Жилищный кодекс 13 статья

Оглавление:

Статья 13 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

Новая редакция Ст. 13 ЖК РФ

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3.1) установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3.2) определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;

8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;

8.3) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

8.4) осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

8.5) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;

8.6) определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

8.7) установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;

8.8) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Комментарий к Статье 13 ЖК РФ

Статья 13 Кодекса определяет компетенцию региональных органов государственной власти в области жилищных отношений.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации.

Как и в ст. 12 Кодекса, установившей компетенцию федеральных органов, в комментируемой статье перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений не является исчерпывающим. К компетенции региональных органов государственной власти в указанной области в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы.

Другой комментарий к Ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Полномочия Российской Федерации и ее субъектов по регулированию жилищных отношений разграничены в соответствии с нормами Конституции РФ. Так, в ведении Российской Федерации находятся вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина; в ведении субъектов РФ — вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 71, 72 Конституции РФ). Данная позиция отражена в Федеральном законе от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» . Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Исходя из этого, ЖК определил основы правового регулирования жилищных отношений и полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления в регламентации этих отношений (ст. 12, 13, 14).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В то же время разграничение полномочий никоим образом не означает «разделения» предметов федерального и регионального регулирования; общие подходы и требования к пользованию жильем, содержанию и использованию жилищного фонда вызывают необходимость единообразного регулирования ряда вопросов, касающихся жилищных отношений. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации на уровне субъектов РФ лишь в той мере, в какой они не урегулированы на федеральном уровне.

Кроме того, субъекты РФ решают вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией. Так, ЖК к их полномочиям относит: определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (ст. 13).

Полномочия федеральных органов государственной власти определены ст. 12, региональных — ст. 13, органов местного самоуправления — ст. 14.

2. Приведем несколько примеров разграничения полномочий, которые показывают тесную взаимосвязь функций соответствующих органов разных уровней:

1) к компетенции федеральных органов отнесено определение порядка государственного учета жилищных фондов (п. 1 ст. 12), к компетенции субъекта РФ — государственный учет жилищного фонда субъекта РФ (ст. 13). Органы местного самоуправления осуществляют учет муниципального жилищного фонда;

2) Российская Федерация определяет основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 3 ст. 12); субъекты РФ устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, которое находится в собственности членов семьи и подлежит налогообложению, в целях признания граждан малоимущими (п. 3 ст. 13); органы местного самоуправления — размер вышеназванных доходов и стоимости имущества, определяемый в тех же целях (п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 49);

3) Российская Федерация определяет порядок предоставления жилья малоимущим гражданам по договору социального найма (ст. 57 ЖК РФ); субъект РФ — порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ). Органы местного самоуправления ведут такой учет граждан и предоставляют малоимущим гражданам жилье из муниципального жилищного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 49 ЖК РФ);

4) Российская Федерация определяет иные категории граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ и порядок предоставления таких помещений (п. 5 и 6 ст. 12, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Субъекты РФ решают аналогичные вопросы в отношении своего жилищного фонда (п. 4 и 5 ст. 13, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). Органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда в случае наделения этих органов соответствующими государственными полномочиями (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ);

5) Российская Федерация определяет основания предоставления специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; субъект РФ — порядок предоставления специализированных жилых помещений своего жилищного фонда; орган местного самоуправления — порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (см. соответственно: п. 7 ст. 12, п. 2 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14, а также гл. 10 ЖК РФ);

6) Российская Федерация устанавливает основания и порядок признания жилья непригодным для проживания (п. 11 ст. 12); субъект РФ в соответствии с этим признает непригодными жилые помещения своего жилищного фонда (п. 6 ст. 13); органы местного самоуправления — жилые помещения муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14). Порядок и основания признания жилых помещений непригодными для проживания определяются Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ). К компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесено также признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания (п. 12 ст. 12);

7) определение условий и порядка переустройства жилых помещений возложено на Российскую Федерацию (п. 10 ст. 12), а согласование переустройства (согласно п. 7 ч. 1 ст. 14) — на органы местного самоуправления (см. гл. 4 ЖК РФ).

3. В части контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления осуществляют контроль только в пределах принадлежащего каждому жилищного фонда (п. 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14).

