следует обратить внимание, что согласно п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительствапо избранному постоянному месту жительства.

Мы разработали специально для военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей жилищные онлайн калькуляторы, которые позволяют самостоятельно рассчитать размер жилищной субсидии, предоставляемой военнослужащим в 1-м полугодии 2018 г., размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС) на 1-е полугодие 2018 г., единовременную денежную выплату на 1 квартал 2018 г. на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемую бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, выплачиваемой в 2018 году военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Рассмотрим наиболее актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, военных пенсионеров и членов их семей.

Военнослужащие, бывшие военнослужащие (уволенные после 2005 года) могут реализовать свое право на получение жилья одним из следующих способов: получение жилья в натуре (по договору социального найма или сразу в собственность), посредством получения жилищной субсидии (Схему предоставления жилищной субсидии военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, установленная приказом Министра обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» можно посмотреть тут), социальной выплаты для приобретения жилого помещения при помощи государственного жилищного сертификата (ГЖС), единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой бывшим военнослужащим и членам их семей, вставшим на жилищный учет в органах власти местного самоуправления по избранному месту жительства в соответствии с постановлением Правительства РФ 1998 г. № 1054, а также, участвуя в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) (военной ипотеке).

Жилищные вопросы военнослужащих уволенных

Глава 10. Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей
2. Право военнослужащих на получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования
3. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
4. Особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Жилищный договор
5. Формы реализации права на жилище лиц, увольняемых и уволенных с военной службы

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
— во-первых, обладание военнослужащим гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере (указанное правило не изменилось в связи с предоставлением с 2004 г. возможности прохождения в России военной службы иностранным гражданам, так как указанные лица имеют жилищные права на территории государства, гражданами которого они являются, а также в определенных формах и на территории России);
— во-вторых, исполнение военнослужащим обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, т.е. наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть «совмещены» с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.
Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в конституционных правах и свободах. В целях компенсации указанных ограничений государство предоставляет военнослужащим определенные права. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов.
Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита, обеспечение военной безопасности Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих», другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением социальных гарантий и компенсаций.
Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет важное положение о том, что «государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений» (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы.
Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.
Закон закрепляет комплекс социальных гарантий и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище.
Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 15 закрепляет следующие социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
— регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3);
— предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4);
— обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилья по месту службы представляются только при получении постоянных жилых помещений (п. 14);
— предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8);
— бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9);
— безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6);
— предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12);
— выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (п. 3);
— обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания Российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств.
Вышеназванные социальные гарантии и компенсации военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов права в жилищных отношениях.
Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). Они также регистрируются по адресам воинских частей.
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее — новый Закон), который вступил в силу с 1 января 2005 г., система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпела существенные изменения, которые заключаются в следующем.
1. Как и прежде, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Однако кардинально меняются формы и порядок реализации права военнослужащих на жилище.
2. В то же время, по мнению автора, конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, под таковым понималось жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в бессрочное пользование или в иной форме (например, оформляемое в собственность военнослужащих).
Новым Законом предусматривается, что для всех указанных категорий военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок — на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, можно сделать вывод, что государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих).
Необходимо также иметь в виду, что ранее Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР» от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ были внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым жилые помещения предоставляются военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих пунктах. Существенным недостатком нововведения является отсутствие каких-либо критериев, позволяющих определить понятие «близлежащие населенные пункты», т.е. данный вопрос отнесен на рассмотрение командования и жилищных комиссий. Однако в любом случае прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Новым Законом (новая редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») конкретизировано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих — граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения при этом могут быть различные: как предоставление жилого помещения по договору социального найма, так и предоставление жилья в собственность.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
3. С 1 января 2005 г. признан утратившим силу п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в котором был предусмотрен институт субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья или его строительство. Указанная форма решения жилищного вопроса военнослужащих зарекомендовала себя с наихудшей стороны, поскольку, с одной стороны, при недостаточности бюджетного финансирования, а с другой — при наличии внебюджетных средств, а также из-за большого количества дискреционных (усмотренческих) полномочий командования, как форма реализации права на жилище не была доступна для широкого круга военнослужащих.
4. С органов местного самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). С 1 января 2005 г. такая форма реализации права на жилище является правом органов местного самоуправления. Соответственно этому с них снимается обязанность по включению органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов (п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
5. Изменена редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы.
Обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, произошли следующие изменения: во-первых, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы в настоящее время лежит только на федеральных органах исполнительной власти, т.е. возложенная ранее на органы местного самоуправления указанная обязанность с них снимается; во-вторых, провозглашается, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем.
В то же время лица, уволенные до 1 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им будет ежемесячно выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
6. Новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является накопительно-ипотечная система, которая вступила в действие с 1 января 2005 г. Порядок функционирования данной системы определен Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. Более подробно накопительно-ипотечная система будет рассмотрена ниже.