4. Вопросы, отнесенные исключительно к полномочиям Российской Федерации:

устанавливать требования к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и определять порядок организации и деятельности ЖК, ЖСК и ТСЖ (п. 2, 8, 9 ст. 12, разд. V и VI ЖК РФ);

устанавливать правила пользования жилыми помещениями, требования к жилым помещениям, их содержанию (п. 2, 13 ст. 12, ч. 4 ст. 17 ЖК РФ);

определять основания, порядок и условия выселения граждан (п. 14 ст. 12, ст. 79, 80, 83 — 91, 103 ЖК РФ. См. также ст. 687 и 688 ГК РФ. В отношении собственников жилья следует также иметь в виду ст. 293 ГК РФ «Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение»);

устанавливать структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы (п. 16 ст. 12, разд. VII ЖК РФ);

регулировать отдельные виды сделок с жилыми помещениями (п. 15 ст. 12).

5. Согласно ч. 9 ст. 57 ЖК субъекты РФ устанавливают порядок определения общей площади в случаях, предусмотренных ч. 8 ст. 57 ЖК РФ.

Органы местного самоуправления вправе переводить жилые помещения в нежилые и наоборот (п. 6 ч. 1 ст. 14, гл. 3 ЖК РФ); устанавливать учетную норму предоставления жилья (ч. 2 и 5 ст. 50 ЖК РФ).

6. В городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге перечни вопросов, отнесенных ЖК к полномочиям органов местного самоуправления, определяются законами данных субъектов РФ. Другие вопросы, отнесенные ЖК к полномочиям органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ (см. ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 157, ч. 4 ст. 158 и др.).

7. Вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, не исчерпываются ст. 12 — 14 ЖК РФ.

Так, помимо определяемых ст. 12 ЖК РФ, к вопросам, решаемым на федеральном уровне, ЖК относит: порядок выкупа жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд Российской Федерации (ч. 1 и 6 ст. 32); установление порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ч. 10 ст. 32); установление правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39); установление перечня соответствующих заболеваний, при которых проживание с лицом, страдающим этим заболеванием, в одной квартире невозможно, для решения вопроса постановки на учет нуждающихся в жилье (ст. 51), а также предоставления жилого помещения (ст. 58); утверждение типового договора социального найма жилого помещения (ст. 63); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100) и т.д. Иные вопросы, решаемые Российской Федерацией, могут быть определены другими федеральными законами (п. 18 ст. 12).

К полномочиям субъектов РФ (помимо вопросов, определяемых ст. 13 ЖК РФ) отнесены: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для нужд субъекта РФ (ч. 1 и 6 ст. 32); установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98); установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда субъекта РФ (ст. 104); установление порядка управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности субъекта РФ (ст. 163), и т.д. Иные вопросы могут быть определены согласно положению п. 9 ст. 13.

К полномочиям органов местного самоуправления (помимо вопросов, определяемых ст. 14) отнесены: выкуп жилого помещения в случае изъятия земельного участка для муниципальных нужд (ч. 1 и 6 ст. 32); установление учетной нормы и нормы предоставления (ст. 50); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст. 104), и т.д.

Комментарии к СТ 13 ЖК РФ

Статья 13 ЖК РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

Комментарий к статье 13 ЖК РФ:

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний, губернаторов, правительств, комитетов) в жилищной сфере также представлены как нормотворческими функциями (п. п. 2 — 5, 7 коммент. ст.), так и правоприменительными и контрольными полномочиями (п. п. 1, 6, 8, 8.1 коммент. ст.).

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ проявляются в части управленческих, административных отношений в жилищной сфере. Что же касается гражданских отношений в жилищной сфере, то их регулирование отнесено к ведению Российской Федерации — субъекты РФ не должны проявлять здесь инициативу. Как правильно отмечает В.Н. Литовкин, «принятие на уровне субъектов РФ головных законодательных актов, регулирующих всю группу, весь комплекс жилищных отношений, не имеет под собой нормативного правового основания. жилищное законодательство субъектов РФ не может возглавлять такой концептуальный акт, как жилищный кодекс субъекта РФ» (см.: Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2005. С. 35).

Нормативные правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным нормативным правовым актам. В пределах этого соответствия в них могут быть предусмотрены особенности правового регулирования отношений в жилищной сфере.

Более того, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере, в отличие от соответствующих полномочий органов государственной власти РФ и полномочий органов местного самоуправления, являются открытыми. Это следует из п. 9 коммент. ст., в которой определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере отнесены и иные вопросы, которые не отнесены к федеральным полномочиям и полномочиям органов местного самоуправления (сравните с п. 18 ст. 12 и подп. 10 п. 1 ст. 14 ЖК).

Перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в жилищной сфере, не является исчерпывающим.

В частности, в ЖК наряду со ст. 13 содержится ряд других норм, предусматривающих дополнительные полномочия органов государственной власти субъектов РФ: о порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан (ст. 49); о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения (п. 8 ст. 57); об установлении категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ст. 98), категорий граждан, которым предоставляются служебные квартиры (ст. 104); об условиях определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) (статья 156 ЖК РФ) и др.

Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3.1) установление порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

3.2) определение порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;

8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;

8.3) определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

8.4) осуществление мониторинга применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

8.5) осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;

8.6) определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

8.7) установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;

8.8) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 13 ЖК РФ

1. Регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72).

Комментируемая статья содержит достаточно подробный, но не исчерпывающий перечень полномочий субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. К их числу относятся:

1) государственный учет жилищного фонда субъекта Федерации.

В системной связи со ст. 12 ЖК РФ названное полномочие субъекта Федерации можно рассматривать как делегирование ему Российской федерацией права решать вопросы, связанные с учетом жилищного фонда субъекта Федерации по существу, определяя органы, на которые возложено исполнение этой обязанности, их компетенцию и т.д. Российская Федерация в этом вопросе оставляет за собой право определять лишь порядок, т.е. процедуру, ведения такого учета.

Рассматриваемое полномочие субъектов Федерации успешно реализовывается ими путем принятия соответствующих нормативных актов. Так, в г. Москве 7 апреля 2004 г. был принят Закон «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы», устанавливающий требования к порядку проведения на территории города системы наблюдения за техническим состоянием жилых домов, в рамках которой осуществляется сбор, систематизация и анализ информации о техническом состоянии жилых домов. С 3 ноября 2004 г. в г. Москве действует Закон «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве», регулирующий процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения и доведения до потребителей информации сведений о состоянии, использовании, эксплуатации, потребительских свойствах и технических характеристиках жилых помещений (квартир), а также формирования, изменения и аннулирования паспорта на жилое помещение;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд — это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

К компетенции субъектов Федерации ЖК РФ отнес определение порядка, т.е. процедуры предоставления указанных жилых помещений. Установление оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов входит в компетенцию Российской Федерации;

3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма, согласно концепции действующего ЖК РФ, должно иметь место в первую очередь в отношении такой категории социально незащищенных граждан, как малоимущие, что вытекает из предписаний ч. 1 ст. 7 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ.

Следует отметить, что многие субъекты Федерации еще до принятия ЖК РФ установили право на бесплатное получение жилых помещений по договору социального найма в зависимости от имущественного положения нуждающегося лица. Однако теперь к полномочиям субъектов Федерации отнесено лишь установление порядка, т.е. процедуры, определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими. Предельный размер совокупного дохода членов семьи и стоимость общего имущества членов семьи, позволяющие относить их к категории малоимущих, определяют органы местного самоуправления;

4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации.

Конституция РФ исходит из того, что не только малоимущие, но и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, имеют право на получение жилого помещения из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Таким образом, субъект Федерации вправе установить, кому кроме малоимущих граждан может быть предоставлено право на получение жилья из фонда субъекта Федерации.

Право на получение жилого помещения по договору социального найма может быть предоставлено любым категориям граждан при наличии материальных возможностей субъекта Федерации;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации.

Этот порядок может соответствовать федеральному порядку и порядку, установленному ЖК РФ, а может и отличаться от них, что следует из ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. Во всяком случае, субъекты Федерации не лишены возможности предусмотреть предоставление социального жилья определенным категориям граждан как в первоочередном, так и во внеочередном порядке и т.п.;

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации непригодными для проживания.

Поскольку основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания будет устанавливать Российская Федерация в лице Правительства РФ (см. комментарий к ст. 15 ЖК), субъект Федерации должен будет формировать соответствующие межведомственные комиссии, которые и будут рассматривать вопросы, связанные с признанием жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации непригодными для проживания. В г. Москве действует распоряжение мэра от 2 декабря 1999 г. N 1368-РМ «О порядке признания гибели или уничтожения жилых помещений (домов)». Этим распоряжением предписано выявлять жилые помещения (дома) независимо от форм собственности, отвечающие признакам погибшего или уничтоженного жилого помещения (дома), в том числе дома, длительное время (более трех лет) пустующие (отселенные, аварийные, с отключенными инженерными коммуникациями), в целях их сноса;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Это полномочие субъектов Федерации предписывает установить определенную процедуру того, как орган местного самоуправления должен вести учет граждан, нуждающихся в социальном жилье.

При установлении соответствующей процедуры органы законодательной власти субъектов Федерации иногда выходят за пределы предоставленных полномочий. Так, Определением Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 9-Г06-14 был признан недействующим Закон Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 179-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в той части, в которой им было введено предписание о 10-летнем сроке проживания на территории Нижегородской области как условии постановки граждан на соответствующий учет.