Обеспечение жильем уволенных военнослужащих

Являюсь военнослужащим уволенным в запас по Организационно-штатным мероприятиям, выслуга более 10 лет. Имею, ли я право на обеспечение жильем? Могут, ли мне в ДЖО отказать в признании меня нуждающимся в жилом помещении?, если да, то возможно ли оспорить это решение?

Ответы юристов (2)

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О статусе военнослужащих»

Статья 15. Право на жилище

Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие — граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Лучшая благодарность Ваш отзыв. Обращайтесь.
E-mail: [email protected]

Добрый день. Отказать могут и очень просто. В настоящее время Вы не являетесь военнослужащим и не имеете права на обеспечение жильем, поскольку такое право имеют только указанные в законе лица и малоимущие.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Квартиры военным, уволенным в запас

Правительство чуть ли не ежегодно делает новые прогнозы по окончательному искоренению очереди военнослужащих на обеспечение жилье. По последним данным очередь на квартиры военным, уволенным в запас обещали искоренить до конца 2014 года. Причём, планируется обеспечение жильём не столько в натуральном виде, сколько в виде жилищной субсидии на приобретение недвижимости. Насколько действенной окажется последняя Правительственная программа, для реализации которой в конце прошлого года в законодательство были внесены существенные изменения, покажет только время.

Что, кому положено

Итак, если офицер имеет срок службы не менее 10 лет и увольняется в запас:

  • по состоянию здоровья,
  • достижению максимального возраста, установленного для прохождения службы,
  • или организационно-штатным мероприятиям (ОШМ),

кроме того, если он был признан в установленном порядке, нуждающимся в улучшении жилищных условий, он не может быть уволен без предоставления жилого помещения.

Для офицеров имеющих стаж в 20 и более лет, в случае увольнения в запас, жилье или средства на его приобретение предоставляются в обязательном порядке. В таком случае, уволить без предоставления жилого помещения не имеют права.

Если в качестве постоянного места жительства офицером избирается другой регион, то жилье, либо средства на его приобретение предоставляются по ИПМЖ. В дальнейшем, оплата жилья военнослужащими — пенсионерами производится на льготных условиях.

Варианты обеспечения жилплощадью

Как получить квартиру, если уволен в запас? Рассмотрим возможные варианты.

  1. Во-первых, это предоставление квартиры в собственность или по договору соц.найма. Подобный вариант обеспечения жильём достаточно успешно действует ещё с Советских времён. При этом квартира оформленная по договору соц.найма, со временем может быть приватизирована в собственность, что даст офицеру право на распоряжение ею по своему усмотрению.
  2. Во-вторых, выдача денежной субсидии, которая может быть использована только по её целевому назначению, а именно для покупки квартиры в собственность, или участия в её строительстве. Субсидия выдаётся только один раз, при этом при расчёте суммы выплаты принимаются во внимание все члены семьи военнослужащего, и стаж его службы.
  3. В-третьих, если увольняющийся со службы военнослужащий, во время прохождения службы принимал участие в НИС, и состоял в реестре не менее 3-х лет, он имеет право на получение накоплений находящихся на его личном счёте, сумма которых рассчитывается до момента исключения его из списков личного состава. Эти средства могут быть использованы для приобретения жилой недвижимости, а при недостатке суммы в качестве первоначального взноса.

Ипотека при увольнении

Если этой суммы не хватает для полного погашения задолженности, оставшуюся сумму придётся выплачивать из собственных средств. Квартира остаётся в собственности бывшего военнослужащего, но банковское обременение снимается только после окончательного погашения ипотечного кредита. В случае неисполнения кредитных обязательств банк имеет право на обращение залогового имущества в свою пользу.

Военная ипотека и увольнение по собственному желанию, без уважительной причины, не подразумевает по закону использование накоплений.

Военная ипотека позволяет военнослужащим значительно расширить возможности по поиску подходящей недвижимости и при исполнении определённых условий приобрести ее в собственность без вложений собственных средств.

К 2023 году Правительством планируется перевести большую часть военных, нуждающихся в жилье, на эту форму обеспечения положенной жилплощадью. Это позволит не только ликвидировать существующую очередь на жилплощади, но и предотвратит её образование в будущем.

Кроме того, при таком подходе молодые военнослужащие будут обеспечены жильём в самом начале своей службы, что поможет существенно улучшить социальные условия, как их самих, так и членов их семей.

Жилищная субсидия

При расчёте субсидии принимаются во внимание все члены семьи военного, так как в расчёте учитывается площадь, положенная на каждого совместно проживающего с ним члена семьи.

Согласно действующим пунктам законодательства общая площадь рассчитывается исходя из расчёта — не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи, при условии проживания 3-з и более человек. Для одинокого военнослужащего и семьи из двух человек, установлены фиксированные размеры площади, составляющие 33 и 42 кв.м. соответственно.

Кроме того, в расчёте ЕДВ не последнюю роль играет стаж военнослужащего, поправки на который рассчитываются с помощью повышающего коэффициента, установленного для каждого возрастного предела. Тем самым, обеспечение жильем членов семей военнослужащих в виде суммы ЕДВ, положенной к выплате, напрямую зависит от количества членов семьи и стажа службы военного, готовящегося к увольнению.

Стоит заметить, что квартиры для военнослужащих, уволенных в Москве, несмотря на достаточно большую разницу в ценовом диапазоне с остальными регионами нашей страны, предоставляются на общих основаниях. И при расчёте ЕДВ принимается во внимание средняя стоимость квадратного метра по всей стране. На сегодняшний день этот показатель составляет 34350 рублей.

Некоторые военнослужащие спрашивают: Как уволится и получить субсидию на жилье? Так вот, военнослужащий имеет право сам выбрать форму обеспечения жильём. Поэтому в рапорте на увольнение необходимо указать ЕДВ в качестве формы обеспечения жильём.

Изучив внимательно действующее законодательство, становиться понятно, что уволиться в запас, чтобы получить жилье, необходимо отслужив не менее 10 лет, а желательно все 20. В таком случае офицер, признанный нуждающимся в улучшении жилищный условий, не может быть уволен без предоставления квартиры, или средств на её приобретение.

Из всех вышеперечисленных вариантов несомненное преимущество имеют военная ипотека и ЕДВ, что в первую очередь обусловлено свободным выбором, как региона, так и самой недвижимости приобретаемой в собственность.

Квартирный вопрос их не испортит: как военных Казахстана обеспечат жильем

АСТАНА, 18 сен — Sputnik. Презентация поправок по вопросам жилищных отношений, которые призваны решить квартирный вопрос казахстанских военнослужащих, состоялась в понедельник в мажилисе.

Как рассказал заместитель министра обороны Абылкаир Скаков, обеспечение жильем военнослужащих осуществляется в зависимости от выслуги лет по состоянию на 1 января 2013 года. В настоящее время все военнослужащие разделены на три категории.

Третья категория — прослужившие более 15 лет, им предоставляется служебное жилье с правом безвозмездной приватизации после 20 лет выслуги. В случае, когда служебное жилье не подлежит приватизации, право безвозмездной приватизации жилища заменяется выплатой единовременной денежной компенсации.

Недостатки существующей системы

«Вместе с тем действующая система обеспечения жильем военнослужащих не решает в полном объеме обязательства государства и, в частности, имеет недостатки», — сказал Скаков на презентации.

Во-первых, из-за ограниченности жилого фонда военнослужащие второй и третьей категорий обеспечиваются служебным жильем не в полном объеме, при этом компенсация за аренду жилья таким военнослужащих не выплачивается.

Во-вторых, военнослужащих обеспечивают жильем на период службы, но выходят на пенсию без предоставления жилья. Дальнейшее решение жилищного вопроса переходит в компетенцию местных исполнительных органов, у которых тоже ограничен фонд жилья, добавил Скаков.