Верховный Суд указал, что указанное предписание вводит дополнительные условия принятия на учет граждан, не предусмотренные федеральным законом, и ограничивает права малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установленные ст. ст. 49, 52, 57 ЖК РФ;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным законодательством требованиям. Настоящий подпункт наряду с положением об обязанности учета жилищного фонда (подп. 1) устанавливает еще одно полномочие субъекта Федерации в области надлежащего использования жилищного фонда субъекта Федерации.

Соответствующий контроль возлагается на подразделения жилищной инспекции. В г. Москве подробный перечень полномочий Мосжилинспекции установлен Законом от 13 ноября 1996 г. «Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроля за их соблюдением».

2. К полномочиям субъекта Федерации могут быть отнесены и иные вопросы. Анализ ЖК РФ позволяет выявить следующие дополнительные полномочия органов власти субъектов Федерации в области жилищных отношений. К их числу относятся:

1) установление при предоставлении жилого помещения по договору социального найма размера его общей площади в случае, когда до такого предоставления лицо произвело действия по уменьшению размера занимаемых жилых помещений или по их отчуждению, а также срока, в течение которого такие действия подлежат учету (ст. 57 ЖК).

Законодатель имел в виду ситуацию, когда лицо, состоящее на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ухудшило определенным образом свои жилищные условия, вследствие чего может быть принято на учет нуждающихся лишь при определенных условиях;

2) замена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, на жилое помещение меньшего размера; установление иных оснований замены жилых помещений (ст. 81 ЖК);

3) включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение из него;

4) установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (см. комментарий к ст. ст. 98, 99 ЖК), а также порядка и условий предоставления им жилых помещений по договорам безвозмездного пользования из жилищного фонда, принадлежащего субъекту Федерации.

Это указание, как и положение ст. 109 ЖК РФ, которое отнесло к ведению законодательства субъектов Федерации определение не только порядка, но и условий предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору безвозмездного пользования, являющемуся гражданско-правовым договором, позволяет субъекту Федерации осуществлять правовое регулирование с превышением полномочий;

5) установление категорий граждан, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями из жилищного фонда, принадлежащего субъекту Федерации (ст. 104 ЖК);

6) установление порядка, условий предоставления и пользования жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения (ст. 107 ЖК).

В отношениях, касающихся платы за жилое помещение и коммунальные услуги, компетенция субъектов Федерации сводится к следующим правомочиям:

1) установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом; за пользование жилым помещением иными, помимо малоимущих, категориями граждан (ст. 156 ЖК);

2) установление нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, определяемом установленным уполномоченным Правительством РФ органом (ст. 157 ЖК);

3) утверждение тарифов для определения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157 ЖК);

4) определение нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК);

5) установление порядка (т.е. процедуры) и условий предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств бюджета субъекта Федерации (см. комментарий к ст. 160 ЖК).

В области управления жилищным фондом на субъект Федерации возлагается обязанность по установлению порядка управления жилыми домами, все помещения в которых находятся в собственности субъекта Федерации (см. комментарий к ст. 163 ЖК). Отдельные вопросы управления (например, выбор управляющей компании) могут решаться на уровне органов местного самоуправления.

3. Жилищный кодекс РФ представляет собой нормативный акт, в котором содержатся нормы разноотраслевого характера, в том числе относящиеся к области гражданско-правовых отношений. Конституция РФ 1993 г. закрепила приоритет Российской Федерации в регламентации гражданско-правовых отношений согласно п. «о» ст. 71, а также ее право на издание основополагающих актов в области жилищного законодательства, являющегося сферой совместной компетенции (п. «к» ст. 72).

Буквальное прочтение Конституции РФ, как представляется, позволяет утверждать, что любое гражданско-правовое регулирование, в том числе и в жилищной сфере, может осуществляться только и исключительно федеральным законодателем. Этот вывод сохраняет свою силу и для тех ситуаций, когда субъект Федерации или муниципальное образование как собственники того или иного имущества сочтут необходимым принять собственные нормативные акты в этой области. Подтверждением тому служит и правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная им, в частности, в Определении от 5 ноября 1998 г. N 147-О, в котором Конституционный Суд РФ однозначно указал на то, что субъекты Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам, отнесенным ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации.

Соответствующий вывод содержится и в специальных исследованиях по жилищному законодательству . Тем не менее субъекты Федерации иногда вторгаются в компетенцию Российской Федерации, осуществляя собственное регулирование гражданско-правовой части жилищных отношений. Поэтому, как неоднократно отмечалось, во избежание нарушения конституционных принципов разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами следует исходить из того, что субъекты Федерации вправе и обязаны развивать исключительно административно-правовую часть жилищного законодательства, соблюдая при этом еще одно очень важное конституционное положение, согласно которому исключительной компетенцией Российской Федерации является регулирование прав и свобод человека и гражданина (п. «в» ст. 71 Конституции РФ), а субъекты Федерации управомочены лишь защищать уже установленные права и свободы человека и гражданина (п. «б» ст. 72 Конституции РФ). Это означает, что регулирование жилищных отношений с участием граждан не предполагает права субъекта Федерации ни устанавливать какие-либо новые права и свободы, ни отменять те, которые введены федеральным законодателем.
———————————
Так, в монографии «Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации» (М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2003. С. 628) В.Н. Литовкин указывает: «Никаких полномочий регулировать гражданские отношения в жилищной сфере у субъекта Российской Федерации изначально нет. Исключительные права по своей природе не могут быть переданы иному уровню государственной власти без изменения конституционной нормы. Формулировка пункта «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации без изменения пункта «о» статьи 71 не может быть истолкована как делегирование полномочий субъектам Российской Федерации регулировать часть гражданских отношений применительно к жилищной сфере».

Представляется, что компетенция субъектов Федерации в этой части может быть сведена к изменению объема наличествующих прав и свобод, но лишь к такому изменению, которое не может снижать установленный федеральный уровень. Иными словами, субъекты Федерации вправе устанавливать лишь более высокий собственный уровень защиты тех или иных прав и свобод по сравнению с федеральной планкой.

Как показывает практика, очевидно стремление ряда субъектов Федерации пойти по пути принятия актов, регулирующих весь комплекс жилищных отношений, включая и те из них, которые относятся к области гражданско-правовых. Такие акты принимаются постоянно, и, как справедливо указывалось в литературе, «сдержать это нормотворчество посредством запретов и наказаний невозможно ввиду наличия пробелов в законодательстве…» . Цивилисты видят решение этой проблемы, в частности, в том, чтобы наделить субъекты Федерации некоторыми нормативными полномочиями по определенному кругу вопросов гражданского права локального значения, что может быть достигнуто посредством включения соответствующих норм в ГК РФ .
———————————
Садиков О.Н. Концепция развития гражданского законодательства // Концепция развития российского законодательства. М.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения, 2004. С. 193.

Жилищный кодекс Украины

с изменениями от 22.05.2018

Задачами жилищного законодательства Украины являются регулирование жилищных отношений с целью обеспечения гарантированного Конституцией Украины права граждан на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также упрочение законности в области жилищных отношений

Содержание Жилищного кодекса Украины

Раздел 1. Общие положения (ст.ст.1-12)

Раздел 2. Управление жилым фондом (ст.ст.13-30)

Найти компанию:

  • Глава 1. Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда. (ст.ст.31-60)
  • Глава 2. Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного фонда (ст.ст.61-117)
  • Глава 3. Пользование служебными жилыми помещениями (ст.ст.118-126-1)
  • Глава 4. Пользование общежитиями (ст.ст.127-132)
  • Глава 4-1. Пользование жилыми помещениями из фондов жилья для временного проживания (ст.ст.132-1 — 132-2)
  • Глава 5. Обеспечение граждан жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов и пользование ими. (ст.ст.133-149)
  • Глава 6. Пользование жилыми помещениями в домах (квартирах) частного жилого фонда (ст.ст.150-174)

Раздел 7. Заключительные положения (ст.ст.192-193)

Жилищный кодекс 13 статья

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ)

Жилищный кодекс Российской Федерации в действующей редакции 2018 года (с комментариями)

К наиболее часто применяемым при разрешении споров нормам права статей Жилищного кодекса РФ приведены комментарии в виде извлечений из разъяснений Верховного Суда РФ (Пленума ВС РФ, обзоров судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ), а также ссылки на уже опубликованные на нашем сайте материалы (статьи, комментарии, обзоры и обобщения судебной практики).

По мере внесения изменений и дополнений в Жилищный кодекс РФ, а также появления новых разъяснений Верховного Суда РФ, мы будем вносить правки в тексты статей ЖК РФ и комментариев к ним.

Ниже представлен текст документа:

Жилищный кодекс РФ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ

Начало действия редакции — 01.09.2018 года (ред 68).