В-третьих, налицо нерациональное использование бюджетных средств. На ежемесячную компенсацию только по первой категории, то есть до десяти лет, за аренду жилья ежегодно из республиканского бюджета выплачивается порядка 47 миллиардов тенге.

По расчетам Минобороны, если ничего не менять, эти расходы в следующем году могут увеличиться на 14 миллиардов тенге. При таком положении дел военнослужащие остаются в итоге без собственного жилья и тратят деньги на аренду, резюмировал Скаков.

Замена на жилищные выплаты

Законопроектом предлагается заменить компенсацию за аренду жилья на жилищную выплату. Замена будет осуществлена для всех категорий нуждающихся военнослужащих, независимо от выслуги лет, перечислением жилищных выплат на специальные счета в банках второго уровня.

Принятие поправок приведет к тому, что строительство жилья в вооруженных силах будет сведено к минимуму, а потребность останется только в закрытых военных городках, где есть много аварийного и ветхого жилья, отметил заместитель министра.

Приватизация и военнослужащие

К другим нововведениям поправок относится возвращение права безвозмедной приватизации после 20 лет выслуги военнослужащим, у которых выслуга на 1 января 2013 года составила от десяти до 15 лет. Данная норма позволит стереть грань между категориями военнослужащих с выслугой от десяти до 15 лет и от 15 лет и дольше.

Также предлагается выплачивать жилищные выплаты в размере 50% военнослужащим, которые обеспечены служебным жильем, не подлежащим приватизации (в том числе из-за расположения в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и комендатурах). Данная мера позволит, во-первых, материально компенсировать время прохождения воинской службы в отдаленных гарнизонах, а, во-вторых, даст возможность участвовать этой категории военнослужащих в различных государственных жилищных программах.

«Кроме того, мы решаем еще одну социальную проблему в отношении военных пенсионеров, уволенных с воинской службы, но продолжающих жить в закрытых и обособленных военных городках. Для них с 2020 года предлагается выплата денежной компенсации взамен права приватизации», — проинформировал Скаков. По его словам, это позволит (в случае выплаты) освободить существующий жилищный фонд и использовать его по прямому назначению.

Также предлагается взамен права приватизации разово выплатить денежную компенсацию военнослужащим с выслугой 20 лет и более, уволенным с воинской службы в период с 1 января 2013 года до 1 января 2018 года без предоставления жилья и не получившим компенсацию.

Продукт «Военный»

Как рассказала председатель правления «Жилстройсбербанк Казахстана» Ляззат Ибрагимова, система банка подразумевает, что человек должен накопить 50%.

«Но что получается с военнослужащими? Получая жилищные выплаты, им нужно сейчас арендовать либо стать сразу собственником жилья. Поэтому для них разрабатывается отдельный продукт, который называется «Военный», — сказала Ибрагимова.

«Вы можете взять 0%, в зависимости от вашей сегодняшней жилищной выплаты, но тогда сумма, на которую вы как военнослужащий будете утверждены, ваша кредитная заявка, она будет значительно меньше. Если вы копите вместе с нами до 30%, то тогда она будет больше и тогда можно будет купить квартиру большей площади», — продолжила председатель правления «Жилстройсбербанка».

Ибрагимова проинформировала, что размер жилищной выплаты зависит от региона.

«Берется ставка арендного платежа по Астане и всем регионам из агенства по статистике, умножается на количество детей. Например, военнослужащий, имеющий нижнее воинское звание капитана, но имеющий большее количество детей, может получать жилищную выплату больше, чем полковник. При этом у него будет право выбора. Жилищный займ — 5%, предварительный займ будет от 6,9 до 7,8% в зависимости от того, по какой ставке мы привлечем ресурсы из ЕНПФ», — резюмировала глава ЖССБК.

Сроки вступления в действие

В завершение презентации депутат Маулен Ашимбаев отметил, что парламентарии не намерены долго задерживать законопроект в мажилисе.

«Военнослужащие ждут, всем военнослужащим, которые не имеют жилья, очень хочется реализовать эту модель», — сказал Ашимбаев.

По его ожиданиям, в конце октября законопроект будет рассмотрен во втором чтении и направлен в сенат, а в декабре поступит на подпись главе государства. Тогда, в случае подписания проекта, документ может вступить в действие с 1 января следующего года.