29 декабря 2004 года

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1 Жилищного кодекса РФ. Основные начала жилищного законодательства
Статья 2 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
Статья 3 Жилищного кодекса РФ. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения
Статья 4 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
Статья 5 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательство
Статья 6 Жилищного кодекса РФ. Действие жилищного законодательства во времени
Статья 7 Жилищного кодекса РФ. Применение жилищного законодательства по аналогии
Статья 8 Жилищного кодекса РФ. Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Статья 9 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательство и нормы международного права
Статья 10 Жилищного кодекса РФ. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей
Статья 11 Жилищного кодекса РФ. Защита жилищных прав
Статья 12 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 13 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
Статья 14 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Статья 15 Жилищного кодекса РФ. Объекты жилищных прав
Статья 16 Жилищного кодекса РФ. Виды жилых помещений
Статья 17 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением
Статья 18 Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация прав на жилые помещения
Статья 19 Жилищного кодекса РФ. Жилищный фонд
Статья 20 Жилищного кодекса РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
Статья 21 Жилищного кодекса РФ. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение
и нежилого помещения в жилое помещение

Статья 22 Жилищного кодекса РФ. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 23 Жилищного кодекса РФ. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
Статья 24 Жилищного кодекса РФ. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Статья 25 Жилищного кодекса РФ. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
Статья 26 Жилищного кодекса РФ. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Статья 27 Жилищного кодекса РФ. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Статья 28 Жилищного кодекса РФ. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
Статья 29 Жилищного кодекса РФ. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

Раздел II. Право собственности
и другие вещные права на жилые помещения

Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения
и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан

Статья 30 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности собственника жилого помещения
Статья 31 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении
Статья 32 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 33 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
Статья 34 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением
Статья 35 Жилищного кодекса РФ. Выселение гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением

Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Общее собрание таких собственников

Статья 36 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 36.1 Жилищного кодекса РФ. Общие денежные средства, находящиеся на специальном счете
Статья 37 Жилищного кодекса РФ. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме
Статья 38 Жилищного кодекса РФ. Приобретение доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме при приобретении помещения в таком доме
Статья 39 Жилищного кодекса РФ. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Статья 40 Жилищного кодекса РФ. Изменение границ помещений в многоквартирном доме
Статья 41 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на общее имущество собственников комнат в коммунальной квартире
Статья 42 Жилищного кодекса РФ. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире
Статья 43 Жилищного кодекса РФ. Содержание общего имущества в коммунальной квартире
Статья 44 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 44.1 Жилищного кодекса РФ. Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 45 Жилищного кодекса РФ. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 46 Жилищного кодекса РФ. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 47 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования
Статья 47.1 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы
Статья 48 Жилищного кодекса РФ. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые
по договорам социального найма

Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения
по договору социального найма

Статья 49 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Статья 50 Жилищного кодекса РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Статья 51 Жилищного кодекса РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 52 Жилищного кодекса РФ. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 53 Жилищного кодекса РФ. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Статья 54 Жилищного кодекса РФ. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 55 Жилищного кодекса РФ. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56 Жилищного кодекса РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 58 Жилищного кодекса РФ. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Статья 59 Жилищного кодекса РФ. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Глава 8. Социальный наем жилого помещения

Статья 60 Жилищного кодекса РФ. Договор социального найма жилого помещения
Статья 61 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением по договору социального найма
Статья 62 Жилищного кодекса РФ. Предмет договора социального найма жилого помещения
Статья 63 Жилищного кодекса РФ. Форма договора социального найма жилого помещения
Статья 64 Жилищного кодекса РФ. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
Статья 65 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 66 Жилищного кодекса РФ. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 67 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 68 Жилищного кодекса РФ. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 69 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
Статья 70 Жилищного кодекса РФ. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
Статья 71 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
Статья 72 Жилищного кодекса РФ. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
Статья 73 Жилищного кодекса РФ. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
Статья 74 Жилищного кодекса РФ. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
Статья 75 Жилищного кодекса РФ. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
Статья 76 Жилищного кодекса РФ. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 77 Жилищного кодекса РФ. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 78 Жилищного кодекса РФ. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 79 Жилищного кодекса РФ. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
Статья 80 Жилищного кодекса РФ. Временные жильцы
Статья 81 Жилищного кодекса РФ. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
Статья 82 Жилищного кодекса РФ. Изменение договора социального найма жилого помещения
Статья 83 Жилищного кодекса РФ. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
Статья 84 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
Статья 85 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
Статья 86 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
Статья 87 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
Статья 87.1 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
Статья 87.2 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
Статья 88 Жилищного кодекса РФ. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
Статья 89 Жилищного кодекса РФ. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
Статья 90 Жилищного кодекса РФ. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
Статья 91 Жилищного кодекса РФ. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения

Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма
жилых помещений жилищного фонда социального использования

Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования

Статья 91.1 Жилищного кодекса РФ. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.2 Жилищного кодекса РФ. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.3 Жилищного кодекса РФ. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.4 Жилищного кодекса РФ. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.5 Жилищного кодекса РФ. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.6 Жилищного кодекса РФ. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.7 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.8 Жилищного кодекса РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.9 Жилищного кодекса РФ. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
Статья 91.10 Жилищного кодекса РФ. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.11 Жилищного кодекса РФ. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.12 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма
жилых помещений жилищного фонда социального использования

Статья 91.13 Жилищного кодекса РФ. Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.14 Жилищного кодекса РФ. Учет наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.15 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

Раздел III.2. Наемные дома

Статья 91.16 Жилищного кодекса РФ. Наемный дом
Статья 91.17 Жилищного кодекса РФ. Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома
Статья 91.18 Жилищного кодекса РФ. Учет наемных домов социального использования
Статья 91.19 Жилищного кодекса РФ. Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наемного дома социального использования
Статья 91.20 Жилищного кодекса РФ. Управление наемным домом

Раздел IV. Специализированный жилищный фонд

Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда

Статья 92 Жилищного кодекса РФ. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Статья 93 Жилищного кодекса РФ. Назначение служебных жилых помещений
Статья 94 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений в общежитиях
Статья 95 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений маневренного фонда
Статья 96 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
Статья 97 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 98 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 98.1 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Статья 99 Жилищного кодекса РФ. Основания предоставления специализированных жилых помещений
Статья 100 Жилищного кодекса РФ. Договор найма специализированного жилого помещения
Статья 101 Жилищного кодекса РФ. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
Статья 102 Жилищного кодекса РФ. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
Статья 103 Жилищного кодекса РФ. Выселение граждан из специализированных жилых помещений
Статья 104 Жилищного кодекса РФ. Предоставление служебных жилых помещений
Статья 105 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений в общежитиях
Статья 106 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений маневренного фонда
Статья 107 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения
Статья 108 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 109 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 109.1 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов

Статья 110 Жилищного кодекса РФ. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
Статья 111 Жилищного кодекса РФ. Право на вступление в жилищные кооперативы
Статья 112 Жилищного кодекса РФ. Организация жилищного кооператива
Статья 113 Жилищного кодекса РФ. Устав жилищного кооператива
Статья 114 Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация жилищного кооператива
Статья 115 Жилищного кодекса РФ. Органы управления жилищного кооператива
Статья 116 Жилищного кодекса РФ. Управление в жилищном кооперативе
Статья 116.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к должностным лицам жилищного кооператива
Статья 117 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание членов жилищного кооператива
Статья 118 Жилищного кодекса РФ. Правление жилищного кооператива
Статья 119 Жилищного кодекса РФ. Председатель правления жилищного кооператива
Статья 120 Жилищного кодекса РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива
Статья 121 Жилищного кодекса РФ. Прием в члены жилищного кооператива
Статья 122 Жилищного кодекса РФ. Реорганизация жилищного кооператива
Статья 123 Жилищного кодекса РФ. Ликвидация жилищного кооператива
Статья 123.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации и деятельности жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома
Статья 123.2 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива

Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов

Статья 124 Жилищного кодекса РФ. Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
Статья 125 Жилищного кодекса РФ. Право на пай члена жилищного кооператива
Статья 126 Жилищного кодекса РФ. Временные жильцы в жилом помещении в доме жилищного кооператива
Статья 127 Жилищного кодекса РФ. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
Статья 128 Жилищного кодекса РФ. Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
Статья 129 Жилищного кодекса РФ. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива
Статья 130 Жилищного кодекса РФ. Прекращение членства в жилищном кооперативе
Статья 131 Жилищного кодекса РФ. Преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива в случае наследования пая
Статья 132 Жилищного кодекса РФ. Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива
Статья 133 Жилищного кодекса РФ. Выселение бывшего члена жилищного кооператива
Статья 134 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома

Раздел VI. Товарищество собственников жилья

Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья

Статья 135 Жилищного кодекса РФ. Товарищество собственников жилья
Статья 136 Жилищного кодекса РФ. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
Статья 137 Жилищного кодекса РФ. Права товарищества собственников жилья
Статья 138 Жилищного кодекса РФ. Обязанности товарищества собственников жилья
Статья 139 Жилищного кодекса РФ. Утратила силу
Статья 140 Жилищного кодекса РФ. Реорганизация товарищества собственников жилья
Статья 141 Жилищного кодекса РФ. Ликвидация товарищества собственников жилья
Статья 142 Жилищного кодекса РФ. Объединение товариществ собственников жилья

Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Статья 143 Жилищного кодекса РФ. Членство в товариществе собственников жилья
Статья 143.1 Жилищного кодекса РФ. Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 144 Жилищного кодекса РФ. Органы управления товарищества собственников жилья
Статья 145 Жилищного кодекса РФ. Общее собрание членов товарищества собственников жилья
Статья 146 Жилищного кодекса РФ. Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья
Статья 147 Жилищного кодекса РФ. Правление товарищества собственников жилья
Статья 148 Жилищного кодекса РФ. Обязанности правления товарищества собственников жилья
Статья 149 Жилищного кодекса РФ. Председатель правления товарищества собственников жилья
Статья 150 Жилищного кодекса РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
Статья 151 Жилищного кодекса РФ. Средства и имущество товарищества собственников жилья
Статья 152 Жилищного кодекса РФ. Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153 Жилищного кодекса РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 154 Жилищного кодекса РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 155 Жилищного кодекса РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 156 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за жилое помещение
Статья 156.1 Жилищного кодекса РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 157 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за коммунальные услуги
Статья 157.1 Жилищного кодекса РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги
Статья 157.2 Жилищного кодекса РФ. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
Статья 158 Жилищного кодекса РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
Статья 159 Жилищного кодекса РФ. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Статья 160 Жилищного кодекса РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Раздел VIII. Управление многоквартирными домами

Статья 161 Жилищного кодекса РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
Статья 161.1 Жилищного кодекса РФ. Совет многоквартирного дома
Статья 162 Жилищного кодекса РФ. Договор управления многоквартирным домом
Статья 163 Жилищного кодекса РФ. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
Статья 164 Жилищного кодекса РФ. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
Статья 165 Жилищного кодекса РФ. Создание условий для управления многоквартирными домами

Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах

Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества
в многоквартирных домах и порядке его финансирования

Статья 166 Жилищного кодекса РФ. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Статья 167 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Статья 168 Жилищного кодекса РФ. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Статья 169 Жилищного кодекса РФ. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Статья 170 Жилищного кодекса РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда
Статья 171 Жилищного кодекса РФ. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт
Статья 172 Жилищного кодекса РФ. Контроль за формированием фонда капитального ремонта
Статья 173 Жилищного кодекса РФ. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта
Статья 174 Жилищного кодекса РФ. Использование средств фонда капитального ремонта

Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете

Статья 175 Жилищного кодекса РФ. Специальный счет
Статья 175.1 Жилищного кодекса РФ. Специальный депозит
Статья 176 Жилищного кодекса РФ. Особенности открытия и закрытия специального счета
Статья 177 Жилищного кодекса РФ. Совершение операций по специальному счету

Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта
региональным оператором. Деятельность регионального оператора
по финансированию капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах

Статья 178 Жилищного кодекса РФ. Правовое положение регионального оператора
Статья 178.1 Жилищного кодекса РФ. Требования к руководителю регионального оператора, кандидату на должность руководителя регионального оператора
Статья 179 Жилищного кодекса РФ. Имущество регионального оператора
Статья 180 Жилищного кодекса РФ. Функции регионального оператора
Статья 181 Жилищного кодекса РФ. Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора
Статья 182 Жилищного кодекса РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Статья 183 Жилищного кодекса РФ. Учет фондов капитального ремонта региональным оператором
Статья 184 Жилищного кодекса РФ. Возврат средств фонда капитального ремонта
Статья 185 Жилищного кодекса РФ. Основные требования к финансовой устойчивости деятельности регионального оператора
Статья 186 Жилищного кодекса РФ. Контроль за деятельностью регионального оператора
Статья 187 Жилищного кодекса РФ. Отчетность и аудит регионального оператора
Статья 188 Жилищного кодекса РФ. Ответственность регионального оператора

Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

Статья 189 Жилищного кодекса РФ. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Статья 190 Жилищного кодекса РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
Статья 190.1 Жилищного кодекса РФ. Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения
​Статья 191 Жилищного кодекса РФ. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Статья 192 Жилищного кодекса РФ. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
Статья 193 Жилищного кодекса РФ. Лицензионные требования
Статья 194 Жилищного кодекса РФ. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
Статья 195 Жилищного кодекса РФ. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
Статья 196 Жилищного кодекса РФ. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
Статья 197 Жилищного кодекса РФ. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора
Статья 198 Жилищного кодекса РФ. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра
Статья 199 Жилищного кодекса РФ. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
Статья 200 Жилищного кодекса РФ. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием
Статья 201 Жилищного кодекса РФ. Лицензионная комиссия
Статья 202 Жилищного кодекса РФ. Квалификационный аттестат

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
29 декабря 2004 года
N 188-ФЗ